Научная статья на тему 'Отдельные концептуальные положения создания креативно ориентированной математической подготовки в вузе на примере раздела «Числовые ряды»'

Отдельные концептуальные положения создания креативно ориентированной математической подготовки в вузе на примере раздела «Числовые ряды» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ВУЗЕ / ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРЕАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ / CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN INSTITUTIONS OF HIGHER LEARNING / CREATIVE STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / A CREATIVE ORIENTATION OF HIGHER MATHEMATICS COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Елена Евгеньевна

Представлены разработанные автором отдельные концептуальные положения креативно ориентированной математической подготовки в вузе на примере раздела «Числовые ряды»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particular Concepts of Creativ Mathemetical Training Introduction in Universities by Example of 'Numerical Series' Unit

The article is focused on particular concepts of creative mathematical training in university, developed by the author (by example of 'Numerical Series' unit)

Текст научной работы на тему «Отдельные концептуальные положения создания креативно ориентированной математической подготовки в вузе на примере раздела «Числовые ряды»»

Педагогика

УДК 372.851

Алексеева Елена Евгеньевна

Elena Alekseeva

ОТДЕЛЬНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ»

PARTICULAR CONCEPTS OF CREATIV MATHEMETICAL TRAINING INTRODUCTION IN UNIVERSITIES BY EXAMPLE OF 'NUMERICAL SERIES' UNIT

Представлены разработанные автором от- The article is focused on particufor concepts of дельные концептуальные положения креативно creative mathematical training in university, developed ориентированной математической подготовки в by the author (by example of'Numerical Series’ unit) вузе на примере раздела «Числовые ряды»

Ключевые слова: креативная образовательная среда Key words: creative educational environment in instttutions

в вузе, творческий стиль педагогической деятельно- of higher learning, creative style of pedagogical activity, a

сти, креативная направленность курса высшей мате- creative orientation of higher mathematics course

матики

Теоретическим фундаментом предло-женных в статье отдельных концепту -альных положений является разработанная К.Г. Кречетниковым концепция проектирования креативной образовательной среды вуза. Она создает условия для перехода от образования в форме воздействия с целью обучения к образованию в форме самообучения, самовоспитания, творческого саморазвития личности обучающегося [3].

Цель данной научной статьи - оценить значение курса высшей математики на примере раздела «Числовые ряды» с креативной точки зрения и обосновать соответствующие теоретические положения о месте и роли курса числовых рядов в математическом анализе и

математики в целом. И на основе полученных оценок и обоснований разработать целостные концептуальные предложения по созданию креативно ориентированной направленности курса высшей математики.

Исследуя вопрос о креативной направленности курса высшей математики вообще и курса числовых рядов, в частности, нельзя пройти мимо целевых установок, поскольку цели обучения - доминирующий компонент методической системы обучения на любом уровне.

Целью функционирования креативной среды обучения в вузе является создание условий, максимально благоприятных для удовлетворения потребностей самоактуализации

каждой личности, подготовки высококультурных, нравственно устойчивых высококвалифицированных кадров, способных самостоятельно и компетентно решать задачи управления людьми и техникой, быстро ориентирующихся в самых сложных ситуациях.

Проанализируем, как соотносятся цели обучения высшей математике студентов вузов с возможностями курса числовых рядов, взяв за основу структуру целей, предложенную А.Г. Мордковичем [4]:

1) воспитание научного мировоззрения и осознания гуманитарного потенциала математического курса;

2) формирование достаточного для буду -щей профессиональной деятельности уровня математических знаний, умений и навыков, что обеспечивается преемственностью знаний в высшей математике вообще и разделе курса «Числовые ряды», в частности;

3) формирование достаточно высокого уровня математического мышления, характе-ризующегося степенью обширности знаний, межсистемных понятий, творческих способов их усвоения и применения;

4) достаточного опыта математической деятельности. Математическая деятельность

включает самостоятельное применение полученных знаний и методов для решения различных задач практики, умение преобразовывать научный материал в учебный, умение преобразовать фрагмент научной теории во фрагмент учебной дисциплины. Это активно реализуется в разделе «Числовые ряды» как в теоретической части, так и с помощью разно -образных задач практического и межпредметного содержания;

5) формирование достаточно высокого уровня математической культуры. На примере раздела «Числовые ряды» у студентов формируют умение выбрать правильное соотно-шение между содержанием и формой, между строгостью и наглядностью, умение выбрать уровень строгости и полноты изложения адекватно целям и задачам обучения. Но главное -это владение математическим языком как

элементом общей культуры человека;

6) формирование интереса к математике, развитие математических способностей. В этом отношении курс «Числовые ряды» представляет собой благоприятную почву.

Одним из непременных условий создания креативной среды обучения является положение о том, что основу построения математического курса в вузе должно составлять объединение общенаучной и методической линий -принцип бинарности, позволяющий студенту освобождаться от психологических «зажимов», приобретенных нередко еще в средней школе. На материале курса числовых рядов можно реализовать следующие компоненты креативной среды изучения математического курса вуза:

- мотивация учения с усилением эмоцио -нального фона путем продуманного подбора серии лекций, формализации определений, которые приводят к новой для студентов математической модели - числовому ряду;

- пропедевтика путем выделения число -вых рядов во многих разделах курса математического анализа;

- прямое и косвенное обучение студентов принципам дидактики;

- обучение студентов реализации преемственности знаний, т.е. правильному пониманию внутренних и межпредметных связей.

С учётом изложенного особое внимание привлекает понятие «творческий стиль педагогической деятельности» [5] как основа исследовательской деятельности педагога.

Творческий стиль педагогической деятельности характерен устойчивой направленностью на творчество, способностью не только порождать идеи, но и успешно их воплощать в практической деятельности. Если результатом практической деятельности педагога является обучение и воспитание человека, то результатом этой деятельности являются знания и умения обучаемого, которые фиксируются в виде законов, принципов, правил и методов, усвоенных в процессе учения.

Глубина и взаимосвязанность полученно-

го знания в школе, техникуме, вузе влияет на интерес к дальнейшему обучению или отсутствие такового. Каждый предмет, а особенно математика, оперирующая сугубо формальными, в высшей степени абстрактными категориями, имеет много тонких понятий. Методические просчёты и неувязки около этих тонких понятий зачастую уничтожают интерес к учёбе и веру в собственные силы.

Формирование креативно ориентированной математической подготовки и преемственности знаний повышает интерес к предмету, а использование средств и методов, стимулирующих творчество при выполнении заданий, повышает самооценку обучающегося.

Активное формирование эмоционально -ценностных отношений к знаниям студентов ведет к расширению познавательной, творческой, развивающей деятельности.

Изложенная система взглядов на процессы и явления позволила разработать гене -ральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении креативной направленности курса математики в вузе. Прежде всего, на первый план мы выдвигаем идею самореализации связи конкретного курса высшей математики с соответствующим школьным предметом - принцип ведущей идеи. Этот принцип учитывает и тот факт, что опыт, навыки и знания, обуславливая полноту восприятия обучаемого, предвосхищают получаемую информацию в каждом познавательном акте. [1]. Отсюда рождается отношение к знанию как личностно-значимой ценности, что значительно минимизирует неожиданные внешние влияния и максимизирует альтернативные возможности самопознания и самоутверждения, готовность к самостоятельному, творческому применению знаний в учебной и далее в профессиональной деятельности. Тем самым реализация данного принципа благотворно влияет и на уровень усвоения студентами по -лученных знаний и на развитие их интеллекта.

Таким образом, анализируя креативную направленность курса высшей математики на примере раздела «Числовые ряды» в вузе, раскроем разработанную автором общую концепцию курса, логически вытекающую из всего сказанного. В концентрированном виде она представляет собой совокупность нескольких положений.

Раздел «Числовые ряды» рассматривается не только и не столько как определенная порция новой информации, сколько как носитель гуманитарного потенциала математики, способствующий стимулированию ценностного отношения к изучаемым знаниям и методам их применения, расширению жизненного опыта восприятия знаний в единстве с их приложениями.

Раздел «Числовые ряды» рассматривается не как отдельный, самостоятельный курс, а как раздел математического анализа во всех его многообразиях и взаимосвязях.

В курсе математического анализа следует выделить содержательно-методическую линию числовых рядов.

В постановке самого раздела «Числовые ряды» следует органически сочетать содержательно -гуманитарный и абстрактно-теоретический уровни, что является системо-обра-зующим фактором создания креативно ориентированной математической подготовки.

Первый уровень предполагает содержательную трактовку понятий, использование генетических определений и методов доказательств , локально логическую организацию материала, широкое привлечение правдопо-добных рассуждений, повышенное внимание к прикладным аспектам.

Второй уровень предполагает изучение учебного предмета как замкнутой в себе области знаний со своим кругом абстрактных по -нятий, специфическим языком, арсеналом утонченных средств доказательных рассуждений.

_______________________________Литература

1. Алексеева, Е.Е. Креативно ориентирован- графия [Текст] / Е.Е. Алексеева; БГА РФ, Кали-ная математическая подготовка в вузе: моно- нинград, 2006. - 158 с.

2. Алексеева, Е.Е. Реализация креативной направленности курса «Числовые ряды» в учебном процессе вуза: монография ¡Текст] / Е.Е. Алексеева; БГА РФ, Калининград, 2006. - 115 с.

3. Кречетников, КГ. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: автореф. дисс... д-ра пед. наук: Спец.13.00.08 / К.Г. Кречет-

Коротко об авторе________________________________

Алексеева Е.Е., канд. пед. наук, доцент кафедры высшей математики, БГА РФ тел.: 94012453444

Научные интересы: методика преподавания математики в вузе

ников; Ярославль, 2003. - 40 с.

4. Мордкович, А.Г. Профессионально -педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом инсти-туте:дис... /А.Г. Мордкович. - М., 1986. - 355с.

5. Педагогика. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.

___________________________________Briefly about author

E. Alekseeva, associate professor, department of higher mathematics, BSA

Research interests: methods of teaching of mathematics in institutions of higher learning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.