Научная статья на тему 'Отечественный опыт воспитания физической культуры в системе дополнительного образования (1920-1940-е гг. )'

Отечественный опыт воспитания физической культуры в системе дополнительного образования (1920-1940-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качановский А. Ю.

В статье на основе впервые включённых в научный оборот архивных материалов анализируется отечественный опыт физического воспитания подрастающего поколения в период становления и развития системы дополнительного образования. Раскрываются задачи, содержание и формы внешкольной работы в данном направлении на примере внедрения комплекса «Готов к труду и обороне», «Будь готов к труду и обороне» в Мурманской области. Показана перестройка работы по приобщению подростков и юношества к физической культуре и спорту в связи с началом Великой Отечественной войны и введением всеобщего военного обучения, имевшего важное значение в условиях военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качановский А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественный опыт воспитания физической культуры в системе дополнительного образования (1920-1940-е гг. )»

- перевод информации из визуальной в вербальную и обратно;

- включение внешкольной информации в школьную программу;

- взаимная интеграция предметов.

Представленная мной работа предназначена для проведения цикла классных часов по теме: «Формирование у молодёжи толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями как равным членам общества», рассчитана на учащихся средних классов. Успешно прошла апробацию в 5 и 6; 7 и 8 классах.

Список литературы:

1. Паралимпийский комитет России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.paralymp.ru.

2. Википедия.

3. Lenta.ru.

4. www.sportbox.ru.

5. Первый российский портал для инвалидов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Disability.ru.

6. Информация о положении дел и мероприятиях по социальной интеграции инвалидов на территории г. Архангельска [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.29.ru.

7. Романов П.В. Политика инвалидности. Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов. Изд-во «Научная книга», 2006.

8. Бейбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1920-1940-Е ГГ.) © Качановский А.Ю.*

Мурманский государственный гуманитарный университет, г. Мурманск

В статье на основе впервые включённых в научный оборот архивных материалов анализируется отечественный опыт физического воспитания подрастающего поколения в период становления и развития системы дополнительного образования. Раскрываются задачи, содержание и формы внешкольной работы в данном направлении на примере внедрения комплекса «Готов к труду и обороне», «Будь готов к труду и

* Аспирант.

обороне» в Мурманской области. Показана перестройка работы по приобщению подростков и юношества к физической культуре и спорту в связи с началом Великой Отечественной войны и введением всеобщего военного обучения, имевшего важное значение в условиях военного времени.

В решении современных актуальных задач воспитания здорового поколения, как этого требуют последние документы о школе и воспитании, свою позитивную роль может сыграть учёт отечественного опыта. В частности, основания для такого утверждения даёт проведённое исследование

о становлении и развитии системы физического воспитания в условиях дополнительного образования в 20-40-е гг. прошлого века.

В данной статье речь пойдёт о комплексе «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который в рассматриваемый период был положен в основу физического воспитания в СССР. В реализации идей комплекса на всей территории большой страны были и свои региональные особенности, обусловленные спецификой конкретной области, края. В проводимом исследовании изучены особенности работы по внедрению комплекса ГТО в Мурманской области, которая является северной, где весьма непростые погодные условия. Известный отпечаток на всей работе оставляет то, что область является приграничной и весьма милитаризованной. Вместе с тем, как и на всём пространстве большой страны, нормативы комплекса стали своеобразным ориентиром устремлений подрастающего поколения в своём физическом развитии, которое наряду с общей тренированностью рассматривалось и как важное условие подготовки к защите отечества. Это, в свою очередь, воспринималось как священный долг каждого советского человека. Занимаясь физическими упражнениями, молодые люди подготавливали себя к неизбежным жизненным трудностям, главной из которых для нескольких поколений прошлого века явилась Великая Отечественная война.

Всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», сокращенно ГТО, был основан 11 марта 1931 года. Комплекс ГТО являлся государственной системой программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности различных возрастных групп населения. Он предусматривал «всестороннее физическое развитие людей, укрепление и сохранение их здоровья, подготовку к высокопроизводительному труду и защите Родины...» [1].

В 30-е годы 20 века на Кольском полуострове недостаточно внимания уделялось развитию спортивного движения. Причиной этого было в первую очередь то, что территория Мурманской области входила в состав Ленинградской области, и центральный аппарат управления физическим воспитанием находился в Ленинграде [4]. Всеми вопросами, связанными с физическим воспитанием, занимался Ленинградский Областной Комитет по Физической Культуре (Л.О.С.Ф.К.), и зачастую далеко не все инициативы и

начинания вовремя доходили до провинции. По этой причине и Комплекс БГТО не сразу начал действовать на Мурмане.

Комплекс ГТО являлся основой нормативных требований к физической подготовке учащейся, студенческой и трудящейся молодёжи, определяющей уровень физической готовности молодёжи к труду и обороне Родины. Особое внимание Комплексу БГТО и ГТО уделялось в пионерлагерях. Именно они на тот момент были основными учреждениями внешкольного воспитания, в которых уделялось большое внимание Комплексу.

Так, в докладной записке инструкторов по физической культуре пионерлагеря в г. Мурманск говорится, что за вторую смену с 25 июля по 23 августа 1939 г. сдачей норм БГТО и ГТО было охвачено 8 отрядов в количестве 376 человек. За период 2-й смены было принято 3309 человек на значок норм БГТО и ГТО по разным видам спорта. Полностью было подготовлено значкистов, овладевших комплексом БГТО и получившим значки, 169 человек, из которых 62 мальчика и 107 девочек. Было подготовлено 72 человека, сдавших нормативы на значок ГТО 1 ступени. В целях массовой сдачи норм на значок в период смены в лагере был проведён военно-туристический поход, в котором участвовало 381 человек, из которых все уложились в норму и сдали нормы туристического похода [2].

В 1938 году Мурманский округ Ленинградской области был преобразован в самостоятельную Мурманскую область [4]. В 1940 году Комитетом по делам физической культуры и спорта при Мурманском облисполкоме были чётко обозначены следующие задачи: 1) Обеспечить постоянный контроль над ходом подготовки и сдачи норм ГТО в школах, а там, где нет преподавателей по физической культуре, оказать практическую помощь путём прикрепления к ним активистов-физкультурников; 2) Обеспечить бесплатное использование спортивных сооружений для организации обучения и сдачи норм ГТО в школах; 3) Организовать в каждой школе лыжехранилище на 50 пар лыж. Учитывая огромное значение лыжного спорта и его места в физической подготовке учащихся, обеспечить беспрепятственный доступ к лыжному инвентарю для подготовки к сдачи норм ГТО [3].

Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война с немецко-фашистскими захватчиками потребовала от физкультурных организаций перестройки их работы на военный лад. Помогать фронту, готовить боевые резервы сильных, выносливых, закалённых бойцов для Красной армии и Военно-морского флота стало главной задачей физкультурных организаций в условиях войны. Эта задача решалась широкой и массовой подготовкой значкистов ГТО [8].

Физкультурные организации включились в проведение военно-физической подготовки населения, предоставив для этого кадры специалистов, спортивные базы, инвентарь и оборудование. Для ведения занятий на военно-учебные пункты направлялись преподаватели и тренеры, инструкторы

физической культуры, студенты физкультурных учебных заведений. В сентябре 1941 г. было введено всеобщее военное обучение трудящихся. Физкультурные организации совместно с ОСОАВИАХИМом и Красным Крестом помогали органам Всевобуча готовить воинов прикладных специальностей. Составной частью военно-физической подготовки населения стали массовые лыжные и легкоатлетические кроссы, военизированные походы, марш-броски, сдача норм на значок ГТО [11].

С первых дней войны комсомольские организации Мурманской области приняли активное участие в мобилизации молодёжи в армию и флот. Всего в армию и флот ушло на 1 декабря 1941 г. Свыше 7000 комсомольцев - 50 % организации. Значительная часть молодёжи посылалась в армию и на флот непосредственно комсомольскими организациями: обкомом, горкомами, райкомами.

Комсомольскими и физкультурными организациями области была подобрана и передана 14-й армии и флоту большая группа лучших лыжников в количестве свыше 400 человек, которые после подготовки направлены инструкторами лыжной подготовки в части армии.

С осени 1941 г. значительное место в работе заняло обеспечение военно-лыжной подготовки будущих воинов. Это сослужило хорошую службу. Как только наступила первая военная зима, лыжи нашли самое широкое применение. Лыжные батальоны опережали и окружали врага, устраивали огневые засады на дорогах его отступления, перерезали важнейшие его коммуникации, совершали отчаянные рейды преследования.

На заседании Бюро ЦК ВЛКСМ в октябре 1942 года был рассмотрен вопрос о лыжной подготовке комсомольцев на зимний период 1942-1943 гг. Одним из пунктов было - обязать каждого комсомольца в зимний сезон 1942-1943 гг. пройти курс обязательного минимума военно-лыжной подготовки. Для проведения работы по обучению военно-лыжной подготовке ЦК ВЛКСМ предлагал райкомам, горкомам, обкомам, крайкомам и ЦК ВЛКСМ союзных республик создать до 10 ноября 1942 года военизированные лыжные формирования из числа комсомольцев и молодёжи от 15 лет [7].

Лыжники проявили высокое мужество при защите страны. Обладая большой маневренностью, действуя вне дорог и появляясь неожиданно в тылу или на флангах неприятеля, они вносили панику и смятение в его ряды. Из бойцов-лыжников формировались специальные подразделения воздушнодесантных войск, роты разведки, отряды и группы подрывников, истребителей танков и другие части особого назначения. Действуя в составе особых отрядов народных мстителей, используя высокое искусство передвижения на лыжах и другие военно-прикладные навыки, они наносили чувствительные удары по фашистским захватчикам [11].

В 1942 году Советом Народных Комиссаров Союза ССР было принято постановлении о введении начальной военной подготовки учащихся в шко-

лах. Целью данного постановления являлось воспитание учащихся в духе беззаветной любви к родине и преданности советской власти, подготовка дисциплинированных, физически крепких и выносливых юношей. Военнофизкультурный отдел ЦК ВЛКСМ определил, что для лучшего усвоения учебной программы и физической закалки учащиеся должны закаливать себя. С этой целью необходимо было организовать спортивные и военные кружки - штык боя, фехтования, бокса, отряды разведчиков, футбольные команды и т.д. [5].

На отчёте о военно-физкультурной работе Мурманской городской комсомольской организации за 1942 год было отмечено, что молодёжь нашего Заполярного прифронтового города полюбила лыжный спорт, не смотря на то, что в 1942 году у нас не было лыжной базы, комсомольская организация в профсоюзно-комсомольском лыжном кроссе первенствовала. Всего по городу участвовало в лыжных соревнованиях 1306 человек, из них сдали нормы ГТО 2 ст. - 35 человек, ГТО 1 ст. - 762 человека и номы БГТО - 58 человек [6].

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 24 октября 1942 г. «О военно-физкультурной подготовке учащихся начальной, неполной средней и средней школы» являлось документом особой государственной важности. Оно установило полное единство процесса военной и физкультурной подготовки, оно обязывало охватить физической подготовкой всю учащуюся молодёжь. Это постановление открыло значительные возможности для дальнейшего развития и роста советского физкультурного движения [9].

Результаты военно-физкультурной подготовки учащихся можно увидеть в отчёте Мурманского областного комитета по делам физической культура и спорта. Был достигнуты достаточно высокие показатели. По состоянию на

01 июля 1944 г. из общего числа учащихся 5-10-х классов - 2037 человек: физкультурников 1419 человек, значкистов БГТО 628 человек, значкистов ГТО 1 ст. 105 человек [10].

За годы Великой Отечественной войны было подготовлено тысячи значкистов комплекса ГТО, лыжников, стрелков. Рабочие и подростки, замученные и уставшие от работы, полуголодные, находили возможность прийти на стадион, в спортивный зал или пойти на лыжах. Они понимали, что это необходимо во имя победы. И этот день настал. Бывшие воины вернулись к мирной жизни. Фронтовики со свойственной им энергией и упорством взялись за развитие спорта. Они организовывали спортивные команды, оказывали содействие в строительстве спортивных сооружений, помогали в развитии спортивных коллективов. Благодаря спорту утверждалась вера в жизнь и вера в победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Значение победы советским народом в сорок пятом очень велико, вместе с миром для всех людей планеты вернулись и их любимые занятия, одним из которых является спорт.

Список литературы:

1. Всесоюзный спортивный комплекс ГТО. Справка [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://russianwinter.rian.ru/spravka/20060812/52549966. Ыш1 (дата обращения: 15 июля 2011 г.)

2. Государственный архив Мурманской области (далее - ГАМО) Ф. 521. -Оп. 1. - Д. 1. - Л. 48.

3. ГАМО. - Ф. 521. - Оп 1. - Д. 14. - Л. 17.

4. Дащинский С. История Мурманской области / С. Дащинский // Мурм.

вестн. - 1996. - 12 янв.

5. ГАМО. - Ф. 349. - Оп. 1. - Д. 169. - Л. 143.

6. ГАМО. - Ф. 349. - Оп. 1. - Д. 169. - Л. 100.

7. ГАМО. - Ф. 349. - Оп. 1. - Д. 169. - Л. 136-137.

8. ГАМО. - Ф. 521. - Оп. 1. - Д. 21. - Л. 2-3.

9. ГАМО. - Ф. 521. - Оп. 1. - Д. 21. - Л. 41.

10. ГАМО. - Ф. 521. - Оп. 1. - Д. 23. - Л. 29.

11. Горянов Л.Б. Уходили на фронт чемпионы // Серия «Физкультура и спорт» № 3. - М.: Знание, 1980. - С. 64.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ © Лаврина Р.Н.*

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 3, г. Улан-Удэ

В данной статье рассмотрено понятие положительной социальной идентичности осужденного, и предложен механизм развития положительной социальной идентичности учащихся школ пенитенциарной системы.

Попадая в места заключения человек, испытывает кризис самоидентификации. Если до отбывания наказания он являлся: мужем, сыном, отцом, водителем, инженером, студентом и т.п., то теперь он просто заключенный. Многие функции его социальной деятельности утрачены на долгие годы. Как известно попав под влияние пенитенциарной субкультуры, осужденный оказывается в социально-психологической ситуации, которую, можно охарактеризовать как кризис самоидентификации, поскольку кризис самоидентификации личности характеризуется всеми основными признаками кризисов социальных систем, то поведение осужденного в этот период может быть следующим:

* Учитель математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.