Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СМК В ЛОГИСТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ISO 9001-2015'

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СМК В ЛОГИСТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ISO 9001-2015 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) / АУДИТ / СТАНДАРТ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ПРОДУКЦИЯ / ЛОГИСТИКА / СФЕРА ЛОГИСТИКИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джавадов Д.Р. Оглы, Латыпова Лидия Васильевна

Исследуется процесс разработки и внедрения системы менеджмента качества (СМК) в сфере логистики в соответствии со стандартом ИСО 9001-2015 на современных отечественных предприятиях, а также определяет преимущества и недостатки сертификации СМК на примере отечественного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джавадов Д.Р. Оглы, Латыпова Лидия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC EXPERIENCE JMC LOGISTICS WITH ISO 9001-2015

The processes of the quality management system development and implementation (QMS) in the field of logistics in accordance with ISO 90012015. Identifies the advantages and disadvantages of the QMS certification by the example of domestic experience.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СМК В ЛОГИСТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ISO 9001-2015»

более процентов и динамика фактических показателей за последние 3 года будет являться положительной, то выбирается ветка пр будет являться оптимистичной.

Если фактические значения анализируемого периода и динамика фактических показателей за последние 3 года будут соответст прошлому периоду, то ветка прогноза будет статичной.

Если же фактические значения в исследуемом периоде будут ниже на 5 и более процентов по сравнению со значениями прошлого и динамика фактических показателей за последние 3 года будет являться отрицательной, то ветка прогноза будет пессимистичной

После выбора ветки прогноза, управленческому персоналу будет предложена компьютером наиболее подходящая, в соответствия требуемыми условиями и ожидаемыми результатами, стратегия - прогрессирующая или сдерживающая с конкретным перечнем дейсяН для достижения планируемых результатов

Система ППЭИМР позволит обеспечить предприятию непрерывное отслеживание показателей использования материальных рсо.'ршШ п их корректировку с помощью алгоритмического определения направления прогноза показателей использования материальных ресур^И и выбора стратегии соответствующих действий по улучшении эффективности использования материальных ресурсов.

Таким образом, предложенный автором новый подход к расчету прогнозной величины показателей >ффективности испольи материальных ресурсов и предлагаемая к введению на предприятии система прогноза показателей эффективности исподы-материальных ресурсов позволят субъекту хозяйствования повысить н|>фективность управления производством за счет учета при пр показателей темпов научно-технического развития предприятия, темпов производительности труда, степени новизны техники и техне >.<1 используемой на предприятии, а также за счет постоянного контроля за анализируемыми показателями и корректировки произведет процесса в соответствии с выбранной стратегией повышения эффективности использования материальных ресурсов.

Литература:

1. Гринберг. A.C. Экономико-математические методы и модели: Курс лекций. / Гринберг A.C., Плюш О.В.. Шешолко В.К. - Г-г ш стер. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2005. -228 с.

2. Латыпова Л.В. Формирование методического подхода (модели) рационального размещения предприятий лесной промышленная! Экономические науки. 2010. № 51 (62). -С. 222.

3. Миксюк С.Ф. Экономико-математические методы и модели: практикум /С.Ф. Миксюк, Холод H.H.. Кузнецов A.B., Жихар Я ■■ ред. С.Ф Миксюк. - Минск: ЬГЭУ. 200Х. - 311 с.

4. Официальный сайт национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа <ш belstat.gov.by

УДК 164

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СМК В ЛОГИСТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ISO 9001-2015

Джавадов Д.Р. оглы, магистрант, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» Латыпова Л.Д.. к.э.н., донент кафедры «Теория и практика управления». БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный

педагогический университет»

Исс ледуется процесс разработки и внедрении системы менеджмента качества (СМК) в сфере логистики « соответствии со -1* дартом ИСО 9001-2015 на современных отечественных предприятиях, а также определяет преимущества и недостатки сертификя^Л СМК на примере отечественного опыта.

Ключевые слова: качество, аудит, стандарт, сертификация, система менеджмента качества (емк), продукция, стандарт. ло1 сфера логистики, система управления.

DOMESTIC EXPERIENCE JMC LOGISTICS WITH ISO 9001-2015

Dzhavadov I)., master. Bl HE KhMAD- Yugra «Surgut Stale Pedagogical University» l.apitova L.. Ph.D.. assistant professor. Theory and Practice Management chair. Bl HE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical Univt - ¿rr

The processes of the quality management system development and implementation (QMS) in the field of logistics in accordance with ISO HI 2015. Identifies the advantages and disadvantages of the QMS certification by the example of domestic experience.

........'..................HUI II MIM|IIII»||||I|I|| || _

более процентов и динамика фактических показателей за последние 3 года будет являться положительной, то выбирается ветка прогноза будет являться оптимистичной.

Ьсли фактические значения анализируемого периода и динамика фактических показателей и последние 3 года будут соответствовать прошлому периоду, то ветка прогноза будет статичной.

Если же фактические значения в исследуемом периоде будут ниже на 5 и более процентов по сравнению со значениями прошлого периода и динамика фактических показателей за последние 3 года будет являться отрицательной, то ветка прогноза будет пессимистичной.

11осле выбора ветки прогноза, управленческому персоналу будет предложена компьютером наиболее подходящая, в соответствии с требуемыми условиями и ожидаемыми результатами, стратегия прогрессирующая или сдерживающая с конкретным перечнем действий для достижения планируемых результатов.

Система I ИГЛ IMP позволит обеспечить предприятию непрерывное отслеживание пока ителей использования материальных ресурсов и их корректировку с помощью алгоритмического определения направления прогно u m ча и гелей использования материальных ресурсов и выбора стратег ни соответствующих действий по улучшении эффективности исполь юваиня материальных ресурсов.

Таким образом, предложенный автором новый подход к расчету прогнозной величины показателей эффективности использования материальных ресурсов и предлагаемая к введению на предприятии система прогн а показателей эффективности использования материальных ресурсов позволят субъекту хозяйствования повысить эффект!! в ность управления прон )водством за счет учета при прогнозе показателей темпов научно-технического развития предприятия, темпов производительности тр> степени новизны техники и технологии, используемой на предприятии, а также за счет постоянного контроля за анализируемыми пока отелями и корректировки производственного процесса в соответствии с выбранной стратегией повышения эффективности исполь юванкя материальных ресурсов.

Литература:

1. Гринберг. A.C. Экономико-математические методы и модели: Курс лекций I рннйерг A.C.. Плющ О.Н.. Шешолко П К. 2-е изд. стер. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2(И1? - 22^ ,

2. Латыпова J1.В. Формирование методического подхода (модели) рационального paiveLüeinu« предприятий лесной промышленности. Экономические науки. 2010. № 51 (62). - С. 222.

3. Миксюк С.Ф. Экономико-математические методы и модели: практикум С.Ф. Миксюк. Холод H.H.. Кузнецов A.B., Жихар Я.П.: под ред. С.Ф. Миксюк. - Минск: ЬГЭУ. 2008. - 311 с.

4. Официальный сайт национального статистического комитета Республики Беларусь Электронный ресурс] - Режим доступа: www. belstal.gov.by

УДК 164

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СМК В ЛОГИСТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ISO 9001-2015

Джавадов Д.Р. оглы, магистрант, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский voapi т«с нный и'ический университет» Латыпова Л.Д.. к.э.н., доцент кафедры «Теория и практика управления». БУ ВО X К )-Ю.ты «Сургутский государственный

педагогический университет»

Исследуется процесс разработки и внедрения системы менеджмента качества (СМК* « i фере логистики в соответствии со стандартом ИСО 9001-2015 на современны х отечественных предприятиях, а такм с апреле п; преимущества и недостатки сертификации СМК на примере отечественного опыта.

Ключевые слова: качество, аудит, стандарт, сертификация, система менеджмента качества (смк). продукция, стандарт, логистика, сфера логистики, система управления.

DOMESTIC EXPERIENCE JMC LOGISTICS WITH ISO 9001-2015

Dzhavadov [).. master. Bl HE KhMAD-Yugra -Surgut Stale Pedagogical University» l.apitova 1... Ph.D., assistant professor. Theory and Practice Management chair. B1 HE KhMAD-Yugra «SurgutState Pedagogical University»

The processes of the quality management system development and implementation (QMS) in lite field of logistics in accordance with ISO Villi I -2015. Identifies the advantages and disadvantages of the QMS certification by the example of domestic experience.

Keywords: logistic system, foreign experience, management, quality. ISO

Разработка и внедрение системы менеджмента качества в отечествен-нон логистике это комплекс работ, который касается разных аспектов деятельности предприятия, документооборота, управления персоналом, производственную подсистему, внутренние коммуникации, подсистему стратегического управления, подсистему логистики, подсистема сбыта и реализации продукции [7).

11оэтому разработка и внедрение системы менеджмента качества в логистике - это весьма трудоемкий и длительный процесс, и он, как правило, реализуется в несколько этапов:

1. анализ существующей ситуации на предприятии и обучение персонала:

2. разработка документации и изменение работы сотрудников:

3. проведение внутреннего аудита системы качества .

Па первом этапе создания СМК руководству па основе предприятия необходимо определить цели, политику, обязательства в области качества, соблюдая следующие принципы:

1. политика является основой для определения целей, необходимых для улучшения качества продукции;

2. политика в области качества это часть общей стратегии и политики предприятия [ 11.

При создании СМК в логистике, руководитель издает приказ о

начале работ по системе качества, где указывает:

1. цель и время начала работ;

2. ответственного за внедрение системы качества от руководства организации, который должен быть рангом не ниже заместителем генерального директора:

3. состав рабочей группы по внедрению системы качества.

В обязанности руководителя предприятия входит осуществление общего руководства работой и принятие стратегических решений по разработке и внедрению стандартом ISO. Руководитель, как правило, несет ответственность за конечный результат работы.

За оперативное управление внедрением отвечает представитель руководства, ответственный за качество, который может являться и руководителем рабочей группы. Представитель руководства обязан регулярно информировать руководство о ходе работ по разработке СМК и. если необходимо, участвовать в процессе для помощи или корректировки [4|.

В координационном совете по разработке участвуют специалисты ве-дущих производственных отделов. Работникам отдела качества и членам рабочей группы необходимо пройти обучение специальным программам, которые состоят из требований ISO 9001:2015. методов создания системы менеджмента качества и со-

58 INNOVATIVE ECONOMY | №2 2016|

ставлсния всей необходимой документации.

Создание СМК начинается с того, что рабочая группа разрабатывает план проведения работ, который должен утвердить руководитель предприятия. В плане прописываются этапы и вилы работ, их сроки, исполнители, и, если необходимо, сумма реализации данного проекта [3]. А план, как правило, состоит из следующих работ:

1. политика и цели предприятия в области качества, где политика должна быть в документированном виде, утверждена руководителем пред-приятия и доставлена до каждого работника;

2. подготовка организационной структуры СМК предприятия;

3. определение ряда бизнес-процессов организации:

4. установление полномочий должностных лиц предприятия в СМК и разработка «Матрицы распределения полномочий и ответственности в СМК»:

5. разработка мотивационного механизма;

6. обучения персонала предприятия, привлекаемого к разработке СМК.

Для разработки СМК предприятия часто прибегают к помощи профессиональных консультантов, стоимость услуг которых необходимо включить в смету.

Второй этап состоит из комплексного анализа управления качеством логистики или услуг в организации и из разработки концептуальной модели СМК. Прежде чем приступить к данному этапу, необходимо провести анализ уже существующей системы управления, выявление слабых и сильных сторон организации в области качества, организационной структуры и применяемых методов контроля качества [5]. Оценка соответствия реального состояния управления качеством в организации проводится по следующим критериям:

1. Определение уровня специализации и профессионализма персонала;

2. Оценка необходимого оборудования для производства качественной продукции (услуг);

3. Выявление методов проверки качества поставляемого сырья и материалов:

4. Организация контроля качества в производственном процессе и итогового контроля качества готовой продукции (услуг) [6].

В проведении анализа участвуют все отделы и службы предприятия. которым необходимо в установленный срок предоставить отделу качества необходимую информацию. Основные объекты анализа это:

1. Документы, необходимые для разработки СМК:

2. Деятельность отделов по обеспечению качества:

3. Организационная структура предприятия;

4. Положения о подразделениях, должностные инструкции, которые определяют распределение ответственности и обязанностей на предприятии: информация о качестве предоставления услуг (продукции);

5. Требования к организации рабочих мест;

6. Бизнес процессы;

7. Контрольные перечни, формуляры;

8. Программы электронной обработки данных:

9. Операционные карты, маршрутная технология, рабочие инструкции;

10. Документация метрологического обеспечения;

11. Программы испытаний, контрольные карты, бирки, штампы, виды сопроводительных документов;

12. ГОСТы и стандарты предприятия;

13. 'Записи о качестве на бумажных и иных носителях:

14. Классификаторы дефектов [9].

С помощью анализа необходимо выяснить, пригодна ли документация предприятия для использования в СМК и соответствует м и 11 и мал ь ны м требован ия м.

Анализируя состояние менеджмента качества, рабочая группа должна решить следующие задачи:

1. Каким образом выполняются процессы на рабочих местах:

2. Имеются ли механические или немеханические погрешности;

3. Выяснить, есть ли среди данных погрешностей случайные, и какие необходимо учесть при разработке СМК.

Вышеперечисленные вопросы должны охватить каждое подразделе-ние на предприятии.

Прибегнув к помощи стороннего консультанта можно существенно облегчить анализ фактического состояния менеджмента качества, так как консультация опытного специалиста более объ-

ективна [5]. Но необходимо отметить, что организация сама решает, привлекать консультантов к разработке СМК или нет. оценив финансовое состояние предприятия

11роанализировав существующую модель менеджмента качества в сфере логистики, разрабатывается концептуальная модель системы менеджмента качества организации. Первым делом необходимо определиться с бизнес процессами и составить их организационно-технологические схемы. Составление данных блок-схем сопровождается анализом менеджмента качества и внесением корректировок в организационную структуру и производственный процесс, есть это необходимо, в соответствии с требованиями ISO 9001:2015. По результатам проведенного анализа, составляется график разработки и корректировки документации системы менеджмента качества.

Согласно составленному графику на третьем этапе разрабатывается документаннонная система СМК. которая является одной из важнейших составляющих, необходимых для нормального функционирования СМК. Она обеспечивает выполнение функций путем определения форм и видов взаимодействий и устанавливая порядок ввода и вывода информации.

Документация системы менеджмента качества состоит из:

1. Руководства по качеству - является основным документом сис-темы. где описаны все требования, предъявляемые к СМК предприятия стандартом ПСО 9001:2015, и включает в себя цели и политику предприятия в области качества;

2. Документированная информация, необходимая для согласования различных видов деятельности, которые обеспечивают эффективное функционирование СМК. Сюда же входят записи по качеству, которые подтверждают качество продукции, услуг или работ, где содержатся зарегистрированные значения контролируемых параметров [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разрабатывая локументацнонную систему СМК, следует обратить внимание на осуществление следующих действий:

1. Координация работ, которая необходима для полной увязки разрабатываемых и корректируемых процедур документирования с руководством по качеству;

2. Регулярный контроль руководством предприятия хода работ и периодический анализ хода работ на заседаниях координационного совета;

3. Подготовка аудиторов для внутренней проверки СМК до того, как она будет создана и внедрена.

Далее необходимо все регламентирующие документы (должностные инструкции, положения о производственных и функциональных подразделениях) привести в соответствии с разработанным документированным процедурам и Руководству по качеству. Характер и глубина документации должны быть прописаны в соответствие с требованиями, установленными законодательных и нормативных актах, в контрактах; а также в соответствии с потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон [7]. Руководитель предприятия утверждает документацию СМК только после того, как она будет согласована со всеми исполнителями.

Четвертый этап включает в себя работы, которые связаны с внедрением СМК. Каждый сотрудник предприятия должен быть ознакомлен с документационной системой СМК и обучен работе в условиях ее функционирования.

Все отделы работают по документированным процедурам и ведут записи по качеству в обязательном порядке сразу после внедрения СМК. Служба качества должна анализировать все отклонения от нормы, выявленные в процессе внедрения СМК, для того, чтобы выяснить причину их возникновения и корректировки соответствующей документации, если это необходимо.

Службой качества также проводятся внутренние аудиты (проверки). с целью установления работоспособности СМК. Благодаря данным аудитам можно выяснить насколько СМК. представленная Руководством по качеству, описанием процессов, рабочими инструкциями и документированными процедурами, соответствует требованиям стандарта (проверка адекватности), и насколько хороню сотрудники понимают и выполняют запланированные мероприятия (проверка соответствия). Проверка соответствия проводится путем сравнения фактического выполнения процедур с их требованиями.

Если возникли какие-либо сложности с выполнением требований стандарта или процедуры, аудитор обязан обсудить ее с теми, кого это на-прямую касается, и определить причину невыполнения данного требования. В случае, если выполнение данного требования обязательно, то руководитель отдела принимает меры (корректирую-

INNOVATIVE ECONOMY | №2 2016 | 59

шие действия) по его выполнению работниками отдела. Но если данное требование необязательно, и от этого не зависит качество работы, то корректирующие действия будут выражены в виде внесения изменений в документированную процедуру. Согласно результатам внутреннего аудита, составляется отчет, где указывается, какие недостатки и несоответствия были обнаружены.

Одной из важнейших задач проведения внутренних аудитов является обеспечение возможности улучшения СМК [3]. В процессе внедрения СМК руководство организации проводит анализ результативности ее функционирования, основываясь на отчетах, которые были подготовлены службой качества. Сбор, обработку и анализ представленных всеми отделами предприятия, зарегистрированных данных осуществляет служба качества.

Анализ функционирования СМК необходимо проводить на каждом уровне по определенным направлениям для того, чтобы установить причинно-следственные связи и оценку альтернативных предложений по корректирующим и предупреждающим действиям, которые могут быть связаны с различными аспектами деятельности организации. Соответствующие изменения в документацию СМК вносятся согласно результатам анализа [2|.

Заключительный пятый этап состоит из работ, которые связаны с сертификацией СМК. Так как сертификацию действующих СМК проводят различные национальные и международные органы, организации должна выбрать сертифицирующий орган, принимая во внимание пожелания заказчика.

После получения замечаний по документации служба качества вносит в нее соответствующие изменения и согласовывает дату проведения внешнего аудита на предприятии. После устранения несоответствий выдается сертификат соответствия сроком на три года, в течение которых сертифицирующий орган осуществляет надзор за функционированием СМК на предприятии, проводя ежегодно инспекционный контроль. В случае выявления серьезных нарушений действие сертификата может быть приостановлено.

Цели проведения сертификации систем менеджмента качества (СМК) на соответствие стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 заключаются в следую-щем:

1. определение степени соответствия разработанной и внедренной системы менеджмента качества Заявителя, установленным требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015;

2. определение результативности разработанной и внедренной системы менеджмента качества Заявителя [1).

Рекомендуемый перечень мероприятий, выполняемых при разработке. внедрении и сертификации СМК логистики на предприятиях в соответствии с вышеизложенными этапами приведен ниже.

11анменование этапов, виды работ, мероприятия:

1. Подготовка к созданию СМК. Определение политики предприятия в области качества. Разработка и утверждение политики предприятия в области качества. Определение целей, обязательств и задач в области качества и способов их достижения

2. Формирование организационной структуры СМК. Назначение представителя руководства, ответственного за качество. Создание службы качества. Формирование команды по разработке СМК.

3. Обучение персонала.

4. Оценка сроков и стоимости разработки и внедрения СМК.

5.11ривлечение консультантов. Выбор консультантов. Зак. ние договора на консультационные услуги [4].

Все вышеизложенное, позволяет нам предложить суждение том. что рассмотренный процесс является универсальным. Его но использовать на различных предприятиях, учитывая специ выпускаемой продукции. А внедрение системы управления ством на предприятии дает возможность точного определения сильных и слабых сторон в управлении организацией, возмож постоянного роста и развития, а также повышения качества п тов или услуг производимых организацией. Данное обстоятел обуславливает необходимость разработки комплексной проце оценки эффективности функционирования системы менедж-качества и выработку практических мероприятий по её pea.ii" для повышения качества управления и эффективности деяте в целом [8].

В настоящее время даже незначительное повышение кач продукции над аналогичной продукцией конкурентов влечет за привлечение большого количества потребителей к своему т Это делает разработку и внедрение системы управления кач еще более необходимыми и важными для нормального развита функционирования организации.

Литература:

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента кач Требования.

2. Адлер Ю.П. Анатомия организации с точки зрения ф гни / Ю.П. Адлер // Стандарты и качество. 2013. № 2. С. 46-50

3. Ьелокоровин Э.А. Малый бизнес: пути развития / Э.А Коровин. Д. В. Маслов Архангельск: М'арт. 2013. 342 с.

4. Демина II.В. Возможности применения некоторых м управления качеством в деятельности современных компании Демина, М.В. Чистова Новая наука: опыт, традиции, ннно Ме-ждународное научное периодическое издание по итогам М народной научно- практической конференции (24 февраля 201* Омск). - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. С. 203 - 206.

5. Демина II.В. К вопросу о функциях и методах управа-качеством продукции / Н.В. Демина // В сборнике: Университс чтения-2011. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ ветственный редактор З.А. Заврумов. 2011. С. 140-145.

6. Ефанов А.II. Проблемы оценки качества / А.II. Ефанов Финансы и инвестиции. 2013. №3. С. 176-177.

7. Коргова М.А. К Вопросу об ограничениях системы у ния М.А. Коргова. А.А. Кипа // Социально-гуманитарные з 2013. № II. С. 206-213.

8. Латыпова. Л.В. Современные методы оценки системы мента качества/ [Текст) // Л.В. Латыпова. Экономика и и нимательство. 2015. - № 6-3 (59-3). -С. 849.

9. Чистова М.В. Направления повышения эффектив хозяйст-венной деятельности градообразующего предпр / М.В. Чистова. Г.Е. Конисвич // В сборнике: Градообразу предприятия: назад в будущее или вперед в прошлое'.' С тезисов докладов и статей международной интерактивной он-видеоконференцин. Российский экономический университет Г.В.Плеханова. 2014. С. 261-265.

60 1ЫМОУАТ1УЕ ЕСОМОМУ | №2 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.