ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГИПОКСИИ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ
Игнатьева С.Н.
ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», кафедра патологической физиологии, г.Архангельск
Работа посвящена изучению состояния клеточного энергообмена у студентов медицинского вуза на Европейском Севере. Проведенные исследования выявили различие в уровне энергообеспечения клеток у студентов в динамике учебного года, определяющее функциональные и адаптационные возможности организма. Профилактическое применение метаболита-глицина оказывает положительный эффект на процессы энергопродукции, психологический статус студента, что оптимизирует адаптивные реакции организма.
Проблема взаимодействия человека и среды его обитания является одной из важнейших в экологии и медицине. Комплекс неблагоприятных природно-климатических, антропогенных и социальных факторов на Севере, создавая дискомфортную среду обитания, формирует выраженное напряжение основных регуляторных систем организма. Поэтому изучение механизмов адаптации, резервных возможностей организма при действии экстремальных факторов Европейского Севера, особенно в процессе трудовой деятельности, является одной из важнейших биологических проблем, тесно сопряженной с пониманием общих закономерностей поддержания и восстановления энергетического гомеостаза в организме. Именно обеспеченность или недостаток энергии определяют дальнейшую цепь регуляторных, метаболических и структурных изменений в организме [1,2,3]. Своевременное выявление неблагоприятных сдвигов внутриклеточной энергетики позволит проводить профилактические мероприятия, направленные на предотвращение развития отрицательных сдвигов в состоянии здоровья и оптимизацию процессов адаптации [4,6]. В связи с этим нами был выполнен ряд специальных цитохимических исследований, которые в комплексе отражали состояние метаболических процессов в клетках белой крови обследуемых студентов. Целью работы явилось изучение состояния энергопродукции клеток белой крови в динамике учебного года и ее коррекция у студентов медицинского вуза Европейского Севера. У студентов-северян в процессе учебного года в лимфоцитах периферической крови цитохимическим методом определяли активность митохондриальной сукцинатдегидрогеназы (СДГ), глутаматдегидрогеназы (ГДГ). Ферментный статус лимфоцитов характеризовали 5-ю параметрами: средним количеством гранул в одной клетке, разнородностью клеток, уравновешенностью количества клеток с различной активностью, достаточностью клеток с типичной активностью фермента и разнообразием клеток по энзиматической активности. В нейтрофилах определяли активность кислой и щелочной фосфатазы (КФ, ЩФ). Полученные исследования показали снижение активности СДГ, разнообразия клеток по энзиматической активности, повышение их разнородности в декабре, по сравнению с началом учебного года (сентябрь-контроль), но компенсаторное увеличение резерва клеток с типичной активностью в ядре популяции. Средняя активность ГДГ оставалась на уровне контроля. В то же время увеличилась активность ЩФ и оставался высоким уровень активности КФ. В феврале, начале весеннего семестра, активность СДГ возрастала по сравнению с контролем, повышалось разнообразие клеток по активности фермента и, увеличивался резерв клеток с типичной активностью в ядре популяции. В то же время активность ГДГ падала, уменьшалось разнообразие клеток, но сохранялась некоторая тенденция к увеличению резерва клеток в ядре популяции; уменьшалась активность фосфатаз. В мае отмечалось снижение активности СДГ, разнообразия клеток по энзиматической активности, увеличение их разнородности и уравновешенности с уменьшением резерва клеток, одновременно увеличивалась активность ГДГ, разнообразие клеток, но уменьшался резерв клеток с типичной активностью; активность фосфатаз при этом возрастала. В периоды психоэмоционального напряжения - экзаменационные сессии - наблюдали повышение активности СДГ, ГДГ, возрастало разнообразие клеток, но падал резерв клеток с типичной активностью. Летом наблюдалось падение активности СДГ и Г ДГ, но внутри структуры популяции происходила компенсация за счет накопления клеток с высокой активностью. Активность ЩФ повышалась, а активность КФ сохранялась на уровне июня после экзаменов. Результаты исследований оценки ферментного профиля клеток белой крови показали, что как митохондриальные, так и лизосомальные ферменты имеют различную активность в зависимости от интенсивности нагрузок в динамике учебного года, времени года и действия дестабилизирующих факторов окружающей среды. Это проявляется различной направленностью энергетических процессов, происходящих внутри клеток, что приводит к некоторой дезорганизации цикла Кребса, явлениям биоэнергетической гипоксии и включением адаптивных изменений на уровне клеточного метаболизма с экономизацией расхода энергии для поддержания гомеостаза [5]. Профилактическое применение метаболита-глицина оказывает положительный эффект на процессы энергопродукции, психологический статус студента, что повышает резервы адаптации, оптимизирует процесс обучения и расширяет возможности эффективности оздоровительных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н.А., Жвавый Н.Ф., Ананьев В.Н. Адаптация человека к условиям Крайнего Севере (Экологофизиологические механизмы). - М. Крук. 1998. - 236 с.
Материалы1 X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
2. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей и риск развития заболеваний. - М. Медицина. 1997. -236 с.
3. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М. Наука. 1981. - 278 с.
4. Нарциссов Р.П. Прогностические возможности клинической цитохимии. // Советская педиатрия. - 1984. - С. 267-294.
5. Поборский А.Н. Состояние клеточной энергопродукции и ее оптимизация у детей в начальный период обучения в неблагоприятных условиях среды. // Экология человека. - 2005. - №9. - С. 32-35.
6. Чугунова О.Л., Сухоруков В.С., Казанцева И.А. и др. Метаболическая коррекция нарушений клеточного энергообмена у детей с задержкой внутриутробного развития в неонатальном периоде. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2008. - №2. - С. 13-18.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.
25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.
26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
SOME FEATURES OF BIOENERGETIC HYPOXIA AND ITS CORRECTION IN STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN EUROPEAN NORTH
S.N. Ignatieva
Northern State Medical University. Arkhangelsk. 163061. Troitsky st 51.Pathophysiology faculty
The work has been dedicated to studying of cell energy metabolism state in students of the Medical University in the European North. The studies have shown a difference in the level of supply of cells with energy in the students in the dynamics of the academic year, which determined functional and adaptation of their organisms. Preventive application of glycine metabolite made positive impact on processes of energy production, the student's psychological status what optimizes their organisms' adaptation reactions.
Key words. Students, succinic dehydrogenase, bioenergetic hypoxia, energy metabolism.
Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва