Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЯКУТОВ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЯКУТОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / якуты (саха) / шаманизм / правосознание / правовое государство / тюркские народы / философия права / history / Yakut (Sakha) people / shamanism / legal consciousness / rule of law state / Turkic people / philosophy of law

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Александр Михайлович

Настоящая работа является продолжением исследований правосознания тюркоязычных народов. Численность населения тюркских народностей, проживающих на территории современной России, по разным данным, колеблется от 12-13 млн. чел. до 15-16 млн. чел. Среди тюркского населения Сибири и Дальнего Востока самым многочисленным считается якутский народ. Настоящее исследование правосознания проводится на примере якутского народа. В предыдущих работах отмечалось, что на формирование правосознания влияют внешние и внутренние факторы. Возникает вопрос: до какой степени? Если носителем языка, как фактора формирования картины мировосприятия становятся ситуативно и этот фактор может меняться в течение жизни, то расовая принадлежность, например, не выбирается, но получается при рождении и остается постоянной характеристикой. Автор приводит дополнительные доводы для высказанной ранее мысли о том, что озвучиваемое иногда в литературе желание объединения всех тюркских народов в некую политическую общность должно учитывать факт, что единение политическое подразумевает единство картины мировосприятия, для формирования которой лишь чувства предполагаемого родства тюркских народов, основанного на выводах об определенных сходствах языка, может оказаться недостаточным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF YAKUT PEOPLE

This work is a continuation of the research of the legal consciousness of the Turkic-speaking peoples. The population of the Turkic peoples living on the territory of modern Russia, according to various sources, ranges from 12-13 million people to 15-16 million people. The Yakut people are considered the most numerous among the Turkic population of Siberia and the Far East. The present study of legal consciousness is conducted on the example of the Yakut people. In previous works, it was noted that the formation of legal consciousness is influenced by external and internal factors. The question arises: to what extent? If someone becomes a native speaker situationally, as a factor in the formation of a worldview picture, and this factor can change during one’s life, then race, for example, is not chosen, but it is received at birth and remains a constant characteristic. The author provides additional arguments for the previously expressed idea that the sometimes voiced desire to unite all Turkic peoples into a certain political community should take into account the fact that political unity implies a unity of worldview, for the formation of which only a sense of the supposed kinship of the Turkic peoples, based on conclusions about certain similarities of language, may be insufficient.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЯКУТОВ»

УДК 340.114.5

ОТДЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ПРАВОСОЗНАНИЯ ЯКУТОВ

Иванов Александр Михайлович

канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридической школы Дальневосточного федерального университета,

г. Владивосток Am i_25.07@bk. ru

SOME FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF YAKUT PEOPLE

Aleksandr M. Ivanov

Dr. of Law, Associate Professor of the Chair of Theory & History of State and Law,

Law School of FEFU, Russia, Vladivostok

АННОТАЦИЯ

Настоящая работа является продолжением исследований правосознания тюркоязычных народов. Численность населения тюркских народностей, проживающих на территории современной России, по разным данным, колеблется от 12-13 млн. чел. до 15-16 млн. чел. Среди тюркского населения Сибири и Дальнего Востока самым многочисленным считается якутский народ. Настоящее исследование правосознания проводится на примере якутского народа. В предыдущих работах отмечалось, что на формирование

правосознания влияют внешние и внутренние факторы. Возникает вопрос: до какой степени? Если носителем языка, как фактора формирования картины мировосприятия становятся ситуативно и этот фактор может меняться в течение жизни, то расовая принадлежность, например, не выбирается, но получается при рождении и остается постоянной характеристикой. Автор приводит дополнительные доводы для высказанной ранее мысли о том, что озвучиваемое иногда в литературе желание объединения всех тюркских народов в некую политическую общность должно учитывать факт, что единение политическое подразумевает единство картины мировосприятия, для формирования которой лишь чувства предполагаемого родства тюркских народов, основанного на выводах об определенных сходствах языка, может оказаться недостаточным.

ABSTRACT

This work is a continuation of the research of the legal consciousness of the Turkic-speaking peoples. The population of the Turkic peoples living on the territory of modern Russia, according to various sources, ranges from 12-13 million people to 15-16 million people. The Yakut people are considered the most numerous among the Turkic population of Siberia and the Far East. The present study of legal consciousness is conducted on the example of the Yakut people. In previous works, it was noted that the formation of legal consciousness is influenced by external and internal factors. The question arises: to what extent? If someone becomes a native speaker situationally, as a factor in the formation of a worldview picture, and this factor can change during one's life, then race, for example, is not chosen, but it is received at birth and remains a constant characteristic. The author provides additional arguments for the previously expressed idea that the sometimes voiced desire to unite all Turkic peoples into a certain political community should take into account the fact that political unity implies a unity of worldview, for the formation of which only a sense of the supposed kinship of the Turkic peoples, based on conclusions about certain similarities of language, may be insufficient.

Ключевые слова: история; якуты (саха); шаманизм; правосознание; правовое государство; тюркские народы; философия права.

Keywords: history; Yakut (Sakha) people; shamanism; legal consciousness; rule of law state; Turkic people; philosophy of law.

Настоящая работа является продолжением исследований правосознания тюркоязычных народов. В предыдущих наших работах нами отмечалось, что на формирование правосознания влияют внешние и внутренние факторы. В связи с небольшим объемом работы остановимся, для примера, на нескольких факторах, оказывавших в прошлом и оказывающих влияние на современное правосознание якутского народа.

Последовательное изложение материала о развитии правосознания того или иного народа логично начать с его прошлого. События и явления, происходившие в истории народа, запечатлеваются в его памяти и могут оказывать влияние в течение длительного периода.

Разные исследователи выделяют у якутов три этно-географические группы: центральные, вилюйские, северные [15,10]. Сотрудники Института медицинской генетики Томского научного центра СО РАМН предположили, что мужской генофонд якутов сложился на базе локального (эвенкийского) компонента, а тюркский язык был приобретен в результате культурного доминирования тюркоязычной элиты, не оставившей значительного следа в генофонде. Однако, по мнению С.А, Федоровой, сотрудники не приняли во внимание тот факт, что перекрывание спектра №-гаплотипов якутов и эвенков, рассматриваемое как предпосылка к выдвинутому ими предположению, может объясняться и обратным процессом, т.е. не только поглощением пришлых тюркоязычных мигрантов локальными племенами, но и ассимиляцией местных племен пришлыми [15, 10-11]. Происхождение некоторых западно-евразийских линий в генофонде якутского этноса, вероятно, связано с доэтническим этапом формирования якутов как отдельного народа - скифо-сибирским, последующим гунно-сарматским и древнетюркским временем. С.А. Федорова полагает, что 54

полученные ею данные соответствуют гипотезе о присутствии древнего европеоидного компонента в генофонде якутов, выдвинутой В.В.Фефеловой в 1990 г. [15,12].

По мнению выдающегося этнографа Г.В. Ксенофонтова, якуты представляют собой народ смешанного происхождения, включивший в себя три волны тюркоязычных переселенцев. Первое заселение якутами бассейна р. Вилюй началось в конце I в. н.э. Вторая волна переселения якутов на Среднюю Лену и в бассейн Вилюя из Прибайкалья наблюдалась в VI - VII вв. н.э. Наконец, последний этап переселения якутов произошел в XI -XII вв. в связи с усилением монгольских племен и полным вытеснением предков якутов с первоначального места проживания. Более поздние исследователи считают, что массовое переселение предков якутов на север началось с XIII в. [9; 15,12]. Обратим внимание на эту деталь: мнения расходятся, и основаны они на предположениях. Вместе с тем, смешанное происхождение неизбежно должно отразиться и на сложном характере формирующейся картины мировосприятия.

По мнению А.Н. Алексеева, в становлении генофонда якутского народа основную роль сыграло древнее палеоазиатское население Якутии, вероятнее всего, праюкагиры или же другие древние племена, этнонимы которых не сохранились [15,12]. В результате генетических исследований, С.А. Федорова приходит к выводу, что исторические предания якутов, согласно которым все якутские роды по мужской линии произошли от Эллэя, не лишены основания. Ибо, помимо результатов генетических изысканий, в течение столетий в памяти якутского народа легенды сохраняются неизменными, передаваясь из поколения в поколение с мельчайшими подробностями и феноменальной точностью, поэтому вероятность реального существования Эллэя не может быть исключена [15, 14].

Переведем взор на наше время. Д.Г. Брагина отмечает своеобразие нынешнего периода, что, благодаря образованию в мировоззрение людей казалось бы прочно вошло научное знание, тем более такая ситуация была характерна для недавних советских людей, изучавших атеизм, знакомых с 55

идеями марксистско-ленинской философии и идеологии. В постсоветский период с разрушением марксистско-ленинской идеологии в мировоззрение некоторой части людей [2] восстанавливается и постепенно входит религиозная составляющая. Современная философская мысль, как известно, считает, что научная картина мироздания не противоречит религии и не ослабляет религиозного восприятия мира, мало того научное знание цивилизованного человека и традиционные верования взаимно дополняют друг друга. В настоящее время СМИ играют не последнюю роль в обращении внимания людей к иррациональным, сверхъестественным явлениям. Среди читателей и телезрителей весьма популярны передачи и публикации о различных сверхъестественных существах, паранормальных явлениях и т.д. [2, 30]. Согласно традиционному мировоззрению якутов, человек является частью природы, а мир Вселенной может «познаваться в тех измерениях (категориях), в которых живет сам человек - время, пространство, движение, смерть, добро, зло и т.д. Все эти измерения, выделившись как отдельные понятия, складываются в единую систему, образующую картину мира и основу всей культуры...» [2,31].

В древнее время, «на протяжении веков при отсутствии письменности традиционный фольклор был важнейшей и почти единственной формой духовной жизни народа, отражающей мировоззрение, взгляды на природу и человеческое общество, основным средством просвещения и воспитания детей». В жанровой системе якутского фольклора центральное место занимает героический эпос - олонхо, провозглашенный в 2005 г. шедевром устного нематериального наследия человечества [2, 31]. В настоящее время в обрядах жизненного цикла и повседневной жизни якуты стараются придерживаться традиций,. традиционные базисные символы продолжают занимать важное место в менталитете якутов [2, 31].

По наблюдениям Д.Г. Брагиной, в настоящее время знание мифологии якутами приходит в основном через печатные издания и современные аудиовизуальные средства. «Мифологические персонажи олонхо., становясь 56

брендом Якутии, влияя на ее имидж, стали входить в мировоззрение якутов» [2, 32]. Мифы имеют назидательный характер и их назначение: «воспитание уважительного отношения к неизвестным людям, утверждение необходимости строгого соблюдения табу, запрещающего трогать огонь чужого рода», а также «требует неуклонного соблюдения норм обычного права, вместе с тем высмеиваются не-скромность и чванство. Народ всегда считал, что нельзя быть заносчивым и хвастливым. В частности, грешно считать себя самой красивой в мире, как это делала героиня мифа». Можно вполне согласиться с Д.Г. Брагиной, в том, что такие нравственные ориентиры традиционной культуры являются очень важными в воспитательном процессе не только для молодежи [2,32].

Хочется обратить внимание читателя на такое суждение. Основную базу для размышлений и выводов всех нынешних исследователей Якутии составляют труды Серошевского и Ксенофонтова. На чем основаны доводы Серошевского и Ксенофонтова? Периодизация расселения якутов, предлагаемая ими зиждется лишь на их предположении. Господствующая концепция опирается на распространяемое мнение о «приходе Русских в Сибирь и на Дальний Восток», и «начало освоения Русскими Сибири возводится чаще всего к 17-18 вв. Соответственно, «Русское влияние» на картину мировосприятия якутов, и через нее - на правосознание, начинается не ранее указанного периода. Эта концепция завоевания/ присоединения/ колонизации Россией территорий и народов Сибири и Дальнего востока не принимает во внимание, исключает заведомо мысль об исконном пребывании Русских на этих территориях и потому отказывает им в названии «коренной народ», со всеми вытекающими последствиями, между прочим, отражающимися и на государственном строительстве, и на международных отношениях, и на внутригосударственном спокойствии. Читатель может воспринимать такой тезис как «постановку вопроса»/ проблемы, которая является предметом наших дальнейших исследований. Мы - не берем Серошевского и пр. за основу, а лишь учитываем некоторые их взгляды. Сомнения в обоснованности выводов 57

Серошевского и Ксенофонтова усиливаются наличием «Посвящения к книге -Миддендорфу», тем самым указывает на «заказчика» истории России, и якутов, в том числе,.. от Миллера и Шлёцера...

Подвергнув сомнению официальную концепцию о периодизации истории якутов и «до-Русскости» / до «прихода Русских», не посягаем, однако, на некоторые факты, описываемые в трудах и выводы тех исследователей по оценке мировосприятия якутов на основе фольклорных данных и их собственных наблюдений.

Следующим фактором, оказавшим и оказывающим активное влияние на представление о справедливости, добре и зле являются культурные особенности народа. И здесь опять сталкиваемся с неосновательным утверждением об отсутствии Русских в Сибири и на Дальнем Востоке до 17- века. Д.Г. Брагина проводит эту мысль в своих трудах постоянно. «Существующее понятие саха эрдэххэ (когда мы были якутами) как системы традиционного мироощущения обычно относят к периоду, когда традиционное мировоззрение якутов еще не испытывало русского влияния. Это был до-русский период и время до массового крещения якутов. В последующем эволюция традиционного мировоззрения народа саха, как и многих других народов, в значительной мере была связана с распространением христианства. Логическая ошибка в умозаключении исследователя состоит в том, что «период начала влияния Русских» связывается с распространением христианства на якутов. Однако, понятие «Русский» и «христианство» не тождественны. Мы не отрицаем широко представленную точку зрения, согласно которой, православие у якутов носило в прошлом формальный характер и они «имели очень смутное представление о сущности христианства». Брагина Д.Г. отмечает, что «с самого начала православие как официальная религиозная идеология стремилось приспособить положения христианства к традиционным религиозным верованиям якутов. В последующем большинство якутов не отличало Христа от главы якутского пантеона светлых духов айыы - Юрюнг Айыы Тойона, а чертей христианского ада - от злых духов абааЪы. Этим обстоятельством Н.А. 58

Алексеев объясняет то, что во многих случаях якуты обращались к служителям православной церкви для «защиты» от злых духов и божеств, относившихся к исконно якутским культам» [2,32].

В постсоветский период идеологический вакуум стал заполняться духовными религиозными ценностями: происходит восстановление связей между культурой и религией, представители всех уровней власти стали открыто демонстрировать свою религиозную приверженность [2, 33]. Таким образом, современный «ренессанс» традиционализма облегчается тем, что в силу устойчивости этнического сознания якутов традиционные ценности и нормы, сохраняясь в трансформированном виде, не утратили полностью своего влияния к настоящему времени. Традиционное мировоззрение во многом определяет поведенческие стереотипы, которым следует в быту некоторая часть якутского населения. Современная этнокультурная ситуация позволяет утверждать, что в основе возрождения элементов традиционного мировоззрения якутов во многом лежит символ традиционной культуры [2, 34] - героический эпос (олонхо). В целом приверженность якутов к духовным истокам традиционной культуры является адаптационным механизмом для этноса к новым для них социальным условиям [2, 35].

В якутском фольклоре волшебная сказка занимает особое место. Она представляет собой один из популярных жанров народной сказки и тесно связана с героическим эпосом олонхо, в котором отражено древнее мифологическое мировоззрение народа саха. В настоящее время сказка как важная составляющая культуры народа саха сохранила особый этнический контекст религиозно-мифологических и философско-мировоззренческих представлений [11, 3]. И.А Худяковым олонхо и волшебные сказки были объединены в один жанр под названием олонхо (сказка): «Прежде всего, нужно помнить, что сказки составляют для якутов несомненную историческую истину. Они служат у них главным родом поэзии, главным средством просвещения, они идут рядом с их поверьями и обычаями, они по возможности осмысливают последние, они служат главным источником для объяснения всех явлений 59

жизни...» [11]. Герой якутской волшебной сказки достигает своей цели либо самостоятельно - своими силами, хитростью, умом, либо становится победителем с помощью чудесных предметов и помощников. Поэтому главных героев в якутской волшебной сказке можно подразделить на активных и пассивных, в зависимости от того, как они достигают поставленной цели [11, 19].

Важными факторами влияния на формирования миро- и правовосприятия являются политические и социальные факторы.

Официально, первая государственность у якутов появляется лишь в 1922 году, с образованием Якутской Автономной Республики. Республика Саха (Якутия), являясь одним из крупных субъектов Российской Федерации, расположена на Северо-Востоке Азии. На территории Якутии наблюдаются арктический, субарктический и резко континентальный типы климата. Многолетняя мерзлота занимает практически всю почвенную территорию Якутии: многолетнемерзлые породы охватывает сплошным панцирем всю территорию Центральной и Западной Якутии. Традиционными территориями обитания якутов - коренного населения Якутии - преимущественно остаются сельские улусы Центральной Якутии, и небольшая часть якутов живёт в северных улусах республики. Русские и представители других национальностей проживают преимущественно в городах и городских поселениях. Статистика показывает, что в конце XX и начале XXI вв. якуты составляют большинство в общей численности населения республики. По данным Всероссийской переписи 2010 г. основная масса якутов проживает на территории республики. В общей численности населения республики якуты составляют 49,9%, русские - 37,8%. Рост и распространение межнациональных браков и семей не влияет на численность якутов, так как при выборе своей национальности молодёжь из этих семей предпочитают принадлежность к якутской национальности [3]. В советское время государственная политика интернационализации, направленная на нивелирование национальных культур, подвергла значительной трансформации и традиционную культуру якутов. И, тем не менее, в силу 60

устойчивости этнического сознания традиционные ценности и нормы полностью не утратили своего влияния. У якутов данной ситуации во многом способствует и то, что они являются в основном сельскими жителями -носителями традиционных ценностей. Отметим, что окружающая природная среда во многом способствует формированию особенного северного менталитета современного якута [3].

Представляется, что компактность этнической среды проживания является важным фактором для оптимальной культурной и социальной самореализации якутского этноса. Такая особенность расселения подтверждает необходимость сохранения ресурсной базы развития этноса, традиционной системы его жизнеобеспечения. За советский период, как известно, возникло множество проблем, в том числе и духовно-нравственных. Поэтому в постсоветский период одним из возрожденческих направлений становится интерес якутского населения к так называемой традиции «ытык сирдэр» (священные земли), поддерживающей создание системы резервных территорий с гибким режимом природопользования и охраны. В настоящее время эта традиция поддерживается в ранге государственной экологической политики [3]. Важными факторами, стимулирующими национальное самосознание, послужили этническая легитимность государственности, компактность проживания, его этническая мобилизация в постсоветский период. Можно утверждать, что в настоящее время численность и расселение якутов способствуют стабильной устойчивости этнического самосознания. Брагина Д.Г. отмечает также, что позитивная этническая идентичность у якутов способствует росту толерантности этноса, установке на сохранение своей и других этнических культур [3].

В настоящее время национальная политика ориентирована на идею сохранения и развития гражданской общности якутов. Идея развития якутского этноса через возрождение ценностей традиционной культуры обсуждается общественностью республики и находит реализацию в этнокультурной сфере. В постсоветский период активно создаются различные общественные 61

организации и общества, в результате деятельности которых возрождается гражданское общество, начало которому было положено в двадцатые годы советской власти [3].

Что касается внутренних или субъективных факторов, влияющих на формирование правосознания, связанных с проявлением самовоспитания, воли и чувств отдельного человека, то для иллюстрации обратимся к опросам в отношении соблюдения законов, норм нравственности. Так, на вопрос, всегда ли вы соблюдаете законы, большинство респондентов ответили, что соблюдают законы в зависимости от обстоятельств - 55,3 %, всегда стараются соблюдать законы 27,1 %, практически не соблюдают 13,9 % опрошенных. Затруднились с ответом 3,7 %. Полученные данные подтверждают существование значительной по размеру группы респондентов, обладающей явными признаками деформации правового сознания и, безусловно, правового поведения. При этом почти каждый шестой молодой человек признался (и это принимая во внимание феномен социально приемлемых ответов), что «практически не соблюдает» законы [1, 2]. На вопрос, как часто Вам приходится нарушать нормы морали, совершать безнравственные поступки, большинство респондентов не нарушают вообще нормы морали и не совершают безнравственных поступков - 82,3 %. Вместе с тем 14,1 % все же нарушают нормы морали и совершают безнравственные поступки в разных временных промежутках. Затруднились с ответом 3,6 % участников исследования. Абсолютное большинство респондентов не нарушают нормы морали и не совершают безнравственные поступки, это довольно высокий показатель [1, 2].

Молодежь - будущее любого народа, страны. Каким образом складывается правосознание у молодежи в Якутии? Изучая криминальную ситуацию в Якутии, Ю.И. Жегусов пришел к такому выводу: Учащаяся молодежь остро реагирует на проявления социальной несправедливости и ущемления личного достоинства, которая является результатом снижения общей культуры общества и распространения криминальных норм и ценностей. По мнению респондентов самыми ущемляемыми являются право на равенство 62

всех перед законами и право на защиту от унизительного обращения. В социально-правовых воззрениях четко прослеживается ориентация на ужесточение наказаний за уголовные преступления. По мнению большинства учащихся и студентов только ужесточение законов и применение практики смертной казни за тяжкие преступления может переломить криминальную ситуацию в пользу общества [6, 16]. По мнению Ю.И. Жегусова, несмотря на интенсивное негативное влияние процесса криминализации общества, социальной аномии и криминальной среды, «маятник» правового сознания учащейся молодежи Республики Саха (Якутии) не качнулся в сторону тотального правового нигилизма и криминализации сознания, а балансирует между негативными и позитивными ценностными ориентациями и установками, находясь в шатком, неустойчивом маргинальном состоянии правового сознания. Дальнейший характер формирования правового сознания молодежи зависит от того, какое общество будет доминировать в будущем: легалистское или криминальное; конструктивные социальные силы или деструктивные [6, 18].

На политические и идеологические условия, в свою очередь, могут оказывать и оказывают условия климатические и географическое положение территории обитания. Суровые климатические условия, как и у всех северных народов, способствуют, или должны способствовать, развитию чувства общности. Ведь коллективно выживать легче. Отсюда, - справедливо то, что соответствует общей пользе. Бережное отношение к окружающей природе, круговая порука, коллективная ответственность за происходящее вокруг - плоды мировоззрения, где культ неразрывной связи с предками, Родом, где все вокруг живое. Буржуазная идеология индивидуального, частного обогащения, часто за счет «ближнего», результатом распространения которой становится взаимоотчуждение, проникает на территорию Якутии гораздо позднее, думается, по мере насаждения религиозного сознания. Как известно из истории права и государства, право, как жесткий регулятор общественных отношений/ «внешний тормоз», возникает там и тогда, где и когда снижается уровень 63

нравственности, то есть когда «мягкого» регулятора/ «внутреннего тормоза» становится недостаточно для регулирования общественных отношений. Заповедь, жесткое, категоричное требование: «Возлюби ближнего твоего как самого себя», - становится насущной необходимостью, закрепляемой в высшем Источнике правил поведения для религиозных последователей (Библии, Торе, Коране - Слове Божием), очевидно, после серьезного ослабления «внутреннего тормоза».

Языковые факторы, вероятно, можно отнести как к внешним, так и к внутренним факторам. К внешним, - поскольку тот или иной язык, влияющий на картину мировосприятия, мы усваиваем в определенной языковой среде, в которой оказались в силу объективных обстоятельств, и данный язык не всегда может оказаться «родным» языком. К внутренним факторам, - потому что усвоенный в качестве «родного» язык формирует особое восприятие окружающей действительности. В связи с этим ожидается, что у носителей одного языка картина мировосприятия и, соответственно, правовосприятия/ правосознания, при прочих равных условиях, должна быть сходной. Возникает вопрос: до какой степени?

Если носителем языка, как фактора формирования картины мировосприятия становятся ситуативно и этот фактор может (предположительно) меняться (в течение жизни), то расовая принадлежность не выбирается, но получается при рождении и остается неизменной/ постоянной характеристикой. Представители разных правовых концепций по разному оценивают эти факты. Классификация народов и народностей производится по разным основаниям.

Многовековой опыт народа в познании окружающего мира отражен в его мудрости, отображенной в пословицах и поговорках [5, 49]. В пословицах отражается, как в зеркале, все мировоззрение данного народа, его быт, характер, наблюдательность и даже историческое прошлое. Многие из них удивляют нас глубиною философского суждения и верностью выводов [17, 3]. Известный собиратель якутских пословиц и поговорок, Кулаковский А.Е., отмечал, что 64

пословиц исторических, мифологических и религиозных оказалось очень мало, но в огромном большинстве случаев преобладают житейско-бытовые. Пословиц ложных и противных мировоззрению якутов почти нет, но имеются в малом количестве грубые и оскорбляющие нравственное чувство нынешнего якута. В этом деле, нужно держаться такого взгляда: что хорошо тому подражай, что худо - от того бегай, но действительности не ломай [17, 4]. Наряду с этим я обнаружил и тот прискорбный факт, что молодое поколение, в особенности учащаяся молодежь, пословиц знает ничтожное количество, а это указывает на забвение якутского языка [17, 7]. Данный факт, пожалуй, может свидетельствовать о том, что у молодежи правосознание, как и мировосприятие в целом, в большой мере формируется не через родной язык, а через государственный язык. Между тем, известно, что без языка правовое регулирование невозможно. Язык опосредствует все стадии, все стороны, все элементы правового регулирования. Речь в данном случае идет о естественном языке соответствующего народа... [см. 7] и, следовательно, о его (народа) ценностях... Бездуховность, безнравственность, агрессивность, разного рода психофизические отклонения в значительной степени являются следствием существенных искажений в речи и языке... [7]

Д.Г. Брагина в своих исследованиях отмечает, что «одной из проблем, волнующих не только национальную интеллигенцию, но и значительную часть якутского населения, является языковая, с которой во многом связаны возрожденческие процессы. Тем не менее, смена родного языка, вызванная главным образом незнанием или недостаточной степенью владения якутским языком, не приводит, однако, к утрате этнической идентичности якутов». К условиям, детерминирующим и формирующим современную языковую ситуацию в республике, Брагина Д.Г. относит изменение статуса якутского языка, этнополитические, демографические и этнокультурные факторы, под воздействием которых протекают языковые процессы. В начале 90-х годов общественность вынуждена была признать, что якутский язык нуждается в государственном протекционизме [3]. Вместе с тем, несмотря на все 65

предпринимаемые усилия, говорить о реальном функционировании якутского языка как государственного пока не приходится, заключает исследовательница. Якутское население, особенно городское, продолжает активно использовать во многих сферах жизни русский язык. Тем не менее, в настоящее время языковая ситуация в республике благоприятно способствует возрожденческим явлениям в традиционной культуре. В результате исследования Брагина Д.Г. выражает уверенность, что якутский этнос к концу ХХ века - века социальных потрясений - не только сохранил, но и продолжает развивать внутренний «стержень» своей традиционный культуры [3]. И это искренне радует.

Обращаясь к древнему эпосу тюркских народов: Олонхо, Манас и др., можно предположить, что «добро и справедливость» расценивались как высший закон мироустройства, который обеспечивает всеобщий порядок и гармонию [16, 57]. Обращение к категориям такой направленности, как справедливость, благо, добро - диктовалось непосредственно общественно-практическими целями: помочь людям скорректировать свой образ жизни, помочь в достижении общественного и личного блага, помочь в торжестве справедливости [16, 57]. Неоднородность идеологическая и религиозная, то есть мировоззренческая влечет за собой неоднородное отношение к праву, формирование общих норм поведения.

В порядке заключения отметим, что в последнее время, по мере роста благосостояния народа, улучшения бытовых условий, медицинских услуг населения, наблюдается снижение, или, точнее, нивелирование степени влияния на правосознание климатических и географических факторов. Напротив, в результате развития СМИ и технологий и средств связи - наблюдается усиление манипулятивных приемов и техник, усреднения подходов к воспитанию и образованию. Подкрепляется это процесс унификацией законодательства, стандартизацией. Сожаление А.Е. Кулаковского об уменьшении числа молодых людей, знающих пословицы и поговорки родного языка и проявляющих интерес к этому в наше время продолжает сохранять свою актуальность. Отсюда, мировосприятие в целом и правосознание, отражающее представление 66

о добре и зле, справедливости - также проявляются в тенденции к унификации, нормативности, нормализации национального языка, чему способствует наличие государственного языка и его обязательность. Думается, что этот процесс формирует чувство псевдокультурного сотрудничества, на деле изменяя традиционные для данного народа ценности.

Настоящее исследование некоторых факторов, влияющих на формирование правосознания якутского народа можно рассматривать не как категорическое суждение, а как постановку проблемы. Более подробные исследования в этом направлении, надеемся, будут осуществлены в ближайшем будущем.

Список литературы

1. Адамов А.Е. Правосознание учащейся молодежи в Республике Саха (Якутия)// Молодой ученый. Сентябрь 2019. № 37 (275). С.1-2.

2. Брагина Д.Г. О традиционном мировоззрении якутов на рубеже веков (конец ХХ-начало XXI вв.) // Наука и образование. 2014. № 3. С.30-35.

3. Брагина Д.Г. О возрожденческих процессах в традиционной культуре якутов (конец 20 - начало 21 вв.)// Наука и образование: новое время. 2020. №6. - URL: www.articulus-info.ru (дата обращения - июнь 2024 г.)

4. Вашкевич Н.Н. Всемирный периодический Закон. Введение в смысловую логику. - М.: Издатель С. Ландышев. - 7518 (2010). - 704 с.

5. Готовцева Л.М. «Сборник якутских пословиц и поговорок» Н.В. Емельянова: особенности структурирования языкового материала// Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2021. №2 (35). С. 41-53.

6. Жегусов Ю.И. Влияние криминализации общества на правовое сознание учащейся молодежи (по материалам Республики Саха (Якутия)// Автореф... дис.канд. социологич. наук. -Улан-Удэ, 2006. - 19 с.

7. Иванов А.М. Некоторые особенности формирования правосознания у тюркоязычных народов. // Теология. Философия. Право. 2022. №2(18).

8. Исаев М.И. О языках народов СССР. - М.: Изд-во «Наука», 1978. - 224 с.

9. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-Сахалар. Очерки по древне истории якутов. Т.1. 67

- Иркутск, ОГИЗ, Восточное областное издательство, 1937. - 578 с.

10. Максимова И.М. Правосознание как источник правового поведения личности // Автореф... дис.канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2005. - 22 с.

11. Павлова Н.В. Якутская волшебная сказка: сюжетный состав и основные образы. // Автореф. дис. канд. филол. наук. - Якутск, 2015. - 26 с.

12. Семенова Л.Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2006. - 232 с.

13. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. Издание Императорского Русского Географического Общества. - СПб, 1896. - 720 с.

14. Ушницкий В.В. Происхождение народа саха (по материалам исторических преданий). // Автореф.. дис. канд. историч. наук. - Якутск, 2004. - 26 с.

15. Федорова С.А. Якуты: генетические реконструкции в сравнении с историческими. // Наука и техника в Якутии. 2009. №2 (17). С.9-14.

16. Философия права: учебник / О.Г. Данильян и др. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. -416 с.

17. Якутские пословицы и поговорки, собранные А.Е. Кулаковским. - Якутск, 1925.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.