Научная статья на тему 'Отечественная классическая литература в контексте культурного развития школьников'

Отечественная классическая литература в контексте культурного развития школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
540
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / КЛАССИЧЕСКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / CLASSICAL RUSSIAN LITERATURE / ЧТЕНИЕ / READING / ДИАЛОГ / DIALOGUE / УРОК / LESSON / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / EMOTIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дубровина И.В.

В статье рассматривается вопрос о значении отечественной художественной литературы в культурном развитии школьников. Обосновывается положение о необходимости создания определенных условий в семье и школе по формированию психологической готовности детей и школьников к восприятию литературного произведения, к вступлению в диалогическое общение с автором художественного произведения и его героями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National classical literature in the context of cultural development of schoolchildren

The article highlights the importance of national fiction in the cultural development of schoolchildren. The author substantiates the necessity of creating certain conditions in the family and school for the formation of the psychological readiness of children and schoolchildren for the apprehension of a literary work, for entering into dialogical communication with the author of a work of art and its characters.

Текст научной работы на тему «Отечественная классическая литература в контексте культурного развития школьников»

публикации членов российской академии образования

Дубровина И.В.

отечественная классическая литература в контексте культурного развития школьников

Понятие «образование» всегда было связано с понятием «культура» и обозначало специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. «В культуре представлена важнейшая способность человека и всего «человеческого рода» - способность к саморазвитию» [10, с.25]. Передача культурного, духовного наследия от одного поколения к другому не осуществляется автоматически, история культурного развития ребенка, по словам Л.С. Выготского, приводит вплотную к вопросам воспитания. Чем шире диапазон культуры, с которой взаимодействует человек с момента своего рождения, тем больше оснований для развития его как личности, больше шансов для укрепления и проявления всего спектра его индивидуальности.

Передачу культурного духовного наследия от одного поколения к другому обеспечивает искусство. Литература, театр, живопись, музыка - их история уходит вглубь веков, имеет тысячелетние традиции. Воссоздавая образы жизни, искусство дает людям живое, несколько иное знание, чем то, которое дает наука, и знание столь же необходимое. «Наука и искусство - это как бы два глаза человеческой культуры, - пишет Ю.М. Лотман. - Обладая одним глазом, человечество бы обладало, как и одноглазый человек, неким плоским и однолинейным знанием: именно «разнооснованность» искусства и науки и создает объемность нашего знания. Искусство - это возможность пережить непережитое, возможность приобрести опыт там, где нет опыта, возможность прохождения непройденных дорог, оно расширяет наши возможности» [9, с. 522].

Главное свойство истинного искусства и состоит в том, чтобы заражать и заряжать людей вложенными в эти произведения чувствами, мыслями [Платон, Л.Н. Толстой].

Особое место в сохранении и развитии культуры занимает отечественная классическая литература - один из важнейших видов искусств, художественного творчества. «Каждая национальная культура начинается с образования национального литературного языка и национальной литературы» [10, с. 21].

Классические произведения отечественной литературы имеют решающее значение в воспитании, развитии личности растущего человека.

В произведениях искусства, в том числе в художественной литературе, присутствует душа художника, потому искусство способно создавать «партитуру чувств», - замечал Л.С. Выготский [3, с. 147]. Отсюда - огромная заложенная в искусство сила культурного воздействия на умы и чувства людей.

Но это воздействие может быть позитивным или негативным или вообще не состояться. Почему?

«Первое, - пишет Д.С. Лихачев, - на что необходимо обратить внимание, восстанавливая связь между творцом и тем, кому предназначено его творчество, это на сотворчество воспринимающего, без которого теряет свое значение и само творчество» [8, с. 351].

Художественное восприятие литературного произведения, по сути, является диалогом двух субъектов - автора и читателя. Великие писатели обладают такой способностью выражать собственную личность в своих произведениях, что в сознании читателя создается сильнейшая иллюзия личностного общения с автором [8, с. 176].

Суть общения как раз и состоит в том, что оно обогащает людей - дает возможность приобщиться к мыслям, чувствам другого человека, уточнить свое мироощущение, понимание происходящего и пр.

Как известно, наряду с межличностным общением (человек - человек) развивается так называемое «опосредованное общение» [П.М. Якобсон] - человек общается не непосредственно с другим человеком, а с тем духовным продуктом, который тот человек создал - с книгой. Иными словами, возникает общение с миром человеческой культуры, запечатленной в этом произведении, с миром мыслей, рассуждений, переживаний, предположений автора.

Но такое «сотворчество», диалогическое общение читателя с автором, возникающая потребность в книге как постоянном собеседнике обусловлены культурой восприятия, понимания и сопереживания читателей, их психологической готовностью к общению, к «сотворчеству» с авторами произведения. Многие школьники к такому «сотворчеству» не готовы.

Одна из важных задач современного образования - научить и приобщить школьников к чтению, которое рассматривается учеными как один из видов коммуникативной деятельности, результатом которой являются не материальные продукты, объекты, ценности, но внутренние, качественные изменения в духовном мире растущего человека. «Чтение - ничем не компенсируемое средство приобщения не только к информации, но и эмоциональному переживанию, своеобразная школа чувств, школа сопричастности разным человеческим судьбам, развития духовности» [4, с.480].

Сегодня школьники мало читают. Почему? Любовь и привычка к чтению берут начало в дошкольном детстве. И зависят от того, какое место в общем укладе семьи занимает книга [ 7].

К сожалению, как свидетельствуют данные исследований социологов и культурологов, произошел качественный перелом в отношении к чтению, чтение в России перестало быть национальной ценностью. Да и в школьных программах

сокращается объем предметов гуманитарного цикла, в том числе и по литературе.

А между тем именно чтение многократно расширяет и обогащает условия культурного развития растущего человека, включая в эти условия общение с миром культуры, запечатленной в книгах. Еще В.А. Сухомлинский замечал, что одной из причин духовной пустоты является отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе.

У читающего человека обогащается речь, язык - одно из главных показателей развития и проявления культуры. Сегодняшнее негласное пренебрежение общества русским языком, бедный словарный состав речи школьников, недостаточное внимание в школе к уровню владения детьми и подростками родным языком вызывает тревогу. Речь, язык - не просто средства коммуникации. Язык является важнейшим способом формирования и существования знаний человека о мире. Гимн слову мы находим в книге Л. Успенского «Слово о словах». Он пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. ...В школе сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ребенку отраженная в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узнает то, что еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза .. .Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячи лет до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку..» (14, с. 5-7 ). Без знания и уважения родного языка невозможно воспитание культурного человека. «Самое могучее орудие культуры, в котором отпечатывается душа национальности, есть язык. В языке мы имеем неисчерпаемую сокровищницу возможностей культуры», - писал С. Булгаков [цит. по 12, с. 308].

Растущего человека надо готовить к «сотрудничеству» с авторами любого произведения искусств. Это иллюзия, что читать книгу, смотреть кино, воспринимать спектакль можно без какой-либо подготовки.

Еще в 1909 году Н.В. Чехов писал о том, что вопрос о правильной подготовке к самостоятельному чтению является одним из важнейших в деле воспитания. Но воспитательный эффект такой подготовки, замечал он, возможен лишь при условии, если: во-первых, литература, обращенная к детям, является высоким искусством; во-вторых, если в раннем детстве «внушена любовь и привычка к чтению» [цит. по , 11, с. 3].

Обратим внимание на то, что только та литература, которая является высоким искусством, вводит детей, школьников в культуру. Не случайно в школьную программу по литературе включены классические произведения отечественной литературы.

Но здесь скрыта и возможная «опасность» для культурного развития школьников, которая заключается в том, что в школе детям нередко «подсовывают» имитации русской литературной классики. Не всегда понятно, какое отношение к русской классике имеет то, что происходит на уроках литературы. « Сегодня в школе не только сокращают часы на гуманитарные предметы, но и ведут их так,

что только подрывают авторитет этих дисциплин... Мы отлично научились заниматься убиением живого интереса к литературе, истории, этического наслаждения, . привычки искать в сочинениях писателей размышления и ответы на серьезные жизненные вопросы» [9, с. 246].

Чтение классической литературы, в которой человек предстает в богатстве и сложности своих мыслей, чувств, переживаний, планов, сомнений и пр., которая помогает осознавать назначение и ценность человеческой жизни, приобщиться к культуре человеческих отношений, нередко заменяется легким чтивом текстов в виде кратких пересказов (переложений) великих творений.

Если раньше в помощь учащимся издавались хрестоматии, где хоть в сокращенном виде, но был представлен оригинальный текст автора, то сейчас для школьников издаются так называемые краткие пересказы классических произведений. В головы учеников «вкладываются» готовые формулировки, удобные для ответов и написания сочинений. Например, в книжке «Все произведения школьной литературы в кратком изложении» [1] на 400 страницах пересказаны произведения русской классики от «Слова о полку Игореве» до Юрия Казакова и Валентина Распутина. Авторы этого «пособия» своими словами с некоторыми цитатами из текстов пересказывают коротко основной сюжет классических произведений.

Но характер героев, их отношения, переживания, размышления выявляются не только и не столько через действие, но и через речь персонажей, через богатство описания их чувств, мыслей, отношений и др.

Художественная литература включает целый комплекс «механизмов» духовности: разум, эмоции, воображение; создает эффект присутствия в «предлагаемых обстоятельствах», требующий отношения к происходящему и пр. В художественных образах отражается внутренний мир человека, разнообразие человеческих характеров и судеб. Подлинные образы искусства передают не только отдельные человеческие черты, стороны его личности, а человека как целого, во всей его сложности, противоречивости и многообразии. Тем самым у читающего человека обогащается собственный духовный опыт, он начинает постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека, приобретает опыт сочувствия, сопереживания людям.

Пересказ авторами сборников для чтения «своими словами» классических текстов, во-первых, тормозит развитие речи учащихся, не способствует обогащению их языка - главного проявления культуры человека. Ведь об особенностях личности и характера героя читатель получает представление не только через описание поступков, но и через индивидуализированную речь персонажа. Слово - основное выразительное и изобразительное средство литературы. Д.С. Лихачев подчеркивает, что язык является не только способом общения, но и неким «концентратом» культуры.

Во-вторых, восприятие текста в пересказе «своими словами» не способствует пониманию образности, выразительности характеров и судеб людей и общества. Для понимания чувств, мыслей литературного персонажа большое значение имеет словесный психологический портрет, «рисуемый» автором. Благодаря точности

и художественному богатству словесного описания чувств литературных героев обогащается и эмоциональная жизнь читателя.

В-третьих, такое знакомство с литературой тормозит развитие так называемого «опосредованного» общения [П.М. Якобсон], когда человек общается не непосредственно с другим человеком, а с миром его мыслей, рассуждений, культуры, запечатленными в созданном автором произведении художественной литературы.

При чтении пересказов великих творений другими людьми у школьника не возникает диалогического общения с миром культуры, запечатленной в этом произведении; у него не возникает желание, не развивается умение формулировать и обосновывать свое мнение, сопереживать, спорить или соглашаться с автором, героями. Поэтому не происходит необходимого «сотворчества» школьников с создателями произведений искусств, главная ценность которого - те «преобразования», которые совершаются, вернее, могли бы совершиться в личности растущего человека.

Замена оригинальных созданий пересказом их содержания обычно объясняют трудностью понимания школьниками классических произведений. Однако, сложности классической литературы для восприятия школьников скорее определяются заформализованными стандартами гуманитарного образования и слабой подготовкой современного учителя, которого тоже «жалели» и оберегали от серьезного чтения. А по справедливому замечанию Ю.М. Лотмана, если понижается уровень культуры учителей - понижается уровень школьников, а вслед за этим - студентов и аспирантов. А далее - и общества в целом.

Конечно, работа с классическими текстами трудна. Но, по словам М.К. Ма-мардашвили, важно подходить к тексту не как к мертвому грузу учености, а как к чему-то живому, в чем бьется пульс мысли и чувства [5, с. 45].

Наверное, сверхзадача учителя литературы - осознавать и помнить, что он реализует на каждом уроке сложнейший процесс вхождения вместе с учениками в культуру художественного творчества. Взаимодействие учителя и учеников на уроке составляет специфическое образовательное пространство, наполненное особым психологическим содержанием: возникающий эмоциональный контакт между учителем и учениками перерастает в эмоциональный контакт между учениками и автором (или героями) изучаемого произведения. Если учитель будет превращать художественные произведения в нудные моралистические поучения по известной схеме: «В чем мы должны подражать такому-то герою, а в чем нет?» и т.п., то при всех его благих намерениях он принесет лишь вред. Уроки литературы, по мысли Ю.М. Лотмана, должны дать ученику «привычку искать в сочинении писателей ответы на серьезные жизненные вопросы». Процесс изучения литературы в школе должен быть ориентирован на выявление и развитие у школьников способности размышлять, сопоставлять факты, делать выводы, сопереживать [ 9, с. 159].

Пробуждение на уроках литературы живого чувства и живой мысли учащихся позволяет реализовывать позитивное культурное воздействие не только прочитанного, но и экранизированного произведения, так как различные сферы

искусства существуют не сами по себе, а во взаимосвязи. Не случайно, Д.С. Лихачев рассматривал культуру как определенное пространство, из которого нельзя изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные. Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной ее части [8, с. 350].

Особое место в эмоциональном восприятии человеком произведений искусства занимают эстетические чувства. Эстетическое восприятие - это сложный процесс соучастия и сотворчества автора произведения и воспринимающего субъекта. «Эстетическая реакция есть реакция в ответ на произведение искусства и новый сильнейший раздражитель для дальнейших поступков» (3, с 317). В эстетическом освоении действительности через искусство формируются этические категории «добро», «зло», «ответственность», «вина», «совесть» и др.

Развитое эстетическое чувство позволяет познать самую суть и красоту произведений искусства и окружающего мира, природы, людей - испытать эстетическое чувство прекрасного. Не случайно В.А. Сухомлинский отмечал, что к юности больше всего применима закономерность, которая может быть сформирована следующим образом: благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в себе [13].

Именно эстетическое восприятие художественного произведения следует рассматривать как предпосылку и условие плодотворной реализации всего того духовного, нравственного, социального богатства, которое заложено в произведении. Относиться к книге лишь как источнику информации означает игнорировать истинно бесценные ее возможности [11].

Уроки литературы заключают в себе уникальную возможность развития эстетического восприятия и эмоциональной восприимчивости как предпосылки полноценного эмоционального отклика на широкий круг явлений окружающей жизни. Тем самым они заключают в себе возможность приобщения школьников к широкой сфере искусств и являются одним из важнейших элементов воспитательной работы учителя.

Эмоциональный мир школьника - сложнейшая проблема. Способность человека к переживанию, сопереживанию, способность сорадоваться, сочувствовать, содействовать, испытывать чувства совести, благодарности, поступать великодушно - являют собой суть тончайших человеческих отношений и основу нравственных чувств, которые предполагают отношение к человеку как к высшей ценности. Эти чувства регулируют взаимоотношения с окружающим миром, помогают найти свое место в нем.

Человек воспринимает мир, взирает на него, относится к нему сквозь призму своих переживаний. Богатство собственных переживаний помогает школьнику понимать переживания других людей. Не случайно, В.В. Давыдов считал, что одним из основных личностных новообразований подросткового возраста является желание и умение взрослеющего человека понимать чувства, настроения, интересы других людей и строить свое поведение и отношения в соответствии с этим [6].

Учить чувствовать - самое трудное, что есть в воспитании. Ю.М. Лотман

замечал: «. есть одна важная сфера воспитания - воспитание души . Именно литература несет в школе основную долю того важнейшего и вместе с тем очень трудного дела, которое мы называем воспитанием души» [9, с. 159].

«Воспитание души» необходимо и для понимания содержания литературного произведения, и для сопереживания тому, что происходит с его героями. «Воспитание души» процесс сложный и постепенный, и ему должны предшествовать, по предположению В.П. Зинченко, малые шаги в ее постепенном укреплении -содействие, сочувствие, сопереживание, сострадание, соучастие и пр. [5].

Школа же акцентировала основное внимание на одном аспекте образования - на интеллектуальном развитии, усвоении знаний ученика, на его подготовке к сдаче ЕГЭ и к поступлению в вуз. И значительно меньше внимания - вопросам воспитания: развитию потребностей, мотивов, чувств, общения, отношений и пр. Отсюда - общая скудость эмоциональной сферы многих сегодняшних детей, развитием которой никто серьезно не занимается. А между тем, Л.С. Выготский подчеркивал, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. Ведь эмоции не менее важный агент, чем мысль» [2, с 142].

Более того, эмоции школьников указывают, насколько благополучно формируется то, что К.Д. Ушинский назвал строем человеческой души. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понимать и другого человека, и произведения искусства, будь то литература, театр, кино, живопись, и самого себя, и саму жизнь, и др.

При культурном развитии растущего человека ум и чувства развиваются равномерно. Развитие одного вне развития другого ведет к ущербности развития личности. «Познавая и переживая нечто, мы одновременно познаем и себя и этим самопознанием доопределяем это нечто, самоопределяем, в пределе - изменяем, сотворяем себя» [5, с. 44].

Русская классическая литература обладает величайшими возможностями культурного развития школьников. Но реализуются эти возможности при условии, что с художественным произведением встречается не просто школьник такого-то возраста, а психологически подготовленный читатель. Это происходит тогда, когда школьник с позиции своего восприятия содержания художественного произведения, своего понимания позиции автора, своего сопереживания всему тому, что автор включил в повествование, вступает в диалог с создателем этого произведения и вместе с ним поднимается на новую ступень своего культурного развития.

литература

1. Все произведения школьной литературы в кратком изложении /Ю. Дол-билова и др. - изд. 10-е, Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 400 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - 480 с.

3. Выготский Л.С. Психология искусств. - М., 1968.- 560 с.

4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М., 2000. - 610 с.

5. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. - М., 2002. - 431 с.

6. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» /С чего начинается личность. М., 1979. - 240 с.

7. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования - СПб., Нестор-История, 2016. - 180 с.

8. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. - 560 с.

9. Лотман Ю.М. Воспитание души. - СПб., 2003. - 612 с.

10. Межуев В.М. Современное знание о культуре. - СПб., 2008. - 26 с.

11. Русская литература для детей /Под ред. Т.Д. Полозовой. - М., ACADEMA, 2000. - 506 с.

12. Скатов Н. О культуре. - СПб.: СПб ГУП, 2010. - 365 с.

13.Сухомлинский В.А. О воспитании /Составитель С. Соловейчик. - М., 1973. - 271 с.

14. Успенский Л. Слово о словах. - М., 1957. - 380 с.

Бордовская Н.В., Кошкина Е.А.

междисциплинарные исследования как научный ресурс развития современного образования1

На данном этапе развития наук об образовании, к которым традиционно относятся педагогика и педагогическая антропология, психология образования, экономика, социология и философия образования, наряду с тенденцией разрастания «дерева» тематических знаний все же более актуальны процессы группировки и интегрирования отдельных дисциплин, образования междисциплинарных связок и формирования устойчивых внутри-дисциплинарных и мультидисциплинарных кластеров. Связано это с тем, что накопленные к настоящему времени знания о большинстве изучаемых (или управляемых) объектов образовательной практики представляют собой гигантские массивы узко предметной информации, которые по своему объёму

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 16-06-00486).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.