Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ УДОРОЖАНИЯ ФИНАЛЬНЫХ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ УДОРОЖАНИЯ ФИНАЛЬНЫХ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА / БЮДЖЕТ / ОБРАЗЕЦ ВВСТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова Анна Викторовна

В статье рассматриваются отдельные причины удорожания финальных образцов вооружения и военной техники. Проведен анализ причин удорожания по контрактам государственного оборонного заказа. Обобщена судебная практика при рассмотрении дел по фактам выявленных нарушений при выполнении государственного оборонного заказа. Делается вывод, что реформирование ценообразования на продукцию военного назначения следует проводить в соответствии с научными результатами исследования факторов, вызывающих отклонение фактических показателей затрат от плановых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бойкова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME REASONS FOR THE RISE IN THE COST OF THE FINAL SAMPLES OF WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT

The article discusses some of the reasons for the rise in the cost of the final samples of weapons and military equipment. The analysis of the reasons for the rise in prices under the contracts of the state defense order was carried out. Judicial practice is summarized when considering cases on the facts of revealed violations in the implementation of the state defense order. It is concluded that the reform of pricing for military products should be carried out in accordance with the scientific results of the study of factors that cause the deviation of actual cost indicators from planned ones.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ УДОРОЖАНИЯ ФИНАЛЬНЫХ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_3_1_47 УДК 351.712

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ УДОРОЖАНИЯ ФИНАЛЬНЫХ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Бойкова Анна Викторовна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления производством, Тверской государственный технический университет, г. Тверь, Россия, e-mail: alexmario@mail.ru

В статье рассматриваются отдельные причины удорожания финальных образцов вооружения и военной техники. Проведен анализ причин удорожания по контрактам государственного оборонного заказа. Обобщена судебная практика при рассмотрении дел по фактам выявленных нарушений при выполнении государственного оборонного заказа. Делается вывод, что реформирование ценообразования на продукцию военного назначения следует проводить в соответствии с научными результатами исследования факторов, вызывающих отклонение фактических показателей затрат от плановых.

Ключевые слова: Министерство обороны Российской Федерации; национальная оборона; бюджет; образец ВВСТ; государственная программа вооружения; государственный оборонный заказ.

UDC 351.712

SOME REASONS FOR THE RISE IN THE COST OF THE FINAL SAMPLES OF WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT

Boikova Anna Viktorovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Production Management, Tver State Technical University, Tver, Russia, e-mail: alexmario@mail.ru

The article discusses some of the reasons for the rise in the cost of the final samples of weapons and military equipment. The analysis of the reasons for the rise in prices under the contracts of the state defense order was carried out. Judicial practice is summarized when considering cases on the facts of revealed violations in the implementation of the state defense order. It is concluded that the reform of pricing for military products should be carried out in accordance with the scientific results of the study of factors that cause the deviation of actual cost indicators from planned ones.

Keywords: Ministry of Defense of the Russian Federation; national defense; budget; VVST sample; state armament program; state defense order.

Военная безопасность страны, как правило, достигается посредством решения задачи ее военно-экономического обеспечения. Это является неотъемлемым условием устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации военной политики и надежного удовлетворения потребностей военной организации в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время [1].

Как зафиксировано в Военной доктрине

НАУЧНО-ПРАКТ

Российской Федерации, «реализация задач оснащения Вооруженных Сил, других войск и органов вооружением, военной и специаль -ной техникой предусматривается в государственной программе вооружения и других государственных программах (планах)» [1].

Средства массовой информации и общественность часто заявляют о чрезмерном завышении затрат на разработку и производство основных систем вооружений, таких как истребители, подводные лодки или танки. Так, в марте 2021 г. Счетная плата США сообщила, что программа модернизации ис-

ШСКИЙЖУРНАЛ

требителей-невидимок F-35 Пентагона Block 4, начатая в 2018 г., за последние два года увеличилась по сравнению с первоначальной сметой на 1,9 млрд долларов США [11].

Россия не является исключением. Так, вследствие ошибки, допущенной при переходе к опытно-конструкторским работам, стоимость работ по программе перспективного самолета дальнего радиолокационного обнаружения A-100 «Премьер» выросла на 50 % [10]; бортового радиолокационного комплекса МиГ-31БМ - на 100 %; подводных лодок проекта 885 «Ясень» - на 500 % [5].

Показательным является пример реализации программы создания среднемаги-стрального самолета семейства МС-21. Запуская этот проект в 2008 г., Правительство Российской Федерации рассчитывало, что он ознаменует собой перехода экономики России на инновационный путь развития. В то же время, по оценкам представителя Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), планируется, что регулярные рейсы новый гражданский лайнер класса МС 21 начнет выполнять лишь в 2022 г. [4]

В 2018 году Счетная палата Российской Федерации провела проверку программы создания данного самолета. За время своего существования в общей сложности совокупная стоимость проекта выросла в 2,3 раза, срок работ увеличился на 3 года. Планируется, что к 2025 г. (сроку окончания) общая стоимость работ составит 437,4 млрд рублей. Как резюмируют в своем заключение аудиторы, руководителям проекта, вероятно, не удалось учесть все факторы риска [12].

Среди ключевых источников риска при планировании и предоставлении услуг государственным учреждениям, в том числе Министерства обороны Российской Федерации, выделим:

1) неточности и ошибки при составлении технического задания заказчиком. Государственные и муниципальные заказчики, как правило, известны тем, что часто меняют как свои формальные требования к контрактам, так и неформальные ожидания. Требования к контракту часто разрабатываются множеством разобщенных между собой лиц, с разными потребности, целями и желаниями. Это приводит к тому, что заказчик передает подрядчикам «сырой» заказ, что затрудняет его выполнение;

2) некорректный выбор типа контракта, метода ценообразования;

3) низкое качество оказываемых исполнителем услуг, выполняемых работ из-за неадекватного планирования работ, недостаточного надзора за выполняемыми работами, низкого качества исходного сырья, отсутствия доступа к качественными расходным материалам, изменения требований заказчика, потери ключевого персонала, недостаточного внимания менеджменту качества, конфликтов, срывов сроков выполнения работ субподрядчиками, форс-мажоров и т. д.;

4) игнорируются базовые принципы проектного управления [12].

Среди основных причин отклонения стоимости закупки финальных образцов вооружения и военной техники от первоначальной оценки аналитики, в частности, отмечают:

1) открытие опытно-конструкторских работ по разработке высокотехнологичных образцов ВВСТ с незрелым научно-техническим заделом. Мировой опыт показывает, что это приводит к увеличению (по сравнению с начальной оценкой) сроков их создания в среднем в 1,9 раза, стоимости разработки - на 40 %, стоимости закупки финальных образцов - на 20 % [5];

2) неудовлетворительное состояние материально-технической базы на момент инициирования проекта, высокий процент износа оборудования;

3) высокую степень зависимости от комплектующих импортного производства, что особенно остро проявилось в связи с введением санкций в отношении России и последовавшем после этого переходе к им-портозамещению. Так, на недобросовестную конкуренцию на мировом рынке со стороны иностранных партнеров России обратил внимание на встрече с представителями партии «Единая Россия» в августе 2021 г. В. Путин [8];

4) рост инфляции;

5) рост курса валют (с 2008 года по 2018 г. курс доллара по отношению к рублю вырос с 23,5 руб. до 65,6 руб.) [3];

6) необходимость создания системы послепродажного обслуживания и развертывания серийного производства;

7) финансовые нарушения в сфере оборо -ны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. По данным Счет-

ной палаты Российской Федерации, в 2020 г. были выявлены нарушения на сумму 124,9 млрд рублей. И хотя в абсолютном выражении это меньше, чем в 2019 г. (304,4 млрд рублей), в относительном выражении два года подряд на их долю приходится треть от всех выявленных нарушений [2]. В основном злоупотребления связаны:

- с закупочной деятельностью, например потерями государства вследствие завышения цен госконтрактов;

- недостоверным отражением фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской и финансовой отчетности исполнителя государственного оборонного заказа;

- неэффективным использованием бюджетных средств [2].

Обзор судебной практики арбитражных судов Российской Федерации при рассмотрении дел по фактам выявленных нарушений при выполнении государственного оборонного заказа, проведенный специалистами экспертно-аналитического центра ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275», позволил разделить их на три группы:

- оспаривание отказа в проведении расходной операции с отдельного счета при отсутствии идентификатора государственного контракта;

- оспаривание заключения Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о цене продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу;

- оспаривание решения Федеральной антимонопольной службы России и надзорного органа о привлечении к административной ответственности за неведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности исполнителей государственного оборонного заказа [7];

- низкое качество среднесрочного финансового планирования. Так, в соответствии с

данными заключения Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2019 г. наибольший объем дополнительных бюджетных ассигнований (открытая часть) сложился по ГК «Роскосмос» - 27 074,5 млн рублей, Мин-промторгу России - 12 384,1 млн рублей, Управлению делами Президента Российской Федерации - 10 784,5 млн рублей, Минкуль-туры России - 10 375,5 млн рублей, Минобороны России - 9 355,9 млн рублей, Росмор-речфлоту - 9 096,5 млн рублей [6].

Выбирая тип контракта с фиксированной ценой, подрядчик должен быть готов, что в этом случае велика вероятность перерасхода средств, что приведет к пересмотру первоначальной цены контракта.

Выходом из сложившейся ситуации является совершенствование методики ценообразования. Прежде всего, следует основываться на полном учете необходимых работ и затрат, связанных с созданием объекта. Выявление перерасхода по отдельным статьям расходов должно производиться в режиме реального времени. В частности, необходимо обратить особое внимание:

- на изменение изначально согласованного с заказчиком объема работ;

- отклонение изначально установленных расценок и нормативов на выполнение по отдельным статьям калькуляции.

Например, целесообразно по каждому виду работ ввести специальный код, что позволит отслеживать связанные с ними работы и упростить процесс мониторинга.

Важно, чтобы заказчик ответственно подходил к разработке технического задания для исполнителя. Кроме того, необходимо обеспечить сохранность и целостность исходной документации, связанной с реализацией проекта по созданию образца. Это позволит оценить целесообразность и необходимость внесения корректировок в проект.

Список литературы_

1. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976). Доступ из справ. системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 01.10.2021).

2. Гальчева, А. Аудит атаковал оборону и правопорядок / А. Гальчева, И. Ткачёв, И. Сидоркова. - URL: https:// www.rbc.ru/newspaper/2021/03/17/605050ed9a7947e7ca005e24 (дата обращения: 01.10.2021).

3. Лысцева, М. Создание МС-21 потребовало больше времени и денег на перевооружение отрасли / М. Лысцева. - URL: https://ach.gov.ru/news/sozdanie-ms-21-potrebovalo-bolshe-vremeni-i-deneg-na-perevooruzhenie-otrasli-34960 (дата обращения: 01.10.2021)

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

4. МС-21 начнет регулярные авиарейсы в 2022 году. - URL: https://www.interfax.ru/russia/787235 (дата обращения: 01.10.2021).

5. Особый задел. - URL: https://vpk-news.ru/articles/35468 (дата обращения: 01.10.2021).

6. Официальный информационный ресурс Счетной Палаты Российской Федерации. - URL: https://ach.gov.ru (дата обращения: 01.10.2021).

7. Официальный сайт экспертно-аналитического центра ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275». - URL: http://expert275.ru (дата обращения: 01.10.2021).

8. Путин сообщил, что действия зарубежных партнеров задержали создание МС-21. - URL: https://www. interfax.ru/russia/785846 (дата обращения: 01.10.2021).

9. Стоимость работ по проекту ДРЛО A-100 «Премьер» выросла на 50% - URL: https://promvest.info/ru/novosti-vpk/stoimost-rabot-po-proektu-drlo-a-100-premer-vyirosla-na-50 - (дата обращения: 01.10.2021).

10. Pawlyk O. Billions in Upgrade Cost Overruns Put F-35 Fighter at Risk for Meeting Deadlines, Report Finds. - URL: https://www.military.com/daily-news/2021/03/22/billions-upgrade-cost-overruns-put-f-35-flghter-risk-meeting-deadlines-report-flnds.html (дата обращения: 01.10.2021).

11. Gregory A. Garrett, Shaw Cohe Government Contracting Risk Management, Part 3. - URL: https://guidehouse. com/-/media/www/site/insights/government/us-government-contracting_-ris_government.pdf (дата обращения: 01.10.2021).

References_

1. Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 25.12.2014 № Pr-2976) Dostup iz sprav. sistemy' «Garant». URL: http://base.garant.ru (data obrashheniya: 01.10.2021).

2. Gal'cheva A., Tkachyov I., Sidorkova I. Audit atakoval oboronu i pravoporyadok. URL: https://www.rbc.ru/newspap er/2021/03/17/605050ed9a7947e7ca005e24 (data obrashheniya: 01.10.2021).

3. Ly'sceva M. Sozdanie MS-21 potrebovalo bol'she vremenii deneg na perevooruzhenie otrasli. URL: https://ach.gov. ru/news/sozdanie-ms-21-potrebovalo-bolshe-vremeni-i-deneg-na-perevooruzhenie-otrasli-34960 (data obrashheniya: 01.10.2021)

4. MS-21 nachnetregulyarnyeaviarejsy v2022godu. URL: https://www.interfax.ru/russia/787235 (data obrashheniya: 01.10.2021).

5. Osoby'jzadel. URL: https://vpk-news.ru/articles/35468 (data obrashheniya: 01.10.2021).

6. Oficial'nyj informacionny'j resurs Schetnoj Palaty Rossijskoj Federacii. URL: https://ach.gov.ru (data obrashheniya: 01.10.2021).

7. Oflcial'ny'j sajt e'kspertno-analiticheskogo centra cenoobrazovaniya v oboronnoj promy'shlennosti «E'kspert 275». URL: http://expert275.ru (data obrashheniya: 01.10.2021).

8. Putin soobshhil, chto dejstviya zarubezhnyx partnerov zaderzhali sozdanie MS-21. URL: https://www.interfax.ru/ russia/785846 (data obrashheniya: 01.10.2021).

9. Stoimost' rabot po proektu DRLO A-100 "Prem'er" vyrosla na 50%. URL: https://promvest.info/ru/novosti-vpk/ stoimost-rabot-po-proektu-drlo-a-100-premer-vyirosla-na-50 (data obrashheniya: 01.10.2021).

10. Pawlyk O. Billions in Upgrade Cost Overruns Put F-35 Fighter at Risk for Meeting Deadlines, Report Finds. URL: https://www.military.com/daily-news/2021/03/22/billions-upgrade-cost-overruns-put-f-35-flghter-risk-meeting-deadlines-report-flnds.html (data obrashheniya: 01.10.2021).

11. Gregory A. Garrett, Shaw Cohe Government Contracting Risk Management, Part 3. URL: https://guidehouse. com/-/media/www/site/insights/government/us-government-contracting_-ris_government.pdf (data obrashheniya: 01.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.