Научная статья на тему 'Отделы по хозустройству - важнейшее звено управления механизма эваконаселением в советском тылу'

Отделы по хозустройству - важнейшее звено управления механизма эваконаселением в советском тылу Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потёмкина М. Н.

In the years of the Second World War, a large-scale evacuation of civilians was accomplished in the USSR. The author analyses the work of departments dealing with the evacuees' economic organization. In the period from 1942 to 1945, they were the most important organs which ensured the evacuees' survival and placing in jobs in the Soviet rear.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ARRANGEMENT DEPARTMENTS AS THE MOST IMPORTANT ELEMENT IN THE SYSTEM OF ORGANIZING EVACUEES IN THE SOVIET REAR

In the years of the Second World War, a large-scale evacuation of civilians was accomplished in the USSR. The author analyses the work of departments dealing with the evacuees' economic organization. In the period from 1942 to 1945, they were the most important organs which ensured the evacuees' survival and placing in jobs in the Soviet rear.

Текст научной работы на тему «Отделы по хозустройству - важнейшее звено управления механизма эваконаселением в советском тылу»

М.Н.ПОТЁМКИНА (Магнитогорск)

ОТДЕЛЫ ПО ХОЗУСТРОЙСТВУ — ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА ЭВАКОНАСЕЛЕНИЕМ В СОВЕТСКОМ ТЫЛУ

В годы Второй мировой войны многим государствам пришлось решать проблемы, связанные с эвакуацией населения. Самая широкомасштабная эвакуация была осуществлена в СССР. Эвакуация была сложнейшей задачей. Но, поскольку война приняла затяжной характер, перед государством встала ещё одна не менее трудная проблема -создать условия для приёма и размещения эвакуированных в советском тылу, оказать помощь социально-незащищённым категориям вынужденных мигрантов, обеспечить выживание эваконаселения в восточных районах, трудоустроить неработающих трудоспособных. В решении этих задач принимали участие партийные, государственные структуры и общественные организации.

Основные цели государственной политики по отношению к эваконаселению были сформулированы в передовой статье газеты «Правда» от 18 декабря 1941 г. «Забота об эвакуированном населении». Перед местными руководителями и коренным населением тыловых районов ставилась задача «по-братски встретить и устроить» миллионы «новых жителей». Далее конкретизировалось, что внимание должно быть сосредоточено на полном трудоустройстве эвакуированных и улучшении материально-бытовых условий их жизни.1 Вслед за этой статьёй, основные идеи которой, естественно, были обязательны для исполнения, началась перестройка органов управления эвакуированным населением.

Постановлением СНК СССР от 31 января 1942 г. Управление по эвакуации населения ликвидировалось. В составе аппаратов исполкомов советов депутатов трудящихся всех уровней создавались Отделы по хозустройству эваконаселения2. Такой Отдел при СНК РСФСР был сформирован 20 февраля 1942 г., его возглавили М.П. Соболев, затем Л.Т. Дмитриев. На местах процесс реорганизации затянулся (в некоторых областях на несколько месяцев), что отрицательно сказалось на работе. В период существования отделов их функциональные обязанности менялись. Основными направлениями деятельности отделов по хозустройству эваконаселения на момент их организации были: руководство и контроль за деятельностью местных органов власти по расселению, хозяйственно-бытовому обслуживанию и устройству на работу эвакуированных; руководство делом переселения; наблюдение за продвижением эвакоэше-лонов и обслуживанием эвакуированных в пути. В состав отдела входили следующие сектора: перевозок, трудустройства и бытового обслуживания; переселения колхозников; учётно - статистическое бюро; канцелярия и хозяйственная часть. Содержались эти органы за счёт государственного бюджета.3 Штаты отделов делились на несколько групп в зависимости от количества эваконаселения, размещённого в той или иной области. Всего в городах и районах РСФСР по данным на октябрь 1942 г., аппарат инспекторов составил 690 человек (соответственно 80 и 610).4 В районах действовали инспектора, а там, где их не было, с эвакуированными работали секретари исполкомов райсоветов. Так, в соответствии со штатным расписанием, по данным на май 1943 г., в Свердловской области на 57 районов инспектора полагались в 37, в Мо-лотовской области на 55 районов - в 35, в остальных районах за работу с эваконаселе-нием отвечали зав. общими отделами райисполкомов.5

Недостатки в работе отделов по материально-бытовому устройству эваконаселения на новых местах проживания во многом носили объективный характер. В связи с новой волной эвакуации летом 1942 г., Отделы по хозустройству были вынуждены уделять главное внимание приёму эвакуированных. Вот как выглядело распределение рабочего времени работников Отдела по хозустройству СНК РСФСР в 1942 г.: по вопросам эвакуации и обслуживания эвакуированных в пути следования - 58,7% от всех

человекодней; по вопросам переселения - 16,7%; по вопросам хозустройства эваконаселения - 13,2%; по поручениям СНК СССР и СНК РСФСР - 11,2%.6

Анализ кадрового состава этих отделов тоже нередко предопределял трудности в их работе: во-первых, отделы испытывали постоянную нехватку работников, во-вторых, ввиду отсутствия специально подготовленных для этой работы кадров, ею занимались люди самых различных профессий — от бывшего директора завода до бывшего студента;7 в-третьих, подавляющее большинство сотрудников сами были эвакуированными ( в штате отдела Челябинского облисполкома они составляли 90%; из 35 инспекторов по хозустройству в Молотовской области 27 человек - эвакуированные);8 в - четвёртых, кадровый состав постоянно менялся.

Как и в других сферах управленческого механизма, в структурах, занимавшихся эваконаселением, было обычным делом отвлечение работников от выполнения ими непосредственных обязанностей и использование их в других сферах. Несмотря на запрещающие указания вышестоящих органов, такая практика продолжалась в течение всего военного времени. Часто сотрудник имел несколько нагрузок и поручений помимо основной работы, при организации какой-либо очередной кампании к ним добавлялось новое общественное поручение, как правило, под персональную ответст венность.

Проверка работы Отдела СНК РСФСР по хозустройству эваконаселения, произведённая в начале 1943г., выявила следующие проблемы: большая часть аппарата находилась в постоянных разъездах и занималась вопросами эвакуации; за весь год на своих заседаниях СНК РСФСР ни разу не заслушал ни одного облисполкома по материалам отдела; отдел вместо 63 человек по штату имеет 42 работника; инспектора не закреплены за отдельными областями, а ездят по разовым поручениям в командировки; материальная помощь проходит мимо отдела и им не контролируется, что приводит к разбазариванию фондов. В результате сложившейся обстановки доверие людей к органу, который по своему назначению призван был решать их проблемы, было утрачено. Показателем этого явился тот факт, что эвакуированные писали жалобы в самые различные инстанции, а в Отдел по хозустройству эваконаселения поступало не более 1-2-х жалоб в день.9

В феврале-марте 1943 г. была проведена перестройка работы отделов, что благоприятно сказалось на их дальнейшей деятельности. В мае 1943г. по «кустовому принципу» в разных городах прошло совещание начальников отделов по хозустройству эваконаселения. На межобластном совещании в Свердловске уральский регион был представлен руководством отделов Молотовской, Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Удмуртской АССР. На совещании были заслушаны доклады с мест, определены достижения, выявлены недостатки, намечены способы их преодоления. Было предложено сосредоточить усилия на создании экономических условий для максимального трудоустройства эвакуированных граждан, скоординировать действия между отделами и Совнаркомом, провести переучёт эваконаселения, усилить контроль над использованием спецфондов.10

Помощь эваконаселению приобретала широкомасштабный и систематический характер. Накапливался необходимый опыт, улучшалось финансирование, завершился процесс эвакуации.

Рассмотрим подробнее деятельность типичного отдела по хозустройству эваконаселения среднего звена. Основными функциями со трудников отделов были организаторская, контролирующая и координирующая. Арсенал методов работы был довольно широк. Работники выезжали «на места», то есть в города и сёла с инспекционными проверками условий жизни эвакуированных. Так, за 1943г. сотрудники отдела в Удмуртской АССР провели 32 выезда на места, за 1945 г. — 27.11 По результатам таких выездов принимались конкретные меры помощи, устранялись недостатки. Регулярно заведующие отделами (в городах и районах инспектора) были обязаны предо ставлять в вышестоящие инстанции докладные записки с подробным

анализом материально-бытового и трудового устройства эваконаселения. Как правило, такие отчёты включали в себя следующие разделы: численность, состав и размещение эвакуированных; трудоустройство; снабжение; жилищные условия; обеспечение топливом; руководство гор-(рай)исполкомов; работа отдела; работа эвакопункта.12 На протяжении всего военного периода с завидным постоянством в отчетах, докладных записках и других документах всех уровней констатировался главный недостаток в работе государственных структур с эвакуированными - слабый контроль за исполнением принятых решений.

В условиях военного времени возросла роль силовых способов воздействия. На наш взгляд, анализируя период 1942-1943 гг., можно проследить тенденцию усиления централизма и попыток жёсткой регламентации обязанностей должностных лиц. Например, распоряжением Отдела по хозустройству эваконаселения при СНК РСФСР от 23 июля 1943 г. перед нижестоящими структурами была поставлена задача: улучшить руководство работой рай-(гор)инспекторов «включая дачу каждому инспектору конкретных заданий и плана его работы и проверку выполнения этих заданий и этого плана».13

Важной функцией отделов было проведение учёта эвакуированных. Правильно поставленный учёт позволял решить сразу несколько задач: выявить трудоспособных граждан, что облегчало задачу трудоустройства; найти необходимых специалистов; вести поиск родных, потерявшихся в водовороте военного лихолетья. В соответствии с постановлением Совета по эвакуации от 7 июля 1941г. «О порядке учёта эваконаселения» в тыловых республиканских и областных центрах образовались учётно - справочные бюро.14 Первоначально они действовали в составе Переселенческих областных отделов, а 14 ноября 1941 г. было создано Центральное справочное бюро, как отдел Управления по эвакуации населения. Бюро вело учёт эвакуированных граждан по спискам, получаемым из республик, краёв и областей тыловых районов страны и отвечало на запросы людей о розыске родных. Количество положительных ответов, по данным на декабрь 1941 г., составляло 15-18% от общего числа разыскиваемых лиц. Объяснялся такой низкий показатель тем, что многие списки на эвакуированных ещё не поступили из тыловых областей, а более 30% пришедших списков не были обработаны.15

Указанием СНК РСФСР от 31 января 1942 г. во-первых, вся учётно-справочная работа по эвакуированному населению передавалась в ведение паспортно-регистрационных отделов республиканских и областных управлений милиции; во-вторых, в сроки до 1 мая 1942 г. должна была быть проведена общая перепись эваконаселения.16 Весной того же года вместо областных бюро была создана единая Всесоюзная картотека с центром в Бугуруслане Чкаловской области.17

Предметом постоянной заботы инспекторов по хозустройству было «выколачивание фондов» (именно такой термин используется повсеместно в документах того времени). Приведём типичный пример. В октябре 1942 г. на имя и.о. председателя СНК РСФСР К.Д. Памфилова поступило письмо от председателя СНК Удмуртской АССР т.Тронина, в котором говорилось, что «на оказание помощи эваконаселению в текущем году в республике выделено 70.000 рублей. Деньги использованы, но более половины заявлений на оказание материальной помощи не удовлетворены. Эвако-население имеет большую потребность в белье, одежде, обуви». На просьбу выделить 600.000 рублей СНК РСФСР направил в республику 500.000 рублей.18

В архивных материалах содержится множество цифровых данных об «отпущенных» спецфондах для эваконаселения в целом или отдельных его групп. Например, в первом квартале 1942г. были выделены спецфонды для эваконаселения; во втором квартале - только для эвакуированных семей начсостава РККА.19 В соответствии с постановлением СНК СССР от 24 марта 1942 г. были выделены спецфонды для ленинградцев - блокадников, прибывающих в эвакуацию.20 Несмотря на то, что из центра регулярно направлялись денежные и материальные средства, предназначенные для

эваконаселения, с мест постоянно поступали просьбы о дополнительных ассигнованиях.

Но необходимо учитывать, что информация о том, что фонды «отпущены», ещё не означала, что на местах они были целиком и вовремя получены, и тем более не всегда полученные фонды доходили по своему прямому назначению. Расхищение и разбазаривание денежных и материальных средств, поступавших в тыловые города и районы и предназначавшихся для оказания помощи эваконаселению, были довольно частым явлением. Приведём примеры. В Миасский район Челябинской области в июле 1942 г. было «отпущено» 800 штук овчин. Из них было переработано 198 штук овчин, а вот полушубков сшили всего 41. Остальное было расхищено.21 Для эвакуированных, проживавших в Кизнерском районе Удмуртской АССР, выделили ткань, «а сшили себе костюмы и ходят в них работники райвоенкомата и других организаций».22 В данных обоих случаях виновные были привлечены к судебной ответственности. Главные причины хищений понятны: жёстко централизованная система снабжения и дефицит товаров, усиленный войной.

Часто почва для злоупотреблений возникала вследствие непродуманности механизма распределения отпущенных денежных средств. Так, в 1942 г. в Свердловской области в виде денежной помощи эваконаселению было роздано 1.714.300 рублей. На республиканском совещании начальников отделов по хозустройству эваконаселения в мае 1943г. этот факт был расценён как разбазаривание государственных средств, причём, часть этих денег попала не по назначению.23

Анализируя политику выделения фондов для эвакуированных, можно проследить некоторую эволюцию. Сначала адресатом было, как правило, всё эваконаселение, затем его отдельные категории: семьи начсостава Красной армии, ленинградцы-блокадники и т. п. Выделение фондов происходило ежеквартально. С 1944 г. начинает доминировать выделение денег для оказания единовременной помощи «остронуждаю-щимся эвакуированным». А вот кто подпадал под эту категорию, решали сами местные власти. С 1943 г. прослеживается ещё одна тенденция: на местах принимаются решения о выделении целевым назначением для эваконаселения какого-либо процента от поступавших в область товаров. Например, такого рода решения принимались на заседаниях Челябинского облисполкома от 23 апреля 1943 г., 20 октября 1943 г. и т.д.24

Наряду с работой по распределению централизованных фондов, отделы по хозустройству совместно с начальниками эвакопунктов и руководством торгов занимались реализацией бесхозного имущества с эвакобаз. В связи с эвакуацией возникла проблема бездокументных грузов, скопившихся на железных дорогах и пристанях. К лету 1942 г. только на эвакобазах уральского региона скопилось 200 вагонов таких грузов.25 Постановление СНК СССР, разрешавшее реализацию бездокументных грузов, вышло 2 февраля 1942 г. Продаже подлежали бездокументные грузы и невостребованные громоздкие вещи, преимуществом среди покупателей пользовались эвакуированные граждане. Часть вещей с эвакобаз раздавалась эвакуированным бесплатно.

Каналом «обратной связи» между властью и эвакуированными было написание жалоб. Рассмотрение жалоб было одним из обязательных направлений работы любого партийного или государственного учреждения, включая Отделы по хозустройству населения. В отдел по хозустройству эваконаселения Оренбургского облисполкома за 1942 г. поступило 564 жалобы: по 323 из них были приняты меры, остальные были направлены в соответствующие инстанции. По материалам жалоб исполком организовал 20 проверочных выездов на места.26 Наибольший эффект давали жалобы мужьям в действующую армию или в Москву - руководителям партии и правительства. Вот что вспоминает жительница Курганской области Р.С. Чистякова: «В 1943 г. в село Сетовное прибыли дети, эвакуированные из Курской области. Меня назначили директором этого детского дома. Приняла я 150 детей, разутых, раздетых, голодных...

А фондов на питание и одежду не было до 15 декабря... Все мои хождения по областным инстанциям кончались очередными обещаниями. И тогда я решилась - написала письмо Председателю ГКО И.В. Сталину. Ровно через две недели детдому дали всё и даже больше, вплоть до американского шоколада».27 Работа с жалобами активизировалась к концу войны. Так, за 1945г. в отдел по хозустройству эваконаселения при СНК Удмуртской АССР поступило 110 жалоб, в срок рассмотрено 108, все удовлетворены.28

Одним из направлений деятельности инспекторов по хозустройству эваконаселения была организация кампаний всенародной помощи. За 1942 г. в Свердловской области силами общественности было собрано и передано эвакуированным детским домам 277 тыс. различных носильных вещей, в том числе, 2.900 пар кожаной обуви, 3.700 зимних шапок и т.д.29

Таким образом, центральным государственным органом, координирующим и контролирующим работу с эвакуированными в советский тыл людьми в период 1942-1945 гг., являлись Отделы по хозустройству населения. Анализируя их работу, следует отметить, что, в целом, эти отделы сумели обеспечить выживание эвакуированных и направить их силы на укрепление экономики тыла. Сотрудники отделов, многие из которых сами имели статус эвакуированных, непосредственно общаясь с эваконаселением, понимали их нужды и стремились оказать им помощь. Но нередко отделы не имели достаточных возможностей и властных полномочий для обеспечения материальной поддержки нуждающихся.

ПPИMЕЧAHИЯ

1. Правда. 1941. 18 декабря.

2. ГАРФ. Ф. 327. Оп. 2. Д. 7. Л. 1-2.

3. Там же.

4. Там же. Д. б. Л. 1.

5. Там же. Д. 367. Л. 23, 26.

6. Там же. Д. 18. Л. 113.

7. Там же. Д. 11. Л. 46.

8. Там же. Д. 376. Л. 19; ОГАЧО. Ф. Р- 1142. Оп. 1. Д. 145. Л. 89.

9. ГАРФ. Ф. 327. Оп. 2. Д. 363. Л. 229-231.

10. Там же. Д. 367. Л. 147.

11. ЦГАУР. Ф. Р-755. Оп. 1. Д. 125. Л. 3; Д. 230. Л. 1-2.

12. ОГАЧО. Ф. Р-1142. Оп. 1. Д. 106. Л. 40-55.

13. Там же. Д.145. Л. 18.

14. ГАСО. Ф. 2508р. Оп. 1. Д. 19. Л. 50.

15. ОГАЧО. Ф. Р- 1142. Оп. 1. Д. 81. Л. 10-13.

16. Там же. Д. 110. Л. 93-94.

17. ОГАЧО. Ф. Р-1142. Оп. 1.Д. 110. Л. 93-94.

18. ЦГАУР. Ф. Р-755. Оп. 1. Д.5. Л. 1.

19. ОГАЧО. Ф. Р-1142. Оп. 1. Д. 108. Л. 4-7.

20. Там же. Д. 146. Л. 29.

21. Там же. Д. 110. Л. 51.

22. ЦГАУР. Ф. Р-755. Оп. 1. Д. 7. Л. 269.

23. ГАРФ. Ф.327. Оп.2. Д.367. Л.11.

24. ОГАЧО. Ф.Р-1142. Оп. 1. Д.148. Л. 1.

25. РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 42. Д. 1043. Л. 86.

26. ГАРФ. Ф.327. Оп.2. Д. 38. Л. 15.

27. Священная война. Великая Отечественная в памяти фронтовиков и тружеников тыла.

Курган, 2000. С. 300-303.

28. ЦГАУР. Ф. Р-755. Оп. 1. Д.230.Л.1-2.

29. ГАРФ. Ф. 327. Оп. 2. Д. 18. Л. 19.

M.N.POTEYOMKINA

ECONOMIC ARRANGEMENT DEPARTMENTS AS THE MOST IMPORTANT ELEMENT IN THE SYSTEM OF ORGANIZING EVACUEES IN THE SOVIET REAR

In the years of the Second World War, a large-scale evacuation of civilians was accomplished in the USSR. The author analyses the work of departments dealing with the evacuees’ economic organization. In the period from 1942 to 1945, they were the most important organs which ensured the evacuees’ survival and placing in jobs in the Soviet rear.

А.Е.ЛЮБЕЦКИЙ (Магнитогорск)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОРЕНБУРЖЬЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В 1941-1945 гг.

Общеизвестно, что чем выше степень социальной защиты семей военнослужащих, да и самих военных, тем крепче, надежнее и безопаснее любая армия. Эта истина не требует доказательств. В настоящее время наше государство не способно в полной мере выполнить свои обязательства по отношению к военнослужащим и членам их семей. Представляемый экскурс в прошлое интересен не только в познавательном плане, но и актуален и поучителен для настоящего времени.

С наступлением Великой Отечественной войны Советское руководство придавало исключительно важное значение обеспечению семей военнослужащих. Зная, что семья обеспечена всем необходимым, военный человек будет более успешно воевать. Вот цитата из письма красноармейца: «.чуткое отношение к нашим семьям вооружает нас на новые подвиги, направленные на скорейший разгром фашистских захватчиков».1 Плюс к этому, обеспеченная семья будет эффективнее трудиться в тылу.

С 23 апреля 1930 г. на протяжении всей войны действовал « Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. были назначены пособия семьям рядового и младшего начальствующего состава, призванного в Красную Армию, Военно-Морской Флот, пограничные и внутренние войска НКВД по мобилизации. Эти льготы сохранялись за семьями военнослужащих, пропавших без вести, и в случае их гибели на все время войны.2 Во время войны выходили Указы, Постановления, Распоряжения — все они касались социального обеспечения военных и их семей. По ним семьи должны были получать помощь в виде пособий, пенсий, продуктовых пайков. Кроме того, семьи обеспечивались работой, жильем, участками под огородничество, семенами картофеля, домашними животными, а дети устраивались в соответствующее учреждение.

Однако, изучая архивные материалы, можно прийти к выводу, что многие семьи были в крайне тяжелом положении. В самом начале июля в Оренбург прибыли семьи военнослужащих с западной границы. Из воспоминаний семнадцатилетней Валентины Гунцевой-Бодягиной: «...выдали матрацы, талоны на питание, по которым ... питались в летнем ресторане. Нам также давали бесплатные билеты на посещение кинотеатров. Вскоре часть эвакуированных семей (гражданских) направили в разные районы области, а семьи военнослужащих разместили по 3-4 семьи в каждую комнату на Советской 56, в доме, где жили командиры зенитно-артиллерийского училища. Семью из 10 человек поселили в 20 кв. метрах».3 Во второй половине июля 1941г. в город

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.