Научная статья на тему 'Открытое Государственное управление и современная кадровая политика России'

Открытое Государственное управление и современная кадровая политика России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
569
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ОТКРЫТОСТЬ / ПРОЗРАЧНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / OPEN GOVERNMENT / PERSONNEL POLICIES / OPENNESS / TRANSPARENCY / INTERACTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мартемьянова З. С.

В статье анализируется проблема открытости государственного управления, современная кадровая политика. Рассматриваются условия управления воспроизводством кадрового потенциала России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN GOVERNMENT AND MODERN PERSONNEL POLICY OF RUSSIA

The article analyzes the problem of open government, modern personnel policy. The conditions of reproduction management personnel potential of Russia also were considered.

Текст научной работы на тему «Открытое Государственное управление и современная кадровая политика России»

УДК 323.2

ОТКРЫТОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

OPEN GOVERNMENT AND MODERN PERSONNEL POLICY OF

RUSSIA

Мартемьянова З.С. ЮРИУ РАНХиГС

Martemyanova Z.S. student,

South Russia Institute of management

«Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration»

В статье анализируется проблема открытости государственного управления, современная кадровая политика. Рассматриваются условия управления воспроизводством кадрового потенциала России.

Ключевые слова: открытое государственное управление, кадровая политика, открытость, прозрачность, взаимодействие.

The article analyzes the problem of open government, modern personnel policy. The conditions of reproduction management personnel potential of Russia also were considered.

Keywords: open government, personnel policies, openness, transparency, interaction.

В настоящее время во властных структурах и в научных кругах популярна тема открытости органов государственной власти.«Открытое правительство», или открытое государственное управление - система принципов и механизмов организации деятельности органов власти,

основанная на признании того, что информационные технологии и новые

60

средства коммуникации в значительной мере усложнили социальные процессы и требуют внедрения современных технологий взаимодействия институтов государства и общества. [1]

В условиях развития информационного общества формирование системы открытого государственного управления является приоритетным направлением в сфере государственного управления. Акторы сетевого пространства должны получать данные о деятельности органов государственной власти из доступных и достоверных источников. Построение системы открытого государственного управления основано, прежде всего, на политической воле правящей элиты. Так одной из приоритетных задач в рамках модернизация является реализация публичных функций органов государственной власти. [2, с. 26]

Открытое государственное управление - современный ответ на множество вопросов, с которыми сталкивается власть и общество.

Система кадровой политики, включает такие элементы, как объекты и субъекты кадровой политики, кадровые процессы и отношения, которые формируются в результате кадровой деятельности субъекта на основе определенных концептуально оформленных идей, базирующиеся на основе социальной базы и разрабатывающихся на научной основе. [3, с. 33]

Правильное оформление и легитимность государственной кадровой политики-проблемы современного государственного управления на данном этапе.

Целями государственной кадровой политики необходимо представить:

• Создание соответствующих условий и правовых гарантий для проявления каждым работником способностей и его профессиональных знаний, мотивации его карьерного роста, повышении качества и эффективности трудовой деятельности;

• установление преград и барьеров на пути введения в управленческую сферу непрофессионалов;

• обеспечение высокого профессионализма управленческой деятельности, снабжении органов государственной власти квалифицированными, граждански ориентированными, добросовестными работниками.

В мае 2012 года Президент Российской Федерации В.В.Путин обозначил целевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации. Государственное управление задает тенденции развития этих показателей. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» был определен целый ряд показателей, которые касаются открытости системы управления; доступности и качества государственных услуг; развития кадрового потенциала государственной гражданской службы; вовлечения граждан в обсуждение, принятие и контроль исполнения государственных решений. [4]

Данные целевые показатели и меры по их обеспечению обозначают современные тенденции усовершенствования государственной системы в стране для ее устойчивого социально-экономического развития.

На сегодняшний день, развитие системы государственного управления кадровым потенциалом и повышение его эффективности, базируется на основе расширенного использования новейших информационных и коммуникационных технологий, которые предлагают целый комплекс инструментов для обеспечения качества государственного управления, повышения прозрачности принимаемых управленческих решений и облегчения доступа населения и институтов гражданского общества к электронным базам данных министерств и правительственных ведомств. [5, с. 75]

Опираясь на результаты исследования различных элементов воспроизводства кадрового потенциала общества, государства, его регионов и муниципалитетов целесообразно выделить ряд существующих проблем:

-неэффективность методов передачи информации, подготовки и принятия решений - это один из главных вызовов для государственного управления современной России.

- неготовность власти работать открыто. Эту тему так же затрагивали на конференции Общероссийского народного фронта, где В. В. Путин, отвечая на вопросы журналистов, пояснил: "По поводу "открытого правительства": пока еще наши коллеги не привыкли работать так открыто, как об этом говорится. Будем считать, что это тоже проблема роста».

-объективная потребность в обновлении нормативно-правовой базы, совершенствование содержания и форм управленческой деятельности органов региональной власти связанных с деятельностью кадрового потенциала регионов, повышение протекционистской роли государственных органов по отношению к квалифицированным кадрам.

- выбор и обоснование рациональной модели управления государственной и муниципальной службой на федеральном (для России) и региональном уровнях; создание сообразной региональной кадровой политики; обоснованное распределение пропорций подготовки управленческих кадров по регионам страны. Региональная кадровая политика должна быть по своей специфике государственной, а ее практические задачи, механизмы реализации, приоритеты - содержать возможности и потребности региона.

-контроль за инновационным развитием человеческих ресурсов регионов, муниципальных образований с помощью разработки и реализации стратегий, программ, различного рода образовательных проектов, нацеленных на широкомасштабное воспроизводство кадрового потенциала общества, государства, его социальных институтов.

Концептуальной идеей государственной кадровой политики является, прежде всего, формирование и востребование кадрового потенциала России как важнейшего профессионального и интеллектуального ресурса российского общества, который обеспечивает сохранение высоких темпов и

63

целостности социально-экономического развития, а также конкурентоспособность в международном разделении труда.[6, с. 103]

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 года № 1815-р, которое утвердило государственную программу «Информационное общество (2011—2020 годы)», реализуется создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне, формирование сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти. В связи с этим Минкомсвязью России была разработана федеральная государственная информационная система «Электронная демократия».Эта система содержит в себе Единый портал электронной демократии Российской Федерации. «Электронная демократия»включает ряд функций:

• формирование и отправление в органы власти всех уровней публичные, в том числе коллективные, обращения, отслеживать их статус, получать ответы;

• присваивает к карте проблемы, о которых сообщается в орган власти;

• проведение публичных обсуждений документов, сбор замечаний и предложений;

• ведет блог органов власти;

• оценивает качество принятых органом власти мер или ответа на обращение;

• формирует статистику качества работы органов власти на основании оценок граждан.[7]

Подотчетность, информационная прозрачность и понятность деятельности органов власти формирует доверие граждан к системе госуправления в целом, так как в современном обществе информация является важнейшим ресурсом. В том числе, ресурсом органов государственной власти. Повышение качества жизни и поддержка общества, доверие инвесторов и экономический рост, экспертные знания, легитимность

и эффективность системы управления, это все на что она может быть обменяна, как показывает опыт прошлых лет.

Главным вектором современной кадровой политики становится направление на усовершенствование государственного аппарата, повышение профессиональной квалификации государственных служащих и деполитизацию. С перемен кадров в государственном аппарате, будет улучшена система госуправления. Произойдут изменения в стиле мышления государственных служащих, их личностных качеств, выдвижение творческих лидеров, более полное использование наукоемких технологий, способных укрепить в обществе уверенность в возможности выхода из кризиса, показать его пути. Современные концепции, принципы и методы управления, которые становятся все содержательнее и сложнее в условиях модернизации общества, должны стать базовыми для кадровой политики. Тогда она будет эффективной и достигнет положительного результата.

Условиями усовершенствования управления воспроизводством кадрового потенциала не обходимо определить:

• повышения обеспечения системы образования необходимыми ресурсами; стимулирование инвестиций в науку и образование с помощью законодательства;

• результативное законодательное регулирование востребования кадрового потенциала и его воспроизводства;

• создание системы мониторинга и планирования развития сферы образования;

• расставлениеприоритетовприповышенииквалификацииуправленч ескихкадров с использованием механизмов для их эффективного обеспечения;

• проведение целенаправленной работы по повышению инновационной культуры учебногопроцесса.

Список литературы:

1. большоеправительство.рф/opengov/ [Электронный ресурс]

2. Попова Е.А. «Открытое государственное управление и краудсорсинг как технологии модернизации»//Горизонты экономики. Научно-аналитический журнал № 6 2013 г. С 25-27

3. Попова Е.А. «Совершенствование механизмов общественного контроля как фактор повышения эффективности государственного управления» // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 4. С. 31-35

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»

5. Попова Е.А. «Новая парадигма государственного регулирования развития регионов современной России как важнейший инструмент модернизации» // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 1. С. 71-79.

6. Артюхин О.А. «Региональные особенности государственной политики в Российской Федерации» // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 3. С. 102-108

7. Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 года № 1815-р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.