Отечественный рынок витаминов
38 РШЩЦЦМ
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»
В данном обзоре представлен анализ рынка витаминов1. Исследование включало продажи розничного сегмента (по данным розничного аудита IMS) в период 2009—2010 гг. Все данные приведены в розничных ценах.
Согласно данным исследовательской компании IMS Health, объем продаж витаминов по итогам 9 месяцев 2010 г. составил 11,1 млрд. руб. в ценах конечного потребления, или 178,7 млн. упаковок. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. объем продаж увеличился на 10,9% в натуральном и на 8,6% в денежном выражении. Средняя цена за упаковку составила 62 руб. (рис. 1). На отечественном фармрынке представлено около 200 торговых наименований витаминов, которые производят более 120 компаний.
Рассматриваемый рынок препаратов включает 8 АТС-групп 3-го уровня
1 Исследование включало препараты АТС группы А11 [Витамины].
(рис. 2). Наибольшая доля продаж данного сегмента в денежном эквиваленте приходится на препараты группы A11A [Поливитамины], при этом в натуральном выражении почти половину продаж составляют витамины группы A11G [Аскорбиновая кислота, включая комбинации с другими препаратами]. Топ-10 производителей витаминов представлена в основном зарубежными компаниями (табл. 1). Однако лидером среди них является российская компания «Фармстандарт», доля которой выросла по итогам 9 месяцев 2010 г. по сравнению с прошлым годом на +1,3 п.п. в упаковках и на +2,5 п.п. в рублях. Среди зарубежных представителей по объему реализации в денежном выра-
жении лидируют компании Unipharm Inc. и Bayer Health, чьи доли, однако, сократились в наибольшей степени. Максимальный прирост объемов реализации в денежном выражении был характерен для компании Sanofi-aven-tis (+0,9 п.п. по сравнению с прошлым годом).
Остальные компании продемонстрировали незначительный или отрицательный прирост.
Суммарная доля десятки лидеров по итогам 9 месяцев 2010 г. составила 55,5% в натуральном и 79,9% в стоимостном выражении.
Среди торговых наименований (табл. 2) лидером продаж в денежном выражении по итогам 9 месяцев 2010 г. стал препарат Магне B6 (Sanofi-aventis), доля которого увеличилась на +0,9 п.п. В натуральном выражении лидером является Аскорбиновая кислота («Фармстандарт»), показавшая наибольший прирост (+1,4 п.п. по сравнению с прошлым годом). Важно отметить рост доли витаминов Элевит пронаталь и Комбилипен (+0,6 п.п. и +1,1 п.п., соответственно, по сравнению с прошлым годом). Наибольшее падение продемонстрировал Супрадин (-0,8 п.п.). Общая доля десятки в денежном выражении выросла на +0,9 п.п. и составила 47,6%, доля в упаковках увеличилась на +2,3 п.п., достигнув 48,2% сегмента.
В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каж-
рисунок 2 Структура сегмента витаминов
100 80 60 40 20 0
3,3 10,2 3,5 1,8
9 мес. 2009 г.
3 10,2 3,8 2,3
9 мес. 2010 г.
В натуральном выражении
3,1 3,7
3,9 4,1
5,4 5,8
7,6 7,3
8,7 8,2
8,4 9,5
50,8 47,9
9 мес. 9 мес.
2009 г. 2010 г.
В стоимостном выражении
| | — A11D [Витамин B1 и его комбинация
с витаминами B6 и B12] | | — A11H [Прочие витамины] | | — A11C [Витамин A и D и их комбинация] | | — A11E [Комплекс витаминов группы B,
включая комбинации с другими препаратами] | | — A11G [Аскорбиновая кислота, включая
комбинации с другими препаратами] | | — A11B [Поливитамины] | | — A11J [Прочие витамины, в т.ч.
в комбинации с другими препаратами] | | — A11A [Поливитамины]
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК ВИТАМИНОВ
ршшиим "ffi 39
таблица 1 Рейтинг ведущих корпораций в сегменте витаминов по итогам 9 месяцев 2010 г.
Корпорация Доля продаж, упак., % Доля продаж, руб., %
9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Рост, 9 мес. 2010 г. / 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Рост, 9 мес. 2010 г. / 9 мес. 2009 г.
«Фармстандарт» 22,8 24,1 1,3 13,8 16,3 2,5
Unipharm Inc. 2,9 2,5 -0,4 15,1 12,9 -2,2
Bayer Health 2,9 2,3 -0,6 12,8 12,0 -0,8
Sanofi-aventis 2,9 2,6 -0,3 10,7 11,6 0,9
Woerwag 1,9 2,4 0,5 9,2 8,9 -0,2
Ferrosan 1,4 1,5 0,1 6,5 5,9 -0,6
KRKA 2,2 2,4 0,2 4,3 4,5 0,2
«Люми» 14,8 15,6 0,8 2,8 2,7 -0,1
«Акрихин-Фарма» 0,6 0,8 0,2 2,5 2,7 0,2
Lannacher Heilmittel 1,2 1,4 0,2 2,7 2,4 -0,3
Итого 53,5 55,5 2,0 80,3 79,9 -0,4
таблица 2 Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований в сегменте витаминов по итогам 9 месяцев 2010 г.
Торговое наименование Доля продаж, упак., % Доля продаж, руб., %
9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Рост, 9 мес. 2010 г. / 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Рост, 9 мес. 2010 г. / 9 мес. 2009 г.
Магне В6 1,7 1,6 -0,1 8,8 9,7 0,9
Мильгамма 1,9 2,4 0,5 9,2 8,9 -0,2
Компливит 3,3 3,3 0,0 5,8 6,0 0,1
Аскорбиновая кислота (витамин С) 34,5 36,0 1,4 5,0 4,8 -0,2
Супрадин 1,2 0,9 -0,3 4,9 4,1 -0,8
Элевит пронаталь 0,4 0,4 0,0 3,2 3,8 0,6
Витрум 0,7 0,6 -0,1 3,5 2,9 -0,6
Аквадетрим 0,6 0,8 0,2 2,5 2,7 0,2
Нейромультивит 1,2 1,4 0,2 2,7 2,4 -0,3
Комбилипен 0,5 0,9 0,5 1,2 2,3 1,1
Итого 46,0 48,2 2,3 46,6 47,6 0,9
дой подгруппе АТС 3-го уровня рассматриваемого сегмента.
В денежном выражении основная доля продаж изучаемого сегмента приходится на препараты, производимые в странах Западной Европы (рис. 3), преимущественно в Германии и Франции. Важно, однако, подчеркнуть, что в натуральном выражении более 70% реализуемого объема составляют препараты российского происхождения, в то время как в денежном выражении их доля — всего 27,3%. Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 4).
По итогам 9 месяцев 2010 г. основная доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты среднеценового сегмента («от 100 до 300 руб.»), которая выросла по сравнению с прошлым годом на +1,0 п.п. В натуральном выражении основная доля продаж (более 70%) приходилась на дешевые препараты — «менее 50» руб. за упаковку, которая, однако, сократилась в пользу более дорогих препаратов. Таким образом, характерными чертами отечественного рынка витаминов являются:
♦ Положительная динамика продаж в натуральном и денежном выражении
(+10,9% и +8,6%, соответственно, по итогам 9 месяцев 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.).
♦ Реализация происходит в основном через аптечный сегмент.
♦ Зависимость от импорта. Группа представлена преимущественно зарубежными, прежде всего европейскими, препаратами. Однако лидирующую позицию занимает отечественная компания «Фарм-стандарт».
♦ Основной объем продаж в денежном выражении приходится на препараты среднеценового сегмента («от 100 до 300 руб.» за упаковку).
40 рщщцим
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА
таблица з Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований в сегменте витаминов в группах АТС-3 уровня по итогам 9 месяцев 2010 г.
А11А [Поливитамины] АИЛ [Прочие витамины, в т.ч. в комбинации с другими препаратами] А11В [Поливитамины] [Аскорбиновая кислота, включая комбинации с другими препаратами]
Компливит Аевит Витрум Бьюти Аскорбиновая кислота (витамин С)
Супрадин Магне В6 Комбилипен Витамин С
Элевит пронаталь Магнелис В6 Пиковит Шиповника плодов сироп
А11Е[Комплекс витаминов группы В, включая комбинации с другими препаратами] А11С [Витамин А и D и их комбинация] А11Н [Прочие витамины] А1:Ш [Витамин В1 и его комбинация с витаминами В6 и В12]
Корилип Аквадетрим альфа-Токоферола ацетат (витамин Е) Кокарбоксилаза
Мильгамма Альфа Д3-Тева Витамин Е Словакофарма Мильгамма
Ретинола ацетат Пиридоксина гидрохлорид (витамин В6) Тиамина бромид (витамин В1)
рисунокСтруктура продаж сегмента витаминов по группам стран по итогам 9 месяцев 2010 г.
Структура продаж витаминов по группам стран. Доля в натуральном выражении, % Структура продаж витаминов по группам стран. Доля в стоимостном выражении, %
5 1 5
1 — Р'Европа'7п55% 4 — В.Европа, 5,0% 2 — Россия, , 70,5% сп ,,л» 3 — США, 3,0% 5 — Прочие, 12,°% 1 — З.Европа, 42,2% „ пг о о V,™ 4 — В.Европа, 11,0% 2 — Россия, , 27,3% 3 — США, 14,8% 5 — Прочие, 4,8%
рисунок 4 Ценовая сегментация витаминов
100 80 60 40 20 О
9 мес. 9 мес.
2009 г. 2010 г.
В натуральном выражении
9 мес. 9 мес.
2009 г. 2010 г.
В стоимостном выражении
Ц— >500 руб. Ц— >300—<500 руб. □ — >100—<300 руб. Ц— >50—<100 руб. Ц— < 50 руб.