Научная статья на тему 'Отдельные аспекты реализации национального проекта в сфере здравоохранения в амбулаторно-поликлиническом звене'

Отдельные аспекты реализации национального проекта в сфере здравоохранения в амбулаторно-поликлиническом звене Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты реализации национального проекта в сфере здравоохранения в амбулаторно-поликлиническом звене»

212 Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ ЗВЕНЕ

Оргийская О.В.

МУЗ «Родниковская центральная районная больница», г. Родники, Ивановская обл.

Реализация национального проекта в сфере здравоохранения невозможна без развития первичной медико-санитарной помощи как наиболее востребованной и доступной.

В целях повышения доступности медицинской помощи населению района намечен ввод новой поликлиники на 2008 г. Надеемся, что с введением новой поликлиники придут и новые молодые квалифицированные кадры, решится вопрос о разукрупнении терапевтических участков, которые в настоящее время составляют от 2500 до 3000 человек обслуживаемого населения на одном терапевтическом участке. Результативность и эффективность работы, направленной на достижение главной цели приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения — повышение доступности и качества медицинской помощи населению в значительной степени определяется кадровым потенциалом. Залогом успешной работы является высококвалифицированный врач. С целью выполнения мероприятий по повышению уровня знаний участковых терапевтов на курсы повышения квалификации в 2006 — 2007 гг. были направлены 6 терапевтов. Эффективным инструментом развития кадрового потенциала первичного звена здравоохранения, повышение его социального престижа, безусловно, является уровень заработной платы. После осуществления денежных выплат, предусмотренных рамками национального проекта, заработная плата участкового терапевта увеличилась в 2,5 раза, участковой медсестры — в 2,2 раза.

Помимо увеличения заработной платы, весомым стимулом решения кадрового вопроса является обеспечение жильем. Национальный проект «Здоровье» увязывает направленность действий руководителя медицинской организации с активизацией социальной политики органов местного самоуправления. В Родниковском районе разработана и утверждена программа «Молодой специалист», предусматривающая единовременные выплаты молодому специалисту в размере 8000 рублей и ежемесячные выплаты в течение года в размере 25% оклада, первоочередное обеспечение жильем по льготному кредитованию. Итогом этой программы стал приход на работу нового врача терапевта.

Разработаны основные направления совершенствования деятельности амбулаторно-поликлини-ческой службы. Открыт кабинет профилактики в районной поликлинике. С вводом новой поликлиники планируется открытие отделения профилактики, на базе которого будет проводиться данный вид осмотров, что позволит разделить потоки пациентов, приходящих в поликлинику для профилактических осмотров и больных, обращающихся для диагностики и лечения. Завершена работа по

оформлению паспортов участков, которые в настоящее время имеются на всех терапевтических участках. Издан приказ главного врача, в котором определены критерии оценки эффективности работы врача-терапевта участкового МУЗ «Родниковская ЦРБ». Все это помогает в осуществлении мониторинга здоровья населения прикрепленного участка. Упорядочена деятельность специалистов участковой службы и их взаимодействие со специалистами профильных служб поликлиники и стационара. Запись ко всем специалистам на прием доступна для всех групп пациентов. На прием к любому специалисту пациент попадает в день обращения или в любой удобный для него день по предварительной самозаписи. Количество посещений к участковому врачу выросло на 12%, повысилось количество активных посещений на дому на 25%, повысилось количество посещений с профилактической целью на 17%. Главным недостатком остается отсутствие законодательной базы, которая должна связать дополнительные денежные выплаты с качеством оказанных медицинских услуг. Основным инструментом регулирования остается мера морального воздействия на работника, а ежемесячные денежные выплаты сохраняются вне зависимости от качества оказанных услуг.

С 2006 г. проводится дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы и работников, занятых во вредных и/или опасных условиях труда. В 2006 г. осмотрено 97,8% работников бюджетной сферы и 98,3% работников вредных производств. В 2007 г. завершается дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы. Осмотрено 1452 человека (78% от числа подлежащих осмотру, оставшиеся будут осмотрены до конца года), завершены осмотры работников вредных производств (532 человека или 97,8%). В 2006 г. за дополнительные диспансерные осмотры работников бюджетной сферы в ЦРБ поступило 611 000 рублей, 95% всей суммы израсходовано на оплату труда медицинских работников, занятых в проведении этих осмотров, что позволило существенно повысить как качество осмотров, так и уровень заработной платы специалистов. Итогом дополнительной диспансеризации явилось повышение диагностирования социально значимых болезней: артериальной гипертонии на 21%, сахарного диабета на 12%, болезней костномышечной системы на 23%. Недостатком при проведении дополнительной диспансеризации является в настоящее время то, что в перечень вра-чей-специалистов, проводящих осмотры, не включен врач отоларинголог. Более 40% из подлежащих дополнительным диспансерным осмотрам являются работники сферы образования, у которых уровень ЛОР патологии достаточно весом. В следующем году при проведении дополнительной диспансеризации имеет смысл включить специали-

Т. 12, № 3-4, 2007 Вестник Ивановской медицинской академии 213

ста отоларинголога в состав специалистов, проводящих профосмотры. Значительной прибавкой к заработной плате узких специалистов амбулаторно-поликлинического звена в 2006 г. были дополнительные выплаты за оказание медицинской помощи неработающим пенсионерам и работающим гражданам. К сожалению, в 2007 г. данная категория выплат специалистам центральных районных больниц отменена.

Положительным моментом реализации национального проекта «Здоровье» стало улучшение осна-

щения первичного звена современной диагностической аппаратурой и санитарным транспортом. В рамках национального проекта для амбулаторнополиклинического звена поступило 3 аппарата ЭКГ, аппарат для проведения УЗИ, лабораторного оборудования, маммограф, автомобиль для оказания медицинской помощи на дому.

Все вышеперечисленные мероприятия позволили улучшить качество, доступность и уровень медицинской помощи населению Родниковского района.

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩЬЮ

Поляков Б.А., Тюриков Ю.М.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Ивановской области

Споры по поводу того, что важнее — первичная медико-санитарная или специализированная помощь, не имеют под собой почвы, необходимо и то, и другое. Главное — соблюсти баланс между ними. Вместе с тем, если некачественно организована первичная медико-санитарная помощь, то существенно возрастают затраты на специализированную дорогостоящую и высокотехнологичную медицинскую помощь.

Имеют место особенности организации первичной медико-санитарной помощи на селе и в городских условиях.

На селе наиболее целесообразно развитие медицинской помощи по принципу семейной или общей врачебной практики, при этом должен быть соблюден ряд непременных условий:

• оснащенный необходимым медицинским оборудованием офис;

• транспорт;

• жилье;

• достойная заработная плата.

В городе основным структурным подразделением, реализующим потребности населения в первичной медико-санитарной помощи, является поликлиника. При этом поликлиника может быть как самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением, так и структурным подразделением муниципальной больницы.

Вместе с тем, при реализации доплат в размере 25% к тарифу за первичную медико-санитарную помощь, оказанную работающему населению, мы столкнулись с ситуацией, когда региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказалось оплачивать расходы и понудило к расторжению договоров с муниципальными больницами как в городе, так и с центральными районными больницами, имеющими в своей структуре поликлинические подразделения.

При реализации первичной медико-санитарной помощи через поликлиники также принципиальное значение имеет наличие транспорта, особенно во второй половине дня. В настоящее время боль-

шинство поликлиник перестают принимать вызовы на дом после 14—15 часов.

В процессе формирования объемов медицинской помощи по программе государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи мы до настоящего времени сталкиваемся с тем, что главные врачи учреждений здравоохранения стремятся увеличить объемы стационарной помощи, а объемы поликлинической помощи планируют, исходя из нормативов на обслуживаемое население, несмотря на то, что некоторые виды амбулаторно-поликлинической помощи или отсутствуют в лицензии, или присутствуют номинально.

Проводя мониторинг выполнения объемов амбулаторной помощи населению, мы констатируем, что за 8 месяцев текущего года выполнение в целом по области составило 86,3%, при этом только две небольшие больницы выполняют объемы: МУЗ «Каменская городская больница» — 108,4%, МУЗ «Лухская центральная районная больни-

Муниципальные учреждения города Иваново выполнили объемы амбулаторно-поликлинической помощи на 88,3%, при этом лучше других работают: МУЗ «Городская поликлиника №5» —

94,5%; МУЗ «2-я городская клиническая больница» — 99,2%; МУЗ «Детская городская поликлиника №6» — 102,2%; МУЗ «Детская городская клиническая больница №5» — 93,0%. Хуже других данный показатель у МУЗ «Городская клиническая больница восстановительного лечения №5» — 63,3%, МУЗ «Городская клиническая больница №8» — 37,8%.

В районах области лучшие показатели у МУЗ г.о. Кинешма «Детская городская больница» — 100%, МУЗ г.о. Кинешма «Городская поликлиника» — 98%; МУЗ «Шуйская центральная районная больница» — 98%; МУЗ «Тейковская центральная районная больница» — 98%; МУЗ «Пу-чежская центральная районная больница» — 97,2%. Низкий показатель у МУЗ «Плеская городская больница» — 49,7%; МУЗ «Решемская участковая больница» — 64,6%; МУЗ «Заволжская центральная районная больница» — 71,7%; МУЗ «Приволжская центральная районная боль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.