Научная статья на тему 'Отдельные аспекты законодательных ограничений конституционно-правового статуса личности на основе исследования опыта Федеративной Республики бразилияи Российской Федерации'

Отдельные аспекты законодательных ограничений конституционно-правового статуса личности на основе исследования опыта Федеративной Республики бразилияи Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА БРАЗИЛИЯ / FEDERATIVE REPUBLIC OF BRAZIL / БРИКС / BRICS / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / LEGAL PROTECTION / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС / SPECIAL LEGAL STATUS / ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / SUSPECTS / ОБВИНЯЕМЫЕ / ACCUSED / ОСУЖДЕННЫЕ / CONDEMNED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белик Валерий Николаевич, Семеновский Игорь Дмитриевич

в статье рассматриваются система конституционных прав и свобод человека в Федеративной Республике Бразилия, основы и пределы ограничения правового статуса подозреваемых, обвиняемых и осужденных, проводится краткий обзор государственно-правового развития Бразилии и России, делается вывод о преимуществах и недостатках рассмотренного правового регулирования. Положения Конституции Бразилии, касающиеся уголовных и уголовно-процессуальных отношений, условно можно разделить на три блока: 1) положения общего характера; 2) права и процессуальные гарантии лиц, находящихся в статусе подозреваемых, обвиняемых и подсудимых; 3) права заключенных. Особого внимания заслуживает опыт Федеративной Республики Бразилия в области проверки и контроля за действиями сотрудников правоохранительных органов, а также устранения выявленных нарушений со стороны судов. Внедрение подобных процедур в отечественную правоприменительную практику могло бы значительно улучшить эффективность работы правоохранительных органов в области обеспечения законности и правопорядка в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белик Валерий Николаевич, Семеновский Игорь Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE ASPECTS OF CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS LEGISLATIVE RESTRICTIONS OF THE PERSONALITY ON THE BASIS OF EXPERIENCE RESEARCH OF THE FEDERAL REPUBLIC OF BRAZIL AND THE RUSSIAN FEDERATION

this article deals with the system of constitutional rights and freedoms of the person in the Federal Republic of Brazil, a basis and limits of restriction of legal status of the suspects accused and condemned in detail. The short review of state and legal development of Brazil and Russia is carried out. The conclusion about advantages and shortcomings of the considered legal regulation is drawn. Taking into account similarity of the present stages of social and economic, state and legal development of the Russian Federation and the Federative Republic of Brazil as members of BRICS, it is necessary to investigate a constitutional and legal way of development of these two states, including, in questions of ensuring the rights and personal freedoms, guarantees of legal status of the persons which are in isolation conditions from society. Thus the special attention is deserved by experience of the Federal Republic of Brazil in the field of check and control of actions of law enforcement officers, and also elimination of the revealed violations from courts. Introduction of similar procedures in domestic law-enforcement practice could improve considerably overall performance of law enforcement agencies in the field of law enforcement and a law and order in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты законодательных ограничений конституционно-правового статуса личности на основе исследования опыта Федеративной Республики бразилияи Российской Федерации»

УДК 342.7(81) ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ БЕЛИК,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права;

ИГОРЬ ДМИТРИЕВИЧ СЕМЕНОВСКИЙ,

аспирант кафедры конституционного и международного права (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации),

e-mail: 7226905@mail.ru

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЫТА ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ БРАЗИЛИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферат: в статье рассматриваются система конституционных прав и свобод человека в Федеративной Республике Бразилия, основы и пределы ограничения правового статуса подозреваемых, обвиняемых и осужденных, проводится краткий обзор государственно-правового развития Бразилии и России, делается вывод о преимуществах и недостатках рассмотренного правового регулирования.

Положения Конституции Бразилии, касающиеся уголовных и уголовно-процессуальных отношений, условно можно разделить на три блока: 1) положения общего характера; 2) права и процессуальные гарантии лиц, находящихся в статусе подозреваемых, обвиняемых и подсудимых; 3) права заключенных.

Особого внимания заслуживает опыт Федеративной Республики Бразилия в области проверки и контроля за действиями сотрудников правоохранительных органов, а также устранения выявленных нарушений со стороны судов. Внедрение подобных процедур в отечественную правоприменительную практику могло бы значительно улучшить эффективность работы правоохранительных органов в области обеспечения законности и правопорядка в Российской Федерации.

Ключевые слова: Федеративная Республика Бразилия, БРИКС, Российская Федерация, правовая защита, правовой статус, специальный правовой статус, подозреваемые, обвиняемые, осужденные.

В рамках ведущегося международного диалога по вопросам верховенства права и режима законности, защиты прав человека и гражданина нередко заходит речь о роли и значимости международных объединений и их членов при решении острых вопросов в контексте данной тематики.

Федеративная Республика Бразилия является одним из важнейших партнеров Российской Федерации на международной арене, в том числе в рамках такого объединения группы наиболее быстро развивающихся государств, как БРИКС.

Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС, утвержденная Президентом Российской Федерации, отмечает среди ряда обстоятельств, способствующих сближению государств - членов данного объединения, наличие у участников БРИКС схожих проблем, связанных с потребностями масштабной модернизации экономики и социальной жизни. Решать данные вопросы предполагается через использование общности подходов и развитие сотрудничества государств-участников.

© Белик В. Н., Семеновский И. Д., 2015

Федеративная Республика Бразилия, являясь крупнейшим по площади и количеству населения государством в Южной Америке, имеет ряд схожих с Российской Федерацией проблем, связанных со значительным социальным неравенством, высоким уровнем коррупции, существенными диспропорциями в развитии субъектов федерации и другими обстоятельствами.

Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что Федеративная Республика Бразилия по-прежнему остается для широкого научного сообщества весьма экзотическим государством, упоминание которого даже в сравнительно-правовом аспекте или в качестве приводимого примера встречается весьма нечасто. По нашему мнению, изучение опыта зарубежных правопорядков является одним из путей для дальнейшего совершенствования национального законодательства с учетом использования практики других государств. В связи с этим представляется целесообразным открытие для широкого круга исследователей ряда вопросов о правовом положении личности в этой крупнейшей латиноамериканской стране.

Проведем анализ конституционных основ правового статуса личности и пределов ограничения прав и свобод человека в Федеративной Республике Бразилия, находящейся на достаточно схожем с Российской Федерацией уровне государственно-правового и социально-экономического развития. Данная сфера регулирования в соответствии со ст. 23, 24 бразильской Конституции относится к предмету ведения федерации.

Конституция Федеративной Республики Бразилия уже в своей преамбуле, построенной по американскому образцу, обозначает в качестве высших ценностей «осуществление социальных и личных прав, свободу и безопасность», тем самым придавая особое значение данным категориям. Одновременно с этим следует отметить, что бразильская Конституция берет за основу европейскую традицию конституционализма и имеет весьма схожую с Конституцией Российской Федерации структуру. Например, это касается преамбулы, раздела I «Основополагающие принципы» (соответствует гл. 1 «Основы конституционного строя»), раздела II «Основные права и гарантии» (соответствует гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»), раздела III «Государственное устройство» (соответствует главе 3 «Федеративное устройство») и т. д.

В разделе II Конституции Бразилии имеется пять глав: «Личные и коллективные права и обязанности», «Социальные права», «Гражданство», «Политические права», «Политические партии». Первая из этих глав состоит из одной статьи, включающей в себя 77 пунктов, касающихся условий реализации основных прав как бразильцев, так и иностранных граждан, и двух дополнительных параграфов. Отметим, что главный законодательный акт закрепляет классические права трех поколений.

Предшествующая Конституция Бразилии имела, в свою очередь, 36 пунктов, посвященных данной сфере общественных отношений. Как отмечает Б. А. Страшун, такое большое количество норм, посвященных личным и коллективным правам и обязанностям, в действующей Конституции является «реакцией на двадцатипятилетний период авторитаризма в стране». Очевидно, что схожие параллели возможно провести и в отношении нашего государства.

Вместе с тем Конституция Бразилии более подробно, чем Конституция России, устанавливает правовой статус личности. В частности, детальная регламентация социальных прав выводит на конституционный уровень положения о праве на тринадцатую заработную плату при условии полной занятости (п. 8 ст. 7), индексации пенсий в соответствии с уровнем повышения заработных плат

(§ 4, ст. 40, ст. 202) и др. На наш взгляд, подобное конституционное регулирование создает серьезные юридические гарантии реализации прав граждан, однако за счет этого основной документ государства становится довольно значительным по объему и весьма громоздким.

Подробную регламентацию в бразильской Конституции получают личные права и свободы. В сфере материальных личных прав конституционное закрепление получили положения о неприкосновенности личности (п. 3 ст. 5), неприкосновенности жилища (п. 11 ст. 5), тайне переписки и сообщений (п. 12 ст. 5) и ряд других важнейших прав. По-настоящему современной и необычной с точки зрения российского законодательства является процедура «habeas data» (п. 72 ст. 5), в соответствии с которой гражданин имеет право получить от органов государственной власти всю информацию о себе, находящуюся в распоряжении у данных органов, а также внести в нее при необходимости актуальные изменения.

Нельзя также не отметить конституционное регулирование общественных отношений, связанных с возможным ограничением правового статуса человека и гражданина, а именно ряда процессуальных прав. Между тем их четкое и детальное изложение должно служить защитой от произвола со стороны государственных органов. В первую очередь это касается подозреваемых, обвиняемых и осужденных, поскольку правовой статус данных лиц предусматривает ограничение их прав и свобод в максимальной степени по сравнению со всеми другими категориями граждан.

Положения Конституции Бразилии, касающиеся уголовных и уголовно-процессуальных отношений, представляется возможным условно подразделить на несколько смысловых блоков.

1. Положения общего характера, относящиеся к абсолютно всем гражданам и черпающие свои исторические корни еще из Декларации прав человека и гражданина 1789 г. К ним, например, относятся такие традиционные постулаты, как отсутствие преступления без указания на то в законе (п. 39 ст. 5), недопустимость обратной силы уголовного закона, за исключением улучшения им положения правонарушителя (п. 40 ст. 5), возможность применения наказания исключительно к лицу, совершившему преступление (п. 45 ст. 5), невозможность лишения свободы без процедуры, предусмотренной законодательством (п. 54 ст. 5).

Конституция Бразилии также устанавливает закрытый перечень из пяти видов наказаний, применение которых возможно к лицам, совершившим преступление: лишение или ограничение свободы, конфискация имущества, штрафы, альтернативные

общественные работы, ограничение либо лишение определенных прав. В то же время являются недопустимыми такие виды, как смертная казнь (за исключением периода введенного военного положения в случае иностранной агрессии), пожизненное лишение свободы, принудительные работы, высылка за пределы государства и жестокие наказания.

2. Права и процессуальные гарантии лиц, находящихся в статусе подозреваемых, обвиняемых и подсудимых. Так, бразильская Конституция устанавливает возможность осуществления расследования и проведения судебного разбирательства только соответствующими компетентными органами (п. 53 ст. 5). Стороне, обвиняемой в рамках административного или судебного процесса, должно обеспечиваться право на полную и своевременную защиту (п. 55. ст. 5), в том числе в случаях, установленных в законе, гарантируется право на получение бесплатной юридической помощи (п. 74 ст. 5).

В соответствии с п. 51 ст. 5 Конституции Бразилии доказательства, полученные незаконным способом, являются недопустимыми, что находит отражение, как и многие другие обозначенные выше правовые нормы, в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 50). Согласно п. 52 ст. 5 Конституции Бразилии никто не может признаваться виновным, пока приговор по уголовному делу не вступит в законную силу (аналогично ч. 1 ст. 49 Конституции России).

Не нашел отражения на конституционном уровне в Российской Федерации целый ряд существенных прав, гарантированных гражданам основным законодательным актом Федеративной Республики Бразилия. Среди них можно выделить право задержанного на уведомление суда, семьи либо иных назначенных им лиц о факте и месте своего задержания, а также процедуры «habeas corpus», «mandado de seguranca» и «mandado de injuncao», предусматривающие проверку судом законности различных действий сотрудников правоохранительных органов либо соответствующую реакцию на их бездействие.

Процедура «habeas corpus» является общей и применяется к любому лицу, в отношении которого были допущены противозаконные действия либо злоупотребление властными полномочиями, в том числе в процессе уголовного судопроизводства. По ее итогам суд определяет законность задержания конкретного заявителя.

«Mandado de seguranca», или ордер о безопасности, предоставляется для защиты неоспоримого права, не гарантированного процедурой «habeas corpus». По сути, это средство правовой защиты представляет собой разновидность судебного приказа, выдаваемого на основании фактически имеющихся документов, призванного защитить от

незаконных действий органов публичной власти либо от их бездействия.

«Mandado de injuncao» - это акт, обязывающий Конгресс либо органы исполнительной власти разработать и принять в определенный срок нормативный правовой акт, создающий механизм и обеспечивающий возможность реализации конституционных прав граждан. Таким образом, он служит для защиты прав граждан путем побуждения органов государственной власти восполнить пробелы в праве, препятствующие правореализации.

Специфическим, тем не менее важным, по нашему мнению, является право арестованного знать необходимую для возможной идентификации информацию о должностном лице, совершившем задержание, а также о должностном лице, проводившем допрос (п. 64 ст. 5).

Новаторским является положение, предусмотренное п. 58 ст. 5 Конституции Федеративной Республики Бразилии: за исключением случаев, прямо установленных законом, человек не может подвергаться процедуре установления личности со стороны правоохранительных органов при наличии у него соответствующего документа.

3. Права заключенных. Так, п. 48 ст. 5 Конституции Бразилии устанавливает, что отбывание наказания лицами, приговоренными к лишению свободы, осуществляется в специализированных учреждениях в зависимости от характера и степени тяжести совершенного преступления, возраста и пола осужденного. Пункт 49 ст. 5 гарантирует заключенному право на уважение его физической и моральной неприкосновенности. Пункт 50 ст. 5 допускает содержание женщин под стражей лишь при соблюдении условий, позволяющих им оставаться со своими детьми во время кормления.

Глава Конституции Федеративной Республики Бразилия о личных правах и обязанностях завершается двумя параграфами крайне важного содержания. Во-первых, конституционные нормы, устанавливающие права и закрепляющие основные гарантии, признаются непосредственно действующими. Таким образом, допускается прямая ссылка на них и их использование в судебном заседании при разрешении конкретных споров. Во-вторых, перечисление в Конституции прав и гарантий не исключает существования других прав и гарантий, вытекающих из ее принципов и содержания, что также нашло отражение в российской Конституции (ч. 1 ст. 55). Более того, § 2 ст. 77 основного законодательного акта Бразилии признает обязательными для обеспечения и соблюдения дополнительные права и гарантии граждан, закрепленные в международных договорах, участниками которых является Федеративная Республика Бразилия.

Еще одним важным элементом механизма правовой защиты является защитник. В соответствии со ст. 133 адвокаты являются независимыми от органов управления юстицией. В пределах, установленных законом, они не несут ответственности за свои действия и поступки при исполнении профессиональных обязанностей, то есть обладают иммунитетом.

Таким образом, исходя из содержания перечня приведенных прав и гарантий представляется возможным судить о достаточно полной и даже подробной регламентации на конституционном уровне прав подозреваемых, обвиняемых подсудимых и заключенных. Во многом правовой статус личности и система прав и свобод человека по конституциям Бразилии и России являются схожими, однако крупнейшей латиноамериканской стране присущ ряд специфических признаков. В частности, это касается введения новых юридических гарантий и дополнительных прав личности, таких как право на получение информации о себе из публичных реестров, право знать информацию о должностных лицах, проводящих задержание и допрос. Важно отметить также наличие специальных процедур, направленных на защиту от злоупотребления властью органов государства. По нашему мнению, следует поддержать позицию С. В. Левчука и П. А. Бранзбурга, утверждающих, что анализ конституционных механизмов защиты прав человека в Бразилии («habeas corpus», «mandado de seguranca», «mandado de injuncao» и «habeas data»)

«показывает их уникальность, особенно по вопросам административного преследования граждан со стороны чиновников и фактов прямого злоупотребления властью» [1].

На наш взгляд, перенесение на российскую почву данных институтов будет полезным и позволит повысить уровень ответственности органов государственной власти, и в первую очередь правоохранительных органов, перед гражданами, а также создать дополнительные гарантии прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Изучение исторического, а также актуального мирового опыта защиты прав человека должно способствовать выработке новых интегральных подходов к вопросам правового регулирования статуса и правового положения личности, а также строго регламентировать допустимые пределы их законодательных ограничений. При этом особого внимания заслуживает опыт Федеративной Республики Бразилия в области проверки и контроля за действиями сотрудников правоохранительных органов, а также устранения выявленных нарушений со стороны судов в рамках вышеупомянутых процедур «habeas corpus», «mandado de seguranca» и «mandado de injuncao».

По нашему мнению, внедрение подобных процедур в отечественную правоприменительную практику могло бы значительно улучшить эффективность работы правоохранительных органов в области обеспечения законности и правопорядка в Российской Федерации.

Список литературы

1. Левчук С. В., Бранзбург П. А. Конституционно-правовые механизмы защиты прав человека в Бразилии // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 3. С. 181-186.

VALERY NIKOLAEVICH BYELIK,

phd in law, associate professor associate professor of the constitutional and international law department;

IGOR DMITRIYEVICH SEMENOVSKIJ,

graduate student of the constitutional and international law department (Financial university under the government of the Russian Federation),

e-mail: 7226905@mail.ru

SEPARATE ASPECTS OF CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS LEGISLATIVE RESTRICTIONS OF THE PERSONALITY ON THE BASIS OF EXPERIENCE RESEARCH OF THE FEDERAL REPUBLIC OF BRAZIL AND THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: this article deals with the system of constitutional rights and freedoms of the person in the Federal Republic of Brazil, a basis and limits of restriction of legal status of the suspects accused and condemned in detail. The short review of state and legal development of Brazil and Russia is carried out. The conclusion about advantages and shortcomings of the considered legal regulation is drawn.

© Belik V. N., Semenovskij I. D., 2015

Taking into account similarity of the present stages of social and economic, state and legal development of the Russian Federation and the Federative Republic of Brazil as members of BRICS, it is necessary to investigate a constitutional and legal way of development of these two states, including, in questions of ensuring the rights and personal freedoms, guarantees of legal status of the persons which are in isolation conditions from society.

Thus the special attention is deserved by experience of the Federal Republic of Brazil in the field of check and control of actions of law enforcement officers, and also elimination of the revealed violations from courts. Introduction of similar procedures in domestic law-enforcement practice could improve considerably overall performance of law enforcement agencies in the field of law enforcement and a law and order in the Russian Federation.

Key words: Federative Republic of Brazil, BRICS, Russian Federation, legal protection, legal status, special legal status, suspects, accused, condemned.

References

1. Levchuk S. V., Branzburg P. A. Konstitucionno-pravovye mehanizmy zashhity prav cheloveka v Brazilii [Constitutional legal mechanisms of protection of human rights in Brazil]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Bulletin of Russian State Humanitarian University, 2013, no. 3, pp. 181-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.