Научная статья на тему 'Отечественная библиотечная сфера 1990-х гг. : проблемы информатизации'

Отечественная библиотечная сфера 1990-х гг. : проблемы информатизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
685
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНАЯ СФЕРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПЕРЕСТРОЙКА / LIBRARY NETWORK / INFORMATIZATION / PERESTROIKA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федякова Е.А.

Данная статья рассматривает особенности вступления отечественной библиотечной сферы в процессы информатизации в период «перестройки». Описывается, в каком положении библиотечная система находилась в последнее десятилетие ХХ века и к каким проблемам в ходе внедрения информационно-коммуникационных технологии это привело.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LIBRARY NETWORK IN 1990s: THE PROBLEMS OF INFORMATIZATION

The article explores the conditions under which informatizaton processes were introduced in Russian library network during perestroika. We explore the situation faced by the library system during 1990s, and, as a result, the issues encountered during the introduction of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Отечественная библиотечная сфера 1990-х гг. : проблемы информатизации»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 009 Е. А. Федякова

г. Екатеринбург, Россия

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СФЕРА 1990-х гг.: ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

АННОТАЦИЯ. Данная статья рассматривает особенности вступления отечественной библиотечной сферы в процессы информатизации в период «перестройки». Описывается, в каком положении библиотечная система находилась в последнее десятилетие ХХ века и к каким проблемам в ходе внедрения информационно-коммуникационных технологии это привело.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: библиотечная сфера, информатизация, перестройка E. A. Fedyakova

Yekaterinburg, Russia

RUSSIAN LIBRARY NETWORK IN 1990s: THE PROBLEMS OF INFORMATIZATION

ABSTRACT. The article explores the conditions under which informatizaton processes were introduced in Russian library network during perestroika. We explore the situation faced by the library system during 1990s, and, as a result, the issues encountered during the introduction of information and communication technologies.

KEYWORDS: library network, informatization, perestroika

Последнее десятилетие XX века, стало для нашей страны переломным. Все сферы претерпели колоссальные изменения, переходя с привычной всем социалистической системы на новую - капиталистическую. Культурная сфера получила невиданную ранее свободу действий, однако встретила ряд проблем экономического характера. В особенно сложном положении в 1990-е годы оказалась отечественная библиотечная система.

Разрушение СССР показало, что наша страна, долгое время являясь «передовой», отстает от мирового развития по множеству показателей, одним из них является уровень информационной культуры, информатизации образовательной и социальной сфер. Эта проблема наиболее острой и важной оказалась для библиотек.

Информатизация библиотек означает изменение ее роли и значимости в новом, еще формирующемся информационном пространстве. Внедрение информаци-

онно-коммуникационных технологий -процесс трудоемкий и ресурсозатратный и чтобы вступить в него, библиотечной сфере необходимо было решить ряд вопросов, с которыми ее столкнула эпоха «перестройки и гласности».

Немного истории. После революции 1917 года большевистское правительство использовало культурную сферу как мощный инструмент пропаганды и просвещения. Библиотеки полностью были введены под жесткий контроль государства. Декрет Совнаркома «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (ноябрь 1920 г.), подписанный В.И. Лениным, закрепил жесткую систему управления всей библиотечной сетью страны, оказав значительное влияние на содержание библиотечного обслуживания [2, с. 21-25]. Библиотеки, находящиеся под тотальным контролем партии, решали множество идеологических задач: просвещение народных масс, ликвидацию неграмотности, пропаганду идей

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

марксизма-ленинизма. Для эффективной реализации партийных целей советское правительство занималось развитием библиотечного дела, в результате была создана единая библиотечная система, охватывающая различные уровни: от крупных городских библиотек до небольших сельских. Будучи идеологическим орудием партии, библиотечные фонды были подвергнуты цензуре, чистке фондов, изъятию некоторой иностранной и отечественной литературы, несоответствующей взглядам новой политической системы. Государство, подчиняя библиотечное дело страны своим целям, занималось полным финансированием библиотек, что в итоге сделало советскую библиотечную сферу крупнейшей в мире в количественном отношении, но не соответствующей мировым стандартам - в содержательном.

После распада СССР многое меняется в отечественной библиотечной сфере. Появление партийного плюрализма привело к деидеологизации деятельности библиотек: отменена цензура, появились книги ранее запрещенных авторов. Более того, происходит нарушение целостности и единства библиотечной советской системы, потеря профессиональных связей, сложившихся ранее. Библиотечная сфера, больше не являясь политическим инструментом воздействия на народные массы, лишается прежней государственной поддержки и финансирования [5, с. 79]. Так Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992), провозглашает передачу множества государственных полномочий по управлению и финансированию культурных учреждений, в том числе и библиотек, на региональный уровень. С одной стороны, библиотеки получили самостоятельность, а с другой -оказались в бедственном положении. Острая нехватка выделяемых средств привела к сокращению книжных фондов, многие библиотеки стали закрываться. Общая атмосфера хаоса в стране привела к снижению посещаемости библиотек. Низкие заработные платы привели к текучке кадров,

многие помещения нуждались в ремонте, так как не соответствовали нормам хранения книг. Именно в таком состоянии отечественная библиотечная сфера оказалась в 1990-е годы.

А между тем западноевропейское общество уже находилось в информационной цивилизации. Если взглянуть на развитие зарубежных библиотек, можно отметить их активную информатизацию в 1980-е и 1990-е годы. Линда Вард-Каллахан в 1987 году пишет о том, как многие электронно-информационные средства используются и могут быть применены в детской библиотеке [1, c 439441]. Она описывает использование микрокомпьютеров, различных программных приложений, баз данных, видео для обслуживания детей и взрослых в библиотеке. Западные библиотеки в это время - не только хранилище печатных книг, но и центры общественного доступа к работе с цифровыми носителями, такими как: цифровые CD-диски, видео и аудио-кассеты. Библиотеки западной Европы не только содержат цифровую информацию, но и сами ее производят: занимаются оцифровкой книг, создают электронные энциклопедии и базы данных. В 1980-е годы зарубежные библиотеки активно осваивают интернет пространство. Первый в мире электронный каталог был разработан в США, в библиотеке штата Огайо в 1970 г. В 1985 г. была разработана и реализована первая коммерческая система каталогизации на компактных оптических дисках (CD-ROM). В 1990-е годы, как отмечает Л.А. Жарикова, распространение Интернета дало основание пересмотреть функции электронных каталогов и расширить их возможности [4, с. 7-9]. Так многие крупнейшие зарубежные библиотеки создают электронные каталоги, предоставляя пользователям удаленный доступ к своим цифровым фондам. Например, электронный каталог CAMEO библиотеки Университета Карнеги-Меллон Каталог работает с 1996 года [10, с. 6].

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

На рубеже нового тысячелетия глобальная тенденция перехода к информационному обществу признана всеми, и каждая страна в той или иной мере вовлечена в этот процесс. Становится ясно, что отечественные библиотеки должны заняться информатизацией, ориентируясь на опыт мирового сообщества, предоставляя пользователям широкий спектр информационных услуг и используя, в том числе, новейшие информационные технологии. Этому процессу способствовали многие нормативные акты государства: федеральная программа «Развитие и сохранение культуры России (1993-1996г.г.)», Закон РФ «О библиотечном деле» (1994 г.), Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995). Фактически этими законами государство определило дальнейшую роль библиотек как информационных центров, выполняющие культурные и образовательные функции. Среди обязательных мероприятий выделялись: информатизация библиотечного дела, включающая в себя внедрение и развитие в библиотеках новых компьютерных и Интернет-технологий, создание в них комплексных автоматизированных систем, формирование и использование электронных баз данных, развитие сетевых технологий взаимодействия библиотек. Однако минимизация финансирования осложняла эти процессы в сочетании с другими проблемами, возникшими перед отечественными библиотеками, о которых говорилось выше. Так, например, в 1996 году подпрограмма "Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов" федеральной программы "Развитие и сохранение культуры РФ"(1993-1996г.г.) была профинансирована в объеме лишь на 6 % от запланированного (740 миллионов рублей из запланированных 12 миллиардов рублей). [7, с.21]

Более активно процесс информатизации осуществлялся в крупных библиотеках. Об этом говорят данные отчета начальника управления по делам библиотек Министерства культуры РФ с 1992 г.

Кузьмина Е. И. [7] лучше всего ситуация с информатизацией обстояла с федеральными и региональными библиотеками. Многие из них были подключены к сети Интернет, что помогло обеспечить посетителей читальных залов доступом в глобальную сеть. В Государственной публичной научно-технической библиотеке России был разработан электронный "Российский сводный каталог научно-технической литературы" в 1990 г, а интернет-сайт начал работу с 1995 г. В Российской книжной палате созданы электронные каталоги, насчитывающие 2,5 миллиона библиографических записей. Так же из материалов отчета следует, что из 89 региональных научных библиотек только 10 имеют электронные каталоги, объем которых превышает 100 тыс. библиографических записей, в 50 других он колеблется от 10 до 50 тыс. записей. Велись работы по созданию общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети объединенной в программу "ЛИБНЕТ". Все эти мероприятия говорят о начале активной информатизации, однако, в библиотеках периферии ситуация обстояла хуже. Так, на начало 1997 года в библиотеках насчитывается в совокупности не более 5 тысяч компьютеров [7, с.19-30]. В масштабах страны эта цифра ничтожна мала. Проблема также состояла в том, что для компьютеризации необходимы были кадры, готовые активно участвовать в этом процессе, однако лишь малая доля работников библиотек была на это способна.

Подводя итог, можно отметить, что годы перестройки стали отправной точкой модернизации и информатизации отечественной библиотечной сферы. Самых больших успехов в этой области добились крупные региональные научные библиотеки, в то время как публичные библиотеки менее крупных городов и поселков были еще далеки от вхождения в этот процесс. И на сегодняшний день информатизация библиотек продолжается.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

ЛИТЕРАТУРА

1. Ward-Callagha L. The Effect of Emerging Technologies on Children's Library Service / L. Ward-Callagha, 1987. - URL: https://www.ideals.illinois.edu/bitstream/handle/2142/7493/librarytrendsv35i3h opt.pdf?seq uence=1 (дата обращения: 29.03.2017).

2. Бойкова О. Ф. Правовая среда российской библиотеки: Учеб.-практ. пособие. / О. Ф. Бойкова, В.К. Клюев - М.: Либерея-Бибинформ, 2011. - 224 с.

3. Глазунова Т. В. О материально-техническом обеспечении библиотек в годы перестройки // Омский научный вестник 2014, № 1, С. 33-35.

4. Жарикова, Л. А. Электронный библиотечный каталог : конс- Ж34 пект лекции для курса «Библиотеч. каталоги» / Л. А. Жарикова, А. А. Маркова, Г. А. Скарук ; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; отв. ред. Е. Б. Артемьева. - Новосибирск, 2006. - 40 с.

5. Зайцев В. Н. Российские библиотеки в период перехода от СССР к России // Библиотечная сфера в период преобразований 1985—2005 гг. Факты, события, люди: размышления руководителя. — М.: Либерея-Бибинформ, 2006. — С. 78-86.

6. Камалетдинов Р. К. Информатизация региональных библиотек: современное состояние, тенденции развития: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Казань, 2012. - 22 с.

7. Кузьмин Е. И. Библиотеки на службе общественному прогрессу. Модернизация и сотрудничество библиотек. Приоритеты государственной политики Министерства культуры России // Науч. и техн. б-ки. - 1998. - № 1. - С. 13-31.

8. Макиенко М. А. Анализ социокультурного контекста развития библиотек в информационном обществе / М. А. Макиенко, В. Н. Фадеева, Е. Е. Букина // Вестник науки Сибири. - 2015. - № 1 . - С. 79-92.

9. Пронина Ю. С. Модернизация общественной роли библиотек в условиях перестройки (1985-1991) // Гуманитарные науки в Сибири. 2007 № 2. С. 112-114.

10. Расширяя возможности поиска: электронные каталоги крупнейших зарубежных библиотек // Библиотечное дело. - 2011. - № 3. - С. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.