Научная статья на тему 'ОТКРЫТИЕ И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ШИБИНСКОГО КУРГАНА'

ОТКРЫТИЕ И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ШИБИНСКОГО КУРГАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / М.П. ГРЯЗНОВ / ШИБЕ / КРУПНЫЕ КУРГАНЫ / ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА / ALTAI / M.P. GRYAZNOV / SHIBE / BIG BARROWS / PAZYRYK CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стяжкина О.В.

В 1927 г. Алтайская экспедиция Государственного Русского музея получила возможность исследовать курганы, которые привлекали внимание своими крупными размерами. Под руководством М.П. Грязнова и при участии М.Н. Комаровой был раскопан курган в урочище Шибе (долина р. Урсул). Несмотря на тот факт, что погребение оказалось разграблено еще в древности, материал, хорошо сохранившийся благодаря условиям мерзлоты, помог пролить свет на многие стороны жизни и деятельности ранних кочевников Алтая. Данное исследование нашло отражение в одной краткой публикации М.П. Грязнова. На основании результатов изучения указанного памятника им был выделен шибинский этап в истории Алтая. В дальнейшем археолог и сотрудница Государственного Эрмитажа Л.Л. Баркова издала несколько статей, посвященных кургану Шибе. В них она не только опубликовала находки, относящиеся к погребению человека и захоронениям лошадей, но и подняла вопрос о датировке Шибинского кургана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOVERY AND HISTORY OF RESEARCH INTO THE SHIBE MOUND

In 1927, the Altai expedition of the State Russian Museum was given the opportunity to study the mounds that had attracted their attention for a long time. Under the leadership of M.P. Gryaznov with the participation of M.N. Komarova the Shibe mound on the Ursul River was excavated. Despite the fact that the mound was plundered in antiquity, the material well preserved due to permafrost conditions helped to shed light on many aspects of the Altai nomads’ life. M.P. Gryaznov reflected this study only in one brief publication. Based on the study of this site, he allocated the Shibe stage in the history of the early nomads of Altai. Further on, the archaeologist and employee of the State Hermitage L.L. Barkova published several works on the Shibe mound. In these works, she not only publishds materials related to the humans and horses burial rites, but also raised the issue of the Shibe mound

Текст научной работы на тему «ОТКРЫТИЕ И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ШИБИНСКОГО КУРГАНА»

УДК 903.5(571.151)

О.В. Стяжкина

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия ОТКРЫТИЕ И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ШИБИНСКОГО КУРГАНА

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект №19-49-220006 «Крупные курганы элиты древних и средневековых кочевников на территории Алтайского края как объекты экскурсионно-туристической деятельности: историко-археологические и естественно-научные исследования»)

В 1927 г Алтайская экспедиция Государственного Русского музея получила возможность исследовать курганы, которые привлекали внимание своими крупными размерами. Под руководством М.П. Грязнова и при участии М.Н. Комаровой был раскопан курган в урочище Шибе (долина р. Урсул). Несмотря на тот факт, что погребение оказалось разграблено еще в древности, материал, хорошо сохранившийся благодаря условиям мерзлоты, помог пролить свет на многие стороны жизни и деятельности ранних кочевников Алтая. Данное исследование нашло отражение в одной краткой публикации М.П. Грязнова. На основании результатов изучения указанного памятника им был выделен шибинский этап в истории Алтая. В дальнейшем археолог и сотрудница Государственного Эрмитажа Л.Л. Баркова издала несколько статей, посвященных кургану Шибе. В них она не только опубликовала находки, относящиеся к погребению человека и захоронениям лошадей, но и подняла вопрос о датировке Шибинского кургана.

Ключевые слова: Алтай, М.П. Грязнов, Шибе, крупные курганы, пазырык-ская культура.

DOI: 10.14258/2411-1503.2020.26.30

Исследование советскими археологами курганов Алтая скифского времени стало крупным достижением, раскрывшим многие стороны жизни и деятельности ранних кочевников. Алтайская экспедиция Государственного Русского музея в ходе плановых работ во 2-й половине 1920-х гг. обнаружила погребения в мерзлоте, давшие исключительный по своей научной ценности материал.

Впервые такой археологический объект был исследован в 1927 г. По поручению руководителя экспедиции С.И. Руденко, молодые сотрудники М.П. Грязнов и М.Н. Комарова организовали и произвели раскопки довольно крупного кургана, но самого малого по диаметру в цепочке погребальных комплексов. Он получил название «Шибинский», или «курган Шибе» по обозначению урочища в долине р. Урсул (Центральный Алтай). Кроме того, им удалось исследовать еще пять небольших курганов с каменными насыпями (рис. 1), расположенных вокруг Шибинского кургана [Баркова, 1978, с. 38]. Работая в новых и непривычных условиях, экспедиция столкнулась со многими трудностями. Как выяснилось, для раскопок крупного кургана двух археологов оказалось явно недостаточно. Невероятными усилиями вдвоем удалось разобрать погребение, потратив на это почти 20 дней (всего на раскопки Шибинского кургана ушло 47 дней непрерывной работы) [РО НА ИИМК. Ф. 91. Оп. 1. Д. 168. Л. 3]. Но

все же главной трудностью в смысле количественных затрат физической силы представляло прохождение мерзлой земли. Первая попытка протаи-вания ее путем раскладывания огня в обеденный перерыв на полтора часа закончилась неудачей. Оказалось, что за такое кратковременное прогревание земля протаивает не более чем на пять сантиметров. Значительно лучшие результаты дало продолжительное прогревание кострами в течение ночи. При таком подходе грунт оттаивал в среднем на 25-30 см. Стоит отметить, что льдом была насыщена только земля заполнения могилы. Основная же масса бревен, а также вся погребальная камера оказались более-менее сухими. Свободные промежутки в камере и между бревнами были заполнены рыхлым кристаллическим льдом, который не цементировал окружавшие его предметы [РО НА ИИМК. Ф. 91. Оп. 1. Д. 168. Л. 4]. Результаты произведенных работ были кратко освещены М.П. Гряз-новым [1928] в виде небольшого сообщения в журнале «Человек».

В личном архиве М.П. Грязнова в Музее археологии и этнографии музейного комплекса Омского государственного университета хранится дело под названием «Ойротия», которое в том числе содержит сведения о Шибинском кургане [МАЭ ОмГУ ЛА. Ф. III. Д. 9]. В нем, помимо описания кургана, хранится фото, сделанное в 1927 г. во время раскопок.

Фотоснимок кургана №2 в урочище Шибе (1927 г.)

В Научном архиве Института истории материальной культуры РАН в фонде М.П. Грязнова (фонд №91) имеется дело, представляющее рукописную статью «Первые кочевники Алтая по раскопкам кургана Шибе», датированную 1930 г. В ней Михаил Петрович описал начальный этап работы следующим образом: «После долгих поисков мы остановили свой выбор на одном кургане, как нам тогда казалось, нетронутом руками грабителей и кладоискателей. Это был большой курган в урочище Шибе на р. Урсуле, самый северный и самый меньший в группе семи погребений. Насыпь его состояла из камней, натасканных с реки и с гор. Насыпь расплывшаяся, с неровной поверхностью. На поверхности следы трупосожжения алтайцев. В насыпи несколько скелетов животных: лошади, коровы, овцы и т.д. .. .Под насыпью, в центре, могила размером 6*6*7 м. Первоначально хворост был насыпан до верху и придавлен сверху пятью бревнами. Погребение разграблено.

Грабители похитили все ценное в камере... Во время работы они освещались берестой. Это сохранило нам много мелких предметов. Они пытались проникнуть и в ханскую часть погребения, прорубив стену. Судя по всему сказанному, погребение принадлежит очень богатому знатному лицу - хану или князю» [РО НА ИИМК. Ф. 91. Оп. 1. Д. 115. Л. 2-3]. На этом описание кургана прерывается рассуждениями автора о том, можно ли давать характеристику кочевников Алтая по одной конкретной могиле. М.П. Грязнов считал, что можно. Несмотря на тот факт, что все вещи принадлежали человеку высшего сословия, лучше всего они характеризуют именно основное население. Ибо все, начиная от ямы и кончая обнаруженными предметами, сделано сотнями рук тех, кто составлял основную массу населения. По подсчетам исследователя, только на сооружение кургана потребовалось не менее 100 человек и примерно 25 дней работы. Вероятно, основной целью рукописи была не детальная публикация материалов из Шибе, а именно характеристика культуры кочевников Алтая. В ней автор освещал такие аспекты, как хозяйство, быт, техника производства металлов и т.д. В заключение Михаил Петрович отметил, что такая работа не исчерпывает того, что дали раскопки Шибе для археологической науки, и обозначает план дальнейшего разъяснения и уточнения изложенного материала [РО НА ИИМК. Ф. 91. Оп. 1. Д. 115]. Однако все это так и не было опубликовано.

Лишь усилиями сотрудницы Государственного Эрмитажа Л.Л. Барковой [Засецкая, Марсадолов, Тишкин, 2016] существенная часть материалов из Шибинского кургана введена в научный оборот. Так, в 1978 г. в Археологическом сборнике Государственного Эрмитажа (далее - АСГЭ) вышла ее статья «Курган Шибе и вопросы его датировки» [Баркова, 1978]. В ней приводится описание погребального обряда Шибинского кургана. Автор приходит к выводу, что «.. .все конструктивные детали и черты погребального обряда, свойственные кургану Шибе, находят аналогии в тех или иных Больших Алтайских курганах, за исключением одной детали - западной ориентировки погребенного» [Баркова, 1978, с. 40]. На основе анализа был сделан вывод о том, что Шибинский курган укладывается в рамки времени сооружения других Больших Алтайских курганов, т.е. не позднее Ш в. до н.э. По ее мнению, курган Шибе ошибочно служит основанием для датировки и выделения «шибинского этапа». Основной причиной этого является практическое отсутствие публикации материалов Шибинского кургана: как погребального обряда, так и предметов материальной культуры [Баркова, 1978, с. 37].

В следующей статье «Погребение коней в кургане Шибе», вышедшей в 1979 г. также в АСГЭ, Л.Л. Баркова [1979] публикует основную часть предметов, относящихся к убранству и снаряжению коней. В ней дано систематическое описание сохранившихся изделий и по возможности проводятся аналогии с другими алтайскими курганами.

В 1980 г. Л.Л. Баркова публикует статью «Курган Шибе. Предметы материальной культуры из погребальной камеры». В ней представлен вещевой материал, связанный с погребением человека, и разделенный на следующие группы: одежда, украшение одежды, бытовые предметы

и предметы неясного назначения [Баркова, 1980]. После анализа предметов материальной культуры исследовательница вновь приходит к выводу, что они аналогичны предметам из других алтайских курганов, и подчеркивает, что этот памятник не может служить опорой для выделения особой культуры или отдельного археологического этапа [Баркова, 1980, с. 58].

В статье «Комплексное изучение находок лака из памятников Яломан-П и Шибе (Горный Алтай)», вышедшей в 2008 г., была обозначена тема идентификации лаковой чашечки из кургана Шибе, вопрос о датировке которой в свое время вызвал дискуссию [Тишкин, Хаврин, Новикова, 2008]. В данной работе сделан вывод о том, что находка из памятника хуннуского времени Яломан-П имеет сходство с китайским изделием из кургана Шибе. Однако исследовательский опыт и изучение археологических лаковых изделий тогда не были закончены и требовали продолжения работ на междисциплинарном уровне [Тишкин, Хаврина, Новикова, 2008, с. 200]. Они состоялись позднее [Новикова, Степанова, Хаврин, 2013; Новикова, Мар-содолов, Тишкин, 2018]. Основной вывод заключается в том, что найденные части китайских лаковых чашечек могут быть датированы периодом существования империй Цинь и Хань (скорее всего, конец III - II в. до н.э.).

Раскопки кургана в урочище Шибе показали, что на Алтае можно встретить наличие мерзлоты и, следовательно, обнаружить хорошо сохранившиеся погребения. Находки из Шибинского кургана привлекли особое внимание. Первоначально они размещались в Музее этнографии народов СССР. Во время Великой Отечественной войны некоторые предметы оказались утрачены. В 1955 г. весь материал из кургана Шибе был передан в Государственный Эрмитаж, где хранится по сей день [Баркова, 1980, с. 49]. Что касается правового статуса объекта, то на данный момент группа курганов Шибе относится к объекту культурного наследия федерального значения.

Библиографический список

Баркова Л.Л. Курган Шибе и вопросы его датировки // АСГЭ. 1978. Вып. 19. С. 37-44.

Баркова Л.Л. Курган Шибе. Предметы материальной культуры из погребальной камеры // АСГЭ. 1980. Вып. 21. С. 48-58.

Баркова Л.Л. Погребение коней в кургане Шибе // АСГЭ. 1979. Вып. 20. С. 55-65.

Грязнов М.П. Раскопки княжеской могилы на Алтае // Человек. 1928. №2-4. С. 217-219.

Засецкая И.П., Марсадолов Л.С., Тишкин А.А. Памяти Л.Л. Барковой (19282014) // Теория и практика археологических исследований. 2016. №1 (13). С. 151-155.

Новикова О.Г., Марсадолов Л.С., Тишкин А.А. Китайские лаковые изделия в Забайкалье и на Алтае в хуннуское время // Теория и практика археологических исследований. 2018. №1 (21). С. 106-143.

Новикова О.Г., Степанова Е.В., Хаврин С.В. Изделия с китайским лаком из Пазырыкской коллекции Государственного Эрмитажа // Теория и практика археологических исследований. 2013. №1 (7). С. 112-124.

Тишкин А.А., Хаврин С.В., Новикова О.Г. Комплексное изучение находок лака из памятников Яломан-П и Шибе (Горный Алтай) // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул, 2008. С. 196-200.

Сулейменов М.Г., Илюшин А.М. Коллекция сабель из фондов...

O.V. Styazhkina

Altai State University, Barnaul, Russia

DISCOVERY AND HISTORY OF RESEARCH INTO THE SHIBE MOUND

In 1927, the Altai expedition of the State Russian Museum was given the opportunity to study the mounds that had attracted their attention for a long time. Under the leadership of M.P. Gryaznov with the participation of M.N. Komarova the Shibe mound on the Ursul River was excavated. Despite the fact that the mound was plundered in antiquity, the material well preserved due to permafrost conditions helped to shed light on many aspects of the Altai nomads' life. M.P. Gryaznov reflected this study only in one brief publication. Based on the study of this site, he allocated the Shibe stage in the history of the early nomads of Altai. Further on, the archaeologist and employee of the State Hermitage L.L. Barkova published several works on the Shibe mound. In these works, she not only publishds materials related to the humans and horses burial rites, but also raised the issue of the Shibe mound

Key words: Altai, M.P. Gryaznov, Shibe, big barrows, Pazyryk culture.

УДК 069.4/.5(571.17)

М.Г. Сулейменов, А.М. Илюшин

Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, Кемерово, Россия

КОЛЛЕКЦИЯ САБЕЛЬ ИЗ ФОНДОВ ГУРЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

В статье публикуются и исследуются девять сабель развитого средневековья из раскопок курганных могильников Усть-Канда-1 и Октябрьский, расположенных на территории Кузнецкой котловины в предгорьях Салаирского кряжа. Сабли описываются, классифицируются и сравниваются с аналогичными изделиями в Кузнецкой котловине и на сопредельных территориях. Выделено пять типов сабель. Приводятся аналогии выделенным типам сабель. На основе сравнительного анализа делается вывод о том, что сабли из исследуемой коллекции известны в развитом средневековье на территории Кузнецкой котловины и в конце I - начале II тысячелетия на сопредельных территориях.

Ключевые слова: Кузнецкая котловина, развитое средневековье, коллекция, сабля. DOI: 10.14258/2411-1503.2020.26.31

Исследование вопросов истории военного дела средневекового населения Кузнецкой котловины, непосредственно связано с исследованиями по вооружению этой эпохи. К числу одного из видов оружия ближнего боя относится сабля. Специальное исследование по опубликованным материалам, посвященное саблям из Кузнецкой котловины, показало, что они использовалась разными группами населения с XI по XIV в. и, как правило, были найдены в «богатых» захоронениях местной военной аристократии [Илюшин, 2014, с. 245-251]. Цель настоящей ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.