Петров Игорь Валентинович Балабанов Андрей Александрович
Отдельные направления правового обеспечения экономической безопасности в сфере противодействия коррупции и теневой экономике
Рассматриваются проблемы регламентации обеспечения экономической безопасности в сфере противодействия коррупции и теневой экономике. Раскрываются основные категории в изучаемой области, предлагаются рекомендации по ликвидации и ослаблению исследованных негативных явлений.
Ключевые слова: экономическая безопасность, противодействие, коррупция, теневая экономика, правовое регулирование.
Certain directions of legal provision of economic security in the sphere of anti-corruption and shadow economy
The article examines the problems of legal regulation of ensuring economic security in the field of combating corruption and the shadow economy. The author discloses the main categories in the area under study, offers recommendations for the elimination and weakening of these negative phenomena.
Keywords: economic security, counteraction, corruption, shadow economy, legal regulation.
Проблемы борьбы с коррупцией и теневой экономикой присущи как России, так и всему мировому сообществу. Однако, несмотря на высокую актуальность данных проблем, понятийный аппарат, характеризующий сферу обеспечения экономической безопасности, противодействия коррупции и теневой экономике, в настоящее время отличается высокой степенью неопределенности. Нормативная база, регламентирующая данную область общественных отношений, представляется неполной, а иногда и противоречивой. Данные обстоятельства свидетельствуют о значимости исследований указанной проблематики.
Термин «коррупция» произошел от латинского слова «соггирйо», в буквальном смысле обозначающего порчу, подкуп [1, с. 266].
В ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» [2] дается законодательное определение коррупции, в котором, по сути, лишь приведен ряд противоправных деяний, таких как злоупотребление служебным положением, взяточничество, злоупотребление полномочиями и др.
Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы [3] называет критерии противодействия коррупции, снижения или устранения ее последствий. Представленные в нем мероприятия классифицированы по 16 направлениям. По сути это поручения органам власти субъектов РФ, местного самоуправления, которые направлены на восполнение существующих законодательных пробелов.
Опасность коррупции проявляется по-разному. В частности, возникает угроза для эффективной государственной политики, возможность коррупционных отношений влечет за собой фактическую зависимость граждан от произвола органов государственной власти, укоренение в сознании народа отрицательного образа политического управления [4, с. 73].
Негативное влияние на экономическую систему проявляется в ограничении свободы конкуренции, снижении уровня собираемости налогов, росте теневой экономики [5].
В социальной сфере коррупция создает «двойной стандарт» норм морали, когда положение конкретного человека в обществе оценивается деньгами, а его значимость напрямую зависит от размера материального состояния.
Классификацию коррупционных проявлений можно проводить по самым различным критериям. Возможно деление таких проявлений в зависимости от сферы проникновения: исполнительная и законодательная власть; правоохранительные органы; сферы образования, здравоохранения и т.д. В зависимости от места коррупционера в иерархии власти выделяются коррупция в высших эшелонах власти и низовая коррупция. Еще один критерий классификации - степень общественной опасности: коррупционные проступки (например, конфликт интересов) и коррупционные преступления (получение взятки). Также проводится классификация в зависимости от построения коррупционных связей («вертикальная», «горизон-
84
тальная»); от сферы общественных отношений (политическая, кадровая, экономическая) и др.
Существуют определенные механизмы борьбы с коррупцией. В первую очередь они обеспечиваются уголовно-правовыми средствами. Анализ содержания диспозиций Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ) [6] позволяет сделать вывод, что противоправные деяния определяются в основном двумя терминами - «подкуп» и «взятка». При этом нормы, регламентирующие понятие «подкуп» и связанные с ним деяния, находятся в разных главах УК РФ.
Определение преступлений коррупционной направленности было сформулировано Генеральной прокуратурой России и МВД России в специальном указании о создания статистической отчетности [7]. Реализация приведенных в нем перечней в практической деятельности правоохранительных органов является обязательной. В перечне № 23 названы преступные деяния, относящиеся к нему без дополнительных условий, затем идут деяния, которые включаются в перечень при наличии определенных условий.
Правовым средством борьбы с коррупцией можно считать антикоррупционное декларирование, т.е. предусмотренную законом деятельность определенных субъектов, которые обязаны предоставить сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, причем не только личных, но и близких родственников (супруги (супруга), несовершеннолетних детей). Помимо этого, регламентировано урегулирование конфликта интересов.
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» установлена обязанность формулировать и принимать меры по пресечению исследуемого негативного явления (ч. 1 ст. 13.3). Для этого разработаны специальные Методические рекомендации, утвержденные Министерством труда РФ 8 ноября 2013 г. [8].
Стоит обратить внимание и на коллизии норм. Так, в ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» разъясняется понятие личной заинтересованности служащего, предполагающей возможность получения при выполнении должностных (служебных) обязанностей денег, иного имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав.
Помимо этого, в ст. 290.2 УК РФ регламентирована уголовная ответственность за мелкое взяточничество, которое представляет собой взятку в пределах не более 10 тыс. рублей.
В ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [9] определяется понятие «обычные подарки» (в пределах 3 тыс. рублей). Положения подп. 3 п. 1 допускают возможность получения таких подарков субъектами, замещающими государственные
должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России в связи с их должностным статусом. Аналогичные правила касаются и работников образовательных и медицинских организаций, а также организаций, которые предоставляют социальные услуги, аналогичных организаций, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если дарение осуществляется гражданами, которые находятся в них на лечении, содержании, воспитании, либо их родственниками (подп. 2).
В плане устранения коллизий требуется исключить возможность получения подарков субъектами, названными в подп. 2 и 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ.
Несмотря на принимаемые государством меры, коррупция по-прежнему существенно затрудняет нормальное функционирование общественных механизмов. Так, в 2018 г., по данным статистики, было совершено 30495 преступлений коррупционной направленности, что на 2,9% больше, чем в предыдущем году (29634). В 2019 г. зарегистрировано 30991 такое преступление (+1,6%). При этом уголовное преследование осуществлялось в отношении 15773 лиц (в 2017 г. - 15940, в 2018 г. - 15908). Отмечается рост преступлений, которые были совершены в крупном, особо крупном размерах либо причинили особо крупный ущерб (в 2017 г. - 5136, в 2018 г. - 5365, в 2019 г. - 5408) [10, с. 34].
Коррупционные проявления зачастую имеют форму криминального предпринимательства, которое порождает теневую экономику. По данным экспертов, теневая экономика в валовом национальном продукте РФ составляет от 30 до 50%. В свою очередь, правоохранительные органы выявляют не более 1-2% реальных общественно опасных деяний. При этом правосудию подвергается достаточно небольшое количество граждан, которым далеко не всегда определяется реальное уголовное наказание. Можно заметить, что коррупция становится скорее правилом, а не исключением, включая представителей политической, правящей и экономической элиты [4].
Традиционно в отечественной доктрине рассматривают теневую экономику как угрозу экономической безопасности. Подобный вывод делается исходя из положений Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [11]. В средствах массовой информации, научных трудах указанный термин стал активно употребляться в 90-х гг. XX в., при этом обычно в качестве синонимов «теневой» использовались «подпольная», «криминальная», «черная», «нелегальная» и т.п. [12].
Отличительными признаками теневой экономики можно считать объем, способы, сред-
85
ства реализации, степень социально-правового контроля.
Рассматриваемое понятие предполагает запрещенные законом виды деятельности, среди которых наибольшую угрозу составляют такие, как изготовление и торговля наркотиками, оружием, алкоголем и табачными изделиями, контрабанда, работорговля и т.п. [13].
Можно назвать основные причины, которые позволяют существовать теневой экономике:
финансово-экономические: проблемы в налоговой системе, присвоение бюджетных средств и т.п.;
юридические: недостатки и коллизии отечественных правовых норм, незначительная защищенность предпринимательства от внешних вмешательств;
административные: сложные бюрократические процедуры, слабая разработанность вопросов обращения граждан, незначительная ответственность сотрудников органов государственной власти;
общественно-политические: неустойчивость рынка, деградация культуры нации, которая реализуется в предоставлении незаконных подарков за услуги сотрудников бюджетных учреждений; низкий уровень социальных благ;
социальные: высокая степень безработицы, низкая оплата труда.
Для эффективного противодействия теневой экономике целесообразно осуществлять действия по ее нивелированию с помощью релевантной системы экономической безопасности:
активнее проводить работу по выявлению и пресечению правонарушений в исследуемой сфере, преступных деяний коррупционной направленности;
1. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2017.
2. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273 (в ред. от 31 июля 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 2008. № 52, ч. 1. Ст. 6228.
3. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы: указ Президента РФ от 16 авг. 2021 г. № 478 // Собр. законодательства РФ. 2021. № 34. Ст. 6170.
4. Орловская М.А., Панина С.А. Обеспечение экономической безопасности в системе общегосударственных мер противодействия коррупции // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 73-78.
5. Данилов Д. Б. Специфика процесса доказывания по делам об административных правонарушениях за незаконное использование товарного знака // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2011. № 6. С. 142-145.
согласовывать взаимодействие правоохранительных органов с предпринимательской сферой;
проводить мероприятия по актуализации нормативной базы, внедрению антикоррупционных стандартов, созданию системы экономических санкций для субъектов предпринимательства, которые осуществляют незаконную деятельность, совершенствованию деятельности по статистическому и бухгалтерскому учету;
в Стратегии экономической безопасности РФ необходимо определить конкретные антикоррупционные требования, сроки проведения антикоррупционных мероприятий, ответственных лиц, что позволит заменить лозунги реальным механизмом в борьбе с теневой экономикой;
необходимо уделить внимание формированию корпоративной культуры, при которой деятельность в теневом секторе будет считаться недопустимой.
Исходя из сложного характера названных негативных явлений алгоритм противодействия теневой экономике в каждом конкретном регионе должен включать следующие элементы: информационное обеспечение как систему оперативно-розыскных мероприятий по сбору и анализу сведений, которые обусловливают оперативную обстановку на определенном объекте; анализ и мониторинг теневой экономики в расследовании экономических общественно опасных деяний.
Возникла настоятельная необходимость в проведении эффективной антикоррупционной экспертизы как действующего, так и проектируемого законодательства для устранения неопределенностей, которые могут повлечь за собой рост коррупции среди представителей государственной власти и субъектов предпринимательства.
1. Large legal encyclopedic dictionary. Moscow, 2017.
2. On Combating Corruption: fed. law d.d. Dec. 25, 2008 No. 273 (as amended on July 31, 2020) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2008. No. 52, pt. 1. Art. 6228.
3. On the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024: decree of the President of the Russian Federation d.d. Aug. 16, 2021 No. 478 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2021. No. 34. Art. 6170.
4. Orlovskaya, M.A., Panina, S.A. Ensuring economic security in the system of national anticorruption measures // Problems of economics and legal practice. 2018. No. 6. P. 73-78.
5. Danilov, D.B. Specificity of process of proving on affairs about administrative offences for illegal use of a trade mark // Bulletin of the Saratov State Law Academy 2011. № 6. P. 142-145.
6. The Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996 No. 63-FL (as amended on
86
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 5 апр. 2021 г.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
7. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности [Электронный ресурс]: указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 1 февр. 2016 г. № 65/11/1. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71231728/
8. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции [Электронный ресурс]: утв. Министерством труда РФ 8 нояб. 2013 г. URL: https:// base.garant.ru/70499600/
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
10. Майстренко Г. А. Противодействие коррупции в России: правовое регулирование // Образование и право. 2020. № 9. С. 32-36.
11. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собр. законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
12. Экономическая безопасность. Экономико-правовое обеспечение: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» / А. С. Молчан, И. В. Петров, Е.В. Королюк [и др.]. М., 2020.
13. Петров И. В. Теневая экономика как угроза устойчивого экономического роста // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2020. С. 85-89.
Apr. 5, 2021) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. No. 25. Art. 2954.
7. On the introduction of the lists of articles of the Criminal Code of the Russian Federation used in the formation of statistical reporting [Electronic resource]: instruction of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. Febr. 1, 2016 No. 65/11/1. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71231728/
8. Guidelines for the development and adoption by organizations of measures to prevent and combat corruption [Electronic resource]: approved by the Ministry of Labor of the Russian Federation on Nov. 8, 2013. URL: https://base.garant. ru/70499600/
9. The Civil Code of the Russian Federation (part two) d.d. Jan. 26, 1996 No. 14-FL (as amended on July 1, 2021) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. No. 5. Art. 410.
10. Maistrenko, G.A. Anti-Corruption in Russia: legal regulation // Education and law. 2020. No. 9. P. 32-36.
11. On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the Period until 2030: decree of the President of the Russian Federation d.d. May 13, 2017 No. 208 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2017. No. 20. Art. 2902.
12. Economic security. Economic and legal support: textbook for university students studying in the specialty "Economic Security" /A.S. Molchan, I.V. Petrov, E.V. Korolyuk[etal.]. Moscow, 2020.
13. Petrov, I.V. Shadow economy as a threat to sustainable economic growth // Actual problems of economic sciences: proc. of the III Intern. sci. and practical conf. Krasnodar, 2020. P. 85-89.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Петров Игорь Валентинович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности Кубанского государственного технологического университета; e-mail: p474@yandex.ru;
Балабанов Андрей Александрович, главный эксперт ЭКЦ МВД по Республике Крым; e-mail: expert_7679@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
I.V. Petrov, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economic Security, Kuban State Technological University; e-mail: p474@yandex.ru;
A.A. Balabanov, Chief Expert of the Forensic Center of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Crimea; e-mail: expert_7679@mail.ru
87