Научная статья на тему 'Отечественные женские журналы: классификационно-типологический аспект (1779 – 2000 гг. )'

Отечественные женские журналы: классификационно-типологический аспект (1779 – 2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
543
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественные женские журналы: классификационно-типологический аспект (1779 – 2000 гг. )»

ФИЛОЛОГИЯ

(Специальность 10.01.10)

© 2011 г. В.В. Смеюха УДК 070

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ: КЛАССИФИКАЦИОННО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

(1779 - 2000 ГГ.)

История развития отечественных женских журналов является актуальной темой в научных кругах, интерес к исследованию проблемно-тематических, функциональных, структурных характеристик женских изданий обозначился еще в XIX в. [1], в начале ХХ в. вышла серия публикаций, рассматривающих исторический аспект формирования женской периодики, например, работы В.П. Семеникова [2], В. Покровского [3], Е. Шепкиной [4], советский период развития женских изданий отражен в трудах Л. Сталь [5], Н. Торнской [6], П.М. Чиркова [7], сборнике «Всегда с вами» [8]. С начала 90-х гг. прошлого века внимание к изучению женских изданий усилилось, исторические, типологические, филологические характеристики женских журналов были рассмотрены такими авторами: Т.Ф. Пирожкова [9], Р.М. Ямпольская [10], А.В. Жукова [11], Е.А. Пленкина [12], О.С. Симонова [13] и др. Однако комплексного исторического исследования женской периодики не предпринималось. Целью данной статьи является историко-типологическое изучение отечественной женской прессы, определение этапов ее развития, типологических особенностей и тенденций развития.

В истории формирования дореволюционных женских журналов выделяются три периода. На первом (с 1779 г. до середины XIX в.) были заложены основные типологические характеристики женской прессы. Во второй половине XVIII в. появляется журнальная периодика, наблюдается классификационное структурирование отечественной периодики, издавались литературные, музыкальные, театральные, детские и другие журналы. Первый женский журнал открылся в 1779 г., «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» было основано Н. И. Новиковым.

Социальные и культурные взаимоотношения оказывали наибольшее влияние на формирование функциональных и проблемно-тематических особенностей прессы «для дам». В данном случае первостепенное значение имело устоявшееся в общественном сознании отношение к роли женщины, ее положению, что вело к синтезированию превалирующих женских образов, распространяемых посредством литературы и прессы. Применительно к рассматриваемому периоду в обществе утвердился тип «великосветской дамы», В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» поясняет, что за этим определением стоит образ, подчинявшийся строгим нормам поведения и морали, а именно, женщина должна была получить образование с помощью гу-вернеров-иностранцев, владеть несколькими иностранными языками, соблюдать этикет, следить за модой и посвятить себя семье [14]. Женский журнал предоставил оптимальную возможность воздействия на аудиторию с целью воспитания ее в соответствии с общепринятыми нормами, развития определенных сторон творческого потенциала, образования.

Тематический принцип классификации периодики позволяет констатировать дифференциацию женских журналов конца XVIII - первой половины XIX в. на следующие типы изданий: литературные женские журналы («Модное ежемесячное издание» (1779), «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (1804), «Кабинет Аспазии» (1815), «Дамский журнал» (1823-1883), «Лучи» (1850-1860)); женские журналы мод, домоводства, рукоделий и литературы («Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791), «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1831-1884), «Гирлянда» (1846-1860) и др.).

История зарождения и начальный этап развития литературного женского журнала отражают планомерное расширение задач прессы и ее тематического спектра. К установленной изначально задаче развлечения добавилась культурно-просветительская функция, что мотивировалось необходимостью улучшения женского воспитания, повышения культурного уровня. Специфика рассматриваемых журналов позволила путем отбора литературных произведений, как формировать мнение аудитории, так и выражать политику издателей. Литературные и публицистические материалы женской прессы первоначально были интересны узкому кругу читателей, потенциальную аудиторию женских журналов могли составить женщины, интересующиеся вопросами литературы, истории, философии, что значительно отличалось от реаль-

ной действительности - количество образованных «дам» было минимальным, данное обстоятельство придавало журналам элитарный характер.

Для второго типа изданий, журналов мод, домоводства, рукоделий и литературы, стало характерным размещение информации о моде и стиле, домоводстве, рукоделии, литературных произведений. Успешный выход данной прессы показал, что наиболее востребованными изданиями являются журналы, адресованные женщине-жене, хозяйке и матери, тем самым была продемонстрирована одна из важнейших особенностей женских журналов -направленность на внутрисемейные, личные интересы аудитории. Издания выбирали темы, связанные с внешним видом женщины, ведением домашнего хозяйства, «женскими ремеслами», что позволило соответствовать информационным запросам массовой аудитории и, как следствие, вело к длительному периоду существования периодического органа. Тематико-функциональные особенности журнала данного типа позволили учитывать в его программе информационные вкусы разных слоев населения. Информация, формируемая культурной формацией, накапливаемая в течение длительного времени (рецепты, советы, уроки мастерства), мало подверженная изменениям, привлекала широкий читательский круг женщин-домохозяек.

Среди заложенных на данном этапе типологических характеристик преобладающим стало определение превалирующей сферы отображаемой действительности, связанной с чувственно-эмоциональной, хозяйственной, воспитательной, культурной областями. Издания имели четкую структуру: в литературном журнале существовали отделы прозы, поэзии, науки; в журнале мод, домоводства, рукоделий и литературы структурное деление соответствовало сферам, обозначенным в названии типа.

Под влиянием ряда социальных и экономических факторов во второй половине XIX - начале XX в. в женской прессе произошли определенные изменения. Тип женского литературного журнала был заменен литературно-общественным журналом («Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884)). Обсуждение женского вопроса в периодических изданиях, зарождение отечественного феминизма, развитие женского образования отразились на формировании нового женского образа - образованной женщины. Журналы уже не ограничивались задачей воспитания аудитории, они были нацелены на изменение менталитета читателей.

Историко-теоретический анализ структуры типа издания позволяет проследить его трансформацию и закрепление основных отделов, характерных для женского литературно-общественного журнала. Так, в «Рассвете» были обозначены отделы словесности, истории, землеописания, естествознания, изящных искусств, педагогики, библиографии; структура обосновывалась целью журнала - популяризацией научных, исторических, культурных знаний в женской среде. В «Женском вестнике» присутствовали разделы литературы и библиографии, однако вместо научного отдела был введен информационноаналитический, назначение которого состояло в освещении и интерпретации социальных событий. Тематическое деление «Друга женщины» показывает, что в нем закрепились литературный и информационно-аналитический отделы, кроме того, появился отдел писем, основы которого были заложены на предыдущем этапе, и появился новый отдел - воспитания детей.

Начинает выходить педагогическое издание для женщин «На помощь матерям» (1894-1904). В новой модели журнала внимание акцентировалось на формировании педагогического процесса в семье, в издании преобладали материалы научно-популярного характера. В связи с отсутствием женской периодической литературы, изучающей проблемы эмансипации и феминизма, журнал взял на себя задачу по освещению этой темы.

Наблюдались типологические изменения и в журналах мод, домоводства, рукоделий и литературы («Русская хозяйка» (1861-1862), «Модный магазин» (1862-1883), «Русский базар» (1863-1866), «Новый русский базар» (18671894), «Модный свет» (1868-1883) и др.), расширилась структура изданий: утвердился отдел фельетона - раздел светской хроники. Литературная часть журнала к окончанию периода приобрела социальный оттенок, в ней появились публикации на общественные темы, связанные с расширением сфер женского образования и труда.

В начале XX в. происходит разделение женской прессы на массовую и политическую. Основными причинами, вызвавшими возникновение массовых женских литературно-общественных журналов («Женщина» (1907-1917), «Дамский мир» (1907-1917), «Женское дело» (1910-1918), «Журнал для хозяек» (1912-1918), «Мир женщины» (1912-1917), «Журнал для женщин» (19141918)), стали капитализация общества, развитие технического прогресса, распространение женского образования, коммерциализация прессы. Издания

были рассчитаны на удовлетворение массового читательского спроса, основные темы отражали круг интересов женщины, закрепившихся на данном культурно-историческом этапе. Одной из главных целей журналов по-прежнему являлось оказание помощи в ведении домашнего хозяйства, развлечение посредством получения эстетического наслаждения. Массовая женская периодика в условиях изменения социально-политической обстановки стала формировать новый образ - женщины-гражданки.

Массовые женские издания отличались наличием многочисленных отделов, что вытекало из их тематического разнообразия. Журналы имели схожую структуру, которая включала разделы литературы, моды, домоводства, рукоделий и раздел, состоявший из рубрик, чьи основные темы были выбраны с учетом фактора массового интереса, концентрировавшегося вокруг тех сфер жизни, с которыми наиболее часто соприкасалась женщина: социальной, семейной, культурной, педагогической, религиозной.

Появляются женские общественно-политические журналы («Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (с 1914 г.)). Их возникновение свидетельствовало о дальнейшей трансформации образа женщины в общественном сознании и изменении ее роли в жизни социума. Группа политических изданий была немногочисленна.

Среди основных причин, сказавшихся на формировании данного типа периодики, следует отметить обострение общественно-политической обстановки, рост женской интеллигенции и женского рабочего пролетариата, расширение женского движения и его идейное расслоение, политизация женского населения. Выделились журналы феминисток («Женский вестник», «Союз женщин») и работниц («Работница»). Перечисленные издания были рассчитаны на узкий круг читателей, в основном на представителей соответствующих политических движений, главной их целью стала пропаганда определенных идей, разработка политических платформ, агитация сторонников.

Внутренняя структура политической женской прессы феминистского движения была схожа: информационно-аналитические разделы жизни женщин в России и за рубежом, раздел теории отечественного женского движения, библиография. Несколько отличалась структура «Работницы», что выражалось в наличии разделов политики, жизни отечественной и зарубежной работницы.

В начале XX в. были созданы новые издания мод, домоводства и рукоделий, рассчитанные на массовую аудиторию - («Ворт» (1905-1913), «Домашняя портниха» (1906-1908), «Парижанка» (1908-1910), «Женский мир» (19091911), «Белье и вышивки» (1909-1916), «Моды для всех» (1910-1914) и др.). Благодаря развитию полиграфического производства в них значительно улучшилось оформление, издания стали выходить с цветными иллюстрациями.

Все женские журналы исследуемого периода были либо частные, либо принадлежали политическим объединениям, следовательно, отражали идеологическую позицию собственных издателей. Правительственные органы не оказывали прямого влияния на женские массы через специальные периодические издания. Однако по той причине, что в программах журналов было предусмотрено освещение актуальных событий, происходило ознакомление аудитории с информацией общественно-политического характера. Изучение тематики журнальной женской прессы в период русско-японской войны, двух революций и Первой мировой войны подтверждает социальную ориентированность данных изданий.

Анализ тематико-типологических особенностей женской прессы 19171991 гг., условий ее формирования и характера деятельности позволяет выделить три периода развития советской женкой периодики. В первый (19171928) наблюдалось зарождение типов советских женских журналов. Смена политического режима в стране повлекла за собой реорганизацию экономических, социальных, общественных и культурных отношений. В складывавшихся условиях ЦК коммунистической партии начинает использовать женскую периодическую печать для осуществления собственных задач. С этой целью по инициативе Центрального комитета и его местных отделов была налажена деятельность сети женских журналов, типологические особенности которой были установлены на протяжении 20-30-х гг.

Работа женских изданий координировалась специальными партийными постановлениями. Определились основные характеристики женских общественно-политических журналов. Деятельность изданий была направлена на привлечение женского населения к участию в производственном процессе, пропаганду коммунистических идей. Наметился проблемно-тематический спектр изданий - повышение политического образования, увеличение рядов женского пролетариата, организация сети бытового обслуживания; закрепил-

ся авторский состав, в основном в него вошли партийные работники, рабкор-ки и селькорки. В журналах утвердилась следующая структура: разделы политического воспитания, промышленного производства и сельского хозяйства, восточных республик, зарубежный и литературный. Первоначально включение отделов педагогики, медицины и домоводства, являвшихся характерными для массовой дореволюционной женской периодики, не планировалось, но затем они вошли в программу журналов, но занимали незначительную часть их объема (одну-две страницы).

По аудиторному признаку в центральной женской прессе выделились общественно-политические издания для женщин-партработников («Коммунистка» (1920-1930)), работниц («Работница») и крестьянок («Крестьянка» (с 1922 г.), «Батрачка» (1925-1929)). Помимо центральных политических женских журналов стали выходить местные, они открывались в крупных российских городах и столицах союзных республик, здесь интерпретация партийных установок и работа с женским населением проводилась с учетом особенностей местного производства, истории, обычаев регионов.

Массовые литературно-общественные журналы («Журнал для женщин», «Журнал для хозяек» (1922-1926)), продолжившие свою деятельность в 20-х гг., провели типологическую реорганизацию, что отразилось, главным образом, на их структуре, но не на целях и задачах, и стало основной причиной запрета на их деятельность. По тем же причинам был приостановлен выход «Женского журнала» (1926-1930). Таким образом, вся женская пресса стала починяться ЦК партии, что способствовало укреплению типологического единообразия изданий.

К началу 40-х гг. советский женский общественно-политический журнал достиг массового распространения, что подтверждает рост тиражей прессы. Политика правительства по отношению к женщинам-домохозяйкам, движение общественниц способствовали открытию общественно-политического журнала для домохозяек («Общественница» (1936-1941)). Его основной целью стало привлечение аудитории к производственному и общественному труду. В издание вошли разделы политического воспитания, общественной деятельности, истории, писем, литературы, кроме того, были открыты разделы домоводства, моды, рукоделия, педагогики, медицины, кулинарии и «Детская страничка».

В качестве преобладающей особенности советской женской прессы в период 1928-1945 гг. необходимо отметить целевую направленность журналов, отражавшую основные идеи экономических и политических процессов, происходивших в стране.

В 1945-1991 гг. сформировались основные типологические черты системы советской женской прессы. В ее основу был положен принцип территориального деления партийного аппарата, выходили центральные журналы для женщин: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина» (с 1945 г.), выступавшие примером для периодики нижестоящих звеньев. Издавались республиканские женские журналы и женские издания автономных республик. Рассматриваемая пресса относились к общественно-политическому типу.

Проблемно-тематические и структурные изменения в данный период были связаны с политическими и экономическими программами, разрабатываемыми коммунистической партией. Центральными темами стали борьба за мир, развитие сельского хозяйства, реформирование экономических отношений.

Ослабление идеологического давления во время «оттепели» повлекло за собой снижение степени воздействия политико-экономической пропаганды. Для управления населением и координации его деятельности в прессе начинают использоваться морально-психологические способы влияния на аудиторию. В женских журналах эталонируется морально-этический образ советской женщины, наряду с профессиональными качествами стал рассматриваться ее духовный мир. Воспитание в женщине особенностей характера и поведения, связанных с функцией материнства и внутрисемейными обязанностями, наиболее успешно проводилось в беседах педагогов, психологов. Подобная форма общения с аудиторией вела к публичному обсуждению, и, следовательно, к признанию и распространению нехарактерных для женщины тоталитарного общества личных чувств, внимания к внешнему виду.

Интерес прессы к духовному миру женщины на фоне разворачивавшегося экономического кризиса повлек за собой изучение женскими журналами условий работы соотечественниц, уровня жизни в семье, что постепенно вело к демифологизации образа советской женщины. На фоне разрушения политико-управленческой системы прежние идеалы теряли свою актуальность.

Журналы инициируют поиск вариантов нормализации морально-духовного состояния женщины и семьи.

В середине 80-х гг. в изданиях наблюдается типологическая модификация. Основными приоритетами в деятельности журналов становятся ориентация на оказание помощи женщине и ее семье, что выразилось в появлении приложений для семьи, рубрик по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Таким образом, женские журналы из общественно-политических стали превращаться в издания для женщины и ее семьи.

С начала 90-х гг. начинается новый этап в развитии женской периодики, чему способствовали политические, экономические и социальные факторы. По сравнению с предыдущим периодом структура прессы для женщин претерпела качественные изменения. В роли издателя смогли выступать коллективы редакций, издательства, акционерные общества, фирмы, объединения и организации. Основное целевое назначение изданий - оказание помощи женщине и ее семье в социальной и бытовой сферах. Содержание стало ограничиваться личными, реже профессиональными интересами. Внутриструктур-ное деление, несмотря на количество изданий, было схожим и определялось тематическим разграничением. Пресса стала обращаться к женщине-жене, матери, хозяйке, деловой женщине. Ориентированность журналов на интересы женской аудитории, связанные с ее внешностью, самочувствием, домом, семьей, свидетельствует о том, что данная тематика наиболее популярная, она вытеснила политические и экономические темы. Отечественный рынок СМИ стали осваивать зарубежные медиакорпораации, что привело к распространению и утверждению западных моделей массовых женских журналов.

Разрушение тоталитарной идеологии, переход экономики на рыночные отношения, социальное расслоение населения, свободный обмен опытом с западными государствами способствовали изменению менталитета женской аудитории и выдвижению новых женских идеалов: воспитательницы детей, спутницы жизни, хозяйки, деловой женщины, сексуального партнера, то есть началась идеологизация личной и внутрисемейной сторон жизни женщины, расширилась популяризация внешних стандартов красоты.

Тематическая и аудиторная направленность классификационного метода позволяет выделить среди женских журналов, издававшихся в 90-х гг., следующие типы изданий:

- социально-бытовые (« Работница», «Крестьянка»),

- семейно-бытовые («Лиза», «Домашний очаг», «Натали»),

- элитарные («Космополитен», «Эль», «Мари Клер», «Харперс Базаар»),

- феминистские («Женское чтение», «Преображение»),

- профессиональные («Сестринское дело», «»Секретарь», «Секретарь и офис»),

- религиозные («С Верой, Надеждой, Любовью», «Сестра»),

- журналы для девушек («Штучка», «Cool Girl», «Маруся»),

- специализированные по интересам («Бурда моден», «Диана моден», «Золушка вяжет», «Валентина»).

Таким образом, в истории развития отечественной женской прессы выделяется несколько периодов: дореволюционный, включающий в себя несколько этапов (первый - 1779 - середина 50-х XIX в.; второй - середина 50-х XIX - начало ХХ в; третий - начало ХХ в. - 1917 г.), советский, состоящий из трех этапов (первый - 1917-1928 гг.; второй - 1929-1945 гг.; третий - 19451991 гг.) и современный.

За время своего существования женский журнал продемонстрировал возможности влияния на аудиторию, ее воспитания, образования, обучения, изменения интересов и идеалов в зависимости от смены социальных условий, общественного мнения. Наиболее популярными моделями женских журналов являются издания культурной направленности, о чем свидетельствует их массовое возникновение на протяжении всего периода развития. Среди тенденций функционирования женской периодики обозначились следующие: утверждение семейно-бытовых, элитарных изданий, происходит использование журналами одинаковых тем, что ведет к их проблемно-тематической унификации. Актуализировался процесс формирования имиджа, внешнего вида современницы, что связано с усилением роли рекламы в женской прессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макаров М. Худая участь дамских журналов в России // Сын Отечества. 1817. Ч. 39. № XXVII.

2. Семеников В.П. Модное ежемесячное издание, журнал 1779 г. // Русский библиограф. 1913. № 6.

3. Покровский В. Журнал для милых. 1804-1905. М., 1905.

4. Щепкина Е. Дамские и модные журналы былых времен (Библиографическая заметка) // Союз женщин. 1909. № 5 - 6.

5. Сталь Л. Наша печать и участие в ней работниц и крестьянок // Коммунистка. 1925. № 3.

6. Торнская Н. Задачи массовой женской печати // Коммунистка. 1930. №

2.

7. Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР 1917-1937 гг. М., 1978.

8. Всегда с вами. Сборник, посвященный 50-летию журнала «Работница». М., 1964.

9. Пирожкова. Журнал для «прекрасного пола» // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 1994. № 6.

10. Ямпольская Р.М. Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 1995. № 6.

11. Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности. Авто-реф. дис. канд. филол. наук. СПб., 1999.

12. Пленкина Е.А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2004.

13. Симонова О.А. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2008.

14. Ключевский В.О. Курс русской истории / Сочинения в IX т. М., 1989. Т. V.

Южный

федеральный университет__________________________5 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.