Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНОИСКУССТВО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «КАЖДЫЙ ФИЛЬМ - УДАР ПО ВРАГУ»'

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНОИСКУССТВО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «КАЖДЫЙ ФИЛЬМ - УДАР ПО ВРАГУ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И КИНОИСКУССТВО / ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КИНО / СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русаков А. Ю.

В статье исследуется отечественный кинематограф периода Великой Отечественной войны. Отмечается, что наиболее оперативной кинематографической формой первых лет войны стали документальные и короткометражные агитационные фильмы. Наиболее мобильными жанрами кино того времени были кинорепортаж и кинохроника боевых действий. «Боевые киносборники» несмотря на упрощенность и очевидные погрешности, связанные с плохим знанием предмета, внушали надежду и веру в победу над врагом и сыграли важную роль в продвижении кинематографистов к более зрелым работам. В статье рассматривается судьба военных фильмов, выпущенных в предвоенную пору и не выдержавших проверку временем. В тоже время отмечается не всегда справедливая критика создателей этих киноработ. Анализ новых полнометражных художественных фильмов, которые начинают выходить с 1942 года, показал, что в это суровое время благодаря таланту и самоотдаче режиссеров, сценаристов и актеров было создано немало замечательных кинолент, которые поднимали боевой дух в армии, оказывали мощное мобилизующее воздействие на зрителей и приближали победу над врагом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CINEMATOGRAPHY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR: “EACH FILM IS A BLOW TO THE ENEMY”

The article examines the domestic cinema of the period of the Great Patriotic War. It is noted that documentaries and short propaganda films became the most operational cinematographic form of the first years of the war. The most mobile genres of cinema of this time were film reporting and newsreels of military operations. “Combat Film Collections”, despite their simplification and obvious errors associated with poor knowledge of the subject, inspired hope and faith in victory over the enemy and played an important role in moving filmmakers to more mature works. The article discusses the fate of war films released in the pre-war period, which did not stand the test of time. At the same time, it is noted that criticism of the creators of these films is not always fair. An analysis of new full-length feature films, which began to appear in 1942, showed that in this harsh time, thanks to the talent and dedication of directors, screenwriters and actors, many wonderful films were created that raised morale in the army and had a powerful mobilizing effect on viewers and brought victory over the enemy.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНОИСКУССТВО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «КАЖДЫЙ ФИЛЬМ - УДАР ПО ВРАГУ»»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

УДК 78.071.01: 791.63.

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНОИСКУССТВО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «КАЖДЫЙ ФИЛЬМ - УДАР ПО ВРАГУ»

Русаков А. Ю.1

1 Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, ул. Правды, д. 13, Санкт-Петербург, 191119, Россия

В статье исследуется отечественный кинематограф периода Великой Отечественной войны. Отмечается, что наиболее оперативной кинематографической формой первых лет войны стали документальные и короткометражные агитационные фильмы. Наиболее мобильными жанрами кино того времени были кинорепортаж и кинохроника боевых действий. «Боевые киносборники» несмотря на упрощенность и очевидные погрешности, связанные с плохим знанием предмета, внушали надежду и веру в победу над врагом и сыграли важную роль в продвижении кинематографистов к более зрелым работам. В статье рассматривается судьба военных фильмов, выпущенных в предвоенную пору и не выдержавших проверку временем. В тоже время отмечается не всегда справедливая критика создателей этих киноработ. Анализ новых полнометражных художественных фильмов, которые начинают выходить с 1942 года, показал, что в это суровое время благодаря таланту и самоотдаче режиссеров, сценаристов и актеров было создано немало замечательных кинолент, которые поднимали боевой дух в армии, оказывали мощное мобилизующее воздействие на зрителей и приближали победу над врагом.

Ключевые слова: Великая Отечественная война и киноискусство, история российского кино, советская культура.

RUSSIAN CINEMATOGRAPHY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR: "EACH FILM IS A BLOW TO THE ENEMY"

Rusakov A. Yu}

1 St. Petersburg State Institute of Cinema and Television, 13, Pravdy St., St. Petersburg, 191119, Russian Federation.

The article examines the domestic cinema of the period of the Great Patriotic War. It is noted that documentaries and short propaganda films became the most operational cinematographic form of the first years of the war. The most mobile genres of cinema of this time were film reporting and newsreels of military operations. "Combat Film Collections", despite their simplification and obvious errors associated with poor knowledge of the subject, inspired hope and faith in victory over the enemy and played an important role in moving filmmakers to more mature works. The article discusses the fate of war films released in the pre-war period, which did not stand the test of time. At the same time, it is noted that criticism of the creators of these films is not always fair. An analysis of new full-length feature films, which began to appear in 1942, showed that in this harsh time, thanks to the talent and dedication of directors, screenwriters and actors, many wonderful films were created that raised morale in the army and had a powerful mobilizing effect on viewers and brought victory over the enemy.

Keywords: The Great Patriotic War and cinematography, history of Russian cinema, Soviet culture.

Летом 1941 года, в самые тяжелые для Красной армии и советского народа дни, кинематографисты без колебаний определили цели и задачи своей деятельности. Через насколько дней после начала войны режиссер М. Ромм в своей заметке «Каждый фильм — удар по врагу» определил насущные задачи отечественного кинематографа: «Это должны быть произведения, рассказывающие о героических подвигах бойцов, командиров и политработников Красной армии и Военно-морского флота, фильмы, показывающие трудовой энтузиазм и мобилизационную готовность тыла, ленты, раскрывающие звериный лик фашизма» [1].

Поскольку большая территория европейской части СССР оказалась в руках врага и возможности большой киноиндустрии были ограничены, то первыми эти задачи решали наиболее мобильные жанры кино: кинорепортаж и кинохроника боевых действий. Фронтовые операторы с первых дней войны, рискуя жизнью, снимали героическую борьбу и первые победы над врагом. Кинодокументалисты собирали и монтировали свидетельства тяжелых

испытаний, выпавших на долю народа и армии. Документальный фильм И. Копалина и Л. Варламова «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», который был отправлен в США, не только повлиял на мировое общественное мнение, но и получил в 1943 году премию «Оскар». В начале войны вышли такие документальные фильмы, как «Ленинград в борьбе», «На защиту родной Москвы», «Черноморцы» и др.

Наиболее оперативной кинематографической формой стали короткометражные агитационные фильмы. Героями этих киноновелл были полюбившиеся зрителям герои довоенного экрана. Призывал беспощадно бить врагов Чапаев, герой трилогии Максим пел свою знаменитую песню с новыми словами: «Улицей этой врагу не пройти». Эти и другие киноновеллы объединялись в «Боевые киносборники». Фильмы первых лет войны обладали серьезными погрешностями в художественном отношении и были поверхностными в изображении реальных событий. Зритель уже знал, что война, показанная на экране, отличается от настоящей. Это признавали и сами кинематографисты [2, с. 223], но зрители ждали эти фильмы, так как они внушали надежду и веру в победу над врагом.

«Боевые киносборники», которые объединяли разные по жанру новеллы, выпускались до августа 1942 года. В начале короткометражных новелл шли документальные кадры, свидетельствующие о кровавых преступлениях гитлеровских войск на захваченных территориях. Затем в соответствии с композиционными принципами демонстрировались драматические, комедийно-сатирические («Антоша Рыбкин») сюжеты [3]. Несмотря на упрощенность и очевидные погрешности, связанные с плохим знанием предмета, эти сборники сыграли важную роль в продвижении кинематографистов к более зрелым работам.

Некоторые фильмы военной поры начали снимать еще в мирное время, но эти киноленты оказались очень актуальными и востребованными в годы войны. К таким фильмам относится «Парень из нашего города» (1942), снятый режиссерами Александром Столпером, Борисом Ивановым и Александром Птушко по одноименной пьесе Константина Симонова. Несмотря на то, что фильм пришел к зрителю, который уже знал, что война, показанная на экране, сильно отличается от настоящей, фильму и главному герою поверили. Для зрителей Николай Крючков стал парнем из их города, поселка, нравственным ориентиром и примером для подражания. Его страстность и искренность обезоруживала и убеждала, как, например, в сцене, когда Луконин утверждает, что военным нужно быть: «Всем! Сначала непременно военным, а потом делай что хочешь». И это не только призыв поступать в военные училища, а простая и понятная позиция человека, который говорит о готовности каждого мужчины защищать свое Отечество. Именно сила и характер главного героя сделали этот фильм любимым для многих поколений наших зрителей.

Особо нужно упомянуть о судьбе военных фильмов, выпущенных в предвоенную пору. Не все выдержали проверку временем. В конце 1930-х годов в прокат вышло немало фильмов, которые демонстрировали победоносную мощь Красной армии, способной разгромить любого врага. Самый упоминаемый до сих пор фильм — «Если завтра война» (1938) Ефима Дзигана — о несокрушимости сухопутной армии СССР. Фильм Владимира Брауна «Моряки» (1939) рассказывает о победах в будущей войне на море. О возможностях военно-воздушных сил СССР дать достойный ответ противнику повествует фильм П. Малахова «Глубокий рейд (Гордые соколы)» (1938). Все три фильма сегодня вызывают не всегда заслуженную критику. История трагического для нашей страны и армии 1941 года дает для этого повод. Однако заказчики и создатели этих фильмов не могли в то время знать, как в действительности будут происходить события. Очертания большой войны в 1938-1939-е годы были совершенно расплывчатыми. То, что она будет, понимали многие, но конкретные направления и характер военных действий были в высшей степени неопределенными. Ситуация в 1938 году, действительно, могла развиваться в соответствии с сюжетами этих фильмов. Демонстрация количественного и качественного превосходства Красной армии имела тогда под собой реальную основу. Только в 1938 году, после Мюнхенского сговора западноевропейских стран, отдавших Чехию нацистской Германии, резко изменилась военно-экономическая ситуация в Европе. Оккупировав Судетскую область, а затем прибрав к рукам остальную часть Чехии, Гитлер получил важнейший индустриальный центр по производству военной техники, что позволило значительно увеличить военно-промышленный комплекс будущего мирового агрессора — нацистской Германии. Затем Германия получила доступ к румынской нефти, а после захвата Польши и «странной войны» с Францией завладела почти всей европейской промышленностью с ее профессиональными и высококвалифицированными кадрами. Во время съемок этих фильмов ситуация была еще иной, и поэтому обвинения в создании с помощью кинематографа иллюзии военного превосходства на голом месте — безосновательны. Тем более нельзя обвинять в этом кинематографистов.

Действительно, многие эпизоды и детали в этих фильмах вызывают недоумение. Режиссер Ефим Дзиган, снимая фильм «Мы из Кронштадта», прекрасно знал военную тему как участник событий Гражданской войны, но как будут развиваться события будущей войны, он мог только предполагать. Фильм «Моряки» режиссера Владимира Брауна снят на высоком художественном и техническом уровне. Весьма качественны для того времени натурные сьем-ки на море. Браун привлек к съемкам фильма замечательных артистов, а песня «Чайка» стала любимой песней советских людей. Фильм не только выполнил идеологическую установку, но и стал одним из лидеров проката 1940 года

(15 млн зрителей). Кинокартина «Глубокий рейд» режиссера Петра Малахова похожа на учебный фильм, снятый без художественных изысков. Но смотреть его интересно. Подводя итоги анализа этих фильмов, можно сказать, что главную функцию они выполнили: советский народ верил в несокрушимую мощь Красной армии, а молодежь с готовностью шла служить в армию и выстраивалась в очередь для поступления в военные училища. Престиж профессии кадрового военного в эти годы был очень высоким, и во многом это заслуга отечественного кинематографа, благодаря которому в предвоенные годы были сняты такие шедевры, как «Истребители», «Чкалов» и другие.

Фильм режиссера Эдуарда Центлина «Истребители» — об искренней настоящей дружбе, любви и мужестве — был снят на Киевской студии в 1939 году. В нем немало запоминающийся трогательных лирических сцен и захватывающих эпизодов. Фильм стал лидером проката 1940 года, тогда его посмотрели более 27 млн зрителей. До сих пор эта кинолента востребована зрителями, ее с удовольствием смотрят. Прекрасную песню Никиты Богословского «Любимый город» поют и в наши дни. Незадолго до войны вышли два фильма режиссера Михаила Калатозова о летчиках. Это весьма достойная кинолента «Мужество» (1939) и любимый несколькими поколениями зрителей истори-ко-биографический фильм «Чкалов» (1941).

Довольно интересная картина была снята на киностудии «Ленфильм» режиссером Виктором Эйсымонтом «Четвертый перископ» (1939). Сегодня эту приключенческую ленту можно упрекать за упрощенность, за штампы и вообще за предсказуемость, но для того времени это был качественный, хорошо поставленный фильм. До начала войны В. Браун начал снимать еще один фильм на военно-морскую тему — «Морской ястреб», но он вышел на экраны только в 1942 году, когда довоенные представления о будущих морских сражениях были уже не актуальны.

Начиная с 1942 года, выходят новые полнометражные художественные фильмы. Одним из первых таких фильмов был «Секретарь райкома» режиссера Ивана Пырьева. В главной роли снимался замечательный актер В. Ванин, который несмотря на достаточно схематичную драматургию сумел создать образ сильного, мудрого руководителя, подлинно народного героя, глубоко переживающего ситуацию отступления. Интересна весьма многозначительная концовка фильма о партийном руководителе, когда под звон колоколов звучат слова о «спасении земли русской».

В том же году С. Герасимовым и М. Калатозовым был снят фильм «Непобедимые», который вышел на экраны в начале 1943 года. В картине рассказывается о героической обороне Ленинграда в первые месяцы войны. Героями фильма стали солдаты и матросы Балтийского флота, рабочие Ленинграда, руководители города. В фильме просто и даже буднично показана

вся неприглядная сторона войны: жестокость захватчиков, мужество защитников, беззащитность матерей и детей (в сцене на строительстве оборонительных рубежей), самоотверженный труд рабочих и жизнь горожан под бесконечными бомбежками. Борис Бабочкин создал качественно новый образ руководителя. Его инженер Николай Родионов отличается по духу от героев фильмов 1930-х годов. Он сух и немногословен, не стремится понравиться, ради дела способен быть жестоким. Дело всей жизни Родионова — создавать новое мощное оружие для защиты от врага. В то же время высокая нравственность героя фильма показана без всякого пафоса. Фильм «Непобедимые» интересен не только потому, что он показывает, как меняются люди в суровых обстоятельствах, но и как исторический документ той эпохи.

В 1942-1943 годах на Ташкентской киностудии режиссер Леонид Луков снял два прекрасных фильма, которые стали классикой отечественного кинематографа. «Александр Пархоменко» был посвящен историко-революционной теме. В этом фильме главный герой не только громил бандитские шайки — в далеком 1918 году он сумел в сложных условиях организовать «красные батальоны», остановить наступление и обратить в бегство немцев. Кинолента получилась интересной и пользовалась популярностью.

Вторая картина Леонида Лукова «Два бойца» стала поистине народной. Фильм вышел на экраны в 1943 году и рассказывал о дружбе двух фронтовиков. Это разные по темпераменту, по характеру люди, которых свела вместе война. Бескорыстная и преданная дружба двух хороших людей вселяет оптимизм: они вместе победят врага! Леонид Луков взял на главные роли актеров, которых он снял в довоенном фильме «Большая жизнь», где Марк Бернес и Борис Андреев уже играли победителей в жизни и труде. В этом фильме они прекрасно воплотили образы новых героев. Мощь и надежное плечо уральского кузнеца, которого играет Борис Андреев, и неиссякаемая энергия и жизнелюбие одесского сварщика, не оставляют сомнения в том, что эти двое осилят всё. А когда Аркадий Дзюбин, герой Марка Бернеса, пел «Темную ночь», сотни тысяч зрителей в солдатских шинелях вспоминали о своих родных, близких и верили, что дома их «встретят с любовью..., что б ... ни случилось». Во время Великой Отечественной войны было написано немало прекрасных песен, очень многие из них «ушли» в народ из кинотеатров.

Фильм «Радуга», снятый Марком Донским и Рафаилом Перельштейном в 1943 году (премьера состоялась в самом начале 1944-го), отличается по стилю и по характеру от остальных кинолент военного времени. Он рассказывает о стойкости и героизме простых людей в условиях фашистской оккупации и доблести народных мстителей. Этот фильм, как и книгу Ванды Василевской, по которой он поставлен, многие по праву считают самыми ужасающими произведениями о войне (настолько реалистично показана атмосфера

страха и безысходности людей, живущих под властью фашистских оккупантов). Потрясает и режиссура, и игра актеров, особенно актрисы Натальи Уж-вий [4, с. 320]. Фактически любая сцена этого фильма намертво врезается в память. Это не только жуткие сцены издевательств фашистов над беззащитными жителями, убийства матери и новорожденного ребенка. Можно вспомнить сцены, когда мать хоронит в хате убитого сына, когда всех жителей села заставляют вынимать таблички с номерами — «новая немецкая фамилия», эдакая символическая акция отказа от человеческого начала. Самое важное, что несмотря на то, что фильм потрясает и шокирует, он воздействует не на инстинкты, а прежде всего — на сознание людей. Именно такие мощные по воздействию и в то же время реалистичные фильмы, которые демонстрировались и на фронте, и в тылу (фильм «Радуга» посмотрели более 23 млн зрителей), не давали ни малейших сомнений советским людям в том, что враг «...будет разбит, победа будет за нами!»

Еще одно значительное произведение на тему борьбы простых людей, оказавшихся в оккупации и вставших на путь борьбы с фашистами, — «Она защищает Родину» (1943). Фильм режиссера Фридриха Эрмлера полностью выполнил свое предназначение, и сегодня он смотрится с интересом.

Советский кинематограф рассказывал не только о героизме русского народа на фронте, на оккупированных фашистами территориях, но и в тылу. Потеря половины европейской территории в первые годы войны привела к необходимости эвакуировать заводы и фабрики в глубь страны, заново обустраивая производство и быт на новом месте. Мужчины были на фронте, поэтому основная тяжесть по обеспечению армии оружием, боеприпасами и продовольствием легла на плечи подростков и женщин.

К таким фильмам относится последний фильм классика отечественного и мирового кинематографа Льва Кулешова «Мы с Урала», который он снял в 1942 году. Сергей Герасимов в 1943 году выпустил фильм «Большая земля». В 1945-м режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг закончили фильм о тружениках тыла «Простые люди» (правда, он вышел на экраны только через десять лет). Эти фильмы нельзя назвать продолжением производственных фильмов 1930-х годов. Труд здесь не является главным героем, преобразующим мир. Главными являются люди, чей самоотверженный труд позволил победить в войне.

В фильме «Мы с Урала» главные герои — это вчерашние учащиеся ремесленного училища, которые рвутся на фронт, но в конце фильма они понимают, что их дело имеет для победы над врагом значение, сравнимое с ратным трудом. В начале фильма об этом в простой и убедительной форме говорит их наставник, которого выразительно играет Сергей Филиппов. Замечательная сцена, где он без пафоса, но очень образно доносит эту мысль, попеременно

изображая то Сталина, то Гитлера. В результате Гитлер вынужден признать, что если у Сталина появились еще двое хороших рабочих, то «еще как минимум еще двое фашистов будут "землю жрать"». Мысль о важности дела, которому посвятили себя труженики тыла, проходит лейтмотивом и в остальных фильмах на эту тему. У Сергея Герасимова в самом начале фильма «Большая земля» об этом же говорят ветераны Гражданской войны, понимая, что сегодня без создания современного оружия и сложной техники врага не победить. Сам режиссер в своих воспоминаниях указывал на то, что главной задачей его фильма было показать через главную героиню (актриса Т. Макарова) силу духа советских людей, работавших в тылу [5, с. 47].

Советский кинематограф во время Великой Отечественной войны создавал и лирические фильмы, которые помогали переносить тяготы военного времени. К таким картинам относится фильм режиссеров Бориса Иванова и Александра Столпера «Жди меня» (1943). Сценарий написан Константином Симоновым. «Главным героем» стало его знаменитое стихотворение, посвященное теме любви и верности. К моменту выхода фильма на экраны в ноябре 1943 года война шла уже два с половиной года. Мужчины воевали, женщины трудились в тылу и ждали. Война принесла не только смерть, но и разлуку. По воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны и тех, кто оставался в тылу, стихи Константина Симонова и фильм «Жди меня» помогали переносить все тяготы разлуки, не сдаваться, сохранять верность и преданность. Лирическая картина — о героическом начале в человеке, который совершает подвиг, ждет возвращения любимого с войны, несмотря ни на какие обстоятельства.

Выдержать и победить в войне с гитлеровской Германией помогали и комедийные фильмы. К ряду лирических комедий относится картина «Актриса» (1943, постановка Л. Трауберга, режиссеры Н. Кошеверова и М. Шапиро). В ней говорится о значении искусства в годы войны. Анализ откликов, посмотревших этот фильм в социальных сетях, свидетельствует о том, что герои Бориса Бабочкина и Галины Сергеевой интересны и понятны не только людям пожилого возраста, но и современной молодежи. Бабочкин играет в фильме военного, ослепшего в результате контузии: у него закрыты повязкой глаза, и он не имеет возможности использовать мимику. Лирический дуэт состоялся с помощью великолепного актерского состава: помимо Бориса Бабочкина и Галины Сергеевой, здесь снимались и другие талантливые актеры — М. Жаров, Н. Сорокин. Фильм показал, что такие мужественные, самоотверженные, интеллигентные, остроумные и талантливые люди должны победить.

В конце войны, когда наступил окончательный перелом, отечественный кинематограф выпустил несколько запомнившихся комедий. Можно вспомнить фильм Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны» (1944).

Здесь, как и в фильме «Свинарка и пастух», авторы снова используют стихотворную форму для лирического повествования. В фильме звучит замечательная музыка Т. Хренникова, а последняя сцена ярким красочным салютом Победы предваряет окончание войны. Музыкальные фильмы этого периода полны оптимизма и юмора. Можно ещё отметить «Воздушный извозчик» (1943) режиссера Г. Раппопорта, «Беспокойное хозяйство» (1946) М. Жарова, «Небесный тихоход» С. Тимошенко (1945). Эти фильмы давали людям, уставшим от войны, минуты радости, отдыха и надежду.

Однако, когда вышел фильм «Небесный тихоход», из-за него разгорелись нешуточные страсти. Режиссер Семён Алексеевич Тимошенко — и его соавтор, автор таких классических отечественных фильмов, как «Три товарища» (1935), «Вратарь» (1936), обвинялся в недостаточно серьезном подходе к материалу о Великой Отечественной войне. Но, как показала история, он оказался прав. И по сей день «Небесный тихоход» с удовольствием смотрят зрители разных поколений. Что касается смысловых моментов, то в фильме их тоже немало. Это и карикатурное высмеивание врагов, и боевое братство летчиков, готовых идти на риск, выручая товарища, а главное — фильм показывает героизм русских девушек, которые приближали победу не только в тылу у станка или в поле, но и боролись с врагом на фронте.

В годы войны продолжали снимать исторические фильмы на героико-па-триотическую тему. Некоторые из них были задуманы и начали снимать до войны. Так, фильм С. Васильева и Г. Васильева «Оборона Царицына» начали снимать в 1939 году. Вместо отснятых двух серий в 1942 году в прокат вышла только одна. Однако создатели фильма и актеры получили высокие награды. В фильме много персонажей, но главным, конечно же, является образ Сталина, который, начиная с этой постановки, продолжает занимать все большее пространство на экранах страны.

Еще в конце 1930-х годов предчувствие большой войны в обществе и понимание ее неотвратимости у руководства СССР заставили пересмотреть прежние идеологические установки по отношению к героическим страницам истории дореволюционной России. Отечественный кинематограф создает целый ряд фильмов, в которых восстанавливается историческая справедливость по отношению к тем, кто защищал независимость страны. На экранах страны появляются фильмы «Александр Невский», «Суворов», «Богдан Хмельницкий», «Минин и Пожарский». В них в доходчивой форме проводится мысль о том, что надеяться нужно на свою армию и флот, свой народ, который должен осознавать свою силу, на героические примеры борьбы за независимость в истории своего отечества.

В 1943 году на экраны страны вышел один из лучших отечественных исторических фильмов — «Кутузов» (режиссер В. Петров). Качественно были

поставлены батальные сцены, великолепный подбор и игра актеров: Алексея Дикого (Кутузов), Николая Охлопкого (Барклай-де-Толли), Сергея Закариадзе (Багратион), Семёна Межинского (Наполеон) и др. Все фильмы о войне этого периода эмоционально заряжены. Фильм «Кутузов» — не исключение. С самого начала идут кадры пылающих городов, деревень и разорения страны захватчиками. Каждый эпизод — это боль и страдания. Визуальный ряд усиливает музыкальное сопровождение композитора Юрия Шапорина, состоящее из военных маршей и русских народных песен, формирующих стиль, сочетающий утонченный лиризм русской классической музыки и высокий пафос, соответствующий масштабу происходящих событий. Все вместе отражает связь времен: Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны [6]. Иллюстрацию событий 1812 года в фильме можно рассматривать как исторический документ, поскольку научным консультантом фильма был академик Е. В. Тарле, который написал замечательную монографию о той эпохе — «Наполеон», а в 1942 году вышла его работа «Гитлеровщина и наполеоновская эпоха», в конце которой он делал такой вывод: «.за всю свою великую историю никогда, даже не исключая и 1812 года, русский народ до такой степени не являлся спасителем Европы, как в настоящее время» [6, с. 31]. Исторические аналогии событий в это трудное время оказывали мощное мобилизующее воздействие. Эти и другие исторические фильмы поднимали боевой дух в армии и в тылу.

В военные годы Советский Союз более планомерно проводил в жизнь идеи интернационализма во внутренней политике страны, чем во внешнеполитических отношениях. Это было связано с пониманием ситуации в Европе и мире, которая не позволяла надеяться на серьезную поддержку со стороны тех, кто с симпатией относился к первому в мире социалистическому государству. В годы войны практически не выходили в прокат отечественные фильмы о борьбе угнетенных социальных слоев и классов в западных странах, о борьбе подпольных организаций в нацистской Германии или фашистской Италии. Такая позиция была достаточно обоснована, так как в жесточайший период борьбы с захватчиками судьба угнетенных людей за рубежом отошла на второй план. По этой причине с серьезной задержкой на несколько лет вышел в прокат весьма интересный фильм «Мечта», снятый в 1941 году режиссером Михаилом Роммом. Не увидела экрана картина 1942 года Вс. Пудовкина «Убийцы выходят на дорогу. (Школа подлости)», созданная по произведению Бертольда Брехта «Страх и нищета в Третьей империи», где показано, как фашистские принципы проникают в повседневную жизнь простых людей.

Интернационализм народов СССР в кинематографе военного периода проявился уже в киносборниках. Представители разных национальностей в киноновеллах, а затем в полнометражных лентах будут плечом к плечу сражаться

на фронтах Великой Отечественной войны, вместе героически трудиться в тылу врага. Наряду с историческими фильмами о русских полководцах и государственных деятелях снимаются фильмы о национальных героях народов Советского Союза: «Георгий Саакадзе» (1942-1943) режиссера М. Чиаурели, «Давид Бек» (1944) режиссера А. Бек-Назарова.

Фильмы периода Великой Отечественной войны не были лишены недостатков, которые связаны с трудностями военного времени, так как «..не знали режиссеры и того материала, над которым предстояло им работать, и нужно было иметь великолепный талант, чтобы несмотря на оторванность от Москвы и фронта, создавать военные фильмы, пусть с ошибками, но все же сыгравшие свою положительную роль» [5, с. 44].

Подводя итоги, можно отметить, что с первых и до последних дней Великой Отечественной войны все советские кинематографисты могли вслед за Сергеем Михайловичем Эйзенштейном повторить его слова: «Патриотизм — моя тема» [7]. Они создавали кинопродукцию, которая поднимала боевой дух в армии, оказывала мощное мобилизующее воздействие на зрителей. В это суровое время, благодаря таланту и самоотдаче режиссеров, сценаристов и актеров, было создано немало замечательных кинолент. Образы героев, которые создавали Николай Крючков, Василий Ванин, Наталья Ужвий, Борис Андреев и другие замечательные актеры военной поры, внушали надежду и веру в победу над врагом. Именно сила и характер главных героев сделали эти фильмы любимыми для многих поколений наших зрителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ромм М. И. Каждый фильм — удар по врагу // Кино (ВГИК). 1941. 27 июня.

2. Пудовкин Вс. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Искусство, 1974. Т. 2. 478 с.

3. Александров Г. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1976. 287 с.

4. БудякЛ. М. История отечественного кино. М.: Прогресс - Традиция, 2005. 528 с.

5. Художественная кинематография в дни Великой Отечественной войны. М.: Госкиноиздат, 1944. С. 44-46.

6. Тарле Е. В. Гитлеровщина и наполеоновская эпоха. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1942. 32 с.

7. Эйзенштейн С. М. Патриотизм — моя тема // Избранные произведения: 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 1. 685 с.

REFERENCES

1. Romm M. I. Kazhdyj fil'm — udar po vragu // Kino (VGIK). 1941. 27 iyunya.

2. Pudovkin Vs. Sobranie sochinenij: v 3 t. M.: Iskusstvo, 1974. T. 2. 478 s.

3. Aleksandrov G. Epoha i kino. M.: Politizdat, 1976. 287 s.

4. Budyak L. M. Istoriya otechestvennogo kino. M.: Progress - Tradiciya, 2005. 528 s.

5. Hudozhestvennaya kinematografiya v dni Velikoj Otechestvennoj vojny. M.: Goskinoizdat, 1944. S. 44-46.

6. Tarie E. V. Gitlerovshchina i napoleonovskaya epoha. M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1942. 32 s.

7. Ejzenshtejn S. M. Patriotizm — moya tema // Izbrannye proizvedeniya: 6 t. M.: Iskusstvo, 1964. T. 1. 685 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Русаков А. Ю. — д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой гуманитарных и общественных наук; arkrus@rambler.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Rusakov A. Yu. — Dr. Habil. (Philosophy), Prof., the Head of the Department of Humanities and Social Sciences; arkrus@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.