Научная статья на тему 'Открытые данные в налогообложении: отечественная и зарубежная практика применения'

Открытые данные в налогообложении: отечественная и зарубежная практика применения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
420
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / TAX / TAXATION / OPEN DATA / LEGAL REGULATION / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Викторова Наталья Геннадьевна, Яблоков Дмитрий Юрьевич

Анализируются вопросы применения открытых данных по налогообложению в России и странах G7, рассмотрена этимология термина «открытые данные», выявлено текущее состояние отечественной теории и практики в отношении открытия налоговой информации для граждан и бизнеса. Акцент сделан на правовом регулировании предметной области в Соединенных Штатах Америки государства-лидера в публикации открытых данных. Для сравнения рассмотрены нормативно-правовые акты Российской Федерации по размещению и распространению налоговыми органами наборов открытых данных. Выявлены проблемы и предложены подходы к формированию открытых данных для повышения эффективности государственного управления в налоговой сфере и прозрачности налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open Data in Taxation: Domestic and Foreign Practice of Application

The article explores the issues of using open data on taxation in Russia and the countries of the G7. It considers the etymology of the term “open data”, and elaborates on the current state of affairs in the domestic theory and practice relating to opening tax information to citizens and businesses. Particular emphasis is placed on legal regulation of the domain in the United States, which is the leader in the publication of open data. For the purpose of comparison, the authors take a close look at Russia's regulations concerning the placement and distribution of open data sets by tax authorities. Finally, the paper identifies problems and proposes approaches to the formation of open data to improve the efficiency of public administration in the tax field and transparency of tax administration.

Текст научной работы на тему «Открытые данные в налогообложении: отечественная и зарубежная практика применения»

ВИКТОРОВА Наталья Геннадьевна

Кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и налогового моделирования

Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет

194021, РФ, г. Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50 Контактный телефон: (812) 297-96-03 e-mail: viknata@mail.ru

ЯБЛОКОВ Дмитрий Юрьевич

Аспирант кафедры бухгалтерского учета и налогового моделирования

Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет

194021, РФ, г. Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, 50 Контактный телефон: (812) 297-96-03 e-mail: dmiyab@spbtei.ru

Открытые данные в налогообложении: отечественная и зарубежная практика применения

Анализируются вопросы применения открытых данных по налогообложению в России и странах G7, рассмотрена этимология термина «открытые данные», выявлено текущее состояние отечественной теории и практики в отношении открытия налоговой информации для граждан и бизнеса. Акцент сделан на правовом регулировании предметной области в Соединенных Штатах Америки - государства-лидера в публикации открытых данных. Для сравнения рассмотрены нормативно-правовые акты Российской Федерации по размещению и распространению налоговыми органами наборов открытых данных. Выявлены проблемы и предложены подходы к формированию открытых данных для повышения эффективности государственного управления в налоговой сфере и прозрачности налогового администрирования.

JEL classification: H20, C82

Ключевые слова: налог; налогообложение; открытые данные; правовое регулирование; государственное управление.

Согласно прогнозу Правительства РФ, приоритетным направлением научно-технологического развития России до 2030 г. являются информационно-коммуникационные технологии, а одним из окон возможностей такого развития выступают открытые данные, создание и распространение наборов данных в машиночитаемом формате1. Феномен открытых данных нельзя назвать инновационным. Его начали исследовать и применять за рубежом с 2003 г.2 Основная идея - предоставление каждому пользователю возможности открытого доступа к актуальной и полной информации служб национального и международного уровня для его комфортной деятельности и участия в государственном управлении. Мировая практика свидетельствует, что открытие

1 Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://consuItant.ru.

2 Анализ международных практик поддержки R&D по направлению «Открытые Данные» / Российский офис Консорциума W3C при поддержке Центра семантических технологий НИУ ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/data/2013/06/20/1286611283/AnaIiz_mezdunar_practic.pdf.

м s я

данных позволяет гражданам, общественным организациям и хозяйствующим субъектам стать более информированными о происходящих в стране, городе или в любом государственном органе процессах (экономических, социальных), а значит, стимулирует к участию в их улучшении. Согласно оценке McKinsey & Company, применение открытых данных может повлиять на увеличение объема мировой экономики ежегодно на 3 трлн дол. США [10].

Этимология термина «открытые данные» достаточно устойчивая. Так, например, схожие дефиниции представлены Институтом открытых данных1 и Некоммерческой сетевой ассоциацией. Они отражают функциональный характер взаимодействия пользователя с открытыми данными в части доступа к ним и дальнейшего использования. Генеалогия «открытых данных» подробно рассмотрена в работе [11]. Научно-методологический подход отражен в определении, которое приведено в Википедии: «Открытые данные - концепция, отражающая идею о том, что определенные данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля»2. Для практического применения важна официальная трактовка искомого понятия: «Открытые данные - информация, размещенная в сети Интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования»3.

Отметим, что в области открытых данных проводится много исследований, но в большинстве своем они посвящены общим проблемам и принципам [6; 7]. Применение открытых данных в конкретных сферах общественной жизни отражено в трудах по химии [15; 16], экологии [4], биологии [14], геоинформатике [1], информатике [13], в экономике и государственном управлении [5; 8; 9; 12]. В сфере налогообложения соответствующие исследования отсутствуют, хотя практика применения открытых данных успешно реализуется налоговыми органами4. Таким образом, можно сделать вывод об отставании отечественной теории от практики в этой области. Цель настоящего исследования - анализ нормативно-правового регулирования и практики предоставления государственными органами открытых данных по налогообложению в России и за рубежом. Публикация открытых данных в той или иной стране базируется на общих и специальных нормах права. Охарактеризуем и сравним законодательную базу в предметной области двух стран - Российской Федерации и лидера по открытию данных Соединенных Штатов Америки.

Для обеспечения прозрачности функционирования государственных органов в России принят Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В документе отражены принципы и способы обеспечения доступа к такой информации, а также виды информации, доступ к которой ограничен.

В развитие к вышеназванному закону Правительством РФ подготовлено несколько нормативно-правовых актов: постановление от 10 июля 2013 г. № 5835, в котором

1 What makes data open? / Open Data Institute. URL: https://theodi.org/guides/what-open-data.

2 Открытые данные // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ Открытые_данные.

3 Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://consultant.ru.

4 Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. URL: http://www.nalog.ru.

5 Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных : постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 583.

отражены: правила отнесения информации в форме открытых данных к общедоступной размещаемой в сети Интернет информации, порядок определения периодичности ее размещения; распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р1, устанавливающее перечень общедоступной информации о деятельности государственных органов, размещаемой в сети Интернет в форме открытых данных; методические рекомендации по публикации открытых данных государственных органов и органов местного самоуправления и технических требований к публикации открытых данных, детально определяющие состав публикуемых данных. Все вышеперечисленные документы приняты указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 6012.

С 2009 по 2013 г. Администрация Президента США выпустила ряд основных документов, касающихся открытых данных. Так, 21 января 2009 г. опубликован «Меморандум о прозрачности и открытости правительства»3, декларирующий, что прозрачность способствует повышению ответственности государства, в связи с чем необходимо предоставление информации о деятельности правительства, что информация, содержащаяся на уровне федерального правительства, является национальным достоянием. Утверждается, что распространение информации происходит очень быстро, и государственные должностные лица должны извлечь выгоду из наличия доступа к ней общественности; они обязаны использовать инновационные инструменты, методы и системы для взаимодействия на всех уровнях, а также с некоммерческими организациями, предприятиями и населением. Во исполнение вышеуказанного меморандума 8 декабря 2009 г. была принята директива «Открытое правительство», известная как «Меморандум Бюро управления бюджетом М-10-06»4. В ней определены конкретные меры для реализации принципов прозрачности и сотрудничества в области открытых данных.

В мае 2012 г. в США опубликован документ под названием «Стратегия цифрового правительства»5. В нем указано, какая информация, кто, каким способом и в каких форматах должен ее размещать, установлены режимы доступа и защиты данных. Открытые данные, публикуемые американским правительством в сети Интернет, не должны попадать под действие указа президента № 13526 и ряда нормативно-правовых документов, регламентирующих распространение информации. Размещение, обработку или передачу информации в форме открытых данных осуществляют государственные органы США в соответствии со своими полномочиями. Особое внимание уделяется беспроводному доступу к ресурсам с информацией. В 2013 г. был выпущен меморандум об использовании открытых данных в качестве актива6 на протяжении всего жизненного цикла с учетом защиты информации, расширения доступа к ней, повышения качества услуг. Речь идет об информационных ресурсах, размещаемых на портале открытых

1 О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных : распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р.

2 Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601.

3 Memorandum on Transparency and Open Government, January 21, 2009. («The 2009 Memorandum»). URL: https://www.whitehouse.gov/the_press_office/TransparencyandOpenGovernment.

4 The Open Government Directive, December 8, 2009. («The Directive», also known as OMB Memorandum M-10-06). URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/omb/assets/memoranda_2010/ m10-06.pdf.

5 Digital Government: Building a 21st Century Platform to Better Serve the American People («The Digital Government Strategy»). URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/omb/egov/digital-government/digital-government-strategy.pdf.

6 American Recovery and Reinvestment Act of 2009. URL: http://www.recovery.gov/arra/About/ Pages/The_Act.aspx.

данных американских государственных органов с целью привлечения широкого круга заинтересованных лиц1.

На саммите 08 18 июня 2013 г. была подписана «Хартия открытых данных», в которой сказано, что все государственные данные должны публиковаться открыто. Однако работа по обеспечению открытости системы государственного управления затрагивает не только национальный уровень, но и сотрудничество со странами-партнерами. Страны 08 обязались составить программу действий в этом направлении до конца 2015 г. Россия, являясь в то время участницей 08, присоединилась к идее размещения информации на едином портале открытых данных2.

Непосредственно в области налогообложения в РФ порядок размещения открытых данных регулируется приказом ФНС России от 24 декабря 2013 г. № ММВ 7-6/635@3. Публикацию наборов открытых данных осуществляет редактор интернет-сайта (это сотрудник или группа сотрудников технического подразделения). В форме открытых данных могут быть размещены следующие сведения: статистическая информация, информация о проведенных плановых и выездных проверках, различные реестры на конкретные виды деятельности, а также иная информация о деятельности Федеральной налоговой службы.

Состав и структура набора данных определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 583. Набор открытых данных публикуется в одном из открытых форматов, позволяющем автоматизированно обработать информацию. Периодичность размещения сведений установлена Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ, но налоговые органы могут обновлять наборы открытых данных исходя из их актуальности и достоверности.

В США размещение наборов открытых данных в области налогообложения регулируется меморандумом М-13-134. Как и в России, публикацию открытых данных осуществляет ответственное лицо уполномоченного органа. Открытая информация в США состоит в основном из статистической отчетности по тому или иному налогу, сбору, обязательному платежу. Как и в приказе Федеральной налоговой службы, в меморандуме конкретно не определен формат публикуемых данных. Сказано только, что они предоставляются в удобном, изменяемом и открытом формате, а также должны позволять автоматизированную обработку информации. Описание набора открытых данных не отличается от российского. Туда включается также полная информация об ответственном лице, дате публикации (изменения), описание полей элементов данных и составление паспорта набора. Но есть и существенное отличие. Для формирования американского набора данных обозначена цель - повышение интереса населения, бизнеса в области инновационных проектов, а также использование для научных исследований, чтобы улучшить качество жизни граждан США. Цель российского набора данных - создание условий для получения максимального международного, политического, социального и экономического эффекта от их использования гражданами РФ, бизнес-сообществом и другими слоями общества.

Наборы открытых данных в США, как и в России, публикуются по открытой лицензии с возможностью последующего их изменения и использования. Открытые данные предоставляются гражданам США по мере потребности в них.

1 Портал открытых данных США. URL: http://data.gov.ru.

2 Портал открытых данных Российской Федерации. URL: http://data.gov.ru.

3 Об официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы : приказ ФНС России от 24 декабря 2013 г. № ММВ-7-6/635@ (ред. от 29 августа 2014 г.).

4 Memorandum on Open Data Policy - Managing Information as an Asset, May 9, 2013 («The Open Data Memorandum», also known as M-13-13). URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/ omb/memoranda/2013/m-13-13.pdf.

По состоянию на 19 октября 2015 г. на портале открытых данных американского правительства осуществляется поиск по 189 415 наборам, представленных в форме открытых данных1. Они разделены на 14 категорий. Налоговая информация отражена 1 241 набором открытых данных. В них содержатся официальные сведения и данные, предоставленные крупными исследовательскими университетами США. Информацию можно найти по каждому интересующему штату, по каждому налогу и сбору. Для сравнения, по состоянию на ту же дату на правительственном портале содержится 3 890 наборов открытых данных. Они разделены на 16 категорий. Налоговая информация включает в себя 15 наборов. На официальном сайте Федеральной налоговой службы России действует рубрика «открытые данные», которая включает 36 наборов данных. Сравнительная информация по наборам открытых данных приведена в таблице.

Публикация наборов открытых данных в США и РФ по состоянию на 19 октября 2015 г.

Показатель США Россия

Общее количество наборов открытых данных правительства 189415 3 890

Количество категорий, содержащих открытые данные правительства 14 16

Количество наборов открытых данных в налоговой сфере 1 241 36

Количество открытых данных в налоговой сфере, содержащих информацию по конкретным регионам страны 496 1

Актуальность представляемых данных (год) 2015 2014

Как видно из таблицы, количество наборов открытых данных американского портала, по сравнению с российским, больше в 48,7 раз, а данных налоговой сферы - в 30 раз. В России представлены открытые данные регионального уровня по налогообложению только Архангельской области.

Сравнение нормативно-правового регулирования и практики применения открытых данных в России и США выявило ряд проблем. Во-первых, большинство данных в России находятся в цифровом, но не машиночитаемом виде, а это усложняет первичную обработку и дальнейший анализ данных. Во-вторых, многим ведомствам и службам неясны цели собираемой и публикуемой ими информации, что приводит к формализации процессов открытия данных, отсутствию интереса в расширении линейки наборов данных, непониманию важности применения таких сведений для государства, граждан и бизнеса. В-третьих, в России имеет место проблема низкого общественного и научного участия в формировании и использовании открытых данных, что негативно сказывается на государственном управлении.

Отметим, что наборы данных налогового характера в РФ чаще используют для справочных нежели научных целей. Так, например, в актуальном состоянии находятся открытые данные справочного сервиса «Адреса и платежные реквизиты инспекций». По состоянию на 2 ноября 2015 г. он был загружен 36 раз (дата последнего внесения изменений 13 октября 2015 г.). Набор данных включает сведения о 869 инспекциях ФНС России. Набор данных «Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности (1-НОМ)» показывает статистическую информацию, которая важна в исследовательских целях, однако дата последнего внесения изменений 1 января 2014 г. Это свидетельствует о смещении приоритетов налоговых органов к практикоориентированной информации.

Российская Федерация, несмотря на сформированную законодательную базу, отстает от США по степени прозрачности и участии граждан, научных организаций и иных заинтересованных лиц. Это обусловлено низким процентом опубликованных

1 Портал открытых данных США. иЯЬ: http://data.gov.ru.

наборов открытых данных, а также их разбросом по различным ведомствам и службам. Специалистами Capgemini Consulting в 2012 г. были проанализированы 23 страны, которые предоставили наибольший объем данных (рис. 1).

Высокий

В! S Я cd

п о

т

д

§

R и S о и

Н и ю о

it

Лидеры

Син^^р И' Начинающие / Дания Новая

ОАЭ и Марокко

Низкий Доступность данных Высокий

Рис. 1. Сравнительный анализ стран по объему переданных открытых данных в 2012 г.1

Страны разделены на три разные категории: «начинающие», «последователи» и «лидеры». Размер окружности показывает уровень государственной поддержки в области открытых данных. Как видно из рис. 1, США являются лидером в этой сфере. Россия в исследовании участие не принимала, однако с учетом информации, отраженной на рис. 2, ее можно отнести к группе «начинающих» стран.

2012

2013

2014

19.10.2015

Рис. 2. Динамика публикации наборов информации на Портале открытых данных РФ2

1 Источник: The Open Data Economy. Unlocking Economic Value by Opening Government and Public Data / Capgemini Consulting. URL: https://www.capgemini-consulting.com/resource-file-access/ resource/pdf/opendata_pov_6feb.pdf.

2 Источник: Открытые данные в Российской Федерации: бюллетень по открытым данным. 2015. № 1. Июнь / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: http:// ac.gov. ru/files/publication/a/5572.pdf.

В целом ежегодно количество наборов данных увеличивается более чем на одну тысячу единиц. Такая тенденция свидетельствует о стремлении России войти в мировые процессы глобализации и прозрачности. Однако если сравнивать ее со странами участницами 07, то очевидно существенное отставание в публикации наборов открытых данных по состоянию на 19 октября 2015 г. (рис. 3). Несомненными лидерами являются Канада и США (ими опубликовано 244 649 и 189 415 наборов данных соответственно).

и £

° I

& и s а

300000 250000 200000 150000 100000 50000

0

Г

Лидеры

о №

н S

-и-о в

—и—■ d S Ol й

а

и

11

1 II

^Гыш 14 730 15 609 20 593^т. 3890 'ш? V77X WÄ YM

Рис. 3. Разрыв между государствами-лидерами в публикации открытых данных и прочими странами-членами 07, а также Россией по состоянию на 19 октября 2015 г.1

В перспективе использование открытых данных может создать совершенно новую технологическую среду для взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, заинтересованными общественными и научными организациями. Этому способствует постоянно увеличивающийся объем информации, требующий новых приемов ее обработки, хранения и передачи. Экономико-математический и статистический методы анализа публикуемых открытых данных могут стать одними из основных, позволяющих принимать те или иные решения в налоговом администрировании, поэтому системные подходы к управлению налогообложением, учитывающие технико-технологическую составляющую, становятся еще более значимыми [2; 3. С. 53-65].

Поскольку активы - это ресурсы, управляемые организацией, от которых в будущем ожидается получение экономической выгоды, следует предположить, что представление открытой информации в виде нематериального актива может еще больше укрепить позиции Федеральной налоговой службы России. Данный актив способствует расширению общей информированности о налогообложении в государстве, улучшает обратную связь с налогоплательщиками, делает работу налоговых органов более прозрачной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время Федеральная налоговая служба России ориентирована на высокое качество предоставляемых услуг, на развитие открытого диалога с бизнесом и обществом, а также на разработку административных регламентов и внедрение

1 Источники: Портал открытых данных Великобритании. URL: https://data.gov.uk; Портал открытых данных Германии. URL: https://www.govdata.de; Портал открытых данных Италии. URL: http://www.dati.gov.it; Портал открытых данных Канады. URL: http://open.canada.ca; Портал открытых данных Российской Федерации. URL: http://data.gov.ru; Портал открытых данных США. URL: http://data.gov.ru; Портал открытых данных Франции. URL: https://www.data.gouv.fr; Портал открытых данных Японии. URL: http://www.data.go.jp.

современных информационно-коммуникационных технологий и сервисов, что должно дать положительный эффект в области применения открытых данных.

Источники

1. Дубинин М. Ю. Открытые данные ДЗЗ - двигатель прогресса в области геоинформатики // Земля из космоса: наиболее эффективные решения. 2011. № 11. С. 9-14.

2. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России. М. : ИНФРА-М, 2012.

3. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Экономические и иные аспекты налогового менеджмента как сложной системы // Экономика налоговых реформ / под ред. И. А. Май-бурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. Киев : Алерта, 2013.

4. Кузовлев В. И., Орлов А. О. Повышение качества данных с использованием методики поиска аномалий на примере портала открытых данных правительства Москвы // Инженерный вестник. 2014. № 8. С. 535-540.

5. Оценка социально-экономического эффекта публикации открытых данных на примере данных общественного транспорта Москвы / авт. кол.: Р. Е. Артамонов, С. Б. Датиев, А. Б. Жулин и др. М. : Изд. дом ВШЭ, 2015.

6. Сергеева И. И., Сергеева Е. П., Смагина И. В. Открытые данные в России: итоги и перспективы // Вестник ОрелГИЭТ. 2013. № 3 (25). С. 29-32.

7. Стефогло С. Н., Томилова Н. И. Амиров А. И. Концепция открытых данных, основные принципы открытых данных // Инновационная наука. 2015. № 4. С. 53-54.

8. Стырин Е. М. Государственное управление на основе открытых данных: перспективы развития: препринт WP8/2012/01. М. : Изд. дом ВШЭ, 2012.

9. Buteau S., Larquemin A., Mukhopadhya J. P. Open Data and Applied Socioeconomic Research in India: An Overview : Working Paper for Open Data Research Symposium (27 May, 2015, Ottawa, Canada). URL: http://www.opendataresearch.org/dl/symposium2015/ odrs2015-paper12.pdf.

10. Castro D., Korte T. Open Data in the G8: A Review of Progress on the Open Data Charter. URL: http://www2.datainnovation.org/2015-open-data-g8.pdf.

11. Gray J. Towards a Genealogy of Open Data : Paper for General Conference of the European Consortium for Political Research (3-6 September, 2014, Glasgow, the UK). URL: http:// ssrn.com/abstract=2605828.

12. Gray J., Davies T. Fighting Phantom Firms in the UK: From Opening Up Datasets to Reshaping Data Infrastructures? : Working Paper for Open Data Research Symposium (27 May, 2015, Ottawa, Canada). URL: http://www.opendataresearch.org/dl/symposium2015/ odrs2015-paper61.pdf.

13. Lee M., Almirall E., Wareham J. Open Data & Civic Apps: 1st Generation Failures -2nd Generation Improvements : ESADE Working Paper No. 256 (October, 2014). URL: http:// proxymy.esade.edu/gd/facultybio/publicos/1413455135829_Open_data_civic_apps_1st_gen-eration_failures_2nd_generation_improvements.pdf.

14. Molloy J. C. The Open Knowledge Foundation: Open Data Means Better Science // PLoS Biology. 2011. Vol. 9. Issue 12. P. 1-4.

15. Murray-Rust P. Open Data in Science // Serials Review. 2008. Vol. 34. Issue 1. P. 52-64.

16. Open Data, Open Source and Open Standards in Chemistry: The Blue Obelisk Five Years On / N. M. O'Boyle, R. Guha, E. L. Willighagen et al. // Journal of Cheminformatics.

2011. Vol. 3. No. 37. URL: http://www.jcheminf.com/content/3/1/37.

***

Open Data in Taxation: Domestic and Foreign Practice of Application

by Natalya G. Viktorova and Dmitry Yu. Yablokov

The article explores the issues of using open data on taxation in Russia and the countries of the G7. It considers the etymology of the term "open data", and elaborates on the current state of affairs in the domestic theory and practice relating to opening tax information to citizens and businesses. Particular emphasis is placed on legal regulation of the domain in the United States, which is the leader in the publication of open data. For the purpose of comparison, the authors take a close look at Russia's regulations concerning the placement and distribution of open data sets by tax authorities. Finally, the paper identifies problems and proposes approaches to the formation of open data to improve the efficiency of public administration in the tax field and transparency of tax administration.

Keywords: tax; taxation; open data; legal regulation; public administration.

References:

1. Dubinin M. Yu. Otkrytye dannye DZZ - dvigatel' progressa v oblasti geoinformatiki [Open Data DZZ - An Engine for Progress in Geoinformatics]. Zemlya iz kosmosa: naibolee effektivnye resheniya -Earth from Space: The Most Efficient Solutions, 2011, no. 11, pp. 9-14.

2. Yevstigneev Ye. N., Viktorova N. G. Nalogoviy menedzhment i nalogovoeplanirovanie v Rossii [Tax management and tax planning in Russia].Moscow: INFRA-M, 2012.

3. Yevstigneev Ye. N., Viktorova N. G. Ekonomicheskiye i inyye aspekty nalogovogo menedzhmenta kak slozhnoy sistemy [Economic and other aspects of tax management as a complex system] in Ekono-mika nalogovykh reform [Economy of tax reforms] (eds. I. A. Mayburova, Yu. B. Ivanova, L. L. Tarangul). Kiev: Alerta Publ., 2013.

4. Kuzovlev V. I., Orlov A. O. Povyshenie kachestva dannyh s ispol'zovaniem metodiki poiska anom-aliy na primere portala otkrytyh dannyh pravitel'stva Moskvy [Improving the quality of the data using the methodology for anomalies at the example of the Open Data Portal of the Moscow Government]. Inzhenerny vestnik - Engineering Bulletin, 2014, no. 8, pp. 535-540.

5. Artamonov P. Ye., Datiev S. B., Zhulin A. B. et al. Otsenka social'no-ekonomicheskogo effekta pub-likatsii otkrytyh dannykh na primere dannykch obshchestvennogo transporta Moskvy [Assessment of the socioeconomic impact of open data publication at the example of the data on public transport in Moscow]. Moscow: Higher School of Economics, 2015.

6. Sergeeva I. I., Sergeeva Ye. P., Smagina I. V. Otkrytye dannye v Rossii: itogi i perspektivy [Open data in Russia: results and prospects]. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i tor-govli - Bulletin of the Orel State University of Commerce and Economics, 2013, no. 3, pp. 29-32.

7. Stefoglo S. N., Tomilova N. I. Amirov A. I. Kontseptsiya otkrytyh dannykh, osnovnye printsipy otkrytykh dannykh [The concept of open data, basic principles of open data]. Innovatsionnaya nauka -Innovative Science, 2015, Vol. 2, no. 4, pp. 53-55.

8. Styrin Ye. M. Gosudarstvennoe upravlenie na osnove otkrytyh dannykh: perspektivy razvitiya: preprint WP8/2012/01 [Public administration based on open data]. Moscow: Higher School of Economics, 2012.

9. Buteau S., Larquemin A., Mukhopadhya J. P. Open Data and Applied Socio-Economic Research in India: An Overview: Working Paper for Open Data Research Symposium (27 May, 2015, Ottawa, Canada). Available at: http://www.opendataresearch.org/dl/symposium2015/odrs2015-paper12.pdf.

10. Castro D., Korte T. Open Data in the G8: A Review of Progress on the Open Data Charter. Available at: http://www2.datainnovation.org/2015-open-data-g8.pdf.

11. Gray J. Towards a Genealogy of Open Data: Paper for General Conference of the European Consortium for Political Research (3-6 September 2014, Glasgow, the UK). Available at: http://ssrn.com/ abstract=2605828.

12. Gray J., Davies T. Fighting Phantom Firms in the UK: From Opening Up Datasets to Reshaping Data Infrastructures?: Working Paper for Open Data Research Symposium (27 May, 2015, Ottawa, Canada). Available at: http://www.opendataresearch.org/dl/symposium2015/odrs2015-paper61.pdf.

13. Lee M., Almirall E., Wareham J. Open Data & Civic Apps: 1st Generation Failures - 2nd Generation Improvements: ESADE Working Paper no. 256 (October, 2014). Available at: http://proxymy.esade.edu/ gd/facultybio/publicos/1413455135829_Open_data_civic_apps_1st_generation_failures_2nd_genera-tion_improvements.pdf.

14. Molloy J. C. The Open Knowledge Foundation: Open Data Means Better Science. PLoS Biology, 2011, Vol. 9, Issue 12, pp. 1-4.

15. Murray-Rust P. Open Data in Science. Serials Review, 2008, Vol. 34, Issue 1, pp. 52-64.

16. O'Boyle N. M., Guha R., Willighagen E. L. et al. Open Data, Open Source and Open Standards in Chemistry: The Blue Obelisk Five Years On. Journal of Cheminformatics, 2011, Vol. 3, no. 37. Available at: http://www.jcheminf.eom/content/3/1/37.

Contact Info:

Natalya G. Viktorovа, Cand. Sc. (Econ.), Prof. of Accounting & Tax Modeling Dept. Phone: (812) 297-96-03 e-mail: viknata@mal.ru Dmitry Yu. Yablokov, postgraduate of Accounting & Tax Modeling Dept. Phone: (812) 297-96-03 e-mail: dmiyab@spbtei.ru

Saint Petersburg State University of Commerce and Economics

50 Novorossiyskaya St., Saint Petersburg, Russia, 194021

Saint Petersburg State University of Commerce and Economics

50 Novorossiyskaya St., Saint Petersburg, Russia, 194021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.