ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УДК 34 (091) (470) : 35.1.74 ББК 67.3
© 2020 г. Овчинникова Олеся Дмитриевна,
доцент кафедры теории и истории права и государства Барнаульского юридического института
МВД России кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: [email protected]
Шаганян Аннета Михайловна,
доцент кафедры теории и истории права и государства Барнаульского юридического института
МВД России кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: [email protected]
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПЕРИОД С 1917 ГОДА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
В статье анализируется становление правовых мер борьбы с коррупционными проявлениями в советском государстве, их закрепление в различных нормативных правовых актах и современное положение правовых мер борьбы с ними.
Ключевые слова: коррупция, взяточничество, взятка, злоупотребление должностными полномочиями, коррупционные преступления, коррупционные проявления, антикоррупционные меры.
Ovchinnikova Olesya Dmitrievna - Associate Professor, the Department of Theory and History of Law
and the State, the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.
Shaganyan Anneta Mikhailovna - Associate Professor, the Department of Theory and History of Law and the State,
the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.
CERTAINASPECTS OFTHE ANTICORRUPTION IN THE PERIOD FROM 1917 TO THE PRESENTTIME
(HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)
The article analyzes the formation of the legal measures to combat corruption in the Soviet state, their consolidation in various regulatory legal acts and the current status of the legal measures to combat them. The authors formulate a series ofmeasures aimed at combating corruption in government bodies.
Keywords: corruption, bribery, bribe, abuse of power, corruption crimes, corruption, anticorruption measures.
С кардинальной трансформацией Российской империи в Советское государство, возникшее в результате революционного свержения государственного строя, новая страна первоначально утвердилась как государство диктатуры пролетариата. К власти пришли представители рабочих и крестьян, в большей части своей абсолютно неподготовленные к управлению делами государства. Первоочередными функциями и задачами упрочения и сохранения советской власти стала охрана правопорядка и борьба с преступностью, которые возложили на учрежденный Народный комиссариат внутренних дел.
В среде сотрудников силовых ведомств коррупция, в первые годы существования советской власти, чаще всего выражалась в злоупотреблении служебным положением, а также во взяточничестве. Именно поэтому одним из первых документов советской власти
стал декрет Совета Народных Комиссаров от 8 мая 1918 года «О взяточничестве» [1], содержащий в себе норму, согласно которой уголовной ответственности подвергалось не только лица, дающие и берущие взятку, но и содействующие этому (подстрекатели, пособники и др.).
Согласно п. 1 этого Декрета ответственность не дифференцировалась в зависимости от субъекта преступления, ими могли быть не только государственные служащие, но и лица, состоявшие на общественной службе (члены домовых комитетов, учреждений и др.). Наказание отличалось определенной строгостью. Так, если «лицо, виновное в даче или принятии взятки, принадлежит к имущему классу и пользуется взяткой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности, то оно приговаривается к наиболее тяжелым, неприятным и при-
нудительным работам, и все его имущество подлежит конфискации» [1].
Новая власть начала принимать активные антикоррупционные меры, заключавшиеся в установлении виновным в подобных деяниях серьезных лишений личного характера в виде назначения наказания, исчислявшихся десятками лет лишения свободы. Так, в 1922 году в первый советский Уголовный кодекс была внесена в качестве наказания за взятку смертная казнь. В целях искоренения взяточничества дефиниция «взятка» была расширена. Согласно циркуляру народного комиссариата юстиции РСФСР от 9 октября 1922 г. № 97 «Об объеме понятия взятки» под ней понимали не только «получение лицом, состоящим на государственной, союзной или общественной службе лично или через посредников в каком-бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, входящего в круг служебных обязанностей этого лица» [2], но и «п. 3. получение теми же лицами и в тех же случаях «комиссионных», «наградных», «организационных» или за «содействие»; п. 4. посредничество должностных лиц при подрядах, поставках, торгах для учреждения или предприятия, где они состоят на службе...; п. 5. получение посредниками, состоящими на службе учреждения или предприятия, специальных «комиссионных» или «наградных» при торговых операциях учреждения или предприятия и т. д.» [3].
С началом Новой экономической политики коррупция приобрела угрожающие размеры. В 20-е годы взяточничество приравняли к контрреволюционной деятельности. Советская власть с коррупцией боролась радикальными методами, среди которых лидировала смертная казнь, причем имелись прецеденты, когда подобная санкция выносилась одновременно двум десяткам человек [4]. Под напором таких радикальных мер уровень коррупции постепенно начал снижаться. Однако в 1927 году смертная казнь была отменена, аргументом послужил лозунг, что коррупция - это исключительно буржуазный пережиток, которому в социалистическом обществе места нет.
Введение в 1928 году карточной системы на продукты и товары массового потребления незамедлительно создало идеальную основу для различного рода коррупционных проявлений со стороны должностных лиц. Для преодоления сложившегося положения 22 августа 1932 года было издано постановление ЦИК и
СНК СССР «О борьбе со спекуляцией» [5]. Данный нормативный правовой акт предусматривал минимальное наказание за спекуляцию в виде лишения свободы на пять лет и конфискацию имущества.
Внутренняя политика Социалистического государства была направлена, в том числе, на сведение к минимуму различных проявлений коррупционной направленности. Для борьбы с данными негативными проявлениями Приказом НКВД СССР № 0018 в 1937 году были созданы подразделения по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (далее - БХСС). Сотрудники БХСС активно вступили в борьбу с хищениями, о чем свидетельствует статистика тех лет. Так, в 1939 г. вновь созданными подразделениями БХСС было выявлено 268 организованных групп расхитителей собственности советского государства, привлечено к уголовной ответственности 1 886 преступников, выявлено 538 группировок, на скамье подсудимых оказались 3 573 коррупционера [6]. При этом число взяточников оказалось небольшим, что свидетельствует как о латент-ности этих деяний, так и о незначительности их доли в общем объеме коррупционных преступлений в указанный период времени.
Как в годы Великой Отечественной войны, так и послевоенные годы отмечается рост экономической преступности вследствие дефицита товаров первой необходимости и продовольствия. Вал коррупционных преступлений продолжает нарастать. Наиболее часто встречаются такие факты как взяточничество, взаимодействие государственных органов и должностных лиц с преступными элементами. При этом санкции за данные деяния отличались излишней мягкостью.
В период правления Н.С. Хрущева был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, в котором ответственность за коррупционные преступления несколько ужесточилась. Так, дача взятки наказывалась лишением свободы на срок от трех до восьми лет, если же данное деяние было совершено неоднократно или группой лиц, либо с иными отягчающими последствиями, увеличивался срок лишения свободы и конфисковывалось имущество. Ответственность за иные коррупционные деяния, такие как злоупотребление должностными полномочиями либо превышение, халатность варьировалась от лишения свободы до «увольнения от должности» [7]. В ре-
зультате была развернута широкомасштабная борьба с преступлениями экономической направленности, в том числе с взяточничеством. Однако особых положительных результатов применение подобных санкций не дало.
Прогресс в данном направлении буксовал также и при активном противостоянии коррупционным проявлениям генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова. Став генеральным секретарем, Ю.В. Андропов начал борьбу с коррупционными проявлениями в сфере торговли, осуществил «чистку» среди представителей партийной элиты союзных республик. Кроме того, фактически он создавал «внутреннюю партию», так называемые «пятерки», которые входили в ряды правящей элиты по всей стране. Примечательно, что члены каждой из «пятерок» знали в лицо только друг друга и не подозревали о существовании других.
Коррупция в СССР отличалась от коррупции в современной России, не было многомиллионных взяток, а незаконно добытые денежные средства не переводились на счета в иностранные банки. Сущность коррупционных проявлений заключалась в злоупотреблении служебным положением, формированием понятия «кумовство». Громкие судебные процессы («Океан», «Хлопковое дело», «Ленинградское дело» и др.) в большей степени являются избавлением власти от неугодных лиц, нежели подтверждают результаты борьбы с коррупционными проявлениями.
В эпоху «перестройки» коррупция в органах государственной власти становится одной из резонансных тем. По индексу восприятия коррупции Россия занимала 82 место из 99 стран, представляя собой одну из самых коррумпированных. Следовательно, принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации не исправил ситуацию в борьбе с коррупцией, она продолжала оставаться одной из самых деструктивных сил в российском государстве.
На современном этапе легальное определение коррупции нашло свое законодательное закрепление в Федеральным законе «О противодействии коррупции». Здесь она понимается как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам обще-
ства и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица» [8]. Из определения видно, что коррупционная деятельность способствует необоснованному увеличению объема прав и свобод одних лиц перед другими, выражается в неравномерном и несправедливом распределении материальных и иных ценностей, сосредотачивая в руках небольшой группы людей основную их массу, порождая недовольство остального населения, выступая вразрез принципу равенства всех перед законом.
Сегодня можно видеть интенсивно развивающуюся базу российского антикоррупционного законодательства. Приняты Федеральные законы: № 329-Ф3 от 21.11.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»; № 230-Ф3 от 03.12.2012 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; № 273-Ф3 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»; № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; № 79-ФЗ от 07.05.2013 «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и др.
По данным статистики МВД России, с января по декабрь 2018 года выявлено 30 495 (+2,9 к АППГ) преступлений коррупционной направленности, из них 12 527 (+3,4 к АППГ) связаны с взяточничеством [9]. Согласно этой же статистике за отчетный период было выявлено 3 499 преступлений (+9,8 к АППГ), связанных с получением взятки, 2 612 преступлений (+15 % к АППГ) - дача взятки, 979 (+20,9 к АППГ) посредничество во взяточничестве, 5 437 (-6,9 к АППГ) - мелкое взяточничество, 968 (-4,9 к АППГ) - связанные с коммерческим подкупом [9].
Средняя сумма взятки растет из года в год. Так, если в 2017 году она составляла 357 000 рублей, в 2016 году - 247 000 рублей, то на сего-
дняшний момент она выросла почти в два раза и составляет 600 000 тысяч [10]. Очень показательным является структура взяточничества по такому критерию как «сумма взятки». Так, с января по сентябрь 2018 года было зарегистрировано 10 179 случаев, из них 186 взяток в особо крупном размере (свыше 1 млн рублей), 538 случаев дачи взяток в крупном размере (150 тыс. - до миллиона), 826 случаев взятки в значительном размере (от 25 до 150 тыс. рублей). Следовательно, все остальные случаи, а их более 8 000, были направлены на получение взяток меньше 25 тыс. рублей [10]. Тем самым можно утверждать, что чаще всего в сферу деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией попадают не представители высших эшелонов власти, а должностные лица среднего и мелкого начальствующего звена. Однако данное направление имеет серьезную общественную опасность, ведь наибольшее деструктивное влияние оказывает коррупция в высших органах власти, государственных и коммерческих корпорациях. Согласно данным портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ с января по декабрь 2018 года в России было расследовано 2 299 случаев дачи взятки (ст. 291 УК РФ) и 2 784 случая получения взятки (ст. 290 УК РФ). В обоих случаях в десятке лидеров - г. Москва, Московская область, Краснодарский край, Ростовская область и другие регионы [11]. Стоит отметить, что факты совершения коррупционных проявлений присутствуют во всех регионах, с той лишь разницей, что в некоторых совершены единицы правонарушений, в других счет идет за сотки и тысячи. На это оказывает непосредственное влияние уровень экономического развития каждого конкретного региона.
Для предупреждения коррупции во всех сферах жизнедеятельности государственных органов в России существует целая система нормативных правовых актов, которая, к сожалению, не очень эффективно функционирует. Коррупция является одним из основных препятствий на пути становления правового государства, так как создает реальную угрозу реализации прав и свобод каждого человека и гражданина, ставя во главе угла удовлетворение лишь личных корыстных интересов государственных служащих.
Основное количество фактов коррупции фиксируется на стадии применения какой-либо нормы права в определенном обстоя-
тельстве посредством принятия императивного акта - т. е. на стадии правоприменения, в меньшей степени проявляя себя на стадии нормотворчества. В целях оперативного выявления коррупциогенных факторов в процессе нормотворческой деятельности в настоящее время функционирует Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Однако результаты внедрения и использования данного нормативного правового акта не позволяют сказать, что деятельность по антикоррупционной экспертизе уже готовых нормативных правовых актов и их проектов позволила серьезно снизить подобные негативные проявления. В настоящее время в открытом доступе имеются лишь единичные сведения проведения данных экспертиз, что позволяет сделать умозаключения либо о действительном отсутствии в нормативных правовых актах и их проектах корруп-циогенных факторов (что весьма сомнительно), либо их проведение характеризуется формальным подходом. Например, игнорируются некоторые критерии, которые установлены, либо сам процесс не отличается тщательностью проведения. Так, в 2017 году прокурорами в рамках реализации своих компетенций изучено более 970 тыс. нормативных правовых актов (в 2016 году - 989 тыс.), ими выявлено 46 тыс. (в 2016 году - 49 тыс.) нормативных правовых актов, содержащих кор-рупциогенные факторы. Значительное количество коррупциогенных факторов связано с принятием нормативных правовых актов за пределами компетенции правотворческого органа (19,7 %), отсутствием или неполнотой административных процедур в правовых актах (19,7 %), широтой дискреционных полномочий (18,3 %) [11]. Кроме того, большое количество нормативных правовых актов содержали в себе правовые предписания с формулировками «вправе», юридические коллизии, а также завышенные требования к субъекту права и т. д.
Считаем, что работа в данном направлении является наиболее продуктивной, если она осуществляется на этапе нормотворческой деятельности до момента вступления нормативных правовых актов в юридическую силу. В большинстве своем коррупциогенные факторы затрагивают сферы реализации прав и свобод человека и гражданина, государствен-
ной и муниципальной службы, а также всех видов собственности.
В заключение исследования стоит отметить, что поскольку коррупция является системной проблемой, то и решение ее должно быть не односторонним, а комплексным. В современном мире вопрос борьбы с коррупцией является одним из самых актуальных вследствие того, что коррупция создает серьезные проблемы на пути решения социальных проблем. Можно констатировать, что коррупция разрушает государственные органы изнутри, что непосредственно сказывается на их эффективном функционировании.
Следует понимать, что деятельность по борьбе с коррупционными проявлениями не может иметь своей целью ее полное искоренение, поскольку достичь такого результата просто невозможно. Целью проведения антикоррупционной политики должно стать снижение уровня коррупции до минимально возможных значений. Причем основные усилия должны быть направлены не на борьбу с фактами мелкого взяточничества, а на выявление коррупционеров в государственных органах власти. Именно это, на наш взгляд, принесет как желаемый результат, так и нейтрализует коррупцию.
Одним из препятствий на пути формирования правового государства без коррупции является низкий уровень правового сознания и правовой культуры населения и должностных лиц, что влечет за собой несоблюдение должностными лицами этических стандартов служебного поведения, а впоследствии -к злоупотреблению полномочиями.
Предупреждение и пресечение коррупции -это серьезная проблема. Механизм противодействия данному виду преступности состоит из совокупности норм всех отраслей права и деятельности соответствующих структур.
Преимущественными направлениями превентивного воздействия, на наш взгляд, являются: тщательная переработка действующего законодательства с учетом требований и правил юридической техники, а также ее учет при разработке и принятии новых норматив-
Литература
1. «О взяточничестве» Декрет СНК РСФСР от 08.05.1918 СНК РСФСР // URL: https://www.lawmix.ru/sssr/18904.
2. УК РСФСР 1922 г. УК РСФСР редакции 1926 г.
3. Циркуляр Наркомюста РСФСР от
ных правовых актов, регулирующих деятельность в определенной сфере. Кроме того, важным моментом выступает совершенствование специального правового статуса должностного лица, в том числе таких его элементов, как права, обязанности, а также вопросы их социальной и правовой защищенности. Значимым вкладом в разработку профилактических мер борьбы с коррупцией в государственных структурах следует отметить рекрутирование, профессиональное обучение и грамотную расстановку личного состава, в том числе совершенствование системы ротации кадров. Коррупционные проявления всегда многоаспектны, следовательно, необходимо тщательно изучать объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на их возникновение и распространение. Представляется, что к таким факторам, безусловно, относятся самые разнообразные сферы жизнедеятельности общества (социальная, экономическая, политическая), личностные характеристики должностного лица (включая наличие деформации правового сознания), служебная нагрузка и психологический климат в коллективе.
На основании проведенного исследования можно сформулировать ряд выводов. Коррупция зародилась и развивалась с момента зарождения государственности. Практически одновременно стали вырабатываться и вводиться меры борьбы с коррупционными проявлениями. Очевидно, что одной из проблем противодействия коррупции остается высокий уровень ее латентности. Именно латент-ность, по нашему мнению, обеспечивает существование коррупции на современном этапе. Для эффективного противодействия коррупции необходимо в большой степени уделять внимание ее предупреждению.
Суровость мер, предусматривающих ответственность за коррупционные правонарушения, тотальный контроль экономической и политической сфер (сталинские репрессии) не «излечили» Россию от коррупции. Следовательно, надо искать другие пути для ее преодоления, которым может выступить и трансформация правового сознания населения.
Bibliography
1. «On bribery» Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR of 05.08.1918 Council of People's Commissars of the RSFSR // URL: https://www.lawmix.ru/sssr/18904.
2. The Criminal Code of the RSFSR of 1922 was the first Soviet criminal code adopted on
09.10.1922 № 97 «Об объеме понятия взятки» // URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1411 .htm.
4. Как приговор уничтожил банду преступников, «запятнавших великое имя советского судьи» // URL: http://istmat.info/node/57255.
5. Постановление ЦИК СССР и Совета Народных Комиссаров СССР «О борьбе со спекуляцией» // URL: http://istmat.info/node/57255.
6. Борьба с растратами и хищениями в предвоенный период // URL: https://studfiles.net/ preview/3206010/page:45/.
7. УК РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_2950/8f75811a396fb 70c6bcc70c5ae0122fc829a2d5a/.
8. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) // URL: www.pravo.gov.ru.
9. Доклад «Состояние преступности в России за январь - декабрь 2018 года» ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России. М., 2018.
10. Злобин А. Средний размер взятки в России превысил 600 000 рублей // URL: https:// www.forbes .ru/ obshchestvo/3 70 543-sredniy-razmer-vzyatki-v-rossii-prevysil-600-000-rubley.
11. О результатах работы органов прокуратуры РФ по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за 2017 год // http://www. genproc.gov.ru/special/smi/news/news-1336190/.
26.05.1922 at the 3-rd session of the IX Congress of Soviets. The RSFSR Criminal Code of 1926.
3. Circular of the People's Commissariat of the RSFSR of09.10.1922 № 97 «On the scope of the concept of bribe» // URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/ussr_1411 .htm.
4. How the verdict destroyed the gang of criminals who «Tarnished the great name of the Soviet judge» // URL: http://istmat.info/node/57255.
5. Resolution of the Central Executive Committee of the USSR and the Council of People's Commissars of the USSR «On the fight against speculation» // URL: http://istmat.info/node/57255.
6. The fight against embezzlement and embezzlement in the pre-war period // URL: https:// studfiles.net/preview/3206010/page:45/.
7. The Criminal Code of the RSFSR (approved by the Supreme Court of the RSFSR 10.27.1960) (as amended on 07.30.1996) // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2950/ 8f75811a396fb70c6bcc70c5ae0122fc829a2d5a 292d5a.
8. Federal law «On Combating Corruption» dated December 25, 2008 № 273-FL (as amended on 29.07.2017) // URL: https://www.pravo.gov.ru.
9. The report «The state of crime in Russia for January - december 2018» of the Federal State Institution «Main Information and Analytical Center» of the Ministry of Internal Affairs of the RF. M., 2018.
10. Zlobin A. The average bribe in Russia exceeded 600 000 rubles // URL: https://www. forbes.ru/obshchestvo/370543-sredniy-razmer-vzyatki-v-rossii-prevysil-600-000-rubley.
11. On the results of the work of the prosecution authorities of the RF to conduct an anti-corruption examination of regulatory legal acts and their projects for 2017 // http://www.genproc.gov.ru/special/smi/ news/news-1336190/.