Научная статья на тему 'Отечественное киноискусство 2000-х годов в контексте эстетики постмодернизма'

Отечественное киноискусство 2000-х годов в контексте эстетики постмодернизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
196
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРН / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНОИСКУССТВО / ЭСТЕТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественное киноискусство 2000-х годов в контексте эстетики постмодернизма»

Список источников и литературы

Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. Изд.2-е. М.: Наука, 1986. -

877с.

Имам Хомейни. Религиозное и политическое завещание. - М., 1999. -

256с.

Игнатенко, A.JI. Халифы без халифата /A.JT. Игнатенко. - М., 1988. -127с. Гейдар, Джемаль Освобождение Ислама / Дж. Гейдар // http://www.kontrudar.ru/

Мухаметов, P.M. Ислам в современном мире / P.M. Мухаметов // http://www.islamrf.ru/

Ермакова А.Ю., исторический факультет Научный руководитель: к.ф.н., доцент А.Н. Маленьких

Отечественное киноискусство 2000-х годов в контексте эстетики

постмодернизма

Постмодерн - явление, зародившееся в западной культуре. Пристальное внимание к культуре, эстетике и искусству постмодернизма возникло в нашей стране во второй половине 1980-х годов. Особенность российского постмодернизма заключается в том, что он возник не естественным образом, как это было на Западе, а, как отмечает Маньковская, был во многом «импортирован, однако оказался эмблемой уникальной культурной ситуации» (Маньковская, 2000, с.9).

В мае 2007 года в периодически издаваемом журнале «Искусство кино» была опубликована статья московского культуролога М. Эпштейна и профессора Петербургского университета В. Савчука «Светлой памяти постмодерна посвящается...». Авторы говорят о новом качественном уровне постмодерна, когда он «из провокативного и открывающего новое видение стал повсеместным и реакционным». Постмодерн они определяют как «великую историческую эпоху, определенный способ философской аналитики, тип мировоззрения, а не только стиль в искусстве. Постмодерн сегодня — это наша история, это важный элемент культуры образования» (Савчук, 2007, с.45). В искусстве XXI века происходит некоторая переориентация идей и ценностей постмодерна. «Сейчас мы видим возрождение того, с чем XX век боролся. В искусстве XX века боролись с предметом - теперь появляется новая предметность, новая вещественность. Боролись с искренностью - появляется новая искренность, с сюжетом - появляется новая сюжетность, с реализмом -новый реализм» (Эпштейн, 2007, с.46).

Выделим на наш взгляд основные положения постмодернистской эстетики, которые находят свое воплощение в российском кинематографе.

Прежде всего, в отечественном кино последних 20-и лет постмодернизм проявляется в виде «полистилизма», игры со стилями. Многие россий-

ские фильмы отличаются, прежде всего, сознательной установкой на ироническое сопоставление различных стилей, жанровых форм, художественных течений. Это проявляется в том, что режиссер сознательно сочетает в своих фильмах разные жанры, такие, как триллер, мелодрама, комедия, «чернуха» и т.д.

Например, массово разрекламированный рождественский фильм «Тариф Новогодний» Е. Бедарева, где на фоне мелодраматической истории для усиления впечатления режиссер вводит элементы драмы, и в тоже время разбавляет, и тем самым развлекает зрителя, комедийными сценами и шутками. Или другой пример, фильм «Груз-200» А. Балабанова, который сочетает в себе известную российскому зрителю 90-х годов «чернуху», нашедшую свое выражение в сценах насилия, так же мелодраматическую историю о молодости, а так же личную трагедию человека.

Во-вторых, специфика постмодернистской эстетики в кинематографе заключается в его цитатности, в постоянной обращенности к произведениям предшествующих лет, к культуре прошлого. Например, на идейно-философском уровне «12» Михалкова перекликается те только с библейским преданием о 12 апостолах, но так же и с поэмой Блока «12». Однако в фильме же эти 12 «апостолов» становятся своеобразными палачами, они почти безумно готовы осудить на смерть человека. В фильме предстает некое цитирование библейского сюжета и произведения классической культуры, однако доведено оно до абсурдного предела.

Другой пример обращения к культуре прошлого зрители могут наблюдать в тенденции российского кинематографа снимать фильмы о Советском Союзе, советской власти, это такие фильмы, как «Остров», «Адмирал», «Морфий», «Груз-200», трилогия «Ленинград», сериал «Сталин live» и другие. Здесь на интуитивном уровне происходит некоторое переосмысление и новое переживание прошлого, которое до сих пор продолжает ощутимым образом воздействовать на нашу повседневную жизнь, наше сознание.

Третий выделенный нами принцип заключается в «двуадресности» постмодернистской традиции - обращение, как к интеллектуальному, так и с массовому зрителю одновременно. В основе этого принципа лежит двойное (тройное и т.д.) кодирование. Зритель может видеть в произведении постмодернистской культуры лишь смыслы, которые лежат на поверхности, а может, при детальном анализе, увидеть глубинные посылы. Примером этому могут служить такие фильмы, как «Мне не больно» А. Балабанова, «Ночной дозор» Т. Бекмамбетова. «Остров» П. Лунгина и целый ряд других.

Четвертый принцип постмодерна - отказ от однозначной интерпретации произведения самим автором, тем самым он не берет на себя ответственность трактовать его с одной позиции, он не выражает даже своей точки зрения на проблему, даруя возможность зрителям самим давать оценки художественному тексту. Примером этому могут послужить ряд кинолент от «Маленькой Веры» В. Пичула (1988) до «Острова» П. Лунгина (2006).

Отечественное кино реализует и еще один принцип постмодернизма -многосюжетность или полное отсутствие сюжета в тексте. Это выражается в том, что художественный фильм не имеет единого целостного сюжета, он либо делится на части, либо он настолько размыт, что выстроить действия в какой-то системный ряд не представляется возможным. Здесь так же можно сослаться на фильм И. Вырыпаева «Эйфория». В нем нет четко прослеживаемой сюжетной линии, события как будто нарезаны и выстроены по принципу случайности, однако именно такой прием нужен для создания необходимого эффекта.

Шестой принцип постмодерна - так называемая подмена реальности, игра с действительностью и виртуальным пространством. Человек, оказавшись в ситуации виртуального пространства, утрачивает чувство реальности, а непрерывное обновление технологий, цифровка изображений окончательно герметизирует его. Сегодня становится актуальным снимать кино с использованием компьютерного пространства, появляются фильмы-компьютерные игры («Антикиллеры», «Ночной дозоры» и т.д.), где пестуется миф о возможности всего, за который мы с готовностью хватаемся; это освобождает от социальной активности, обещая виртуальное спасение.

Седьмой принцип - открытая развлекательность и ироническая веселость постмодерна, что на отечественной почве выросло в особую философию «гламурности» и «глянцевости» изображения российской жизни. На западе подобная эстетика была свойственна середине XX века, когда с ее помощью европейцы пытались выстроить новую вертикаль ценностей, опрокинутую, ужасами двух мировых войн. В современном европейско-американском обществе «глянец» перешел в обустройство и украшение интерьеров, нашел себя в практической составляющей; в то время как в России «гламурность» только начинает набирать обороты. Существует целый ряд подобных кинолент, подтверждающих это явление - это «Глянец» А. Конча-ловского, «7 кабинок» Ф. Бондарчука, «Самый лучший фильм» К. Кузина и целый ряд подобных фильмов, направленных на рекламу, а соответственно и зрелищность, беспечного, богатого образа жизни, что, несомненно, привлекает огромную массу зрителей.

Вышеперечисленные характеристики, конечно же, не исчерпывают всей современной теории постмодерна, однако зачастую именно они определяют основные тенденции в современном российском кинематографе.

В отечественной общественной мысли сложилось несколько мнений по поводу постмодернизма в отечественном кинематографе. Как отмечает популярный российский сайт www.kinoexpert.ru, «постмодернизм - вовсе не «главное», хотя и на многое влияющее, направление российского кинематографа. У нас действуют другие принципы, которые определяются не эстетическим показателем, а рыночным успехом и размерами гонораров». С этим на наш взгляд трудно согласиться, так как на Западе в большинстве своем режиссеры и сценаристы так же ориентируются на рыночный успех и так называемую «продаваемость» кинопродукта.

Российский киновед и культуролог К. Разлогов говорит о кризисе российской кинодраматургии, что связывает со сломом национальных литературных традиций, уходом больших мастеров и, соответственно, ослаблением позиций сценарной школы, расширением рынка предложений, что привело к снижению требований к автору (Разлогов, 2007, с.5). Однако, именно постмодернистская ситуация привела к расцвету нашего киноискусства. Об этом свидетельствуют и молодые талантливые режиссеры, киносценаристы и актеры, такие как: Бекмамбетов, Звягинцев, Лунгин, Хабенский, Крюков, Серебряков, Соболев и другие; и то, что ежегодно проходят кинофестивали современного российского кино в Англии, Индии, Израиле, Германии, Польше и других странах; и то, что качественный уровень российского кинематографа значительно вырос по сравнению с теми же 1990-ми, когда в основном «чернуха» захватила мысли и чувства российских зрителей; и, конечно же, такие фильмы 2000-х годов, как «Остров» П. Лунгина, «Эйфория» И. Выры-паева, «Адмирал» А. Кравчука и другие, которые вряд ли можно ассоциировать с кризисом российского кинематографа.

Итак, выделим некоторые особенности современного российского кино: это обращение к прошлому, и сосредоточенность на глянцевых формах жизни, о чем уже говорилось ранее. Новым наиболее значимым на наш взгляд предссает такое свойство отечественного кино как возвращение к об-тцефилософск м вот'росам, таким как: для чего существует человек? почему он обречен перед : нч>м смерти? есть тт Бог? И в этой связи можно вспомнить «Остров.' П Лунгина, «Таинственный остров» В. Тихого, «Все >мрут, а я останусь» В. Гай ;рманики, «Русалка» \. Меликян, где выстраивается своеобразная - ?ртс;:.аь человеческих ценностей.

Список литературы

Манъковсхая. И. Русская постмодернистическая литература /' Н. Маньков-ская. - СПб: Алетейя; 2000. С. 8-13.

Разлогов, К. Круглый стол - Сочи-2007. Кинодраматургия: кризис профессии или индустрии / К.Разлогов // Искусство кино. - 2007. - Август. - С. 5-21.

Эпштейн, М., Савчук, В. Светлой памяти постмодерна посвящается... / М.Эпштейн, В.Савчук // Искусство кино. - 2007. - Май. - С. 45-46. www.kinoart.ru www.kinocxpert.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.