Вуз, выступая в качестве носителя идеологии коммерциализации, утратил позиции лидера в организации самих процессов коммерциализации, занял место аутсайдера, о чем мы ранее высказывали свое мнение. Тем не менее вуз пока формально сохраняет свои качества инициатора инновационных процессов. Вуз как участник хозяйственных обществ (в доле 30—35 %), выполняя требования Федерального закона № 217-Фз, имеет все возможности обеспечивать организационную, в том числе маркетинговую, поддержку созданным предприятиям. Малые коммерческие предприятия в свою очередь более успешно могли бы выступать в качестве главных заказчиков и реализаторов интеллектуальной деятельности вузов. Было забыто, что поиск рыночных механизмов и реализация политики самофинансирования на деле являются главными этапами развития инновационной деятельности вуза.
Таким образом, разработка локального правового акта «Положение о взаимодействии вуза с малыми инвестиционными предприятиями (МИП)», позволит регламентировать правовые основы взаимодействия, права и обязанности заинтересованных сторон, а также ответственность за нарушение коммерциали-зационных процессов и поспособствует полез-
ному для общества делу — коммерциализации образования, инновационной и хозяйственной деятельности вузов.
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон РФ от 2.08.2009 № 217-ФЗ.
2. иЯЬ: www.myshned.ru/siid/100204/.
3. Капица С. П. Россию превращают в страну дураков [Электронный ресурс]. — иЯЬ: www.youtube.com.
4. Баканов А. Г., Загайтов И. Б. Вопросы Президенту // Правда. — 2014. — 17—20 янв.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995.
6. Косинский П. Д., Ашарат А. Г. Коммерциализация и новые образовательные программы в системе подготовки кадров высшего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 2 (6).
7. Александров А. А., Федоров И. Б., Медведев В. Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения //Высшее образование в России. — 2012. — № 12/13.
8. Тулеев А. Г. Бюджетное послание губернатора Кемеровской области на 2014 г. [Электронный ресурс]. — иЯЬ: www.kuzbassnews.ru
9. иЯЬ: www.myshned.ru/siid/100204/.
10. иЯЬ: Gazeta.a42nu/ientashow/7396.htmi.
УДК / UDC 378
М. В. Морозова, М. А. Суздалова M. Morozova, M. Suzdalova
отечественный и зарубежный опыт реализации
ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
BACHELOR’S PROGRAMS IN TECHNICAL COLLEGES IN RUSSIA AND ABROAD (EMPERICAL RESEARCH)
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14—16—70003).
В статье рассматривается актуальность введения в учреждениях высшего профессионального образования образовательной программы прикладного бакалавриата; описываются цели, основные особенности и условия ее реализации, а также сравнение прикладного и академического бакалавриатов по направлениям подготовкиЮргинскоготехнологического
института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ). Также описан опыт ряда зарубежных стран по реализации программ прикладного бакалавриата и опыт ЮТИ ТПУ в реализации модели подготовки инженерных кадров по системе «завод — втуз».
The paper deals with issue of bachelor>s programs efficiency in technical colleges. Authors describe goals and objectives of bachelor>s programs, as well as their peculia-
rities and conditions. Integrated approach as a variability of a bachelor>s program, realised at Yurga Institute of Technology (branch) of National Research Tomsk Polytechnic University, is represented.
Ключевые слова: прикладной бакалавриат, цели и условия реализации, основные особенности, «завод — втуз».
Keywords: bachelor’s programs in
technical colleges, goals and objectives, integrated approach, emperical research.
Направления модернизации профессионального образования в настоящее время в значительной степени определяются уровнем занятости выпускников учреждений профессионального образования. Несмотря на многообразие форм и видов современного образования на всех этапах обучения, на постоянно растущую государственную поддержку, российская система отнюдь не гарантирует бесперебойной поставки специалистов требуемой квалификации на рынок труда и формирования рабочей силы, адекватной требованиям XXI века.
Актуальность исследования проблемы образования и занятости молодежи обусловлена тем, что профессиональные школы не способны оперативно реагировать на динамичные изменения рынка труда и на обострение проблемы трудоустройства выпускников в современной социально-экономической ситуации в России, вызванной, с одной стороны, ключевыми изменениями структуры занятости, существенным расширением сектора услуг при сокращении занятости в промышленности и сельском хозяйстве, и ограниченностью взаимодействия между работодателями и системой профессионального образования — с другой.
В процессе перехода от плановой к рыночной экономике в России структура рынка труда по уровням профессионального образования и профессионально-квалификационному составу заметно изменилась. Изменение внешней среды, в которой функционирует система профессионального образования, привело к увеличению разрыва между запросами рынка труда и теми квалификациями, которые получают выпускники профессиональной школы.
В результате реструктуризации производства произошло расширение сектора услуг при сокращении занятости в промышленности и сельском хозяйстве, перераспределение
труда в пользу высококвалифицированных профессий с заметным ростом заработной платы, увеличение мобильности трудовых ресурсов, появление ряда новых профессий.
Навыки, необходимые в рамках новых профессий, отличаются от тех, которые были востребованы ранее.
Ряд зарубежных исследователей (R. M. Felder, G. N. Felder, M. Mauney, ChE. Hamrin, Jr., E. J. Dietz) выделяют три основных компонента качеств, необходимых высококвалифицированному специалисту нового поколения:
1) знания — основные факты и понятия, которыми владеет специалист;
2)умения — способы применения своих знаний на практике, к которым следует отнести умения производить расчеты, проводить экспериментальную работу, осуществлять анализ полученных результатов, давать оценку результатам работы, общаться, работать в коллективе, управлять коллективом;
3) отношение — то, что определяет цель, на реализацию которой и будут направлены знания и умения специалиста. К отношениям исследователи относят индивидуальные ценности, предпочтения, интересы и склонности.
Умения, которыми должен обладать современный высококвалифицированный специалист, исследователи разделяют на семь категорий:
1) независимые, взаимозависимые; умение обучаться в течение жизни;
2) умения решать задачи, критически мыслить, мыслить творчески;
3) умение межличностного общения и работы в команде;
4) коммуникативные умения;
5) самооценка;
6) умение мыслить интегративно и глобально;
7) умение реагировать на происходящие перемены.
Результаты международных исследований подтверждают, что заработные платы высококвалифицированных работников растут быстрее, чем оплата менее квалифицированного персонала. К тому же более квалифицированные работники менее других подвержены риску безработицы (Brunello, 2009).
Зарубежные страны подошли к решению проблемы подготовки высококвалифицированных технических кадров со второй половины прошлого столетия. Так, уже в конце прошлого века во многих европейских странах началась подготовка по программам приклад-
ного бакалавриата. Цели программ прикладного бакалавриата заключаются в установке связи между образовательными учреждениями и работодателями и в повышении качества высшего образования соответственно тенденциям на рынке труда.
Программа прикладного бакалавриата дает возможность обучающимся быстро получить высокую квалификацию и приобрести навыки, востребованные на рынке труда.
Прикладной бакалавриат, являясь конечной квалификацией для прямого выхода на рынок труда, не исключает возможности дальнейшего обучения. Выпускники программ прикладного бакалавриата могут продолжить свое образование в технологической магистратуре, продолжая при этом работать на производстве, или обучаться с отрывом от производства.
По затратам учебного заведения программы прикладного бакалавриата дороже существующих в настоящее время программ академического бакалавриата. Эти затраты могут быть сбалансированы за счет прогнозирования потребности в кадрах такой квалификации и/или формирования целевого заказа работодателей.
Главными условиями реализации программ прикладного бакалавриата являются тесные партнерские отношения с производственными предприятиями и наличие собственной производственной базы в учебном заведении.
Прикладной бакалавриат является основной образовательной программой высшего образования с нормативным сроком освоения 4 года и обеспечивает профессиональную практико-ориентированную подготовку. Одной из главных особенностей этой программы является то, что она основана на сотрудничестве между университетами, другими образовательными учреждениями, предприятиями и профессиональными сообществами. Данный подход позволяет представителям реального сектора экономики участвовать в процессе составления программ обучения, регулярно менять и адаптировать программы к изменяющимся потребностям рынка труда. В основе прикладного бакалавриата лежат образовательные программы среднего профессионального образования, ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьезной теоретической под-
готовки. При этом объем практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведенного на обучение. Производственная практика проводится в организациях работодателей при освоении студентами основных видов профессиональной деятельности. В этом аспекте программы прикладного бакалавриата наиболее актуальны для высших учебных заведений, где есть направления подготовки, связанные непосредственно с эксплуатацией, сервисом и обслуживанием.
Для реализации программ в ряде европейских стран были созданы учебные заведения нового типа, в которых теоретические курсы тесно увязывались с развитием профессиональных навыков. Так, в 1960-е гг. в Великобритании из прикладных институтов и технологических школ были сформированы колледжи профессионального образования; в 1970— 1971 гг. в Германии открыты специализированные высшие учебные заведения; в 1994 г. в результате слияния 98 профессиональных колледжей появились государственные колледжи в Норвегии; 1991 г. — в Финляндии 250 учреждений среднего профессионального образования, объединившись, создали политехникумы; 1993 г. — в Австрии появились первые специализированные высшие учебные заведения.
В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указано, что первым из множества современных путей повышения доступности качественного профессионального образования является прикладной бакалавриат, поскольку он соответствует требованиям инновационного развития экономики России и отвечает современным потребностям общества.
В Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. президент заявил, что всю систему профессионального образования следует перенастроить, заимствовав многое из отечественного педагогического опыта. Это и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений — втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий, главным принципом обучения в которых была ориентация на реальное производство, когда теория подкрепляет практические навыки.
В Юргинском технологическом институте (филиале) Национального исследовательско-
го Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ) эти условия реализованы благодаря опыту обучения студентов по интегрированной системе обучения «завод — втуз» и тесным партнерским отношениям со стратегическим партнером ООО «Юргинский машиностроительный завод» и другими предприятиями города и региона.
В основе интегрированной системы «завод — втуз», как и в основе программы прикладного бакалавриата, лежит инженерно-производственная подготовка, которая составляет неотъемлемую часть учебного процесса. Она основана на личном участии студентов в производственном процессе базового и иных предприятий и организаций (любых форм собственности), а также в научно-исследовательской работе института. Инженерно-производственная подготовка в ЮТИ ТПУ производилась в соответствии с типовым положением об интегрированной системе обучения «завод — втуз», распространялась на всех студентов дневного обучения и осуществлялась под руководством ведущих специалистов предприятий и организаций, а также преподавателей профилирующих кафедр.
Целью инженерно-производственной подготовки являлось максимальное сокращение сроков подготовки специалистов, обладающих необходимым для эффективной деятельности уровнем теоретических знаний и практического опыта работы на базовом предприятии. Инженерно-производственная подготовка была призвана решать следующие задачи: закрепить и углубить теоретические знания, необходимые для работы в условиях современного производства как в качестве специалиста, так и руководителя первичного трудового коллектива; привить навыки практической реализации теоретических знаний в вопросах управления производственными процессами и трудовыми коллективами; обеспечить загруженность специалиста на производстве в соответствии с его деловыми и личностными качествами и потребностями предприятия.
Содержание инженерно-производственной подготовки определялось для каждого семестра обучения с учетом квалификационных требований ФГОС ВПО, учебных планов и рабочих программ, а также специфики производства.
В системе инженерно-производственной подготовки предполагалось изучение отдельных разделов общеинженерных и специальных дисциплин. В этом случае инженерно-про-
изводственная подготовка рассматривалась как вид аудиторных занятий. На 1-м курсе теоретические основы инженерно-производственной подготовки рассматривались в дисциплинах «основы инженерно-производственной подготовки», «введение в специальность» и др. В результате первокурсники получили 2-й разряд рабочих профессий: токаря, сварщика, сталевара, тракториста, оператора ЭВМ и др.
После окончания 1-го курса студенты приступали к производственной деятельности. На 2—6-м курсах теоретические занятия с отрывом от производства осуществлялись в 4, 5, 8, 9-м и 11-м семестрах, а производственная деятельность с обучением по вечерней форме — в 3, 6, 7-м и 10-м соответственно. В 12-м семестре студенты защищали выпускную квалификационную работу. Производственная деятельность закреплялась на рабочих местах в подразделениях базового предприятия, а перевод по рабочим местам осуществлялся в соответствии с программой, изложенной в учебно-производственном паспорте студента, и графиком перемещения по рабочим местам и инженерно-техническим должностям.
В конце каждого семестра профилирующая кафедра проводила зачет по инженерно-производственной подготовке, результаты которого заносились в зачетную книжку в раздел «Производственная практика» в виде оценки за выполнение студентом программы инженерно-производственной подготовки в данном семестре.
По окончании курса теоретического обучения выпускники института распределялись на будущие места трудовой деятельности.
Таким образом, по мере реализации программы инженерно-производственной подготовки студент последовательно осваивал специальности рабочего, техника, технолога, конструктора и прочие в зависимости от траектории обучения.
Юргинский технологический институт на сегодняшний день реализует программу подготовки прикладных бакалавров по следующим направлениям: 15.03.01. Машиностроение («Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», «Оборудование и технология сварочного производства»); 22.03.02. Металлургия («Металлургия черных металлов»); 35.03.05. Агроинженерия («Технический сервис в АПК»). Ниже представлено сравнение прикладного и академического бакалавриата для этих направлений (табл.).
Таблица
Сравнение прикладного и академического бакалавриата по направлениям подготовки Юргинского технологического института
Прикладной бакалавриат Академический бакалавриат
Основная задача
Практико-ориентированная подготовка специалистов к деятельности, связанной с разработкой, внедрением, адаптацией, оптимизацией технологий (в том числе инновационных) и технологических процессов. Предполагает обучение по определенным профилям подготовки Фундаментальная подготовка в широкой области знаний по выбранному направлению. Данный уровень высшего профессионального образования не имеет узкой специализации, но, как правило, предполагает обучение по определенным профилям подготовки
Срок обучения
4 года 4 года
Доля практического обучения
До 60 % учебного времени отводится на практическое обучение (различные виды практик, освоение рабочих специальностей, выполнение курсовых проектов по заказу предприятий, практические занятия) До 10 % учебного времени (включая научноисследовательскую работу, летние практики)
Документ об окончании вуза
Документ государственного образца о высшем образовании (диплом бакалавра) Документ государственного образца о высшем образовании (диплом бакалавра)
Присваиваемая квалификация
Прикладной бакалавр Академический бакалавр
Возможность продолжения обучения в магистратуре
Возможно поступление в магистратуру на основе конкурсного отбора Возможно поступление в магистратуру на основе конкурсного отбора
Таким образом, прикладной бакалавриат продолжает традиции третичного образования и решает профессиональную задачу подготовки высококвалифицированных специалистов технических профессий.
Преимуществами прикладного бакалавриата являются: практико-ориентированная подготовка специалистов, освоение рабочей профессии в процессе обучения, гарантированное трудоустройство, до 60 % учебного времени отводится на практическое обучение, производственная практика на ведущих предприятиях, быстрый профессиональный старт, опережающая подготовка кадров для промышленности, успешная адаптация на предприятии, максимальное приближение к производству, подготовка инженеров в плотном сотрудничестве с крупными промышленными компаниями, комплексные знания и системное понимание базовых основ, методов, приемов и технологий в специализированной области техники.
1. Бибик В. Л. Применение опыта интегрированного обучения при проектировании образовательных программ по стандартам третьего поколения // В мире научных открытий. — 2011. — №. 9.2 (21) — C. 526—532.
2. Торосян В. Ф., Тищенкова А. В. Подготовка кадров для региональной социально-экономической системы как взаимовыгодный процесс для вуза и производства // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 4 (8). — С. 84—90.
3. Изучение рынка труда : метод. реком./авт.-сост.: О. И. Малороссиянова, Т. А. Кравченко, Л. А. Михайлова, и др. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. — 56 с.
4. Послание Президента Федеральному Собранию. — URL: www.kremlin.ru (дата обращения 28.01.14).
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009). — URL: www.economy.gov.ru (дата обращения 28.01.14).
6. Brunello G. The effect of economic downturns on apprenticeships and initial workplace training: A review of the audience // Journal of Emperical Research in Vocational Education and Training. OECD. — 2009. — № 0.1.
7. A Longitudinal Study of Engineering Student Performance and Retention. III. Gender Differences in Student Performance and Attitudes / R. M. Felder, G. N. Felder, M. Mauney and etc. // J. Engr. Education. — 1995. — Vol. 84, № 2. — P. 151—163.