Научная статья на тему 'ОТГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА ОТ СМЕЖНЫХ С НИМ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ОТГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА ОТ СМЕЖНЫХ С НИМ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступление / терроризм / террористический акт / бандитизм / террористическая деятельность / диверсия / убийство / заложник / законодательство / уголовное дело. / љиноят / терроризм / акти террористї / бандитизм / фаъолияти террористї / тахрибкорї / куштор / гаравгон / ќонунгузорї / парвандаи љиноятї.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раджабов А.С.

В статье рассматриваются проблемные вопросы отграничения терроризма от смежных с ним преступлений. На основе проведенного автором анализа уголовного законодательства Респуб-лики Таджикистан и некоторых уголовных дел, представлено мнение автора относительно от-граничения терроризма от таких преступлений, как убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих людей, от посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, захвата заложника, бандитизма и некоторых других составов преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Раджабов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIMITATION OF TERRORISM FROM SIMILAR CRIMES

Дар маќола масъалањо оид ба тафриќагузории терроризм аз дигар љиноятњои ба он њам-монанд мавриди баррасї ќарор дода шудаанд. Дар асоси тањлили ќонунгузории љиноя-тии Љумњурии Тољикистон ва баъзе парвандањои љиноятї андешањои муаллиф оид ба тафриќагузории терроризм аз љиноятхое ба монанди одамкушї бо тарзи ба њаёти мар-думи зиёд хавфнок, суиќасд ба њаёти арбоби давлатї ё љамъиятї, ѓасби гаравгон, банди-тизм ва дигар љиноятњои њаммонанд, пешнињод карда шудааст.

Текст научной работы на тему «ОТГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА ОТ СМЕЖНЫХ С НИМ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»



УДК 343.326:343.34

ОТГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА ОТ СМЕЖНЫХ С НИМ СОСТАВОВ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ТАФРИЦАГУЗОРИИ ТЕРРОРИЗМ АЗ ЧИНОЯТ^ОИ БО ОН ^АММОНАНД LIMITATION OF TERRORISM FROM SIMILAR CRIMES

Раджабов А. С. Radjabov A.S. Начальник специальной кафедры Высшей школы Государственного комитета национальной безопасности Республики Таджикистан, полковник юстиции Сардори кафедраи махсуси Мактаби Олии Кумитаи давлатии амнияти миллии Цум^урии Тоцикистон,

полковники адлия

Head of the Special Department of the Higher School of the State Committee for National Security of the Republic of Tajikistan,

Colonel of Justice E-mail.

amadjit64@mail.ru

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.

Ихтисоси илми: 12.00.08 - хукуки чиноятй ва криминология; хукуки ичрои чазои чиноятй.

Scientific specialty. 12.00.08- criminal law and criminology; penal law.

Рецензент: Ямакова З.Д. - профессор кафедры криминалистики и судебно-экспертной деятельности юридического факультета Таджикского национального университета, кандидат юридических наук.

Такриздщанда: Ямокова З.Д. - профессори кафедраи криминалистика ва фаъолияти судй-экспертии факултети хукукшиносии Донишгохи миллии Точикистон, номзади илмхои хукукшиносй.

Reviewer: Yamakova ZD. - Professor of the Department of Criminalistics and Forensic Activities of the Faculty of Law of the Tajik National University, Candidate of Legal Sciences.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы отграничения терроризма от смежных с ним преступлений. На основе проведенного автором анализа уголовного законодательства Республики Таджикистан и некоторых уголовных дел, представлено мнение автора относительно отграничения терроризма от таких преступлений, как убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих людей, от посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, захвата заложника, бандитизма и некоторых других составов преступлений.

Ключевые слова: преступление, терроризм, террористический акт, бандитизм, террористическая деятельность, диверсия, убийство, заложник, законодательство, уголовное дело.

Аннотатсия: Дар макола масъалахо оид ба тафрикагузории терроризм аз дигар чиноятхои ба он хаммонанд мавриди баррасй карор дода шудаанд. Дар асоси тахлили конунгузории чиноятии Чумхурии Точикистон ва баъзе парвандахои чиноятй андешахои муаллиф оид ба тафрикагузории терроризм аз чиноятхое ба монанди одамкушй бо тарзи ба хаёти мардуми зиёд хавфнок, суикасд ба хаёти арбоби давлатй ё чамъиятй, гасби гарав-гон, бандитизм ва дигар чиноятхои хаммонанд, пешниход карда шудааст.

Вожауои калиди: чиноят, терроризм, акти террориста, бандитизм, фаъолияти террориста, тахрибкорй, куштор, гаравгон, к;онунгузорй, парвандаи чиноятй.

Annotation: The article deals with the problematic issues of delimiting terrorism from related crimes. Based on the author's analysis of the criminal legislation of the Republic of Tajikistan and some criminal cases, the author's opinion is presented regarding the delimitation of terrorism from such crimes as murder committed in a way that is dangerous to the lives of many people, from encroachment on the life of a statesman or public figure, hostage-taking, banditry and some other offenses.

Key words: crime, terrorism, terrorist act, banditry, terrorist activity, sabotage, murder, hostage, legislation, criminal case.

В уголовном праве квалификация преступления занимает особое положение, так как именно на этом этапе можно усмотреть в деянии признаки преступления. Так, в части 1 статьи 7 Уголовного кодекса Республики Таджикистан (далее - УК РТ) указано, что к уголовной ответственности может быть привлечено лицо лишь за свои собственные деяния (действия или бездействия), т.е., виновное в совершении конкретного преступления [1].

Поэтому правильная квалификация преступления очень важна с точки зрения охраны законных прав граждан, ибо уголовная ответственность представляет собой наиболее тяжкий вид ответственности в правовой системе и допущение ошибки при квалификации преступления способно причинить значительный ущерб правам и интересам граждан.

Как правило, на стадии квалификации решается вопрос о законности возбуждения уголовного дела, выбора меры пресечения, утверждения обвинительного заключения, предания суду и вынесение правосудного приговора.

Более того, квалификация преступления при возбуждении уголовного дела, а также в процессе предъявления обвинения, несомненно, может играть важную роль при выборе вида меры пресечения, а при вынесении приговора влияет на режим отбывания назначенного в виде лишения свободы наказания.

Таким образом, квалификация преступления означает установление оснований уголовной ответственности и ее пределов, ограниченных как диспозицией, так и санкций, предусмотренных уголовным законодательством Республики Таджикистан.

Необходимо подчеркнуть, что отграничение терроризма от других смежных и схо-

жих с ними преступлений является обязательным условием для использования эффективности мер уголовно-правового характера в пресечения, а также в предупреждении преступлений.

Необходимо рассмотреть отграничение терроризма от посягательства на жизнь государственного деятеля, а также от лиц, которые занимаются общественной деятельностью, которое предусмотрено в ст. 310 УК РТ.

Так, объектом преступления по ст. 310 УК РТ является вся политическая система Республики Таджикистан (первый основной объект, а также жизнь потерпевшего - дополнительный объект), где подразумевается существование и функционирование, осуществления своих функций должностными лицами государственных органов, а также лицами занимающиеся соответствующей общественной работой. При этом, потерпевшим при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля Республики Таджикистан может считаться только государственный или общественный деятель, а потерпевшими при терроризме могут быть неопределенные лица.

При террористическом акте посягательство можно считать оконченным с того времени, когда посягательство, т.е., действия лица заключаются именно в лишении жизни государственного или общественного деятеля, несмотря на наступление других общественно опасных последствий.

Следует отметить, что акт терроризма считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных в диспозиции ч. 1 ст. 179 УК РТ, а именно, взрыва, поджога, стрельбы из огнестрельного оружия или иных действий, создающих опасность обществен-

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 3 (55). 2022

ной безопасности. Надо учесть такой момент, что при совершении посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, действия преступника направлены на лишение жизни и прекращение деятельности конкретного государственного либо общественного лица, а при совершении акта терроризма создаётся угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Кроме того, терроризм может причинять значительный материальный ущерб гражданам, организациям, учреждениям, иным юридическим лицам либо государству и являться причиной наступления иных общественно опасных последствий. При этом, преступники преследуют такие цели, как:

- нарушение общественной безопасности;

- устрашение населения;

- оказание воздействия на принятие нужного для террористов решения органами власти.

При посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (террористический акт) преступники преследуют иные цели.

Объектом террористического акта (ст. 310 УК РТ) выступают основы конституционного строя и безопасности государства. А при терроризме, действия преступника направлены конкретно на нарушение общественной безопасности, а также наведение страха на людей. В данной ситуации дополнительным объектом выступает нормальное функционирование органов государственной власти и управления, жизнь, здоровье и собственность граждан.

По утверждению многих ученых, главными целями при террористическом акте являются прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего, ослабление основ конституционного строя и безопасности государства. В данном случае, в действиях преступника усматриваются политические мотивы. Необходимо подчеркнуть, что мотивами совершения террористических актов могут быть как политические, так и националистические, религиозные, корыстные. При этом конечная цель террористов - дестабилизация политической об-

становки не является обстоятельством, влияющим на квалификацию.

Если при террористическом акте конечной целью преступника является лишение жизни государственного или общественного деятеля, то для терроризма убийство - это средство достижения другой цели, то есть, воздействие на принятие какого-либо решения органами власти в пользу террористов. В данном случае, объект терроризма - это не потерпевшие, а те лица, которые остались живыми и увидели ужасающие последствия акта терроризма. Основной целью террористов является не убийство граждан, а возбуждение у населения страха, беспомощности и растерянности у общества и властей, с конечной целью деморализации государственных властей [2, с. 125].

Необходимо подчеркнуть, что при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, в соответствии со ст. 23 УК РТ, субъектом этого преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а при совершении акта терроризма ответственность наступает по достижению лица 14-летнего возраста. Необходимо констатировать тот факт, что в данном случае, при совершении со стороны несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 16 лет террористического акта, его действия квалифицируются как убийство по соответствующей части ст. 104 или УК РТ, а в случае не смертельного исхода, по ст. ст. 32, 104 УК РТ как неоконченное преступление.

Другим смежным с терроризмом составом является такое преступление, как диверсия (ст. 309 УК РТ), которое как правило, осуществляется опасным способом и представляет повышенную общественную опасность как для государства, так и для граждан и общества.

При акте диверсии объектом преступления является экономическая мощь, обороноспособность государства. В качестве дополнительного объекта при совершении данного преступления могут выступать жизнь и здоровье граждан, а также их собственность, так как при этом может быть причинен ущерб жизни и здоровью граждан и их собственности.

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 3 (55). 2022

Объективная сторона диверсии характерна совершением конкретных действий, в предусмотренных диспозиции статьи таких формах, как взрыв, поджог или иных действий, направленных на подрыв экономической безопасности и обороноспособности государства. Перечисленные общественно опасные действия направлены исключительно на уничтожение или вывод из строя нормальной деятельности предприятий, сооружений, относящихся к предмету преступления [3, с.125].

Необходимо отметить, что диверсия по объективным признакам идентична терроризму. Вместе с тем, их отличие состоит в том, что в ст. 309 УК Республики Таджикистан (диверсия) отражён перечень преступных действий, за совершение которых наступает уголовная ответственность, а в диспозиции ст. 179 УК РТ (Терроризм) помимо самих действий, предусмотрена и угроза совершения определенных действий. Более того, при диверсионном акте преступные действия направлены на разрушение и уничтожение объектов материального мира. А совершив акт терроризма, преступник преследует целью нарушение общественной безопасности, устрашение населения и оказание давления на органы власти.

Если при акте диверсии преступление совершается, как правило, тайно, то при терроризме действия террористов носят ультимативный и демонстративный характер. Далее, при диверсии с того момента, когда совершается взрывы, поджоги или иные действия, преступление можно считать оконченным независимо от того, наступили ли какие-либо последствия. Под наступившим последствием подразумевается материальный ущерб, который будет причинен в результате совершения преступления, и который на квалификацию данного деяния не повлияет. По нашему мнению, отличительные черты терроризма от диверсии могут заключаться в направленности целей, а также умысле преступления. По мнению же некоторых ученых, единственная типичная цель терроризма, в отличии от диверсии, заключается в оказании давления на органы государственной власти в принятии какого-либо решения в угоду террористов [4, с. 58; 5, с. 105].

Необходимо констатировать тот факт, что мотивами терроризма могут служить национальная, религиозная или иная вражда либо неприязнь, а также месть органам государственной власти. Мотивы преступления на квалификацию не влияют, и они будут учтены судом при вынесении приговора. Мотивами диверсии могут быть корысть, ненависть к существующему строю, идеологические убеждения, и т.д., которые также не будут влиять на квалификацию преступления. Однако при вынесении приговора и определении меры наказания, также будут учитываться судом.

Можно полагать, что диверсию от терроризма можно разграничить по следующими признаками:

- объектом диверсии может выступать только экономическая безопасность, а также и обороноспособность государства. А при терроризме объектом преступления может выступать общественная безопасность, а жизнь, здоровье, собственность граждан могут быть выступать в качестве его дополнительных объектов;

- при диверсии преступник, как правило, стремится нанести большой ущерб обороноспособности и экономической безопасности государства своими активными действиями, а при терроризме действия преступника, помимо взрыва, поджога, стрельбы или иных действий, также может выражаться в форме угрозы их совершения.

Однако необходимо отметить одно обстоятельство, а именно то, что, как правило, диверсанты, когда производят диверсионные акты, стараются действовать тайно и не афишируют своих действия, а в случае с терроризмом, террористы стараются действовать открыто и демонстративно, дабы придать своим действиям общественной резонанс.

Уголовная ответственность за терроризм в соответствии с уголовным законодательством Таджикистана наступает в возрасте четырнадцати лет, а при совершении диверсии субъектом преступления может быть лицо, которому исполнилось шестнадцать лет.

С учетом характерных особенностей проявления терроризма в Республике Таджикистан (в основном это религиозный терроризм) особый научно-практический интерес

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 3 (55). 2022

вызывает отграничение терроризма такого общественно опасного деяния, как бандитизм.

В соответствии со ст. 186 УК РТ, под бандитизмом понимается организация устойчивой вооруженной группы (банды) с целью нападения на граждан, предприятий, организаций, а также руководство такой группой (бандой).

По нашему мнению, разграничить терроризм от бандитизма можно по элементам объективной стороны, а также по их целям. Так, согласно диспозиции ст. 186 УК РТ, объективную сторону бандитизма образуют четыре самостоятельных состава, объединенных общей целью:

а) создание устойчивой вооруженной группы (банды),

б) руководство такой группой,

в) участие в банде и,

г) участие в совершаемых ею нападениях.

При бандитизме преступление можно считать оконченным с того времени, когда было образована банда, руководство банды, а также участие в банде независимо от наступивших последствий.

Во время совершения акта терроризма же преступление считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных в диспозиции ст.179 УК РТ, а также с момента угрозы совершения указанных действий.

При бандитизме главным отличительным признаком является вооруженность банды и цель. Поэтому, различительным критерием указанных преступлений является их цели. При акте терроризме как было отмечено выше, целью является понуждение государственных органов к принятию какого-либо решения в пользу террористов. Как показывает практика, бандитские нападения в основном совершаются по корыстным мотивам: получение материальной выгоды, завладение имуществом, оружием, наркотическими средствами. При терроризме же мотивами их совершения могут быть политические, религиозные, националистические, эти деяния могут совершаться также с целью дестабилизации общественно политической обстановки. Обычно бандитизм совершается вооруженной группой, состав которой будет колеблется от

двух и более лиц [6, с. 452], а террористический акт может совершаться как отдельным лицом, так и группой. По уголовному законодательству Таджикистана, за терроризм уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста, а субъектом бандитизма является лицо, которому на момент совершения преступления исполнилось 16 лет.

Подводя итог можно констатировать тот факт, что отличительными признаками бандитизма от терроризма являются следующие:

1) сплоченность, вооруженность, а также соответствующая цель, которая стоит перед бандой, а именно - нападения на граждан или организации;

2) при бандитизме преступление считается оконченным с момента участия двух или более вооруженных лиц в противоправных действиях банды по нападению на граждан или организаций;

3) при терроризме, факт организации террористических групп, организации преступного сообщества и других форм соучастия образует лишь приготовление к террористической деятельности;

4) акт терроризма считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных в ч.1 ст. 179 УК РТ (взрыв, поджог, стрельба, другие действия, представляющие повышенную общественную опасность), а также угрозы их совершения;

5) обязательный признак преступления при бандитизме - вооруженность, а при терроризме совершаемые действия не всегда связаны с применением насилия;

6) целью терроризма является принуждение органов государственной власти к каким-либо конкретным действиям или наоборот, отказу от принятия решения;

7) основной целью при бандитизме является нападение на граждан или организации;

8) субъектом бандитизма является лицо в возрасте шестнадцати лет, а субъектом терроризма может быть лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста.

При квалификации и назначении наказания за терроризм особое значение имеет вопрос, связанный с установлением момента окончания преступления.

В заключении необходимо проанализи-

ровать специальные уголовно-правовые нормы, принятые в последние годы, которые переносят момент окончания терроризма на более ранние стадии. И одним из таких норм можно назвать статью 1791 УК РТ, которая называется «Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению».

Как показывает анализ уголовных дел, расследованных органами безопасности Республики Таджикистан, иногда, для привлечения к уголовной ответственности лиц, способствовавшим к совершению актов терроризма, просто не представляется возможным ввиду того, что их умысел не образует признаков конкретного общественно опасного деяния, хотя они своими действиями путем уговоров, обмана и шантажа способствуют террористам к совершению конкретных действий. Тем не менее, они остаются в тени и привлечь их к уголовной ответственности практически не представляется возможным.

Необходимо также констатировать то факт, что на практике инструктора террористов, обучая минно-взрывному делу, иногда даже не представляют, какие преступления совершаются с участием их учеников [7, с. 28].

Учитывая вышеизложенное, необходимо заметить, что при совершении преступления, предусмотренного ст. 1791 УК РТ, а также при склонении к участию в террористической деятельности, эти действия можно рассматривать как одну из разновидностей форм пособничества. Исходя из этого, мы полагаем, что нет необходимости вводить в уголовный кодекс какие-либо дополнения, касающиеся содействия террористической деятельности, так как здесь усматривается конкуренция двух правовых норм, предусмотренных в ст. 1791 УК РТ и ст. 36 (Институт соучастия). В данной ситуации, на наш взгляд, законодательный орган дублирует ст. 36 УК РТ, криминализировав его как деяние.

На сегодняшний день первоочередная задача правоохранительных органов состоит в выявлении и предупреждении преступления террористического характера на ранних стадиях его совершения, то есть, до наступления конкретных последствий [8, с. 4-6].

Необходимо подчеркнуть, что вопросы вовлечения других лиц в терроризм законодатель предусмотрел в соответствующих статьях УК РТ. В частности, за вовлечение лица или лиц в совершение преступлений, предусмотренных статьями 179, 1792, 1793 ,180, 181, 185, 310 и 402 УК РТ, уголовная ответственность наступает по соответствующей статье Уголовного кодекса со ссылкой на статью 1791 УК РТ. В случае, если вовлечение в совершение акта терроризма происходит путём обмана, уговора, подкупа либо иного метода, то действия преступника необходимо квалифицировать помимо названной статьи, и как приготовление к терроризму в форме приискания соучастников преступления. В другом случае, когда действия преступника связаны с финансированием конкретного акта терроризма, материальным обеспечением и обучением привлеченных лиц, то здесь речь идёт о пособничестве. По мнению советских ученых юристов, приготовление к преступлению может выражаться в разработке плана, сговоре соучастников, приобретении, или приспособлении орудий или средств нападения, изменении внешности преступников и т.д. [9, с. 272].

Так, в 1996 году граждане Республики Таджикистан «А», «Б», а также еще 25 человек, находясь на территории Исламской Республики Пакистан, с целью нападения на высших должностных лиц государства, по предварительному сговору, в группе лиц, создали там незаконное вооруженное формирование. Затем, гражданин «А», в сговоре с другими гражданами РТ, с целью свержения конституционного строя Таджикистана и создания в РТ теократического государства и под этим предлогом, вовлекая в созданное им незаконное вооруженное формирование других граждан РТ, обучал их минно-взрывному делу, стрельбе из огнестрельного оружия и тактике диверсионной работы. Указанная группа, преследуя преступные цели, при переходе таджикско-афганской границы, была задержана силами правопорядка. Однако, в ходе следствия, действия граждан РТ «А», «Б» и других участников преступной группы, следственными органами были квалифицированы по ст. 187 УК РТ как организация преступного сообщества или преступной организации,

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 3 (55). 2022

что не соответствует правильной квалификации. Мы считаем, что в действиях «А» и других участников преступной группы имели место признаки преступления, предусмотренных ст. 32 и 179 УК РТ (Приготовление к терроризму), а также ст. 1791 УК РТ, то есть, вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению [10].

Захват заложника в уголовном законодательстве является одним из проявлений терроризма. При совершении этого вида преступления могут причиняться ущерб широкому кругу интересов, безопасным условиям жизни граждан, обществу и государству. При захвате заложников, а также при акте терроризма все действия преступника сосредоточены на один и тот же основной непосредственный объект, то есть, на основы общественной безопасности. Необходимо подчеркнуть, что их отличительными признаками является наличие дополнительного непосредственного объекта. При акте терроризма обязательным дополнительным объектом является жизнь и здоровье граждан, отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, а также угроза его совершения. При захвате заложников эти моменты (условия) не считаются обязательными, за исключением некоторых случаев, например, захват заложников, повлекший по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. З ст.181 УК РТ), захвате заложников, связанный с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (п. «в» ч. 2 ст. 181 УК РТ). Однако необходимо подчеркнуть, что при рассмотрении объективных и субъективных признаков захвата заложников этому преступлению присуще такие признаки терроризма, как совершение иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение имущественного ущерба или наступление иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях оказания воздействия на органы власти, организации или граждан совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника. В данном случае необходимо отметить, что терроризм является общей нормой по от-

ношению к захвату заложников (специальная норма). Также, необходимо подчеркнуть, что при захвате заложников, если будет установлено, что в этих действиях присутствует признаки преступления, предусмотренного ст. 179 УК РТ, то в таких ситуациях будет возникать конкуренция общей и специальной норм, следовательно, должна применяться специальная норма.

Особый научный и практический интерес представляет отграничение терроризма от убийства, совершенного общеопасным способом.

Необходимо подчеркнуть, что убийство, совершенное обще опасным способом по своим объективным и субъективным признакам, имеет некоторые сходства с терроризмом, умышленным уничтожением или повреждением чужого имущества, совершенным путем поджога, взрыва, или иным обще опасным способом. (ч. 2. ст. 255 УК РТ). На стадии предварительного расследования указанные группы преступления имеют большую теори-тическую и практическую значимость для квалификации содеянного и решения вопроса отграничения терроризма от схожих с терроризмом преступлений.

К примеру, можно провести некоторые отграничения терроризма от убийства, предусмотренного в п. «ж», ч. 2 ст.104 УК РТ, которое по своим внешним признакам имеет общее сходство с терроризмом.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан «О судебной практике по делам об убийствах» от 2 октября 2003 года за № 21 говорится, что под убийствами, совершенными общеопасным способом необходимо понимать такой способ умышленного причинения смерти потерпевшему, от которого может быть причинен ущерб и другим лицам, к примеру, путем взрыва, поджога, производства выстрела из огнестрельного оружия в местах большого скопления людей [11, с. 187-188].

По объективной стороне эти составы в значительной части имеют общую схожесть, однако их можно отграничить по отдельным признакам. В первом случае, терроризм может посягать одновременно на два обязательных объекта. В таких ситуациях общественные отношения, обеспечивающие основы об-

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 3 (55). 2022

щественной безопасности считаются основным непосредственным объектом терроризма, а дополнительными непосредственным объектом терроризма могут выступать общественные отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье граждан, отношения собственности, отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти.

В другом случае же, преступление, которое предусмотрено в пункте «ж» ч. 2 ст. 104 УК РТ может быть совершено с разными целями. В этом случае, преступник намеревается лишить жизни потерпевшего. А в случае с терроризмом цели террористов направлены на:

а) нарушение общественной безопасности;

б) устрашение населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) оказание воздействия на принятие решений органами власти или отказ в принятии каких-либо решений в пользу террористов.

Необходимо подчеркнуть, что наступившие последствия (гибель людей, причинение имущественного ущерба) могут быть средством для достижения только террористических целей.

Так, при расследовании одного уголовного дела было установлено, что в 1998 году граждане РТ «А», «Б» в составе группы (5 человек), с целью дестабилизации общественно-политической обстановки, устрашения населения и изменения конституционного строя РТ, в центральном входе ЦУМа г. Душанбе заложили и привели в действие самодельное взрывное устройство. В результате взрыва несколько граждан получили многочисленные травмы различной степени тяжести. Кроме того, в результате взрыва двое граждан погибли, а зданию универмага был нанесен значительный материальный ущерб [12].

В результате, действия «А», «Б», а также других участников группы, судебно-следственными органами были квалифицированы по п.п. «а», «ж» ч. 2 ст.104 (Убийство, совершенное общеопасным способом) и по ч. 3 ст. 179 УК РТ (Терроризм), а также по ч. 2 ст. 195 УК РТ (Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, транспортировка или

ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств).

В ходе анализа большого количества уголовных дел нами установлено, что террористы чаще всего применяют взрывные устройства, самодельные бомбы и другие взрывчатые вещества, которые представляют повышенную общественную опасность для многих людей. Изученная нами судебная практика показывает, что в основном умысел террористов, помимо политических требований, направлен также на лишение жизни неопределённого количества лиц [10]. При совершении террористического акта убийство людей - это не цель лишить жизни другого человека, а способ достижения других целей, то есть целей, указанных в диспозиции ст. 179 УК РТ.

Результат исследования целей терроризма показывает, что субъективная сторона терроризма, а точнее его цель является критерием, отличающим терроризм от схожих с ним составов преступлений, которые по своим объективным признакам, имеют общее сходство.

Нововведением в данном направлении является исследования, проведенные белорусскими учеными. Так, в ч. 3. ст. 289 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Терроризм), были внесены изменения следующего содержания: «Действия, которые указаны в частях первой или второй настоящей статьи, сопряженные с убийством человека, либо совершенные организованной группой...» [13].

Как видно из конструкции данной статьи, в момент совершения террористического акта, повлекшего смерть человека, дополнительной квалификации по статье убийство человека общеопасным способом не требуется. Аналогичная ситуация просматривается и в российском законодательстве (ст. 205 Уголовного кодекса России) [14].

С учетом изложенного, а также с целью гармонизации отечественного законодательства мы полагаем, что будет обоснованным, если в ч. 3 ст. 179 УК РТ добавить пункт «д», который предусматривает уголовную ответственность за террористический акт, сопряженный с умышленным причинением смерти одному, двум, либо более лицам.

Использованная литература

1. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 года, № 575 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1998 г., № 9, ст.68, ст.69, №22, ст.306; 2004 г., №5, ст.346, №7, ст.452, ст.453; Законы Республики Таджикистан 2018 г., №1, ст.4, ст.5, №5, ст.266, №7-8, ст.522; 2019 г., №1, ст. 1, ст.2, №6, ст.311; 2020 г., №1, ст.8, ст.9.

2. Хайдарзода, М.П. Проблемы совершенствования законодательства и квалификации преступлений экстремистской направленности в Республике Таджикистан: монография // под ред. к.ю.н., доцента Сафарзода Х.С. / М.П. Хайдарзода. - Душанбе: Эр-граф, 2022. - 224 с.

3. Дьяков, С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование: монография / С. В. Дьяков; - 2-е изд., испр. и доп. - СПб: Юридический центр-Пресс, 2012. - 265 с.

4. Антонян, Ю.М. Терроризм: криминологическое и уголовно-правовое исследование: монография / Ю.М. Антонян. - М.: Щит-М., 1998. - 305 с.

5. Мальцев, В.В. Терроризм: проблема уголовно-правового урегулирования / В.В. Мальцев // Государство и право. - М.: Наука, 1998, - № 8. - С. 104-107.

6. Рарог, А.И. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник для бакалавров / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2017. - 625 с.

7. Артамонов, И.И. Терроризм: способы предотвращения, методика расследования: монография / И.И. Артамонов. - М.: Шумилов, 2002. - 331 с.

8. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Изд.ворое, исправл. и доп. / Под ред. д.ю.н, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, д.ю.н., профессора А.И. Рарога, д.ю.н., профессора А.И. Чучаева. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2008 - 800 с.

9. Труды высшей школы КГБ СССР / под ред. полковника С.В. Дьякова. - М.: 1980. - Том 22. -

429 с.

10. Уголовное дело № 29433 ГКНБ Республики Таджикистан / Судебный архив ГКНБ по г. Душанбе, Архив 399.

11. Сборник постановлений Верховного Суда Республики Таджикистан (2002-2011 г.г.). -Душанбе: Конуният. 2011. - 203 с.

12. Уголовное дело ГКНБ Республики Таджикистан № 22354 // г. Душанбе, Архив № 455.

13.Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999, № 275-З // [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://belzakon.net/Кодексы/Уголовный Кодекс РБ/Статья 289 (дата обращения: 31.08.2022).

14.Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996, N 63 -ФЗ // [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.08.2022).

References

1. Criminal Code of the Republic of Tajikistan dated May 21, 1998, No. 575// Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, 1998, No. 9, Article 68, Article 69, No. 22, Article 306; 2004, No. 5, Art. 346, No. 7, Art. 452, Art. 453; Laws of the Republic of Tajikistan 2018, No. 1, Art. 4, Art. 5, No. 5, Art. 266, No. 7-8, Art. 522; 2019, No. 1, Art. 1, Art. 2, No. 6, Art. 311; 2020, No. 1, article 8, article 9.

2. Khaydarzoda, M.P. Problems of improving legislation and qualification of extremist crimes in the Republic of Tajikistan: monograph // ed. Candidate of Law, Associate Professor Safarzoda H.S. / M.P. Khaidar-zoda. - Dushanbe: Er-Graf, 2022. - 224 p.

3. Dyakov, S.V. Crimes against the foundations of the constitutional system and state security: criminal law and criminological research: monograph / S. V. Dyakov; - 2nd ed., corrected. and additional - St. Petersburg: Legal Center-Press, 2012. - 265 p.

4. Antonyan, Yu.M. Terrorism: criminological and criminal law research: monograph / Yu.M. An-tonyan. - M.: Shield-M., 1998. - 305 p.

5. Maltsev, V.V. Terrorism: the problem of criminal law regulation / V.V. Maltsev // State and Law. -M.: Nauka, 1998, - No. 8. - S. 104-107.

6. Rarog, A.I. Criminal law of Russia. Parts General and Special: textbook for bachelors / 2nd ed., revised. and additional - M.: Prospekt, 2017. - 625 p.

7. Artamonov, I.I. Terrorism: methods of prevention, methods of investigation: monograph / I.I. Ar-tamonov. - M.: Shumilov, 2002. - 331 p.

8. Criminal law. Special part: Textbook. Second edition, corrected. and additional / Ed. Doctor of Law, Professor L.V. Inogamova-Khegay, Doctor of Law, Professor A.I. Raroga, Doctor of Law, Professor A.I. Chuchaev. - M.: Law firm "KONTRAKT": INFRA-M, 2008 - 800 p.

9. Proceedings of the higher school of the KGB of the USSR / ed. Colonel S.V. Dyakova. - M.: 1980. -Volume 22. - 429 p.

10. Criminal case No. 29433 of the State Committee for National Security of the Republic of Tajikistan / Dushanbe, Archive 399.

11. Collection of decisions of the Supreme Court of the Republic of Tajikistan (2002-2011). - Dushanbe: Konuniyat. 2011. - 203 p.

12. Criminal case of the State Committee for National Security of the Republic of Tajikistan No. 22354 // Dushanbe, Archive No. 455.

13. The Criminal Code of the Republic of Belarus dated 09.07.1999, No. 275-3 // [Electronic resource] -Access mode: https://belzakon.net/Codes/Criminal_Code_RB/Article_289 (date of access: 08/31/2022).

14. Criminal Code of the Russian Federation" dated 06/13/1996, N 63-FZ // [Electronic resource] - Access mode: https://www.consultant.ru/ (date of access: 08/31/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.