Закон и право. 2024. № 10. С. 286-289. Law and legislation. 2024;(10):286-289.
Научная статья УДК 343.81
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-286-289 EDN: https://elibrary.ru/CBQQUV
NIION: 1997-0063-10/24-541 MOSURED: 77/27-001-2024-10-741
Отдельные проблемы применения специальных средств сотрудниками Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Игорь Александрович Янчук1, Маргарита Васильевна Очирова2
1 2 Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблемам применения специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Сотрудники исправительных учреждений и следственных изоляторов в связи с реализацией своих служебных полномочий регулярно сталкиваются с необходимостью применения специальных средств для обеспечения собственной безопасности, а также для поддержания порядка и дисциплины в учреждении. Вместе с тем данные действия сопряжены с посягательством на жизнь и здоровье осужденных. Поэтому правомерное применение специальных средств должно являться одной из важнейших задач ФСИН России. В статье анализируются отдельные способы обеспечения правомерности и контроля за применением специальных средств.
Ключевые слова: специальные средства, сотрудник уголовно-исполнительной системы, обеспечение безопасности, исправительные учреждения, исполнение наказания.
Для цитирования: Янчук И.А., Очирова М.В. Отдельные проблемы применения специальных средств сотрудниками Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Закон и право. 2024. № 10. С. 286—289. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-286-289 ЕБЫ: https://elibrary.ru/CBQQUV
Original article
Selected problems of the use of special means by employees of the Criminal-executive system of the Russian Federation
Igor A. Yanchuk1, Margarita V. Ochirova2
1 2 Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia
Abstract. The article is devoted to the problems of using special means by employees of the penal system of the Russian Federation. Employees of correctional institutions and pre-trial detention centers in connection with the implementation of their official powers regularly face the need to use special means to ensure their own safety, as well as to maintain order and discipline in the institution. At the same time, these actions are associated with an encroachment on the life and health of convicts. Therefore, the lawful use of special means should be one of the most important tasks of the FSIN of Russia. The article analyzes individual methods of ensuring the legality of and control over the use of special means.
Keywords: special means, employee of the penal system, security, correctional institutions, execution of punishment.
For citation: Yanchuk I.A., Ochirova M.V. Selected problems of the use of special means by employees of the Criminal-executive system of the Russian Federation // Law and legislation. 2024;(10):286—289. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-286-289 EDN: https://elibrary.ru/CBQQUV
© Янчук И.А., Очирова М.В. М., 2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024
Йеятельность Уголовно -исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) сопряжена с многочисленными уг-безопасности. Особенно это затрагивает места лишения свободы, поскольку в них сосредоточены в основном лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления.
Так, за 2020 г. количество противоправных действий в отношении сотрудников УИС со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных составило 787 случаев [4]. Подтверждают это и последние резонансные события, произошедшие в учреждениях Ростова-на-Дону и Волгограда.
Противоправное поведение осужденных вынуждает сотрудников использовать средства защиты и принуждения к выполнению требований установленного порядка отбывания наказания. К таковым можно отнести и специальные средства.
В 2020 г. специальные средства сотрудниками УИС применялись 2151 раз [4]. Однако при применении сотрудниками специальных средств возможно нарушение прав осужденных.
В связи с этим Концепция развития УИС до 2030 года предусматривает совершенствование форм контроля за применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, обеспечение привлечения к ответственности должностных лиц за превышение полномочий и нарушение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы [1]. Данными обстоятельствами подтверждается актуальность изучения вопросов применения специальных средств сотрудниками УИС.
Основания применения специальных средств сотрудниками УИС лично или в составе подразделения указаны в ст. 30 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» от 21 июля 1993 г. № 5473-1 [2], а именно:
1) для отражения нападения на работников УИС, осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц;
2) для пресечения преступлений;
3) для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно -исполнительной системы;
4) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;
5) для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, след-
ственном изоляторе, на объектах, находящихся под охраной и надзором сотрудников уголовно-исполнительной системы;
6) для пресечения групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
8) при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
9) при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;
10) для задержания осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при наличии достаточных оснований полагать, что они могут оказать вооруженное сопротивление;
11) для задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания, а также для пресечения побега;
12) для защиты охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования;
13) для пресечения функционирования беспилотных аппаратов на территориях исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования.
Также в данном Законе приведен перечень специальных средств, которые могут находиться на вооружении сотрудника УИС:
1) палки специальные;
2) специальные газовые средства;
3) наручники и иные средства ограничения подвижности;
4) электрошоковые устройства;
5) светошоковые устройства;
6) служебные собаки;
7) световые и акустические специальные средства;
8) средства принудительной остановки транспорта;
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 10-2024
9) водометы;
10) бронемашины;
11) средства разрушения преград;
12) специальные технические средства противодействия беспилотным аппаратам.
В качестве специальных средств сотрудниками УИС в 2020 г. чаще всего применялись: наручники — 1522 раза, палки резиновые — 498, специальные газовые средства — 77, электрошоковые устройства — 54 [4].
В последнее время отмечается тенденция уменьшения количества случаев применения специальных средств. Связано это с гуманизацией всей системы, а также с определенными сложностями применения сотрудниками УИС данных средств. В связи с этим можно выделить следующие проблемы в сфере применения сотрудниками УИС специальных средств:
1. Превышение сотрудниками УИС своих полномочий на применение специальных средств, применение с особой жестокостью или без необходимости. Это может привести к лишнему насилию и нарушению прав осужденных.
2. Недостаточная подготовка сотрудников УИС. Эффективное и безопасное применение специальных средств требует хорошей подготовки и обучения сотрудников. Неправильное использование специальных средств может вызывать серьезные травмы у осужденных.
3. Неправомерное использование отдельных специальных средств. Такие средства, как элек-трошокеры, свето-шумового воздействия, должны использоваться в определенных случаях.
Эти проблемы подчеркивают важность обеспечения правильной подготовки сотрудников УИС, а также необходимость соблюдения принципов законности и защиты прав осужденных при использовании специальных средств.
Одним из способов решения данных проблем является внедрение в деятельность УИС новых технологий. Согласно указаниям ФСИН России все случаи применения физической силы и специальных средств к осужденным должны фиксироваться средствами видеонаблюдения. Данные устройства призваны помочь предоставить доказательственную базу, подтверждающую законность применения специальных средств.
Однако на практике в качестве таких средств используют переносные видеорегистраторы, что влечет за собой ряд трудностей, а именно:
1) требуют регулярной подзарядки;
2) маленький срок службы;
3) низкая обеспеченность учреждений УИС.
С учетом этого следует обратить внимание на проблему обеспеченности учреждений УИС видеорегистраторами.
Вместе с тем встречаются случаи умышленного отказа от видеосъемки, либо, если съемка производилась, отказа от ее хранения. В этом случае необходимо проводить служебные проверки и привлекать виновных лиц к ответственности.
Кроме того, правомерное применение специальных средств может обеспечить повышение прозрачности. Материалы о деятельности ФСИН России, в том числе о применении физической силы и специальных средств, должны быть доступны представителям общественности в лице общественной наблюдательной комиссии.
В свою очередь, члены общественной наблюдательной комиссии могли бы доводить до широкой общественности результаты своей деятельности, в том числе по проверкам законности применения специальных средств. Причем информировать общественность не только о случаях, имеющих негативную окраску, но и о положительном опыте работы, чем бы повышали имидж УИС.
Существует также обратная проблема.
Во исполнение требований Приказа Минюста России от 30 октября 2017 г. № 216 «Об утверждении Порядка подготовки и направления прокурору начальником учреждения уголовно-исполнительной системы (специального подразделения по конвоированию) материалов по фактам применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» материалы проверок по каждому случаю применения специальных средств к спецконтингенту направляются в прокуратуру [3].
За 2023 г. в актах прокурорского реагирования по вопросам применения физической силы и специальных средств было указано на 164 нарушения [5, с. 80].
Пристальный контроль со стороны прокуратуры нередко приводит к тому, что сотрудники УИС опасаются применять специальные средства, даже в тех случаях, которые этого требуют. Следствием этого является ослабление порядка и безопасности в местах лишения свободы.
Решением данной проблемы видится комплексный подход со стороны органов прокуратуры, учет обстановки в учреждении УИС, анализ фактических обстоятельств и оснований для применения специальных средств в конкретном случае, а не формальный подход и поиск нарушений процедуры применения специальных средств в отношении осужденного.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024
Подводя итог, следует отметить, что в уголовно-исполнительной системе существует достаточное количество актуальных на сегодняшний день проблем, связанных с применением сотрудниками специальных средств, которые должны быть решены для повышения эффективности деятельности УИС.
Список источников
1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р // URL: http:// www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 02.09.2024)
2. Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
3. Об утверждении Порядка подготовки и направления прокурору начальником учреждения уголовно-исполнительной системы (специального подразделения по конвоированию) материалов по фактам применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: Приказ Минюста России от 30.10.2017 № 216 // URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 02.09.2024)
4. Письмо ФСИН России от 17.03.2021 № исх-03-17072. Документ опубликован не был.
5. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы. Январь — декабрь 2023 г.: Информационно-аналитический сборник. Тверь, 2024.
References
1. On the Concept for the Development of the Penal System of the Russian Federation until 2030: Order of the Government of the Russian Federation of 29.04.2021 № 1138-r // URL: http://www. pravo.gov.ru (Accessed: 02.09.2024)
2. On the institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation: Law of the Russian Federation of 21.07.1993 № 5473-1 // Bulletin of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 1993. №. 33. Art. 1316.
3. On approval of the Procedure for the preparation and submission to the prosecutor by the head of a penal institution (special escort unit) of materials on the use of physical force, special means and firearms by penal system employees: Order of the Ministry of Justice of Russia dated 30.10.2017 № 216 // URL: http:// www.pravo.gov.ru (Accessed: 02.09.2024)
4. Letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated March 17, 2021 № iskh-03-17072. The document was not published.
5. Key performance indicators of the penal system. January — December 2023: Information and analytical collection. Tver, 2024.
Информация об авторах
Янчук И.А. — кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными юридического факультета Очирова М.В. — курсант юридического факультета
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 09.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.
Information about the authors
Yanchuk I.A. — candidate of law, associate professor, head of the department of penitentiary law and organization of educational work with convicts of the faculty of law Ochirova M.V. — cadet of the faculty of law
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 09.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.
LAW & LEGISLATION • 10-2024