Научная статья на тему 'Отдельные аспекты тактики допроса несовершеннолетнего'

Отдельные аспекты тактики допроса несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1910
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДОПРОС / ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ РЕАКЦИЯ / MINOR / INTERROGATION / POLICY STROKE / INVESTIGATIVE ACTION / TEENAGE REACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокорин Дмитрий Леонидович, Мосина Светлана Вячеславовна

В настоящей статье рассмотрены некоторые особенности тактики проведения допроса несовершеннолетних независимо от их процессуального статуса. Аргументировано мнение о необходимости выбора тактических приемов с учетом психологических особенностей личности несовершеннолетнего. Определен ряд оптимальных тактических приемов, направленных на эффективность получения показаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain aspects of the tactics of carrying out interrogation of minors

In the present article some features of tactics of carrying out interrogation of minors, irrespective of the procedural status are considered. The opinion on need of the choice of policy strokes taking into account psychological features of the identity of the minor is reasoned. A number of the optimum policy strokes directed to efficiency of obtaining indications is defined.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты тактики допроса несовершеннолетнего»

ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИКИ

УДК 343.9

Отдельные аспекты тактики допроса несовершеннолетнего

Кокорин Дмитрий Леонидович, начальник кафедры криминалистики Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент

e-mail: up-kokorin@ural-mvd.ru

Мосина Светлана Вячеславовна, преподаватель кафедры криминалистики Уральского юридического института МВД России

e-mail: svetlana-p-v@mail.ru

В настоящей статье рассмотрены некоторые особенности тактики проведения допроса несовершеннолетних независимо от их процессуального статуса. Аргументировано мнение о необходимости выбора тактических приемов с учетом психологических особенностей личности несовершеннолетнего. Определен ряд оптимальных тактических приемов, направленных на эффективность получения показаний.

Ключевые слова: несовершеннолетний; допрос; тактический прием; следственное действие; подростковая реакция.

Certain aspects of the tactics of carrying out interrogation of minors

Kokorin Dmitry Leonidovich, Head of the Department of Criminalistics of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences, Associate professor

Mosina Svetlana Vyacheslavovna, Lecturer of the Department of Criminalistics of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation

In the present article some features of tactics of carrying out interrogation of minors, irrespective of the procedural status are considered. The opinion on need of the choice of policy strokes taking into account psychological features of the identity of the minor is reasoned. A number of the optimum policy strokes directed to efficiency of obtaining indications is defined.

Key words: minor; interrogation; policy stroke; investigative action; teenage reaction.

Допрос несовершеннолетнего представляет особую сложность в его подготовке и проведении. Такая ситуация обусловлена спецификой непосредственного участника следственного действия. И причина не только в том, что следователю нередко противостоит человек, не желающий говорить правду или вообще давать показания; ошибаться, заблуждаться может и искренне стремящийся сообщить все известное ему по делу. Ис-

кажение и вымысел надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний1.

При производстве допроса несовершеннолетнего большое значение приобретает подготовительный

1 См.: Пяткова И. Г., Мосина С. В. Тактика допроса свидетелей и потерпевших по делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. № 4. С. 54.

этап, на котором необходимо всесторонне изучить личность допрашиваемого, в частности, характер, особенности психики, интересы и т. д. Следователь или дознаватель должен не только разбираться в тонкостях проведения данного следственного действия, но и обладать определенными знаниями в области психологии.

Так, в науке существует возрастная периодизация несовершеннолетних, в соответствии с которой могут выступать в качестве допрашиваемых следующие группы: несовершеннолетние младшего школьного возраста (7-11 лет); подросткового возраста (11-14 лет); старшего школьного возраста (14-18 лет). Каждая из представленных групп характеризуется особенностями в восприятии и передаче информации1.

Например, несовершеннолетние младшего школьного возраста отличаются тем, что они способны правильно воспринимать происходящие события, но при этом не всегда могут отличить главное от второстепенного, запоминают чаще отдельные детали, а не событие в целом; затрудняются описать воспринятое, в т. ч. и предметы. Отсутствие определенного опыта и знаний в данном случае компенсируется воображением, фантазией. С 14-15 лет особенности восприятия проявляются ярче, обостряется чувство собственного достоинства, возникают психические состояния повышенной или пониженной эмоциональности, иногда конфликтности. Для несовершеннолетнего, совершившего преступление, чаще всего характерны подавленность или, наоборот, приподнятость настроения, нежелание давать правдивые показания из-за боязни прослыть трусом и т. д.

Для несовершеннолетних характерна неуверенность в себе, агрессивность и обидчивость, крайняя самоуверенность.

Зная общие психологические особенности несовершеннолетних, следователь или дознаватель должен помнить о том, что их проявление индивидуально у каждого.

Советский психиатр А. Е. Личко сформулировал подростковые реакции, которые определяют поведение несовершеннолетних. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением2 .

В основе реакции эмансипации лежит свойственное подросткам желание освобождения от контроля и опеки взрослых, протест против установленных правил и порядков, стремление к независимости, самостоятельности и самоутверждению себя как личности.

Реакция группирования со сверстниками является одной из самых существенных, поскольку определяет поведение подростка. Консолидация реакции группирования с реакцией эмансипации увеличивает риск де-виантного поведения несовершеннолетнего. При этом следует учитывать характер той группы, к которой принадлежит несовершеннолетний. Для просоциальных групп характерно соблюдение общепринятых норм и

1 См.: Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Ленинград, 1979.

2 См.: Там же.

правил, для асоциальных - пренебрежение этими нормами, для антисоциальных - явное неприятие, активное противостояние.

Реакция увлечения (хобби-реакция) отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограниченны. При этом следует учитывать, что увлечения способны стать причиной нарушения поведения. Это обусловлено тем, что хобби может быть чрезмерно интенсивным, отрывать подростка от необходимых дел3.

Знание перечисленных особенностей поведения несовершеннолетних позволяет выбрать верную тактику проведения допроса.

Прежде чем приступить к допросу несовершеннолетнего, следователь или дознаватель продумывает место его проведения, продолжительность, а также определяет круг иных участников рассматриваемого следственного действия.

При подготовке к допросу следует сделать акцент на создании дружественной по отношению к допрашиваемому несовершеннолетнему, независимо от его процессуального статуса, обстановки. Такая обстановка может создаваться посредством проведения общения на равных, проявления искренности, доверительного отношения. Не рекомендуется каким бы то ни было образом принижать личные качества и достоинство несовершеннолетнего. Кроме того, на момент проведения работы необходимо изолировать его от компании сверстников4.

При общении с несовершеннолетним нужно учитывать то обстоятельство, что оно воздействует не только на разум, но и на чувства допрашиваемого. Использование вопросов, касающихся личных интересов или интересов близкого окружения несовершеннолетнего допрашиваемого, может вызвать реакцию сопротивления в форме развязности, вспыльчивости, замкнутости и т. п., что негативно скажется на производстве следственного действия5.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего особое внимание следует уделить решению проблемы, которая заключается в искажении информации, предоставляемой несовершеннолетним при его допросе. Ряд авторов полагают, что неправдивая информация может быть обусловлена добросовестным заблуждением несовершеннолетнего, неправильным пониманием сущности тех или иных событий. При создании такой ситуации необходимо оценить уровень интеллектуальных способностей несовершеннолетнего допрашиваемого, возможность объективного восприятия окружающей

3 См.: Личко А. Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения [Электронный ресурс]. 1Ж1-: http://www.gumer.info/bibliotek (дата обращения: 27 апреля 2016 г.).

4 См.: Виноградова О. П. Особенности тактики отдельных следственных действий с участием подозреваемых (обвиняемых), страдающих нарушением психики // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2016. № 1. С. 5-10.

5 См.: Степанова А. А., Файрушина Р. Д. Тактика допроса потерпевших и свидетелей // Правовое государство: теория и практика. 2011. № 2. С. 75.

действительности. Такую оценку можно дать при помощи напоминающих вопросов с использованием различных ассоциативных рядов, выстраивание которых должно осуществляться самим допрашиваемым.

Так, для того чтобы выяснить, разбирается ли несовершеннолетний в днях недели или в часах, можно использовать вопросы, привязывая их к привычному для ребенка режиму. Например, ко времени, когда он идет в школу или на занятия в секцию, - просить обозначать время суток в ассоциации темно - светло и т. п.

В следственной практике был случай, когда при допросе несовершеннолетний потерпевший указал, что один из напавших на него «был рыжий». Зафиксировав эту фразу в протоколе допроса, следователь добавил свое разъяснение - «то есть у нападавшего были рыжие волосы». Однако в дальнейшем, после того как были заданы уточняющие вопросы, стало понятно, что потерпевший, определяя нападавшего как «рыжий», имел в виду, что последний был одет в футболку с такой надписью1.

Также в целях проверки показаний следует применять прием наглядной демонстрации. Например, на допросе несовершеннолетний свидетель преступления заявил, что «дядя, ударивший тетю продавщицу, был в желтой куртке». Однако эти показания противоречили иным доказательствам, имеющимся в материалах уголовного дела. Следователь, желая проверить показания мальчика, разложил перед ним несколько листов цветной бумаги и предложил выбрать лист, похожий на цвет куртки «дяди». Мальчик показал на лист синего цвета и заявил, что куртка была «вот такого желтого» цвета2.

Помимо случаев, связанных с добросовестным заблуждением несовершеннолетнего допрашиваемого относительно правдивости даваемых им показаний, также существует проблема умышленного искажения передаваемой информации.

Для определения и выбора оптимальных тактических приемов необходимо помнить, что любая ложь обусловлена конкретными мотивами. Так, в юридической литературе выделяют несколько групп мотивов, побуждающих несовершеннолетнего допрашиваемого давать ложные показания3.

Первая группа мотивов связана с неправильным пониманием несовершеннолетним черт собственного характера. Так, например, негативные черты характера, такие как грубость, упрямство, трактуются ими как демонстрация силы, смелости, отстаивание собственной позиции.

В случае проявления такого поведения следователю необходимо начать с установления психологи-

1 См.: Кирянина И. А., Мишенина А. А. Актуальные вопросы тактики допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 4(38). С. 140.

2 См.: Там же.

3 См., например: Тимошенко С. Е. Использование сведений о

личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, в целях определения тактики его допроса // Сборник материалов криминалистических чтений. Барнаульский юридический институт МВД. 2015. № 11. С. 53-55.

ческого контакта с допрашиваемым. Вне зависимости от направленности личности несовершеннолетнего в процесс допроса его следует включать постепенно. Для преодоления агрессии можно применять различные тактические приемы, в числе которых правило «накопления согласия», демонстрация общности взглядов, прием «психологическое поглаживание»4. Все они направлены на создание у несовершеннолетнего положительного образа сотрудника правоохранительных органов, построение взаимоотношений с допрашиваемым.

Вторая группа мотивов связана с так называемым «чувством ложного товарищества», руководствуясь которым несовершеннолетние сознательно скрывают участников преступления и берут ответственность на себя. Такое поведение в психологии принято называть «конформным». Несовершеннолетним свойственно подчинение мнению окружающих, зависимость от них, что и приводит к вовлечению в преступную группу.

Для выявления данного мотива с несовершеннолетним проводится предварительная работа, направленная на выяснение характера отношений в той группе, к которой он относится. При этом нужно постараться разъяснить суть истинной дружбы и товарищества. Требуется максимально изолировать несовершеннолетнего от общения с участниками этой группы, привлекая в качестве помощников родителей или сверстников, которые могут оказать на него положительное влияние.

При выборе тактики допроса следует учитывать, что причиной неискренности показаний может являться самооговор. В качестве наиболее эффективного способа пресечения лжи рекомендуется использовать детальный допрос обо всех событиях совершенного преступления с одновременным сопоставлением с имеющимися в материалах уголовного дела иными доказательствами. При этом при постановке вопросов необходимо убедиться в правильном понимании их содержания допрашиваемым, что достигается при помощи использования контрольных вопросов.

Также при выявлении признаков указанного мотива рекомендуется использовать тактический прием, направленный на разжигание внутреннего конфликта в группе. Используя информацию о наличии открытых или скрытых конфликтов в группе, можно акцентировать внимание несовершеннолетнего на фактах, которые негативно характеризуют его в глазах других участников.

Как указывалось ранее, особое внимание требуется уделить подготовке к следственному действию. Так, готовясь к допросу несовершеннолетнего, следователь в обязательном порядке собирает информацию об условиях, в которых живет и воспитывается допрашиваемый, его характере, психических особенностях. Соответственно, перед допросом следователь уже имеет представление об окружающей среде и личности допрашиваемого. Обстановка допроса должна располагать несовершеннолетнего к откровенности, поэтому

4 Реуцкая И. Е., Бродченко О. И. Психологические особенности допроса несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. С. 65.

не стоит пренебрегать выбором места проведения допроса.

Непосредственно вступительная часть допроса, как правило, носит характер беседы, лишенной чрезмерной официальности, что позволяет восполнить пробелы в информации о личности несовершеннолетнего, которую не удалось собрать на подготовительном этапе. Помимо прочего, такая беседа направлена на установление психологического контакта с допрашиваемым, что обуславливает ход допроса по существу.

В процессе допроса могут быть использованы различные тактические приемы, которые определяются с учетом психологических особенностей несовершеннолетнего допрашиваемого. Соответственно, выбор оптимальных и эффективных тактических приемов проведения допроса способствует получению наиболее полных и достоверных сведений по расследуемому уголовному делу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при производстве допроса несовершеннолетнего, независимо от его процессуального статуса, следователю необходимо обладать знаниями не только о процессуальном порядке проведения следственного действия, но также и об отдельных психологических аспектах работы с рассматриваемой категорией лиц.

Список литературы

1. Виноградова О. П. Особенности тактики отдельных следственных действий с участием подозреваемых (обвиняемых), страдающих нарушением психики / О. П.

Виноградова // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2016. - № 1.

2. Кирянина И. А. Актуальные вопросы тактики допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса / И. А. Кирянина, А. А. Мишенина // Правовое государство: теория и практика. - 2014. - № 4 (38).

3. Личко А. Е. Подростковая психиатрия / А. Е. Личко. - Ленинград, 1979.

4. Личко А. Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения [Электронный ресурс] / А. Е. Личко. - URL: http:// www.gumer.info/bibliotek.

5. Пяткова И. Г. Тактика допроса свидетелей и потерпевших по делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет / И. Г. Пяткова, С. В. Мосина // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2015. -№ 4.

6. Реуцкая И. Е. Психологические особенности допроса несовершеннолетних / И. Е. Реуцкая, О. И. Бродченко // Прикладная юридическая психология. -2008. - № 2.

7. Степанова А. А. Тактика допроса потерпевших и свидетелей / А. А. Степанова, Р. Д. Файрушина // Правовое государство: теория и практика. - 2011. - № 2.

8. Тимошенко С. Е. Использование сведений о личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, в целях определения тактики его допроса / С. Е. Тимошенко // Сборник материалов криминалистических чтений. Барнаульский юридический институт МВД России. - 2015. - № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.