Научная статья на тему 'Отглагольные дериваты в системе говоров Приамурья'

Отглагольные дериваты в системе говоров Приамурья Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
462
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ ГОВОРЫ ПРИАМУРЬЯ / ДИАЛЕКТНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ДЕРИВАТ / ГЛАГОЛ / ОТГЛАГОЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галуза Ольга Юрьевна

В статье рассмотрен фрагмент словообразовательной системы русских говоров Приамурья, а именно существительные, прилагательные, наречия, образованные от глаголов, с точки зрения их структуры и семантики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отглагольные дериваты в системе говоров Приамурья»

УДК 800.86/87; 801.54

ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ДЕРИВАТЫ В СИСТЕМЕ ГОВОРОВ ПРИАМУРЬЯ

Галуза Ольга Юрьевна канд.филол.н.,

доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Благовещенского государственного педагогического университета,

г.Благовещенск

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русские говоры Приамурья, диалектное словообразование, дериват, глагол, отглагольное словообразование

АННОТАЦИЯ: В статье рассмотрен фрагмент словообразовательной системы русских говоров Приамурья, а именно существительные, прилагательные, наречия, образованные от глаголов, с точки зрения их структуры и семантики.

В говорах Приамурья отглагольные производные обнаруживаются в сфере тех же частей речи, что и в литературном языке: имен существительных, имен прилагательных, глаголов и наречий. Наиболее многочисленны имена существительные, образованные от глагольных основ. Вторую позицию по количеству отглагольных дериватов в словообразовательной системе говоров занимают глаголы, далее следуют прилагательные и наречия. Мы предпринимаем попытку рассмотреть лексику, мотивированную глаголами, не только с точки зрения дериватологии, но и через призму языковой картины мира.

Необходимость изучения диалектного словообразования обусловлена важностью коммуникативной функции словообразования в диалектной речи, ролью словобразования в пополнении словаря, в объективации языковыми средствами знаний человека о мире [1, с.10], которые складывались веками и нашли отражение в распределении слов по лексикосемантическим группам и тематическим классам [1, с.35].

В нашем случае отнесение производных к тому или иному тематическому классу, лексико-семантической группе (ЛСГ) напрямую связано со значением словообразовательного типа. Обнаружилось, что на продуктивность того или иного словообразовательного типа, на словообразовательный потенциал глаголов оказывает влияние, помимо прочих факторов, связь семантики мотивирующей и мотивированной единицы с реальной действительностью. У глаголов, отражающих процессы активной, целенаправленной деятельности человека, процессы, относящиеся к важным сферам жизни и быта, природным явлениям, словообразующие возможности выше, чем у глаголов, называющих явления иного порядка.

Отглагольные существительные в амурских говорах образуются от глаголов разных ЛСГ в соответствии с закономерностями, имеющими общерусский характер. Специфика заключается в отсутствии нормативных ограничений. Производящими являются как общерусские, так и диалектные основы глаголов. Наиболее распространены в говорах следующие группы отглагольных имен существительных.

1. Существительные со значением «лицо - производитель действия»: закупатель, подлизник, вершильщик, бормотун, пужало, курик, ходак, болтомоха, выпиваха, жач (жнец),

крутень. Данные слова имеют прозрачную внутреннюю форму за счет сохранения семантики мотивирующих глаголов.

2. Существительные со значением «субъект - производитель действия», которые могут быть как одушевленными, так и неодушевленными: пищуха (рыба, издающая звуки, похожие на писк), будунка (бодучая корова), парунья (курица-наседка), ползушка (растение), плавун (поплавок), трескучка (дерево). Связь с семантикой исходных глаголов у этих слов также налицо.

3. Существительные со значением «орудие действия»: трепак (то, чем треплют лен, коноплю), сапка (то, чем сапают, т.е. пропалывают), тюкавка (то, чем тюкают), скрепитель (то, чем скрепляют), режик (то, чем режут), копаруля (то, чем копают).

4. Существительные со значением «устройство, приспособление для совершения действия»: цедок (то, через что цедят), вешала (то, на чем вешают вещи), волокуша (приспособление для перевозки соломы), давок (то, с помощью чего придавливают), доянка (то, во что доят).

5. Существительные со значением «предмет, являющийся объектом или результатом действия»: квасило (кислое тесто), надевашка (стеганый жилет), стежёнка (стеженая куртка), заглотыш (рыболовный крючок), варёха (вареная пища), плетешок (плетеный пояс).

6. Существительные со значением «место действия»: пасина (то, где пасутся животные), опалина (то, где опалили траву), каталка (горка, с которой катаются), сидушка (место для сидения).

7. Существительные со значением «отвлеченное действие или состояние»: огрёбка (огребать), полотьё (полоть), занимание (заниматься), упивание (упиться).

От глагольных основ образуются в говорах также безаффиксные имена существительные: верша (вершить), выдерга (выдергивать), подтай (подтаять), насад (насадить) и др. Образование подобных лексем в изучаемых говорах - живой процесс и продуктивный способ пополнения словарного состава.

Отглагольные дериваты в сфере имен существительных образуются от глаголов разных ЛСГ: движения, состояния, звучания, говорения, поведения, физического действия, которые так или иначе связаны с деятельностью человека, его мироощущением, отношением к окружающей действительности. Производные существительные дают представление о предметной картине мира, окружающей носителя говора.

Вторую позицию по количественному составу среди отглагольных образований в говорах Приамурья занимают префиксальные глаголы. И нельзя не согласиться с тем, что в разнообразии приставок таится разнообразие смысла, и чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них.

Наиболее продуктивными в амурских говорах являются глаголы с приставкой ЗА-, некоторые из них рассматривались Н.А.Клепицкой [2]. Общее значение приставки -«достижение результата» - реализуется в глаголах, отражающих процессы сельскохозяйственной деятельности, бытовые ситуации, взаимоотношения между людьми, явления природы. Например: Когда завершат (закончат укладку сена) стог, ветреницы положат, чтобы не сносило. Кто-нибудь затравит (сожжет) сухую траву. Вам, матушка, что заварить (сварить) лапшу или борщ? Земля зачичеревела (затвердела), лопату в землю не вобьешь. Захмурилось (покрылось тучами) небо. Результатом действия, как показывают данные примеры, является внешнее изменение объекта или субъекта.

Встречаются также дериваты с частным значением «доведение объекта до нежелательного состояния при совершении действия, названного мотивирующим словом»: Заперкачили (замучили непосильным трудом) молодуху, робит, как конь, а им все мало. Пауты, оводы задавили (одолели, замучили) скот. Стекло-то какое, захлестнуть (убить) друг друга можно. Замечено, что такое значение появляется при одушевленном объекте.

В соединении с глаголом движения приставка ЗА- может выражать значение «попутно, мимоходом, ненадолго»: Его все нет, опять куда-то закочевал (зашел). Эта гуранка часто захлёстыват (заходит) ко мне.

Многочисленны примеры, в которых приставка ЗА- имеет начинательное значение. Оно характерно для глаголов звучания, говорения, состояния (человека и природы), движения: Она, дева, так высоко заголосила (запела), прямо за душу берет. Ну чего ты загнусела? (заговорила невнятно). Говори толком. Схоронил брата и загорился (начал тосковать). Заморочало, начало морочать (пасмурнеть), морочает на дворе. Ну что заселендил (забегал)?

Приставка ЗА- может замещать другие приставки, например: приставку С- (заварить «сварить». Что заварить лапшу или борщ?), приставку ОБ- (завить «обвить». Завейте кругом головы косу), приставку ВЫ- (зарезать «вырезать». Зарезаешь в бревне отверстие).

Префикс ЗА- может употребляться и в качестве вторичного в глаголах с двойными приставками: запросватать, запомирать, запродать, запризнать. В подобных случаях приставка лишь подчеркивает семантику мотивирующего глагола или усиливает интенсивность действия. И меня вскоре запросватали. Все я запродала, надо мне и картошку запродать. Еще запризнают его за зверя. Однако в глаголе запомирать ЗА- выражат начинательное значение. Ноччу запомираю, дак ты меня холодной водой окатишь.

Рассмотренные примеры свидетельствуют о высокой продуктивности приставки ЗА-, многообразии выражаемых ею значений, широкой сочетаемости с глаголами разных лексикосемантических групп.

Значительную по объему группу составляют глаголы с приставкой НА-, в которой чаще всего, как и в литературном языке, в говорах проявляется сема «множественность, большое количество, многократность, интенсивность»: наробить (приготовить в большом количестве), накочевать (приехать на жительство в большом количестве), напучкать (намешать чего-либо много), напосылать (прислать много), натропить (сделать тропу, многократно проходя по одному месту), натерять (растерять, роняя неоднократно), набуцкать (сильно побить, нахлестать).

Хозяева наробят на столы-то всего полно. Это уж украинцы сюда накочевали. Напучкаю вот эдак побольше сливок в картошку. Мать много одежи напосылала мне. Там уже козы натропили стежку к реке. Складывали сено, натеряли там во дворе. Я набуцкаю тебя, что жить не захошь.

В ряде глаголов приставка НА- выражает значение «полнота, достаточность действия»: Напиляют (напилят) дров, навозят, и всю зиму без заботы. Мать накатат (нагладит) белье к бане. Намыкали (приготовили льняное волокно для прядения) с мамой конопли, сделали мычки.

Префикс НА- может замещать приставки ПО-, ВЫ-: насохнуть (высохнуть),

настребовать (потребовать). Глухо же, видишь, земля насохла. Председатель у нас строгий, настребует че, не отступится. То есть сочетаемость данной приставки с мотивирующими

глаголами в говорах шире, чем в литературном языке. Все глаголы называют жизненно важные понятия.

Характерны для амурских говоров глагольные лексемы с приставкой С-/СО-. Основные значения приставки совпадают с литературным языком: «удаление» (сжить — прогнать, скочевать — переселиться, уехать), «уничтожение» (сохотничать, сострелить — убить зверя на охоте), «однократность» (скрикнуть — позвать), «достижение результата» (сдумать — вспомнить, сморгать —увидеть), «доведение до крайнего предела» (сдичать —лишиться рассудка). Мы его все равно сверзили, сжили с места. Их там утопило, они в третий раз скочевали сюда. Дед сейчас сохотничат вам. Сучонка моя хорька подняла, а я его сострелил. Ребята меня скрикнули. Как сдумаю-сдумаю: плоха жизнь была.

Диалектное значение приставки - «проявление действия в слабом или скрытом виде». Тут он его скараулил (подкараулил). В этом случае префикс С-/СО- замещает приставку ПОД-, может также замещать приставки ИС- и ЗА- (сколоть — исколоть, схотеть — захотеть), употребляясь в несвойственном литературному языку значении. Сорняк это, когда серпами жали, все руки сколешь. Я не схотела так замуж, а убегом побежала.

Довольно часто употребляются в говорах глаголы с приставкой ОТ-. Они встречаются в таких сферах деятельности, как охота, сельское хозяйство, строительство, быт. Наряду с известными в литературном языке значениями «удаление, отделение от чего-либо» (отстрельнуть - отскочить рикошетом, отгрудить — отгрести, отбросить), «результативность действия» (отточковать - сделать отметку на бревне при обмере и строительстве, отсулить —пообещать подарить), приставка ОТ- выражает не свойственные ей в литературном языке значения и употребляется в качестве синонима-заменителя приставки РАС- со значением «начало действия» (отсветать — начать светать, рассветать ), приставки ВЫ- со значением «исчерпанность действия» (отлечить — вылечить), приставки О- со значением «изменение качества объекта» (отстудить — немного охладить, остудить), приставки У- (отгостить — угостить).

Таким образом, префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным в говорах Приамурья. В качестве мотивирующих чаще используются общерусские (66%) и реже (34%) диалектные глагольные лексемы. Префиксальные глаголы в большинстве случаев принадлежат к той же ЛСГ, что и образующие их беспрефиксные. Набор приставок в основном тот же, что и в литературном языке. Однако многие приставки употребляются в несвойственном им значении благодаря неограниченным сочетаемостным возможностям морфем в диалекте. Обнаруживается тенденция к замещению одних приставок другими при одинаковых производящих. В результате префиксы-заменители функционируют в говорах как семантические варианты общерусских префиксальных морфем, образуя с ними в то же время синонимичные ряды на морфемном уровне (от- = рас-, за- = с-, о- = по-, при- = у-и др.), а на лексическом уровне имеют место словобразовательные (отсветать -рассветать, заварить - сварить, остареть - постареть, пристать -устать).

Рассмотренные нами префиксальные глагольные лексемы употребляются чаще в таких сферах деятельности, как сельское хозяйство, охота, строительство, в бытовых ситуациях. Многие глаголы своей семантикой подчеркивают свойственные данной местности природные явления. В приставочных отглагольных дериватах отражается своеобразие микромира носителей диалекта, той языковой среды, в которой они находятся. Продуктивность образований с приставками напрямую связана со словообразовательной активностью

производящих глаголов, которая определяется их употребительностью, сочетаемостью, особенностями семантики. А глагольные префиксы способствуют более точной и образной передаче многообразных нюансов внеязыковой действительности.

В образовании отглагольных имен прилагательных действует тенденция к суффиксальному способу словообразования. Выявленные нами дериваты можно разделить на два основных типа.

1. Прилагательные со значением «склонность, пригодность, способность быть субъектом действия»: бежкий (который быстро бегает), уросный (который уросит - капризничает), переходчивый (который переходит от одного к другому, заразный), урочливый (который урочит, способен сглазить), гнуслявый (который гнусит, плачет), вертячий (который вертится, неустойчивый), замазулистый (который замазался, грязный), трекнутый (который трекнулся, сошел с ума). Большая часть этих прилагательных сочетается с личными именами существительными, характеризуют лицо по каким-либо качествам, особенностям поведения. Мотивирующими нередко являются диалектные глагольные основы.

2. Прилагательные со значением признака, возникающего как результатат процесса, «такой, который был его объектом»: кваский (который квасили), дробный (который дробили), стежёный (который стежили), бросовый (который бросили). Данные прилагательные сочетаются с существительными, обозначающими неодушевленные предметы, которые подвергаются какому-либо действию.

Наречия, соотносимые с глаголами, в говорах Приамурья немногочисленны, как и в литературном языке. Они совмещают в себе значение процессуального признака, названного мотивирующим глаголом, со значением наречия как части речи, образуются суффиксальным и префиксально-суффиксальным способом чаще от бесприставочных глаголов. Например: кидком (от кидать), сыпом (от сыпать), лезком (от лезть), таском (от таскать), сидня (от сидеть), потрясом (от трясти). Многие наречия в контексте употребляются с мотивирующим глаголом: Сидня сидят без отдыха, без перерыва, никуда их из дому не пушшают. Уж ногу-то таском таскал. Тут вишни-то сыпом насыпали.

Одним из факторов, вызывающих интерес к изучению словообразовательных возможностей глагола является то, что «особым образом организованная семантическая структура глагола, приходит в процессе деривации в состояние динамики, происходит своеобразная актуализация глагольной семантики» [3, с.43], которая, на наш взгляд, объясняется не столько внутриязыковыми причинами, сколько связью глагольной семантики с внешним миром, значимостью процессов, обозначаемых глагольной лексемой, в жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диалектные различия русского языка. Словообразование. Вып. 1. Кемерово, 1991.

2. Клепицкая Н.А. Глагольные образования с приставкой за- (на материале русских говоров Приамурья)//Народные говоры Дальнего Востока. Хабаровск, 1989.

3. Грушко Н.Е. Семантика производных существительных, мотивированных глаголами физического действия // Проблемы грамматики и словообразования сибирских говоров. Красноярск, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.