Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЦ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЦ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1212
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
распознавание лица / внешний облик / биометрические данные / информационные технологии / расследование / идентификация / экспертиза / face recognition / appearance / biometric data / information technologies / investigation / identification / expertise

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яровенко Василий Васильевич, Шаповалова Галина Михайловна, Исмагилов Ринат Альбертович

В статье обращено внимание на проблемы применения правоохранительными органами современных программно-технических средств и методов фиксации и распознавания лиц. При использовании различных приемов, направленных на получение информации о физиологических и биологических особенностях человека, важно соблюдать не только его право на защиту этих данных, но и государственные интересы в борьбе с преступностью (терроризмом, коррупцией). Важным является государственное регулирование и разработка норм эффективного применения информационных технологий, телекоммуникаций, технологий искусственного интеллекта и др., чтобы у граждан не возникало сомнения в их эффективности и законности. Цель: анализ проблем противодействия преступности в современных условиях, внесение предложений по совершенствованию применения системы распознавания лиц, создание органами МВД России единой базы биометрических данных россиян со строжайшим соблюдением конституционных прав граждан на частную жизнь, надежной защитой их персональных данных. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики. Результаты: выявлены проблемы применения системы распознавания лиц, проанализированы положительные и отрицательные стороны внедрения данной системы. С одной стороны, в Российской Федерации нет четких инструкций и алгоритма действий по использованию камер с функцией распознавания лиц, которые бы удовлетворили требования общества по сохранению в тайне частной жизни. С другой стороны, камеры с функцией распознавания лиц могут способствовать правоохранительным органам в установлении местонахождения разыскиваемых лиц, выявлении (раскрытии) преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яровенко Василий Васильевич, Шаповалова Галина Михайловна, Исмагилов Ринат Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF USING THE FACIAL RECOGNITION SYSTEM IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

The article draws attention to the problems of the use of modern software and hardware tools and methods of facial fixing and recognizing by law enforcement agencies. In using various techniques aimed at obtaining information on a person’s physiological and biological characteristics, it is important to respect not only his or her right to protect the data, but also state interests in combating crime (terrorism, corruption). Important factors are state regulation and the development of norms for the effective use of information technologies, telecommunications and artificial intelligence technologies so that citizens do not doubt their effectiveness and legitimacy. Purpose: to analyze current problems of combating crime; to submit proposals for improving the application of the facial recognition system, and the establishment by the Ministry of Internal Affairs of a single biometric database of Russians with the strictest compliance with citizens' constitutional rights to privacy, reliable protection of their personal data. Methods: the authors use empirical methods of comparison, description, interpretation as well as theoretical methods of formal and dialectical logic. Results: the study reveals the problems of using the facial recognition system, the advantages and disadvantages of the system are analyzed. On the one hand, in the Russian Federation there are no clear instructions and an algorithm for the use of face-recognition cameras, which would satisfy society’s requirements to protect private life and personal and family privacy. On the other hand, face-recognition cameras can assist law enforcement authorities in locating wanted persons and detecting (solving) crimes.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЦ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 343.14

DOI 10.33184/pravgos-2021.1.15 ЯРОВЕНКО Василий Васильевич

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Института права

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,

заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник

высшего профессионального образования Российской Федерации,

г. Владивосток, Россия.

E-mail: yarovenko.46@mail.ru.

Статьи в БД «Scopus»/«Web of Science»:

DOI: https://doi.org/10.5539/ass.v11n16p349

ШАПОВАЛОВА Галина Михайловна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории российского и зарубежного права Института права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток, Россия. E-mail: yarovenko.46@mail.ru

ИСМАГИЛОВ Ринат Альбертович

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия. E-mail: rinatismagilov@mail. ru

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЦ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обращено внимание на проблемы применения правоохранительными органами современных программно-технических средств и методов фиксации и распознавания лиц. При использовании различных приемов, направленных на получение информации о физиологических и биологических особенностях человека, важно соблюдать не только его право на защиту этих данных, но и государственные интересы в борьбе с преступностью (терроризмом, коррупцией). Важным является государственное регулирование и разработка норм эффективного применения информационных технологий, телекоммуникаций, технологий искусственного интеллекта и др.,

189

чтобы у граждан не возникало сомнения в их эффективности и законности. Цель: анализ проблем противодействия преступности в современных условиях, внесение предложений по совершенствованию применения системы распознавания лиц, создание органами МВД России единой базы биометрических данных россиян со строжайшим соблюдением конституционных прав граждан на частную жизнь, надежной защитой их персональных данных. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики. Результаты: выявлены проблемы применения системы распознавания лиц, проанализированы положительные и отрицательные стороны внедрения данной системы. С одной стороны, в Российской Федерации нет четких инструкций и алгоритма действий по использованию камер с функцией распознавания лиц, которые бы удовлетворили требования общества по сохранению в тайне частной жизни. С другой стороны, камеры с функцией распознавания лиц могут способствовать правоохранительным органам в установлении местонахождения разыскиваемых лиц, выявлении (раскрытии) преступлений. Ключевые слова: распознавание лица; внешний облик; биометрические данные; информационные технологии; расследование; идентификация; экспертиза.

В новом тысячелетии преступность стала более технологична, а потому необходимы не только новые методы и средства борьбы с ней, но и специалисты, владеющие этими средствами и методами. Правоохранительные органы должны быть оснащены и профессионально подготовлены к действиям на опережение. Для решения этой сложнейшей задачи предлагается рассмотреть вопрос о деятельности правоохранительных органов по распознаванию лиц как способу противодействия преступности.

Использование технических средств в ходе предварительного расследования, по мнению Д.В. Зотова, направлено на объективизацию и оптимизацию процесса доказывания по уголовному делу [1, с. 16].

Президент В.В. Путин неоднократно в своих докладах акцентировал внимание на том, что ключевая задача МВД - формирование эффективной государственной системы профилактики и предупреждения правонарушений [2, с. 190]. Показатели, отражающие качество этой системы, будут только при вовлечении органов власти на всех ее уровнях. Как следствие, появляется ряд нормативно-правовых актов, в частности приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», в котором подчеркивается, что профилактика преступлений и оперативная раскрываемость -

190

это деятельность, которая направлена на устранение или нейтрализацию причин через выявление условий и обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Для решения этих задач немаловажно установить лиц, причастных к совершению противоправных деяний, а также привлекать общественные объединения правоохранительной направленности и граждан к сотрудничеству с органами правопорядка.

МВД разработало проект по внедрению искусственного интеллекта, который планируется использовать для составления фотороботов преступников и выявления взаимосвязей между серийными преступлениями. Отмечено, что сейчас возможные связи между преступлениями устанавливаются вручную. Искусственный интеллект поможет проанализировать черты преступлений, документы, показания свидетелей, чтобы выявить взаимосвязи. Внешность преступника устанавливается при составлении фоторобота и с помощью образцов биоматериала, которые были найдены на месте преступления, если они есть в банке данных. В 2024 г. технология должна поступить в промышленную эксплуатацию1.

Установление лица - самое сложное в процессе раскрытия и расследования преступлений, так как значительное количество преступлений переместилось в виртуальную среду, где преступник не оставляет свои физические следы на месте преступления и не имеет прямых контактов с потерпевшим. Как следствие, идентифицировать лицо, в частности при задержании подозреваемого, который сообщает о себе недостоверные сведения, прячется в глобальной сети Интернет под вымышленным именем, работает под несуществующим 1Р-адресом, довольно сложно и с программно-технической точки зрения.

Приведем пример. За совершение преступления на территории Приморского края был задержан Тхан Цзясун - гражданин КНР. В ходе проверки представители КНР заявили, что лицо с названными им данными на их участке не проживает. При допросе в качестве обвиняемого Тхан Цзясун изменил показания о своей личности, сообщив, что в действительности его зовут Тхан Пэйяо, родился он не 9 октября 1963 г., а 8 апреля 1955 г. Дачу ложных показаний относительно своей личности Тхан Пэйяо объяснил опасением аннулирования китайскими властями его заграничного паспорта. Однако позже в качестве еще одной из причин дачи ложных показаний относительно своей личности Тхан Пэйяо назвал желание таким способом избежать уголовной ответственности за совершенное им престу-

1 МВД может потратить 55 млн рублей на нейросети для поиска преступников [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/ 2020/11/16/847015-mvd-planiruet-ispolzovat-iskusstvennii-intellekt-v-rassledovaniyah (дата обращения: 23.01.2021).

191

пление. В ходе представительской встречи пограничников связи Российской Федерации по Хасанскому участку Приморского края с офицерами связи по Хуанчуньскому участку представители пограничного аппарата КНР не подтвердили личность Тхан Пэйяо, хотя тот продолжал настаивать на том, что его зовут Тхан Пэйяо и родился он 8 апреля 1955 г.1

До появления биометрических паспортов незаконная миграция осуществлялась с помощью подделки паспортов путем замены фотографии [3, с. 10]. При установлении таких фактов назначается фотопортретная экспертиза для определения того, одно ли лицо запечатлено на разных снимках. В описанном нами случае была проведена экспертиза фотоснимков в паспортах, выданных КНР на имя Цуй Чуньжи и Российской Федерацией на имя Пак Алексея Хо-уковича. Эксперт установил, что на всех фотоснимках в представленных паспортах изображено одно лицо [4, с. 28-29].

Такая экспертиза является трудоемкой, так как при ее проведении используется совокупность методов: визуальное сопоставление, сопоставление относительных величин, сопоставление угловых величин, использование координатных сеток, сопоставление с помощью «Маски», сопоставление разноименных половин лиц по медиальной линии, сопоставление разноименных половин лиц по ломаной линии, наложение позитивного изображения на позитивное, наложение негативного изображения на позитивное [2, с. 194]. В рассмотренном примере гражданин КНР никаких изменений внешнего облика не производил, однако по фотографии в паспорте его личность не была установлена с достоверностью.

Сложная ситуация возникает, когда в силу различных изменений (пополнел или похудел, другая прическа, другой цвет волос) фотография в паспорте и внешний облик человека имеют существенные различия, что не позволяет идентифицировать лицо с фотографией в паспорте. Такая процедура идентификации личности проводится при паспортном контроле в случае несоответствия лица и его фотографии. В этом случае контроль занимает больше времени, так как рассматриваются черты, которые остались общими с фотографией в паспорте либо изменились незначительно: контур ушных раковин, форма носа, профиль. В паспорте фотография выполнена в анфас, и изменившийся профиль носа, отсутствие горбинки, не видно. Гражданам приходится подтверждать свою личность всеми доступными способами, прежде всего, сделать лицо похожим на фото в паспорте.

Проблемы возникают и при отождествлении лица, сделавшего пластическую операцию: изменившего нос, губы, глаза, уши и даже фор-

1 Архив отдела МВД России по г. Уссурийску. Уголовное дело № 1-472/2019.

192

му черепа. Пластическая хирургия является мощным способом совершенствования внешности человека, позволяя ему стать обладателем идеального тела и лица1.

Активно эта сфера бизнеса развивается в Южной Корее. Клиники пластической хирургии предлагают зарубежным клиентам сертификаты, которые помогают пройти паспортный контроль, так как по фотографиям в паспорте таких лиц бывает невозможно идентифицировать. В сертификаты заносятся снимки человека до и после операции, указывается серийный номер паспорта, продолжительность пребывания в клинике, название и местонахождение учреждения, оттиск официальной печати.

Пациенты-путешественники, пересекающие с такими сертификатами границу, идентифицируются по чертам лица, которые не изменились. Однако и в этих случаях возникают проблемы. Так, три гражданки КНР сделали пластические операции в Сеуле и не смогли пройти паспортный контроль в аэропорту из-за невозможности их идентификации, так как они кардинально поменяли внешний вид: лицо - новое, фото в паспорте -старое2.

Проблема бы не возникла, если бы пограничники располагали базой биометрических данных. В ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» указано: сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, что, в свою очередь, позволяет установить личность (биометрические персональные данные), и сведения, которые использует оператор (провайдер) для установления личности субъекта по его персональным данным, должны обрабатываться только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Правда, есть и исключения, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи: сбор, хранение и обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, о противодействии терроризму, о противодействии коррупции, в связи с осуществлением правосудия и исполнением

1 Пластическая хирургия - идеальная внешность гарантирована [Электронный ресурс]. URL: https://newsbel.by/04/24/plasticheskaya-xirurgiya-idealnaya-vneshnost-garanti-rovana (дата обращения: 22.01.2021).

2 Нестеренко М. Нужно ли менять паспорт после пластической операции? [Электронный ресурс]. URL: https://med.vesti.ru/doc/maksim-nesterenko/nuzhno-li-menyat-pasport-posle-plasticheskoj-ope ratsii (дата обращения: 22.01.2021).

193

судебных актов, в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации и др.1

Самый распространенный метод установления личности - дактилоскопия - способ идентификации лица по узорам папиллярных линий на фалангах пальцев рук, в том числе ладоней, основанный на уникальности рисунков для каждого человека. Независимо от изменения внешнего облика, процесс отождествления человека, особенно по папиллярным узорам пальцев рук [4, с. 37], по радужной оболочке и/или сетчатке глаза, схематическому обозначению кровеносных сосудов, голосу, ДНК, геометрии лица, предпочтительней не в 2Б-формате, а в 3Б-формате, становится достаточно простым и надежным.

Применение информационных технологий в целях идентификации граждан Российской Федерации отражено в ч. 2 ст. 14 Закона о персональных данных, где указано, что биометрические персональные данные гражданина Российской Федерации содержатся в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что в России формируется государственная биометрическая система. При этом на государство возлагается обязанность обеспечения безопасности по защите этих данных от неправомерного доступа, который позволил бы злоумышленнику уничтожить, модифицировать, блокировать, копировать, предоставлять данную информацию третьим лицам, распространять через различные средства коммуникации. Цель государственной информационной системы - оперативность и безопасность обмена информацией, проверка личности на соответствие биометрическим персональным данным.

В российском обществе возникла обеспокоенность, что применение информационных технологий распознавания лиц может нарушать право граждан на конфиденциальность [5, с. 288]. В этом плане уже есть судебное решение. Так, в октябре 2019 г. Попова А.В. обратилась с административным иском в Савеловский районный суд г. Москвы о признании незаконными действий административных ответчиков по применению технологии распознавания лиц (она требовала обязать административных ответчиков не применять технологии распознавания лиц), удалении биометрических пер-

1 О персональных данных : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3451.

194

сональных данных административного истца из базы данных изображений гражданина, представлении доказательства удаления.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям. Сбор и обработка фото- и видеоизображения может быть отнесена к персональным данным, так как эта информация (данные) идентифицирует конкретное физическое лицо, что подтверждает определение персональных данных в Законе о персональных данных. Однако в соответствии с п. 11 Положения о едином центре хранения данных (далее - ЕЦХД) граждане к объектам видеонаблюдения не относятся.

Метод распознавания лиц, используемый в ЕЦХД, сравнивает изображение, поступающее в ЕЦХД с видеокамер, с фотографией, предоставленной правоохранительным органом. В процессе обработки соответствующих изображений происходит их сравнение на наличие/отсутствие совпадений. Департаменту не передаются персональные данные (ФИО и пр.) искомых лиц, поскольку у Департамента нет технической и юридической возможности осуществлять их сопоставление.

Таким образом, при отсутствии процедуры идентификации личности видеоизображения граждан не могут считаться биометрическими персональными данными. Соответственно, отсутствует необходимость получать письменное согласие гражданина на обработку биометрических персональных данных1.

Попова А.В. не согласилась с решением Савеловского районного суда г. Москвы и подала апелляционную жалобу. 30 января 2020 г. Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании данную жалобу, нашла выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела. Само по себе получение изображения административного истца в период ее нахождения на территории, попадающей под наблюдение конкретной камеры, установленной в целях контроля за окружающей обстановкой в районе расположения здания Государственной Думы РФ, не является способом сбора персональных (биометрических) данных заявительницы, поскольку не использовалось непосредственно для определения личности последней. Судебная коллегия решение Савеловского рай-

1 Решение Савеловского районного суда г. Москвы по делу № 2а-577/19 от 6 нояб. 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos-gorsud.ru/rs/savyolovskij/services/ cases/kas/details/988f386e-be51-47b0-b48f-e871043ef1fc (дата обращения: 22.01.2021).

195

онного суда г. Москвы от 6 ноября 2019 г. оставила без изменения, а апелляционную жалобу Поповой А.В. - без удовлетворения1.

Суд поступил совершенно верно, так как в ч. 1 ст. 152 ГК РФ сказано, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина, но такое согласие не требуется, когда:

1) изображение используется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях).

Одним из современных методов распознавания лиц является сравнение на графах. Суть данного метода сводится к эластичному сопоставлению графов, описывающих изображения лиц. Лица представлены в виде графов с взвешенными вершинами и ребрами. На этапе распознавания один из графов - эталонный - остается неизменным, в то время как другой деформируется с целью наилучшей подгонки к первому2. Пример структуры графа для распознавания лиц отражен на рисунке.

Рис. Граф на основе антропометрических точек лица

1 Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Московского городского суда по делу № 33а-707/2020 от 30 янв. 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos-gorsud.ru/rs/savyolovskij/services/cases/kas/details/988f386e -be51-47b0b48f-e871043ef1fc (дата обращения: 22.01.2021).

2 Анализ существующих подходов к распознаванию лиц [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/company/synesis/blog/238129 (дата обращения: 22.01.2021).

196

Ранее используемые классические методы и методики идентификации лиц, в основе которых лежат идентификационные карты, пароли, ключи или другие уникальные сведения (данные), не могут быть надежными в той степени, которую требует безопасность. Следовательно, переход на современные методы идентификации лиц по их биометрическим данным в большей степени отвечает запросам безопасности. Например, в Москве используется система видеонаблюдения, которая обеспечивает и повышает уровень безопасности жителей. Ее пользователями являются органы МВД, МЧС и службы управления города.

С нашей точки зрения, современные средства и методы, используемые при распознавании лиц, обозначили проблемы, связанные с правом на конфиденциальность. Информационные технологии, а также технологии искусственного интеллекта требуют дополнительного государственного регулирования и разработки законодательных норм, чтобы у граждан не возникало сомнений в их законности, особенно если учесть широкие социальные последствия правонарушений и возможности для злоупотреблений.

Проблемы, связанные с внедрением новых средств и методов распознавания лиц, актуальны не только для России, но и для зарубежных стран, то есть на межгосударственном уровне1. Они требуют активного участия международных организаций, правительств, ученых, 1Т-компа-ний и гражданского общества. Учитывая протекающие процессы глобализации и всеобъемлющее внедрение информационных технологий, телекоммуникаций, технологий искусственного интеллекта, роботизированных систем, систем виртуальной реальности, дополнительной реальности во все сферы жизни, в приоритете будет тесное сотрудничество между государственными правоохранительными органами внутри страны и на международном уровне.

Основные выводы:

1) необходимо дополнительное государственное регулирование и разработка норм по использованию видеокамер, позволяющих идентифицировать человека, с соблюдением конституционных прав граждан на частную жизнь, защиту персональных данных, поскольку именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

1 Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 2382-37-2016 Информационные технологии (ИТ) : словарь [Электронный ресурс]. URL: https://allgosts.ru/35/040/gost_ iso!iec_2382-37-2016 (дата обращения: 22.01.2021).

197

2) следует обеспечить доступ МВД России ко всем уличным камерам с функцией распознавания лиц с целью эффективного выявления и раскрытия преступлений;

3) необходимо создать в МВД России единую базу биометрических данных россиян, лиц без гражданства и иностранцев для идентификации людей по геометрии лица (тела), походке, отпечаткам пальцев, зрачкам, голосу, генетическим данным;

4) необходимо законодательно закрепить обязанность медицинских учреждений сообщать в МВД России о сделанных пластических операциях по изменению внешнего облика человека;

5) требуется организация на межведомственном уровне дискуссионных круглых столов с целью обмена опытом по исследуемой проблематике и повышения эффективности взаимодействия.

Библиографический список

1. Зотов Д.В. Теоретические проблемы научно-технических достижений, применяемых в уголовно-процессуальном доказывании : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2003. 23 с.

2. Шаповалова Г.М., Шаповалов В.В. Криминалистика и ее роль в предупреждении преступлений на основе информационных технологий // Полицейская деятельность. 2016. № 2. С. 187-199.

3. Худина Т.Ф. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оформлением документов для въезда и проживания в России иностранных граждан и лиц без гражданства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2008. 23 с.

4. Яровенко В.В. Криминалистическая дерматоглифика : моногр. Владивосток : Изд-во Дальневосточн. федер. ун-та, 2011, 237 с.

5. Исмагилов Р.А., Галимов Э.Э. Информационные технологии, используемые для собирания, проверки и оценки доказательств в уголовном судопроизводстве // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина : сб. ст. меж-дунар. науч.-практ. конф. (посвящ. годовщине со дня принятия Всеобщей декларации прав человека). Уфа : Уфимский юрид. ин-т МВД РФ, 2020. С.285-290.

Дата поступления: 01.03.2021

198

YAROVENKO Vasily Vasilyevich

Doctor of Sciences (Law), Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the Institute of Law, Vladivostok State University of Economics and Service, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Vladivostok, Russia. E-mail: yarovenko.46@mail.ru

SHAPOVALOVA Galina Mikhailovna

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Department of Theory and History of Russian and Foreign Law of the Institute of Law, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia. E-mail: yarovenko.46@mail.ru

ISMAGILOV Rinat Albertovich

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Department of Criminal Procedure of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia. E-mail: rinatismagilov@mail. ru

SOME PROBLEMS OF USING THE FACIAL RECOGNITION SYSTEM IN LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

The article draws attention to the problems of the use of modern software and hardware tools and methods of facial fixing and recognizing by law enforcement agencies. In using various techniques aimed at obtaining information on a person's physiological and biological characteristics, it is important to respect not only his or her right to protect the data, but also state interests in combating crime (terrorism, corruption). Important factors are state regulation and the development of norms for the effective use of information technologies, telecommunications and artificial intelligence technologies so that citizens do not doubt their effectiveness and legitimacy. Purpose: to analyze current problems of combating crime; to submit proposals for improving the application of the facial recognition system, and the establishment by the Ministry of Internal Affairs of a single biometric database of Russians with the strictest compliance with citizens' constitutional rights to privacy, reliable protection of their personal data. Methods: the authors use empirical methods of comparison, description, interpretation as well as theoretical methods of formal and dialectical logic. Results: the study reveals the problems of using the facial recognition

199

system, the advantages and disadvantages of the system are analyzed. On the one hand, in the Russian Federation there are no clear instructions and an algorithm for the use of face-recognition cameras, which would satisfy society's requirements to protect private life and personal and family privacy. On the other hand, face-recognition cameras can assist law enforcement authorities in locating wanted persons and detecting (solving) crimes.

Keywords: face recognition; appearance; biometric data; information technologies; investigation; identification; expertise.

References

1. Zotov D.V. Teoreticheskie problemy nauchno-tekhnicheskih dostiz-henij, primenyaemyh v ugolovno-processual'nom dokazyvanii. Avtoref. Kand. Diss. [Theoretical problems of scientific and technical achievements used in criminal procedural proving. Cand. Diss. Thesis]. Voronezh, 2003. 23 p.

2. Shapovalova G.M., Shapovalov V.V. Criminalistics and its role in preventing cybercrimes. Policejskaya deyatel'nost' = Police Activity, 2016, no. 2, pp. 187-199. (In Russian).

3. Hudina T.F. Metodika rassledovaniya prestuplenij, svyazannyh s ne-zakonnym oformleniem dokumentov dlya v"ezda i prozhivaniya v Rossii inos-trannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva. Avtoref. Kand. Diss. [Methodology for investigating crimes involving the illegal issuance of documents for the entry and residence in Russia of foreign citizens and stateless persons. Cand. Diss. Thesis]. Irkutsk, 2008. 23 p.

4. YArovenko V.V. Kriminalisticheskaya dermatoglifika [Forensic derma-toglyphics]. Vladivostok, Far Eastern Federal University Publ., 2011, 237 p.

5. Ismagilov R.A., Galimov E.E. Information technology used for collecting, checking and evaluating evidence in criminal proceedings. Aktual'nye problemy gosudarstva i obshchestva v oblasti obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina. Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-praktiches-koj konferencii (posvyashchennoj godovshchine so dnya prinyatiya Vseobsh-chej deklaracii prav cheloveka) [Current problems of the State and society in guaranteeing human and civil rights and freedoms. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (dedicated to the anniversary of the adoption of the Universal Declaration of Human Rights)]. Ufa, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2020, pp. 285-290. (In Russian).

Received: 01.03.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.