Научная статья на тему 'Отдельные тонкости стоматологического приема'

Отдельные тонкости стоматологического приема Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
589
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧТИВОСТЬ / КОМФОРТНЫЙ ПРИЕМ / ПРЕДУГАДЫВАНИЕ ДИСКОМФОРТА / COURTESY / COMFORTABLE RECEPTION / DISCOMFORT PREGUESSING

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Васильев Н. И.

В статье представлены некоторые рекомендации, как сделать стоматологический прием более комфортным для пациента с учетом его физических и психологических особенностей. Информация адресована стоматологам и их ассистентам, а также менеджерам стоматологических клиник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some nuances of stomatologic service (part 1. The Initiation of treatment)

In this article some recommendations are presented about reception of the patient in stomatologic polyclinic. Simple notes about that, how to make reception by more comfortable for the patient, through the account of its physical and psychological burdens. The information is addressed for stomatologists and their assistants, and as to managers of stomatologic clinics.

Текст научной работы на тему «Отдельные тонкости стоматологического приема»

Отдельные тонкости стоматологического приема

Часть 1. Начало лечения

Васильев Н.И.

стоматолог-ортопед стоматологической клиники «РеСто», г. Ижевск, Удмуртская Республика, пЫа - 84@yandex.ru

Резюме

В статье представлены некоторые рекомендации, как сделать стоматологический прием более комфортным для пациента с учетом его физических и психологических особенностей. Информация адресована стоматологам и их ассистентам, а также менеджерам стоматологических клиник.

Ключевые слова: учтивость, комфортный прием, предугадывание дискомфорта.

SoME NUANcES of SToMAToLoGIc SERVIcE (part 1. The Initiation of treatment)

Vasilyev N.I.

The summary

In this article some recommendations are presented about reception of the patient in stomatologic polyclinic. Simple notes about that, how to make reception by more comfortable for the patient, through the account of its physical and psychological burdens. The information is addressed for stomatologists and their assistants, and as to managers of stomatologic clinics.

Keywords: courtesy, comfortable reception, discomfort preguessing.

Рис. 1 Рис. 2

В условиях стремительного роста уровня стоматологической помощи вопросы внимательности и учтивости стоматолога и его ассистента на приеме все больше заслуживают литературного освещения. Известно, что необходимую аккуратность врача пациент напрямую воспринимает и связывает с качеством лечения. Качество же медицинских услуг, являясь пока что одним из самых сильных способов привлечь пациента, часто ложится в основу маркетинговой политики лечебного учреждения, а усилия врача устремляются к освоению тех навыков, которые помогут сделать прием комфортным. Пациенту важен не только конечный результат (выздоровление), но и сам процесс лечения. Он должен быть приятным, понятным и безопасным. Данная серия статей ставит перед собой задачу направить в нужное русло усилия врача и усилия его ассистента к достижению качественного и эффективного предоставления стоматологической услуги, успешной подаче своих умений.

Перед началом приема пациента следует обратить внимание на следующее:

Когда пациенту предлагают усаживаться в стоматологическое кресло, оно должно быть готово к приему. Близко расположенный к сидячему ложу модуль врача (рис. 1) может воспрепятствовать сво-

бодной посадке и вызвать чувство неловкости у пациента, который, скорее всего, не знает, как правильно сдвинуть модуль в сторону. Это особенно обращает на себя внимание в работе с первичными пациентами, еще не успевшими психологически адаптироваться в новой поликлинике. Подобное незначительное препятствие может вызывать у них чувство смятения. В любом случае, предложение усаживаться в кресло должно быть корректным (рис. 2).

При подготовке пациента к приему не нужно спешить надевать на него защитные очки. Как правило, до начала манипуляций в полости рта врач разъясняет предстоящие процедуры, ну и вообще, войдя в кабинет, здоровается с пациентом. При этом для достижения определенной глубины доверительных отношений беседа должна проходить с глазу на глаз. Очки, особенно с темными стеклами, в этом случае препятствуют откровенному общению, которое очень важно для определения настроя и состояния пациента перед лечением. Понятно, что защитные очки неуместны и на консультативном приеме. Также нецелесообразно предлагать их и при тех стоматологических манипуляциях, которые не связаны с использованием вращающихся инструментов и едких растворов. Особенно важно исключить защитные очки с темными стеклами при постановке анестезии!

Рис. 6.

Рис. 7.

Это необходимо для контроля за общим состоянием пациента, которое достовернее всего оценивать по реакции глаз (рис. 3).

Пациенту перед анестезией были предложены защитные очки с темными стеклами, что затрудняет контроль за его самочувствием.

Перед началом лечения необходимо настроить освещение. Его направление должно приходиться точно на область рта (рис. 4).

Направление пучка света на глаза неприятно для пациента даже в том случае, если надеты темные защитные очки (рис. 5).

До того как приступать к работе в полости рта, необходимо убедиться в том, что пациент расположен комфортно. При необходимости нужно произвести коррекцию положения подголовника, спросить пациента, удобно ли ему в кресле (рис. 6).

Перед раскладыванием спинки кресла следует обратить внимание на комплекцию пациента: при избыточной массе тела крайне нежелательно придавать спинке стоматологического кресла слишком горизонтальное положение. Давление органов брюшной полости на диафрагму затрудняет и утяжеляет дыхание.

Некоторые пациенты привыкли усаживаться в кресло на лечение, предварительно взяв из кармана или из сумки заранее приготовленный гигиенический платок или одноразовую салфетку. Такие жесты пациента говорят о его настроенности на длительное, возможно в чем-то неприятное лечение. Платок в его руке придает уверенности на приеме, возможность в любое время протереть лицо, прикрыть салфеткой рот. В том случае, если пациент не принес с собой платка, не попросил у вас одноразовую салфетку, есть смысл ее предложить, в особенности, если планируется длительное вмешательство, выполнение рентгеновских снимков. Это также даст пациенту

понять, что доктор предвидит возможные волнения на стоматологическом приеме и заботится об обеспечении максимально комфортного лечения (рис. 7).

На протяжении лечения необходимо обращать

внимание на поведение и жесты пациента. Ерзанье головы на подголовнике кресла всегда указывает на утомленность шеи, затекание кожи головы. При таких ситуациях

пациент пытается принять другое положение, изменяя точки соприкосновения шеи и головы с подголовником: запрокидывает назад или, напротив, прижимает

подбородок ближе к груди, кладет голову набок и т.п. Эти на первый взгляд неприметные признаки неудобного или надоевшего положения должны быть вовремя замечены

62

проблемы стоматологии. 2011. № 3

Рис. 8.

Рис. 9.

Рис. 10.

медперсоналом. Не нужно дожидаться жалоб со стороны пациента на усталость от затянувшегося лечения. Для выхода из таких ситуаций достаточно просто каким-либо способом изменить пространственное положение головы и шеи, изменить точки их соприкосновения с подголовником и креслом. Самым надежным способом является небольшая мягкая подушечка, подкладываемая под шею (рис. 8).

Подушечка может удачно адаптировать положение головы на подголовнике. Предложить ее можно как в начале приема, так и в процессе него. Пациент может сам приспособить ее под шею, как ему будет удобно (рис. 9).

Можно также изменить положение подголовника или попросить пациента подтянуться ближе к спинке кресла в том случае, если в течение лечения корпус тела сместился ниже.

Забота со стороны ассистента и врача эффективно проявляется в подобных небольших деталях, которые всегда оказываются замеченными пациентом. Как правило, забота более выгодно смотрится в том случае, если медперсоналу удается предугадать будущие неприятные ощущения и неудобства, продемонстрировать свою чуткость и небезразличность к ним. И самое главное — своевременно оговорить и предложить способ решения проблемы. В таких случаях у пациента неизбежно появляется стопроцентная уверенность в том, что врач делает все правильно. Пациент готов доверять не только практическим манипуляциям доктора, но и его мнению.

Врачу и ассистенту следует обращать внимание на осторожность перемещения вокруг кресла с пациентом: в то время, когда пациент расположен в кресле, любой неосторожный стук коленями в спинку неприятно передается голове. Со стороны медперсонала такое часто имеет место при нерасчетливом катании на стуле или резком движении коленями (рис. 10).

ЛИТЕРАТУРА

1. Donna J. Phinney, Judy H. Halsead. Essential skills and procedures for chairside dental assisting. — Printed in the United States of America, 2001. -423.

2. Стефан т. Сонис. Секреты стоматологии/Пер. с англ. — М. — СПб.: «Издательство БИНОМ» -«Невский диалект», 2002. — 384 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.