публикации членов российской академии образования
Дубровина И.В.
отечественная классическая литература в контексте культурного развития школьников
Понятие «образование» всегда было связано с понятием «культура» и обозначало специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. «В культуре представлена важнейшая способность человека и всего «человеческого рода» - способность к саморазвитию» [10, с.25]. Передача культурного, духовного наследия от одного поколения к другому не осуществляется автоматически, история культурного развития ребенка, по словам Л.С. Выготского, приводит вплотную к вопросам воспитания. Чем шире диапазон культуры, с которой взаимодействует человек с момента своего рождения, тем больше оснований для развития его как личности, больше шансов для укрепления и проявления всего спектра его индивидуальности.
Передачу культурного духовного наследия от одного поколения к другому обеспечивает искусство. Литература, театр, живопись, музыка - их история уходит вглубь веков, имеет тысячелетние традиции. Воссоздавая образы жизни, искусство дает людям живое, несколько иное знание, чем то, которое дает наука, и знание столь же необходимое. «Наука и искусство - это как бы два глаза человеческой культуры, - пишет Ю.М. Лотман. - Обладая одним глазом, человечество бы обладало, как и одноглазый человек, неким плоским и однолинейным знанием: именно «разнооснованность» искусства и науки и создает объемность нашего знания. Искусство - это возможность пережить непережитое, возможность приобрести опыт там, где нет опыта, возможность прохождения непройденных дорог, оно расширяет наши возможности» [9, с. 522].
Главное свойство истинного искусства и состоит в том, чтобы заражать и заряжать людей вложенными в эти произведения чувствами, мыслями [Платон, Л.Н. Толстой].
Особое место в сохранении и развитии культуры занимает отечественная классическая литература - один из важнейших видов искусств, художественного творчества. «Каждая национальная культура начинается с образования национального литературного языка и национальной литературы» [10, с. 21].
Классические произведения отечественной литературы имеют решающее значение в воспитании, развитии личности растущего человека.
В произведениях искусства, в том числе в художественной литературе, присутствует душа художника, потому искусство способно создавать «партитуру чувств», - замечал Л.С. Выготский [3, с. 147]. Отсюда - огромная заложенная в искусство сила культурного воздействия на умы и чувства людей.
Но это воздействие может быть позитивным или негативным или вообще не состояться. Почему?
«Первое, - пишет Д.С. Лихачев, - на что необходимо обратить внимание, восстанавливая связь между творцом и тем, кому предназначено его творчество, это на сотворчество воспринимающего, без которого теряет свое значение и само творчество» [8, с. 351].
Художественное восприятие литературного произведения, по сути, является диалогом двух субъектов - автора и читателя. Великие писатели обладают такой способностью выражать собственную личность в своих произведениях, что в сознании читателя создается сильнейшая иллюзия личностного общения с автором [8, с. 176].
Суть общения как раз и состоит в том, что оно обогащает людей - дает возможность приобщиться к мыслям, чувствам другого человека, уточнить свое мироощущение, понимание происходящего и пр.
Как известно, наряду с межличностным общением (человек - человек) развивается так называемое «опосредованное общение» [П.М. Якобсон] - человек общается не непосредственно с другим человеком, а с тем духовным продуктом, который тот человек создал - с книгой. Иными словами, возникает общение с миром человеческой культуры, запечатленной в этом произведении, с миром мыслей, рассуждений, переживаний, предположений автора.
Но такое «сотворчество», диалогическое общение читателя с автором, возникающая потребность в книге как постоянном собеседнике обусловлены культурой восприятия, понимания и сопереживания читателей, их психологической готовностью к общению, к «сотворчеству» с авторами произведения. Многие школьники к такому «сотворчеству» не готовы.
Одна из важных задач современного образования - научить и приобщить школьников к чтению, которое рассматривается учеными как один из видов коммуникативной деятельности, результатом которой являются не материальные продукты, объекты, ценности, но внутренние, качественные изменения в духовном мире растущего человека. «Чтение - ничем не компенсируемое средство приобщения не только к информации, но и эмоциональному переживанию, своеобразная школа чувств, школа сопричастности разным человеческим судьбам, развития духовности» [4, с.480].
Сегодня школьники мало читают. Почему? Любовь и привычка к чтению берут начало в дошкольном детстве. И зависят от того, какое место в общем укладе семьи занимает книга [ 7].
К сожалению, как свидетельствуют данные исследований социологов и культурологов, произошел качественный перелом в отношении к чтению, чтение в России перестало быть национальной ценностью. Да и в школьных программах
сокращается объем предметов гуманитарного цикла, в том числе и по литературе.
А между тем именно чтение многократно расширяет и обогащает условия культурного развития растущего человека, включая в эти условия общение с миром культуры, запечатленной в книгах. Еще В.А. Сухомлинский замечал, что одной из причин духовной пустоты является отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе.
У читающего человека обогащается речь, язык - одно из главных показателей развития и проявления культуры. Сегодняшнее негласное пренебрежение общества русским языком, бедный словарный состав речи школьников, недостаточное внимание в школе к уровню владения детьми и подростками родным языком вызывает тревогу. Речь, язык - не просто средства коммуникации. Язык является важнейшим способом формирования и существования знаний человека о мире. Гимн слову мы находим в книге Л. Успенского «Слово о словах». Он пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. ...В школе сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ребенку отраженная в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узнает то, что еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза .. .Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячи лет до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку..» (14, с. 5-7 ). Без знания и уважения родного языка невозможно воспитание культурного человека. «Самое могучее орудие культуры, в котором отпечатывается душа национальности, есть язык. В языке мы имеем неисчерпаемую сокровищницу возможностей культуры», - писал С. Булгаков [цит. по 12, с. 308].
Растущего человека надо готовить к «сотрудничеству» с авторами любого произведения искусств. Это иллюзия, что читать книгу, смотреть кино, воспринимать спектакль можно без какой-либо подготовки.
Еще в 1909 году Н.В. Чехов писал о том, что вопрос о правильной подготовке к самостоятельному чтению является одним из важнейших в деле воспитания. Но воспитательный эффект такой подготовки, замечал он, возможен лишь при условии, если: во-первых, литература, обращенная к детям, является высоким искусством; во-вторых, если в раннем детстве «внушена любовь и привычка к чтению» [цит. по , 11, с. 3].
Обратим внимание на то, что только та литература, которая является высоким искусством, вводит детей, школьников в культуру. Не случайно в школьную программу по литературе включены классические произведения отечественной литературы.
Но здесь скрыта и возможная «опасность» для культурного развития школьников, которая заключается в том, что в школе детям нередко «подсовывают» имитации русской литературной классики. Не всегда понятно, какое отношение к русской классике имеет то, что происходит на уроках литературы. « Сегодня в школе не только сокращают часы на гуманитарные предметы, но и ведут их так,
что только подрывают авторитет этих дисциплин... Мы отлично научились заниматься убиением живого интереса к литературе, истории, этического наслаждения, . привычки искать в сочинениях писателей размышления и ответы на серьезные жизненные вопросы» [9, с. 246].
Чтение классической литературы, в которой человек предстает в богатстве и сложности своих мыслей, чувств, переживаний, планов, сомнений и пр., которая помогает осознавать назначение и ценность человеческой жизни, приобщиться к культуре человеческих отношений, нередко заменяется легким чтивом текстов в виде кратких пересказов (переложений) великих творений.
Если раньше в помощь учащимся издавались хрестоматии, где хоть в сокращенном виде, но был представлен оригинальный текст автора, то сейчас для школьников издаются так называемые краткие пересказы классических произведений. В головы учеников «вкладываются» готовые формулировки, удобные для ответов и написания сочинений. Например, в книжке «Все произведения школьной литературы в кратком изложении» [1] на 400 страницах пересказаны произведения русской классики от «Слова о полку Игореве» до Юрия Казакова и Валентина Распутина. Авторы этого «пособия» своими словами с некоторыми цитатами из текстов пересказывают коротко основной сюжет классических произведений.
Но характер героев, их отношения, переживания, размышления выявляются не только и не столько через действие, но и через речь персонажей, через богатство описания их чувств, мыслей, отношений и др.
Художественная литература включает целый комплекс «механизмов» духовности: разум, эмоции, воображение; создает эффект присутствия в «предлагаемых обстоятельствах», требующий отношения к происходящему и пр. В художественных образах отражается внутренний мир человека, разнообразие человеческих характеров и судеб. Подлинные образы искусства передают не только отдельные человеческие черты, стороны его личности, а человека как целого, во всей его сложности, противоречивости и многообразии. Тем самым у читающего человека обогащается собственный духовный опыт, он начинает постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека, приобретает опыт сочувствия, сопереживания людям.
Пересказ авторами сборников для чтения «своими словами» классических текстов, во-первых, тормозит развитие речи учащихся, не способствует обогащению их языка - главного проявления культуры человека. Ведь об особенностях личности и характера героя читатель получает представление не только через описание поступков, но и через индивидуализированную речь персонажа. Слово - основное выразительное и изобразительное средство литературы. Д.С. Лихачев подчеркивает, что язык является не только способом общения, но и неким «концентратом» культуры.
Во-вторых, восприятие текста в пересказе «своими словами» не способствует пониманию образности, выразительности характеров и судеб людей и общества. Для понимания чувств, мыслей литературного персонажа большое значение имеет словесный психологический портрет, «рисуемый» автором. Благодаря точности
и художественному богатству словесного описания чувств литературных героев обогащается и эмоциональная жизнь читателя.
В-третьих, такое знакомство с литературой тормозит развитие так называемого «опосредованного» общения [П.М. Якобсон], когда человек общается не непосредственно с другим человеком, а с миром его мыслей, рассуждений, культуры, запечатленными в созданном автором произведении художественной литературы.
При чтении пересказов великих творений другими людьми у школьника не возникает диалогического общения с миром культуры, запечатленной в этом произведении; у него не возникает желание, не развивается умение формулировать и обосновывать свое мнение, сопереживать, спорить или соглашаться с автором, героями. Поэтому не происходит необходимого «сотворчества» школьников с создателями произведений искусств, главная ценность которого - те «преобразования», которые совершаются, вернее, могли бы совершиться в личности растущего человека.
Замена оригинальных созданий пересказом их содержания обычно объясняют трудностью понимания школьниками классических произведений. Однако, сложности классической литературы для восприятия школьников скорее определяются заформализованными стандартами гуманитарного образования и слабой подготовкой современного учителя, которого тоже «жалели» и оберегали от серьезного чтения. А по справедливому замечанию Ю.М. Лотмана, если понижается уровень культуры учителей - понижается уровень школьников, а вслед за этим - студентов и аспирантов. А далее - и общества в целом.
Конечно, работа с классическими текстами трудна. Но, по словам М.К. Ма-мардашвили, важно подходить к тексту не как к мертвому грузу учености, а как к чему-то живому, в чем бьется пульс мысли и чувства [5, с. 45].
Наверное, сверхзадача учителя литературы - осознавать и помнить, что он реализует на каждом уроке сложнейший процесс вхождения вместе с учениками в культуру художественного творчества. Взаимодействие учителя и учеников на уроке составляет специфическое образовательное пространство, наполненное особым психологическим содержанием: возникающий эмоциональный контакт между учителем и учениками перерастает в эмоциональный контакт между учениками и автором (или героями) изучаемого произведения. Если учитель будет превращать художественные произведения в нудные моралистические поучения по известной схеме: «В чем мы должны подражать такому-то герою, а в чем нет?» и т.п., то при всех его благих намерениях он принесет лишь вред. Уроки литературы, по мысли Ю.М. Лотмана, должны дать ученику «привычку искать в сочинении писателей ответы на серьезные жизненные вопросы». Процесс изучения литературы в школе должен быть ориентирован на выявление и развитие у школьников способности размышлять, сопоставлять факты, делать выводы, сопереживать [ 9, с. 159].
Пробуждение на уроках литературы живого чувства и живой мысли учащихся позволяет реализовывать позитивное культурное воздействие не только прочитанного, но и экранизированного произведения, так как различные сферы
искусства существуют не сами по себе, а во взаимосвязи. Не случайно, Д.С. Лихачев рассматривал культуру как определенное пространство, из которого нельзя изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные. Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной ее части [8, с. 350].
Особое место в эмоциональном восприятии человеком произведений искусства занимают эстетические чувства. Эстетическое восприятие - это сложный процесс соучастия и сотворчества автора произведения и воспринимающего субъекта. «Эстетическая реакция есть реакция в ответ на произведение искусства и новый сильнейший раздражитель для дальнейших поступков» (3, с 317). В эстетическом освоении действительности через искусство формируются этические категории «добро», «зло», «ответственность», «вина», «совесть» и др.
Развитое эстетическое чувство позволяет познать самую суть и красоту произведений искусства и окружающего мира, природы, людей - испытать эстетическое чувство прекрасного. Не случайно В.А. Сухомлинский отмечал, что к юности больше всего применима закономерность, которая может быть сформирована следующим образом: благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в себе [13].
Именно эстетическое восприятие художественного произведения следует рассматривать как предпосылку и условие плодотворной реализации всего того духовного, нравственного, социального богатства, которое заложено в произведении. Относиться к книге лишь как источнику информации означает игнорировать истинно бесценные ее возможности [11].
Уроки литературы заключают в себе уникальную возможность развития эстетического восприятия и эмоциональной восприимчивости как предпосылки полноценного эмоционального отклика на широкий круг явлений окружающей жизни. Тем самым они заключают в себе возможность приобщения школьников к широкой сфере искусств и являются одним из важнейших элементов воспитательной работы учителя.
Эмоциональный мир школьника - сложнейшая проблема. Способность человека к переживанию, сопереживанию, способность сорадоваться, сочувствовать, содействовать, испытывать чувства совести, благодарности, поступать великодушно - являют собой суть тончайших человеческих отношений и основу нравственных чувств, которые предполагают отношение к человеку как к высшей ценности. Эти чувства регулируют взаимоотношения с окружающим миром, помогают найти свое место в нем.
Человек воспринимает мир, взирает на него, относится к нему сквозь призму своих переживаний. Богатство собственных переживаний помогает школьнику понимать переживания других людей. Не случайно, В.В. Давыдов считал, что одним из основных личностных новообразований подросткового возраста является желание и умение взрослеющего человека понимать чувства, настроения, интересы других людей и строить свое поведение и отношения в соответствии с этим [6].
Учить чувствовать - самое трудное, что есть в воспитании. Ю.М. Лотман
замечал: «. есть одна важная сфера воспитания - воспитание души . Именно литература несет в школе основную долю того важнейшего и вместе с тем очень трудного дела, которое мы называем воспитанием души» [9, с. 159].
«Воспитание души» необходимо и для понимания содержания литературного произведения, и для сопереживания тому, что происходит с его героями. «Воспитание души» процесс сложный и постепенный, и ему должны предшествовать, по предположению В.П. Зинченко, малые шаги в ее постепенном укреплении -содействие, сочувствие, сопереживание, сострадание, соучастие и пр. [5].
Школа же акцентировала основное внимание на одном аспекте образования - на интеллектуальном развитии, усвоении знаний ученика, на его подготовке к сдаче ЕГЭ и к поступлению в вуз. И значительно меньше внимания - вопросам воспитания: развитию потребностей, мотивов, чувств, общения, отношений и пр. Отсюда - общая скудость эмоциональной сферы многих сегодняшних детей, развитием которой никто серьезно не занимается. А между тем, Л.С. Выготский подчеркивал, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. Ведь эмоции не менее важный агент, чем мысль» [2, с 142].
Более того, эмоции школьников указывают, насколько благополучно формируется то, что К.Д. Ушинский назвал строем человеческой души. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понимать и другого человека, и произведения искусства, будь то литература, театр, кино, живопись, и самого себя, и саму жизнь, и др.
При культурном развитии растущего человека ум и чувства развиваются равномерно. Развитие одного вне развития другого ведет к ущербности развития личности. «Познавая и переживая нечто, мы одновременно познаем и себя и этим самопознанием доопределяем это нечто, самоопределяем, в пределе - изменяем, сотворяем себя» [5, с. 44].
Русская классическая литература обладает величайшими возможностями культурного развития школьников. Но реализуются эти возможности при условии, что с художественным произведением встречается не просто школьник такого-то возраста, а психологически подготовленный читатель. Это происходит тогда, когда школьник с позиции своего восприятия содержания художественного произведения, своего понимания позиции автора, своего сопереживания всему тому, что автор включил в повествование, вступает в диалог с создателем этого произведения и вместе с ним поднимается на новую ступень своего культурного развития.
литература
1. Все произведения школьной литературы в кратком изложении /Ю. Дол-билова и др. - изд. 10-е, Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 400 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - 480 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусств. - М., 1968.- 560 с.
4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М., 2000. - 610 с.
5. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. - М., 2002. - 431 с.
6. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» /С чего начинается личность. М., 1979. - 240 с.
7. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования - СПб., Нестор-История, 2016. - 180 с.
8. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. - 560 с.
9. Лотман Ю.М. Воспитание души. - СПб., 2003. - 612 с.
10. Межуев В.М. Современное знание о культуре. - СПб., 2008. - 26 с.
11. Русская литература для детей /Под ред. Т.Д. Полозовой. - М., ACADEMA, 2000. - 506 с.
12. Скатов Н. О культуре. - СПб.: СПб ГУП, 2010. - 365 с.
13.Сухомлинский В.А. О воспитании /Составитель С. Соловейчик. - М., 1973. - 271 с.
14. Успенский Л. Слово о словах. - М., 1957. - 380 с.
Бордовская Н.В., Кошкина Е.А.
междисциплинарные исследования как научный ресурс развития современного образования1
На данном этапе развития наук об образовании, к которым традиционно относятся педагогика и педагогическая антропология, психология образования, экономика, социология и философия образования, наряду с тенденцией разрастания «дерева» тематических знаний все же более актуальны процессы группировки и интегрирования отдельных дисциплин, образования междисциплинарных связок и формирования устойчивых внутри-дисциплинарных и мультидисциплинарных кластеров. Связано это с тем, что накопленные к настоящему времени знания о большинстве изучаемых (или управляемых) объектов образовательной практики представляют собой гигантские массивы узко предметной информации, которые по своему объёму
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 16-06-00486).