Научная статья на тему 'Отечественные и зарубежные концепции обоснования проблем и задач современного образования'

Отечественные и зарубежные концепции обоснования проблем и задач современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслова Е. А.

Автором рассматривается новая парадигма образования, определяемая учеными как «проективная». Проанализированы основные принципы реформы образования: создание системы непрерывного образования, становление «педагогики сотрудничества» и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Home and foreign concepts of basing the problems and missions of modern education

The author considers the new paradigm of education defined as 'projective' by the scientists. The main principles of the reform of education, such as organisation of the system of continuous education, creating of'the pedagogy of cooperation', etc. are analysed.

Текст научной работы на тему «Отечественные и зарубежные концепции обоснования проблем и задач современного образования»

Е.А. Суслова

Отечественные и зарубежные концепции обоснования

проблем и задач современного образования

Образование - это способ вхождения человека в целостное бытие культуры, постижение и осуществление им смысла жизни. Структура и содержание образования сегодня не соответствуют структурам современной культуры и человеческой деятельности и не в состоянии обеспечить свое основное предназначение -адекватное отражение и эффективное присвоение человеческого опыта.

Из трех обязательных форм образования - знание, ценности и проект (модель будущего) - в пространстве образования находит должное отражение, по сути, одна форма - знание. Если ценности как-то представлены в репродуктивно-назидательном плане, то проективность вовсе отсутствует.

Поскольку знание является итогом познавательной деятельности человека, ценности - продуктом его ориентационных и мировоззренческих устремлений, а проект (модель будущего) - отражением духовно-преобразовательного труда и первичной фазой любого вида деятельности, становится очевидным несоответствие (неадекватность) современного образования в структуре человеческой деятельности и культуры.

И знание, и ценности, и проект присутствуют в деятельности человека в неразрывном единстве, хотя на этапе индустриального развития они выделялись в специфические отрасли культуры: в гносеологию, аксеологию и праксиологию. С завершением эпохи индустриализации узкопредметная дифференциация знания и культуры сходит с исторической арены, уступая место межпредметной интеграции, синтетическим формам знания и метапредметам, а точнее - «неклассическим» дисциплинам, которые сочетают в себе содержание и методы как научно-рационального, так и гуманитарного характера. К числу таких новых метанаук и относится акмеология, взявшая на себя проблему междисциплинарного, системного и комплексного подхода к человеку. Постиндустриальное образование актуализирует потребность в комплексных знаниях, в том числе в таких формах, которые способны обеспечить гармонизацию и гуманизацию сферы обитания человека.

Характеризуя проблемную ситуацию в образовании как парадигмальный кризис, ученые по-разному видят и трактуют новые образовательные парадигмы. Это видение является выражением мировоззренческих позиций авторов, их профессионально-научных предпочтений.

Тяготеющие к рационально-либеральным педагогическим идеям ученые говорят о методологическом, «мыследеятельностном» характере формирующейся парадигмы образования (Н.С. Розов, П.Г. Щедровицкий и др.).

Приверженцы глобально-исторических идей - об ориентированности на становление общепланетарного мышления, освоение общечеловеческих ценностей и развитие ментальности XXI в. (Б.С. Гершунский, В.А. Лекторский и др.).

Сторонники культурно-философских теорий постмодернизма - о культуротворче-ском характере складывающейся парадигмы образования (А.П. Валицкая, П. Козловский и др.).

В.В. Кумарин преодоление кризисности образования видит в возврате образования к идеям классической педагогики, к принципам природосообразности образования.

Частью парадигмального кризиса образования является проблема отношений обучающего и обучающихся. Педагог императивного склада уже не отвечает духу времени и современной культуры, хотя в реальной практике все же и преобладает именно педагог императивного склада, поскольку доминирует «знаниевая» парадигма, построенная на

категоричных представлениях классических наук о мире и его познаваемости, о детерминированности законов, действующих в реальной действительности.

При всех различиях в указанных прогнозах есть и общее - новый тип образования предстает в них как проективный в своей сущности, ориентированный на «методоло-гичность» (как получить знание), «формирование ментальной будущности», «культуро-творчество» и т. п. В наиболее категоричной форме на проективном характере настаивают «экологисты», придерживающиеся антропогенетической философии. Их главный аргумент - действующие причины функционирования образования (информационно-репродуктивной, поддерживающий предметно-фрагментарное видение мира) не соответствуют современности. Более того, они настаивают на «ноосферной» или «но-осферно-экологической» парадигме образования XXI в., призванного трансформировать культуру в ноосферную культуру.

Поиск новых парадигм образования означает, что, с одной стороны, необходим отказ от абсолютизации рационалистических идей (инструментализма, позитивизма); от установок на «овладение» и «покорение» природы, которую, как оказалось, мы совсем не научились познавать; отказ от установок на массовые и тоталитарные формы организации общества, а также преодоление взглядов на человека в либеральном духе (В.А. Лекторский).

Речь идет о новом понимании человека в его бытии и межличностных связях, в диалоге культур и непрограммированной коммуникации во всем их многообразии («я для себя», «я для другого», «другой для себя», «другой для меня» и т. д.), которое выводит на новые ценностные установки, понимание гуманизма и идеалов (Р. Хантингтон). Это новое образование перестает быть только «знаниевым», а становится механизмом аккультурации человека и организации индивидуального развития личности. Новая парадигма углубляет и развивает гуманитарно-культурологические, культуротворческие и этико-эстетические идеи, подчеркивая междисциплинарный характер нового типа образования.

Формирующаяся парадигма образования, которая будет в перспективе доминирующей, определяется учеными как «проективная». «Проективная» парадигма образования актуализируется современной чрезвычайно динамической постиндустриальной фазой цивилизационного развития, осознаваемой непрограммированностью культурно -исторического процесса и вероятностном характере социальных перспектив, что превращает человека, его интеллектуальный и нравственный потенциал в основной фактор саморазвития общества.

Как парадигма образования проективность означает:

- учет переходного характера и высокой динамичности настоящей фазы куль-турно-цивилизационного развития;

- вариативность образования (по ценам и содержанию, структуре и формам организации, по целям развития человека);

- принципиальную конструируемость образования, его целей и содержания, методов и технологии, целевой реализации и принципов управления с целью обеспечения его соответствия потребностям и перспективам некоторого развития;

- взаимовлияние, взаимопроникновение - конвергенцию - культур как наиболее значимую тенденцию культурно-цивилизованного развития; обращение к «ценным культурам» через формы, в которых реализована их эстетика; в этом контексте нарастает стремление человека гармонизировать и гуманизировать предметную среду обитания, «переосваивать» ее эстетически;

- постоянное модифицирование целей образования по мере их достижения направленное в идеале на формирование в человеке целостного мира культуры в его гармонической организации.

Новая парадигма образования затрагивает не только структуру и содержание, но и методы образования, в первую очередь информационные и педагогические технологии, требуя их переориентации с преимущественно сукцессивных форм, построенных на медлительных процессах линеарно-последовательной организации вербальных текстов

Акм ео л огия № 1

(на основе мыслеобразов, протопроектов гипертекстовой и виртуальной организации информации).

Итак, современный этап культурно-цивилизационного развития характерен инте-гративными процессами и инвентаризацией науки, многообразием культур и человеческой деятельности, отказом от техногенного варианта цивилизации, резким ускорением темпов развития, чем предопределяет проективную направленность и интегративно-метапредметный характер образования.

Подобный тип образования делает ставку на самоактуализацию личности, на лич-ностно-значимое учение и персонализированное знание, на самоактуализирующуюся личность педагога.

Вышеназванные задачи образования должны способствовать возникновению новых концепций социализации личности, которую в общем виде можно определить как оптимальное вхождение индивида в социальное окружение, нахождение своего места в обществе.

Американский исследователь Т. Парсонс подчеркивает, что главной сутью процесса социализации личности является переосмысление его институтов: на смену старых, традиционных институтов социализации, таких, как родство, семья, власть, религия, школа, в современном обществе должны прийти новые институты социализации: рынок, деньги, право, коммуникация через язык и науку.

Таким образом, сложившиеся концепции социализации личности, безусловно, не устраивают систему современного образования и, тем самым концепция социализации личности должна входить в новое парадигмальное переосмысление образования.

Принципиально новыми для современных российских вузов являются функции формирования интеллектуальных элит, призванных эффективно реализовывать модер-низационные процессы во всех сферах жизнедеятельности общества, и функция сервисного обслуживания населения.

Новые задачи российского высшего образования определяются рядом значимых социокультурных факторов: стремлением российского общества войти в мировое сообщество как равноправный партнер всех государств, живущих в условиях современной информационной культуры; существующими в стране традициями высшей школы; индивидуально-личностными потребностями молодежи в получении высшего образования. Идея непрерывного образования связана прежде всего с гуманистическими взглядами философов, ученых и педагогов, их стремлением к такому обществу и системе обучения и воспитания, когда в центре внимания оказывается человек, личность, ее желания и способности, а главное, идеал разностороннего развития человека. Во многом эти идеи сохраняют смысл, ценность и для современного общества, хотя их интерпретации должны учитывать реакции и требования.

Одна из таких реалий заключается в том, что по мере развития научно-технической базы общества, его технологий, по мере усложнения отношений между членами общества объективно растут требования общества к профессиональной подготовке специалистов, ее фундаментальности, мобильности, к способности специалистов самостоятельно и эффективно обновлять «багаж» своих профессиональных знаний и опыта, повышать свою профессиональную компетентность.

По данным статистики США, ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний. В США установлена своеобразная единица измерения устаревания знаний специалистов, так называемый «период полураспада компетентности» -термин означающий продолжительность времени с момента окончания вуза, когда в результате появления новой научно-прикладной информации компетентность специалиста снижается на 50%. В течение последних десятилетий этот период быстро сокращался. Так, если 50%-ное устаревание знаний выпускника 1940 г. наступало через 12 лет, то для выпускника 1960 г. - через 8-10 лет, 1970 г. - через 5 лет, а для сегодняшних значительно меньше. В США подсчитано, что за последние 25 лет из словаря профессий исчезло 13 тысяч наименований и появилось 11 тысяч новых.

При таком понимании утрачивается традиционный смысл деления жизни человека на период учебы, труда и профессиональной переподготовки в системе повышения ква-

Акме о ло гия № 1

лификации. На первый план выходит такая проблема, как интеграция индивидуальных и социокультурных аспектов непрерывного образования, что требует изменить сам характер отношений между обществом, воспитанием и образованием. Это стимулировало разработку проблем «пожизненного образования», «возобновляемого образования», «обучающегося общества» (Э. Фор, Б. Суходольский, П. Лангранд и др.).

Решением ЮНЕСКО непрерывное образование было признано основным принципом для реформы образования во всех странах мира. В документах ЮНЕСКО главные параметры нового образования называются четыре столпа образования, которые на протяжении всей жизни будут для каждого человека основополагающими критериями:

1. Научиться познавать.

2. Научиться делать.

3. Научиться совместной жизни.

4. Научиться просто жить.

1. Научиться познавать, т. е. научить приобретать необходимый инструментарий для понимания происходящего в мире. Этот тип обучения в меньшей мере направлен на приобретение упорядоченных и кодифицированных знаний и в большей - на овладение методами познания, которые можно рассматривать и как средство, и как цель жизни человека. Когда познание рассматривается в качестве целевой установки, речь идет о необходимости создания предпосылки для достижения состояния удовлетворенности от самой возможности понимать, узнавать и делать открытия. Эта цель актуализирует следующие задачи образования и воспитания:

- расширение кругозора, развитие интеллектуальной любознательности, формирование критического взгляда на жизнь, становление самостоятельного мышления;

- рост общей культуры человека, знание иностранных языков, что способствует межнациональной интеграции;

- тренировка памяти, обучение концентрации внимания и др.

2. Научиться делать, чтобы производить научные изменения в окружающей среде. Умение познавать и действовать тесно связаны между собой. Однако «умение делать» более тесно связано с профессиональной подготовкой. Именно здесь возникают проблемы: как научить использовать на практике полученные знания? Как организовать подготовку людей к будущей профессиональной деятельности, когда нет возможности предвидеть ее эволюцию?

В обществе XX в., которое развивалось в соответствии с индустриальной моделью, замена труда человека машиной привела к тому, что труд стал приобретать все более нематериальный характер, при этом усиливаются когнитивные аспекты выполняемых даже в промышленном производстве операций. Научиться работать потеряло свой первоначальный смысл: сделать человека участником изготовления конечного продукта деятельности. В связи с этим должны измениться и методы обучения, которые не могут более рассматриваться как простая передача знаний или рутинных практических действий.

3. Научиться жить вместе, научиться жить с другими, чтобы принимать участие во всех видах человеческой деятельности и сотрудничать с другими людьми.

Современный мир слишком часто мир насилия, беспощадной экономической войны, соперничества и соревновательности, мир напряженности между богатыми и бедными, между различными этносами и т. п. Образование вплоть до настоящего времени лишь в малой степени способствовало изменению сложившегося положения дел. Как показывает мировая практика, для снижения риска конфликтов, налаживания контактов между разными группами в системе образования следует использовать два взаимодополняющих подхода. Первый связан с идеей постепенного открытия другого, а второй -с осуществлением совместных проектов.

4. Научиться просто жить. Образование должно способствовать развитию каждого человека. В задачи развития личности должны входить следующие:

Акм ео л огия № 1

- каждый человек должен иметь собственное мнение, воображение и способности к творчеству, чтобы противостоять стандартизации, унификации в воспитании;

- открытие массово талантливых и одаренных личностей в художественной, научной, культурной, эстетической, спортивных и прочих областях, которые должны стать основными субъектами преобразования нашего общества.

Для этого необходимо возвращение к таким формам специализированного образования, которые занялись бы поиском талантливых детей во всех регионах страны и способствовали их профессиональному и личностному развитию.

Таким образом, расширение первоначальной концепции непрерывного образования, выйдя за узкие рамки повышения профессиональной квалификации, должно отвечать сегодня фундаментальному требованию самостоятельности личности в обществе.

Подлинному реформированию российской высшей школы будут способствовать следующие тенденции:

- возрастание диагностичности в постановке целей и оценка результатов обучения;

- реализация потребности в повышении интенсивности обучения на основе использования современных технологий;

- разработка и внедрение образовательных стандартов и обеспечивающих их реализацию дидактико-воспитательных модулей;

- интеграция и дифференциация учебных курсов, переход к многоступенчатому образованию и к новым образовательным учреждениям;

- открытость и социокультурная ориентация современного высшего образования;

- активация в учебной деятельности необходимых инновационных процессов, обеспечивающих общее повышение динамического развития образовательных систем;

- введение в учебный процесс технологии диалога, развивающего умение слушать и взаимодействовать с педагогом;

- развитие игровых технологий (операциональных и ролевых); операциональные игры способствуют развитию творческого, теоретического, профессионального мышления и способностей к ситуационному анализу; ролевые игры способствуют развитию и совершенствованию потенциала самовыражения и отрабатывают коммуникационные навыки.

Эти и другие тенденции образования достаточно проработаны целым рядом таких ученых, как В.А. Сластенин, Г.А. Бордовских, Е.В. Бондарская, В.Е. Родионов, А.П. Тряпицина, Ю.Г. Круглов, В.М. Монахов, Н.Ф. Родионова и др., а в области акмео-логии - К.А. Абульхановой, О.С. Анисимовым, А.А. Бодалевым, А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, И.Н. Семеновым, Е.А. Яблоковой и др.

Новым задачам образования в первую очередь отвечает педагогика сотрудничества, где в центре всей учебно-воспитательной работы поставлена развивающаяся личность. При этом особое внимание уделяется учету индивидуальных свойств и особенностей личности, а также приданию процессу обучения творческого характера.

Предметом теории обучения в педагогике сотрудничества являются основные дидактические отношения: субъект-субъектная парадигма учебного процесса: роль педагога сводится к тому, чтобы, по словам Л.С. Выготского, быть «организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учащимся».

В основном дидактическом отношении формы сотрудничества преподавателя и студента с позиции концепции деятельности могут быть пяти разных видов:

1) введение в деятельность;

2) разделенное действие;

3) имитирующее действие;

4) поддержанное действие;

5) партнерство (В.Г. Осипов).

Акме о ло гия № 1

Огромное влияние на становление «педагогики сотрудничества» оказали теории и практика гуманистической психологии Запада (Р. Барт, А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), а также концепции «открытого обучения» (Дж. Брунер, Д. Гилфрод, Е. Торренс др.). Эти ученые сформулировали принципы сотрудничества, личной заинтересованности обучающихся, совместного выбора целей обучения; выявили стремление к самореализации и самовыражению учащихся в учебном процессе; показали значение психологической ориентации преподавателя; обосновали переход от трансляции культурных норм к обучению, трансформации их, для чего значимыми становятся когнитивные цели образования - развитие способности к творчеству, к выражению своих идей.

Советские педагоги-новаторы (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.) успешно способствовали повышению качества обучения, максимально содействуя формированию индивидуальных творческих способностей каждого ученика.

Свой вклад в педагогику сотрудничества внесли наработки российских ученых в теорию коммуникации, личностных контактов в обучении и т. п. (Л.П. Буева, Г.С. Батищев, А.А. Леонтьев и др.).

Ставя во главу образовательной системы цель, предполагающую решение задач развития и становления человеческой индивидуальности, мы получаем смену педагогической парадигмы: взаимодействие личностей, а не сфер деятельности. В этом смысле студенты осваивают систему способов деятельности по отношению к себе, семье, обществу, природе, науке, технике, искусству. Современные педагогические технологии, например, такие, как «развивающее обучение» В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, ориентированы на формирование общих способов действия в той или иной предметной области.

Для эффективного управления процессом сотрудничества целесообразно разработать систему методов и критериев оценки качества учебного процесса и качества обучения, адекватных современным целям образования.

Система непрерывного образования и педагогика сотрудничества держат курс на максимальную гуманизацию образования через индивидуальное обучение, развитие творческих качеств личности, реализацию сущностных сил, своей индивидуальности или самости человека.

Все сказанное выше определяет возрастающую роль психологических и акмеоло-гической наук в процессе становления нового типа человека в изменяющихся условиях общества, которые должны обосновывать и сопровождать весь процесс образования и воспитания человека на протяжении всего его жизненного пути.

Литература

1. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.

2. Ушакова М.В. Современное непрерывное образование (философский аспект) // Высшая школа России: теоретические проблемы. М., 1998.

3. Суслова Е.А. Цели и сущность современной системы непрерывного образования и психолого-акмеологические задачи личностно-профессионального развития госслужащих в ней // Психолого-акмеологическое обеспечение саморазвития личности в системе непрерывного образования. М., 2002.

© Суслова Е.А., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.