гг
Анна БУЧИНА, RMBC
Отечественные производители в секторе
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
Объем рынка готовых лекарственных средств в России в 2007 г. составил 12,4 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Динамичный рост фарм-рынка в последние годы был обусловлен, главным образом, увеличением доходов населения. Начиная с 2005 г. наблюдается рост государственного финансирования сферы обеспечения ЛС: это и введение в действие с 2005 г. программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, и стартовавший в 2006 г. приоритетный Национальный проект «Здоровье», и постепенное увеличение бюджетов лечебно-профилактических учреждений. Настоящий обзор посвящен анализу текущей ситуации в бюджетном секторе фарм-рынка и оценке позиций российских производителей в нем.
По данным RMBC, в 2007 г. объем сектора фармрынка, финансируемого за счет государства, оценивается в 103,5 млрд. руб., или 4,06 млрд. долл. в конечных ценах1, при этом объем реализации отечественных производителей в секторе составил порядка 19,6 млрд. руб., или 768 млн. долл., т.е. около 19% от общего объема. Структура анализируемого сектора представлена на рисунке 1: почти половину сектора по объему составляет сегмент дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ДЛО), порядка 40% приходится на закупки ЛС госпиталями; 11% общего объема анализируемого сектора — закупки лекарств на средства федерального бюджета в рамках приоритетного Национального проекта «Здоровье» (с 2006 г. включающего Национальный календарный план прививок), федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», а также централизованных закупок.
Представлен-
1 Объем госпитального сегмента и сегмента закупок ЛС на средства федерального бюджета приводится в оптовых ценах, объем ДЛО - в региональных ценах.
ность россииских препаратов в сегментах бюджетного сектора фармрынка различна и определяется спецификой ассортимента закупаемых ЛС. Заметны отличия структуры отечественного сегмента по каналам фи-
нансирования (рис. 2) по сравнению с сектором в целом: более 2/3 общего объема отечественных ЛС в рамках бесплатной медицинской помощи реализуется в госпитальном сегменте. Структура потребления отечественных ЛС в госпитальном сегменте довольно близка к таковой в госпитальном секторе в целом (табл. 1). Лидером по объему закупок являются системные антибиотики, плазмозамещающие и перфузионные растворы, аккумулирующие свыше 40% общего объема анализируемого сегмента. Следует отметить отсутствие в отечественной «десятке» группы антикоагу-
РИСУНОК 1
| Структура сектора государственной бесплатной лекарственной помощи по каналам в 2007 г.
1 — Госпитальный сегмент, 40%, из них доля отечественных производителей — 32%
2 — Сегмент ДЛО, 49%,
из них доля отечественных производителей — 8%
3 — Закупки на средства федерального бюджета, 11%, из них доля отечественных производителей — 22%
T
he review analyzes the present-day situation in the publicly financed sector of the pharmaceutical market and the performance of Russian drug manufacturers in the reimbursable domain.
Anna BUCHINA, RMBC. National manufacturers in the state-financed pharmaceutical segment.
лянтов, что обусловлено отсутствием российских низкомолекулярных гепа-ринов; также менее широко представлены противоопухолевые препараты — опять же, в силу отставания российских компаний-производителей данной группы от иностранных производителей.
Структура реализации отечественных ЛС в рамках программы ДЛО имеет иную структуру, чем в целом по данному сегменту. В целом в рамках программы по объему продаж лидируют специфи-
3
1
ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС
гз
ТАБЛИЦА 1
| Структура потребления отечественных ЛС в секторе государственной бесплатной лекарственной помощи в 2007 г.
Место в рейтинге Госпитальный сегмент Сегмент ДЛО Сегмент закупок ЛС на средства федерального бюджета АТС-группа Доля, %
АТС-группа Доля, % АТС-группа Доля, %
l J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 22,9 N06 [Психоаналептики] l2,3 J07 [Вакцины] 69,8
2 B05 [Плазмозамещающие и перфузионные растворы] la,0 C08 [Блокаторы «медленных» кальциевых каналов] ll,4 J04 [Антимикобактериальные препараты] 18,8
в N5 [Психотропные препараты] 5,4 C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 9,б J05 [Противовирусные препараты для системного применения] 9,0
4 N06[Психоаналептики] 4,3 M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] a,9 L03 [Иммуностимуляторы] 0,7
5 N01 [Анестетики] 3,б C03 [Диуретики] 5,5 L04 [Иммунодепрессанты] 0,5
б N07 [Препараты для лечения заболеваний нервной системы другие] 3,3 N02 [Анальгетики] 4,a R07 [Другие препараты для лечения заболеваний органов дыхания] 0,4
7 L01 [Противоопухолевые препараты] 3,3 C01 [Препараты для лечения заболеваний сердца] 4,l L01 [Противоопухолевые препараты] 0,4
a L03 [Иммуностимуляторы] 2,a N07 [Препараты для лечения заболеваний нервной системы другие] 4,0 B01 [Антикоагулянты] 0,2
9 A03 [Препараты для лечения функциональных расстройств ЖКТ] 2,б C07 [Бета-адреноблокаторы] 3,9 A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 0,1
10 H01 [Гипоталамо-гипофизарные гормоны и их аналоги] 2,4 A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 3,9
B03 [Стимуляторы гемопоэза] 0,1
Итого Топ-10 68,5 68,4 100,0
ческие группы препаратов: противоопухолевые препараты, средства для лечения сахарного диабета, гемостатики и иммуностимуляторы. В российском сегменте ведущие позиции принадлежат группам ЛС, активно реализуемым через розничную аптечную сеть. Наблюдаемая ситуация во многом обусловлена практически полным отсутствием современных и высокоэффективных лекарственных препаратов в производственном портфеле российских компаний. Однако нельзя забывать об особенностях
маркетинга успешных в ДЛО препаратов, об определенной заинтересованности представителей российского медицинского сообщества в успехе препаратов иностранного производства.
Анализ структуры закупок российских лекарственных препаратов на средства федерального бюджета показывает, что порядка 70% средств было затрачено на закупку вакцин в рамках Национального календаря прививок, при этом доля средств, на которые были закуплены вакцины отечественных производителей,
✓
РИСУНОК 2
| Структура сегмента отечественных производителей в секторе государственной бесплатной лекарственной помощи по каналам в 2007 г.
1 — Госпитальный сегмент, 67%
2 — Сегмент ДЛО, 21%
3 — Закупки на средства
федерального бюджета, 12%
составили 44% от общего бюджета, выделенного на вакцинопрофилактику. Почти 20% общего объема сегмента отечественных ЛС, закупленных на средства федерального бюджета, приходится на противотуберкулезные препараты. Примечательно, что российские препараты, поставленные в рамках подпрограммы «Туберкулез», составили порядка 2/3 от общего ее бюджета.
Рейтинг ведущих российских торговых наименований по объему реализации в бюджетном секторе фармрынка отражает особенности спроса в соответствующих сегментах. Однако в сегменте ДЛО «десятку» формируют «неспецифические» препараты: в списке представлены «аптечные» брэнды (Хондроитин, Пен-талгин-Н).
Анализируемые сегменты сектора лекарственной помощи за счет средств
3
1
24
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
таблица 2| Десять ведущих торговых наименований по объему продаж в 2007 г.
і >8 Сі О £ £ Госпитальный сегмент Сегмент ДЛО Сегмент закупок ЛС на средства
Торговое наименование Доля, Торговое наименование Доля, федерального бюджета Доля,
% % Торговое наименование %
1 Натрия хлорид 8,4 Амлотоп 8,6 Гриппол 49,7
2 Феназепам 3,4 Фенотропил 6,5 Вакцина паротитно- коревая культуральная живая сухая 8,4
3 Глюкоза 3,1 Хондроитин-АКОС 4,3 Циклосерин 7,0
4 Цефабол 2,5 Лизиноприл 4,0 Никавир 6,3
5 Мексидол 2,4 Пенталгин-Н 3,7 Натрия пара-аминосалицилат 6,2
6 Нацеф 2,3 Карведилол 2,8 Вакцина полиомиелитная пероральная 1, 2, 3 типов 2,7
7 Октреотид 2,2 Мелоксикам 2,4 Зидовудин-Ферейн 2,7
8 Максицеф 2,2 Мексидол 2,4 Протиокомб 2,6
9 Цефазолин 2,0 Индапамид МВ 2,4 Ломекомб 2,6
10 Пирацетам 2,0 Билумид 2,3 Анатоксин дифтерийностолбнячный (АДС-анатоксин) 1,7
Итого Топ-10 30,4 39,3 89,8
таблица з| Десять ведущих производителей по объему продаж в 2007 г.
>5 а I £ Госпитальный сегмент Сегмент ДЛО Сегмент закупок ЛС на средства федерального бюджета Доля, %
Производитель Доля, % Производитель Доля, %
Торговое наименование
1 Аболмед 13,3 Стада-Нижфарм 23,3 Микроген 66,0
2 Отечественные лекарства 7,5 Отечественные лекарства 13,3 Отечественные лекарства 7,0
3 Верофарм 5,6 АКРИХИН 8,3 АЗТ Фарма К.Б. 6,3
4 Микроген 5,4 Фармстандарт 7,4 ЗиО-Здоровье 6,2
5 Биосинтез 5,4 Синтез 6,7 № 5,2
6 Дальхимфарм 5,4 Оболенское 5,8 Брынцалов-А 2,8
7 Мосхимфарм-препараты 4,9 Верофарм 4,6 Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им.М.П.Чумакова РАМН ФГУП 2,7
8 Синтез 4,4 Фарм-Синтез 3,3 Комбиотех 0,8
9 Эском 4,2 Скопинский фармацевтический завод 2,7 Фармаклон 0,7
10 Биохимик 3,4 НИИ биомедицинской химии РАМН 2,3 Биокад 0,5
Итого Топ-10 59,6 77,5 98,4
государства являются весьма концентрированными. «Десятка» ведущих производителей в госпитальном секторе аккумулирует 60% общего объема закупок, тогда как в ДЛО и сегменте госзакупок — свыше 77 и 98%, соответственно (табл. 3). Для сравнения, в коммерческом аптечном секторе десять ведущих корпораций не занимают и 40%.
Компания «Отечественные лекарства» занимает 2-е место во всех 3-х представленных рейтингах. «Микроген» лидирует в сегменте закупок ЛС на средства федерального бюджета благодаря успешной реализации вакцин и, главным образом, противогриппозного Гриппола. Благодаря приобретению компании «Макиз-Фарма», группа компаний «Стада»2 заняла первое место по объему реализации в
ДЛО, ее доля составила чуть менее четверти общего объема продаж российских компаний в рамках программы.
В заключение следует отметить, что даже в секторе фармрынка, финансируемом за счет государства, позиции отечественных компаний более чем скромные. Безусловно, в анализируемом секторе заметно отставание отечественной фарм-промышленности от западных корпораций по ассортименту.
<$>
2 Группа компаний «Стада» включена в рейтинг отечественных производителей, поскольку объем продаж ЛС российских производителей, входящих в ее состав, превышает 98% общего объема продаж корпорации.