Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В ДИССЕРТАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В ДИССЕРТАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА О МУЗЫКЕ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ О МУЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тараева Галина Рубеновна

В статье представлен обзор отечественных диссертационных исследований о музыке за последние полвека с целью анализа, оценки, обозначения перспектив. Предложено относить эти исследования не к науке, подразумевающей обязательность открытий в наблюдаемых явлениях, а к области квалификационной процедуры современных педагогов вуза. Анализ фокусируется на музыкальном материале и проблематике - теоретически обозначаемых ракурсах исследования. Тематика диссертаций освещается в связи с важнейшими объектами: композитор, произведение, структурные элементы его звуковой формы, исполнительство, исторический контекст музыкальной культуры. Для большей убедительности и конкретности обзора избраны временные отрезки в пять лет - первая половина 1980-х годов и последние пять лет нынешней эпохи. Подробная характеристика исследований позволяет сделать выводы об определенной инерционности избираемых соискателями научных объектов и проблематики. Эта оценка позволяет констатировать закономерную «вторичность» диссертационных работ по отношению к собственно музыкальной науке. Естественность процесса заключается в принципиальной направленности авторов - вузовских преподавателей - не на открытия, а на усвоение содержания и методологии отечественного музыкознания. Инерционность современной науки о музыке объясняется отсутствием реакций на главный фактор - изменения в системе музыкальной культуры. Поэтому перспективы диссертационных исследований ставятся в прямую зависимость от необходимости для музыковедения объяснять механизмы возникновения новых явлений и процессов. Подразумеваются заметный спад интереса отечественной аудитории к филармоническим залам, вытесняемого музыкальными событиями в компьютерном пространстве (в том числе при помощи гаджетов), новый пласт специфического «любительского музицирования» -Интернет-визуализации, медиа в педагогике и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MUSICOLOGY IN THE DISSERTATION SPACE

The article presents an overview of Russian dissertation researches on music over the past half a century for the purpose of analysis, evaluation, and identification of perspectives. The question is raised about attributing them not to field of academic research, which implies the obligatory presence of discoveries in the observed phenomena, but to the area of the qualification procedure of a university teacher. The analysis focuses on the musical material and issues - theoretically defined research angles. The topics of dissertations are covered in connection with the research objects: a composer, a musical piece or its structural elements, a performance, a historical context of music culture. For persuasiveness and specificity, the study is confined to the time periods of five years - the first half of the 80s and the last five years of our contemporary epoch. A detailed description of the researches allows us to draw conclusions about certain inertia of the research objects and issues chosen by the scholars. Its assessment allows the author to formulate a conclusion that their dissertations often turn out to be "secondary" in relation to the actual musicology. The naturalness of the process lies in fundamental orientation of the authors - university teachers - not to discoveries, but to absorption of the content and methodology of musicology. The inertia of the modern music researches is explained by the lack of reactions to the main factor - the change in the system of musical culture. Therefore, the prospects for dissertation researches are directly dependent on the musicology objective to explain the mechanisms of the emergence of new phenomena and processes, such as a replacement of the audience's interest in a philharmonic hall with musical events in the digital space, a new layer of specific "amateur art" - Internet visualizations, media in pedagogy, etc.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В ДИССЕРТАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ PROBLEMS OF MUSICOLOGY

•I |» « и

УДК 78.072 DOI: 10.52469/20764766_2022_02_86

Г. Р. ТАРАЕВА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В ДИССЕРТАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье представлен обзор отечественных диссертационных исследований о музыке за последние полвека с целью анализа, оценки, обозначения перспектив. Предложено относить эти исследования не к науке, подразумевающей обязательность открытий в наблюдаемых явлениях, а к области квалификационной процедуры современных педагогов вуза. Анализ фокусируется на музыкальном материале и проблематике - теоретически обозначаемых ракурсах исследования. Тематика диссертаций освещается в связи с важнейшими объектами: композитор, произведение, структурные элементы его звуковой формы, исполнительство, исторический контекст музыкальной культуры. Для большей убедительности и конкретности обзора избраны временные отрезки в пять лет - первая половина 1980-х годов и последние пять лет нынешней эпохи. Подробная характеристика исследований позволяет сделать выводы об определенной инерционности избираемых соискателями научных объектов и проблематики. Эта оценка позволяет констатировать закономерную «вторичность» диссертационных работ по отношению к собственно музыкальной науке. Естественность процесса заключается в принципиальной направленности авторов - вузовских преподавателей - не на открытия, а на усвоение содержания и методологии отечественного музыкознания. Инерционность современной науки о музыке объясняется отсутствием реакций на главный фактор - изменения в системе музыкальной культуры. Поэтому перспективы диссертационных исследований ставятся в прямую зависимость от необходимости для музыковедения объяснять механизмы возникновения новых явлений и процессов. Подразумеваются заметный спад интереса отечественной аудитории к филармоническим залам, вытесняемого музыкальными событиями в компьютерном пространстве (в том числе при помощи гаджетов), новый пласт специфического «любительского музицирования» -Интернет-визуализации, медиа в педагогике и др.

Ключевые слова: наука о музыке, отечественная система научной квалификации, тематика и проблематика диссертационных исследований о музыке.

Для цитирования: Тараева Г. Р. Отечественная музыкальная наука в диссертационном пространстве // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2. С. 86-94.

DOI: 10.52469/20764766_2022_02_86

G. TARAEVA

S. Rachmaninov Rostov State Conservatory

RUSSIAN MUSICOLOGY IN THE DISSERTATION SPACE

The article presents an overview of Russian dissertation researches on music over the past half a century for the purpose of analysis, evaluation, and identification of perspectives. The question is raised about attributing them not to field of academic research, which implies the obligatory presence of discoveries in the observed phenomena, but to the area of the qualification procedure of a university teacher. The analysis focuses on the musical material and issues - theoretically defined research angles. The topics of dissertations are covered in connection with the research objects: a composer, a musical piece or its structural elements, a performance, a historical context of music culture. For persuasiveness and specificity, the study is confined to the time periods of five years - the first half of the 80s and the last five years of our contemporary epoch.

A detailed description of the researches allows us to draw conclusions about certain inertia of the research objects and issues chosen by the scholars. Its assessment allows the author to formulate a conclusion that their dissertations often turn out to be "secondary" in relation to the actual musicology. The naturalness of the process lies in fundamental orientation of the authors - university teachers - not to discoveries, but to absorption of the content and methodology of musicology. The inertia of the modern music researches is explained by the lack of reactions to the main factor - the change in the system of musical culture. Therefore, the prospects for dissertation researches are directly dependent on the musicology objective to explain the mechanisms of the emergence of new phenomena and processes, such as a replacement of the audience's interest in a philharmonic hall with musical events in the digital space, a new layer of specific "amateur art" - Internet visualizations, media in pedagogy, etc.

Keywords: musicology, Russian system of research qualification, topics and problems of dissertation researches on music.

For citation: Taraeva G. Russian musicology in the dissertation space // South-Russian Musical Anthology. 2022. No. 2. Pp. 86-94.

DOI: 10.52469/20764766_2022_02_86

«I 9n

Развитие науки - одна из важнейших стратегий музыкального вуза, наряду с обучением. Вспомним причину сопротивления русских композиторов А. Г. Рубинштейну в открытии первой русской консерватории. Не примитивных консерваторов, а выдающихся коллег - например, композиторов «Могучей кучки», В. В. Стасова - смущало отсутствие в России музыкальной науки, необходимой для вуза. И П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Танеев активно ее формировали, создавая капитальные труды учебных пособий по гармонии, контрапункту. Несколько ранее теоретическими исследованиями музыки занимались М. Глинка, А. Серов. Вообще до появления ученых, исследователей музыки, в Европе датируемого примерно серединой XIX века (А. Б. Маркс), с интенсивным развитием в последнее его десятилетие (Г. Ри-ман), научное знание было прерогативой композиторов. Не просто музыкальная публицистика, но серьезные теоретические проблемы занимали еще Ж. Ф. Рамо, в XIX веке - Г. Берлиоза, Р. Вагнера, К. Дебюсси.

Российская наука о музыке за XX столетие серьезно «разветвилась», включая не только теорию и историю (в том числе исполнительства и педагогики), но этномузыкознание, музыкальную психологию, текстологию. Эта наука стала сегодня подлинно массовой - не только по своей адресации множественным потребителям знания, но и по количеству людей, занимающихся подобной деятельностью.

Безграничное число научных конференций не случайно сегодня принято именовать научно-практическими. Необходимость практического освещения самых различных сфер музыкальной культуры (исполнительства, педагогики, музыкального менеджмента, функционирования фольклора) совершенно очевидна, но рассматриваются ли их задачи и проблемы на этих конференциях

в научном аспекте? И можно ли каждую конференцию с обязательными сборниками публикаций безоговорочно относить к науке? Еще один немаловажный вопрос: допустимо ли докладчика на конференции, симпозиуме, круглом столе или автора в сборнике статей именовать ученым? Степень в дипломе или аттестате по итогам защиты диссертации, звание доцента, профессора отмечает ли соискателя существительным (не прилагательным) «ученый»? Элементарные вопросы, на которые, однако, получить утвердительные ответы далеко не просто.

Словари и энциклопедии называют ученым1 «специалиста в какой-либо научной области, внесшего вклад в науку» и применяющего «научный метод». Поэтому, согласно регламенту, во введении диссертации на соискание ученой степени обязательно указываются «степень научной разработанности», «научная новизна», «теоретическая значимость» и «методология».

Попробуем акцентировать точные значения слов «наука» и «вклад» в музыкознании. Что касается «области», беспокоиться не о чем - музыковедческие диссертации все так или иначе связаны с музыкальным искусством, как и монографии, статьи, очерки и даже критические рецензии, содержащие элементы исследования. Понятие же вклада в представление о каком-либо явлении, служащее главным признаком ученого, исторически связано с принципиальными открытиями в соответствующей области. Исаак Ньютон, Луи Пастер, Альберт Эйнштейн - имена, приходящие в голову автоматически как имена ученых. Хрестоматийные отечественные примеры: Михаил Ломоносов, Константин Циолковский, Андрей Сахаров... Правда, это имена представителей естественных наук. Что касается гуманитарных - тоже можно сразу вспомнить российских корифеев исторических наук Николая Карамзина и Сергея Соловьева, филологов

Владимира Даля и Александра Потебни. Или назвать выдающихся ученых-психологов - Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, Алексея Леонтьева и Владимира Бехтерева.

Согласно иронической классификации физика Льва Ландау, музыковедение относится в сопоставлении с науками естественными к «противоестественным». И в этом определении сегодня слышится не только шутка. Например, мы оцениваем традиционное музыкознание, замкнутое на нотную запись произведения. Естественно ли называть объективной наукой наблюдения, обобщения и даже формулировки закономерностей в музыковедении? Ведь они - продукты индивидуальной рефлексии ученого, его субъективные соображения, порой даже фантазии. Это, правда, реальность музыковедения, как и других наук об искусстве. Можно вспомнить знаменитую сентенцию Филиппа Эмануэля Баха, который утверждал, что в музыке есть так много того, «чего там нет и быть не может». Индивидуальные и субъективные соображения музыковеда, правда, могут разделяться значительными референтными группами людей, «исповедующих» науку о музыке, но объективность анализа музыкальных опусов и истинность научных выводов недостижима в принципе, потому что речь идет о сфере художественного мышления. Условность и метафоричность понятий и терминов в музыковедении не раз акцентировались в свое время Е. Назайкинским [1; 2].

Столь пространное вступление к соображениям относительно состояния современной науки о музыке необходимо, чтобы четко обозначить предмет статьи, - его трудно назвать без комментариев. Причина ясна: надо сразу ответить на вопрос, о какой из двух наук пойдет речь. Да, именно из двух наук - скажем точнее, научных сфер, не из тех разнообразных отраслей, которые приводят словари: история и теория музыки, музыкальная философия и эстетика, музыкальная этнография и социология, музыкальная психология и акустика, и т. п.

Две науки - или, как было оговорено, научные сферы - это собственно наука и исследования, предпринимаемые с целью получения научных степеней.

Основы науки о музыке заложены в истории ее становления. Элиминируясь от религии и философии, она сложилась еще в Средневековье как особая форма познания общих свойств музыкального сочинения. Долгие столетия теоретическая мысль была описанием способов создания музыки. Из правил сочинения музыкального текста (будь то жанры богослужебного пения или произведения светской практики) сформировались впоследствии научные дисциплины контрапункта, гармонии, формы. И музыковедение можно называть

наукой, которая исследует музыкальное творчество и вносит вклад в понимание данного феномена, то есть совершает открытия ранее не видимых и не сформулированных закономерностей. Сегодня (это необходимо сразу отметить) границы музыковедческой науки расширились, - наблюдению и изучению подлежит не только звуковая форма. Произведения предстают исследователю как феномены культуры, и сама музыкальная культура (исполнение, обучение, просветительство и публицистика) выступает научным объектом.

Второй же «наукой» в нашей стране является система профессиональной квалификации. Она подчинена достаточно жестким регламентам, правилам присвоения научной степени и звания с параллельной сертификацией научных изданий, которую осуществляет Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Критерии отбора в ВАКовских журналах, правда, не застрахованы от субъективизма рецензентов, и порой новизна, самостоятельность (в опоре, разумеется, на авторитетные образцы и «узаконенные» научные концепции) может оказаться весьма условной. Научная инерция здесь легитимирована, и вопрос может заключаться только в креативности авторского подхода к избранному материалу - даже в регламентированных рейтингах индексов цитирования (РИНЦ, международные базы Scopus и Web of Science).

В зарубежной педагогической практике также существует система научной квалификации. Защита диссертации, правда, для всех научных дисциплин фактически одна - доктор Ph. D. или PhD («пи-эйч-ди»)2. Вторая ступень - абилитация; должность профессора в вузах ряда европейских стран (Франции, Германии, Австрии, Швеции, Чехии, Венгрии и др.) может занимать только доктор абилитированный. И процедура присвоения этой степени связана не с защитой специальной диссертации, но с активностью научной деятельности: публикацией монографий, их (а также статей) переводами на иностранные языки, активностью цитирования и пр.

Разделив музыковедение как науку на две самостоятельные сферы (собственно научную деятельность и квалификационные процедуры), попробуем охарактеризовать, оценить перспективы и предпринять попытку прогнозов во второй -диссертационных исследованиях3.

Для начала немного статистики за 42 года -для симметрии: 21 год в XX и 21 год в XXI столетиях. С 1980 по 2000 годы по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство» было защищено 259 диссертаций, за аналогичный период, с 2001 по 2021, - 1348. Некоторые впечатляющие цифры: 1980, 1988, 1995 - по две диссертации в год (во всей стране), 1986, 1991 и 1992 - ни одной, 1989 -одна, 1981 - пять, 1987 - четыре. Правда, и в этом

периоде XX века были свои «рекорды»: по 14 диссертаций в 1983 и 1997 годах, 35 - в 1984 году. Последние три даты названного условного этапа отечественной науки демонстрируют начало принципиального роста в этой сфере: 30 диссертаций в 1998, 40 - в 1999 и 60 - в 2000 году. В XXI столетии эти темпы не только сохраняются, но увеличиваются, нередко очень значительно: более 70, 80, 90 диссертаций ежегодно - пятикратный рост в целом4.

Полную картину можно увидеть в приводимой ниже таблице:

XX век XXI век

1980 - 2 2001 - 45 2011 - 95

1981 - 5 1991 - 0 2002 - 56 2012 - 70

1982 - 16 1992 - 0 2003 - 64 2013 - 88

1983 - 14 1993 - 0 2004 - 78 2014 - 53

1984 - 35 1994 - 8 2005 - 75 2015 - 54

1985 - 17 1995 - 2 2006 - 90 2016 - 34

1986 - 0 1996 - 5 2007 - 66 2017 - 60

1987 - 4 1997 - 14 2008 - 98 2018 - 41

1988 - 2 1998 - 30 2009 - 72 2019 - 28

1989 - 1 1999 - 40 2010 - 84 2020 - 52

1990 - 3 2000 - 61 2021 - 45

Итого 259 за 21 год Итого 1348 за 21 год

Отмеченный количественный рост не должен удивлять. Сегодня, при значительном числе высших музыкальных заведений в стране, научные изыскания вузовских педагогов являются регламентирующим условием и профессионального роста, и должностной карьеры, - научные степени обеспечивают возможность получения ученых званий доцента и профессора5.

Разумеется, интерес представляет не статистика сама по себе, а характеристика исследований. Опуская некоторые важные параметры (методология музыкального анализа, структура работ, стилистика текста), остановимся на двух существенных вопросах: музыкальном материале и проблематике - теоретической постановке ракурсов исследования6.

В самом общем плане тематика диссертаций связана с такими объектами, как: композитор, произведение, исполнительство, исторический контекст музыкальной культуры. Явления музыки представляют академические жанры, духовная музыкальная практика, фольклор, джаз. Наиболее частым объектом исследования, естественно, является музыкальное произведение. Будучи традиционным ориентиром теории музыки, оно, конечно, после Р. Ингардена понимается не только как создание акустического

феномена, но эмоциональное «высказывание», отражение чувств. Естественно, в научных работах описываются эмоциональные смыслы, воплощенные композитором, - и в опоре на исторические документы (высказывания авторов и современников), и в «объективированном» представлении самого исследователя. Проблемы освещения музыкальных произведений зачастую связаны с жанровыми, драматургическими, стилевыми координатами, историческим ракурсом эволюции композиторской техники.

Анализ структурных элементов звуковой формы произведения представляется не «в чистом виде» - они, так или иначе, вписываются в содержательный и культурный контекст, подобно классическим образцам: монографиям Э. Курта о гармонии в «Тристане» Вагнера, Л. Мазеля - о Фантазии ^то11 Шопена, В. Цук-кермана - о Сонате ^тоП Листа [4; 5; 6]. Широко представлены исследования принципов композиции (сонатность, рондальность, вариацион-ность, сюитность), синтаксические структуры, фактура, темброобразование - как особенности мышления композитора. Интерес вызывает техника сочинения в жанре или творчестве в целом избранного композитора. Диссертационное исследование может выбирать метафорические «содержательные» повороты - восточная тематика, фаустовское «искушение», «карнаваль-ность», воспоминание, библейские мотивы.

Ознакомившись с содержанием более полутора тысяч диссертаций и отметив ведущие тенденции, можно утверждать, что их весьма убедительно демонстрируют временные отрезки в пять лет. Для конкретизации наблюдений, обобщений, оценок здесь избраны два таких периода - первая половина 1980-х годов и последнее пятилетие нашего времени. Критерием такого отбора послужил количественный фактор, некая соизмеримость объемов: в 1981-1985 годах было защищено 87 диссертаций, в 2017-2021 их оказалось едва ли не втрое больше - 226 (средний показатель возрастания).

1981 - 5 2017 - 60

1982 - 16 2018 - 41

1983 - 14 2019 - 28

1984 - 35 2020 - 52

1985 - 17 2021 - 45

Среди тем диссертационных работ 1980-х годов крайне мало композиторских персоналий (Л. Яначек, П. Владигеров, И. Сац, К. Чавес), фигур исполнителей (М. Юдина, С. Фейнберг), одна работа посвящена историку музыки Н. Финдей-зену. Незначительная часть диссертаций исследует отдельные жанры - например, кантаты

И. С. Баха, песни М. Мусоргского, виолончельные сонаты армянских композиторов, фортепианные сочинения Д. Шостаковича, хоровое творчество А. Кошевского, оперное - У. Гаджибекова.

Значительное место (более половины исследований) занимает теоретическая постановка вопросов. Привлекают внимание серьезно сформулированные теоретические повороты -за ними стоят имена известных музыковедов. Это диссертация В. Медушевского об интонационно-фабульной природе музыкальной формы, проблемы программного симфонизма (Г. Крау-клис), романтизм в балете XX века (Р. Косачева), эволюция понятия тональности (М. Катунян), содержательные особенности тематических заимствований (Л. Казанцева), проблематика неоклассицизма (В. Варунц).

Подавляющее большинство обозреваемых диссертационных работ связано с трактуемой традиционно проблематикой: полифония в симфонии, драматургия в опере и симфонии, специфика жанра и его становления, стиль -в общем и в деталях (фактуры, тематизма, гармонии), модальность и тональность, тематизм фуги, взаимовлияние синтаксиса и семантики. Стоит привести типичный заголовок - «теоретические проблемы в творчестве татарских композиторов», отметив подобную постановку вопросов на материале национальных культур (украинской, армянской, татарской, таджикской, узбекской, молдавской, польской). Теоретический ракурс в работах о фольклоре - проблематика ареаль-ного исследования. Буквально одна-две диссертации посвящены музыкальной культуре в социальном аспекте, фортепианной культуре Карелии, пианистической7 культуре Харькова, проблемам исполнительской интерпретации (И. С. Баха, И. Стравинского, таджикской фортепианной музыки), теоретической проблематике концертности и концертирования, обзору музыкальной критики. В одной (!) работе этого периода фигурирует новый жанровый пласт -мультипликационный фильм в аспекте взаимодействия музыки и изображения.

Таким образом, условная систематика тем и проблем диссертаций 1981-1985 годов: немногочисленные персоналии, периоды и жанры в композиторском творчестве, традиционная теоретическая проблематика средств и стиля, фольклор, музыкальная культура.

Обратившись к последним пяти годам (20172021), можно для сравнения избрать эти же объекты, чтобы оценить, появляются ли принципиально новые ориентиры в избираемых авторами материале и проблемных ракурсах.

Что касается чистых «персоналий», их по-прежнему немного - 7. При этом «чистыми»

именуются диссертации о персоне, без обозначения специальной проблемы, просто «портреты»: А. Чугаева, А. Дипенброка8, М. Юдиной, Ш.-В. Алькана, С. Майкапара, А. Наседкина, М. Воскресенского.

Еще 11 работ о творчестве конкретного музыканта все же формулируют какой-то аспект характеристики. Например, в заглавии исследования о Г. Ф. Телемане названы «творчество, стилистика, поэтика», о Ж. Пессоне9 - «эстетика и стиль творчества», творчество А. Фаттаха подано в контексте традиций и новых тенденций10. А. Гензельт представлен на пересечении западноевропейской и русской культур, В. Комаров -в контексте отечественной духовной музыкальной культуры XX века, Б. Диев - в свете традиций российской музыки для духового оркестра, Ф. Хидаш - в контексте музыкальной культуры Венгрии минувшего столетия. Культурным контекстом для освещения творческой деятельности капельмейстера И. Г. Шмельцера является придворная музыка Вены времен императора Леопольда. В диссертации о композиторском творчестве И. Соколова11 проблемой объявлено становление «"простого" стиля».

Особо надлежит отметить интерес к смысловым ракурсам технических приемов, хотя семантика музыкального языка по-прежнему остается непростой проблемой для исследования. Одну из работ можно привести как идеальный пример корректного и точного обозначения предмета: «Семантика гармонических структур в камерных сочинениях С. В. Рахманинова 1910-х годов» [7]. При этом во множестве диссертационных работ и связанных с ними публикаций понятие семантики употребляется на грани теоретической корректности. Например, проблема в заглавии обозначена как «программная отечественная симфония в аспекте музыкальной семантики». Стремясь акцентировать актуальность, автор попадает в «терминологическую ловушку», которой можно было избежать естественным уточнением: «семантика музыкального языка программной отечественной симфонии».

Стоит вспомнить, что семантику вульгарно трактовали еще современники первой книги «Музыкальная форма как процесс» Б. Асафьева, что заставило его отказаться от этого термина во второй книге. Традиция оказалась чрезвычайно живучей - понятие «значения» (семантики) в музыковедении упрямо продолжает отождествляться с выразительным смыслом различных музыкальных объектов. Предметом диссертации могут быть объявлены семантика творчества, семантика музыкальной композиции, семантическая сонатная модель (?). Один из обескураживающих заголовков приведу дословно:

«семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом». Особенно запутанной выглядит ситуация с понятиями интрамузы-кальной и экстрамузыкальной семантики.

В плане условной статистики тематических предпочтений надо отметить, что названные объекты и предметы, вращающиеся вокруг музыкального произведения, составляют более половины всего корпуса диссертационных работ12.

Область исполнительства также привлекает внимание соискателей ученой степени последних лет, но исследования значительных творческих фигур (исполнительские персоналии) представлены достаточно скромно. Любопытный факт современной культуры: задавая в сетевом поисковике тему «знаменитые исполнители», можно ознакомиться с различными рейтингами - «10 самых...», «50 самых...», «100 самых...». И получить в качестве ответов: «The Beatles», Боб Дилан, Элвис Пресли, «The Rolling Stones», Майкл Джексон, Мадонна, Джон Леннон, Элтон Джон, «Queen», выдающиеся гитаристы и т. п. О рейтингах «звезд» отечественного или зарубежного академического исполнительства Интернет умалчивает, хотя доступна для изучения достаточно обширная оцифрованная литература о них. В диссертациях эта тема практически не получает отражения: и в столичных, и в провинциальных консерваториях подлинные корифеи (отечественные и зарубежные), кумиры-исполнители минувшего и современности не находят своих исследователей.

Немногочисленны примеры изучения исполнительской интерпретации: вокальное наследие Г. Малера, творчество Г. Гульда, агогика в исполнительском стиле В. Софроницкого, современное клавесинное искусство, история сценических воплощений «Кармен» Ж. Бизе. В контекстах школ и периодов культуры исследуется проблема исполнительских традиций. Например, творчество М. Гарсиа (конец XVIII - начало XIX века), деятельность В. Новикова (школа игры на трубе Московской консерватории), исполнительство на русских гуслях, на домре в Поволжье и Урале, фортепианные школы М. Гринберг, Т. Лешетицкого, С. Бендицкого13. Порой возникают любопытные ракурсы: тембральность фортепианной фактуры в исполнении произведений Н. Метнера, традиции импровизационной практики в современном исполнительстве, резонансная стратегия в вокальном искусстве и даже такой оригинальный поворот - влияние массовой культуры на современное скрипичное исполнительское искусство. Капитальный обзор балетов конца XVI - начала XX века представлен сквозь призму деятельности крупнейших хореографов.

Диссертационных исследований с постановкой проблематики в отдельных жанрах и периодах творчества насчитывается около 90. Все эти работы аналитически описать невозможно, поэтому ограничимся перечислением традиционных ракурсов и попыток обозначить нетрадиционные теоретические повороты. К первым можно отнести исследования стиля и жанра в оркестровой, камерной ансамблевой (инструментальной и вокальной), хоровой, эстрадной музыке, в опере и балете, включая мало освещенных в отечественной литературе композиторов -от Я. Хандла14, П. Аттеньяна15, Н. де Гриньи16, А. Гретри17 до Э. Ллойда-Уэббера, Дж. Ф. Малипье-ро, Л. Берио, В. Арзуманова, И. Рехина, К. Брейт-бурга, современных авторов Урала, Казахстана. Можно отметить интерес соискателей к истории жанров: фантазии, пассионов, фроттолы, фламенко, духовного концерта, аранжировки, водевиля. Иностранные аспиранты, обучающиеся в России, естественно, занимаются исследованием национального музыкального наследия ХХ века - симфоний вьетнамских, японских композиторов, фортепианной музыки и оперы Китая. На этом сугубо традиционном фоне иногда появляются какие-то нестандартно формулируемые идеи в области изучения жанров и стилей. Например, «композиторская режиссура» в операх Д. Шостаковича, мистериальные прообразы в операх П. Чайковского и мистериальность музыкального театра И. Стравинского, «топос природы» в симфониях Г. Малера, феномен самозаимствования в творчестве композиторов ХХ столетия, динамика творческого процесса («от черновика к орш'у») Д. Шостаковича.

Все затронутые работы, так или иначе, вписывают свой предмет - жанр, стиль, исполнительство - в культурный контекст, но иногда сама культура становится предметом исследования. Несколько примеров: «Музыкальная культура Мангейма 1760-1770-х годов», «Русский космизм в музыкальной культуре рубежа XIX-XX веков», «Дада-музыка: феномен на пересечении искусства и антиискусства», «Московский музыкальный концептуализм 1980-1990-х годов», «Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины XX - начала XXI века». Ряд исследователей освещают отдельные пласты: цер-ковно-певческую культуру, победные праздники, армейскую музыкальную практику.

Очень скромный интерес прослеживается в диссертациях к музыке кино. «Новый Вавилон» Д. Шостаковича предстает в контексте музыкального мира «великого немого». Молодых авторов привлекают трансформации в кино ценностных смыслов музыкальной классики (творчество

И. Брамса), а также редкие «портреты» в этой сфере - киномузыка А. Шнитке и Т. Ньюмана.

Один из примечательных тематических разделов, характерных для диссертационной науки в стране, связан с «идеологическими свободами» рубежа 1980-1990-х гг. - снятием негласных (или вполне гласных) запретов на исполнение и изучение духовной музыки. Соискателей интересуют фигуры композиторов и дирижеров, долгие годы остававшихся в тени, - Ю. Фалика, В. Гаврилина, Н. Голованова, Ав. Михайлова, В. Мартынова и др. В работах освещаются жанры католического и православного богослужения -хоралы, мессы, духовный концерт. Изучаются религиозные образы в музыке разных времен, отображается «краеведческий» ракурс взаимодействия светской и религиозной традиций.

Значимым научным мотивом в диссертациях последних лет можно назвать информацию о явлениях региональной музыкальной культуры - например, Казахстана на рубеже нового тысячелетия, очерки развития музыкального театра (в Хабаровске, Волгограде). Предметом наблюдения в информационном плане становятся явления и учреждения музыкальной культуры, профессиональные объединения и союзы в регионах.

И в заключение представленного краткого обзора данной научной сферы надо назвать два существенных направления - этнографию и музыку джаза. В работах первого существенное место занимает информация о региональных формах творчества-исполнительства самых разных областей страны. Джаз интересует специалистов в историко-информационном (течения, инструменты, личности) и теоретико-практическом плане (сущность импровизации и композиции). При этом фактически не отражены такие интригующе интересные объекты, как музыка кино (хотя «звездами» в этой области создано звуковое оформление к сотням фильмов) и музыка видеоигр, которую создают знаменитые композиторы - Ханс Циммер, Йеспер Кюд, Джереми Соул, Акира Ямаока.

Можно возразить, что в перечисляемой тематике диссертационных исследований не видна постановка проблем, которая может быть чрезвычайно актуальной. Во-первых, автором прочитаны несколько сотен работ, а во-вторых, «невооруженным глазом» видна сокрушительная инерционность тем и материалов. Резкостью этой формулировки хочется подчеркнуть невнимание к реалиям современной музыкальной культуры. Она переживает сегодня колоссальные метаморфозы, которые непосредственно сказываются, в частности, на академическом музыкальном образовании, переживающем явный кризис.

Адресация учебному процессу - сущностная практическая направленность диссертаций. Все темы, так или иначе, связаны с разработкой материалов, необходимых в учебных курсах, включая элективные дисциплины. Авторами развивается, уточняется, расширяется это информационное поле для отечественной предметоцентри-стской (не компетентностной) дидактической системы. Подумаем честно: кто читает это невероятное множество работ, кроме официальных оппонентов и нескольких членов диссертационных советов, «подстрекаемых» председателем и секретарем к участию в прениях...

Как повод к подтверждению квалификации вузовского педагога эти диссертации, безусловно, полезны и необходимы; как принадлежность учебного процесса - давно и далеко избыточны. Несмотря на указание практической значимости, в частности, адресации вузовским лекционным курсам, проблема обновления форм обучения в подобных работах не затрагивается даже косвенно.

Таким образом, с научными исследованиями в квалификационной сфере ситуация представляется ясной: их определенная «вторичность» -нормальный и естественный процесс. Они демонстрируют - весьма убедительно - профессиональный уровень вузовского преподавателя не в его нацеленности на открытия, а в плане усвоения содержания и методологий отечественной науки, характерных представлений, сформулированных ею.

Здесь не освещались отечественные научные источники, «адреса» научной методологии - это тема отдельной статьи, хотя надо отметить, что это труды более чем полувековой давности. Обозревая практически пятидесятилетнюю историю диссертационных исследований, можно с уверенностью утверждать: в этом и состоит закономерность - квалификационная отрасль научных работ опирается на «открытия», декларированные наукой.

В наше время совершенно очевидно угасание интереса к науке о музыке в плане подлинных новаций и открытий. Музыковедение пока не реагирует на главный фактор - принципиальные преобразования в музыкальной культуре. Ее система изменилась так, что надо наблюдать и происходящие изменения, и - самое главное -рассматривать, понимать и объяснять механизмы возникновения новых явлений и процессов. Среди них: снижение посещаемости филармонических залов в связи с доступностью любых музыкальных событий в компьютерном пространстве (в том числе при помощи компактных гаджетов), визуализация музыки (здесь имеется в виду академическая музыка, хотя и не только), собственно новый пласт специфического «любительского

музицирования» - Интернет-визуализации, впечатляющие по масштабам, медиа в педагогике и многое другое. Перспективы можно усматривать только в подобных направлениях, тематике,

проблематике. Вот почему актуальный подход к прогнозированию может быть связан лишь с наблюдениями за инновациями в науке о музыке, и это - тема для специальной статьи.

. > ПРИМЕЧАНИЯ « ■■

1 Само это понятие (scientist) принадлежит английскому философу и священнику, историку науки XIX века Уильяму Уэвеллу (1794-1866).

2 То есть доктор философии. В ряде университетов США к ней приравнивается общая степень доктора наук Sc. D. (Doctor of Science). В Европе только некоторые степени имеют специальные названия - доктор медицины, доктор права и доктор богословия. Помимо философского, в средневековом университете (прообразе современного вуза) существовали еще три факультета - медицины, юриспруденции и теологии. И ученые степени присваивались только по этим четырем сферам науки.

3 Частично в качестве характерных образцов привлекались диссертации, защищенные на протяжении четверти века в диссертационном совете Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, - полный обзор их представлен в специальной статье [3].

4 Темы диссертаций и авторефератов по специальности ВАК РФ 17.00.02 «Музыкальное искусство» приводятся с учетом информации, размещенной на Интернет-сайте: https://www.dissercat. com/catalog/iskusstvovedenie/muzykalnoe-iskusstvo.

5 В музыкальном вузе для педагогов исполнительских специальностей предусмотрена возможность присвоения ученых званий «в виде исключения» без защиты диссертаций. Она «компенсируется» подготовкой студентов - лауреатов авторитетных международных конкурсов. Эти требования в настоящее время чрезвычайно высоки, и ученая степень нередко представляется более реальной возможностью.

6 Критический мотив, обозначенный в статье, обусловлен попыткой оценить общую картину науки о музыке, увидеть перспективы и отметить инерционные моменты. Приводимые примеры никак не связаны с оценкой качества работ (их полноты, самостоятельности, убедительности). Учитывая большое число обозреваемых диссертаций, фамилии авторов не приводятся, упомянуты лишь отдельные формулировки тем.

7 Формулировка принадлежит автору исследования.

8 Альфонс Дипенброк (1862-1921) - нидерландский композитор и музыкальный критик.

9 Жерар Пессон (р. 1958) - современный французский композитор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Азон Фаттах (Азантин Фатахутдинов, 1922-2013) - татарский пианист и композитор, автор опер, театральной музыки, многочисленных песен, исполнявшихся звездами эстрады.

11 Соколов Иван Глебович (р. 1960) - российский композитор, пианист и музыковед, живущий и преподающий в России и Германии. Автор широко известных и востребованных циклов лекций о классической музыке, размещенных в социальных сетях.

12 В данном случае не подразумевается оценка всей научной продукции квалификационной отрасли в точном числовом измерении, эмпирически же такая картина представляется в целом достаточно достоверной.

13 Бендицкий Семен Соломонович (1908-1993) - пианист, основатель фортепианной школы Саратовской консерватории.

14 Якоб Хандл (или Якоб Галл, 1550-1591) - автор духовной музыки эпохи Возрождения, жил и работал на территории Австрии.

15 Пьер Аттеньян (1494-1552) - французский нотоиздатель и композитор.

16 Никола де Гриньи (1672-1703) - французский органист и композитор.

17 Андре Эрнест Гретри (1741-1813) знаменит своим вкладом в развитие французской комической оперы.

.1 » ЛИТЕРАТУРА « ■■

1. Назайкинский Е. В. Термины, понятия, метафоры // Советская музыка. 1984. № 10. С. 70-81.

2. Назайкинский Е. В. Еще раз о музыковедческих терминах и понятиях // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: материалы Междунар. науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. С. 3-13.

3. Тараева Г. Р. К юбилею Ростовского диссертационного совета: обзор научных исследований // Четверть века в музыкальной науке: к юбилею диссертационного совета Ростовской консерватории: сб. ст. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2020. С. 13-29.

4. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М.: Музыка, 1975. 532 с.

5. Мазель Л. А. Фантазия f-moll Шопена: Опыт анализа. М.: Музгиз, 1937. 184 с.

6. Цуккерман В. А. Соната си минор Ф. Листа: исслед. М., Музыка, 1984. 112 с.

7. Генебарт О. В. Семантика гармонических структур в камерных сочинениях С. В. Рахманинова 1910-х годов: автореф. дис. ... канд. иск. (17.00.02). Саратов, 2013. 22 с.

» REFERENCES « .

1. Nazaykinskiy E. Terminy, ponyatiya, metafory [Terms, concepts, metaphors]. In: Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1984. No. 10. Pp. 70-81.

2. Nazaykinskiy E. Eshcho raz o muzykovedcheskikh terminakh i ponyatiyakh [Once more on musicological terms and concepts]. In: Muzykovedenie k nachalu veka: proshloe i nastoyashchee [Musicology in the beginning of the century: the past and the present]: materials of International research conference. Moscow: Gnessins Russian Academy of Music, 2002. Pp. 3-13.

3. Taraeva G. K yubileyu Rostovskogo dissertatsionnogo soveta: obzor nauchnykh issledovaniy [Towards the jubilee of Rostov Dissertation Council: A review of scholar researches]. In: Chetvert' veka v muzykal'noy nauke: k yubileyu dissertatsionnogo soveta Rostovskoy konservatorii [A Quarter of Century in the Music Scholarship: Towards the jubilee of Rostov Conservatory Dissertation Council]: collected articles. Rostov-on-Don: S. Rachmaninov Rostov State Conservatory, 2020. Pp. 13-29.

4. Kurt E. Romanticheskaya garmoniya i ee krizis v «Tristane» Vagnera [Romantic harmony and its crisis in R. Wagner's "Tristan"]. Moscow: Muzyka, 1975. 532 p.

5. Mazel L. Fantaziya f-moll Shopena: Opyt analiza [Fantasy in F minor by F. Chopin: A Trial of Analysis]. Moscow: Muzgiz, 1937. 184 p.

6. Tsukkerman V. Sonata si minor F. Lista [Sonata in B minor by F. Liszt]: research work. Moscow: Muzyka, 1984. 112 p.

7. Genebart O. Semantika garmonicheskikh struktur v kamernykh sochineniyakh S. Rakhmaninova 1910-kh godov [Semantics of harmonic structures in the chamber works by S. Rachmaninoff of the 1910s]: Abstract of Ph. D. (Art) Thesis. Saratov, 2013. 22 p.

Тараева Галина Рубеновна

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону

taragr@mail.ru ORCID: 0000-0002-5696-2570

Galina R. Taraeva

Dr. Sci. (Art), Professor at the Department of Music Theory and Composition S. Rachmaninov Rostov State Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don

taragr@mail.ru ORCID: 0000-0002-5696-2570

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.