22. Journals of the House of Lords. London, s. a., Vol. VII. P. 696.
23. РГАДА. Ф. 35, Сношения с Англией, 1645 г. Д. 2(154). Л. 61.
24. Там же. Л. 80-81.
25. Там же. Л. 81.
26. Там же. Л. 48.
27. Там же. Л. 55.
28. Там же.
29. Там же. Л. 61-62.
30. Там же. Л. 65.
31. Полное собрание законов Российской Империи. Т. 1. № 9.
32. Белокуров С. А. О посольском приказе. М., 1906. С. 120.
УДК 930(470)"1941/1945"
С. А. Кропачев
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ И ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ О ПОТЕРЯХ СССР в 1941-1945 гг.
В данной статье рассматриваются вопросы формирования отечественной историографии о потерях СССР в Великой Отечественной войне. Критически осмысливаются публикации военных и послевоенных лет о демографических последствиях для Советского государства самой масштабной войны XX в.
In this article are discussed formation of domestic historiography about the losses of the USSR in The Great Patriotic war. Critical to absorb publication military and post-war years about the demographic impact for the Soviet State in the biggest war of the 20th century.
Ключевые слова: потери в войне, отечественная историография, Великая Отечественная война, Красная армия, Сталин.
Keywords: losses in the war, domestic historiography, The Great Patriotic war, The Red Army, Stalin.
В 2010 г. в России отметили 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для тех, кто пережил войну, и для их потомков Победа навсегда останется величайшим событием XX в. Важнейшей нравственной и научной проблемой является цена, которую народы СССР заплатили за разгром врага, достижение Победы. На разных этапах послевоенной отечественной истории вопрос о потерях в войне становился предметом острых научных дискуссий, политических игр, идеологических противоборств. В советский период история войны и её итоги стали заложниками глобального противостояния между Востоком и Западом, аргументами в споре об исторических преимуществах того или иного общественно-политического строя.
© Кропачев С. А., 2010 56
Официальная отечественная историография Великой Отечественной войны в целом и её демографических последствий в частности прошла сложный и извилистый путь. От прямых фальсификаций и лжи о потерях СССР в войне до глубоких и объективных исследований, которые приближают нас к исторической правде.
В настоящей статье анализируются отечественные публикации 1940-х - середины 1950-х гг. о потерях СССР в Великой Отечественной войне. Важнейшими чертами исследований этих лет стали сокрытие истинных данных о потерях СССР в войне, прямые фальсификации на этот счёт, завышение сведений о числе погибших военнослужащих и мирных граждан Германии. Литература, выходившая в эти годы, носила исключительно прикладной, пропагандистский характер. Её задачей было обслуживать главный идеологический постулат об итогах войны, а именно: «...победа означает прежде всего, что победил. советский общественный строй, что советский общественный строй с успехом выдержал испытание в огне войны и доказал свою полную жизнеспособность» [1]. Нечего и говорить о том, что в литературе 1940-х - первой половины 1950-х гг. даже в постановочном плане не поднимались вопросы о структуре потерь в годы войны, числе военнопленных, масштабах политических репрессий, депортаций и др.
Первым автором, опубликовавшим данные о масштабах потерь СССР и Германии в первые месяцы войны, был И. В. Сталин. Выступая с докладом на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1941 г., он заявил: «За 4 месяца войны мы потеряли убитыми 350 тысяч и пропавшими без вести 378 тысяч человек, а раненых имеем 1 миллион 20 тысяч человек. За тот же период враг потерял убитыми, ранеными и пленными более 4-х с половиной миллионов человек. Не может быть сомнения, что в результате 4-х месяцев войны Германия, людские резервы которой уже иссякают, - оказалась значительно более ослабленной, чем Советский Союз, резервы которого только теперь разворачиваются в полном объёме» [2].
В своём докладе, по расчётам ряда авторов, Сталин завысил потери врага в 6,5-6,9 раза, а собственные снизил в 6-8 раз [3]. Налицо явная фальсификация данных о советских потерях. Не мог Сталин не знать истинного (или близкого к нему) положения дел. Известно, что только пленными Красная Армия в 1941 г. потеряла до 3,9 млн человек [4], о которых Сталин даже не упомянул. Сталинские приёмы фальсификации -занижение собственных потерь, преувеличение потерь противника, замалчивание «неудобных»
тем (количество попавших в плен солдат и офицеров, коллаборационистских формирований, умерших от голода в годы войны, погибших в лагерях и др.) - надолго вошли в арсенал авторов, писавших об итогах войны.
16 декабря 1941 г. газета «Правда», орган ЦК ВКП(б), - опубликовала выступление Гитлера в рейхстаге от 11 декабря, в котором были названы масштабы потерь Германии на Восточном фронте с 22 июня по 1 декабря - 162 314 убитыми, 571 767 ранеными, 33 334 пропавшими без вести, а всего 767 415 человек [5]. Эти цифры были почти в шесть раз меньше названных Сталиным месяц назад, поэтому в СССР однозначно трактовались как лживые. На протяжении военных и послевоенных лет официальные советские издания многократно преувеличивали масштабы потерь противника, а свои занижали.
К первой годовщине начала Великой Отечественной войны, 23 июня 1942 г. в «Красной звезде», органе Наркомата обороны СССР, были опубликованы официальные советские данные о потерях воюющих сторон за двенадцать месяцев. Немецкие потери убитыми, ранеными и пленными оценивались в 10 млн человек, а советские - в 4,5 млн [6]. Эти данные были обнародованы в крайне тяжёлое для СССР время. На южном крыле Восточного фронта провалилось авантюрное наступление советских войск на Харьков. Это привело к тому, что враг получил решающий перевес на сталинградском и кавказском направлениях. Советские части в массовом порядке отступали, неся огромные потери убитыми, ранеными и пленными. Только в районе Харькова в плен попало 240 тыс. солдат и офицеров [7]. По немецким данным, с 1 июня по 1 сентября 1942 г. количество советских военнопленных, находившихся в лагерях верховного главнокомандования вооружённых сил Германии (ОКВ) и использовавшихся в качестве рабочей силы в немецкой экономике, увеличилось на 1 074 387 человек [8]. Положение было настолько критическим, что даже Сталин, как известно, вынужден был признать горькую правду о поражениях Красной Армии в печально известном приказе № 227 от 28 июля 1942 г. [9] При этом потери противника были всё равно выше советских более чем в два раза. Естественно, что оценки Германией собственных потерь, опубликованные по истечении первого года войны с СССР, подвергались сомнению как крайне необъективные [10].
1943 год был объявлен Сталиным годом коренного перелома в ходе войны [11]. Перелом наступил в пользу, конечно же, Советского Союза, а фашистская Германия переживала «глубокий кризис» и стояла «перед своей катастрофой» [12].
Понятно, что в условиях наступления Красной Армии под Сталинградом и Курском, всеоб-
щих успехов и побед, потери врага должны были быть больше, а Красной Армии, перемоловшей «наиболее опытные старые кадры немецко-фашистских войск» [13], - меньше. Выступая 6 ноября 1943 г. с докладом, посвящённым 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, Сталин заявил, «что по окончании Сталинградской битвы было подобрано и похоронено 147 тысяч 200 убитых немецких солдат и офицеров и 46 тысяч 700 убитых советских солдат и офицеров» [14]. Сталинград был объявлен «закатом немецко-фашистской армии», после которого... «немцы не могли уже оправиться» [15]. Ещё раньше - в апреле 1943 г. - газета «Правда» назвала более фантастические цифры потерь врага за период зимнего наступления РККА с 10 ноября 1942 г. по 31 марта 1943 г. -свыше 850 тысяч человек только убитыми [16]. Битва под Курском, по мнению официальной сталинской пропаганды, во-первых, завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войн, а во-вторых, нанесла ещё больший урон врагу, чем за время зимнего наступления. За период с 5 июля по 5 ноября 1943 г. Советская Армия, по данным газеты «Правда», разбила 144 дивизии противника, который потерял убитыми до 900 тысяч солдат и офицеров [17].
По оценкам Сталина, с ноября 1942 по ноябрь 1943 г. Германия «на советско-немецком фронте потеряла более 4-х миллионов солдат и офицеров, из них не менее 1 миллиона 800 тысяч убитыми» [18]. О потерях собственной армии Сталин предпочёл не говорить вообще. Само собой разумелось, что они были гораздо меньше, чем у врага.
За все годы войны в вермахт было призвано 15,8 млн человек [19]. Если верить сталинской пропаганде, то уже к концу 1943 г. все они - и мобилизованные, и пока ещё нет, - были убиты, ранены, взяты в плен.
Оценки собственных потерь и потерь противника в официальных советских изданиях и выступлениях руководителей СССР не стали более объективными и на завершающем этапе войны. Они были насквозь лживыми, а тональность публикаций становилась всё более победной, эйфо-ристичной. Приближался разгром врага, долгожданная Победа. А победителей, как известно, не судят. И не всё ли равно - сколько жизней советских граждан пришлось положить на алтарь Победы, и не всё ли равно - были ли объективными официальные оценки потерь противника. В своих Приказах, докладах, обращениях, опубликованных в 1944-1945 гг., Сталин практически не обращался к масштабам потерь. Он отсылал слушателей и читателей к «сводкам Со-винформбюро» [20]. Лишь изредка приводил от-
дельные цифры - в 1944 г. «было разбито и выведено из строя до 120 дивизий немцев и их союзников» [21], «за 40 дней наступления в январе - феврале 1945 г. Германия потеряла свыше 350 тысяч солдат и офицеров пленными и не менее 800 тысяч убитыми» [22] и др.
После окончания Великой Отечественной войны Сталин был объявлен главным в её победоносном завершении. Вот как об этом говорилось в краткой биографии Сталина: «Наступил великий день победы над Германией. Все мысли, все чувства советских людей были обращены к тому, кто вёл нашу страну через трудности и испытания войны, кто спас страну от гибели, чей гений указал путь к победе, чья воля привела страну к победе, - к великому Сталину!» [23]
После таких оценок роли Сталина в Великой Отечественной войне не трудно понять, почему в литературе военного и послевоенного периода, при его жизни, невозможно найти объективных оценок потерь СССР. Правда об истинных масштабах жертв войны - серьёзный повод усомниться в «гениальности» «великого полководца».
Сталин после войны (февраль 1946 г.) всё же обнародовал число погибших советских военнослужащих и гражданских лиц - «около 7 млн человек» [24]. Но уже тогда руководству СССР были известны другие цифры - 15 млн безвозвратных потерь [25]. Сталин в феврале 1946 г. число погибших советских граждан назвал обобщённо, грубо, не придав этому особого значения, словно между прочим. Его волновали совсем другие темы, прежде всего, обустройство своей империи, возникшей на обломках фашизма. После 1946 г. Сталин больше не возвращался к оценке советских потерь в годы войны. В течение пятнадцати лет, до 1961 г., цифра в 7 млн погибших доминировала на страницах советской официальной идеологической и исторической литературы [26]. Чтобы снять все вопросы и не трогать весьма «острую» тему, Сталин запретил в 1949 г. проводить всеобщую перепись населения СССР, результаты которой могли пролить свет на истинные масштабы советских военных потерь [27].
После войны в западной литературе стали появляться различные оценки безвозвратных потерь военнослужащих и гражданского населения стран-участниц Второй мировой войны. Их амплитуда колебалась от 22-23 млн до 31 млн и даже 50-60 млн человек [28]. Последние оценивались в советской литературе как преувеличенные [29]. Отечественные авторы давали «умеренную», сдержанную оценку всеобщих безвозвратных потерь в 1939-1945 гг. - 28,5 млн солдат и офицеров, а также погибших среди гражданско-
го населения [30]. Жертвами Второй мировой войны, включая убитых, раненых и пропавших без вести, по их мнению, стали примерно 4650 млн человек [31].
Первоначальный этап историографии продолжался примерно 15 лет. Сталинские «методы» анализа исторических событий, безапелляционные выводы словно свинцовой плитой придавили всё живое, не было даже попыток предложить альтернативные исследования. Авторы либо просто повторяли сталинские цифры, либо обходили вопрос о потерях стороной, предпочитая писать о подвигах и славе [32]. Изменения в оценках событий войны и ее демографических последствий стали происходить в середине 1950-х гг. После ХХ съезда КПСС, изменений политического курса в СССР постепенно начали переосмысливаться роль Сталина в достижении победы, итоги Великой Отечественной войны, называться более реальные масштабы потерь советского государства в 1941-1945 гг.
Примечания
1. Сталин И. В. Соч.: Т. 16. 1946-1952. М., 1997. С. 7.
2. Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Изд. 5-е. М., 1952. С. 20.
3. Соколов Б. В. Правда о Великой Отечественной войне: (сб. ст.). СПб., 1998. С. 249; Первышин В. Г. Сталин и Великая Отечественная война. М., 2004. С. 325.
4. Население России в XX веке: исторические очерки: в 3 т. Т. 2. 1940-1959. М., 2001. С. 143.
5. Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. Людские потери вооружённых сил европейских стран в войнах ХУП-ХХ вв. (историко-статистичес-кое исследование). СПб., 1994. С. 198; Далее ссылки на эту книгу мы делаем по изданию 1994 г. Впервые работа «вышла в свет» в 1960 г.
6. Соколов Б. В. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. С. 175; Соколов Б. В. приводит данные Гитлера, высказанные на совещании 6 декабря 1941 г. с руководством сухопутных сил о потерях русских в 8-10 млн человек // Правда о Великой Отечественной войне. С. 248.
7. Кропачев С. А. Хроника коммунистического террора. Трагические фрагменты новейшей истории Отечества. События. Масштабы. Комментарии. Ч. 2. 1941-1953 гг. Краснодар, 1998. С. 9.
8. Россия и СССР в войнах XX века: статистическое исследование. М., 2001. С. 460 (расчёт - наш).
9. См.: 1418 дней войны: из воспоминаний о Великой Отечественной. М., 1990. С. 223-226.
10. Германия оценивала свои потери к середине 1942 г. в 337 342 убитых и пропавших без вести // Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. С. 198.
11. Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. С. 110-115.
12. Там же. С. 115.
13. Там же. С. 112.
14. Там же. С. 113.
15. Там же.
16. Правда. 1943. 3 апр.
17. Правда. 1943. 5 ноября.
18. Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. С. 112.
19. Первышин В. Г. Указ. соч. С. 346.
20. См., например, Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. С. 156.
21. Там же.
22. Там же. С. 178-179.
23. И. В. Сталин. Краткая биография. 2-е изд., испр. и доп. М., 1953. С. 219.
24. Большевик. 1946. № 5. С. 3.
25. Об этом упоминал Д. А. Волкогонов // Триумф и трагедия. Кн. 2. М., 1990. С. 418.
26. См., например: Голиков С. Выдающиеся победы Советской Армии в Великой Отечественной войне. М., 1954. С. 275; и др.
27. Первышин В. Г. Указ. соч. С. 345.
28. Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. С. 402-403.
29. Там же. С. 403.
30. Важнейшие операции Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1956. С. 13.
31. Там же.
32. См., например: Минц И. Великая Отечественная война Советского Союза. М., 1947; Аниси-мов И. В., Кузьмин Г. В. Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945 гг. М., 1952; Тель-пуховский Б. С. Великая Отечественная война Советского Союза: 1941-1945 гг. М., 1952; и др.