Научная статья на тему 'Отдельные проблемы принудительного прекращения права собстенности на земельные участки'

Отдельные проблемы принудительного прекращения права собстенности на земельные участки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИЗЪЯТИЕ ИМУЩЕСТВА / ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ / ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА / ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ / TERMINATION AND RESTRICTION OF LAND’S RIGHTS / THE REMOVAL OF THE LAND’S DAMAGES / OWNERSHIP / FORCED EXPROPRIATION OF PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турицын Александр Викторович

Автор комплексно анализирует проблему принудительного изъятия земельного участка у собственника, в частности, для государственных нужд. Исследован вопрос возмещения убытков собственнику земельного участка при его изъятии, возможность применения при этом правила об отступном. Обоснован вывод о том, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок представляет собой окончательное отпадение правомочий лица по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему участка любые действия, в результате применения уполномоченными органами предусмотренных ГК РФ мер, направленных на прекращение права собственности по основаниям, предусмотренным законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Турицын Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF FORCED TERMINATION OF LAND’S OWNERSHIP

The author analyzes the complex problem of the forced removal of land from the owner, in particular, for public use. We study the issue of damages to the owner of land at its withdrawal, with the possibility of applying the rules of compensations. The conclusion is that the forced termination of land’s ownership is the ultimate loss of person’s authority to make decisions regarding his land due to the actions of state representatives made accordingly to the Civil Code and aimed to the legal ending of the property rights.

Текст научной работы на тему «Отдельные проблемы принудительного прекращения права собстенности на земельные участки»

УДК 347.235

ТУРИЦЫН А.В.

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ

УЧАСТКИ

Ключевые слова: право собственности, принудительное изъятие

имущества, прекращение и ограничение прав на землю, изъятие земельного участка, возмещение убытков.

Автор комплексно анализирует проблему принудительного изъятия земельного участка у собственника, в частности, для государственных нужд. Исследован вопрос возмещения убытков собственнику земельного участка при его изъятии, возможность применения при этом правила об отступном. Обоснован вывод о том, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок представляет собой окончательное отпадение правомочий лица по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему участка любые действия, в результате применения уполномоченными органами предусмотренных ГК РФ мер, направленных на прекращение права собственности по основаниям, предусмотренным законом.

TURITSYN A.V.

SOME PROBLEMS OF FORCED TERMINATION OF LAND’S

OWNERSHIP

Keywords: ownership, forced expropriation of property, termination and restriction of land’s rights, the removal of the land’s damages

The author analyzes the complex problem of the forced removal of land from the owner, in particular, for public use. We study the issue of damages to the owner of land at its withdrawal, with the possibility of applying the rules of compensations. The conclusion is that the forced termination of land’s ownership is the ultimate loss of person’s authority to make decisions regarding his land due to the actions of state representatives made accordingly to the Civil Code and aimed to the legal ending of the property rights.

Развитие гражданских правоотношений собственности на землю определяется порядком и способом их возникновения, изменения и прекращения. Прекращение права собственности - это отпадение всех правомочий собственника по основаниям, связанным с волей собственника и не связанным с ней [1].

Статья 235 ГК РФ предусматривает, что право собственности прекращается при отчуждении собственником имущества другим лицам, отказе

собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом [2].

Часть вторая названной статьи определяет, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда, по предусмотренным законом основаниям, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237 ГК

РФ);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 ГК РФ);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК РФ);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241 ГК РФ);

5) реквизиция (статья 242 ГК РФ);

6) конфискация (статья 243 ГК РФ);

7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252 ГК РФ, пунктом 2 статьи 272 ГК РФ, статьями 282, 285, 293 ГК РФ, пунктами 4 и 5 статьи 1252 ГК РФ.

Лишь на основании закона возможно обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация) При этом ст. 306 ГК РФ предусматривается обязательное возмещение стоимости этого имущества, а также других убытков.

Статьи 284 и 285 ГК РФ к случаям, содержат перечень случаев, когда земельный участок может быть изъят у собственника. К таковым относятся случаи, когда собственник не использует земельный участок в соответствии с его целевым назначением, если использование им участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли,

установленных земельным законодательством, в частности, если его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Следует отметить, что перечень оснований п. 2 ст. 235 ГК РФ закрытый. В этой связи в ст. 44 ЗК РФ, которая является общей нормой, открывающей главу VII «Прекращение и ограничение прав на землю» не выделено каких-либо других оснований, по сравнению с тем, как они определены в ГК РФ.

В.Ф. Яковлев считает, что принуждение или принудительные меры - это применение санкций, установленных законом или договором. То есть в данном случае речь идет о неблагоприятных последствиях, применяемых к правонарушителю с использованием принуждения [3].

Характеризуя принудительные меры, отметим, что, по мнению С.Н. Братусь, они представляют собой исполнение существующей или возникшей обязанности под воздействием принуждения [4].

Как пишет Е.А. Суханов, «многие основания прекращения права собственности, по сути, устанавливают возможности перехода имущества лишь из частной в публичную собственность, но не наоборот». В первую очередь, это заключение относится к возможностям «принудительного прекращения права собственности (помимо воли собственника)» [5].

Анализ норм главы VII «Прекращение и ограничение прав на землю» и ст. 235 ГК РФ показывает, что принуждение применительно к проблеме прекращения права собственности связано не только с таким поведением собственника, которое с точки зрения действующего законодательства считается правонарушением. Право собственности может быть прекращено принудительно и в случае, когда собственник не совершал противозаконных действий, а обстоятельства, ставшие основанием для прекращения права, возникли независимо от него, помимо его воли.

Следует обратить внимание на то, что в силу ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

Противоправность поведения собственника ведет к тому, что лишение его собственности на земельный участок применяется в виде санкции за нарушение, что исключает право требования бывшего собственника возмещения убытков, вызванных таким лишением.

Вместе с тем, изъятие земельного участка не связанное с правонарушением собственника дает ему право требовать возмещение убытков.

Согласно п. 1 ст. 62 ЗК РФ все убытки, которые причинены в результате нарушения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат обязательному возмещению в полном объеме. В том числе, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, предусмотрено обязательное возмещение собственнику упущенной выгоды [6].

В соответствии с п. 2 ст. 57 Земельного Кодекса РФ убытки возмещаются собственникам земельных участков в случаях принудительного изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также при временным их занятии.

Правительством РФ принято постановление № 262 от 07.05.2003 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей,

землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» [7]. Пункт 1 этого постановления предусматривает, что убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (так называемую «выкупную цену»).

Пункт 2 указанного постановления Правительства РФ исчерпывающе устанавливает основания для возмещения убытков собственникам земельных участков. Их перечень включает: а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка; б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте; в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; г) решение суда.

Требование оплаты собственнику понесенных убытков имеет неоднозначную природу.

Во-первых, возмещение убытков при изъятии земельного участка осуществляется в целях полной денежной компенсации собственнику потерь, связанных с принудительным прекращением прав собственности на землю. Убытки в данном случае не являются мерой ответственности для органов и лиц, изымающих земельный участок. Их деятельность правомерна, а собственник не допускает правонарушений, последствием которых является лишение собственности.

В качестве примера приведем положения п. 1 ст. 51 ЗК РФ, устанавливающие, что в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти. Тем самым, возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции, обеспечивается решение социально значимой задачи защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Пунктом 3 ст. 51 ЗК РФ предусмотрено, что, в случае невозможности возврата собственнику реквизированного земельного участка, ему возмещается рыночная стоимость этого земельного участка. Также, по желанию собственника, ему может быть предоставлен равноценный земельный участок [8].

Следовательно, собственник реквизированного земельного участка, не подлежащего возврату, вправе требовать уплаты рыночной стоимости участка и возмещения причиненных убытков.

Реквизиция не отнесена законом к санкции собственника за нарушение норм и правил пользования землей. Это вынужденная мера, которая

применяется в целях недопущения или минимизации причинения вреда окружающим. Действия уполномоченных органов власти при изъятии земли в случае реквизиции носят правомерный характер.

Требование о возмещении убытков собственнику изъятого земельного участка не является мерой ответственности органов и лиц, осуществляющих реквизицию.

Во-вторых, возмещение убытков может быть обязанностью лица незаконно лишившего собственника принадлежащего ему земельного участка. В этом случае применяется общее правило, закрепленное в ст. 15 ГК РФ, предусматривающее, что в случае нарушения прав лица, это лицо вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, но только в том случае, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствие с п. 2 ст. 15 ГК РФ в виде убытков подлежат взысканию расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. При этом предусмотрена компенсация утраты или повреждения имущества собственника (реальный ущерб), а также неполученные им доходы, которые это лицо могло получить при обычных условиях гражданского оборота - то есть в том случае, если его право не было бы нарушено («упущенная выгода») [9].

Принудительное изъятие у собственника земельного участка сопровождается выплатой ему компенсации в виде стоимости изымаемого участка.

Пунктом 2 ст. 55 ЗК РФ предусмотрено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может осуществляться только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка, и только на основании решения суда.

В п. 28 Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» [10] разъяснено: «под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду».

При этом в силу ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статья 9).

Согласно п. ст. 63 ЗК РФ, в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, его собственник, наряду с гарантиями, предусмотренными п. 1 и 2 настоящей статьи, получает обязательное возмещение рыночной стоимости земельного участка. В

противном случае ему бесплатно предоставляется в собственность равноценный земельный участок [11].

Следует обратить внимание на то, что предоставление равноценного земельного участка осуществляется только по желанию лица, у которого изъят данный земельный участок. Следовательно, стороны должны достичь соглашения о замене исполнения в виде выплаты рыночной стоимости на предоставление равноценного участка, поскольку ст.ст. 55, 63 ЗК РФ и ст. 281 ГК РФ закрепляют обязанность только денежной компенсации. То есть, предоставление такого участка не является обязанностью органа, осуществляющего принудительное изъятие земли.

Соглашение о замене денежной компенсации изымаемого участка на равноценный земельный участок по своим признакам соответствует отступному.

Правила об отступном расположены в главе 26 ГК РФ «Прекращение обязательств».

Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

В п. 1 ст. 281 ГК РФ предусмотрено, что плата за изымаемый для государственных или муниципальных нужд земельный участок (выкупная цена), а также сроки и другие существенные условия выкупа определяются на основе соглашения с собственником участка. Такое соглашение содержит обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за участок, изымаемый для их нужд.

В соответствии с со ст. 409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.

Таким образом, к отношениям, связанным с предоставлением равноценного земельного участка по правилам п. 1 ст. 63 ГК РФ в связи с принудительным изъятием земли для государственных и муниципальных нужд должно применяться правила ст. 409 ГК РФ о прекращении обязательств отступным.

Раскрывая вопрос предоставления равноценного участка взамен изымаемого, необходимо отметить, что сегодня отсутствует должная правовая регламентация порядка предоставления равноценных земельных участков взамен изъятых. Фактически отсутствует и возможность использования изъятого земельного участка до обустройства собственника на новом месте. То есть, можно сделать вывод о наличии в данной сфере очевидных правовых лакун.

Итак, по общему правилу принудительное прекращение установленного права собственности на земельный участок может быть осуществлено при условии денежной компенсации. Однако существуют способы прекращения права, которые применяются органами государственной власти без какого-либо

возмездного предоставления, в том числе возмещения убытков. Учитывая компенсационную направленность ответственности в гражданском праве такое лишение собственности допустимо в исключительных случаях, связанных с совершением лицом противозаконных действий за которые предусмотрена санкция в виде конфискации имущества.

Пункт 1 ст. 243 ГК РФ содержит норму, согласно которой, в случаях, предусмотренных законом, имущество собственника также может быть безвозмездно изъято у него по решению суда. Такое изъятие производится в качестве санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация) [12]. Аналогичная позиция отражена в ст. 50 ЗК РФ.

Статья 104.1 Уголовного кодекса РФ раскрывает понятие конфискации и определяет, что конфискация имущества - это принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного судебного приговора денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений [13].

Применение мер принудительного прекращения права собственности на землю допустимо только в рамках установленной процедуры.

Статья 35 Конституции РФ декларирует, что право частной собственности охраняется законом. Каждый гражданин имеет право на имущество в собственности. Он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда [14].

Поэтому, в отсутствие согласия лица на прекращение принадлежащего ему права собственности на земельный участок, последний может быть изъят только на основании решения суда. Так, если в собственности гражданина или одного юридического лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельные участки в виде земель сельскохозяйственного назначения (или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения), которые привели к нарушению требований о максимальном размере общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного муниципального района и могущих находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, то, на основании ст.ст. 4 и 5 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [15], они могут быть изъяты принудительно. Но изъятие земельного участка сельскохозяйственного назначения должно осуществляться в судебном порядке.

В таком же судебном порядке происходит изъятие земельного участка сельскохозяйственного назначения у иностранных граждан, юридических лиц, лиц без гражданства, а также у юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц и/или лиц без гражданства составляет более, чем 50 процентов.

Важно отметить, что прекращение права собственности на земельные участки осуществляться только в отношении земли, находящейся в частной собственности.

Гражданское законодательство наделяет частных собственников возможностью использовать предусмотренные законом средства судебной защиты своих прав и законных интересов при изъятии земли.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок - это установленная судом невозможность для собственника пользоваться правомочиями в отношении принадлежащего ему участка. То есть по своему усмотрению он не может совершать в отношении земельного участка любые действия, в том числе: владеть, пользоваться и распоряжаться им в результате применения уполномоченными на то органами предусмотренных гражданским законодательством мер, направленных на прекращение права собственности по основаниям, предусмотренным законом.

Литература и источники

1. См.: Козлова А.Е. К вопросу о приобретении и прекращении права собственности на культурные ценности // Культура: управление, экономика, право. - 2008. - № 1. - С. 37.

2. Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. См.: Яковлев В.Ф. Принуждение в гражданском праве // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М, 2000. - С. 219.

4. См.: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. - М. - 1976. -

С. 69.

5. Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.,БЕК. - 2000. - Т.1. - С. 503.

6. Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

7. Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 19. - Ст. 1843.

8. Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

9. Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

10. Вестник ВАС РФ. - № 5. - 2005. - С. 38.

11. Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

12. Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

13. Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

14. Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 197.

15. Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3018.

ТУРИЦЫН АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ - кандидат юридических наук, федеральный судья. Россия, Краснодарский край (E-mail: aleksandrturicyn@rambler.ru)

TURITSYN ALEXANDER VIKTOROVICH - PhD in Law, Federal Judge, Russia, Krasnodar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.