Научная статья на тему 'Отечественный музей как художественная и культурная составляющая в образовательной деятельности современности'

Отечественный музей как художественная и культурная составляющая в образовательной деятельности современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / образование / культурное наследие / памятники архитектуры / устойчивое развитие. / museum / education / cultural heritage / architectural monuments / sustainable develop- ment

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ульянова Наталия Борисовна

Статья посвящена значению и влиянию музейных комплексов, памятников архитектуры, художественного наследия на социальные процессы и состояние мировой художественной культуры. Определяется проблема, которая обусловлена отсутствием баланса и расстановкой приоритетов в мировой художественной практике в отношении сохранения памятников архитектурного, исторического и культурного фонда, а с ними и развития национального музея. Анализируются условия, при которых может быть реализовано устойчивое развитие музейных комплексов, на примере архитектурно-исторического наследия России. В исследовании подчеркивается значение музея в культурно-образовательной деятельности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Native museum like an art and cultural component in the modern educational sphere

The article is devoted to the significance and influence of museum complexes, architectural monuments, artistic heritage on social processes and the situation in the world artistic culture. The article determines the problem in the lack of balance and prioritization in the world artistic practice regarding the preservation of monuments of the architectural, historical and cultural heritage, therefore the development of the national museum. The sustainable development of museum complexes can be realized under conditions which are analyzed using the example of the architectural and historical heritage of Russia. This article emphasizes the importance of the museum in the country’s cultural and educational sphere.

Текст научной работы на тему «Отечественный музей как художественная и культурная составляющая в образовательной деятельности современности»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ МУЗЕЕВ

Н.Б. Ульянова

Национальный исследовательский московский государственный строительный университет

(г. Москва)

Отечественный музей как художественная и культурная составляющая в образовательной деятельности современности

На современном этапе развития российского общества осуществляется возрождение исторического наследия, о чем свидетельствуют многочисленные восстановленные памятники архитектуры, что в свою очередь приводит к изменению приоритетов и в мировой художественной практике. Проблема сохранения памятников истории и культуры отечества является актуальной, также как и необходимость формирования фонда культурного наследия. Решение этой задачи в устойчивом развитии и сохранении музейного фонда, поскольку это развитие стимулирует и укрепляет социальный интерес к культуре и искусству. Вопрос состоит в

экономикой государства и доказывает, что возрождение наследия основывается не на энтузиазме отдельных личностей, а на конкретной культурной, политической и экономической программе. В данной траектории можно смело говорить о культуре в цифрах, оценке качества работы по сравнению с предыдущими периодами восстановления наследия. Культура — явление сложное и многогранное, где самобытность и историю одного народа или народности невозможно рассматривать без влияния мировой истории и художественной культуры в целом.

В настоящее время с появлением новых

условиях, при которых необхо-

инновационных технологии в

димость сохранения национального культурного фонда имела возможность продуктивной и максимально тактичной реализации. Изменение приоритетов на пути возрождения национального музея России, исследования в данной области определяют, что проблема сохранения фондов музеев, памятников культуры и истории в полной мере, остается нерешенной.

Однако в настоящее время представлены масштабные

проекты Министерства культуры Российской Федерации, многие из которых уже отмечены в начале пути реализации, или в завершении восстановления исторических и культурных ценностей страны. Формирование культурной политики тесным образом связано с

различных видах искусства, стали забывать о мировых художественных ценностях. Историкам, искусствоведам, практикам музейного дела, ясен тот необычайный потенциал, хранящийся в произведениях искусства, точно отражающий социальные процессы и в целом состояние мировой художественной культуры.

Хорошим примером в исследовании данной темы может служить архитектура и убранство парковых ансамблей России. Поскольку в этом примере историческое наследие представляет устойчивую

систему планирования и гармонии, сохраняющую в себе все виды изобразительного искусства. Определенно, русская усадьба конца XVIII в., и на протяжении всего XIX в. являла

Статья посвящена значению и влиянию музейных комплексов, памятников архитектуры, художественного наследия на социальные процессы и состояние мировой художественной культуры. Определяется проблема, которая обусловлена отсутствием баланса и расстановкой приоритетов в мировой художественной практике в отношении сохранения памятников архитектурного, исторического и культурного фонда, а с ними и развития национального музея. Анализируются условия, при которых может быть реализовано устойчивое развитие музейных комплексов, на примере архитектурно-исторического наследия России. В исследовании подчеркивается значение музея в культурно-образовательной деятельности страны. Ключевые слова: музей, образование, культурное наследие, памятники архитектуры, устойчивое развитие.

Ul'yanova N.B.

Moscow State University of Civil Engineering (Moscow)

Native museum like an art and cultural component in the modern educational sphere

Abstract. The article is devoted to the significance and influence of museum complexes, architectural monuments, artistic heritage on social processes and the situation in the world artistic culture. The article determines the problem in the lack of balance and prioritization in the world artistic practice regarding the preservation of monuments of the architectural, historical and cultural heritage, therefore the development of the national museum. The sustainable development of museum complexes can be realized under conditions which are analyzed using the example of the architectural and historical heritage of Russia. This article emphasizes the importance of the museum in the country's cultural and educational sphere. Key words: museum, education, cultural heritage, architectural monuments, sustainable development

МУЗЕОЛОГИЯ

Ульянова Наталия Борисовна,

к.пед.н., доцент кафедры архитектура Национального исследовательского московского государственного строительного университета (г. Москва)

великолепные собрания живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, графики, театрального ремесла,

мастерства музейного искусства, поражала собраниями

библиотек. Выдающийся

архитектор и исследователь С.В. Безсонов дает характеристику композиционным и художественным достоинствам ансамбля в Архангельском, что в московской области, он пишет: «Удачная планировка и художественное оформление, дают показ органической связи в Архангельском архитектуры с живописью, чего стремились достичь мастера, работавшие над зданием и над его внутренним оформлением» [1, с. 137]-Сочетание произведений

искусства было отравлено в архитектурное убранство с классикой симметрии и стилистическими изысками характерными для ансамбля — музея.

При решении планировок усадьбы и паркового ландшафта применялся принцип симметрии и осевого построения, именно эта система стала основной при строительстве архитектурно-парковых ансамблей России. Формирование классицизма происходит вместе с формированием идей гуманизма и гражданственности. Классицизм в русской архитектуре, живописи, литературе утверждался одновременно с идеями просвещения. Принцип порядка, античной красоты воплотившийся в стилистике классицизма, стал основой при создании произведений искусства всего периода.

Русские усадьбы хранят свидетельства международных и культурных связей выдающихся деятелей XIX столетия, художников, графиков, скульпторов, театральных декораторов. За период строительства дворцовых ансамблей - музеев, была сформирована плеяда

крепостных мастеров, особое место занимали школы живописи, ваяния и зодчества, воспитавшие отечественных художников. В палитре изобразительных средств, применяемых в русской усадьбе можно выбрать любую грань, так умело звучащую в различных художественных выражениях. В данном контексте уместно сделать акцент на роли личности в мировой художественной практике, а также ее влиянии на эстетическое и культурное развитие. На фундаменте частных коллекций, возникло большое количество художественных галерей, исторических собраний предметов декоративно-прикладного искусства, фондов национальных картинных салонов. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, театральный музей им. АА. Бахрушина, в Москве, музей прикладного искусства в Смоленске, а какое значение для национальных культур имели краеведческие областные музеи, организованные в усадебных зданиях.

Но давайте рассмотрим концепцию творческого замысла, явившуюся основой создания архитектурно-парковых ансамблей. Собрания мировой живописи, античной скульптуры, искусства книжной графики, декоративно-прикладного искусства. Организация театра, воспитание театральной труппы, создание художественных мастерских, включающих учебные заведения. Мастерство ремесленников, владеющих профессиональными навыками в различных искусствах, не знало равных. Ансамбль — музей русской усадьбы можно назвать вершиной эстетики и

воспитания искусством.

Многочисленные функции музея соединялись в едином целом образовательной системы с учебными классами и

производственными мастерс-

кими. Театр представлял строгую систему художественных образов. Для создания спектаклей и театральных постановок, приглашались мировые знаменитости. Так, в Россию князем Н.Б. Юсуповым был приглашен выдающийся мастер Пьетро ди Готтардо Гонзага, «Используя законы архитектурной перспективы на ограниченном пространстве сцены, Пьетро Гонзага создавал живописные декорации» [2, с. 48].

Определенно, русская усадьба — это великолепное собрание произведений искусства в планируемом сочетании всех его видов. Система решений проектирования, ландшафтного планирования, единства пластических искусств и малых архитектурных форм, развитие театрального искусства и монументальной живописи, несло все характеристики завершенного ансамбля-музея. Это единство было неделимо, так как являлось единым

организмом, существование которого несло единственную цель, просвещение.

Возможность сегодня

привести примеры такого явления из современной жизни становится нереальной. Музеи отделены от образовательной

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ МУЗЕЕВ

сферы и остаются событием крайне редким, необязательным, а иногда только малым дополнением к современной системе воспитания. Сохранение и восстановление культурного наследия, а с ним музея и музейного дела, задача не из легких. Необходимость в создании центров профессионального образования, где ядром может быть не только электронные библиотеки и инновационные технологии, но и музеи, картинные галереи, творческие мастерские, созрела. Историческое и национальное наследие преподносит нам уроки, предлагая давно сложившиеся образовательные системы центров культуры и искусства, возможностей

развития и сохранения национальных ценностей.

В настоящее время приоритетной задачей

становится разработка единой системы обеспечивающей

сохранение и формирование национального менталитета, а с ним воспитания бережного отношения к историческим, культурным, и художественным ценностям. В этом контексте, безусловно, является важным создание новых образовательных программ профессиональной

подготовки, способствующих становлению личности будущих специалистов. Велика роль культурного наследия в формировании нового уровня подготовки профессиональных кадров, однако восстановление и созидание невозможно без изучения и аналитического обоснования структуры

архитектурно-исторического наследия. Восстановления в сохранении облика русской усадьбы недостаточно, необходимо воссоздание великого культурно-исторического содержания, формирование музея как социального института, которое будет уместно во всех социальных проявлениях.

Литература:

1. Безсонов С.В. Архангельское. Подмосковная усадьба. М., 1937. 270 с.

2. Дмитроченкова Е.Н. Итальянское искусство в России. М., 2001.

3. Джовани Батиста Пиранези Дворцы, руины, темницы. Каталог. Екатеринбург, 2012.

4. Арзуманова О.И., Кузнецов А.Г., Макарова Т.Н., Невский В.А. Музей заповедник Абрамцево. М.: Искусство, 1984. 256 с.

5. Федотова Н.Ю. Современные тенденции проектирования музейных комплексов в исторической среде // Новые идеи нового века. 2017. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.