ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ
АГЛОМЕРАЦИЙ Готовцев Д.П. Email: [email protected]
Готовцев Денис Павлович — студент, кафедра государственного и муниципального управления, факультет экономики и управления,
(филиал)
Московский государственный университет им. И. В. Ломоносова, г. Севастополь
Аннотация: в статье раскрывается понятие городской агломерации, рассмотрен эффект маятниковой миграции, как отличительной особенности развития городских агломераций в Российской Федерации. Подчеркнут географический фактор в развитии отечественных агломераций и выборе наиболее перспективных проектов агломераций. Освещены особенности отечественного и зарубежного опыта формирования городских агломераций, приведены зарубежные примеры межмуниципального взаимодействия и примеры наиболее масштабных и перспективных зарубежных проектов агломераций.
Ключевые слова: агломерация, муниципалитет, город-ядро.
DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE OF URBAN AGGLOMERATION
DEVELOPMENT Gotovtsev D.P.
Gotovtsev Denis Pavlovich — Student, DEPARTMENT OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, FACULTY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT,
(BRANCH)
LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY, SEVASTOPOL
Abstract: the article explores the concept of urban agglomeration, examines the effect of pendulum migration, as a distinctive feature of the development of urban agglomerations in the Russian Federation. The geographic factor in the development of domestic agglomerations and the selection of the most promising agglomeration projects are underlined. The features of domestic and foreign experience in the formation of urban agglomerations are highlighted, foreign examples of intermunicipal interaction and examples of the most large-scale and promising foreign agglomeration projects are given. Keywords: agglomeration, municipality, city-core.
УДК 339.972
Интерес к развитию агломераций в России связан с рядом причин, которые обусловлены ролью городов в современном мире и появлением новых путей развития городских систем. Сегодня эта проблема становится наиболее приоритетной в связи с новой территориальной политикой, которая предполагает создание регионов, которые могут быть конкурентоспособными на мировой арене, в частности в отношении ухода от модели экстенсивного экономического роста.
Исходя из данных Всероссийской переписи населения в 2010 году, Россия - урбанизированная страна. В 2010 году доля городского населения составила 73,7% (в 2002 г. этот показатель составлял 73,3%) [1]. Несмотря на то, что численность населения сократилась в 63 регионах, а в 20 увеличилась, региональная динамика населения все равно показывает, что сельское поселения продолжает интегрироваться. Наглядным примером выступает Красноярский край. В Красноярском крае численность населения снизилась на 137,8 тыс. человек с 2002 год, в то же время численность населения Красноярска возросла на 65, 3 тыс.
Также существует такая отличительная особенность развития городов России, как маятниковая миграция: жителям прилегающих к городу территорий приходится искать работу в городе, в то время как горожане, наоборот, постепенно приобретают загородную недвижимость, где все еще сохраняются большие пространства, которые не заняты дачными участками. Некоторые участки используются исключительно в летний период, некоторые участки перестраиваются, превращаясь в полноценные загородные дома, которые предназначены для круглогодичного проживания.
В последние годы, наблюдаются два параллельных процесса, происходящих в следствии российской субурбанизации. С одной стороны, наблюдается застраивание домами для круглогодичного проживания дачных поселков. С другой стороны, земельные участки в пригородах
90
активно застраиваются коттеджами, в результате чего происходит образование поселений другого вида. Ключевым различием этих процессов является то, что в первом случае мы говорим об индивидуальном жилищном строительстве, которое осуществляется владельцами земельных участков для своих нужд.
Также, можно выделить некоторую особенность субурбанизации в России. Если в Европе городские жители, продавая свое городское жилье, делали загородный дом основным местом жительства, то в России, в основном, загородный дом становится вторым местом жительства, так как люди предпочитают оставлять городские квартиры.
Существует несколько направлений развития агломерационных процессов в России. Среди проектов агломераций наиболее интенсивно развивающимися и изучаемыми являются процессы в центральной части России. В Западной и Восточной Сибири имеются другие масштабы территорий, другой рисунок городской сети, а в Европейской части России городская сеть охватывает практически всю территорию, благодаря чему образуются агломерационные сгущения в главных узлах расселения. Более 80% городских агломераций в России, которые были выделены Т.И. Селивановой и П.М. Поляном, расположены в Европейской части России, где существует сеть городов, которая охватывает почти всю территорию, тем самым образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения.
Высокая концентрация населения в городской агломерации позволяет использовать большую численность населения в качестве средства социально-культурного и производственного развития. Это происходит в связи с тем, что активный рост числа жителей обеспечивает региону инвестиционную привлекательность для крупных торговых сетей, которые, в свою очередь, приносят широкий ассортимент товаров и услуг. Города агломерации в отдельности не способны обеспечить экономическую прибыльность существования крупных развлекательных и культурных учреждений и, как следствие, не способны создать привлекательную инвестиционную среду для малого бизнеса. Лишь объединение городов в рамках единой системы управления может способствовать реализации масштабных инвестиционных проектов. Более того, городские агломерации делают рынок рабочей силы более гибким, предоставляя людям больше возможностей по выбору мест приложения труда и стимулируя людей к новым видам деятельности.
Таким образом, городская агломерация - сложная и комплексная система, особенность которой заключается в наличии тесной экономической, социальной, культурной связи между входящими в нее территориями. Ключевыми преимуществами городской агломерации являются возможность для жителей агломерации получать услуги, которые доступны только в крупных городах и наличие более широкого, чем в отдельном поселении, выбора места трудовой деятельности.
Для продуктивного развития городских агломераций необходимы ресурсы и эффективно управленческое воздействие государства, так как стихийное развитие может привести к негативным явлениям: загруженность транспортной сети, повышение издержек на содержание и строительство дорожной инфраструктуры, значительный разрыв в доходах между муниципальными образованиями прилегающих территорий и города-центра.
Ключевым фактором развития зарубежных городских агломераций является формирование «агломерационного мышления». Под агломерационным мышлением понимается рассмотрение территории как единого объекта, а не совокупности частей. Соответственно, агломерация развивается в целом, согласовываются все интересы: муниципальных образований, жителей, предпринимателей.
Также существует проблема конфликта интересов: субъекты агломерационного процесса в первую очередь отстаивают собственные интересы. Например, город-ядро пытается сохранить уровень обеспеченности бюджетными средствами, соседние к городу территории отстаивают свою самостоятельность, элита боится ограничения статуса и сферы влияния. Но важно осознать, что частичная потеря независимости муниципалитетов компенсируется благами, которые могут быть получены только благодаря агломерационному процессу.
Существует масса зарубежных примером межмуниципального взаимодействия и его развития. Так, в Японии муниципалитетам, которые объединились в агломерацию дополнительно выделяется 25% к их бюджету в течение пяти лет. Во Франции муниципалитетам, которые взаимодействуют в рамках определенного агломерационного проекта дополнительно увеличивается финансирование в размере 10-50%. Проекты «Большой Париж» и «Большой Лондон» доказали эффективность реализации комплекса программ социально-экономического и инфраструктурного развития.
В 2008 году был инициирован новый масштабный проект развития Большого Парижа [3]. Были созданы концепции модернизации, которые решали три основные проблемы: создание плана развития с учетом мер по охране окружающей среды, реорганизация транспортной сети, интегрирование пригородов. Весьма перспективным является полицентрический тип развития: помимо развития старой столицы Большого Парижа происходит создание нескольких центров
притяжения, имеющих собственные офисные центры, музеи, театры и жилые дома. Проект должен завершиться в 2030 году [3].
В скором времени на территории городов Ахена, Хамма и Херне будет также реализован проект развития Рейнско-Рурской агломерации (Германия) «Экологический город будущего», которые призван стать моделью экологической перестройки современного города [4]. Особенное внимание привлекает практика реновации депрессивных территорий Рейнско-Рурской агломерации. Городские бюджеты выделяют инвестиции, которые используются для выкупа земли и вычищения загрязненной территории. После окончания очистительных мероприятий осуществляется строительство новых зданий по наиболее понравившимся гражданам проектам. Лишь после окончания строительства площадь распродается или сдается в аренду, возвращая потраченные средства с избытком.
Мировой опыт также показывает, что входящие в городские агломерации муниципалитеты сохраняют свою автономию. Таким образом, в Большом Лондоне и Большом Стокгольме были созданы в рамках агломерации муниципальные образования «второго уровня», при этом были сохранены уже существовавшие муниципалитеты.
В США активно практикуется создание особых округов (органы, осуществляющие предоставление услуг) с целью управления системами водоснабжения и канализации, системы общественного транспорта, работой больниц и аэропортов. Также есть иной вариант - базовые услуги предоставляются муниципалитетам агломерации центральным городом [2].
Список литературы / References
1. Перепись - 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0459/perep01.php (дата обращения 20.05.2018).
2. Лаппо Г.М. География городов. М.: ВЛАДОС, 1997.
3. Десть проектов: будущее Большого Парижа. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.ambafrance.org/%C3%90%E2%80%9D%C3%90%C2%B5%C3%91 %C2%81 %C3%91 %C2%8F% C3%91 %E2%80%9A%C3%91 %C5%92%C3%90%C2%BF%C3%91%E2%82%AC%C3%90%C2%BE%C3 %90%C2%B5%C3%90%C2%BA%C3%91%E2%80%9A%C3% (дата обращения: 20.05.2018).
4. Ёлшина А.А. Городские агломерации: теоретические аспекты и анализ зарубежного опыта [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56419 (дата обращения 20.05.2018).
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛИЧИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ
Колесник А.Н.
Колесник Анастасия Николаевна — студент,
направление: экономика, профиль: бухгалтерский учет, анализ и аудит, Институт Академии ФСИНРоссии, г. Рязань
Аннотация: в статье рассматриваются понятие основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств», их классификация в соответствии с указанным нормативно-правовым актом. Также в статье рассмотрено понятие амортизации основных фондов как неотъемлемой части учета основных средств. В практической части статьи приведены результаты отраслевого анализа динамики наличия основных средств на основе официальных статистических данных и сформулированы выводы по данным результатам. Ключевые слова: основные средства, анализ, динамика, бухгалтерский учет.
ANALYSIS OF CHANGES IN THE PRESENCE OF MAJOR FUNDS AS THE INDICATOR OF ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA Kolesnik A.N.
Kolesnik Anastasia Nikolaevna - Student, STUDY AREA: ECONOMICS, MAJOR IN ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT, INSTITUTE WITH THE ACADEMY OF RFPS, RYAZAN