Научная статья на тему 'Отдельные проблемы диверсификации оборонных предприятий'

Отдельные проблемы диверсификации оборонных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ / БЮДЖЕТ / ОБОРОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DEFENSE / BUDGET / DEFENSE ENTERPRISES / PROBLEMS / DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова А.В., Костров С.А.

Сокращение оборонного бюджета, ужесточение конкуренции и ценовое давление со стороны конкурентов приводят к необходимости корректировки бизнес-стратегии оборонного предприятия. Прежде всего, это предполагает поиск новых рыночных возможностей, а именно, продуктовую и географическую диверсификацию, ориентацию на выпуск гражданской продукции, в целях поддержания равномерности и повышения денежного потока. Несмотря на то, что вопрос о необходимости диверсификации оборонных предприятий поднимался на самом высоком уровне уже несколько лет назад, активных шагов в данном направлении сделано предприятиями не было. В статье предпринята попытка обобщить проблемы, с которыми сталкивается оборонная сфера на пути расширения своего присутствия не рынке гражданской продукции.A reduction in the defense budget, toughening competition and price pressure from competitors lead to the need to adjust the business strategy of the defense enterprise. First of all, this involves the search for new market opportunities, namely, product and geographical diversification, focus on civilian production, in order to maintain uniformity and increase cash flow. Despite the fact that the question of the need to diversify defense enterprises was raised at the highest level several years ago, no active steps were taken by enterprises in this direction. The article attempts to summarize the problems that the defense sector is facing in expanding its presence in the civilian products market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные проблемы диверсификации оборонных предприятий»

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.В. Бойкова, ст. науч. сотр. С.А. Костров, начальник отдела

Отдел моделирования боевых действий НИЦ ВА ВКО (Россия, г. Тверь)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10383

Аннотация. Сокращение оборонного бюджета, ужесточение конкуренции и ценовое давление со стороны конкурентов приводят к необходимости корректировки бизнес-стратегии оборонного предприятия. Прежде всего, это предполагает поиск новых рыночных возможностей, а именно, продуктовую и географическую диверсификацию, ориентацию на выпуск гражданской продукции, в целях поддержания равномерности и повышения денежного потока. Несмотря на то, что вопрос о необходимости диверсификации оборонных предприятий поднимался на самом высоком уровне уже несколько лет назад, активных шагов в данном направлении сделано предприятиями не было. В статье предпринята попытка обобщить проблемы, с которыми сталкивается оборонная сфера на пути расширения своего присутствия не рынке гражданской продукции.

Ключевые слова: обороноспособность, бюджет, оборонные предприятия, проблемы, диверсификация.

29 сентября 2018 года были утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года». Среди прочих задач и приоритетов деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития, пункт 3.3 данного документа посвящен диверсификации оборонно-

промышленного комплекса (ОПК). Как отмечается, она позволит:

1) нивелировать сокращение объемов государственного оборонного заказа после 2020 года;

2) создать конкурентоспособную продукцию двойного и гражданского назначения, востребованную на внутреннем и внешнем рынках [1].

Необходимость поиска оборонными предприятиями новых рыночных возможностей актуальна не только для нашей страны. Опыт эксплуатации оборонных технологий на смежном рынке гражданской продукции позволил, например, предприятиям аэрокосмической отрасли получить дополнительный денежный поток. В перспективе, планируется использовать в мирных целях такие военные технологии, как инфракрасные камеры, средства

связи, управления и контроля, беспилотные летательные аппараты, радиосвязь и т.д.

Однако, несмотря на полученный положительный опыт, на практике, активность оборонных предприятий, по проникновению на рынок гражданской продукции, оставляет желать большего. Переход их к повсеместной диверсификации, тормозит наличие ряда обстоятельств.

Во-первых, до сих пор в правовой среде отсутствует понятие «диверсификация оборонно-промышленного комплекса». Исправить данный факт планируется за счет внесения поправок в Федеральный закон РФ №488-ФЗ от 31.12.2014 «О промышленной политике» [2]. В соответствии с законопроектом, который уже поступил, согласно средствам массовой информации, в Государственную Думу РФ, «диверсификация производства организаций ОПК -это разработка и производство организациями оборонно-промышленного комплекса высокотехнологичной продукции не связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства» [3].

Во-вторых, это высокая долговая нагрузка оборонных предприятий. В 20162017 годах Правительство РФ уже оказывало поддержку оборонному сектору. На

эти цели, тогда, из бюджета было выделено порядка 1 трлн. рублей. А уже 8 июля 2019 года, выступая в рамках выставки «Иннопром» в Екатеринбурге, вице-премьер Ю. Борисов, сообщил, что объем кредитов, предоставленных оборонным предприятиям, составляет 2 трлн. рублей. И для того, чтобы они престали «жить впроголодь», необходимо списать им задолженность по кредитам на сумму 600700 млрд. рублей [3].

В-третьих, отсутствие заинтересованности у менеджмента оборонных предприятий. Действительно, руководители, которые десятилетиями производили продукцию, ориентируюсь на государственный оборонный заказ, без особого энтузиазма относятся к необходимости разработки и внедрения комплекса мер по наращиванию объемов гражданской продукции. Оборонные предприятия досконально знают свои традиционные рынки и клиентов. Успешное проведение диверсификации невозможно без проведения исследования новых рынков. Для этого, необходимо иметь в штате соответствующих специалистов, которые, как отмечают руководители оборонных предприятий, не предусмотрены штатным расписанием. Решить данную проблему планируется с помощью следующих мер. Так, Внешэкономбанк и госкорпорация «Ростех» подписали соглашение о создании совместного предприятия -НПО «Конверсия», которое займется переходом технологий и продукции предприятий ОПК в гражданские сегменты [4].

Кроме того, Постановлением Правительства РФ №268-12 от 13 марта 2020 года «Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»» предусмотрена профессиональная переподготовка и (или) обучение в системе повышения квалификации 432 тыс. работников организа-

в том числе на условиях софинансирова-ния, более 21,3 тыс. человек [5].

В-четвертых, недостаточная емкость внутреннего рынка. Большинство крупных оборонных предприятий привыкли к мелкосерийному производству высокоспециализированного дорогостоящего оборудования.

Как показывала практика, диверсификация оборонной сферы происходит затруднительно, не только в России, но и в других странах. Так, американские аналитики выделяют пять причин для того:

1) низкий спрос на продукцию гражданского назначения, выпускаемую оборонными предприятиями;

2) рентабельность военной и специальной техники многократно превышает рентабельность гражданской продукции;

3) пока существуют внешние рынки, заинтересованные в приобретении продукции военного назначения и неспособные на данном этапе развития производить ее самостоятельно, оборонные предприятия будут обеспечены работой;

4) новые навыки можно освоить, изменить поведение гораздо труднее;

5) инвесторы, готовые вкладывать в оборонные предприятия, выступают категорически против их диверсификации, поскольку, именно государственные оборонные заказы, защищают их от цикличности развития экономики [6].

Таким образом, несмотря на то, что диверсификация производства, в числе прочего, помогает оборонным предприятиям сохранить и развить технологический и кадровый потенциал, им предстоит решить множество проблем на пути к этому. И прежде всего, изменить свое отношение к ней. За десятки лет взаимодействия с единственным заказчиком, в лице силового ведомства, менеджмент оборонных предприятий в некоторой мере дистанцировался от рынка.

ций оборонно-промышленного комплекса,

Библиографический список

1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года // Доступ из справ. системы «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения: 10.05.2020 г.).

2. Федеральный закон Российской Федерации №488 «О промышленной политике» Доступ из справ. системы «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения: 10.05.2020 г.).

3. Официальный сайт информационного агентства РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/.

4. Официальный сайт информационного агентства ТАСС. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tass.ru/.

5. Постановление Правительства Российской Федерации №268-12 «Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Развитие оборонно -промышленного комплекса»» Доступ из справ. системы «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения: 10.05.2020 г.).

6. Официальный сайт американского финансово-экономического журнала Forbes. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.com/.

SEPARATE PROBLEMS OF DIVERSIFICATION OF DEFENSE ENTERPRISES

A.V. Boykova, Senior Researcher S.A. Kostrov, Head of Department

Department of Modeling Combat Operations SIC VA EKO

(Russia, Tver)

Abstract. A reduction in the defense budget, toughening competition and price pressure from competitors lead to the need to adjust the business strategy of the defense enterprise. First of all, this involves the search for new market opportunities, namely, product and geographical diversification, focus on civilian production, in order to maintain uniformity and increase cash flow. Despite the fact that the question of the need to diversify defense enterprises was raised at the highest level several years ago, no active steps were taken by enterprises in this direction. The article attempts to summarize the problems that the defense sector is facing in expanding its presence in the civilian products market.

Keywords: defense, budget, defense enterprises, problems, diversification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.