DOI 10.47643/1815-1329_2022_4_104 УДК 343.3/.7
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 247 УК РФ PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTE AS THE SUBJECT OF A CRIME UNDER ARTICLE 247 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION
КОЛБ Анастасия Александровна,
соискатель, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69. E-mail: snowflower@mail.ru; KOLB Anastasia Alexandrovna,
applicant, State Pedagogical University of Russia named A.I. Gertsen. 69 Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418, Russia. E-mail: snowflower@mail.ru
Краткая аннотация. В статье обосновано, что отходы производства и потребления являются предметом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ. Выявлена теоретико-прикладная проблема, возникающая при привлечении виновных лиц к ответственности за нарушение правил обращения с отходами производства и потребления по ст. 247 УК РФ.
Abstract. The author comes to the conclusion that waste is the subject matter of the crime connected with the waste management rules infringement under article 247 of the Criminal Code of the Russian Federation. The theoretical and law-enforcement problem connected with the prosecution for the crime connected with the waste management rules infringement under article 247 of the Criminal Code of the Russian Federation was brought to light.
Ключевые слова: предмет преступления, отходы, отходы производства и потребления, несанкционированные свалки отходов, нарушение правил обращения с отходами, уголовная ответственность.
Keywords: subject matter of the crime, waste, illegal dumping sites, waste management rules infringement, criminal liability.
Для цитирования: Колб А.А. Отходы производства и потребления как предмет преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ // Аграрное и земельное право. 2022. № 4(208). С. 104-109. http://doi. org/10.47643/1815-1329_2022_4_104.
For citation: Kolb A.A. Production and consumption waste as the subject of a crime under Article 247 of the Criminal Code of the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2022. No. 4(208). pp. 104-109. http://doi. org/10.47643/1815-1329_2022_4_104.
Статья поступила в редакцию: 10.02.2022
Вопрос определения предмета преступления, предусмотренного ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), сложный и неоднозначный. Устарелость уголовного закона, не учитывающего результат развития экологического законодательства в части регулирования отношений по обращению с отходами производства и потребления (далее - ОПП), а также реальную ситуацию в сфере обращения с такими отходами, вкупе с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) привела к своего рода коллизии между уголовным законом и специальным экологическим законодательством.
Сложная диспозиция основного состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 247 УК РФ, который сохранился в неизменном виде с момента принятия УК РФ в 1996г., закрепляет два альтернативных состава преступления: «производство запрещенных видов опасных отходов, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде» (далее также Состав 1); «транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических
веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде» (далее также Состав 2).
Название ст. 247 УК РФ, ч. 1 ст. 247 УК РФ и в Составе 1, и в Составе 2 используют общий термин «отходы», не конкретизируя, объектом правового регулирования какого законодательства они являются. Необходимо выяснить, могут ли ОПП выступать в качестве предмета преступления в указанных составах.
Состав 2, упоминая дефиницию «отходы», являющуюся одним из альтернативных предметов преступления, закрепленного ст. 247 УК РФ, отсылает к рассмотрению специального экологического законодательства, нарушение требований которого и влечет уголовную ответственность по ст. 247 УК РФ.
Анализ содержания экологического законодательства показывает наличие следующих видов отходов как отдельных объектов правового регулирования соответствующего специального законодательства:
1) Радиоактивные отходы, вопросы обращения с которыми регламентированы специальным законодательством, в частности, ФЗ от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», ФЗ от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
2) Медицинские отходы, обращение с которыми урегулировано отдельной совокупностью нормативных правовых актов. ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 49 закрепляет термин «медицинские отходы», определяя, что указанные отходы подлежат обращению в порядке, установленном санитарным законодательством.
3) Биологические отходы, понятие которых содержится в утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626 Ветеринарных правилах перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, определяющих обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке и утилизации таких отходов.
4) ОПП, обращение с которыми регламентировано законодательством об обращении с ОПП, предмет правового регулирования которого закреплен в ст. 2 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Из изложенного следует, что указанные четыре вида отходов, в том числе ОПП, обращение (транспортирование, хранение, захоронение и пр.) с которыми урегулировано соответствующим специальным законодательством, входящим в состав экологического законодательства, могут выступать в качестве предмета преступления, установленного ст. 247 УК РФ (Состав 2).
В 2017г. ВС РФ внес изменения в Постановление Пленума ВС РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [1] (далее - Постановление Пленума ВС РФ), указав, что «согласно ч. 1 ст. 247 УК РФ предметом транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения с нарушением установленных правил являются только такие вещества и отходы, которые относятся к радиоактивным, бактериологическим или химическим» (далее - разъяснение Пленума ВС РФ 2017г.).
Указанное разъяснение ВС РФ вошло в определенное противоречие с экологическим законодательством, породило теоретико-прикладную проблему, затруднив правоприменительную деятельность правоохранительных органов по привлечению лиц, виновных в нарушении правил обращения с ОПП, к уголовной ответственности по ст. 247 УК РФ, поскольку: в российском экологическом законодательстве отсутствуют дефиниции «бактериологические отходы», «химические отходы»; соответственно отсутствуют и специальные правила их обращения, нарушение которых должно влечь за собой уголовную ответственность по ст. 247 УК РФ.
Понятие «химические отходы» встречается в ГОСТ 30772-2001 [2], который определяет их как «отходы химических производств или их продукция, сырье в виде химических веществ или их смесей, инертные либо опасные для здоровья человека и окружающей среды». Однако законодательство о техническом регулировании не может устанавливать дефинитивные нормы, обязательные для применения в экологическом законодательстве [3].
Что касается термина «бактериологические отходы», то он вообще не поименован ни в каких нормативных правовых актах.
В связи с отсутствием закрепленного действующим законодательством определения бактериологических отходов в юридической литературе попытались разработать рассматриваемую дефиницию самостоятельно [4].
Авторы не называют источники, опираясь на которые, они формулировали понятие «бактериологические отходы», однако все дефиниции сконструированы с использованием терминологии, с помощью которой ранее определялась дефиниция «отходы производства и потребления» в ст. 1 Закона № 89-ФЗ (в ред. от 01.01.2014г.).
Правоохранительным и судебным органам приходится находить различные решения, чтобы обеспечить выполнение положений Постановления Пленума ВС РФ при привлечении к уголовной ответственности за нарушение правил обращения с ОПП по ст. 247 УК РФ. Единого подхода в данном вопросе нет ни в теории, ни в судебной практике. В основном, проводятся судебно-экологические экспертизы, в рамках которых устанавливают наличие в пробах с мест, захламленных ОПП, химических веществ, загрязняющих окружающую среду, устанавливают класс опасности ОПП в соответствии со ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ.
Однако разъяснение Пленума ВС РФ 2017 г. не приводит к исключению ОПП из числа предметов в рамках Состава 2.
Во-первых, в п.6 Постановления Пленума ВС РФ отмечено, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, суды должны руководствоваться нормами как Закона № 89-ФЗ, так и иных федеральных законов. То есть ВС РФ, указывая на Закон № 89-ФЗ, ставит ОПП на первое место среди всех предметов преступления в рамках ст. 247 УК РФ.
Таким образом, ВС РФ подтвердил вывод о том, что ОПП являются предметом преступления в рамках ст. 247 УК РФ.
Представляется, что при формулировании разъяснения Пленума ВС РФ 2017 г. («согласно ч. 1 ст. 247 УК РФ предметом транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения с нарушением установленных правил являются только такие вещества и отходы, которые относятся к радиоактивным, бактериологическим или химическим») ВС РФ имел ввиду не виды отходов (поскольку такие виды отходов в законодательстве отсутствуют), а качественное содержание таких отходов. ОПП всегда состоят из химических веществ (компонентов), что подтверждается при рассмотрении законодательства об обращении с ОПП.
Во-вторых, такой вывод следует из анализа диспозиции ч.1 ст. 247 УК РФ и экологического законодательства, включая законодательство об обращении с ОПП. В частности, имеет место употребление одинаковых терминов: ст. 247 УК РФ оперирует термином «отходы», а Закон № 89-ФЗ, закрепляя среди основных понятий дефиницию «отходы производства и потребления», вводит их сокращение - «отходы».
В-третьих, изучение судебных актов о привлечении к уголовной ответственности за нарушение правил обращения с ОПП позволяет заключить, что суд в большинстве случаев квалифицирует указанное преступное деяние именно по ст. 247 УК РФ.
В-четвертых, наше умозаключение подтверждается и тем, что ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по которой квалифицируется нарушение правил обращения с ОПП, до внесения в нее изменений в 2019г. содержала формулировку состава правонарушения, которая практически анало-
гична формулировке ст. 247 УК РФ. Однако в рамках новой редакции ст. 8.2 КоАП РФ единственным предметом правонарушения являются ОПП.
Кроме того, исследование научной литературы показывает, что ряд авторов по результатам анализа экологического законодательства также рассматривает ОПП в качестве предмета преступления, закрепленного ст. 247 УК РФ [5].
Формулировки, использованные при конструировании Состава 1, не позволяют применять его на практике, поскольку в действующем законодательстве РФ отсутствуют как понятия «опасные отходы», «запрещенные виды опасных отходов», так и понятие «производство отходов».
Историко-юридический анализ законодательства показывает, что указанная формулировка ст. 247 УК РФ существует в неизменном виде с момента принятия УК РФ (с 1996г.), когда законодательство об обращении с ОПП еще не начало формироваться в качестве самостоятельного правового института экологической отрасли права и структурного элемента экологического законодательства (Закон № 89-ФЗ был принят только в 1998г.).
При этом термин «опасные отходы» встречался только в законодательстве об обращении с ОПП. Впервые он был использован в ст. 54 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», заложившего основы формирования законодательства об обращении с ОПП как части экологического законодательства. Затем термином «опасные отходы» оперировал Закон № 89-ФЗ, однако впоследствии ФЗ от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключил понятие опасных отходов из Закона № 89-ФЗ ФЗ и текста ряда федеральных законов, заменив его на формулировку «отходы I - IV класса опасности». Не все законодательные акты, в которых встречался термин «опасные отходы», сразу были приведены в соответствие с Законом № 89-ФЗ. В некоторые федеральные законы изменения в рассматриваемой части вносились еще в течение длительного времени, но корректировка уголовно-правовых норм ст. 247 УК РФ не осуществлена до настоящего времени.
Наличие в ч. 1 ст. 247 УК РФ термина «опасные отходы» или «опасные отходы производства и потребления», который ранее закреплялся исключительно в законодательстве об обращении с ОПП свидетельствует о том, что законодатель при принятии УК РФ в 1996г. однозначно рассматривал ОПП в качестве предмета преступления, закрепленного данной статьей.
Можно было бы предположить, что, используя термин «запрещенные виды отходов» в ч. 1 ст. 247 УК РФ, законодатель отсылает к правовому институту оборотоспособности в гражданском праве.
Статья 129 Гражданского кодекса РФ разделяла объекты гражданских прав, коими являются ОПП, не только на свободные в обороте и ограниченные в обороте, но и на объекты, изъятые из оборота.
Однако ни в ранее действовавшем, ни в действующем законодательстве об обращении с ОПП данные отходы никогда не рассматривались в качестве объектов, изъятых из оборота, а, следовательно, запрещенных [6].
В связи с формулировкой «производство отходов» необходимо отметить следующее.
Во-первых, экологическое законодательство в целом не содержит подобных формулировок.
Во-вторых, Закон № 89-ФЗ оперирует термином «образование отходов», а не термином «производство отходов».
В-третьих, по своему юридико-лингвистическому смыслу понятие «производство» используется в связи с конечным результатом в виде получения продукции, удовлетворяющей определенные потребности людей.
Так, ГОСТ Р 56639-2015 рассматривает производство как «все операции и виды контроля, связанные с сырьем и продукцией» [7]. Однако ОПП не являются ни сырьем, ни продукцией, представляя собой особый вид вещей[6].
С учетом изложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время ОПП не могут рассматриваться в качестве предмета преступления, предусмотренного Составом 1.
Подводя итоги, отметим, что для привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение правил обращения с ОПП по ст. 247 УК РФ важную роль играет корреляция используемых в данной статье бланкетных дефиниций с нормами экологического законодательства, в которых раскрывается их содержание.
В настоящее время в ст. 247 УК РФ отсутствует четкая корреляция используемой терминологии с экологическим законодательством, в том числе законодательством об обращении с ОПП, что обусловлено следующими причинами: 1) формулировка ч.1 ст. 247 УК РФ существует с момента принятия УК РФ в неизменном виде (с 1996г.) и не учитывает всех изменений отраслевого экологического законодательства, в том числе понятийного аппарата; в то же время уголовно-правовые нормы ст. 247 УК РФ должны оперировать только теми терминами, которые закреплены в экологическом законодательстве, в том числе законодательстве об обращении с ОПП; 2) уголовно-правовое регулирование ст. 247 УК РФ осуществляется не только в отношении предмета законодательства об обращении с ОПП (отношений по поводу ОПП), но и предмета иного законодательства (отношений по поводу медицинских отходов, радиоактивных отходов, веществ и пр.).
В связи с изложенным возникают сложности в установлении содержания закрепленных ст. 247 УК РФ дефиниций, что обусловливает и проблему определения содержания такого бланкетного признака в рамках ст. 247 УК РФ как «правила обращения» (то есть поиск наличия соответствующих правил обращения в экологическом законодательстве).
Библиография:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Колб А.А. Определение понятия отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, как объекта межотраслевого законодательного регулирования // Аграрное и земельное право. - 2018. - №12 (168). - С.15-20.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.А. Беляев, В.И. Булавин, И.К. Вагина и др.; под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат., 2006. - 1228 с. [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.П. Верин, О.К. Зателепин, С.М. Зубарев и др.; отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 704 с. [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Голубев С.И. Предмет экологического преступления: монография. - М.: КОНТРАКТ, 2020. - 176 с. [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.П. Верин, О.К. Зателепин, С.М. Зубарев и др.; отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 704с. [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, В.П. Верин, Б.В. Волженкин и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. -7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат., 2007. - 902 с. [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»; Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Н.А. Громов, В.А. Майоров, А.А. Рождествина и др.; под ред. Н.А. Громова. - М.: ГроссМедиа, 2007. - 616 с. [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
6. Колб А.А. Соотношение отраслей законодательства при правовом регулировании твердых коммунальных отходов как объекта гражданского права // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2018. - № 5. - С. 69-73.
7. ГОСТ Р 56639-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Технологическое проектирование промышленных предприятий. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.10.2015 № 1559-ст) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
References:
1. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 18.10.2012 No. 21 (ed. dated 30.11.2017) "On the application by courts of legislation on liability for violations in the field of environmental protection and nature management" [Electronic resource] // Access from help.-legal system "ConsultantPlus".
2. GOST 30772-2001. Interstate standard. Resource conservation. Waste management. Terms and definitions (introduced by the Decree of the State Standard of Russia No. 607-st dated 28.12.2001) [Electronic resource] // Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".
3. Kolb A.A. Definition of the concept of waste, including solid municipal waste, as an object of intersectoral legislative regulation // Agrarian and land law. - 2018. - №12 (168). - Pp.15-20.
4. Commentary to the Criminal Code of the Russian Federation (article by article) / A.A. Belyaev, V.I. Bulavin, I.K. Vagina, etc.; edited by A.A. Chekalin, V.T. Tomin, V.V. Sverchkov. - 3rd ed., reprint. and additional - M.: Yurayt-Izdat., 2006. - 1228 p. [Electronic resource] // Access from help.- the legal system "ConsultantPlus"; Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation (article by article) / V.P. Verin, O.K.
Zatelepin, S.M. Zubarev, etc.; ed. V.I. Radchenko, scientific ed. A.S. Mikhlin, V.A. Kazakova. - 2nd ed., reprint. and additional - M.: Prospect, 2008. - 704 p. [Electronic resource] // Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".
5. Golubev S.I. The subject of environmental crime: monograph. - M.: CONTRACT, 2020. - 176 p. [Electronic resource] // Access from help.- the legal system "ConsultantPlus"; Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation (article by article) / V.P. Verin, O.K. Zatelepin, S.M. Zubarev, etc.; ed. V.I. Radchenko, scientific ed. A.S. Mikhlin, V.A. Kazakova. - 2nd ed., reprint. and additional - M.: Prospect, 2008. - 704c. [Electronic resource] // Access from help.-legal system "ConsultantPlus"; Commentary to the Criminal Code of the Russian Federation (article by article) / G.N. Borzenkov, V.P. Verin, B.V. Volzhenkin et al.; ed. by V.M. Lebedev. - 7th ed., reprint. and additional - M.: Yurayt-Izdat., 2007. - 902 p. [Electronic resource] // Access from help.- the legal system "ConsultantPlus"; Article-by-article commentary on the Criminal Code of the Russian Federation / N.A. Gromov, V.A. Mayorov, A.A. Rozhdestvina, etc.; edited by N.A. Gromov. - M.: GrossMedia, 2007. - 616 p. [Electronic resource] // Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".
6. Kolb A.A. Correlation of branches of legislation in the legal regulation of municipal solid waste as an object of civil law // "Black holes" in Russian legislation. - 2018. - No. 5. - pp. 69-73.
7. GOST R 56639-2015. National Standard of the Russian Federation. Technological design of industrial enterprises. General requirements (approved and put into effect by Rosstandart Order No. 1559-st dated 13.10.2015) [Electronic resource] // Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".