Научная статья на тему 'Отдельные аспекты совершенствования процесса противодействия теневым процессам в банковской сфере Российской Федерации'

Отдельные аспекты совершенствования процесса противодействия теневым процессам в банковской сфере Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ТЕНЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родченкова Оксана Алексеевна, Накова Мадина Робертовна

На современном этапе развития Российской Федерации, ориентированном на построение экономики инновационного типа, эффективное функционирование банковской системы приобретает особое значение. Банковская система играет ключевую роль в достижении сбалансированности инновационного развития экономики, при этом она должна быть способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности, финансовую устойчивость и независимость национальной экономики. Следовательно, развитие банковского сектора и поиск путей эффективного противодействия и устранения теневой и криминальной составляющей в указанной сфере должно стать одной из приоритетных задач государственного масштаба

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родченкова Оксана Алексеевна, Накова Мадина Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT OF PROCESS OF COUNTERACTION TO SHADOW PROCESSES IN THE BANK SPHERE OF THE RUSSIAN FEDERATION

At the present stage of development of the Russian Federation focused on creation of economy of innovative type, effective functioning of a banking system is of particular importance. The banking system plays a key role in achievement of balance and innovation of development of economy; it has to be capable to provide the high level of investment activity in economy, financial support of innovative activity, financial stability and independence of national economy. Therefore, development of the banking sector and elimination of a shadow and criminal component has to become one of priority problems of the state scale

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты совершенствования процесса противодействия теневым процессам в банковской сфере Российской Федерации»

20. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

20.1. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВЫМ ПРОЦЕССАМ В

БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Родченкова Оксана Алексеевна, заместитель начальника кафедры финансов и экономического анализа, канд. экон. наук, доцент

Место работы: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

rod.oks@yandex.ru

Накова Мадина Робертовна, преподаватель кафедры финансов и экономического анализа, канд. экон. наук Место работы: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

gamma-r@mail. ru

Аннотация: На современном этапе развития Российской Федерации, ориентированном на построение экономики инновационного типа, эффективное функционирование банковской системы приобретает особое значение. Банковская система играет ключевую роль в достижении сбалансированности инновационного развития экономики, при этом она должна быть способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности, финансовую устойчивость и независимость национальной экономики. Следовательно, развитие банковского сектора и поиск путей эффективного противодействия и устранения теневой и криминальной составляющей в указанной сфере должно стать одной из приоритетных задач государственного масштаба

Ключевые слова: банковская система, теневые процессы, экономические преступления, противодействие экономической преступности в банковской сфере

SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT OF PROCESS OF COUNTERACTION TO SHADOW PROCESSES IN THE BANK SPHERE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Rodchenkova Oksana A., the deputy chief of chair of finance and the economic analysis, Candidate of Economic Sciences, associate professor

Work place: the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia of V. Ya. Kikotya

rod.oks@yandex.ru l Nakova Madina R., the teacher of chair of finance and the economic analysis, Candidate of Economic Sciences

Work place: the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia of V. Ya. Kikotya

gamma-r@mail.ru

Annotation: At the present stage of development of the Russian Federation focused on creation of economy of innovative type, effective functioning of a banking system is of particular im-

portance. The banking system plays a key role in achievement of balance and innovation of development of economy; it has to be capable to provide the high level of investment activity in economy, financial support of innovative activity, financial stability and independence of national economy. Therefore, development of the banking sector and elimination of a shadow and criminal component has to become one of priority problems of the state scale

Keywords: a banking system, shadow processes, economic crimes, counteraction of economic crime in the bank sphere

На сегодняшний день преобладающая часть экономических и налоговых правонарушений совершается с использованием банковской системы. Отмывание «грязных» денег, вывоз капитала, обналичивание денежных средств, подделка банковских документов, расхищение кредитов, создание фиктивных банков, фиктивное банкротство, мошенничество с ценными бумагами - это далеко не полный перечень правонарушений, совершаемых в банковской сфере. На сегодняшний день по различным оценкам специалистов, ущерб от подобных операций составляет 1/3 от общей суммы ущерба, нанесенного всеми экономическими преступлениями1.

Российская банковская система, призванная привлекать и эффективно перераспределять финансовые ресурсы, не в полном объеме выполняет возложенные на нее функции, что обусловлено объективными и субъективными причинами современного периода развития национальной экономики. Банки, являясь частью экономической системы, зависят от общей экономической ситуации в стране. Криминализация отечественной экономики формирует определенные правила для участников рынка, основой которого является неисполнение и нарушение действующего законодательства. По официальным данным, теневой сектор экономики составляет более 20%, по оценке экспертов МВД - около 45% ВВП, что свидетельствует о расширении практики правонарушений в предпринимательской деятельности2.

Таким образом, на данном этапе кредитно-банковская система пока не создает благоприятных условий для осуществления инвестиций в реальный сектор экономики и не вносит существенного вклада в формирование доходной части бюджетов разных уровней. Например, доля поступлений от кредитно -банковских операций в общем объеме налогов и сборов в республике Карелия и Удмуртской республике, Челябинской и Ярославской областях составляет 12%, Санкт-Петербурге и Калужской области - в пределах 7%. И этот показатель не увеличивается, несмотря на рост общей суммы налоговых и других поступлений от кредитно-банковской сферы3.

Высокий уровень знаний специалистов кредитно-банковской сферы, несовершенство действующего законодательства, в том числе банковского и налогового, затрудняют выявление и пресечение налоговых правонарушений и преступлений, а в ряде случаев

1 Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М., 2012

2 Саркисянц А. Проблемы банковской безопасности и отмывания денег. // Бухгалтерия и Банки, 2014, № 7.

3 По данным Федеральной Налоговой службы Российской Фе-

дерации www.nalog.ru

Бизнес в законе

2'2015

приводит к тому, что имеющие место факты реализации преступных схем не могут быть доказаны в установленном законом порядке либо успешно оспариваются в арбитражных судах.

Просматривается тенденция перспективного направления по созданию региональных финансово-промышленных групп в виде долгосрочных альянсов с промышленными предприятиями путем формирования инвестиционных портфелей из акций крупных промышленных предприятий. Однако, приобретая контрольные пакеты акций предприятий, коммерческие банки, осуществляя дальнейшую экономическую политику в своих интересах, увеличивают задолженность предприятий перед бюджетом. Выдавая кредиты предприятиям-должникам на заведомо невыполнимых условиях под залог участвующего в производстве имущества, они в дальнейшем становятся по существу их владельцами, диктуя свою политику, зачастую в разрез с экономическими интересами регионов. Отсутствие должного контроля и влияния на эти процессы не только не способствует пополнению бюджетов различных уровней, но и может серьезно осложнить реализацию антикризисных программ регионов.

В настоящее время резко увеличился объем переводимых за рубеж валютных средств юридическим и физическими лицами, для чего используются банки, имеющие прямые корреспондентские связи с зарубежными банками, чаще всего данные операции совершаются по фиктивным контрактам на закупки сельскохозяйственной продукции, маркетинговые и консультационные услуги.

Особую нишу на рынке банковских услуг занимают прибалтийские банки. Осуществляя свою деятельность через нелегальные или полулегальные представительства, фактически они занимаются банковской деятельностью (открытие счетов в зарубежных банках, продажа оффшорных компаний, осуществление расчетно-кассового обслуживания) без необходимого на то разрешения ЦБ России, т.е. предлагая свои услуги, способствуют сокрытию доходов от налогообложения российскими юридическими и физическими лицами.

Продолжается рост числа сокрытия объектов налогообложения путем расчетов наличными денежными средствами. Внебанковский оборот денег обусловлен нестабильностью банковской системы, задержкой платежей кредитными организациями и ростом экономических преступлений. По некоторым оценкам, удельный вес теневого сектора в экономике России перешагнул порог экономической безопасности государства; по данным экспертов, нелегальный налично-денежный оборот только по Москве составляет около 60 трлн. рублей в год, а у отдельных структур он может достигать 25 млрд. рублей в день.4 Свыше половины незаконного оборота наличных денежных средств приходится на 6-7 специализированных группировок. Каждая из них имеет трехуровневую структуру: коммерческий банк или банковская группа, десять-двадцать фирм, срок функционирования которых не превышает 3-х месяцев, и одна-две фирмы, которые регистрируют в ускоренном порядке новые компании. Можно констатировать, что штрафы, налагаемые правоохранительными органами, несопоставимы с доходами в этом секторе криминального бизнеса, где объ-

4 Расчеты автора по данным официального сайта Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru

ем разовой сделки, составляет 1-2 млрд.рублей.5 Операции с наличностью в рублях возможны лишь с участием банков, которые не только заинтересованы в этих операциях, но и зачастую выступают их инициаторами.

Кроме того, отмечается рост незаконных сделок с наличной иностранной валютой без оформления каких-либо документов. Прослеживается тенденция по переводу «черного нала» в иностранную валюту, массовый характер приобретает занижение обменными пунктами коммерческих банков сумм приобретенной -реализованной иностранной валюты.

Ужесточение политики ЦБ России по резервированию средств коммерческих банков привело к тому что, последние стремятся скрыть свои средства от резервирования при помощи перевода их на счета, которые резервированию не подлежат. Это в свою очередь приводит к искажению данных о финансовом состоянии коммерческих банков.

По-прежнему, одним из наиболее криминогенных участков банковской деятельности остается исполнение платежных поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Задерживая исполнение платежных поручений налогоплательщиков, банки нередко используют эти суммы в качестве краткосрочных кредитных ресурсов.

Кроме того, по клиентам, имеющим задолженность перед бюджетом и одновременно ссудную задолженность перед банком, часто практикуется зачисление выручки от реализации товаров, работ и услуг, доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов в других кредитных учреждениях, минуя расчетные и текущие счета, на ссудный счет. Нелегитимные финансовые операции, осуществляемые в ряде коммерческих банков, прокручивание ими государственных средств с целью извлечения незаконных и неконтролируемых доходов ведут к задержкам финансирования бюджетных организаций.

Принимая во внимание тенденции и факторы, характеризующие развитие региональных кредитно-банковских систем, можно выделить основные причины, которые влияют на направленность совершаемых налоговых преступлений и правонарушений.

Так, одной из причин нарушений законодательства о налогах и сборах является нежелание совершать действия, которые могут привести к ухудшению финансового состояния банка. Ведь в условиях уменьшения его ресурсной базы и снижения показателей ликвидности необходимость уплаты в бюджет налогов и взносов выводит из оборота крупные денежные средства, что усложняет поддержание финансовой устойчивости банка. Поэтому руководители кредитно-банковских учреждений стараются принимать меры к минимизации налоговой базы. Сделать это можно как легитимным способом, например, путем лоббирования своих интересов в законодательных и исполнительных органах власти, так и противоправными действиями -скрывая доходы и иные объекты налогообложения. Причем, незаконные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов и минимизацию налогообложения, совершаются не только неплатежеспособными или финансово неустойчивыми кредитными учреждениями, но и стабильно работающими банками.

5 Саркисянц А. Проблемы банковской безопасности и отмыва-

ния денег.// Бухгалтерия и Банки, 2014, № 7

Таким образом, практика деятельности правоохранительных органов, свидетельствует о росте правонарушений и преступлений в финансово-кредитной сфере.6 Преобладающая часть экономических и налоговых правонарушений совершается с использованием банковской системы. В то же время, деятельность банков не носит откровенно криминальный характер, но приобретает его черты. Криминогенная ситуация в сфере налогообложения банков характеризуется невысокой долей налоговых правонарушений в общем объеме правонарушений, допускаемых кредитно-банковскими учреждениями. Основная доля правонарушений происходит в связке банк - клиент, иными словами, банковские учреждения создают условия, а в ряде случаев становятся инициаторами разработки преступных схем, реализация которых осуществляется через клиентов банка или подставных фирм.

Правонарушения и преступления, допускаемые кредитными учреждениями при осуществлении ими банковской деятельности можно разделить на следующие группы налоговых и экономических правонарушений:

- нарушения, допускаемые банками как налогоплательщиками при исчислении и уплате налога на прибыль, НДС, налога на имущество и ряд других налогов;

- нарушения, допускаемые банками при выполнении ими функций налогового агента и функций контроля за очередностью платежей с расчетных счетов организаций; создания банками условий для реализаций схем фиктивного перечисления предприятиями и организациями налоговых и других обязательных платежей;

- противоправные действия кредитно-банковских учреждений в сфере наличного и безналичного денежного оборота, приводящие к росту неконтролируемой денежной массы;

- незаконное (нецелевое) использование или присвоение банками бюджетных средств; участие банков в легализации доходов, полученных противоправным путем, совершение операций, связанных с незаконным вывозом денежных средств из Российской Федерации;

- нарушение банками законодательства при совершении валютных операций, участие в организации махинаций по переводу валюты за рубеж.

Раскрытие правонарушений, связанных с незаконными налично-денежными операциями, требует проведения большого объема оперативных и проверочных мероприятий, необходимости обследования помещений банков, фирм и изучения финансово-банковских документов, отслеживания процесса поступления денежных средств на счета фирм-однодневок, с тем, чтобы в наиболее благоприятный момент (при поступлении крупных сумм денежных средств) приостановить расходные операции по счету с целью изъятия средств в бюджет. Кроме этого, руководящие сотрудники банка, участвующие в совершении противозаконных налично-денежных операций, оказывают противодействие при раскрытии такого рода правонарушений, информируя клиентов о действиях правоохранительных органов.

Для выявления нарушений налогового законодательства необходимо активно использовать всю доступную информацию, полученную как оперативными методами, так и из открытых источников, с целью сопоставления показателей деятельности кредитно-финансовых учреждений, а также анализировать результаты проведенных документальных проверок для

6 По результатам анализа данных официального сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации www.mvd.ru о количестве совершенных преступлений указанного выше вида

определения наиболее характерных способов совершения налоговых нарушений и преступлений.

Учитывая специфику кредитно-финансовой сферы, можно сказать, что на первый план выходят мероприятия, направленные на документирование установленных налоговых правонарушений и преступлений, так как именно эти мероприятия носят наиболее трудоемкий характер, и требуют квалификации, соответствующей уровню работников кредитной организации.

Деятельность так называемых «фирм-однодневок» является одной из наиболее распространенных причин, создающих условия для уклонения от уплаты налогов. Обналичивание денежных средств поставлено на поток, и центрами этих преступных сетей зачастую выступают коммерческие банки. О масштабах данной проблемы свидетельствует количество «фирм-однодневок» - по оценкам специалистов, количество организаций, относящихся к данной категории налогоплательщиков в общем количестве состоящих на учете составляет порядка 52%, из них не представляющих отчетность - 44%, представляющих нулевую отчетность - 8%7.

Раскрытие правонарушений, связанных с незаконными налично-денежными операциями, требует проведения большого объема оперативных и проверочных мероприятий, необходимости обследования помещений банков, фирм и изучения финансово-банковских документов, отслеживания процесса поступления денежных средств на счета фирм-однодневок, с тем, чтобы в наиболее благоприятный момент (при поступлении крупных сумм денежных средств) приостановить расходные операции по счету с целью изъятия средств в бюджет.

Для активизации мероприятий по выявлению и пресечению деятельности таких фирм необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий по установлению фирм и лиц, непосредственно занимающихся обналичиванием (то есть лиц, которые получают в банках наличные денежные средства по фиктивным паспортам, по доверенностям директоров этих фирм), а также банковских работников связанных с представителем данной фирмы.

Деятельность таких фирм, как правило, ограничена 1-3 месяцами, то есть до наступления первой отчетной даты по налогам. Поэтому, мероприятия по легализации полученной оперативной информации целесообразно проводить в конце отчетного периода, чтобы получить доказательства противоправной деятельности фирмы. В настоящее время появились случаи, когда финансовые операции по обналичиванию денежных средств проводятся через расчетные счета нескольких фирм, что существенно затрудняет проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению таких преступлений.

Одним из наиболее современных тактических приемов выявления фактов незаконного оборота наличных денежных средств на ранних стадиях их создания и деятельности является методика применения «фирм-ловушек». Суть метода заключается в следующем: создается фирма, которая оказывает услуги по регистрации коммерческих предприятий. Руководитель

7 Лямин Л.В. Интернет-банкинг: сопутствующие факторы банковских рисков и организация регулирования и надзора / В кн.: Проблемы управления банковскими и корпоративными рисками. -М.: Финансы и статистика, 2012.

Бизнес в законе

22015

фирмы обучается навыкам распознавания поддельных паспортов, что дает реальную возможность оперативным работникам отслеживать регистрацию фиктивных фирм, созданных по подложным документам с самого начала их преступной деятельности. Кроме того, появляется возможность отследить путем проверки, не являются ли паспорта утерянными.

Косвенно о возможности нарушений могут свидетельствовать такие факты:

- участие в руководстве банком людей из местной (территориальной) администрации с целью получения льгот и привилегий для отдельных предприятий и физических лиц;

- учреждение работниками банков или их родственниками фирм с целью незаконного получения кредитов или хищения средств банка;

- дружеские отношения руководителей банка с руководителями коммерческих структур;

- изменения в составе акционеров банка - физических лиц.

Сложившаяся структура преступлений экономической

направленности в исследуемой области обуславливает необходимость переориентации органов внутренних дел на внедрение в свою деятельность современных информационно-аналитических методов и соответствующего технического обеспечения.

При этом необходимо отметить, что поисковая деятельность осуществляется по неустановленным и заранее индивидуально не определенным признакам. В данном случае не имеется первичной, какой-либо заданной информации об искомом объекте. Поиск его осуществляется по признакам, которые заданы не материалами конкретного уголовного дела, дела оперативной разработки, а на основе закономерностей совершения преступления. При этом распознание достигается путем сравнения признаков, присущих тому или иному объекту, с признаками отдельных видов преступлений. В результате поступает ориентирующая информация и делается предположительный вывод, что выявленные объекты относятся к какому-либо преступлению, т.е. устанавливается формальное тождество полученных сведений с абстрактной моделью противоправного деяния, существующей в сознании оперативного работника. Эта же модель преступления предопределяется положениями, содержащимися в уголовно-правовой науке, криминалистике, криминологии, теории оперативно-розыскной деятельности и профессиональном опыте конкретных оперативных работников, осуществляющих поисковую работу.

При этом главной особенностью и характеристикой процесса выявления признаков налоговых преступлений и правонарушений, является то, что данный вид деяний, как правило, не имеет физического отображения. Признаки налоговых и экономических преступлений и правонарушений содержатся в виде записей о движении денежных средств по расчетным счетам организаций и записей о фактах совершения хозяйственных мероприятий в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Таким образом, на первое место выходит не поиск улик в их физическом выражении, а логико-мыслительная деятельность, направленная на выявление противоречий между различными документами финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. При этом процесс выявления преступлений экономической направленности отличается от всех прочих видов преступлений необходимостью обработки значительных информационных массивов. Следовательно, существующие методы и методики оперативно-розыскной деятельности, разработанные на основе методов выявления и расследования общеуголовных

преступлений, являются недостаточно эффективными в случае их применения для выявления признаков преступлений экономической направленности. Однако это не означает, что их использование нецелесообразно: существующие методы оперативно-розыскной деятельности обеспечивают высокую эффективность при сборе доказательственной базы, но не позволяют осуществлять эффективный анализ и отбор предприятий, включаемых в оперативную разработку по подозрению в совершении указанных выше преступлений.

Так как экономическая деятельность находит свое отражение в основном в так называемом «информационном поле», необходимо развивать методику оперативно-розыскной деятельности на основе внедрения информационно-аналитических методов. Которая позволит повысить эффективность поисковых мероприятий за счет оптимизации процесса обработки поступающей информации об экономической деятельности хозяйствующих субъектов. При этом поисковая работа может осуществляться по двум основным направлениям: сбор доказательственной базы по предприятиям, на которых выявлены признаки совершения преступлений экономической направленности и отбор подозрительных предприятий и организаций для проведения предварительной оперативной проверки с целью выявления признаков преступлений экономической направленности.

В результате одним из направлений развития методов поисковой информационно-аналитической работы может стать методика отбора коммерческих банков для проведения дополнительных проверок, основанная на углубленном анализе их финансово-хозяйственной деятельности.

Целесообразность внедрения приемов анализа финансово-хозяйственной деятельности используются в процессе выявления экономических и налоговых преступлений обусловлена тем, что замаскированные налоговые нарушения, хищения и приписки обычно сказываются на результатах финансово-хозяйственной деятельности банка, вызывая несогласованность отдельных взаимосвязанных экономических показателей и другие отклонения. Более того, предварительный анализ отчетности и записей в учетных регистрах позволяет отобрать круг первичных документов, подвергшихся детальному исследованию в процессе проверки, сконцентрировать внимание на вероятных нарушениях налогового законодательства, что дает возможность сократить число исследуемых документов и сроки проведения поисковых мероприятий.

Таким образом, современные особенности функционирования национальной банковской системы и отражения ее результатов обуславливают постоянное увеличение объемов экономической информации. Это обуславливает необходимость развития и внедрения новейших информационных технологий и совершенствования информационно-аналитической работы в органах внутренних дел МВД Росси. При этом, ввиду описанных выше, особенностей присущих проявлению процесса функционирования коммерческих банков, аналитическая работа и, внедряемые аналитические методы поиска и исследования информации о деятельности экономических субъектов должны занимать ключевую позицию в процессе выявления преступлений экономической направленности .

Список литературы:

1. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М., 2012.

2. Ведута Е. Государственные экономические стратегии. Российская экономическая академия. М.: 2008.

3. Гвозденко А. А. Основы страхования - М.: Финансы и статистика, 2014.

4. Джеффри Робинсон. Всемирная прачечная. Террор, преступления и грязные деньги в офшорном мире.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2012

5. Кочесокова З.Х. Актуальные вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией // Бизнес в законе 2014, №1.

6. Лямин Л.В. Интернет-банкинг: сопутствующие факторы банковских рисков и организация регулирования и надзора / В кн.: Проблемы управления банковскими и корпоративными рисками. - М.: Финансы и статистика, 2012

7. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации www.mvd.ru

8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации www.nalog.ru.

9. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru/

10. Рохмистров М. , А. Маркова и Е. Панфилова «О первых итогах борьбы с коррупцией в России»// http://www.aif.ru/society/opinions/875

11. Рябов И.В. Подходы к оценке влияния институциональных факторов на экономический рост // Бизнес в законе

2013, №5.

12. Саркисянц А. Проблемы банковской безопасности и отмывания денег.// Бухгалтерия и Банки, 2014, № 7.

13. Щербаков А.П. Проблемы стратегического выбора и конкурентоспособность российской экономики // Бизнес в законе 2013, №2.

Reference list:

1. Andrianov V.D. Russia: economic and investment potential. -M, 2012.

2. Veduta E. state economic strategy. Russian economic akakdemiya. M.: 2008.

3. Gvozdenko A.A. Insurance bases - M.: Finance and statistics, 2014.

4. Jeffrey Robinson. World laundry. Terror, crimes and dirty money in the offshore world. - M.: Alpina Business of Axle boxes, 2012

5. Kochesokova Z.Kh. Topical issues of the prevention of economic crime and fight against corruption//Business in the law

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014, No. 1.

6. Lyamin L.V. Internet banking: contributing factors of bank risks and the organization of regulation and supervision / In book: Problems of management of bank and corporate risks. -M.: Finance and statistics, 2012

7. Official site of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation www.mvd.ru

8. Official site of Federal Tax Service of the Russian Federation www.nalog.ru.

9. Official site of the Central Bank of the Russian Federation www.cbr.ru/

10. Rokhmistrov M., A. Markova and E. Panfilova "About the first results of fight against corruption in Russia"//http://www .aif.ru/society/opinions/875

11. Ryabov I.V. Approaches to an assessment of influence of institutional factors on economic growth//Business in the law 2013, No. 5.

12. Sarkisyants A. Problems of bank safety and washing денегУ/Accounts department and Banks, 2014, No. 7.

13. Scherbakov A.P. Problems of a strategic choice and competitiveness of the Russian economy//Business in the law 2013, No. 2.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью «Отдельные аспекты совершенствования процесса противодействия теневым процессам в банковской сфере Российской Федерации» Родченковой Оксаны Алексеевны заместителя начальника кафедры финансов и экономического анализа, кандидата экономических наук, доцента и преподавателя кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я.

Кикотя, кандидата экономических наук Наковой М.Р. В представленной на рецензию статье авторами были рассмотрены особенности современного функционирования национальной банковской системы, а именно теневых процессов, имеющих место в исследуемой области и оказывающих негативное воздействие как на финансовую, так и экономическую безопасность Российской Федерации.

Теоретическая новизна результатов рецензируемой работы базируется на выдвинутых предложениях по совершенствованию современного механизма выявления и противодействия, указанным выше негативным проявлениям, посредством внедрения в правоохранительную деятельность и развития современных информационно-аналитических методов, позволяющих эффективно обрабатывать значительные массивы данных, отражающих финансово-хозяйственную деятельность коммерческих банков.

В статье авторами обосновано отмечается, что банковская система играет ключевую роль в достижении сбалансированности инновационного развития экономики, при этом она должна быть способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности, финансовую устойчивость и независимость национальной экономики, следовательно, развитие банковского сектора и поиск путей эффективного противодействия и устранения теневой и криминальной составляющей в указанной сфере должно стать одной из приоритетных задач государственного масштаба.

В целом, представленная статья на тему: «Отдельные аспекты совершенствования процесса противодействия теневым процессам в банковской сфере Российской Федерации» соответствует требованиям, предъявляемым к таким работам, содержит новые теоретические результаты по решению актуальной проблемы, представляет интерес для специалистов в области экономической безопасности страны и рекомендуется для публикации в открытой печати (ранее не публиковалась).

Главный научный сотрудник ВНИИ МВД России доктор экономических наук, профессор

А.А. Крылов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.