Научная статья на тему 'Отечественные производители в секторе ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ'

Отечественные производители в секторе ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМРЫНОК / ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / RMBC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бучина Анна

Объем рынка готовых лекарственных средств в России в 2007 г. составил 12,4 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Динамичный рост фармрынка в последние годы был обусловлен, главным образом, увеличением доходов населения. Начиная с 2005 г. наблюдается рост государственного финансирования сферы обеспечения ЛС: это и введение в действие с 2005 г. программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, и стартовавший в 2006 г. приоритетный Национальный проект Здоровье? и постепенное увеличение бюджетов лечебно-профилактических учреждений. Настоящий обзор посвящен анализу текущей ситуации в бюджетном секторе фармрынка и оценке позиций российских производителей в нем.The review analyzes the presentday situation in the publicly financed sector of the pharmaceutical market and the performance of Russian drug manufacturers in the reimbursable domain. Anna BUCHINA, RMBC. National manufacturers in the state-financed pharmaceutical segment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественные производители в секторе ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ»

гг

Анна БУЧИНА, RMBC

Отечественные производители в секторе

ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

Объем рынка готовых лекарственных средств в России в 2007 г. составил 12,4 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Динамичный рост фарм-рынка в последние годы был обусловлен, главным образом, увеличением доходов населения. Начиная с 2005 г. наблюдается рост государственного финансирования сферы обеспечения ЛС: это и введение в действие с 2005 г. программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, и стартовавший в 2006 г. приоритетный Национальный проект «Здоровье», и постепенное увеличение бюджетов лечебно-профилактических учреждений. Настоящий обзор посвящен анализу текущей ситуации в бюджетном секторе фарм-рынка и оценке позиций российских производителей в нем.

По данным RMBC, в 2007 г. объем сектора фармрынка, финансируемого за счет государства, оценивается в 103,5 млрд. руб., или 4,06 млрд. долл. в конечных ценах1, при этом объем реализации отечественных производителей в секторе составил порядка 19,6 млрд. руб., или 768 млн. долл., т.е. около 19% от общего объема. Структура анализируемого сектора представлена на рисунке 1: почти половину сектора по объему составляет сегмент дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ДЛО), порядка 40% приходится на закупки ЛС госпиталями; 11% общего объема анализируемого сектора — закупки лекарств на средства федерального бюджета в рамках приоритетного Национального проекта «Здоровье» (с 2006 г. включающего Национальный календарный план прививок), федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», а также централизованных закупок.

Представлен-

1 Объем госпитального сегмента и сегмента закупок ЛС на средства федерального бюджета приводится в оптовых ценах, объем ДЛО - в региональных ценах.

ность россииских препаратов в сегментах бюджетного сектора фармрынка различна и определяется спецификой ассортимента закупаемых ЛС. Заметны отличия структуры отечественного сегмента по каналам фи-

нансирования (рис. 2) по сравнению с сектором в целом: более 2/3 общего объема отечественных ЛС в рамках бесплатной медицинской помощи реализуется в госпитальном сегменте. Структура потребления отечественных ЛС в госпитальном сегменте довольно близка к таковой в госпитальном секторе в целом (табл. 1). Лидером по объему закупок являются системные антибиотики, плазмозамещающие и перфузионные растворы, аккумулирующие свыше 40% общего объема анализируемого сегмента. Следует отметить отсутствие в отечественной «десятке» группы антикоагу-

РИСУНОК 1

| Структура сектора государственной бесплатной лекарственной помощи по каналам в 2007 г.

1 — Госпитальный сегмент, 40%, из них доля отечественных производителей — 32%

2 — Сегмент ДЛО, 49%,

из них доля отечественных производителей — 8%

3 — Закупки на средства федерального бюджета, 11%, из них доля отечественных производителей — 22%

T

he review analyzes the present-day situation in the publicly financed sector of the pharmaceutical market and the performance of Russian drug manufacturers in the reimbursable domain.

Anna BUCHINA, RMBC. National manufacturers in the state-financed pharmaceutical segment.

лянтов, что обусловлено отсутствием российских низкомолекулярных гепа-ринов; также менее широко представлены противоопухолевые препараты — опять же, в силу отставания российских компаний-производителей данной группы от иностранных производителей.

Структура реализации отечественных ЛС в рамках программы ДЛО имеет иную структуру, чем в целом по данному сегменту. В целом в рамках программы по объему продаж лидируют специфи-

3

1

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

гз

ТАБЛИЦА 1

| Структура потребления отечественных ЛС в секторе государственной бесплатной лекарственной помощи в 2007 г.

Место в рейтинге Госпитальный сегмент Сегмент ДЛО Сегмент закупок ЛС на средства федерального бюджета АТС-группа Доля, %

АТС-группа Доля, % АТС-группа Доля, %

l J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 22,9 N06 [Психоаналептики] l2,3 J07 [Вакцины] 69,8

2 B05 [Плазмозамещающие и перфузионные растворы] la,0 C08 [Блокаторы «медленных» кальциевых каналов] ll,4 J04 [Антимикобактериальные препараты] 18,8

в N5 [Психотропные препараты] 5,4 C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 9,б J05 [Противовирусные препараты для системного применения] 9,0

4 N06[Психоаналептики] 4,3 M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] a,9 L03 [Иммуностимуляторы] 0,7

5 N01 [Анестетики] 3,б C03 [Диуретики] 5,5 L04 [Иммунодепрессанты] 0,5

б N07 [Препараты для лечения заболеваний нервной системы другие] 3,3 N02 [Анальгетики] 4,a R07 [Другие препараты для лечения заболеваний органов дыхания] 0,4

7 L01 [Противоопухолевые препараты] 3,3 C01 [Препараты для лечения заболеваний сердца] 4,l L01 [Противоопухолевые препараты] 0,4

a L03 [Иммуностимуляторы] 2,a N07 [Препараты для лечения заболеваний нервной системы другие] 4,0 B01 [Антикоагулянты] 0,2

9 A03 [Препараты для лечения функциональных расстройств ЖКТ] 2,б C07 [Бета-адреноблокаторы] 3,9 A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 0,1

10 H01 [Гипоталамо-гипофизарные гормоны и их аналоги] 2,4 A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 3,9

B03 [Стимуляторы гемопоэза] 0,1

Итого Топ-10 68,5 68,4 100,0

ческие группы препаратов: противоопухолевые препараты, средства для лечения сахарного диабета, гемостатики и иммуностимуляторы. В российском сегменте ведущие позиции принадлежат группам ЛС, активно реализуемым через розничную аптечную сеть. Наблюдаемая ситуация во многом обусловлена практически полным отсутствием современных и высокоэффективных лекарственных препаратов в производственном портфеле российских компаний. Однако нельзя забывать об особенностях

маркетинга успешных в ДЛО препаратов, об определенной заинтересованности представителей российского медицинского сообщества в успехе препаратов иностранного производства.

Анализ структуры закупок российских лекарственных препаратов на средства федерального бюджета показывает, что порядка 70% средств было затрачено на закупку вакцин в рамках Национального календаря прививок, при этом доля средств, на которые были закуплены вакцины отечественных производителей,

РИСУНОК 2

| Структура сегмента отечественных производителей в секторе государственной бесплатной лекарственной помощи по каналам в 2007 г.

1 — Госпитальный сегмент, 67%

2 — Сегмент ДЛО, 21%

3 — Закупки на средства

федерального бюджета, 12%

составили 44% от общего бюджета, выделенного на вакцинопрофилактику. Почти 20% общего объема сегмента отечественных ЛС, закупленных на средства федерального бюджета, приходится на противотуберкулезные препараты. Примечательно, что российские препараты, поставленные в рамках подпрограммы «Туберкулез», составили порядка 2/3 от общего ее бюджета.

Рейтинг ведущих российских торговых наименований по объему реализации в бюджетном секторе фармрынка отражает особенности спроса в соответствующих сегментах. Однако в сегменте ДЛО «десятку» формируют «неспецифические» препараты: в списке представлены «аптечные» брэнды (Хондроитин, Пен-талгин-Н).

Анализируемые сегменты сектора лекарственной помощи за счет средств

3

1

24

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

таблица 2| Десять ведущих торговых наименований по объему продаж в 2007 г.

і >8 Сі О £ £ Госпитальный сегмент Сегмент ДЛО Сегмент закупок ЛС на средства

Торговое наименование Доля, Торговое наименование Доля, федерального бюджета Доля,

% % Торговое наименование %

1 Натрия хлорид 8,4 Амлотоп 8,6 Гриппол 49,7

2 Феназепам 3,4 Фенотропил 6,5 Вакцина паротитно- коревая культуральная живая сухая 8,4

3 Глюкоза 3,1 Хондроитин-АКОС 4,3 Циклосерин 7,0

4 Цефабол 2,5 Лизиноприл 4,0 Никавир 6,3

5 Мексидол 2,4 Пенталгин-Н 3,7 Натрия пара-аминосалицилат 6,2

6 Нацеф 2,3 Карведилол 2,8 Вакцина полиомиелитная пероральная 1, 2, 3 типов 2,7

7 Октреотид 2,2 Мелоксикам 2,4 Зидовудин-Ферейн 2,7

8 Максицеф 2,2 Мексидол 2,4 Протиокомб 2,6

9 Цефазолин 2,0 Индапамид МВ 2,4 Ломекомб 2,6

10 Пирацетам 2,0 Билумид 2,3 Анатоксин дифтерийностолбнячный (АДС-анатоксин) 1,7

Итого Топ-10 30,4 39,3 89,8

таблица з| Десять ведущих производителей по объему продаж в 2007 г.

>5 а I £ Госпитальный сегмент Сегмент ДЛО Сегмент закупок ЛС на средства федерального бюджета Доля, %

Производитель Доля, % Производитель Доля, %

Торговое наименование

1 Аболмед 13,3 Стада-Нижфарм 23,3 Микроген 66,0

2 Отечественные лекарства 7,5 Отечественные лекарства 13,3 Отечественные лекарства 7,0

3 Верофарм 5,6 АКРИХИН 8,3 АЗТ Фарма К.Б. 6,3

4 Микроген 5,4 Фармстандарт 7,4 ЗиО-Здоровье 6,2

5 Биосинтез 5,4 Синтез 6,7 № 5,2

6 Дальхимфарм 5,4 Оболенское 5,8 Брынцалов-А 2,8

7 Мосхимфарм-препараты 4,9 Верофарм 4,6 Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им.М.П.Чумакова РАМН ФГУП 2,7

8 Синтез 4,4 Фарм-Синтез 3,3 Комбиотех 0,8

9 Эском 4,2 Скопинский фармацевтический завод 2,7 Фармаклон 0,7

10 Биохимик 3,4 НИИ биомедицинской химии РАМН 2,3 Биокад 0,5

Итого Топ-10 59,6 77,5 98,4

государства являются весьма концентрированными. «Десятка» ведущих производителей в госпитальном секторе аккумулирует 60% общего объема закупок, тогда как в ДЛО и сегменте госзакупок — свыше 77 и 98%, соответственно (табл. 3). Для сравнения, в коммерческом аптечном секторе десять ведущих корпораций не занимают и 40%.

Компания «Отечественные лекарства» занимает 2-е место во всех 3-х представленных рейтингах. «Микроген» лидирует в сегменте закупок ЛС на средства федерального бюджета благодаря успешной реализации вакцин и, главным образом, противогриппозного Гриппола. Благодаря приобретению компании «Макиз-Фарма», группа компаний «Стада»2 заняла первое место по объему реализации в

ДЛО, ее доля составила чуть менее четверти общего объема продаж российских компаний в рамках программы.

В заключение следует отметить, что даже в секторе фармрынка, финансируемом за счет государства, позиции отечественных компаний более чем скромные. Безусловно, в анализируемом секторе заметно отставание отечественной фарм-промышленности от западных корпораций по ассортименту.

<$>

2 Группа компаний «Стада» включена в рейтинг отечественных производителей, поскольку объем продаж ЛС российских производителей, входящих в ее состав, превышает 98% общего объема продаж корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.