Научная статья на тему 'Отдельные свойства системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и их проявление'

Отдельные свойства системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и их проявление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1356
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СВОЙСТВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРУКТУРНОСТЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / УРОВЕНЬ СИСТЕМНОСТИ / ECONOMIC SAFETY / PROPERTIES OF SYSTEM OF MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY / ORGANIZATION / INTEGRITY / LEVEL OF THE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фирсов И. В.

В статье рассматриваются отдельные свойства системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и их проявление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separate properties of system of maintenance of economic safety of the Russian federation and their expression

In article separate properties of system of maintenance of economic safety of the Russian Federation and their display are considered

Текст научной работы на тему «Отдельные свойства системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и их проявление»

отдельные свойства системы

обеспечения экономической безопасности российской федерации и их проявление

И.в. ФИРСОВ,

кандидат юридических наук

Научная специальность: 12.00.14 — Административное право, финансовое право, информационное право

«Люди оказываются более мудрыми не благодаря умению действовать, а потому, что они владеют понятием и знают причины. ... Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий»

Аристотель

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные свойства системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и их проявление.

Ключевые слова: экономическая безопасность, свойства системы обеспечения экономической безопасности, структурность, целостность, уровень системности.

SEPARATE PROPERTIES OF SYSTEM OF MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR ExPRESSION

I. V. FIRSOV,

candidate of law sciences

Annotation. In article separate properties of system of maintenance of economic safety of the Russian Federation and their display are considered.

Key words: economic safety, properties of system of maintenance of economic safety, organization, integrity, level of the system.

Минуло достаточно продолжительное время, как произошел коллапс Советского Союза и его плановой экономики. Доля частного сектора на тот период была близка к нулю, государственный долг превышал годовой объем валового внутреннего продукта, бушевала в невиданных до этого темпах гиперинфляция. За 20 лет Россия совершила огромный прогресс в развитии. И сейчас руководство страны подводит определенные итоги.

Президент нашего государства Д.А. Медведев, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, подчеркнул определенные успехи России в экономической сфере. Доля частного сектора сейчас составляет более 60 процентов, государственный долг уменьшился практически до 10 процентов ВВП, гиперинфляция сменилась вполне умеренными темпами роста цен, удвоилось

реальное потребление российских семей. С нуля создана налоговая система. В России в настоящий момент одни из самых низких ставок корпоративного и подоходного налогов. В целях стимулирования долгосрочных инвестиций, начиная с 2011 года, доходы от прироста капитала освобождены от налогообложения1.

Мировой экономический кризис стал для нашей страны серьезной проверкой на устойчивость не только экономической, но всей политической системы. Известно, что он начался как финансовый, а затем проблемы на фондовых и банковских площадках привели к структурному сбою в глобальной мировой экономике, в ряде стран последовала раз-балансировка государственных финансов. Последствия кризиса оказались настолько серьёзными, что они привели к социальному напряжению во многих

государствах и целых регионах мира.

Справедливыми в связи с этим являются слова председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, сказанные им в докладе о результатах работы Правительства Российской Федерации в 2010 году в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: «.. .Урок для всех нас заключается в том, что экономическая и государственная немощь, неустойчивость к внешним шокам неизбежно оборачиваются угрозой для национального суверенитета. И все мы с вами прекрасно понимаем, будем откровенны, в современном мире, если ты слаб, обязательно найдётся кто-то, кто захочет приехать или прилететь и посоветовать, в какую сторону двигаться, какую политику проводить, какой путь выбирать для своего собственного развития. И такие с виду вполне доброжелательные ненавязчивые советы в общем-то казались и неплохими, но за ними на самом деле стоят грубый диктат и вмешательство во внутренние дела суверенных государств.»2.

Создание надежных барьеров внешним и внутренним угрозам в социально-экономической сфере, иными словами обеспечение экономической безопасности России, на начальном периоде модернизации экономики, несомненно, является приоритетной задачей.

Видный ученый-экономист Хатаев А.Ц. рассматривает понятие «обеспечение экономической безопасности» как экономико-правовые отношения, способствующие независимости государства, созданию условий для стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижению экономического роста3. Обеспечение экономической безопасности России, с точки зрения государственного управления, — это деятельность государственных органов по осуществлению государственной политики, направленной на эффективное управление силами и средствами с одной стороны, для создания условий устойчивого экономического роста Российской Федерации, достижения достойного качества и уровня граждан жизни экономическими методами, с другой — по противодействию преступности в экономической сфере, которое включает профилактику экономической преступности, собственно борьбу с криминальными проявлениями, а также устранение причин и условий порождающих такие явления4.

Страна пережила серьёзнейшие экономические испытания, столкнулась с дефицитом бюджета. Не смотря на это, Россия является одним из немногих государств, государственная власть которого не отказалась от своих социальных обязательств перед своими гражданами. Начиная с июля 2009 года, возобновился экономический рост. В 2010 году ВВП России увеличился на 4%, что является самый высоким показателем из всех стран G8. Необходимо

признать, что вполне успешное «прохождение» основной волны мирового кризиса стало возможно не только благодаря только накопленным сверхдоходам от продажи энергоресурсов, но и от грамотной «настройки» на самую высокую эффективность всех звеньев государственного аппарата, ответственных за управление в социально-экономической сфере.

Несмотря на такие успехи, большинство экономистов признает, что ранее существующая модель построения системы государственных органов, ответственных за осуществления государственной политики в сфере экономики и финансов требует совершенствования. По словам Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина задачи перехода страны на новый более высокий уровень неразрывно связаны с преодолением серьезной проблемы неэффективного государственного управления.5 Анализ доклада министра финансов Российской Федерации «Оценка социально-экономической ситуации, прогноз развития, новые требования к системе управления» показал, что в условиях глобализации, высокой конкуренции среди ведущих стран мира в мировом хозяйстве ранее существующие методы достижения достойного качества и уровня жизни наших граждан более не применимы.

Осуществление государственной политики в части обеспечения относительной макроэкономической стабильности не может не затрагивать вторую составляющую общероссийской системы обеспечения экономической безопасности — подсистемы нейтрализации внешних и внутренних угроз в экономике России, непосредственно отвечающей за противодействие экономической преступности.

Несмотря на многообразие элементов, входящих в ее структуру, сложности взаимосвязей, по-прежнему указанная подсистема все же еще справляется с задачами, поставленными руководством страны. С чем это связано? Несомненно, в том числе и с налаженной работой каждого элемента, отвечающего за то или иное направление противодействия угрозам экономики нашего государства. Каждый федеральный орган исполнительной власти финансово-экономического или силового блока имеет нормативно обозначенные цель, задачи, функции, инструменты управления, административного и экономического воздействия на определенную сферу общественно-полезной деятельности граждан и организаций. Структура этих органов позволяет организовать работу элементов более низкого уровня структуры системы.

Однако нельзя не признать, что успехи в нейтрализации всей совокупности угроз в период мирового финансового кризиса связаны и с наличием в рассматриваемой нами системе определенных свойств, не присущих каждому ее элементу в отдельности,

так называемых системных свойств. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть указанные свойства для более глубокого понимания сущности системы обеспечения экономической безопасности.

С точки зрения терминологии понятие «свойство» тесно связано с понятием «качество». Попробуем пояснить.

Мы часто слышим выражения в русском языке: «данный объект обладает определенными качествами», «данному предмету присущи следующие качества...». В другом смысле мы иногда встречаемся с такими выражениями: «Этот продукт высокого (или низкого) качества.». Как видно слово «качество» в русском языке может иметь разные значения. В толковом словаре русского языка, с одной стороны, «качество» — это совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность. Но качество может пониматься и по-другому. Во втором толковании русского языка «качество» — это то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь6. Из названных нами определений можно увидеть, что термины «качество» и «свойство» употребляются в одном и том же смысле, что не может способствовать их уяснению в отдельности. Поэтому по нашему мнению следует обратиться к философии и трудам современных мыслителей для проведения истори-ческо-философского анализа указанных выше терминов.

В силу того, что понятие «качество» является одной из важнейших философских категорий, первое достаточно ясное ее истолкование восходит к Аристотелю. Он связывал качество вещи с ее сущностью, иначе говоря, по нему качество — это видовое отличие сущности: В своей «Метафизике» Аристотель утверждал, что «...сущность связана с качеством, а качество имеет определенную приро-ду».7 Гегель понимал качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. В философии Гегеля категория «качество» получает двоякое истолкование. В гносеологическом смысле качество им определяется как начальная ступень познания вещей. Как онтологическая категория «качество», по Гегелю, «есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность; нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».8 Представители диалектического материализма исходили из признания объективности и всеобщности качеств. У них качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Энгельс Ф. считал, что

«...существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами»9. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими. Современным философам качество мыслится как первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно, с другой это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.10 И. Кондрашин определяет качество как структурно нерасчлененную совокупность признаков, свойств вещества, поля или предмета, проявляемую в системе отношений с другими веществами, предметами или тому подобными материальными образованиями; оно есть существенная определенность вещества, поля или предмета, в силу которого они являются данным, а не иным материальным образованием и отличаются от других образований11.

Таким образом, с позиций философии «качество» выражает неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом.12 «Неотделимая от бытия» означает, что изменение качества сопровождается уничтожением данного объекта (полной ликвидации, превращением в другой объект и т.п.). «Существенная» означает присущая объекту, то есть изменение объекта повлечет изменение качества. В свою очередь, «определенность» — это нечто, чему можно положить хотя бы условный предел, «то есть нечто не вездесущее, а «привязанное» именно к данному объекту».13 Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов14.

Термин «свойство» (греч. «idion»; лат. «proprium»), так же как и «качество», не всеми учеными понимается единообразно. Например, Кемеров В. в своей Философской энциклопедии считает, что свойство — это момент качественной определенности «своего» (самобытия, вещи А), который через взаимодействие с «иным» (инобытием, другими вещами В, С, D или N) отделяется от собственного основания, проникает в это иное бытие, обретает в нем и через него свою видимость и существует уже на осваиваемом чужом основании (носителе, субстрате). Иными словами, по Кемерову В. свойство — это «определенность своего в ином»,

не есть сущее само по себе, если под «сущим» понимать некоторое наличное бытие, качество, вещь15. Губский Е.Ф. и ряд других философов считают, что свойство — это то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование16. Ивин И. говорит о свойстве как о том, что присуще какому-либо предмету и характеризует его само по себе, а не говорит о его отношении с некоторыми другими объектами.17

Из приведенных точек зрения видно, что многие философы определяют качество через свойство и свойство через качество объектов, порой отождествляя их18.

Несомненно, каждый человек имеет право на свою обоснованную точку зрения. В связи с этим, автор настоящей статьи считает, что эти два понятия связаны друг с другом, однако называть их синонимами не вполне правильно. Ведь мы никогда не можем ощутить качество объекта только потому, что качество неотъемлемо от самого объекта, вне зависимости от того, есть ли при этом субъекты (то есть мы) или нет. Мы можем ощущать объект только во взаимодействии с ним. Во здесь и скрывается взаимосвязь понятий «качество» и «свойства». Свойства объекта — это некие его стороны, которыми проявляется качество объекта. Они выражают такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или сходство с другими предметами. При этом главное отличие категорий «качество», «свойство» заключается в том, что качество объекта существует всегда, а свойства объекта могут проявляться, а могут не проявляться19.

Итак, свойство можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, это особенность, присущая предмету, позволяющая включить его в тот или иной класс предметов и обусловливающая его различие или общность (сходство) с другими предметами (явлениями), во-вторых, это то, что присуще какому-либо предмету (явлению), характеризует его само по себе и проявляется во взаимодействии с ними, в-третьих, это то, что выражает отношение данного предмета (явления) к другим предметам (явлениям), с которыми она вступает во взаимодействие.

Представители разных направлений науки делят свойства по различным основаниям. В общем плане можно сказать, что свойства предметов (явлений) делятся на: абсолютные и относительные, первичные и вторичные, внутренние и внешние, существенные и несущественные, необходимые и случайные, главные и второстепенные. В целом все свойства системы обеспечения экономической безопасности можно разделить на три группы: свойства, связанные со структурой, свойства, связанные с целями и функциями и свойства, связанные с состоя-

нием взаимодействия с внешней средой (см. рис. 1).

Анализ и обобщение различных классификации свойств не являются предметом данной статьи. Поэтому автор считает целесообразным рассмотреть некоторые наиболее значимые свойства системы обеспечения экономической безопасности.

Все ученые, исследующие разные системы (технические, биологические, социальные и др.) единодушны в том, что любая из них состоит из составляющих ее компонентов, называемых элемен-тами.20 Элементы и свойства системы взаимосвязаны. Чтобы определить элемент, сначала выясняют, какие свойства системы интересуют исследователя. Затем находят те закономерности, которые порождают эти свойства, по которым окружающий мир выделяет эту систему, как целую среди других. А затем уже находят наименьшую часть системы, которая еще подчиняется данным закономерностям, т.е. сам элемент21.

Очевидно, система обеспечения экономической безопасности состоит из элементов, которые создаются для достижения целей поставленной перед ней. Это органы (организации), наделенные государством властью, соответствующей компетенцией в сфере государственного управления (реализации исполнительной власти), в состав функций которых входит реализация задач по противодействию внешним и внутренним угрозам экономике России. В силу того, что экономическая безопасность является лишь определенной частью национальной безопасности, в структуре системы органов исполнительной власти нет органов, в функции которых входит только лишь обеспечение экономической безопасности. Иными словами монофункционального органа исполнительной власти в рассматриваемой нами области нет. Например, все органы исполнительной власти так называемого силового блока имеют и другие обязанности, права, ответственность, реализуемые ими при обеспечении национальной безопасности. Не смотря на это в качестве элементов системы обеспечения экономической безопасности можно назвать МВД, ФСБ, ФТС, ФСКН, ФМС, СВР, Росфинмониторинг России. Другие федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, осуществляющие государственное управление в экономической сфере так же входят в систему обеспечения экономической безопасности на правах государственных организаций обеспечивающих макроэкономическую стабильность. Это Правительство Российской Федерации (координирующий орган), Министерство финансов, Министерство экономического развития, ФАС, Министерство промышленности и торговли, Министерство топлива и энергетики и ряд других. Центральным элементом в «звездной» структуре системы обеспе-

чения экономической безопасности является Совет безопасности Российской Федерации, возглавляемый Президентом России, и на который возложены функции по организации взаимодействия и координации органов государственной власти, в том числе, и в части обеспечения экономической безопасности страны.

Исходя из нормативных правовых актов, каждый названный нами элемент обладает относительной самостоятельностью в принятии конкретных решений по реализуемым им функциям, по вопросам обеспечения экономической безопасности. Будет ли правильным сказать, что простое объединение (в данном случае мысленное) образует понятие системы обеспечения экономической безопасности? Здесь, по мнению автора настоящей статьи, следует сказать однозначное «нет».

Система обеспечения экономической безопасности только в том случае будет называться «системой», когда элементы в условиях отлаженного механизма взаимосвязей (управления, координации и взаимодействия) будут образовывать единой целое, и рассматриваемая нами система будет иметь свойство, имеющее название «целостность».

В истории философии в трактовке данного понятия можно выделить две тенденции. В первом случае целостность понимается как полнота всех свойств, сторон и связей объекта. Во втором, под целостностью определяется внутренняя сущность объекта, определяющая его специфику, уникальность. В данном случае для нас это понятие играет существенную роль, так как мы хотим получить синтетическое (или комплексное) знание о системе обеспечения экономической безопасности, структура которой представляется достаточно сложной.

С наличием такого специфического системного свойства, как целостность согласно большинство философов. Еще в античные времена философы рассуждали о целом (в нашем случае системе) и частях. Так, Платон рассуждал, что есть и целое, и части; части в свою очередь не могут существовать, если нет целого, частями которого они являются; часть не может быть частью многого, иначе она и частью не будет, а станет чем-то беспредельным: ведь часть — это тоже что-то определенное, что-то одно, а значит она причастна единому. С другой стороны, Платон говорил, что взятое в качестве целого единое охватывает части; чтобы охватывать, оно должно быть ограниченным, хотя в качестве частей (т.е. со стороны своей множественности) оно бесконечно22.

Кикель П. считал, что целостность — это системное качество организованных материальных объектов, выражающее их унитарную природу, нерасчлененность, континуальность23. Губский Е.Ф. и ряд других ученых определили целостность как

завершенность, тотальность, цельность и собственную закономерность вещи. По их мнению, указание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи; ибо отдельное, «часть» может быть понята только вне целого, а целое . больше суммы своих частей. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое24.

Ряд философов считают, что целостность систем проявляется лишь через их отдифференци-рованность от окружающей среды23. Здесь целостность — внутреннее единство объекта, а также сам объект, обладающий самостоятельностью по отношению к окружающей его среде. Это следует понимать не в абсолютном, а только в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней.

В Советском философском словаре 1974 года мы можем найти следующее определение целостности — это обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой. Оно выражает самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью; оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития.

Понимание ученых, исследующих различные системы (технические, биологические, социальные) такого понятия, как «целостность систем», в целом единодушно. В связи с развитием системного подхода, структурно-функционального анализа, теории систем в целом данное понятие стало наиболее актуальным в науке XX века. Особенно важным оказалось осознание целостности называемых «открытых» систем, потому что их сущность и деятельность определяется не только внутренней структурой, а и теми связями, в которые они вступают в процессе бытия. Здесь целостность — это обобщенная характеристика объекта, демонстрирующая его завершенность, самодостаточность, приведенность всех элементов структуры объекта в их оптимальное состояние, позволяющее ему функционировать с максимальным результатом. Целостность рассматривается с точки зрения ее отношения к частям, при этом здесь отмечается неразрывность и взаимообусловленность частей и целого.

В наиболее общем плане целостность системы обеспечения экономической безопасности означает с одной стороны, что все подсистемы и компоненты, входящие в систему, связаны между собой различными видами связей и функционируют согласованно для достижения поставленных перед системой целей. С другой стороны, поставленные перед системой цели могут быть достигнуты толь-

ко при совместном функционировании всех компонентов, входящих в систему. По мнению автора настоящей статьи, для любых систем, в том числе и социальных, указанное свойство является одним из главных, влияющих на непрерывность деятельности (живучесть) системы.

Анализ различных точек зрения, в том числе в области теории систем, системного подхода, системного анализа, позволил обобщить ряд следствий вытекающих из свойства целостности системы обеспечения экономической безопасности:

Во-первых, целое — первично, а части (элементы) — вторичны. Данное положение, в частности, говорит о том, что решения системы как единого целого по вопросам противодействия угрозам экономики России, всегда приоритетны над решением отдельного элемента, входящим в его структуру. Иначе говоря, деятельность элементов системы должна быть сообразована с функционированием самой системы.

Во-вторых, взаимосвязанность частей (элементов) внутри системы обеспечения экономической безопасности является системообразующим фактором. Отсутствие устойчивых взаимосвязей по вопросам реализации целевого назначения системы между ее элементами приводит к разрушению структуры системы, и, в конечном итоге, к гибели системы.

В-третьих, части образуют в системе неразрывное целое так, что воздействие на любые из них влияет на все остальные. Примером проявления такого следствия целостности системы может являться следующий пример. Недавнее принятие решения Правительством Российской Федерации об увеличении вывозных таможенных пошлин на сырую нефть в целях стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, привело к росту теневых процессов по реализации «серых» схем купли/продажи бензина и других нефтепродуктов, что не могло не влиять на усиление работы по выявлению, пресечению преступлений и правонарушений экономической направленности таких элементов системы обеспечения экономической безопасности, как МВД, ФСБ, ФТС России и др., которые проводят комплекс дополнительных мероприятий по противодействию экономической преступности.

В-четвертых, целое ведет себя как нечто единое, независимо от степени его сложности. Все процессы, происходящие в экономике России, взаимосвязаны (одни, как правило, порождают другие). Поэтому элементы системы экономической безопасности взаимосвязаны в своем функционировании, и, в конечном итоге, система несет ответственность за конечные результаты обеспечения экономической безопасности.

В-пятых, каждая часть имеет свое определенное назначение с точки зрения той цели, на достижение которой направлена деятельность всего целого. Действительно, каждый вышеперечисленный орган исполнительной власти (либо его территориальное подразделение) в системе обеспечения экономической безопасности имеет свое строго обозначенное целевое назначение. Совокупность реализации целей каждого элемента служит достижению целей самой системы. Дублирование целей элементов вносит отрицательный эффект в деятельность всей системы, снижает ее эффективность.

В-шестых, природа частей и их функции определяются положением частей в целом, а их поведение регулируется взаимоотношением целого и его частей. Элементы в системе не расположены хаотично, а имеют строго определенное для них место. Это место определяется назначением и реализуемыми функциями элемента. Например, Минфин и Минэкономразвития России находятся на высшем уровне в соответствующей подсистеме, отвечающей за обеспечение макроэкономической стабильности России. В свою очередь, подразделение экономической безопасности Главного управления внутренних дел по Ульяновской области структурно находится в подсистеме противодействия экономической преступности регионального уровня. Поведение (функционирование) названных элементов координируется (управляется) центральным органом звездной структуры (Советом безопасности России, Советом (комитетом и др.) по экономической безопасности региона и т.п.), и оно подчинено целям всей системы. Здесь обычно говорят, что элементы находятся в определенной иерархии, и положение каждого элемента в структуре системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации связано с таким ее свойством как иерархичность.

Иерархия — термин, образованный от сочетания греческих слов «hieros» — священный, и «arche» — власть. Свое первое упоминание данный термин получил в сочинениях (трактатах) «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии».26 Философское понимание иерархии до XIX века было связано с построением церковной власти.

Представления современных философов на понятие «иерархия» разделились. Губский Е.Ф. и некоторые другие философы считают, что под иерархией следует понимать, как и прежде, господство святых, субординация священников; в переносном смысле иерархия — подразделение с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов, например иерархия наук, иерархия ценностей. Частично разделяя их мнение, Ивин И. определил, что иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему. В.

Василенко, выражая свое отношение к названному термину, посчитал, что иерархия — основной и неизменный принцип организации космического и сверхкосмического порядка сущего, согласно которому низшие чины иерархии подчинены высшим и черпают у них силы для своего обращения и устремления к божественному Свету, тогда как высшие чины промыслительно заботятся о низших и являются посредниками в передаче благ свыше. В Глоссарии философских терминов понимание иерархии приближено к теории систем. Здесь иерархия — вхождение или функциональное соподчинение систем, при которых меньшие подсистемы составляют большие системы, сами являющиеся подсистемами еще более крупных систем. В Философском энциклопедическом словаре иерархия — тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемый упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Анализируя и обобщая все имеющиеся точки можно сказать, что в общем смысле иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке возрастания от высшего к низшему.

В социальных науках понятие «иерархия» применялось для описания сословно-классового деления антагонистического общества и характеристики структуры власти. Термин «иерархия» широко применяется сегодня и в общей теории организации, и употребляется при характеристике строения (устройства) организации и как один из основополагающих принципов управления.

С позиций общей теории систем явление иерархии можно определить как разноуровневое распределение частей (элементов) целого (системы) по степени общности их функций (свойств). Иерархия — это принцип построения сложнооргани-зованных систем, суть которого в разноуровневом расположении (распределении) их элементов (или подсистем). Очевидно иерархические отношения имеют место во многих системах, элементы которых дифференцированы как в структуре (то есть по уровням), так и по функциям. При этом в указанных системах существует требования по обеспечению их интеграции, согласования.

Как уже было сказано выше целостность можно рассматривать в двух ипостасях. Целостность рассмотренная в ее отношении к внешнему окружению, к среде, т.е. в функциональном аспекте, выступает прежде всего как фактор, обусловливающий индивидуализацию самой системы обеспечения экономической безопасности. Такую целостность называют функциональной. Благодаря целостным свойствам, рассматриваемая нами система есть то, что она есть, а вне целостных свойств вся совокупность внешних

отношений и связей этой системы разрушается. Исчезает, следовательно, и сама система. Иерархическое строение системы обеспечения экономической безопасности в методологическом контексте выступает как следствие функционального характера целостности. Анализируя природу иерархии в данном случае, видно, что целостность как характеристика связи системы со средой выступает с самого начала в форме иерархообразующего фактора. Все построение структуры элементов подчинено этому.

Необходимость иерархического построения системы обеспечения экономической безопасности обусловлена тем, что управление в ней связано с переработкой и использованием больших массивов информации о состоянии российской экономики в условиях глобализации, макро-, мезоэкономиче-ских показателях, внешних, внутренних угрозах экономике России, других взаимосвязанных факторах, требующих принятия решений. Принимая во внимание наличие трех уровней иерархии системы обеспечения экономической безопасности, необходимо понимать, что на самом низком уровне структуры используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования всей системы обеспечения экономической безопасности, а на второй поступает обобщенная информация, характеризующая условия деятельности всей системы. Здесь же принимаются решения относительно низшего уровня системы. Высший уровень — приоритетный. На него поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения относительно системы в целом.

Конечно, в системе обеспечения экономической безопасности России иерархическая структура не является абсолютно жесткой в силу того, что в ней существует все же некоторая автономия нижележащих уровней по отношению к вышележащим, а в управлении указанными уровнями используются возможности самоорганизации.

С некоторой долей условности можно сказать, что у целостности есть «обратная» сторона — структурность. Под структурностью системы обеспечения экономической безопасности ним следует понимать возможность декомпозиции системы на компоненты, установление связей между ними. Кроме того, структурность может означать управляемость, способность проводить сигнал к каждому составному элементу, т.е. непрерывность внутренних структурных связей.

В ходе функционирования системы обеспечения экономической безопасности ее элементы строят свою деятельность по определенным правилам (законам). Подчиняя целям системы, они должны каж-

дый раз соотносить свои цели с целями системы. Однако сама система не может быть аддитивным объектом. Здесь необходимо пояснение.

Аддидтивность — слово праиндоевропейского происхождения (*do- «давать») и восходит из addere, имеющее значение «добавлять, прибавлять» (из ad «к, на» + dare «давать»); в латинском additivus — «добавочный, прибавочный». В целом указанный термин, введенный Ж. Пиаже, имеет широкое употребление в математических науках. Здесь аддитивность — свойство величин, состоящее в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям, каким бы образом ни был разбит объект. С точки зрения алгебры или геометрии это очевидно. Отношение аддитивности часто выражают формулой «целое равно сумме частей».

Однако в других наука указанное свойство имеет несколько другое значение. Например, с точки зрения психологии свойством аддитивности, например, обладает величина группы, но не обладают межличностные отношения в ней или совместная деятельность.27 В социологии аддитивность — ситуация, в которой модель для зависимой переменной получается простым сложением соответствующим образом вычисленных эффектов каждого из факторов (независимых переменных). Иными словами в социологии она означает отсутствие взаимодействий.28

В философии аддитивность означает понятие, посредством которого обозначается нечто суммативное, не образующее органической цельности.29 Очевидно, абсолютно аддитивный сложный объект, состоящий из частей, не является системой. Иначе говоря, в сложных целостных объектах, каковыми, например, являются системы, проявляются свойства неаддитивности. Неаддитивность обусловлена взаимосвязями между частями целого. Для познания такого целого недостаточно знаний о его частях, необходимы знания о взаимодействии частей. В таких целостных объектах как системы неаддитивность выражается формулой «целое больше суммы частей». Поэтому существует принципиальная не сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов. И здесь уже следует говорить о проявление такого свойства системы, как эмерджентность.

Эмерджентность — слово иностранного происхождения. Слово emergence (англ.) означает возникновение, появление нового. В связи с этим под эмерджентностью системы понимается такое ее свойство, которое не присуще ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему.30 С позиций теории систем эмерджентность системы — особое ее свойство, не присущее ее подсистемам и элементам, а также сумме элементов, не

связанных системообразующими связями.

По мнению автора статьи, наиболее очевидным свидетельством проявления системного свойства эмерджентности являются результаты сравнения поведения простой совокупности (суммы) объектов и поведения системы тех же объектов, образующих такую систему.

Один из наиболее известных ученых — родоначальников современной теории систем Л. фон Бер-таланфи31 указывал, что свойства суммативных систем равны сумме свойств ее компонентов. В данном случае при увеличении или сокращении количества компонентов, система не претерпевает заметных функциональных изменений, но может изменять свои размеры и границы. А. Холл и Р. Фейджин в своих работах утверждали, что если изменение каждой части системы не вызывает изменения других частей, то система может считаться суммативной.32 Связи и отношения между частями суммативных совокупностей объектов носят случайный характер, хотя во взгляде со стороны они имеют некоторые черты систем. Примерами суммативных совокупностей является случайно собравшаяся толпа людей, отара овец, груда камней и т.п.

В ранние периоды истории нашего государства такого понятия как «экономическая безопасность» с правовой точки зрения не существовало. Государственные органы в рамках «нарезанной» им компетенции, как правило, автономно решали задачи по обеспечению своего сегмента экономической безопасности. Это было связано и с тем, что не существовало единого нормативно-правового документа, регламентирующего условия, принципы и основные положения обеспечения экономической безопасности России. В этот период хотя органы исполнительной власти и находились в определенной иерархии, но они не были объединены общими системообразующими связями и не имели общей системной цели. Цель является одним из основных понятий, характеризующих функционирование систем. Цель — это то, к чему стремится система; то, что надо ей осуществить. Иными словами цель представляет собой идеальный окончательный результат поведения системы (то, что побуждает ее совершать те или иные ее действия). Целенаправленность (или целеустремленность) — еще одно неотъемлемое свойство системы обеспечения экономической безопасности. Формирование цели — одна из важнейших функций системы, ошибки в реализации которых могут повлиять на всю последующую деятельность внутри системы, а, возможно, привести к ее гибели. Системы, способные к самостоятельному определению (коррекции) цели, могут изменять свои задачи в условиях постоянства или изменений внешней среды. Функционирование

систем, способных к целеполаганию, определяется внешними критериями эффективности, заданными надсистемой. Нецелеполагающие системы, т.е. системы, которые не формируют цели, не могут быть эффективны.

С эмерджентностью тесно связано понятие синергии и такое свойство систем, как синергичность. Под синергичностью (от греч. synerqeila — сотрудничество, содружество) понимается однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата.33 В более общем плане наука синергетика изучает законы упорядоченности и самоорганизации частей системы из состояния хаоса. Повышение синергии в системе осуществляется прежде всего посредством упорядочения системообразующих связей.

Однако каким образом может проявляться названное свойство в поведении системы обеспечения экономической безопасности. Краеугольным камнем в создании синегретического эффекта в системе обеспечения экономической безопасности является синергическая связь, присутствие которой и создает эмерджентность, увеличивает эффект системы до значения, большего, чем простая сумма эффектов от её элементов. Именно из синергетических связей вытекают интегральные (эмерджентные) свойства, т.е. свойства целостной системы, которые не присущи составляющим ее элементам, рассматриваемым вне системы.

Здесь, по мнению автора статьи, следует говорить не о возрастании (умножении) результата благодаря действиям всех элементов, а об ускорении достижения цели системы, минимизации затрат для его получения. Иными словами максимальный эффект деятельности системы обеспечения экономической безопасности достигается только в случае максимальной эффективности совместного функционирования её элементов для достижения общей цели.

Возвращаясь к проявлению такого свойства как эмерджентность, следует сказать, что впервые на нормативном уровне понятие «экономическая безопасность» было обозначено в Указе Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года .№608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)». Именно тогда, исходя из угроз в экономической сфере, были определены контуры будущей системы. В указанном документе проведена попытка обобщить цель обеспечения экономической безопасности и ее объекты и механизмы, устраняющие или смягчающие воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики. Иными словами был установлен субъектный (элемент-

ный) состав системы.

Очевидно, что состав системы обеспечения экономической безопасности в определенные промежутки времени не являлся одинаковым. В зависимости от угроз экономики страны менялась не только структура и функции органов, ответственных за ее обеспечение, но и их место в системе исполнительной власти государства. По сути происходила трансформация количественного и качественного состава системы обеспечения экономической безопасности. В период такой трансформации изменялся количество и структура информационных потоков, а также качество и количество связей между элементами системы. Так как все элементы системы связаны между собой, то изменения любого из них по «цепочке» затрагивали другие. Поэтому чтобы отследить возрастание эмерджентности системы, необходимо сравнивать и отслеживать изменения во времени не только всей системы в целом, но и его отдельных подсистем, составляющих ее элементов.

Путь последовательного преобразования системы обеспечения экономической безопасности в другое ее качество можно разбить на совокупность изменений отдельных подсистем. Так, в условиях все нарастающей глобализации изменения в элементах подсистемы обеспечения макроэкономической стабильности России неизбежно приводили к изменениям в функционировании элементов, отвечающих за противодействие экономической преступности.34

Подводя итог исследованию эмерджентных свойств системы обеспечения экономической безопасности, необходимо подчеркнуть, что она представляет собой множество элементов, объединенных в целое за счет взаимодействия элементов друг с другом, т.е. за счет отношений между ними, и обеспечивает преимущества в достижении целей. Преимущества в достижении целей может быть обеспечено за счет системного эффекта. Системный эффект состоит в том, что свойства системы обеспечения экономической безопасности не сводятся к сумме свойств ее элементов, т.е. система как целое обладает рядом новых свойств, которых не было у ее элементов, взятых по отдельности. Уровень системности тем выше, чем выше интенсивность взаимодействия элементов системы друг с другом, чем сильнее отличаются свойства системы от свойств входящих в нее элементов, т.е. чем выше системный эффект, чем значительнее отличается система от множества (суммативной совокупности) органов. Таким образом, система обеспечивает тем большие преимущества в достижении целей, чем выше ее уровень системности.

1 См.: Президент России Д.А. Медведев. Выступление на Петербургском международном экономическом форуме / www. forumspb.com (17 июня 2011 года).

2 См.: Выступление председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации с отчетом за 2010 год / http://premier.gov.ru /events/news (26 июня 2011 года).

3 См.: Хатаев А.Ц. Интеграция правоохранительных систем по противодействию незаконному обороту наркотиков и обеспечение экономической безопасности. Монография. М. 2007. С. 22.

4 См.: Фирсов И.В. К вопросу о понятии «система обеспечения экономической безопасности». / Вестник Академии экономической безопасности МВД России. №3. 2011.

5 См.: Доклад Заместителя Председателя Правительства РФ — Министра финансов РФ А. Л. Кудрина «Оценка социально-экономической ситуации, прогноз развития, новые требования к системе управления»/ http://www.krasnoforum.ru/ (7 августа 2011 года)

6 См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л.И. Скворцова. М. 2010. С. 414.

7 См.: «Метафизика», 1063, а 25.

8 См.: Гегель г. В. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. С. 228.

9 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Собрание соч. Т. 20. С. 547.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 См. например, Философский энциклопедический словарь / Ред.- сост.е.Ф. Губский и др, 2003 г. Глоссарий философских терминов проекта «Distance»/ http://www.terme.ru/dictionary/ (13 августа 2011 г.).

11 См.: И. Кондрашин. Глоссарий философских терминов, 2006 г. / http://www.terme.ru/dictionary/ (14 августа 2011 г.).

12 См. например, Советский философский словарь, М., 1974; П. Кикель. Краткий философский словарь; Новая философская энциклопедия, 2003 г. / http://www.terme.ru/dictionary/ (26 августа 2011 г.).

13 См.: Жилин Д.М. Теория систем: Опыт построения курса. Изд. 5-е испр. М., 2010. С. 13-14.

14 См. например, Советский философский словарь, М., 1974; П. Кикель. Краткий философский словарь; Новая философская энциклопедия, 2003 г. / http://www.terme.ru/dictionary/ (26 августа 2011 г.).

15 См.: В. Кемеров. Философская энциклопедия. М.: «Панпринт», 1998. / http://www.terme.ru/dictionary/ (27 августа 2011 г.).

16 См.: Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.е.Ф. Губский и др, 2003 г. / http://www.terme.ru/dictionary/ (27 августа 2011 г.).

17 См. Ивин И. Философский словарь. / http://www.terme.ru/ dictionary/ (27 августа 2011 г.).

18 См. также, Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. М.: Междунар. отношения, 2000; В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь. / http://www.terme.ru/ dictionary/ (27 августа 2011 г.).

19 См.: Жилин Д.М. Теория систем: Опыт построения курса. Изд. 5-е испр. М., 2010. С. 14.

20 Система — это взаимосвязанное со средой и взаимозависимое от статуса (положения) его структурных частей множество элементов, состоящих в определенных отношениях и связях друг с другом (целостность (единство) системы), и находящихся в определенном порядке и организации (структурность системы) / цит. по: Фирсов И.В. К вопросу о понятии «система обеспечения

экономической безопасности». / Вестник Академии экономической безопасности МВД России. №3. 2011.

21 Это еще понимал Платон, который утверждал, что «.. .малость никогда не будет находиться ни в чем из существующего, раз она не может пребывать ни в части, ни в целом; и значит, не будет ничего малого, кроме самой малости...». / цит. по: Парменид, 150b. / Диалоги Платона // http:// psylib.org.ua / books / plato01 /24parme.htm.

22 См.: Парменид, 157^d. / Диалоги Платона // http:// psylib. org.ua / books / plato01 /24parme.htm. См. также: Гайденко П.П. «Проблема единого и многого и решение ее Платоном» // http:// www.philosophy.ru /library/gaid/gaid.html.

23 Континуальность — непрерывность, отсутствие лакун, кван-тованности, разделенности на фрагменты, противоположность дискретности.

24 См. например: Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.е.Ф.Губский и др, 2003 г., В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь. / http://www.terme.ru/ dictionary/ (28 августа 2011 года).

25 См.: Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989 г. / http://www.terme.ru/dictionary/ (28 августа 2011 года).

26 Автор — Псевдо-Дионисий Ареопагит (христианский мыслитель V и начала VI в. н. э.).

27 См.: Психологический словарь. http://psychology.net.ru/ dictionaries/ psy.html?word=27 (28 августа 2011 года).

28 См.: Словарь социологической статистики, 2004 г. http:// voluntary.ru/dictionary/696/word/ (28 августа 2011 года).

29 См.: С.Ю. Солодовников. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. 2003. http://www. philosophi-terms.ru/word (28 августа 2011 года).

30 См.: Современный экономический словарь. М., 2011.

31 См.: Берталанфи Л. Общая теория систем. М.: Системное моделирование, 1969.

32 См.: Лекторский В.А., Садовский В.Н. О принципах исследования систем // Вопросы философии, 1960, №8.

33 См. например, Ерохина Е. А. Теория экономического развития: системно — синергетический подход. М.: 1999; Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997; Князева Е.Н, Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация. Темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002; Колесников А.А. Синерге-тическая теория управления. М.: Энергоиздат, 1994; Курдюмов С.П., Малинецкий г.Г. Синергетика — теория самоорганизации // Идеи, методы, перспективы. М.: 1983; Хакен г. Синергетика. М.: Мир, 1980.

34 Например, в период становления Российского государства в 90-х произошел отказ от жесткого регулирования экономики, в силу чего в правовых актах, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти в отдельных сферах экономики, были исключены (изменены) отдельные функции по регулированию, контролю и надзору. Относительно свободное регулирование привело к возрастанию экономических правонарушений (в частности, в «теневой» экономике), что, в свою очередь, повлекло необходимость создания самостоятельных структурных подразделений (в МВД и ФСБ России), отвечающих за реализацию функции по противодействию экономической преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.