Научная статья на тему 'Отдельные вопросы совершенствования антинаркотического законодательства Российской Федерации'

Отдельные вопросы совершенствования антинаркотического законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / DRUGS / НАРКОМАНИЯ / NARCOTISM / ОПАСНОСТЬ / DANGER / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / БОРЬБА / STRUGGLE / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTIVE MAINTENANCE / МЕРЫ / MEASURES / ПОЛИТИКА / POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афамготов Э.М., Иваненко М.П.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием отечественного законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Показан опыт борьбы с наркоманией на примере зарубежных стран. Предлагаются методы, способные снизить число наркозависимых лиц. НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual Questions of Perfection of the Antinarcotic Legislation of the Russian Federation

The questions connected with perfection of the domestic legislation in sphere of struggle against a drug traffi cking are considered. Experiment of struggle against a narcotism on an example of foreign countries is shown. The methods, capable to lower number of narcodependent persons are offered.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы совершенствования антинаркотического законодательства Российской Федерации»

ВОПРОСЫ ПРАВА

УДК 343.575

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Э.М. Афамготов, М.П. Иваненко

Общественная опасность незаконного оборота наркотиков и распространение наркомании несет серьезную угрозу безопасности России. В стране официально зарегистрировано около 550 тыс. потребителей наркотиков. По экспертным оценкам, эта цифра достигает 2,5 млн человек, или 2 % населения. Ежегодно 30 тыс. человек погибают вследствие их потребления [1]. Особую тревогу вызывает омоложение наркомании. Более половины лиц, употребляющих наркотики, - молодые люди в возрасте до 30 лет. На нейтрализацию социальных последствий наркомании в год тратится 1 млрд рублей [2].

Происходит формирование специфической наркотической субкультуры, вовлекающей в свою орбиту все большее количество молодых людей, в определенной мере выступающей как форма ухода от действительности. К сожалению, ситуация с наркотиками в ближайшие годы не изменится к лучшему. Это констатировал и Совет Безопасности РФ, признав, что достичь перелома в борьбе с незаконным оборотом наркотиков пока не удалось. Наркоситуация в стране остается напряженной.

Необходима активизация усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нельзя не согласиться с Т.А. Боголюбовой в том, что "противодействие предложению наркотиков должно быть приоритетом стратегии

Афамготов Эдуард Магометович - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Адыгейского государственного университета, соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД РФ, 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208, e-mail: Pit@radnet.ru, т. 8(877)259362;

Иваненко Михаил Павлович - помощник прокурора Майкопского района Республики Адыгея, юрист 2-го класса.

решения проблемы, ставшей перед нашим обществом. Именно поэтому во главу угла антинаркотической политики должна быть поставлена бескомпромиссная борьба с незаконным оборотом наркотиков" [3, с. 26].

Принятая в 2010 г. Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 г., надеемся, будет способствовать достижению указанных в документе целей, основными из которых являются:

- создание эффективной системы защиты территории Российской Федерации от нелегального ввоза наркотиков из-за рубежа;

- уничтожение инфраструктуры нелегального производства, транспортировки и распространения наркотиков внутри страны;

- подрыв экономических основ наркопреступности;

- пресечение преступных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров [4].

Большое внимание в программе уделяется вопросам реабилитации больных наркоманией путем создания многоуровневой системы, обеспечивающей доступность к эффективным методам лечения и восстановления, социальной и трудовой реабилитации. Акцент в первую очередь делается не только на ужесточение уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, но и на профилактические мероприятия общественного, адми-

Edward Afamgotov - the senior teacher of the Theory and History of the State and the Right Department at the Adygea State University, the competitor of Criminal Law Department at the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 208, University Street, Maikop, 385000, an e-mail: Pit@radnet.ru, ph. +7(877)259362;

Michael Ivanenko - the assistant to the public prosecutor of Maikop Region of Republic Adygea, the lawyer 2 classes.

нистративного и медицинского характера, способные оздоровить население страны, снизив потребление наркотических средств и психотропных веществ.

Необходимо усилить борьбу с розничной (уличной) наркоторговлей. Пример других государств показывает, что не всегда уничтожение оптового звена наркоторговли приводит к уменьшению поставок наркотического зелья. Разгром в 90-х годах прошлого столетия Ме-делинского наркокартеля и картеля г. Кали в Колумбии не привел к свертыванию поступавшего в США кокаина. Наоборот, значительно возросло количество поставляемого в страну наркотика, и цены на него упали. В дело вступили мелкие поставщики, переправлявшие через границу США по несколько килограмм отравы, которым раньше не давала развернуться организованная наркопреступность и бороться с которыми оказалось значительно труднее ввиду их многочисленности. Лишь химическое уничтожение посевов коки Колумбийской армией и полицией смогло значительно сократить производство наркотиков.

Критерии наступления уголовной ответственности, установленные законодателем, не совсем соответствуют реалиям сегодняшнего дня и не способствуют эффективной борьбе с наркотической угрозой. Постановление Правительства РФ № 76 от 7.02.2006 г. "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ" [5] утвердило критерии крупного и особо крупного размера наркотических средств и психотропных веществ. Так, крупными размерами наркотических средств, находящихся в незаконном владении и обороте признаны:

- марихуана - от 6 до 100 г;

- гашиш - от 2 до 25 г;

- героин - 0,5 до 2,5 г.

Все, что выше данного размера, признается наркотическим средством в особо крупном размере. Поэтому можно утверждать, что данное Постановление затруднило борьбу с незаконным оборотом наркотиков, фактически легализовав потребление и хранение определенных размеров наркотиков. Например, при обнаружении у лица 5 г марихуаны он не несет уголовной ответственности, и в случае отсутствия доказательств сбыта подлежит взысканию административного штрафа.

Таким образом, лицо, сбывающее наркотики, может практически легально их хранить

и перевозить, что влечет за собой увеличение роста наркоторговли и количества наркозависимых граждан, наблюдаемое в настоящее время. В связи с этим необходимо уменьшить крупный и особо крупный размер наркотических средств, влияющий на наступление уголовной ответственности. Импонирует мнение

A.И. Трахова и Д.С. Албезова, предлагающих проводить "химико-медицинскую экспертизу изъятых наркотиков, предметом которой было бы определение не только вида и размера наркотика, но и уровня наркологического эффекта, влияющего на психическую и физическую зависимость потребителей, и способных вызвать серьезное нарушения функции организма и привести к летальному исходу [6, с. 98].

В то время как в стране растет количество наркоманов, стали появляться сторонники легализации так называемых "легких" наркотиков, установив для них такие же правила продажи, как для табака и алкоголя. Но понятия легкого наркотика не существует и оно не используется в документах ООН по данной проблеме. Нужно понимать, что любой наркотик -это наркотик, а от конопли до героина всего один шаг [7, с. 4]. Известный телеведущий

B. Познер предложил легализовать не только "легкие", но и все виды наркотиков, свободно продавая их в аптеках. Аргументировав это тем, что их доступность лишит наркомафию прибыли, сделав незаконную наркоторговлю невыгодной [8]. Однако это может привести лишь к увеличению числа наркозависимых лиц и уничтожению России как государства.

Против легализации любых видов наркотиков выступает и В. Путин: "Россия вряд ли пойдет по голландскому пути и решится на легализацию легких наркотиков. Мы безусловно уважаем выбор руководства этой страны, ее представительных органов, но практика последних лет показывает, что либерализация даже легких наркотиков не ведет к уменьшению потребления тяжелых" [9].

При совершенствовании антинаркотического законодательства нельзя обойти вниманием Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), в котором имеются определенные пробелы. В частности, основным доказательством при рассмотрении административных дел, касающихся потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6, 9, 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ) [10], является акт медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения, однако такая норма в КоАП не определена.

Следует обратить внимание и на то, что общественная опасность употребления наркотиков в общественных местах значительно выше, чем потребление наркотиков без назначения врача, однако санкция, предусмотренная за данное правонарушение ч. 3. ст. 20.20 КоАП РФ, значительно мягче, чем санкция, предусмотренная ст. 6.9 КоАП РФ. Не предусмотрена и норма, которая бы устанавливала ответственность за совершение правонарушения в сфере оборота сильнодействующих и ядовитых веществ, хотя многие из них оказывают одурманивающее воздействие и изготавливаются кустарным способом.

Административным законодательством не предусмотрена и ответственность за предоставление помещений для потребления наркотиков.

Ситуация, сложившаяся в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, предполагает применение двух направлений:

1) ликвидацию условий самого "оборота" наркотических средств правовыми и правоприменительными методами;

2) активную комплексную социально-правовую, медицинскую и психологическую работу с наркозависимыми лицами.

Значительное внимание следует уделить идеологической борьбе с данным видом преступности. Именно это направление лежит в основе политики противодействия нелегальному обороту наркотиков многих зарубежных стран.

Целесообразно использовать систему "альтернативного лечения", предусматривающего для наркозависимого лица, преступившего закон, замену тюремного заключения лечением. В этой связи необходимо обратиться к опыту США и создать специализированные суды либо выделить отдельных судей, рассматривающих дела, связанные с наркопреступностью, и распространяющих сферу своей деятельности на несколько районов или территорий.

Например, в США основными элементами наркосуда являются определение контингента населения, употребляющего наркотики, совместная работа обвинения и защиты, возложение ответственности за свою судьбу на наркозависимого, использование исправительного учреждения как лечебного центра. Каждому делу уделяется персональное внимание, что позволяет учесть личные характеристики правонарушителя при вынесении судебных приговоров, применении различных видов поощрений.

Анализ милицейской статистики свидетельствует о том, что значительную часть регистрируемых имущественных преступлений совершают наркозависимые лица, мотивом совершения преступлений которых служит добыча денежных средств на очередную дозу наркотика.

В связи с этим представляет интерес тактика работы прокурорского надзора и правоохранительных органов Майкопского района Республики Адыгея в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Так, лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков, в обязательном порядке проверяется оперативными службами на причастность к корыстно-насильственным и иным преступлениям. В прокуратуре республики и районных прокуратурах действует телефон доверия, по которым поступает любая информация, в том числе и о фактах незаконного оборота наркотических средств. Кроме того, в прокуратуре ведется ежедневный прием граждан дежурным прокурором. Полученная информация направляется в компетентные правоохранительные органы для процессуальной проверки, что позволяет выявить и ликвидировать адреса сбыта наркотических средств. Работники прокуратуры выезжают в образовательные учреждения, где с учащимися проводят лекции о вреде наркотиков, участвуют в сходах граждан, на которых в ходе беседы установливают известные гражданам места реализации и употребления наркотических средств; иногда такие беседы носят конфиденциальный характер.

В информационном центре МВД республики действует электронная база данных о совершении преступлений, в том числе и в сфере незаконного оборота наркотических средств, регулярно обновляемая за счет агентурной информации, информации из подразделений правоохранительных органов, а также проведения рейдовых мероприятий по выявлению фактов незаконного оборота наркотических средств. В результате принятых мер уменьшилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. К примеру, в Майкопском районе в 2010 г. выявлено 66 таких преступлений, из которых 9 связаны со сбытом наркотических средств (соответственно 119 и 20 преступлений за аналогичный период прошлого года (АППГ)), на учет поставлено 127 наркозависимых лиц (167 за АППГ), что играет существенную

роль в выявлении мест сбыта наркотических средств и, как следствие, профилактике наркомании. Повысилась раскрываемость корыстно-насильственных преступлений, которая составила 67,9 % (+0,9 % к АППГ).

К сожалению, в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в сфере незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ. Руководство Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков признало, что полицейские меры не привели к заметному снижению незаконного потребления наркотиков и акцент будет делаться на профилактических и реабилитационных мерах. Однако не следует преуменьшать и значение карательного воздействия уголовного законодательства на лиц, участвующих в незаконной реализации наркотических средств и психотропных веществ, в частности, нужно ужесточить наказание за вовлечение в потребление наркотиков.

Потребителями наркотических средств и психотропных веществ в большей степени является молодежь, поэтому значительная часть профилактических мероприятий должна быть направлена на нее. Необходима политика, объясняющая в доступной форме вред от наркотиков. Помимо этого в стране должны заработать "социальные лифты", у человека должно быть ясное будущее. Именно социально-экономические факторы, низкий уровень жизни населения, отсутствие жизненных перспектив толкают молодых людей в наркоманию, алкоголизм, преступность, экстремистские группировки. Должно уделяться больше внимания вопросам занятости молодежи, квотированию рабочих мест, созданию в виртуальном пространстве государственных сайтов по трудоустройству. Молодые специалисты, окончившие учебные заведения с отличием, должны иметь гарантированное трудоустройство. У молодой семьи должна появиться возможность приобрести по ипотеке жилье, расплачиваясь за нее 15-20 лет. Следует популизировать здоровый образ жизни, создать условия для занятий физкультурой и спортом (бесплатные спортзалы, форма, инвентарь), организовать кружки по интересам, дворовые площадки для досуга. В плане реабилитационных мероприятий надо шире использовать опыт бывших наркоманов в лечении наркозависимых лиц (опыт фонда Егора Бычкова, г. Нижний Тагил).

Наркомания представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономики страны, безопасности государства, и потому необходимо совершенствование отечественного законодательства по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об итогах оперативно-служебной деятельности ФСКН России в 2009 году и задачах на 2010 год. Доклад Директора ФСКН В. Иванова // Нет наркотикам. Иниформационно-публицистический ресурс. URL: http//www. narkotiki.ru/ дата обращения 25.10.2010.

2. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 № 561 «О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 20052009 гг."» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 38. Ст. 3820.

3. Боголюбова Т.А. О проблемах противодействия незаконному обороту наркотиков // Сборник материалов научно-практической конференции, г. Пятигорск, 18-19 июня 2010 г. Пятигорск: ООО "Рекламно-инф. агенство на КМВ", 2010. С. 19-27.

4. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ. Утвержден 9 июня 2010 г. // Российская газета. 2010. № 128. С. 13.

5. Постановление Правительства РФ от 7.02.2006 г. № 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ" (в ред. Постановления от 27 ноября 2010 г. № 934) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 7. Ст. 787.

6. Трахов А.И., Албезов Д.С. Проблемы совершенствования антинаркотического законодательства в Российской Федерации // Вестник АГУ. 2006. № 1. С. 98.

7. Панова Е.В. Наркотические средства и психотропные вещества: мифы и уголовно-правовая действительность // Российский следователь. 2003. № 12. С. 3 -7.

8. "Академики". Нетривиальные мысли Владимира Познера // Закубанье. 25.10.2008. № 20. С. 3.

9. Цит. по: Тропкина О. Российский стандарт для Амстердама // Российская газета. 2005. № 3914. С. 3.

10. Чижевский В.С. Комментарии к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с изменениями, вступающими в силу в 2011 г. М.: Книжный мир, 2009. 1184 с. С. 189, 890, 893-894.

21 апреля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.