Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрачук Ольга Евгеньевна

В статье рассмотрены отдельные подходы к развитию стратегического менеджмента в организации. Как отмечает автор, стратегический менеджмент представляет собой непрерывный процесс планирования, анализа, мониторинга и оценки всех необходимых элементов, решений и действий, необходимых организации для успешного достижения своих целей. Эффективное стратегическое управление предполагает краткосрочное и долгосрочное планирование как предсказуемых, так и непредвиденных бизнес-обстоятельств. Оно оптимизирует бизнес-функции для гармоничной совместной работы и является неотъемлемой частью работы компании. Таким образом, стратегическое управление применимо как к малым, так и к крупным предприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT IN THE ORGANIZATION

The article discusses individual approaches to the development of strategic management in the organization. As the author notes, strategic management is a continuous process of planning, analyzing, monitoring and evaluating all the necessary elements, decisions and actions necessary for an organization to successfully achieve its goals. Effective strategic management involves short- and long-term planning of both predictable and unforeseen business circumstances. It optimizes business functions for harmonious collaboration and is an integral part of the company’s work. Thus, strategic management is applicable to both small and large enterprises.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ»

Научная статья Original article УДК 331.5

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_1_25

ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В ОРГАНИЗАЦИИ INDIVIDUAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT IN THE ORGANIZATION

Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

^jUyPHM

Кондрачук Ольга Евгеньевна, старший преподаватель кафедры «Экономика транспорта», ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» (УрГУПС), [email protected]

Kondrachuk Olga Evgenyevna, the senior teacher of Transport economics department, Ural State University of Railway Transport, [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные подходы к развитию стратегического менеджмента в организации. Как отмечает автор, стратегический менеджмент представляет собой непрерывный процесс планирования, анализа, мониторинга и оценки всех необходимых элементов, решений и действий, необходимых организации для успешного достижения своих целей.

Эффективное стратегическое управление предполагает краткосрочное и долгосрочное планирование как предсказуемых, так и непредвиденных бизнес-обстоятельств. Оно оптимизирует бизнес-функции для гармоничной совместной работы и является неотъемлемой частью работы компании. Таким образом, стратегическое управление применимо как к малым, так и к крупным предприятиям.

Abstract. The article discusses individual approaches to the development of strategic management in the organization. As the author notes, strategic management is a continuous process of planning, analyzing, monitoring and evaluating all the necessary elements, decisions and actions necessary for an organization to successfully achieve its goals.

Effective strategic management involves short- and long-term planning of both predictable and unforeseen business circumstances. It optimizes business functions for harmonious collaboration and is an integral part of the company's work. Thus, strategic management is applicable to both small and large enterprises.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, современные организации, стратегическое мышление, корпоративная стратегия

Keywords: strategic management, modern organizations, strategic thinking, corporate strategy

Слово «стратегия» в первую очередь связано с военной историей. Но в нынешнюю конкурентную эпоху успех компании во многом зависит от стратегического и критического мышления ее руководства. Организации сталкиваются с захватывающими и динамичными вызовами в ХХ1 веке.Устойчивое конкурентное преимущество возникает, когда фирма реализует уникальную стратегию создания стоимости. Корпоративная стратегия включает в себя обязательства, решения и действия, необходимые фирме для достижения стратегической конкурентоспособности и получения прибыли выше средней доходности [3].

Организация с сильным стратегическим планированием лидирует среди других фирм отрасли. Из-за быстрого развития мировой экономики возникает потребность в стратегическом планировании и мозговом штурме. Сильное стратегическое планирование и его эффективное управление имеет решающее значение для успеха любой организации.

Стратегический менеджмент - это дисциплинарный подход, использующий принципы и процесс управления, отличный от такового в классическом бизнесе. Эффективность любого бизнеса организации в условиях конкурентной экономики в значительной степени зависит от качества ее управления посредством надлежащего внедрения стратегического управления [5].

Специалисты определяют стратегический менеджмент как процесс, в ходе которого организация развивает свою стратегию, которая начинается с миссии и видения, воплощенных в осязаемых целях и задачах всей фирмы. Стратегическое управление осуществляется через стратегический анализ и планирование, разработку планов, затем происходит реализация планов и их непрерывная импровизация для корректировки в соответствии с изменениями окружающей среды, после осуществляется выполнение и оценка результатов [4].

Таким образом, вместе следующие пять элементов корпоративного стратегического управления обеспечивают успех бизнеса в сегодняшней динамичной бизнес-среде.

Важным этапом разработки концепции стратегического управления выступает проведение SWOT-анализа. Данный анализ - отличный способ подготовиться к разработке стратегического плана. SWOT-анализ позволяет оценить как внутренние сильные и слабые стороны организации, так и ее возможности и потенциальные угрозы, навязанные внешней средой. Выявление этих четырех важнейших компонентов существования компании часто является основным структурным элементом стратегических планов.

Стратегическое планирование является важным компонентом построения дорожной карты для миссии и видения будущего организации. Оно позволяет совету директоров и руководству оценивать текущую среду, позицию компании в этой среде, а затем разработать план успешного выполнения миссии организации.

Успех стратегии зависит от ее постоянной импровизации. В отличие от бизнес-планов, нет ни одного правильного способа создания эффективного стратегического планирования. Поскольку это зависит от творчества и нестандартного мышления, идеального способа разработать выигрышный стратегический план не существует. Чем глубже проводится изучение текущего состояния и возможностей компании, тем более перспективным и эффективным может стать стратегический план. Стратегическое мышление определяет методы, которые компания будет использовать для достижения своих целей [2].

Стратегическое управление является темой огромной важности для современного корпоративного мира. Исследователи отмечают, что стратегическое управление является инструментом корпоративной организации для столкновения с будущими вызовами и улучшения долгосрочных целей. Специалистами также подчеркивается стратегическое управление как процесс, во время которого организация разрабатывает свои стратегии, которые начинаются с миссий и видений, а после формулируют и обосновывают общекорпоративные цели и задачи. Стратегия не только определяет направление деятельности фирмы, но и способствует успеху их достижения.

Специалисты также определяют необходимость обозначения уровней стратегического управления [3]. Различные уровни стратегического управления, такие, как корпоративная стратегия, бизнес-стратегия и функциональная стратегия, играют важную роль в повышении производительности фирмы. Согласно исследованию, корпоративная стратегия увеличивает потенциал организации в области улучшения культуры организации, внутренней эффективности, общения с клиентами и, наконец, финансовых

показателей за счет увеличения рентабельности компании, выручки, снижения затрат и рисков.

Возможности трансформации организации в ответ на экономические изменения также возросли и стали решающим фактором успеха в изменяющихся условиях. Исследование также выявило некоторые другие важные факторы, как корпоративное управление, социальная ответственность и деловая этика, которые необходимо учитывать при принятии бизнес-стратегии.

Обзор литературы также показал, что формулирование стратегии является очень важным шагом, поскольку эти стратегии являются теоретическим коррекционным подходом в решении проблем, с которыми сталкивается организация, но их эффективная реализация является практическим решением проблем [4]. Таким образом, организационное совершенство может быть достигнуто как формулированием, так и реализацией правильных стратегий. Для облегчения процесса стратегического управления стратегии формулируются и реализуются в четырех уровни стратегического планирования. Эти иерархические уровни помогают организациям в достижении как краткосрочных, так и долгосрочных целей.

Компании, занимающиеся разными видами бизнеса, используют отдельные бизнес-стратегии для каждого вида бизнеса. Хотя эти стратегии могут отличаться друг от друга, все бизнес-стратегии организации или фирмы

остаются под эгидой общей миссии, видения и целей организации.

Функциональная стратегия занимается реализацией корпоративных и бизнес-стратегий. Эти стратегии связаны с шагами, предпринятыми для эффективной реализации стратегий более высокого уровня. Он имеет дело с относительно ограниченным планом, предусматривающим цели для конкретной функции компании. Функциональные стратегии могут быть действиями, не поддающимися количественной оценке, такими как удовлетворенность клиентов или также могут быть количественными действиями, такими как объем заказов, размещенных или доставленных за один раз. За разработку и реализацию функциональной стратегии отвечают руководители основных функциональных направлений бизнес-подразделений [1].

Операционные стратегии разрабатываются на уровне руководства как всей компании, так и ее отделов и ставят периодические краткосрочные цели для выполнения. Ответственность за такие стратегии несут руководители предприятий, руководители географических подразделений и руководители более низкого уровня.

Различные уровни стратегий, такие как корпоративная стратегия, бизнес-стратегия, функциональная стратегия и операционная стратегия играют важную роль в повышении производительности фирмы. Корпоративная стратегия увеличивает потенциал организации за счет повышения культуры организации, а затем внутренней эффективности, и, наконец, позволяет улучшить финансовые показатели за счет увеличения прибыльности, дохода и снижения затрат и рисков. Возможность преобразования организации в части реагирования на экономические изменения также стало решающим фактором успеха в изменяющихся условиях [3].

В конкурентной среде компании постоянно пытаются изменить свои стратегии в зависимости от ситуации, если же организация неадаптивная, то она не сможет получить конкурентное преимущество, а также рискует потерять долю рынка. Соответственно, в постоянно меняющемся мире корпорации также должны обратить внимание на корпоративное управление, социальную ответственность и деловую этику при разработке бизнес-стратегий.

Стратегическое планирование - это процесс определения планов организации для достижения целей и миссии. Организационная стратегия - это производный подход к достижению вышеуказанных ориентиров. Это деятельность по планированию, охватывающая границы и учитывающая все элементы микро- и макросреды фирмы. Ключевые задачи процесса разработки и внедрения корпоративной стратегии - это:

— изучение и определение видения компании на перспективу;

— определение методологии достижения целей, задач организации;

— определение профиля компании, включающее внутренний анализ культуры, сильные стороны и возможности организации;

— проведение анализа внешней среды для выявления факторов, таких как угрозы, возможности и т. д.;

— выяснение способов сопоставления профиля компании с его окружением, чтобы иметь возможность выполнить заявление о миссии;

— выбор набора долгосрочных целей и их соответствующих стратегий;

— реализация выбранных стратегий в плановом порядке на основе бюджетов и ассигнований ресурсов, с изложением программ действий и задач [2].

Стратегическое управление - процесс сложный и непрерывный, он требует тяжелой работы и самоотверженности от большинства людей в организации, чтобы продвинуть ее в будущее [5]. Это представляет новый фокус для организации; сосредоточение внимания

на убедительном видении будущего посредством непрерывного мозгового штурма. В нынешнем конкурентном мире каждая организация должна доказать, что она лучше, чем ее конкуренты.

Итак, стратегический менеджмент может стать ключом к достижению желаемых результатов компаний в современных условиях. Соответственно, грамотный подход к организации работы в области стратегического управления и планирования - чрезвычайно важен, поскольку высоко конкурентные рынки сегодня создают сложные условия для функционирования организаций, задача которых - не только сохранить благоприятную рыночную позицию, но эффективно развиваться в будущем.

Список источников

1. Глотова Е.А., Глотова В.В. Стратегическое управлениеб анализ концепций // Вестник ТГЭУ. 2021. №1 (97).

2. Данилкина Ю.В. Эволюция подходов к стратегическому менеджменту // Инновации и инвестиции. 2022. №9.

3. Зинатулина А.А. Стратегический анализ перспектив инновационного и инвестиционного менеджмента корпорации // Инновационная наука. 2022. №2-1.

4. Рублёв А.Н. Стратегический менеджмент: современные концепции // Вестник науки. 2022. №5 (50).

5. Сапунов А.В., Сапунова Т.А. Синергия стратегического менеджмента и инноваций в организации // Вестник Академии знаний. 2022. №3 (50).

References

1. Glotova E.A., Glotova V.V. Strategic management 6 analysis of concepts // Vestnik TSEU. 2021. №1 (97).

2. Danilkina Yu.V. Evolution of approaches to strategic management // Innovation and investment. 2022. No.9.

3. Zinatulina A.A. Strategic analysis of the prospects of innovative and investment management of the corporation // Innovative Science. 2022. No. 2-1.

4. Rublev A.N. Strategic management: modern concepts // Bulletin of Science. 2022. №5 (50).

5. Sapunov A.V., Sapunova T.A. Synergy of strategic management and innovation in the organization // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2022. №3 (50).

Для цитирования: Кондрачук О.Е. Отдельные подходы к развитию стратегического менеджмента в организации // Московский экономический журнал. 2023. № 1. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-1 -2023-25/ © Кондрачук О.Е., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.