Педагогика
УДК 372.851
Алексеева Елена Евгеньевна
Elena Alekseeva
ОТДЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ»
PARTICULAR CONCEPTS OF CREATIV MATHEMETICAL TRAINING INTRODUCTION IN UNIVERSITIES BY EXAMPLE OF 'NUMERICAL SERIES' UNIT
Представлены разработанные автором от- The article is focused on particufor concepts of дельные концептуальные положения креативно creative mathematical training in university, developed ориентированной математической подготовки в by the author (by example of'Numerical Series’ unit) вузе на примере раздела «Числовые ряды»
Ключевые слова: креативная образовательная среда Key words: creative educational environment in instttutions
в вузе, творческий стиль педагогической деятельно- of higher learning, creative style of pedagogical activity, a
сти, креативная направленность курса высшей мате- creative orientation of higher mathematics course
матики
Теоретическим фундаментом предло-женных в статье отдельных концепту -альных положений является разработанная К.Г. Кречетниковым концепция проектирования креативной образовательной среды вуза. Она создает условия для перехода от образования в форме воздействия с целью обучения к образованию в форме самообучения, самовоспитания, творческого саморазвития личности обучающегося [3].
Цель данной научной статьи - оценить значение курса высшей математики на примере раздела «Числовые ряды» с креативной точки зрения и обосновать соответствующие теоретические положения о месте и роли курса числовых рядов в математическом анализе и
математики в целом. И на основе полученных оценок и обоснований разработать целостные концептуальные предложения по созданию креативно ориентированной направленности курса высшей математики.
Исследуя вопрос о креативной направленности курса высшей математики вообще и курса числовых рядов, в частности, нельзя пройти мимо целевых установок, поскольку цели обучения - доминирующий компонент методической системы обучения на любом уровне.
Целью функционирования креативной среды обучения в вузе является создание условий, максимально благоприятных для удовлетворения потребностей самоактуализации
каждой личности, подготовки высококультурных, нравственно устойчивых высококвалифицированных кадров, способных самостоятельно и компетентно решать задачи управления людьми и техникой, быстро ориентирующихся в самых сложных ситуациях.
Проанализируем, как соотносятся цели обучения высшей математике студентов вузов с возможностями курса числовых рядов, взяв за основу структуру целей, предложенную А.Г. Мордковичем [4]:
1) воспитание научного мировоззрения и осознания гуманитарного потенциала математического курса;
2) формирование достаточного для буду -щей профессиональной деятельности уровня математических знаний, умений и навыков, что обеспечивается преемственностью знаний в высшей математике вообще и разделе курса «Числовые ряды», в частности;
3) формирование достаточно высокого уровня математического мышления, характе-ризующегося степенью обширности знаний, межсистемных понятий, творческих способов их усвоения и применения;
4) достаточного опыта математической деятельности. Математическая деятельность
включает самостоятельное применение полученных знаний и методов для решения различных задач практики, умение преобразовывать научный материал в учебный, умение преобразовать фрагмент научной теории во фрагмент учебной дисциплины. Это активно реализуется в разделе «Числовые ряды» как в теоретической части, так и с помощью разно -образных задач практического и межпредметного содержания;
5) формирование достаточно высокого уровня математической культуры. На примере раздела «Числовые ряды» у студентов формируют умение выбрать правильное соотно-шение между содержанием и формой, между строгостью и наглядностью, умение выбрать уровень строгости и полноты изложения адекватно целям и задачам обучения. Но главное -это владение математическим языком как
элементом общей культуры человека;
6) формирование интереса к математике, развитие математических способностей. В этом отношении курс «Числовые ряды» представляет собой благоприятную почву.
Одним из непременных условий создания креативной среды обучения является положение о том, что основу построения математического курса в вузе должно составлять объединение общенаучной и методической линий -принцип бинарности, позволяющий студенту освобождаться от психологических «зажимов», приобретенных нередко еще в средней школе. На материале курса числовых рядов можно реализовать следующие компоненты креативной среды изучения математического курса вуза:
- мотивация учения с усилением эмоцио -нального фона путем продуманного подбора серии лекций, формализации определений, которые приводят к новой для студентов математической модели - числовому ряду;
- пропедевтика путем выделения число -вых рядов во многих разделах курса математического анализа;
- прямое и косвенное обучение студентов принципам дидактики;
- обучение студентов реализации преемственности знаний, т.е. правильному пониманию внутренних и межпредметных связей.
С учётом изложенного особое внимание привлекает понятие «творческий стиль педагогической деятельности» [5] как основа исследовательской деятельности педагога.
Творческий стиль педагогической деятельности характерен устойчивой направленностью на творчество, способностью не только порождать идеи, но и успешно их воплощать в практической деятельности. Если результатом практической деятельности педагога является обучение и воспитание человека, то результатом этой деятельности являются знания и умения обучаемого, которые фиксируются в виде законов, принципов, правил и методов, усвоенных в процессе учения.
Глубина и взаимосвязанность полученно-
го знания в школе, техникуме, вузе влияет на интерес к дальнейшему обучению или отсутствие такового. Каждый предмет, а особенно математика, оперирующая сугубо формальными, в высшей степени абстрактными категориями, имеет много тонких понятий. Методические просчёты и неувязки около этих тонких понятий зачастую уничтожают интерес к учёбе и веру в собственные силы.
Формирование креативно ориентированной математической подготовки и преемственности знаний повышает интерес к предмету, а использование средств и методов, стимулирующих творчество при выполнении заданий, повышает самооценку обучающегося.
Активное формирование эмоционально -ценностных отношений к знаниям студентов ведет к расширению познавательной, творческой, развивающей деятельности.
Изложенная система взглядов на процессы и явления позволила разработать гене -ральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении креативной направленности курса математики в вузе. Прежде всего, на первый план мы выдвигаем идею самореализации связи конкретного курса высшей математики с соответствующим школьным предметом - принцип ведущей идеи. Этот принцип учитывает и тот факт, что опыт, навыки и знания, обуславливая полноту восприятия обучаемого, предвосхищают получаемую информацию в каждом познавательном акте. [1]. Отсюда рождается отношение к знанию как личностно-значимой ценности, что значительно минимизирует неожиданные внешние влияния и максимизирует альтернативные возможности самопознания и самоутверждения, готовность к самостоятельному, творческому применению знаний в учебной и далее в профессиональной деятельности. Тем самым реализация данного принципа благотворно влияет и на уровень усвоения студентами по -лученных знаний и на развитие их интеллекта.
Таким образом, анализируя креативную направленность курса высшей математики на примере раздела «Числовые ряды» в вузе, раскроем разработанную автором общую концепцию курса, логически вытекающую из всего сказанного. В концентрированном виде она представляет собой совокупность нескольких положений.
Раздел «Числовые ряды» рассматривается не только и не столько как определенная порция новой информации, сколько как носитель гуманитарного потенциала математики, способствующий стимулированию ценностного отношения к изучаемым знаниям и методам их применения, расширению жизненного опыта восприятия знаний в единстве с их приложениями.
Раздел «Числовые ряды» рассматривается не как отдельный, самостоятельный курс, а как раздел математического анализа во всех его многообразиях и взаимосвязях.
В курсе математического анализа следует выделить содержательно-методическую линию числовых рядов.
В постановке самого раздела «Числовые ряды» следует органически сочетать содержательно -гуманитарный и абстрактно-теоретический уровни, что является системо-обра-зующим фактором создания креативно ориентированной математической подготовки.
Первый уровень предполагает содержательную трактовку понятий, использование генетических определений и методов доказательств , локально логическую организацию материала, широкое привлечение правдопо-добных рассуждений, повышенное внимание к прикладным аспектам.
Второй уровень предполагает изучение учебного предмета как замкнутой в себе области знаний со своим кругом абстрактных по -нятий, специфическим языком, арсеналом утонченных средств доказательных рассуждений.
_______________________________Литература
1. Алексеева, Е.Е. Креативно ориентирован- графия [Текст] / Е.Е. Алексеева; БГА РФ, Кали-ная математическая подготовка в вузе: моно- нинград, 2006. - 158 с.
2. Алексеева, Е.Е. Реализация креативной направленности курса «Числовые ряды» в учебном процессе вуза: монография ¡Текст] / Е.Е. Алексеева; БГА РФ, Калининград, 2006. - 115 с.
3. Кречетников, КГ. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: автореф. дисс... д-ра пед. наук: Спец.13.00.08 / К.Г. Кречет-
Коротко об авторе________________________________
Алексеева Е.Е., канд. пед. наук, доцент кафедры высшей математики, БГА РФ тел.: 94012453444
Научные интересы: методика преподавания математики в вузе
ников; Ярославль, 2003. - 40 с.
4. Мордкович, А.Г. Профессионально -педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом инсти-туте:дис... /А.Г. Мордкович. - М., 1986. - 355с.
5. Педагогика. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.
___________________________________Briefly about author
E. Alekseeva, associate professor, department of higher mathematics, BSA
Research interests: methods of teaching of mathematics in institutions of higher learning