Научная статья на тему 'Открытое письмо. Коррекционная педагогика и пираты ХХI века'

Открытое письмо. Коррекционная педагогика и пираты ХХI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытое письмо. Коррекционная педагогика и пираты ХХI века»

Открытое письмо КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ПИРАТЫ XXI ВЕКА

На прилавках книжных магазинов и в библиотеках педагогических вузов сегодня большой выбор учебных пособий с названиями «Коррекционная педагогика», «Основы специальной педагогики и психологии», «Специальная психология и педагогика» и т. п., выпущенных издательствами «Феникс», «МарТ», «Питер». Предлагаются студентам и готовые шпаргалки по этой тематике. Например, в издательстве «МарТ» вышел «Экспресс-справочник» для подготовки к экзамену по специальной или коррекционной педагогике (Никуленко ТТ., Бандурин А.П. Коррекционная педагогика. 100 экзаменационных ответов. - М: МарТ, 2008), где указано: «Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по данной учебной дисциплине». Казалось бы, что может быть лучше? Вот он, учебно-методический комплект, создание которого требует сегодня Минобрнауки РФ от рядового вузовского преподавателя. Однако Минобрнауки требует не только наличия учебно-методических комплектов, но также и высокого качества вузовской учебной литературы, ее соответствия современному уровню достижений науки и практики. Об этом на коллегии Минобрнауки РФ в конце декабря 2007 г. говорил заместитель министра И. Калина: «Мы все хотим издавать хорошую учебную литературу. При этом мы должны помнить, что на нас лежит ответственность даже не за учителей, а в первую очередь, за тех, кого мы учим. Поэтому, как бы ни было неприятно, мы должны ужесточить требования». В своем выступлении он подчеркнул, что повысятся требования к выпуску учебников.

Теперь рассмотрим, каково же качество упомянутых выше учебных пособий с точки зрения профессионалов - ученых, вузовских преподавателей, чьим предметом научного интереса и преподавательской деятельности в течение не одного десятка лет является специальная педагогика, коррекци-онная педагогика и специальная психология.

Чтение некоторых из них, например, «Коррекционная педагогика» С. Ю. Бородулиной (М.: Феникс, 2004), «Коррекционная педагогика» Т. Г. Никуленко (М.: Феникс, 2006), «Основы специальной педагогики и психологии» Н. М. Трофимовой, С. П. Дувановой, Н. Б. Трофимовой, Т. Ф. Пушкиной (СПб.: Питер, 2005), «Коррекционная педагогика» И. А. Зайцевой и др. (М.: МарТ, 2004) и т. д. создает ощущение дежавю - как будто где-то это уже читал, причем те же самые страницы. Оказывается, все очень просто: такое «пособие» изготовлено по рецепту «винегрета» - помельче или покрупнее нарезаются тексты из проверенных временем, а также и относительно новых, но выдержавших несколько изданий оригинальных учебников и учебных пособий по специальной педагогике и коррекционной педагогике, в том числе имеющих гриф УМО по педагогическому образованию или гриф Минобрнауки РФ. Тексты сканируются целыми страницами, украденное пере-

мешивается по вкусу «авторов» и без ссылок на настоящих авторов, не говоря о цитировании, выстраивается в эклектичной комбинации и приправляется «глубокомысленными» изречениями собственного производства. Пиратам особенно приглянулись учебные пособия, подготовленные трудами большого коллектива авторов-профессионалов в области специальной педагогики под ред. Н. М. Назаровой «Специальная педагогика» (М.: Академия, 20002007) и по коррекционной педагогике: «Основы коррекционной педагогики» А. Д. Гонеева, Н. И. Лифинцевой, Н. В. Ялпаевой под ред. В. А. Сластенина (М.: Академия, 1999-2007), «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития» С. Д. Забрамной (М.: Владос, 1995) и некоторые другие. Приведем лишь несколько примеров. Так, С. Ю. Бородулина в пособии «Коррек-ционная педагогика» (М.: Феникс, 2004) в первой половине книги использует целые, без изменений и цитирования, куски текста из учебного пособия «Специальная педагогика» под ред. Н. М. Назаровой. Мы имеем в виду авторские тексты в данном издании, принадлежащие Б. А. Архипову, В. П. Ермакову, О. Г. Приходько, Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой, И. М. Яковлевой, А. А. Ереминой и другим авторам. Из этой же книга сканируют целый ряд страниц и авторы «Основ специальной педагогики и психологии» Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова и др. (СПб.: Питер, 2005), Во втором разделе своего «пособия» г-жа Бородулина подобным же образом использует текст учебного пособия «Основы коррекционной педагогики» А. Д. Гонеева, Н. И. Лифинцевой, Н. В. Ялпаевой. Его же основательно «приватизирует» и Т. Г. Никуленко в своей «Коррекционной педагогике», начав прямо с полного текстуального заимствования введения, а затем и ряда глав (1, 2, 3). Авторы пособия «Коррекционная педагогика» под ред В. С. Кукушной (МарТ, 2004) не постеснялись позаимствовать у С. Д. Забрамной без изменений и ссылок целую главу (гл. 5, пп. 5.1-5.5). Примеры можно продолжать. Во всех этих «поделках» хорошо просматриваются значительные куски текстов и из других, не менее популярных изданий уважаемых авторов, однако обнаружить «пропажу» предоставляем им самим.

Там, где заканчивается в пиратском издании чужой (читай: украденный) текст, нередко заканчивается и смысл. Приведем образцы собственно «авторских» сентенций в пиратских изданиях: «Коррекционная педагогика тесно взаимодействует с философией: повседневное педагогическое воздействие на психологические и физические дефекты приводит к появлению философской закономерности перехода количества в качество (?), т. е. отклонение уменьшается или компенсируется за счет активизации деятельности здоровых или имеющих незначительную аномалию органов» [Никуленко, с. 208]; «Итогом всей работы должна стать бытовая ориентировка в социальной адаптации» [Никуленко, с. 299]; «Еще в 1905 г. немецким психологом А. Адлером была зал ожена основа своеобразного (?) учения о личности...», - читаем у Н. М. Трофимовой, С. П. Дувановой и др. в «Основах специальной педагогики и психологии». Там же предлагается: «Рядом с отрицательной характеристикой дефективного нужно дать и положитель-

ную». «Для детей с нарушениями Интеллекта распространена методика М. Монтессори: используются арттерапия (?), иннотерапия [интересно, что это такое? Так в тексте! - Авт.], игротерапия», - пишут Т. Г. Никуленко и А. Л. Бандурин в пособии «Коррекционная педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов» и т. д. Помимо «авторской» бессмыслицы и анекдотичных, с точки зрения профессионалов, «авторских» сентенций пиратские «учебные пособия» предоставляют устаревшую, ложную или искаженную научную Информацию, дезинформируя студентов, преподавателей и компрометируя соответствующие отрасли научно-педагогического знания.

Прежде всего, сами «авторы» плохо понимают, что такое коррекционная педагогика, что такое специальная педагогика, зачастую не дифференцируют специальную педагогику и специальную психологию, полагая, что если так называется учебная дисциплина в учебном плане («Основы специальной педагогики и психологии»), той наука это одна. Иногда по тексту «пособия» складывается представление, что коррекционная педагогика - это все, что связано с умственно отсталыми детьми (см. Т. Г. Никуленко). Под обложками книг с одинаковым названием «Коррекционная педагогика» определения коррекционной педагогики весьма разные и в значительной мере искаженные либо давно устаревшие. Т. Г. Никуленко и А. П. Бандурин (с. 8) декларируют Свою «коррекционную педагогику» как «область специальных научных знаний... [каких именно? - Авт.] и основы психолого-Педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, нередко имеющих выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении» [а могут и не иметь? - Авт.]. С. Ю. Бородулина формулирует проще: «В состав коррекционной педагогики (дефектологии) входят различные отрасли специальной педагогики и психологии» (с. 11). Т. Г. Никуленко перекрывает оба определения, заявляя, что «... наряду с понятиями «специальная психология», «лечебная и реабилитационная педагогика» все чаще стало появляться унифицированное название «коррекционная педагогика» (с. 7). Как ориентироваться студенту педвуза в этой «каше» - неизвестно. Тем более что «авторы» наполняют содержание своего «Пособия» тем, что, как они себе представляют, имеет хоть какое-то отношение к педагогике и психологии вообще, или тем, про что они хоть что-то знают. Здесь широко представлены куски из клинической психологии, из дидактики общей педагогики и сведения об анатомии органов слуха и речи - словом, все, чем можно заполнить страницы пособия при отсутствии необходимых профессиональных знаний у упомянутых «авторов».

История зарождения «коррекционной педагогики как науки» у каждого «пирата» также своя. Так, у С. Ю. Бородулиной это всего лишь краткая и со странными акцентами история олигофренопедагогики. История обучения детей с сенсорными, речевыми и другими нарушениями этому «автору» не известна. Т. Г. Никуленко и А. П. Бандурин также понимают историю «коррек-ционной педагогики» лишь как историю обучения и воспитания умственно

отсталых детей, однако при этом с датами и именами испытывают большие затруднения: на с. 11 («100 ответов...») «коррекционная педагогика» начинается с «Феликса Пластера», XVII в., зато на с. 121 этого же «произведения» авторы утверждают, что «научные основы коррекционной педагогики впервые были разработаны итальянским ученым-медиком М. Монтессори» [конец XIX - начало XX в. - Авт.].

«Авторов» упомянутых пиратских «пособий» роднит и еще один признак. Несмотря на то, что серьезные научные и учебные издания «потрошатся» ими довольно основательно, почему-то никто из них не излагает современные гуманистические концепции, на которых строится современная специальная педагогика; им неведома истинная история коррекционной педагогики, интересно и подробно изложенная в пособии «Основы коррекционной педагогики» А. Д. Гонеева и др. (2-е и последующие издания). С удивительным постоянством «авторы» отбирают устаревшую научную информацию, отжившую свое терминологию, либо, дав несколько страниц, украденных из современного издания, продолжают далее косноязычно изъясняться терминологией и научными категориями специальной педагогики двадцатилетней давности. Приведем лишь один пример подобной «научной» информации: на с. 298-299 «Коррекционной педагогики» Т. Г. Никуленко утверждает, что в задачи воспитательной работы с «глубоко отсталыми детьми» входят «вопросы нравственного, эстетического, правового (!), физического и трудового воспитания, подготовка к посильным видам труда». Для справки: в соответствии с современной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) под глубокой умственной отсталостью ^-73) имеется в виду идиотия; соответственно, «... глубоко умственно отсталые субъекты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций... отсутствует способность к элементарным процессам мышления... большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в движениях... с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации ... могут приобретать наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки» и т. д. [цит. по: Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003, с. 156]. Этой классификацией современная олигофренопедагогика пользуется более 10 лет. О каком «правовом воспитанию) и «посильных видах труда» в этой ситуации может идти речь? Известны ли «автору» новейшие классификации, соответствующая им терминология, принятые сегодня в специальной педагогике? Как видим, нет.

К величайшему сожалению, это и другие учебные пособия, написанные весьма далекими от описываемого ими предмета людьми, изобилуют не только грубыми искажениями теоретического и практического материала, но и являют собой образцы архаичной, не соответствующей современным научным представлениям лексики, формируя у студента неадекватный профессионально-терминологический словарь из устаревших, диагнозных, унижающих человеческое достоинство терминов, давно уже не употребляемых профессионалами в социальном и профессионально-педагогическом контек-

сте: «аномальные дети», «дефективные», «юноши-дебилы», «дети-олигофрены» и др. К терминологии у «авторов» отношение весьма вольное: студентам предлагаются такие термины, как «деадаптация», «дисламия» (?) и т. п. Из книги в книгу кочует «ортофентеская» школа М. Монтессори (на самом деле - ортофреническая и не Монтессори). Главными понятиями для специальной и коррекционной педагогики, по мнению «авторов», являются три: «норма», «дефект», «коррекция», что вполне отражает их уровень представлений о предмете, который они взялись описывать.

Результаты сканирования «пиратами» текстов из авторских учебников и нулевая компетенция их поделки приводят к тому, что готовое «произведение» пестрит именами неведомых научных персонажей. Обратимся лишь к одному из «произведений» «Коррекционной педагогике» Т. Г. Никуленко. Здесь присутствуют: Феликс Пластер (Ф. Платтер), Г. Я. Прошин (Г. Я. Трошин), Ж. Итер (Ж. Итар), М. Л. Поставская, в другом случае - М. П. Постобская (М. П. Постовская), а также Б. П. Бузанов (Б. П. Пузанов), С. А. Базмаев (С. А. Бадмаев), А. Г. Медерс (А. Г. Лидере), В. И. Лубовских (В. М. Лубов-ский), А. С. Тупологов (Б. К. Тупоногов), Х. С. Замеский (Х. С. Замский), Л. М. Шпицина (Л. М. Шипицына) и т. д. (да простят нас уважаемые ученые за приводимые здесь искажения их фамилий!). Известные ученые Мария Семеновна Певзнер, Жозефина Ильинична Шиф, Блюма Вульфовна Зейгарник и даже Груня Ефимовна Сухарева представлены на страницах пиратских изданий в основном в мужском роде: «исследования М. С. Певзнера, Ж. И. Шифа»; «классификация клинических форм олигофрении (по М. С. Певзнеру)» и т. д. и т. п. [см., например: Колесникова Г. И., Кабарухина И. А., Харагезян М. В., Горшколепова И. В. Специальная психология и педагогика. - М.: Феникс, 2007, с. 63, 71; Никуленко Т. Г., с. 270 и мн. др.]. Многие из этих «сказочных» персонажей и научная абракадабра благополучно перекочевали в экспресс-справочник для студентов педвузов «Коррекционная педагогика. 100 экзаменационных ответов» Никуленко и Бандурина, которое, кстати, рекламируется как «лучшее пособие для подготовки к экзаменам» в Интернет-магазинах и стоит «сущие копейки».

Все описанное выше воспринимается профессионалами - специалистами в области специальной педагогики, специальной психологии, коррекционной педагогики не иначе как присвоение чужой интеллектуальной собственности, как глумление над специальной педагогикой и коррекционной педагогикой, над именами известных ученых, как оболванивание студентов - будущих педагогов и их откровенный грабеж: литературные «поденщики» не стесняются «залезть в карман» студента, предлагая ему дешевую фальшивку, которую опытный преподаватель, конечно, никогда не порекомендует студенту для подготовки к экзамену. Ни издательству, где вышли фальшивки, ни рецензентам «Коррекционных педагогик», ни самим «пиратам», видимо, не приходит

в голову простая истина, что к этому сегодняшнему студенту, а завтра - педагогу, учившемуся по их «Коррекционной педагогике», возможно, они сами или кто-либо из нас, родителей, бабушек или дедушек, приведет ребенка с нарушенным развитием и потребностью в особом подходе к его обучению и воспитанию и будет с болью и надеждой смотреть на этого горе-специалиста как на последнюю инстанцию, откуда может прийти необходимая помощь... «Авторам», похоже, неведомо, что медицинский императив «Не навреди!» распространяется и на сферу педагогики.

Кто же они, наши скромные «авторы», легко и свободно распоряжающиеся чужой интеллектуальной собственностью? Какую научную квалификацию и отношение к сфере специальной и коррекционной педагогик имеют уважаемые рецензенты упоминаемых выше пиратских изданий? Оказывается, большинство из них - весьма и весьма косвенное.

Г-жа Бородулина, представитель общей педагогики, занимаясь педагогической коррекцией поведения детей, вряд ли может претендовать на роль компетентного специалиста в сфере специальной педагогики (о чем и свидетельствует плагиат в ее «пособии»).

Г-жа Никуленко, представленная на сайте Интернет-магазина OZON «многостаночницей» столь широкого профиля в издательствах «Феникс» и «МарТ», что версия пиратства и литературной поденщины в отношении «коррекционной педагогики» становится абсолютно очевидной: всего за два года (2006 и 2007) г-же Никуленко удалось «создать» и издать столь разные по тематике и столь многочисленные учебные пособия для студентов вузов, сколько не удалось бы даже ученому-энциклопедисту эпохи Возрождения. Помимо двух уже знакомых нам «произведений» по коррекционной педагогике перу г-жи Никуленко принадлежат также следующие полновесные учебные пособия: «Возрастная физиология и психофизиология» («Феникс»), «Психология менеджмента» («Феникс»), «Организационное поведение» («Феникс»), в соавторстве с А. Н. Дулиным и Г. О. Перовым «Организационное поведение. 100 экзаменационных ответов» («МарТ»).

Г-жа Дуванова из Воронежского госпедуниверситета несколько лет назад защитила кандидатскую диссертацию по специальной педагогике в Московском городском педагогическом университете, пользовалась научными консультациями и помощью преподавателей факультета специальной педагогики, у которых потом без стеснения и позаимствовала (вместе со своим авторским коллективом) их авторские тексты из учебного пособия «Специальная педагогика» под ред. Н. М. Назаровой.

Рецензентами «Коррекционной педагогики» г-жи Никуленко выступили авторы этого же издательства («Феникс») - доктор «фил.» (так в тексте. - Авт.) наук, зав. кафедрой инженерной педагогики (!) НГМА Л. Д. Столяренко и профессор, доктор социологических наук (!) С. И. Самыгин. Остается лишь догадываться, каким образом удалось специа-

листам по инженерной педагогике и социологии - областей, весьма далеких от рассматриваемых отраслей знания, по достоинству оценить упомянутое «произведение» г-жи Никуленко и порекомендовать его к изданию в качестве учебного пособия.

Возникает вопрос: а возможно ли вообще создание учебника «Коррекци-онная педагогика», где были бы грамотно и с научной точки зрения представлены все проблемы детского развития? Справочное издание с таким содержанием возможно, но учебное пособие об отрасли педагогики, занимающейся всеми проблемами детского развития, - нет. Сегодня объективно существуют две разные и самостоятельные отрасли педагогики: специальная педагогика (быв. дефектология) и коррекционная педагогика (педагогика детей и подростков группы риска школьной и социальной дезадаптации), каждая со своей историей, своими концептуальными основаниями и научными школами, своими объектами и предметами научного исследования, собственными педагогическими системами, технологиями, возрастными границами обучаемых и воспитанников. Следует понимать, что специальная педагогика сопровождает человека с инвалидностью и проистекающими отсюда ограничениями жизнедеятельности и социальной активности всю его жизнь, а коррекционная педагогика сопровождает ребенка и подростка, в принципе здорового, с временными адаптационными и образовательными затруднениями, лишь в дошкольный период и период его школьного обучения. Далее, во взрослой жизни здорового человека, в случаях нарушения им социальных норм и совершения противоправных действий эстафету у коррекционной педагогики принимает педагогика пенитенциарная. И как бы ни хотелось «авторам» соединить эти две самостоятельные отрасли педагогики, специальную и коррекционную, в некую новую «коррекцион-ную педагогику», присоединив к ним и специальную психологию, а главное, ввести простое и примитивное разграничение детской популяции на «аномальных», «девиантных», «нуждающихся в коррекции», с одной стороны, и «нормальных» - с другой, сделать это возможно лишь эклектично, т. е. собрав все в кучу, руководствуясь всего двумя «главными» словами - «дефект» и «коррекция». Как и поступили наши «авторы». Симптоматично, что среди «разработчиков» хлынувших на рынок поделок учебной педагогической литературы по «коррекционной педагогике» нет ни авторов, относящих себя к сфере традиционной специальной педагогики (быв. дефектологии), ни авторов нового направления в педагогике, предложенного в 80-е годы XX в. Г. Ф. Кумариной, А. Д. Гонеевым и другими авторами, - коррекционной педагогики, педагогики детей и подростков риска школьной и социальной дезадаптации. Причина проста: профессионалы понимают разницу, дилетанты и конъюнктурщики - нет.

Как защитить педагогическое образование, студентов и преподавателей от «коррекционной халтуры», а авторские работы в этой области от пиратства? Вопрос остается открытым. Может быть, ответить на него поможет входящий в этом году «Закон об авторских правах».

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы в распоряжении студентов педагогических вузов было много хороших и разных учебников и учебных пособий по специальной педагогике и коррекционной педагогике, написанных профессионалами, специалистами своего дела, а не случайными людьми.

Председатель УМК УМО по пед. образованию при МПГУ, доктор пед. наук, профессор М. Н. Перова

Декан дефектологического факультета МПГУ, зам. председателя УМК УМО, профессор Б. П. Пузанов Декан факультета специальной педагогики ГОУ МГПУ, доцент О. Г. Приходько

Зав. кафедрой начального и коррекционно-развивающего образования Педагогической академии последипломного образования Московской области, доктор пед. наук, профессор Г. Ф. Кумарина

Зав. кафедрой специальной педагогики ГОУ МГПУ, доктор пед. наук, профессор Н. М. Назарова

Зав. кафедрой педагогики Курского государственного университета, доктор пед. наук, профессор А. Д. Гонеев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.