УДК 371.26
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ СОСТОЯНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Кузнецова О.В., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация В статье проанализирован отечественный опыт проведения массовых обследований состояния результатов обучения школьников. С введением в школу образовательных стандартов главным критерием качества образования становятся образовательные результаты, их адекватность образовательным запросам личности, общества и государства. В этих условиях приоритетным показателем, являющимся предметом мониторинга в целях управления образованием, становятся учебные достижения учащихся, соответствие их требованиям стандарта Ключевые слова: образовательные стандарты, качество образования, учебные достижения учащихся, результаты обучения школьников.
THE RUSSIAN EXPERIENCE OF MASS SURVEYS OF THE RESULTS OF LEARNING OF SCHOOLCHILDREN
Kuznetsova Olga, Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: [email protected]
Abstract Is described the experience of mass surveys of the results of schoolchildren learning. With the introduction of the school educational standards the main criterion of quality of education are educational results, the adequacy of their educational needs of individuals, society and the state. In these circumstances, the priority measures that are monitored in order to control the formation, become academic achievement of students, according to the requirements of
Keywords: educational standards, quality of education, educational achievement of students, the results of student learning.
Главная стратегическая цель проходящей в настоящее время модернизации школы заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения его качества, достижения образовательных результатов, обеспечивающих конкуретноспособность российской школы, ее готовность к решению наиболее актуальных сегодня социальных задач. При этом надо иметь в виду, что существуют разные подходы к постановке проблемы качества. Отметим, прежде всего, что качество результатов образования и качество образовательного процесса безусловно связаны между собой, но это не одно и то же.
С введением в школу образовательных стандартов главным критерием качества образования становятся образовательные результаты, их адекватность образовательным запросам личности, общества и государства. В этих условиях приоритетным показателем, являющимся предметом мониторинга в целях управления образованием, становятся учебные достижения учащихся, соответствие их требованиям стандарта.
Массовые проверки состояния знаний учащихся практиковались прежде в системе школьного образования в виде текущих и итоговых (например, городских или районных) контрольных работ. По их итогам судили об успешности работы отдельных учителей, школ, деятельности органов управления образованием.
Были примеры целенаправленного использования таких средств контроля и для оценки нововведений в содержании образования, в средствах обучения и т.п. Наиболее массовым исследованием подобного рода можно считать обследование состояния результатов обучения по новым школьным программам, введенным в школы страны в 1975-76 гг. Тогда были проведены серии контрольных работ практически по всем учебным предметам в школах всех республик СССР. Обследованием были охвачены десятки тысяч школьников. Основной целью этой работы была, прежде всего, оценка доступности нового содержания образования в школе в условиях повышения его научного уровня. Другим примером массового изучения результатов обучения может служить проведение в начале 80-х гг. под руководством В.В.Фирсова сравнительного анализа качества обучения геометрии по учебникам, подготовленным под редакцией А.В.Погорелова и Л.С.Атанасяна. Анализ проводился на основе данных изучения знаний учащихся по этому предмету в нескольких областях страны.
Эти исследования, с одной стороны, показали значимость массовых проверок состояния результатов обучения как одного из важных инструментов управления системой образования, с другой стороны, выявили ряд существенных недостатков в организации подобных исследований, применяемых средствах контроля, критериях и показателях качества обучения.
К числу недостатков следует отнести затратность фронтальных обследований и необходимость перехода к выборочным обследованиям, малая информативность использования традиционных балловых оценок, некорректность использования ряда показателей (например, среднего балла и др.), недостаточная разработанность подходов к методической интерпретации полученных результатов и диагностике причин выявленных недочетов в знаниях и умениях школьников.
К этому времени в АПН СССР под руководством И.И.Кулибабы начинаются систематические исследования по методике проверки и оценке результатов обучения. Были обоснованы научные подходы к разработке требований к знаниям и умениям школьников, организации массовых обследований состояния результатов обучения, предложены новые показатели уровня усвоения школьниками учебного материала, обоснована целесообразность использования поэлементного анализа результатов выполнения контрольных заданий. Началось также использование методов
математической статистики для обработки данных массового обследования результатов обучения. Большую роль в этом сыграли работы М.И.Грабаря и К.А.Краснянской.
К началу 80-х гг. относятся и первые исследования направленные на выявление влияния некоторых факторов на результаты обучения школьников. В течении трех лет в ряде областей страны проводились контрольные работы (от 4 до 9 по разным предметам и классам) с использованием стратифицированных по изучаемым факторам выборок учащихся. В качестве факторов были выделены: расположение школы, наполняемость классов, педагогический стаж учителя, его нагрузка, число учебных предметов, которые он ведет, уровень и характер его образования, прохождение курсов повышения квалификации и ряд других.
К сожалению, не весь накопленный в начале 80-х гг. опыт был в полной мере использован в дальнейшем. В частности, когда в 1987/88 учебном году проводилась проверка результатов обучения по новым программам вряде республик СССР. В дальнейшем таких масштабных целевых обследований состояния результатов обучения более фактически не проводилось. Все было сведено к участию России в международных обследованиях (TIMSS, PISA и др.) и проведению ЕГЭ.
Первый опыт участия нашей страны в международных исследованиях по контролю результатов обучения связан с МИССП (Международное исследование социалистических стран по проверке). Сравнительного анализа уровня подготовки школьников стран-участников исследования в ходе массовой проверки знаний и умений провести не удалось в силу значительного расхождения в содержании, уровне представления и распределения учебного материала по годам обучения по отдельным учебным предметам. Однако совместное исследование дало возможность ознакомиться с опытом друг друга и придти к общим выводам относительно направлений совершенствования организации и проведении массовых обследований результатов обучения.