Научная статья на тему 'Открой личико!'

Открой личико! Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Ульянова

Суровые охранники как непременный атрибут пропускного режима, неспешно проверяющие документы методом «тройного сличения» (лицо — фото на документе — лицо), рискуют со временем остаться не у дел. Биометрическая разработка компании Artec Group делает это в разы быстрее. Система «узнаёт» людей прямо на ходу с помощью технологии трехмерного сканирования лица. Причем новая прическа, солнечные очки, отросшая борода и усы ей не помехи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открой личико!»

Наталья Ульянова

технодром биометрия

ЛИЧИКО!

Суровые охранники как непременный атрибут пропускного режима, неспешно

проверяющие документы методом «тройного сличения» (лицо — фото на документе — лицо), рискуют со временем остаться не у дел. Биометрическая разработка компании Artec Group делает это в разы быстрее. Система «узнаёт» людей прямо на ходу с помощью технологии трехмерного сканирования лица. Причем новая прическа, солнечные очки, отросшая борода

и усы ей не помехи.

У главы компании Artec Group известного венчурного инвестора Артема Юхина это настоящий «пунктик»: по его мнению, системы безопасности могут быть по-настоящему надежны, только если они удобны. В идеале они вообще должны работать незаметно для «авторизованных» лиц — и становиться непреодолимым препятствием для «неавторизованных». Чем меньше человеку требуется совершать действий, чтобы пройти идентификацию (приложить палец или карточку к сканеру, припасть к окуляру), — тем лучше. «Можно придумывать сколь угодно сложные пароли для компьютера, — проводит аналогию Артем Юхин, — но их

не запомнить! Поэтому пользователи будут их вывешивать в открытом доступе, записав на бумажке и прикрепив к монитору Если система неудобна, она априори ненадежна».

Проблема современного рынка систем безопасности, с точки зрения технологического предпринимателя, заключается в том, что он заполнен не только простыми неэффективными решениями, но и слишком сложными, «неудобными» продуктами. Однако если при входе в аэропорт или офисный центр образуется столпотворение — это верный признак того, что рано или поздно система безопасности даст сбой.

В этом смысле идея разработчиков Artec близка к идеальным

представлениям о биометрических продуктах: «своих» «Бродвей 3D» определяет на расстоянии и быстро. Его физическое воплощение — металлическая стела высотой чуть больше метра. В стелу вмонтирована 3D-камера, которая начинает снимать приближающегося человека за два метра. «Это похоже на спортивную съемку — 15 кадров в секунду, — объясняет детали Юхин. — Вспышка находится за красным фильтром, поэтому никто даже не замечает, что она работает. Компьютер обрабатывает трехмерные снимки, сверяет их с изображениями из базы данных, а заодно пополняет базу новыми изображениями человека, с каждым разом увеличивая степень достоверности распознавания».

V

С 3D-сканированием Артем Юхин и его партнер и однокашник по МГТУ имени Баумана Андрей Климов работают давно. В конце 1990-х они изобрели технологию 3D-распознавания лица, задав тем самым новое направление в международной биометрии. До ее появления в «большой биометрике» было всего два основных направления — распознавание людей по отпечаткам пальцев и по радужной оболочке глаза. Разработка российских ученых вызвала большой ажиотаж и позволила привлечь в их стар-тап А4 Vision в общей сложности $30 млн инвестиций. Компания благополучно вывела на международный рынок несколько коммерческих продуктов, а в 2007 году была продана стратегическому инвестору — канадскому разработчику сканеров для отпечатков пальцев Bioscrypt. Но перед завершением сделки Артем Юхин «продавил» одну идею, очень важную как для рынка в целом, так и для своих будущих биометрических проектов. «В результате долгих споров на совете директоров мы решили сделать технологию открытой, — говорит он. — Я понимал, что в этой области — довольно специфической и вертикальной — невозможно широко и много продавать, не имея общедоступного стандарта. Заказчики никогда не будут ориентироваться на системы, которые принадлежат только одной фирме. В итоге мы сделали технологию открытой, по сути, превратив 3Б-биометрику в международный стандарт. С тех пор ее можно считать одной из трех «больших биометрик».

Выйдя из проекта, Артем и его партнеры позволили себе отвлечься на другой рынок — 3D-сканеров. С одной стороны, для того чтобы отдохнуть от довольно специфической области систем безопасности, с другой — потому что технологии явным образом пересекались и можно было применить наработанный опыт.

За время своего продуктивного отдыха основатели теперь уже компании Artec Group успели изобрести и наладить серийное производство первого в мире портативного 3Б-сканера. Однако и поиски в биометрике не прекращались, тем более

что точный сенсор, изобретенный для 3D-сканера, и технология быстрой 3D-съемки очень подходили для биометрического направления. «Идея сделать новый продукт в области биометрии, — подытоживает Юхин, — появилась задолго до того, как мы о ней объявили. Скорее мы искусственно сдерживали развитие нашего прежнего направления. Дело в том, что для развития новой компании мы решили не привлекать внешних инвестиций».

В своей новой разработке Юхин и команда во многом отталкивались от тех недостатков, которые сами же находили в своей предыдущей биометрической технологии. «Надо признать, пользоваться ей было не слишком удобно, — считает сейчас предприниматель. — Для того чтобы система тебя узнала, требовалось смотреть строго прямо перед собой, «попасть» в очень ограниченное поле на маленьком дисплее устройства, что вызывало особенные трудности у людей высокого и низкого роста. На это приходилось тратить время. Нам же хотелось сделать так, чтобы процесс распознавания перестал быть неудобной процедурой».

Критиков идеи 3D-биометрики в то время было хоть отбавляй. Если уж человек нет-нет да и обознается, то чего ждать от сканера и компьютера? Особенно если человек отпустил усы или пришел на работу в очках: в этом случае старая система упорно отказывалась его узнавать.

— Ноу-хау «Бродвея» в том, — объясняет Юхин, — что оно проецирует на лицо человека определенный «узор», а считывание благодаря алгоритму ведется только по твердым тканям. Таким образом, устройство может узнавать человека и по фрагментам лица, и даже в случае, если человек по каким-либо причинам изменился внешне. Более того, так как мы используем широко-польную камеру, мы абсолютно избавились от сложности распознавания людей разного роста и освободили их от необходимости долго и прямо смотреть в устройство. Новая камера без труда распознает лицо, даже если человек смотрит в сторону.

Критиков идеи зd-би0metpиkи в свое время было хоть отбавляй. Если уж человек нет-нет да и обознается, то чего ждать от сканера и компьютера? Однако сейчас трехмерное распознавание лиц считается одной из трех технологий «большой биометрики»

Впрочем, больше всего Артему : Юхину нравится то, что система : не просто бесконтактна, но и мало- : заметна. «Еще задолго до выпуска ; «Бродвея» на рынок, — говорит ; предприниматель, — мы сдела- ; ли пробный вариант — повесили ! в своем офисе камеру на дверь. : Таким образом, чтобы выйти в ку- ; рилку или туалет, нужно было, ; чтобы дверь каждый раз тебя «уз- ; навала»... Сбоев не было. Притом ! что у нас есть сотрудники, ко- : торые иначе как бегом перемещаться не умеют. Но и им еще ; никогда не приходилось биться ; лбом в дверь: система всегда сра- ; батывает быстрее, открывая дверь ! «с первого взгляда» — буквально за одну секунду. Мысль использо- ; вать карточки или РЩ-коды для ; той же цели кажется нам идеей ; из далекого прошлого».

Сейчас через «Бродвей 3D», :

по подсчетам Юхина, проходит око- ;

V

«Бродвей 3D» определяет «своих» бесконтактно и на ходу. Вмонтированная 3D-kamepa начинает снимать приближающегося человека с расстояния в два метра в режиме спортивной фотосъемки; компьютер сверяет снимки с базой данных, а заодно пополняет базу новыми ракурсами, с каждым разом увеличивая степень достоверности распознавания

; ло 100 тысяч человек в день, если : суммировать по всем устройствам, : установленным в разных точках ; мира. Впрочем, международные ; продажи пока по-настоящему ; не стартовали: сеть дилеров начала ; формироваться только год назад. : До этого Artec два года обкатывала ; свою технологию на внутреннем ; рынке — более доступном для тех-I нической поддержки в случае сбо-; ев. Сейчас «Бродвей 3D» работает : в Эрмитаже, Кремле, в аэропортах : Норильска и Сочи, на предприяти-i ях Росатома, в Сбербанке и других ; компаниях. «Лишь поняв, что кли-; енты счастливы, мы решили выйти ; на международный рынок, — гово-: рит Артем. — Подобной стратегии : придерживаются многие японские I компании (среди которых уже есть I и наши клиенты): сначала они об; катывают свои модели в Японии, : а за границу выпускают не все : продукты».

; К моменту выхода на между; народный рынок подоспел и си; нергетический эффект от сосу; ществования двух направлений: : натренировавшись на ЭБ-сканерах, : компания прошла этап проб и оши-; бок в производстве и международ-I ных продажах, а также наладила ; производство в Люксембурге, ; где сейчас происходит сборка всей : продукции Artec, предназначенной i для внешнего рынка. Принцип по-

зиционирования был также выбран, исходя из опыта продвижения сканеров: цена в два-три раза ниже, чем у ближайших западных конкурентов.

Соперников же на биометрическом рынке пока немного, считают в компании, притом что основным разработчики называют свой же собственный продукт шестилетней давности. С одной стороны, это безусловный плюс, но есть здесь и минусы, связанные с неразвитостью рынка. На нем пока преобладают более дешевые системы, построенные на технологии NFC — с использованием пластиковых карт доступа, которые имеют обыкновение теряться и забываться.

— Футурологи предсказывали всплеск на рынке биометрики еще 10-15 лет назад, — говорит Юхин. — Однако за это время мало что произошло. Причина заключается в том, что этот рынок до сих пор развивается в дорогом сегменте, который сужает возможности бизнеса. Однако в ближайшие годы, я уверен, рынок действительно «выстрелит» — благодаря появлению устройств нового класса, предназначенных для нового круга клиентов. Прежде всего — для малого и среднего бизнеса, который нуждается в простых решениях, доступных пониманию

обычного техника, и который никогда не будет платить за такие продукты десятки тысяч долларов.

Что-то подобное Artec уже готовит и на своей технологической «кухне». Немного поколебавшись (не рановато ли?), Артем все-таки сообщает о почти готовом прототипе устройства, которое в компании между собой называют «домофоном»:

— Давно мечтал сделать удобный массовый биометрический продукт, рассчитанный не на полицейских, а на обычных людей. Представьте себе: к вам домой пришла помощница по хозяйству, а вы на работе. Устройство узнало ее и запрашивает вас: пустить? А вы даете ему команду с помощью приложения для смартфона. Или разносчик пиццы попадает в офисный центр, но пройти может только туда, куда его пустит система. Я и сам, лично в таком продукте заинтересован. Например, смогу в режиме реального времени смотреть, где сейчас находится нужный мне сотрудник — в Калифорнии, Люксембурге или на третьем этаже в российском офисе... Самая главная идея — сделать так, чтобы продукт был прикольный и чтобы пользоваться им хотелось не только руководителям департаментов безопасности на заводах и в банках, но и обычным людям. ■

48

бизнес-журнал апрель #4 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.