Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УПРАВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ, С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ИХ СОВЕРШЕНИЯ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УПРАВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ, С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ИХ СОВЕРШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / водитель / дорожно-транспортное происшествие / надзор / опьянение / профилактика / условия совершения нарушения / traffic safety / driver / traffic accident / supervision / intoxication / prevention / conditions for committing a violation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Михайлович Исаев, Павел Владимирович Ляхов

Проводится анализ состояния и динамики аварийности с участием водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения или с его признаками, а также общих сведений о практике правоприменения в отношении таких лиц. Определяются способы совершенствования механизмов профилактики, основанные на системном подходе, ориентированном на учет условий совершения противоправных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL ELEMENTS OF PREVENTION OF VIOLATIONS RELATED TO DRIVING A VEHICLE IN A STATE OF INTOXICATION, TAKING INTO ACCOUNT THE CONDITIONS OF THEIR COMMISSION

The analysis of the state and dynamics of accidents involving drivers driving vehicles in a state of intoxication or with its signs, as well as general information about the practice of law enforcement in relation to such persons is carried out. The ways of improving prevention mechanisms based on a systematic approach focused on taking into account the conditions for committing illegal actions are determined.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УПРАВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ, С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ИХ СОВЕРШЕНИЯ»

УДК 34 2003-0059-5/21 -044

ББК 67 MOSURED: 77/27-003-2021 -05-243

DOI 10.24412/2073-0454-2021-5-210-217 © Исаев М.М., Ляхов П.В., 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С УПРАВЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ, С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ИХ СОВЕРШЕНИЯ

Максим Михайлович Исаев, научный сотрудник отделения анализа аварийности отдела изучения проблем

нормативного правового и аналитического обеспечения

Научный центр БДД МВД России (121170, Москва, ул. Поклонная, д. 17)

E-mail: misaev56@mvd.ru

Павел Владимирович Ляхов, заместитель начальника отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения

Научный центр БДД МВД России (121170, Москва, ул. Поклонная, д. 17) E-mail: pliakhov@mvd.ru

Аннотация. Проводится анализ состояния и динамики аварийности с участием водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения или с его признаками, а также общих сведений о практике правоприменения в отношении таких лиц. Определяются способы совершенствования механизмов профилактики, основанные на системном подходе, ориентированном на учет условий совершения противоправных действий.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, водитель, дорожно-транспортное происшествие, надзор, опьянение, профилактика, условия совершения нарушения.

INDIVIDUAL ELEMENTS OF PREVENTION OF VIOLATIONS RELATED

TO DRIVING A VEHICLE IN A STATE OF INTOXICATION, TAKING INTO ACCOUNT THE CONDITIONS OF THEIR COMMISSION

Maxim M. Isaev, Researcher of the Accident Analysis Department of the Department for the Study of Problems of Regulatory Legal and Analytical Support

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (121170, Moscow, ul. Poklonnaya, d. 17) E-mail: misaev56@mvd.ru

Pavel V. Lyakhov, Deputy Head of the Department for the Study of Problems of Regulatory Legal and Analytical Support Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (121170, Moscow, ul. Poklonnaya, d. 17) E-mail: pliakhov@mvd.ru

Abstract. The analysis of the state and dynamics of accidents involving drivers driving vehicles in a state of intoxication or with its signs, as well as general information about the practice of law enforcement in relation to such persons is carried out. The ways of improving prevention mechanisms based on a systematic approach focused on taking into account the conditions for committing illegal actions are determined.

Keywords: traffic safety, driver, traffic accident, supervision, intoxication, prevention, conditions for committing a violation.

Для цитирования: Исаев М.М., Ляхов П.В. Отдельные элементы профилактики нарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, с учетом условий их совершения. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(5):210-217.

Управление транспортным средством водителем Противодействие данной угрозе имеет особую акту-в состоянии опьянения отнесено Всемирной органи- альность, поскольку дает возможность существенно зацией здравоохранения к одному из основных фак- повлиять на состояние безопасности дорожного дви-торов риска совершения дорожно-транспортных жения путем исключения лиц, потенциально пред-происшествий (далее — «ДТП» или «происшествие»). ставляющих повышенную опасность, из процесса Это свидетельствует о том, что данное нарушение дорожного движения, тем самым повышая защищен-признано одним из наиболее опасных среди допускае- ность других участников движения от попадания в мых водителями транспортных средств и свойственно ДТП и наступления последствий в виде смерти, ране-водительскому составу во многих странах мира [6]. ний или материального и иного ущерба [3].

^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

Рис. 1. Распределение ДТП, совершенных водителями, имеющими признаки опьянения, по месяцам в 2020 г.

На территории Российской Федерации в 2020 г. с участием водителей с признаками опьянения1 произошло каждое седьмое ДТП (20 203), при этом более четверти (28%) от всех погибших на дорогах страны составляют погибшие именно в происшествиях с участием водителей с признаками опьянения. К тому же зафиксирован рост числа погибших в данных происшествиях (+1,2%, всего 4595). Водители, имеющие признаки опьянения, в 2020 г. признаны виновными в 93,4% от всех ДТП с их участием.

Одновременно необходимо отметить, что в 2020 г., несмотря на значительное снижение общего количества ДТП в период ограничительных мер, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (апрель и май), аналогичного синхронного сокращения количества ДТП с участием водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, не произошло. Помесячная динамика в общем соответствовала предыдущим годам (рис. 1) [4].

Изложенное подтверждает необходимость совершенствования профилактики нарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, которая, в свою очередь, может быть реализована через обширный перечень мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий совершения, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения таких противоправных деяний2.

В настоящей статье будут рассмотрены отдельные элементы профилактической работы, затрагивающие пресечение фактов управления транспортными средствами в нетрезвом виде, а также их предупреждение.

В случае, когда транспортное средство уже приведено в движение водителем, находящимся в состоя-

нии опьянения, главная цель профилактики — недопущение совершения ДТП посредством своевременного исключения такого водителя из участия в дорожном движении.

Одним из инструментов профилактики является проведение мероприятий как в рамках непрерывного надзора, осуществляемого Госавтоинспекцией за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, так и в рамках специальных профилактических рейдов, предполагающих массовую проверку водителей на состояние опьянения.

В ходе проведенного исследования определено, что действия участника ДТП, управлявшего транспортным средством с признаками опьянения (независимо от его вины в совершении ДТП), практически всегда влекут возбуждение дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена соответствующей статьей КоАП РФ (исключение составляют случаи, когда состояние опьянения установлено судебно-медицинской экспертизой, проводимой после смерти лица, управлявшего транспортным средством, а также когда имеются признаки уголовно наказуемого деяния). Принимая во внимание данное условие, количество ДТП, участ-

1 Водители транспортных средств в состоянии опьянения, а также водители, не выполнившие требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или не выполнившие требование Правил дорожного движения о запрещении употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому они причастны, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (далее — «нетрезвые водители»).

2 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N° 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.

Рис. 2. Доля нарушений (управление транспортными средствами с признаками опьянения), выявленных вследствие ДТП, от общего количества таких правонарушений

никами которых являлись водители, находящиеся в состоянии опьянения, отождествляется с количеством возбужденных дел об административных правонарушениях, связанных с управлением транспортными средствами такими водителями, что далее позволяет определить их долю от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях данного вида. Сопоставление сведений разных лет показывает, что чем ниже полученное значение, тем выше эффективность принятия мер по исключению нетрезвых водителей из участия в процессе дорожного движения до наступления негативных последствий в виде ДТП (рис. 2).

Исходя из представленного графика видно, что доля нарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, зафиксированных после ДТП, в 2020 г. вплоть до апреля выше значений 2019 г., а начиная с мая, прослеживается обратная тенденция (рис. 2).

Данное явление можно объяснить тем, что до мая 2020 г. включительно количество проведенных профилактических мероприятий по месяцам было меньше значений 2019 г. (рис. 3).

Отдельно следует обратить внимание на август 2020 г., когда прослеживается обратная связь динамики проведенных профилактических мероприятий с долей водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, установленного после ДТП, от общего количества таких фактов.

Таким образом, на основе представленных сведений можно утверждать об эффективности проводимых профилактических мероприятий, поскольку они позволяют обеспечить своевременное исключение водителя, находящегося в состоянии опьянения, из участия в дорожном движении до совершения им ДТП.

Определение стратегии по противодействию управлению транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, должно основываться на комплексном подходе, включающем анализ условий совершения данного противоправного деяния, который является неотъемлемым элементом планирования профилактической работы [1].

Под условиями совершения противоправных действий, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, в данном контексте предлагается понимать место и время, а также обстановку, обусловленную какими-либо объективными причинами.

Установлено, что местом совершения практически половины (в среднем 48,5%) ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, являются населенные пункты городского типа. На населенные пункты сельского типа приходится около пятой части ДТП. Происшествия с участием водителей, имеющих признаки опьянения, произошедшие вне населенных пунктов, занимают чуть более третьей части. При этом погибшие в ДТП, произошедших на дорогах вне населенных пунктов, занимают более поло-

Рис. 3. Изменение количества проведенных мероприятий, направленных на выявление водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, в 2020 г. по отношению к 2019 г.

вины от общего числа погибших в ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения (рис. 4).

Наибольшая доля ДТП с участием водителей с признаками опьянения от общего количества ДТП среди рассматриваемых мест отмечается в населенных пунктах сельского типа (в 2020 г. 23,1%) (рис. 5). На протяжении предыдущих лет значение этой доли увеличивалось. При этом большая динамика роста отмечена в доле числа погибших. Если в 2014 г. долевые значения ДТП и погибших в них людей были примерно равны, то в 2020 г. из 100 погибших в ДТП, произошедших на территории населенных пунктов сельского типа, 34 погибли в ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, в то время как из 100 ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, произошло всего 23 (рис. 5).

На дорогах, проходящих вне пределов населенных пунктов, с участием водителей, имеющих признаки опьянения, в 2020 г. произошло каждое пятое ДТП (19,5%), в то время, как в 2014 г. их доля составляла всего 12,9%. Значительно увеличилась доля погибших в таких ДТП на фоне всех погибших в происшествиях, произошедших вне населенных пунктов (с 12,7% в 2014 г. до 28,8% в 2020 г.) (рис. 6).

В населенных пунктах городского типа доля ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, на протяжении нескольких лет остается практически неизменной и составляет менее десятой части от всех ДТП. На погибших в таких ДТП в 2020 г. пришлась почти четвертая часть от общего числа, хотя в 2014 г. долевое значение было равно 14,6% (рис. 7).

При рассмотрении долей, занимаемых ДТП с участием водителей транспортных средств, имеющих признаки опьянения, среди всех ДТП, произошедших на указанных территориях, установлено, что в период с апреля по октябрь на протяжении нескольких лет долевые значения показателей аварийности, характерные для населенных пунктов сельского типа и мест вне населенных пунктов, значительно превосходят показатели в населенных пунктах городского типа, однако в период с ноября по март доли ДТП во всех рассматриваемых местах совершения находятся в примерно одинаковом процентном значении. Необходимо отметить, что удельный вес ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, в течение года в населенных пунктах городского типа менее подвержен изменениям, в отличие от других мест совершения таких происшествий (рис. 8).

Говоря о времени совершения нарушений, связанных с управлением транспортным средством водителями, имеющими признаки опьянения, необходимо отметить, что наибольшее их количество пресекается в период с мая по октябрь, когда наибольшими значе-

Рис. 4. Соотношение ДТП и числа погибших по местам совершения

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ДТП 19 ■ 1 18,4 погибло

21,6 ■ 26,2

20,8 ■ 29,1

21 ■ 29,2

22 32,5

21,2 [ 32,5

23,1 | | 34,0

Рис. 5. Удельный вес ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, и числа погибших в структуре всех ДТП, произошедших в населенных пунктах сельского типа

Рис. 6. Удельный вес ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, и числа погибших в структуре всех ДТП, произошедших вне населенных пунктов

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ДТП 9,3 1 14,6 погибло

9,1 1 18,1

9,8 23,7

9,7 24,1

9,1 23,1

8,7 22,5

9,9 1 24,8

Рис. 7. Удельный вес ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, и числа погибших в структуре всех ДТП, произошедших в населенных пунктах городского типа

Рис. 8. Удельный вес ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, от всех произошедших ДТП на определенной территории в распределении по месяцам

январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь ^^■удельный вес среди всех ДТП ^^^ ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения

Рис. 9. ДТП с участием нетрезвых водителей и их доля в общей структуре аварийности на протяжении 2020 г.

ниями показателей характеризуется и дорожно-транспортная аварийность с участием нетрезвых водителей. В летнее время года ДТП, в которых приняли участие такие водители, как правило, имеют больший удельный вес в общей структуре аварийности (рис. 9) [5].

Вместе с тем, в 2020 г. наибольшее долевое значение ДТП рассматриваемой группы характерно для апреля, что во многом обусловлено особенностями социальных режимов, действовавших на территории Российской Федерации и оказавших влияние, в том

доля от всех ДТП

'ДТП 3965 3981

^--• --^^ 18.1

12-9 11,4 11,7 11,5 11.7

■ ■■■■II

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье

Рис. 10. Количество ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, и их доля от всех ДТП по дням недели

числе, на общую аварийность (см. соотношение динамики общей аварийности и аварийности с участием нетрезвых водителей в 2020 г., рис. 1).

В разрезе дней недели наибольшее количество ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения, произошло в субботу и воскресение. Тогда же такие ДТП занимали наибольшую долю от всех произошедших в эти дни (рис. 10).

Также необходимо обратить внимание на дни государственных праздников3, в которые количество ДТП с участием нетрезвых водителей и их удельный вес в общей структуре аварийности превысили значения, характерные в том числе и для других выходных дней месяца.

В данном контексте любопытно отметить, что выходные дни, предшествующие нерабочим дням (с 30 марта по 3 апреля 2020 г.)4, объявленным в целях

3 В соответствии со ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации: 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1, 9 мая, 12 июня,

4 ноября.

4 Нерабочие дни с сохранением заработной платы в соответствии с указами Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206, от 2 апреля 2020 г. № 239, от 28 апреля 2020 г. № 294.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 11. Соотношение удельного веса ДТП с участием водителей, имеющих признаки опьянения,

в праздничные и выходные дни 2020 г.

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-195, характеризовались резким ростом количества ДТП с участием водителей с признаками опьянения. В дальнейшем достигнутые высокие долевые значения сохранялись в период действия наиболее строгих ограничений (апрель 2020 г.) (рис. 11).

Помимо этого, необходимо обратить внимание на то, что в нерабочие праздничные дни — День России (12 июня), День народного единства (4 ноября), в которые в отдельных субъектах Российской Федерации установлены ограничения на розничную продажу алкогольной продукции, доля таких ДТП значительно ниже и ее значение не является максимальным по сравнению с долями, характерными для остальных дней соответствующего месяца, что может свидетельствовать о влиянии на состояние аварийности ограничений, установленных на продажу алкогольной продукции.

Также необходимо обратить внимание на День молодежи (27 июня), в который запрещена розничная продажа алкоголя на территории ряда субъектов Российской Федерации6. Несмотря на то, что данный день выпал в 2020 г. на субботу, доля ДТП, совершен-

ных водителями, имеющими признаки опьянения, от всех происшествий, зарегистрированных в этот день, имеет наименьшее значение по сравнению с другими выходными днями июня.

Таким образом, на основе проведенного анализа установлено положительное влияние ограничений продажи алкогольной продукции в отдельные дни на состояние аварийности с участием водителей, имеющих признаки опьянения.

Наряду с вышеизложенным, важное значение при тактическом планировании профилактики и ее осуществлении, на наш взгляд, имеет установление наиболее «аварийно-опасного» в рассматриваемом контексте времени суток. Для определения этого времени целесообразно принимать во внимание удельный вес ДТП, совершенных в состоянии опьянения, в общей структуре аварийности. При этом необходимо учитывать особенности, предопределяемые, в частности, временем года, а также иными обстоятельствами.

5 Указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» // СЗ РФ. 2020. № 13. Ст. 1898.

6 Ограничения розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков, требования к минимальному размеру уставного капитала, установленные в субъектах Российской Федерации: справочная информация // СПС «КонсультантПлюс».

Итак, на основе сведений о состоянии аварийности на территории Российской Федерации в 2020 г. установлено, что наиболее высокие значения долей на протяжении года характеризуют ДТП, сопутствующей причиной которых выступает управление транспортным средством в состоянии опьянения, совершенные в промежуток времени с 22:00 до 06:59 (в среднем в третьей части ДТП принимали участие нетрезвые водители). Начиная с 07:00 долевое значение снижается примерно в два раза и хронологическое смещение точки начала его дальнейшего увеличения напрямую зависит от времени года, обуславливающего занятость населения трудовой деятельностью, предполагая, что основной период отпусков приходится на летние месяцы.

Данная гипотеза наиболее показательно подтверждается на примере апреля 2020 г., когда принимались меры, связанные, в том числе, с переводом на удаленное осуществление трудовой, учебной и иной деятельности. Тогда заметное увеличение доли ДТП, совершенных водителями в нетрезвом виде, происходило с 12:00, в то время как в 2019 г. подобное явление происходило после 15:00.

Несмотря на внешние обстоятельства, временной «эпицентр» опасности ДТП с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения или имеющих его признаки (с 00:00 до 05:59), относительно времени суток не сместился. Вместе с тем, его начало на протяжении месяцев года сместилось с мая на апрель, что с большей долей вероятности объясняется указанной выше причиной. Необходимо отметить, что в апреле 2020 г. в период с 03:00 до 04:59 ДТП с участием водителей в нетрезвом виде составили более половины от всех ДТП, произошедших в это время (57,5 и 50,6% соответ-

ственно) (рис. 12). В 2019 г. доля таких ДТП вовсе не превышала половины в общей структуре аварийности (максимальное значение установлено в мае 2019 г. — 45,8%).

В результате проведенного анализа динамики и состояния аварийности, выявляемости правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения, возможно сделать следующие выводы и предложения, которые целесообразно принимать во внимание при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в части предупреждения вождения в нетрезвом виде.

Эффективность профилактических мероприятий, проводимых сотрудниками Госавтоинспекции и направленных на пресечение фактов управления транспортными средствами нетрезвыми водителями, неоспорима и в очередной раз подтверждена в ходе настоящего исследования. В этой связи необходимо придание таким мероприятиям систематического характера в том числе за счет совершенствования механизмов и оптимизации процедур, направленных на установление у водителя состояния опьянения (внедрение средств предварительной диагностики и т.п.) [2].

Расстановку сил и средств целесообразно планировать исходя из мест концентрации ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения, с учетом расположения потенциальных отправных пунктов (кафе, ночные клубы и т.п.) и возможных маршрутов их следования, а также временных «эпицентров» совершения ДТП.

Необходимо принимать во внимание занятость населения на протяжении года и в течение недели в целях установления периодов, характеризующихся

декабрь з,в 4,2 4,6 5,8 6,1 4,8 6,3 9,4 7,7 8,5 8,7 8,0 13,1 15,3 18,3 18,9 30,2 30,5 28,7 38,3 30,9 14,0 11,6 4,6

ноябрь 6,3 5,3 5,9 6,9 7,6 8,8 9,6 10,3 10,3 8,8 11,8 10,8 13,3 15,7 26,9 28,5 28,8 43,8 35,0 39,5 39,1 17,1 10,5 6,8

октябрь 7Д 6,4 6,1 7,1 7,9 7,6 10,2 10,1 11,5 12,2 11,5 12,4 16,4 21,8 23,3 28,0 33,7 35,9 35,3 42,5 39,7 23,4 15,2 6,6

сентябрь 6,6 5,0 8,4 7,0 7,2 9,2 9,1 10,8 12,5 10,9 13,2 14,6 14,0 16,7 20,0 24,2 33,5 28,5 36,2 33,3 39,6 26,6 18,2 7,7

август 7,7 9,9 6,8 8,0 7,6 9,1 10,7 11,6 11,9 11,3 13,3 15,0 16,0 16,3 21,6 26,5 30,3 30,1 31,7 39,2 36,1 36,0 20,6 8,5

июль 8,7 8,7 10,0 8,5 9,8 9,0 7,7 11,0 12,6 14,3 13,0 13,6 16,6 21,0 21,3 22,1 30,3 37,1 43,1 39,3 45,8 45,2 27,5 11,1

июнь 8,1 8,2 9,6 7,0 10,5 11,6 ад 11,0 13,1 12,8 13,7 17,2 20,1 24,3 26,4 26,5 35,0 36,6 41,8 51,3 42,5 44,6 27,9 11,8

май 8,9 11,5 9,6 12,1 10,9 12,7 13,2 15,1 15,0 17,3 18,7 21,4 26,2 28,1 28,4 29,4 41,0 42,2 46,4 43,7 49,1 41,6 31,0 15,5

апрель 11,1 11,9 8,9 9,5 14,6 14,2 16,0 14,3 16,2 20,7 25,9 23,5 25,1 30,5 31,0 36,8 40,1 44,8 47,2 57,5 50,6 41,6 29,5 14,8

март 5,0 5,1 5,5 7,6 6,6 8,3 9,6 8,6 10,1 11,0 12,8 14,9 15,1 19,7 21,9 18,3 29,6 31,4 40,6 36,9 27,4 27,2 12,4 9,0

февраль 4,9 1,8 4,9 3,2 4,7 6,9 7,8 8,1 7,4 7,8 7,4 10,9 13,4 13,7 17,4 24,2 25,6 33,0 35,0 39,0 20,0 19,6 10,3 6,3

январь 3,5 7,4 4,9 4,4 3,6 5,8 6,0 6,3 6,8 8,0 7,6 9,4 11,9 13,6 13,7 24,5 28,1 28,1 30,0 36,4 33,3 33,6 14,2 5,4

о\ о\ С\ о\ о\ о\ о\ о\ о\ С\ о\ Оч ОЧ о» ОЧ ОЧ ОЧ ОЧ ОЧ ОЧ ОЧ ОЧ ОЧ Оч

о о» о о - £ ю г- ОЧ о гч Я о о о <ч о о О О V© О го

о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о О о о о о о о о о о о О О о о о о

0\ о = 2 2 1- ю о Оч о £ я я о 5 3 3 5 V© г-

Рис. 12. Удельный вес ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения от всех происшествий по месяцам и времени суток

наибольшим количеством ДТП и долей в общей структуре аварийности. Это, в свою очередь, требует усиления мер по профилактике управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, в летний период и смежные с ним месяцы других сезонов, в нерабочие дни (выходные, праздничные или установленные в связи с особыми обстоятельствами), а также в ночное время суток преимущественно с 00:00 до 05:59.

Уникальным механизмом профилактики, на наш взгляд, является установление ограничений на розничную продажу алкоголя в праздничные дни. Принимая во внимание тот факт, что установление дополнительных ограничений, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации7, с учетом нахождения данного вопроса в тесной взаимосвязи с обеспечением безопасности дорожного движения, решение отдельных вопросов в рамках которых является полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации8, считаем возможным проработку данного вопроса для целей повышения защищенности участников дорожного движения от ДТП с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения, и их последствий.

Литература

1. Баканов К.С. Административно-правовой запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2018.

2. Баканов К. С. Перспективы внедрения современных средств диагностики наркотического опьянения в деятельности Госавтоинспекции // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47). С. 173-178.

3. Баканов К. С., Бурцев А.А. Административная ответственность за управление транспортным средством в состоянии наркотического и иного токсического опьянения, а также под воздействием лекарственных средств (состояние и перспективы развития) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 11. С. 67-78.

4. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 г. Информационно-ана-

литический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021.

5. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 г. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021.

6. Предупреждение фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения на этапах получения, приостановления, прекращения и возобновления права на управление транспортным средством: Моногр. / К.С. Баканов, А.А. Бурцев. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021.

References

1. Bakanov K.S. Administrativno-pravovoy zapret na upravleniye transportnym sredstvom v sostoyanii op'yaneniya: Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2018.

2. Bakanov K.S. Perspektivy vnedreniya sovremen-nykh sredstv diagnostiki narkoticheskogo op'yaneniya v deyatel'nosti Gosavtoinspektsii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2018. № 3 (47). S. 173-178.

3. BakanovK.S., BurtsevA.A. Administrativnaya otvetstvennost' za upravleniye transportnym sredstvom v sostoyanii narkoticheskogo i inogo toksiche-skogo op'yaneniya, a takzhe pod vozdeystviyem le-karstvennykh sredstv (sostoyaniye i perspektivy razvi-tiya) // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2019. № 11. S. 67-78.

4. Dorozhno-transportnaya avariynost' v Rossiys-koy Federatsii za 2020 g. Informatsionno-analiticheskiy obzor. M.: FKU «NTs BDD MVD Rossii», 2021.

5. Pravoprimenitel'naya deyatel'nost' v oblasti bez-opasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2020 g. Informat-sionno-analiticheskiy obzor. M.: FKU «NTs BDD MVD Rossii», 2021.

6. Preduprezhdeniye faktov upravleniya transportnym sredstvom v sostoyanii op'yaneniya na etapakh po-lucheniya, priostanovleniya, prekrashcheniya i vozob-novleniya prava na upravleniye transportnym sredstvom: Monogr. / K.S. Bakanov, A.A. Burtsev. M.: FKU «NTs BDD MVD Rossii», 2021.

7 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.

8 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.