ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ СЕРВИТУТОМ
© Андреев В.А.*
Институт права Волгоградского государственного университета,
г. Волгоград
В данной статье рассмотрены понятие сервитута и порядок определения платы за установления частного и публичного сервитута в Российской Федерации. Установлено, что порядок определения размера платы за установление частного и публичного сервитута не установлен. Кроме этого законодательством не определены особенности налогообложения земельного участка, обремененного сервитутом. Автором предложены варианты решения этих проблем.
Ключевые слова: земельный сервитут, частный сервитут, публичный сервитут, плата за установление сервитута, налогообложение земельного участка.
Сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества. Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) различает сервитут частный и публичный. Установление и прекращение частного сервитута в отношении земельного участка регулируются Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с ЗК РФ. Права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, а на основании публичного сервитута, права определяются законом или иным нормативным правовым актом [1]. В соответствии с нормами ГК РФ и ЗК РФ собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего, а также и от собственника другого земельного участка, предоставления права ограниченного пользования им или ими - (что понимается как сервитут). При отказе в удовлетворении такого права заинтересованное лицо вправе потребовать установления сервитута в судебном порядке, т.е., против воли собственника земельного участка.
В целях защиты права собственности законом установлено, что собственник земельного участка обременённого сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых он установлен соразмерной платы, если иное не предусмотрено законом. Однако, о цене соразмерной платы за сервитут, о порядке определения размера реального ущерба и размера упущенной выгоды в нормативных - правовых актах об этом ничего не сказано, что является рассматриваемыми нами проблемами, которые и попробуем разрешить.
Принцип права возмездности сервитута предполагает, что плата за пользование чужой собственностью может быть согласована. Если же в до-
* Магистрант кафедры Конституционного и муниципального права.
66
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
говоре плата не установлена, то собственник вправе требовать соразмерную плату независимо от того, имеется в соглашении о сервитуте условие о его оплате или нет [2].
Вместе с тем порядок определения размера платы за установление частного или публичного сервитута Гражданским и Земельным кодексами в настоящее время не установлен. Процедура определения размера платы, в соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут является длительным и трудоёмким. Обусловлено это сбором документов с целью проведения анализа, заканчивающегося соответствующим заключением. Кроме того, указанные методические рекомендации не были зарегистрированы Минюстом России и опубликованы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», и в связи с этим не подлежат обязательному применению [3]. Наряду с указанными рекомендациями, размер платы может быть определён собственником участка на основании материалов оценки в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Для установления публичного сервитута, не требуется согласия собственника или судебное решение. Собственник обременённого публичным сервитутом земельного участка вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерной платы. Особенно, когда ограничение приводит к существенным затруднениям в использовании участка, и приводит к нарушению прав собственника. Однако в ЗК РФ не приведены критерии, устанавливающие наличие факторов, затрудняющих пользование собственником земельным участком с момента вступления в силу сервитута. В связи с этим, собственнику земельного участка трудно доказать свое право на плату, а также определить ее размер.
Обращаю внимание и на несовершенство налогового законодательства. Так, в главе 31 не определены особенности налогообложения земельного участка, обремененного сервитутом. Минфин РФ, в своём письме от 23 апреля 2009 года, сделал вывод, что собственник земельного участка признаётся плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка, в том числе и обремененного сервитутом.
На основании изложенного предлагаю рекомендации по совершенствованию законодательства в области регулирования земельных отношений. Необходимо, по моему мнению, закрепить в ГК РФ следующие положения: 1. в качестве критериев, позволяющих установить наличие факта затруднения в использовании собственником земельного участка, обремененного публичным сервитутом, могут быть признаны сле-
Земельное право
67
дующие: участок вообще не может использован по целевому назначению или его использование собственником вызывает определённые затруднения;
2. сервитут не может быть безвозмездным, так как заинтересованное лицо получает выгоду от пользования им;
3. размер платы за пользование сервитутом должен превышать размер налога, приходящегося на часть земельного участка занятого сервитутом;
4. размер платы за установление частного и публичного сервитута, следует определять с учетом доли не используемого собственником земельного участка (иного объекта);
5. перевести плату за пользование публичным сервитутом на заинтересованное в его наличии лицо - на государственный орган или на орган местного самоуправления;
6. размер платы за земельный участок должен превышать размер налога, исчисляемого с части земельного участка, занятого сервитутом.
Список литературы:
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // информационно-правовая система «Консультант плюс».
2. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2010 года № А52-6 / 2008 // информационно-правовая система «Консультант плюс».
3. Письмо министерства экономического развития Российской Федерации от 21 октября 2009 года № Д23-3470 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/references/faq/doc201003151355.