РАЗДЕЛ 7 НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 159.9
Е.П. Щербаков Омская гуманитарная академия
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
Автор статьи, доктор психологических наук, в течение 45 лет занимается психологией. В представленной работе отмечены некоторые мысли о психологии как науке, изучающей психику человека.
Ключевые слова: психология, исследования, ощущения, восприятие, чувство, левая рука, нервная система.
Рассмотрим отдельные моменты, связанные с психологией, имющие отношение непосредственно к автору.
1. Необходима пропаганда, распространение научных знаний, оповещение общественности о новых подходах, взглядах, составляющих научные исследования. Такой деятельностью должна заниматься специальная служба, вероятно, редакционная коллегия, близкая к ВАКу (Высшая аттестационная комиссия), имеющая в своем составе квалифицированных специалистов. Поскольку само Министерство образования и науки не имеет относительно самостоятельного статуса (несколько лет оно называлось агентством, идут бесконечные реформы), ждать от него организации систематического информирования о научных знаниях не имеет смысла. Сами исследователи должны постоянно информировать общественность о своих исследованиях.
Так, в 1990 г. на факультете психологии Санкт-Петербургского университета была защищена докторская диссертация на тему «Функциональная структура воли» [1]. Была опубликована монография с этим же названием [2]. Член совета Санкт-Петербургского университета по психологии Е.П. Ильин получил автореферат и уведомление о предстоящем заседании, но на заседание не явился, так как считал, что никто не может знать больше, чем он сам. В автореферате упомянуто 50 опубликованных изданий по защищаемой теме. В 2000 г. Ильин опубликовал учебное пособие «Психология воли» [3]. В его пособии не раскрыта концепция «функциональной структуры воли».
2. Издательство «Ридерз Дайджест» заказало тиражирование в Испании книги под названием «Мысль, разум, интеллект». Мелким шрифтом на титульном листе напечатано уточняющее название «Практическое руководство по развитию умственных способностей». Книга переведена на русский язык, издана и реализована в 2003 г. [4].
Издана книга в Цюрихе, Штутгарте, Вене, Англии. Предисловие написал Карстен-Гюнтер. В качестве эпиграфа использовано высказывание американского президента Бенджамина Франклина (1706-1790): «Инвестиции в знания - самые выгодные».
Издание напечатано на прекрасной бумаге, имеет великолепные иллюстрации.
В первой части «Восприятие» авторы пишут: «Глаза, уши, нос, кожа, язык - вот главные органы чувств... ведь так просто обострить свое восприятие и получать массу новых ощущений и знаний в концертном зале, ресторане, на пикнике, в отпуске, да практически везде». В этой фразе: «в концертном зале, ресторане, в отпуске, на пикнике» видно, на кого рассчитана эта книга. Читателю на с. 19 задают вопрос: «Ваше любимое чувство?» Ведется рассуждение о том, что «одни люди больше любят читать инструкции, другие - слушать объяснения, одни лучше запоминают стихи, слышанные со сцены, другие - напечатанные в сборнике.» (неужели можно запомнить стихи, услышанные со сцены). «Поняв, с помощью какого чувства вы предпочитаете познавать мир, старайтесь полнее его использовать, например, во время учебы. Если вы лучше воспринимаете информацию не глазами, а на слух, записывайте лекции и семинары не в тетрадку, а на диктофон» (какая ценная информация). «Однако при этом прикидывайте - не слишком ли вы пренебрегаете каким-либо из прочих чувств» (какое пренебрежение к чувствам). «Если позволить зрению то и дело отключаться, вы можете недопулучить много важной информации (спасибо за подсказку).
Авторы книги проявляют дилетантство (ит.: dilettante; лат.: delectare - любитель услаждать, забавлять каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки; поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства). Путаются сразу три психических явления: ощущения, восприятия и чувства. Ощущения - это отражение в нашем сознании отдельного свойства при непосредственном воздействии раздражения на наши органы чувств. Восприятия - это отражение в нашем сознании предметов и явлений (участвует много ощущений и память). Чувства - это эмоциональные переживания (интеллектуальные, нравственные, практические, эстетические), имеющее место у человека.
Ошибки, допущенные авторами книги:
1) ощущений значительно больше, чем пять;
2) ощущения дают информацию не только извне, но и изнутри;
3) смешаны психические явления: ощущения, восприятия и чувства;
4) использование на лекциях и семинарских занятиях диктофона свидетельствует о том, что рекомендующие учились в учебном заведении не напряженно и не знают о положительном эффекте при записывании информации;
5) Ф. Милтнер назвал пять «главных» чувств, но еще И.М. Сеченов (1829-1905) назвал главным «чувством» мышечные ощущения, т.к. они «обучают другие анализаторы» (мышечные сокращения лежат в основе работы анализаторов);
6) Ф. Милтнер проявил некомпетентность в области психологии (знания на уровне «быта на кухне»).
Красивая форма книги может скрывать неправильное содержание, а реклама может не соответствовать истине.
3. В части первой проанализированной статьи говорится о чувствах. Это то, что выделил как чувства Аристотель, который жил с 384 по 322 г. до н.э. Аристотель говорил о чувствовании человеком того, что имеет место на лице (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное (или осязательное)). В конце XVII в. (Р. Декарт, Дж. Локк) эти чувствования стали относиться к ощущениям. Кроме обозначенных Аристотелем нужно назвать такие ощущения, как болевые (как на поверхности нашего тела, так и внутри организма), температурные, равновесия, проприоцептивные (мышечные), кинестетические (двигательные), вибрационные.
Выделенные Аристотелем чувства известны и в настоящее время. Существует выражение: «А вот шестое чувство!» Произносится это с придыханием, чтобы вызвать внимание и эмоции как к чему-то особому. Фраза живет 25 веков. Это свидетельствует об инерционно-
сти человечества. Да и сейчас в нашей стране психология как наука не находится в центре всех наук о человеке. Выражением «А вот шестое чувство...» обозначается нечто феноменальное, необычное, удивительное, а не сами ощущения или восприятия, или чувства. А феноменальным бывает то, что мало изучено, неизвестно, как, например, предсказание того, что произойдет или не произойдет.
4. В советской системе велись поиски задатков и способностей в достижении высоких результатов деятельности. Придавалось большое внимание изучению свойств нервных процессов.
Создатель теории высшей нервной деятельности И.П. Павлов выделил сильный и слабый типы. Сильный тип нервной системы обусловливает спокойный размеренный темп действий и деятельности, устойчивость против сбивающих факторов, большую работоспособность. Слабый же тип характеризуется реактивностью, действиями на пределе своих возможностей, быстрым наступлением охранительного торможения. Открытия И.П. Павлова были приняты другими науками. Медицина объясняла, что одной из детерминант хронических болезней является свойство слабости нервной системы.
Б.М. Теплов критиковал [5] непосредственное сопоставление свойств нервных процессов с действиями. Осуществлялось как бы оценивание свойств, тогда как они показывали баланс, торможение и возбуждение. Позднее были выделены динамичность (легкость генерализации возбуждения и торможения) и лабильность (быстрота возникновения и прекращение нервных процессов), позволяющие понимать психодинамические свойства темперамента. Однако мнение о том, что слабый тип приводит к преждевременному запредельному торможению, стало преобладать. При профессиональной ориентации молодым людям со слабой нервной системой не рекомендовались экстремальные виды деятельности. В спортивной деятельности также учитывалась сила-слабость нервных процессов. Е.П. Ильин говорил о том, что даже выбор вида спорта осуществляется через практическое опробывание самого вида спорта. Наше обследование детей, страдающих сердечными заболеваниями, опровергало это утверждение [6].
Свойства нервных процессов не обусловливают прямую зависимость с результатами деятельности. Они могут сформировать какие-то личностные свойства на большом пути от мотивации до конкретных результатов социального уровня. При исследовании воли человека на примере деятельности спортсменов с сильной и слабой нервной системой были получены данные о том, что воля не зависит от силы или слабости нервных процессов.
Соотношение задатков организма (наследственность - биологическое) и длительной деятельности (социальное) при достижениях высокой результативности указывает на приоритет социального, так как реализация задатков возможна только через социальное [7]. Бывают артефакты, отклонения, патологии, которые обычно выходят за пределы закономерностей.
5. Постоянная модернизация образования с сокращением финансирования привела к печальным результатам. По решению Министерства образования психология не является обязательным предметом. По решению школы (директора) и районного отдела образования психологию можно заменить другим, более важным предметом. Более того, Министерство образования выводит знания о психике человека на самостоятельное изучение, разрешает вести психологию для будущих специалистов по укороченной программе, в разы меньшей, чем это было ранее.
Молодые люди слабо знают себя, часто не понимают других. Психика человека сложное явление в окружающей действительности. Психология как наука имеет большое мировоззренческое значение для личности.
6. Нами изучались причины «эмоционального выгорания» педагогов [8, 9], представителей профессии, в нашем государстве малооплачиваемой. Оказалось, что «эмоциональному выгоранию» подвержены лица с недостаточным самоуважением. Особенность их ценностно-смысловой сферы - неопределенность. Большая трудоемкость, занятость по работе и ма-
ленькая зарплата, как оценка значимости педагогического труда, приводили педагогов в состояние неопределенности. Профессиональная деятельность «человек - человек» относится к наиболее сложным видам труда (особенно педагогическая деятельность). Неопределенность условий, особенно неопределенность в обществе, создает неопределенность в целеполага-нии, неуверенность, не способствующие самоорганизации и самореализации.
Можно предположить, что треугольник «учителя - дети - родители» обеспечил устойчивость общества в критический период. Родители заботились об учебе детей и их дальнейшей жизнедеятельности, поэтому морально поддерживали учителей.
7. Научные темы бывают модными. Они интенсивно изучаются. Со временем появляются другие темы. Лучше всего, если тема затрагивает важные жизненные потребности общества, страны. Нам пришлось разрабатывать тему интереса к спорту, спортивной деятельности [6].
В период «холодной войны» шла борьба в различных системах общественной жизни, в культуре, спорте и др. Для того чтобы успешно выступать на мировых первенствах, дети привлекались к занятиям в ранние годы. В процессе занятий по разным причинам происходил большой отсев, затрачивались материальные средства, ожидаемые результаты были малы. В связи с этим стали изучать задатки, способности и интерес к спорту.
Нами была разработана методика определения глубокого интереса к спорту. В итоге было сформировано следующее: интерес к спорту - это активно-действенное отношение к виду спорта, обусловленные жизненной необходимостью и эмоциональной привлекательностью. В определении три аспекта: активная действенность, жизненная необходимость и эмоционально-чувственная сторона. Глубина интереса могла быть трех видов: глубокий интерес, неопределенный, его отсутствие. Диагностировать интерес можно через прояснение (опрос в беседе) или написание сочинения «Спорт в моей жизни». Из полученной информации можно выделить следующие элементы:
1) вид спорта и его привлекательные стороны;
2) как занимается испытуемый: самостоятельно, в организованной секции (сколько времени), «болеет» на соревнованиях, смотрит по телевидению;
3) кого из спортсменов он знает и почему; есть ли идеал, которому можно подражать;
4) есть ли цель в спорте, какова она;
5) эмоционально-чувственная сторона (люблю, нравится, спортсмены восхищают, в стране проводится много соревнований);
6) проявление терминологии, связанной с физической культурой, так как активные занятия связаны с образованием в своей области.
Глубокий интерес связан со смыслом жизни на определенном возрастном этапе и требует полной самоотдачи. Только в этом случае могут быть выдающиеся результаты.
Познавательный интерес есть процессуальная сторона обучения и самообучения. Он полезен для развития эрудиции общей и профессиональной.
В то время, когда мы изучали интерес как активно-действенное отношение, министерством просвещения пропагандировался познавательный интерес: публиковались статьи в журналах, учебные пособия. Интерес как активно-действенное отношение занимает более высокий уровень в самоуправлении личности, чем познавательный процесс.
8. В последние годы нами изучалась успешность обучения школьников с разными ведущими полушариями. Бывают люди с ведущим правым полушарием, левым и примерно одинаково функционирующими левым и правым полушариями. Те лица, у которых ведущей рукой является левая, имеют ведущее правое полушарие. У них имеют место затруднения с речью, они отличаются от нормативных людей в использовании общепринятых приборов и др. Затруднения с речью могут сказываться в управлении своим состоянием, так как речь является управляющим устройством для нервной системы и действий.
Задания, предложенные детям, на образное восприятие (правое полушарие) и вербальное (левое полушарие) показали различия их природных особенностей. Однако правополу-
шарные, завершая обучение во втором классе, начинают отставать от левополушарных, пишущих правой рукой. Чтобы понять причину отставания, провели специальное исследование. В одной из школ г. Омска просили учителей, чтобы они в течение трех недель фиксировали учащихся, которые имели бы задержки или отставания от общих действий учеников при переходе от одного вида работы к другому. Отстающих или задерживающихся обнаружено не было.
Причину снижения мотивации учебной деятельности леворуких детей раскрыл исторический экскурс. В период жизни А.С. Пушкина писали гусиными перьями. Для правки пера использовался перочиный нож. Обучались письму правой рукой. Дети талантливы, поэтому они быстро осваивают технику письма слева направо, строка хорошо просматривается. Причем отрабатывался каллиграфический почерк. Истори повторилась и с металлическим пером, и с деревянной ручкой. По переписи населения 1897 г. на 126,6 млн жителей России грамотных было 21,1%, стомиллионная масса не умела читать и писать, поэтому не было проблемы леворуких. Кто обучался писать, тот писал только правой рукой.
В 60-х годах XX в. появились шариковые ручки, возникла возможность письма левой рукой. Пишущие левой рукой стали держать ручку с таким же наклоном, как это осуществляется при письме правой.
Интенсивное изучение лево-, правополушарности в мировом масштабе осуществлено во второй половине XX в. Появилась рекомендация не переучивать детей с письма левой на правую руку, так как это травмирует нервную систему.
Услышав такую информацию, взрослые вообще пустили все на самотек. Особенно много леворуких появилось в последнее десятилетие XX в.
Дети в первом классе и в начале второго года обучения больше всего озабочены собственными проблемами, во втором классе уже внимательно присматриваются к другим. Видя, как необычно пишут леворукие, они высказываются о своих наблюдениях. Леворукие все слышат и понимают, что они необычны, поэтому стараются не демонстрировать себя. Из-за всего этого у них начинает складываться самооценка в учебе, в учебной мотивации. Многие дети из-за этого страдали.
Исследования показали, что леворукие отстают в учебном процессе в конце второго класса по математике, природоведению, чтению.
В настоящее время стоит проблема информирования молодых родителей об обучении детей правильному, праворукому держанию ручки или карандаша до того, как ребенок сам будет осваивать это. Переучивать всегда сложнее, чем научить. Образуются условные связи, динамический стереотип (автоматизмы). Дети талантливы, усваивают быстро, легко. Сензи-тивный период: когда мышцы пальцев руки и руки в целом окрепнут (1,5-2 года).
Таким образом, проблема леворукости не биологическая, а социальная. Родителей об этом не информировали.
9. В научных исследованиях по педагогике и психологии требуется подтвердить теоретические посылки эмпирическими данными. При этом существует требование, чтобы эмпирические данные имели статистически значимые величины, подтверждающие достоверность корреляций или различий. Так вот, корреляция может иметь достоверность, но она может и отсутствовать. Может быть совершенно случайная, совпадающая корреляция. Если ее нет или если что-то обнаружилось во взаимосвязи, в любом случае должно быть логическое доказательство, оно должно цениться выше, чем полученные цифры. Некоторые начинающие заниматься научной деятельностью используют такое многообразие математико-статистических методов, что сами начинают путаться в символах. Объяснение рассматриваемого явления обедняется.
Особенный недостаток в научных изысканиях представляет использование иностранных терминов (копинг, кастинг, тьютер, менеджер, менеджмент, толерантность и др.). Русский язык богатый, можно найти аналог или использовать два слова. Но использующие иностранные термины крепко держатся за них, добавляя русское слово: «копинг стратегии»,
«совладание». Психология как наука о психике человека должна быть доступной и понятной человеку, имеющему общее среднее образование, а занимающиеся наукой не должны быть особой кастой или корпорацией.
Имеется положение о том, что диссертации должны писаться на русском языке.
В настоящее время широко используется термин «кастинг», особенно на телевидении. Кастинг (англ. casting букв. - бросание, забрасывание удочки) - вид спорта, включающий упражнения по технике владения рыболовными снастями; соревнования на дальность и меткость заброса спиннинга [10].
Англичане и говорящие на английском могут и не понять, что в нашем отечестве под кастингом понимается «смотр-конкурс» лучших в какой-то сфере деятельности, но не забрасывание удочки.
10. Исследования по психологии, связанные с проявлением психики человека, должны осуществляться на основе синергического подхода (син - гр. syn - вместе; синдикат - гр. действующий сообща; синдром - гр. sun - сочетание признаков; синергизм, синергия - гр. synegeie - сотрудничетво, содружество).
В синергетическом подходе имеет место одновременное проявление различных параметров. Так, в процессе движения имеются образ действия, процесс реализации непосредственного действия, внешняя обратная и внутренняя образная связи к управляющему аппарату. Внешняя обратная связь несет информацию от соприкосновения с внешней средой, внутренняя - от исполнения рабочего аппарата. Управляющим аппаратом является головной мозг. Обратные связи могут быть положительными или отрицательными по реализации образа действия, что усиливает или ослабляет мотивацию действия.
Заученные, автоматизированные действия переходят на управление к нижележащим уровням (вдоль спинного мозга имеются нервные пути: спереди чувствительные, сзади двигательные). В низовые (спинальные) уровни центральной нервной системы от вышерасположенных уровней поступают обобщенные команды. Низовые управляющие системы самостоятельно решают отдельные стороны двигательной задачи. Сознание может контролировать только самое важное, а если нет такой необходимости, то контролируется общий фон, но если произойдет сбой в системе, то сразу внимание включается своим контролем в процессе действия.
При таком подходе отпадает необходимость регистрации свойств нервных процессов. Сибирское отделение на своем семинаре «Гомеостатика живых и технических систем» выделило следующие закономерности [11]:
1. Одно и то же двигательное действие никогда в точности не повторяет прежней траектории.
2. Проявляется размытость, нелокальность связей между поведенческими модулями, проявляются многочисленные феномены ассоциативной памяти, парадоксальное усиление друг друга независимыми и даже антагонистическими мотивациями.
3. Существуют многочисленные эффекты интерференции, когда несколько мотиваций взаимодействуют друг с другом, что может усиливать или ослаблять реализацию отдельных поведенческих элементов.
Для изучения общих закономерностей гомеостаза потребуется синергетический подход. Однако к использованию синергетического подхода психологическая наука еще не созрела.
Библиографический список
1. Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Е.П. Щербаков. - Л. : ЛГУ, 1990. - 32 с.
2. Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли : монография / Е.П. Щербаков. - Омск : ОГИФК, 1990. - 257 с.
3. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 280 с.
4. Мысль, разум, интеллект : практич. руководство по развитию умственных способностей / Ф. Милтнер, В. Сифеч, Д. Шеппах, Д. Брейтенфелд. - М. : Ридерз Дайджест, 2004. - 320 с.
5. Теплов, Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально -психологических различий / Б.М. Теплов // Психологическая наука в СССР. - Т. II. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 3-46.
6. Щербаков, Е.П. Исследование интереса к спорту у школьников (4-10 кл.) и экспериментальное обоснование возможности управления им при спортивной ориентации : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.П. Щербаков. - М., 1970. - 22 с.
7. Щербаков, Е.П. Соотношение биологического и социального в детерминации высоких результатов длительной деятельности / Е.П. Щербаков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск : Омская академия МВД России. - 2009. - № 4 (39). - С. 30-32.
8. Ожогова, Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Г. Ожогова. - Самара, 2008. - 23 с.
9. Посошкова, И.П. Психологические особенности самоотношения современного учителя и условия его позитивного развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.П. Посошкова. - М., 2004. - 22 с.
10. Современный словарь иностранных слов. - М. : Рус. яз., 1993. - 740 с.
11. Файдыш, Е.А. Гомеостаз и синергизм в процессах поведения живых систем / Е.А. Файдыш // Гомео-статика живых, технических, социальных и экономических систем. - Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1990. - С. 250-266.
© Щербаков Е.П., 2013
Автор статьи - Евгений Павлович Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.
Рецензент - В.Н. Смоленцева, доктор психологических наук, Сибирский университет физической культуры и спорта.