Научная статья на тему 'Открытие новых образцов пещерной живописи в челябинской области'

Открытие новых образцов пещерной живописи в челябинской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ / СВЯТИЛИЩА / ПЕЩЕРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарустович Геннадий Николаевич, Котов Вячеслав Георгиевич

В статье описывается открытие наскальных рисунков, сделанных красной охрой в пещере им. Чебаевского (Киселевской) на р. Сим. Пятно охры после обработки на компьютере предстало как антропоморф, который подобен антропоморфу из зала Хаоса пещеры Шульган-Таш (Каповой). Группа линий находит аналогии в соседних пещерах Игнатиевская и Серпиевская 2. Авторы предполагают верхнепалеолитический возраст рисунков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытие новых образцов пещерной живописи в челябинской области»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 10 (191). История. Вып. 39. С. 6-10.

НАУЧНЫЙ ДИСКУРС

древняя история и традиционная культура

Г. И. Гарустович, Б. Г. котов

открытие новых образцов пещерной живописи б челябинской области

В статье описывается открытие наскальных рисунков, сделанных красной охрой в пещере им. Чебаевского (Киселевской) на р. Сим. Пятно охры после обработки на компьютере предстало как антропоморф, который подобен антропоморфу из зала Хаоса пещеры Шульган-Таш (Каповой). Группа линий находит аналогии в соседних пещерах Игнатиевская и Серпиевская 2. Авторы предполагают верхнепалеолитический возраст рисунков.

Ключевые слова: наскальные рисунки, святилища, пещерные памятники.

Открытие палеолитической живописи в пещере Шульган-Таш (Каповой), пещерной живописи в Игнатиевской (Ямазыташ) и Серпиевской 2 (Колокольной) пещерах поставило вопрос о существовании самостоятельного уральского очага палеолитической пещерной живописи в рамках евразийской общности эпохи палеолита1. В этой связи большое значение приобрел вопрос поиска новых пещерных памятников с наскальной живописью. Между тем, вот уже более четверти века назад башкирскими археологами был найден рисунок охрой в одной из челябинских пещер, но в силу ряда причин это открытие было подтверждено лишь в последнее время.

Зимой 1983 г. во время обследования пещеры им. Чебаевского (Киселевской) группой молодых археологов из Башкортостана И. М. Акбулатовым, Г. Н. Гарустовичем, У. И. Сулеймановым и С. В. Ульяновым был найден рисунок, сделанный красным пигментом на основе охры. Описание пещеры и этого открытия было сделано Г. Н. Гарустовичем и включено в научный отчет И. М. Акбулатова и М. Ф. Обыденнова2. В последующие годы дальнейшие исследования пещеры первооткрывателями не производились, и информация о данном памятнике не была введена в научный оборот. Только в последнее время краткая характеристика изображений в пещере им. Чебаевского была дана В. Г. Котовым в разделе «Палеолит» 1 тома обобщающего труда «История башкирского народа» при описании палеолитических пещерных святи-лищ3.

Обнаружена же пещера и впервые была обследована в 1968 г. Уфимской городской спелеосекцией под руководством Е. Шарова. Карстовая полость была названа так в честь работника Башкирского геологоуправления Ф. Ф. Чебаевского, принимавшего активное участие в работе башкирских спелеологов. Местное название пещеры - Киселевская. Она расположена на восточной окраине пос. Аша Ашинского района Челябинской области, на правом берегу р. Сим в 300 м от впадения в нее ручья Киселевского, на высоте 50 м от уровня ручья в левом борту лога. Пещера Чебаевского находится в Башкирской карстовой области в карбоновых известняках. Вход в пещеру арочного типа ориентирован на северо-восток и находится в воронке 5 м глубиной и шириной 3-5 м из-за высокого отвала перед входом. Пещера коридорного типа, общая длина - 945 м, общая глубина -17 м, средняя высота - 1,8 м, средняя ширина - 3 м, температура воздуха - 7°С. В настоящий момент пещера находится в обвально-цементационной стадии.

Привходовая часть пещеры имеет наклон внутрь под углом 40° и начинается ледником, переходящим в завал камней (рис. 1). Слева находится небольшой зал длиной 15 м, шириной - 8 м, высотой - 5 м. Пол его завален глыбами известняка, появившимися вследствие обвала потолка. В конце входного зала с правой стороны имеется небольшой лаз 1 х 1 м, который выводит в основную магистраль. Основной ход имеет ширину в среднем 5-7 м, высоту от 0,5 до 5 м. Пол покрыт плитами известняка, образующие завалы. Этот ход вы-

Рис. 1. План пещеры им. Чебаевского (Киселевской) (по В. Кузнецову и Ю. Соколову). Условные обозначения: 1 - контур стен пещеры; 2 - глинистые отложения; 3 - место капежа; 4 - камни; 5 - настенные натечные образования; 6 - ямы и обрывы; 7 - ручей; 8 - влажная глина; 9 - контуры ниш и ходов; I - композиция «Антропоморф и пятна»; II - группа линий.

водит в зал Спелеологов. Его длина 135 м, ширина 15-20 м, высота 5-7 м, ориентирован на северо-восток. Пол зала сложен из светло-бурого суглинка, постепенно понижается к центру, переходит в относительно ровную площадку, а затем под углом 30° уходит вверх, образуя с потолком узкую щель. Поперек зала

проходит русло ручья, который функционирует после сильных дождей. В западной части зала, в глыбовом завале находится вход в следующий зал, ширина которого достигает 15 м, а высота от 2 до 0,5 м. Далее следует ход шириной 3 м, высотой 0,5 м и длиной 45 м, направленный на северо-восток. Пол

Рис. 2. Пещера им. Чебаевского (Киселевская). Красочные изображения.А - схема расположения композиции «Антропоморф и пятна» на стене. В - изображение «антропоморфа». Фото и компьютерная обработка В. Г. Котова. С - группа линий, сделанная темно-красной охрой. Фото и компьютерная обработка В. Г. Котова.

покрыт суглинком. В конце ход раздваивается. Правый ход выводит к подземному ручью, русло которого ориентировано на северо-запад. Левый ход выводит в небольшой круглый зал (диаметром 5 м и высотой 7 м), на дне которого находится понор, куда исчезает подземный ручей.

Приблизительно в 120 м от входа на массивном уступе потолка на высоте 1 м от глыбового навала, около правой стены, было обнаружено компактное скопление пятен, сделан-

ных красным пигментом (рис. 1). Поверхность камней влажная и рисунок расплылся. Он представляет «Г»-образное пятно размером 22 х 14 см, касающееся прямоугольного разлома. Под пятном ниже трещины имеются еще пять небольших круглых пятнышка около 1 см диаметром (рис. 2, А, В). В отчете упоминаются две клиновидных полосы слева от рисунка, которые В. Г. Котовым обнаружены не были4. Скорее всего, за полосы охры были приняты при плохом освещении мазки бурой глины.

Со второй половины 90-х гг. XX в. пещеру неоднократно обследовал научный сотрудник ИИЯЛ УНЦ РАН В. Г. Котов. Им был обнаружен рисунок, описанный в отчете. По его мнению, изображение является подлинным и оно сделано красочным пигментом красно-коричневого цвета на основе охры и глины. Были дополнительно осмотрены стены и потолок пещеры и в нескольких местах основного хода и зала Спелеологов зафиксированы линии и расплывшиеся пятна красноватого цвета на влажных стенах. Эти пятна и линии больше похожи на естественные потеки оксида железа и имеют коричневатый цвет.

В 2000 г. учащиеся средней школы № 4 г. Туймазы вместе с их учителем и руководителем Географического клуба «Раймантау» И. М. Данилко обнаружили рисунок «мамонта» на стене зала Спелеологов. Об этой находке И. М. Данилко в письме сообщил В. Г. Котову. Данный рисунок В. Г. Котовым осмотрен, в результате чего было установлено, что он имеет современное происхождение и нанесен на поверхность светлого натека, который подвергается размыву постоянно стекающей водой. Изображение представляет собой фигуру слонообразного животного размером примерно 20 х 15 см, оно сделано темно красным красящим пигментом линией шириной 1 см, который легко мажется и даже стирается пальцем. Рисунок, видимо, был сделан незадолго до этого посетителями пещеры. При осмотре в 2009 г. этот рисунок был уже почти полностью смыт. Какие-то геометрические фигуры искусственного происхождения в Киселевской пещере были зафиксированы челябинским спелеологом-любителем Л. Волковым, - информация об этом появилась в Интернете.

В 2009 г. рисунок в глубине пещеры был сфотографирован В. Г. Котовым на цифровую камеру, и затем фотография была обработана в программе Adobe Photoshop (рис. 2, B). В результате прямоугольное пятно предстало в виде буквы «Г» с приподнятой перекладиной, которая завершалась круглым пятном. Круглое пятно значительно превосходит по диаметру толщину линии поперечной перекладины, причем оно выступает именно вверх. От него почти вертикально вниз идет сужающаяся линия 1,5 см ширины и 4 см длины. Она не доходит 2,5 см до линии разлома. В 3 см от пятна была проведена наклонная линия под углом 45° к «Г»-образной

фигуре, которая доходит до линии разлома, причем она не имеет продолжения на блоке. Приблизительно посередине она под тупым углом переломлена, образуя подобие согнутой в локте руки. Это сходство усиливается утолщением в районе плечевого пояса и утоньшением линии в районе пояса изображенного существа. Вертикальная линия идет параллельно почти вертикальной границы трещины, отколовшегося блока. В верхней трети этой линии хорошо заметное ассиме-тричное утолщение, которое нельзя объяснить неровностями поверхности или диффузией охристого пигмента. Поскольку изображение больше похоже на фигуру антропоморфа, стоящего в наклоненном положении, здесь, как можно предположить, изображены или подогнутая в коленях нога, или фаллос, или «юбочка». Фигура (человеческого) существа нарисована так, что она буквально повторяет границы вылома стены, опираясь передними конечностями на край продольной трещины. Это позволяет думать, что рисунок находится в композиционной связи с деталями рельефа стены. Скопление красных пятен точно под рисунком «антропоморфа» является каким-то символическим по своей природе изображением, составляющим с ним единую композицию.

Этот рисунок «антропоморфа» буквально повторяет по стилистике и технике «антропо-морфа» в зале Хаоса пещеры Шульган-Таш (Каповой), который также изображен в полусогнутом виде, но только повернут справа-налево и помещен под лошадью5. Причем, в Шульган-Таше в 2008 г. в зале Хаоса слева от панно «Лошади и знак» была на две трети расчищена еще одна фигура, предположительно, «антропоморфа», стоящего в полунаклонном положении6. По стилю изображение из Киселевской пещеры напоминает строго контурное изображение некоего существа красного цвета (по В. Т. Петрину - предположительно, мамонта) в Игнатиевской пещере7. Такие же контурные изображения антропо-морфов с фаллосами и головами гипертрофированной формы известны среди онежских петроглифов эпохи неолита8. С одной стороны, это может говорить о генетически единой изобразительной традиции уральских народов, а, с другой стороны, может иметь и чисто случайное сходство. Между тем, антропоморфные фигуры с «юбочкой», в некоторых случаях напоминающей тройной пти-

чий хвост, на Южном Урале зафиксированы в пещерах Игнатиевской, Мурадымовской 2 и Идрисовской 1 писанице9. Уникальность и плохая сохранность этого изображения в пещере им. Чебаевского не позволяет делать какие-либо далеко идущие выводы.

В 10 м к северу от этого места на правой стене Основного хода пещеры им. Чебаевского на высоте 2,5 м были обнаружены две параллельные и одна наклонные полосы, сделанные темно-красным пигментом. Они нанесены по краям крупного натека, напоминающего человеческий нос, на светло-желтую поверхность кальцитовой корки и эти полосы частично закрыты натечными образованиями (рис. 2, С). Здесь опять мы сталкиваемся с отчетливо выраженной связкой изображения и выделяющимся рельефом поверхности. Эта простая композиция по форме идентична группам линий в пещерах Шульган-Таш, Серпиевская 2 (Колокольная) и Игнатиевская10. По нашему мнению, это сходство геометрических символов в древних святилищах является отражением единой культурной традиции на Южном Урале и, прежде всего, в бассейне р. Сим.

Надо принять во внимание то, что эти два рисунка сделаны пигментом одинакового оттенка и линией сходной толщины и, что важно, в глубине пещеры на расстоянии более 100 м от входа. Причем тот факт, что один рисунок находится под кальцитовой коркой, указывает на его древность. В целом, по совокупности характеристик красочных изображений, можно предположить, что они были созданы в рамках устоявшейся традиции декорирования пещер. Учитывая аналогии с пещерами Шульган-Таш, Игнатиевская, Серпиевская 2, мы считаем Киселевскую пещеру еще одним пещерным святилищем на Южном Урале эпохи верхнего палеолита. Археологических раскопок вблизи изображений не производилось, поэтому определение возраста носит предварительный характер. В пещере им. Чебаевского требуется организация комплексной археологической экспедиции для поиска, изучения живописи и культурных отложений, а также реставрации рисунков.

Примечания

В. Т. Петрин, В. Н. Широков, С. Е. Чаиркин // Семантика древних образов. Первобытное искусство. Новосибирск, 1990. С. 7; Масон, В. М. Функции пещер в палеолитическую эпоху : от естественного убежища к центру интеллектуальной деятельности // Пещерный палеолит Урала : материалы меж-дунар. конф. Уфа, 1997. С. 13.

2 Акбулатов, И. М. Научный отчет о разведочных археологических работах, проведенных летом 1983 года в среднем течении реки Белой и в окрестностях города Уфы / И. М. Ак-булатов, М. Ф. Обыденнов // Арх. ИА РАН.

3 Котов, В. Г. Палеолит // История башкирского народа : в 7 т. М., 2009. Т. I. С. 52.

4 Акбулатов, И. М. Указ. соч. С. 20.

5 Scelinsij, V. E. Höhlenmalerei im Ural. Ka-pova und Ignatievka. Die altsteinzeitlichen Bilderhöhlen im südlichen Ural / V. E. Scelinsij, V. N. Sirokov. Jan Thorbecke Verlag, 1999. Abb. 58-60; Котов, В. Г. Святилище в пещере Шульган-Таш (Каповой) и мифология Южного Урала // Проблемы первобытной культуры. Уфа : Гилем, 2001. С. 62. Рис. 3 А.

6 Ляхницкий, Ю. С. Сокровище палеолита. Уфа, 2008. С. 157.

7 Петрин, В. Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992. Рис. 34.

8 Савватеев, Ю. А. Изображения людей в петроглифах Карелии // Проблемы археологии Урала и Сибири. М., 1973. С. 284-300. Рис. 1, 2, 5, 6.

9 Петрин, В. Т. Указ. соч. Рис. 33; Котов, В. Г. Комплексные исследования пещер на территории Природного парка «Мурадымов-ское ущелье» / В. Г. Котов, Е. Д. Резников, М. М. Румянцев, Д. О. Гимранов // Культурное наследие Южного Урала как инновационный ресурс : материалы Всерос. конф. Уфа, 2010 (в печати). Рис. 5-8; Котов, В. Г. Научный отчет 1995 г. // Арх. ИА РАН.

10 Ляхницкий, Ю. С. Указ. соч. С. 163, 165, 167; Петрин, В. Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере... Рис. 32; 37; 39; 40; 41; Петрин, В. Т. Древнее святилище во 2-й Серпиевской пещере. Рис. 3-6.

1 Петрин, В. Т. Древнее святилище во 2-й Серпиевской пещере на Южном Урале /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.