УДК 343.1. ББК 67.311
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10426
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ
Тимур Физулиевич ГАСАНОВ, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
Аннотация. Статья посвящена изучению полномочий прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания. Особое значение эти полномочия прокурора имеют потому, что уголовное судопроизводство связано с возможностью применения различных мер процессуального принуждения, т.е. правовых ограничений в отношении участников процесса.
Ключевые слова: уголовное дело, прокурорский надзор, предварительное расследование, дознание.
Annotation. The article is devoted to the study of the powers of the prosecutor to monitor the procedural activities of bodies of inquiry. Particular importance these are the powers of the prosecutor because criminal proceedings connected with the use of various coercive measures, i.e. legal restrictions on actors.
Keywords: criminal case, prosecutor's supervision, the preliminary investigation, inquiry.
Научный руководитель: Д.Я. Бегова, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Юридического института Дагестанского государственного университета,
кандидат юридических наук
С целью обеспечения соблюдения законности на досудебных стадиях уголовного процесса законодатель наделил прокурора в ч. 1 ст. 37 УПК РФ полномочием по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Указанное полномочие соотносится с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее — Закон о прокуратуре), где рассматриваемому виду надзора посвящена отдельная глава.
Прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, посвящена гл. 3 Закона о прокуратуре. Указанный надзор занимает ведущее место в деятельности прокуратуры, а прокурор, его осуществляющий, является гарантом обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.
Полномочия, предоставленные прокурору для осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, несколько
шире объема полномочий, которыми наделен прокурор для надзора за деятельностью органов предварительного следствия.
Согласно ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
■ проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
■ выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
■ требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019
■ давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
■ давать согласие дознавателю на возбужде-
ние перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения и т.д.
Эти полномочия реализуются прокурором от имени государства в рамках осуществления функции уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства, а также надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия1.
Кроме того, все перечисленные полномочия можно также традиционно разделить на три группы:
■ полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона;
■ полномочия, направленные на выявление нарушений закона;
■ полномочия, направленные на устранение
нарушений закона.
Прокурорский надзор за исполнением законов на досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер с тем, чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно реже допускались нарушения закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности.
Отдельными авторами ставится под сомнение целесообразность весьма широких полномочий прокурора на стадии досудебного производства в отношении подразделений дознания. В противовес подобным суждениям можно представить данные статистики об увеличении количества уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания, и многократных нарушениях закона с их стороны.
Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в 2018 г. по сравнению с 2017 г. свидетельствуют об увеличении доли выявленных нарушений законов, в том числе при приеме, регистрации рассмотрении сообщений о преступлениях, на досудебной стадии уголовного судопроизводства (2018 г. — 5 159 080; 2017 г. — 5 156 665)2.
Соблюдая требования закона о надзоре за законностью действий дознавателя, прокурор выполняет надзор также и за действиями начальника органа дознания. Это подтверждается и ч. 4 ст. 41 УПК РФ, в которой говорится о возмож-
ности обжалования указаний от начальника органа дознания исключительно прокурору, а не вышестоящему руководителю, как это установлено в отношении следователя.
При таких обстоятельствах возможность обжалования решений прокурора о возвращении уголовного дела для дополнительного расследования не только противоречит изложенным в УПК РФ принципам, но и не соотносится с институтом разумного срока судопроизводства. Подобное право дознавателя неизбежно приведет к увеличению сроков дознания и переходу к другой форме — предварительному следствию, что, в свою очередь, не позволит обеспечить достижение цели дознания как упрощенной формы расследования, ускоряющей доступ к правосудию.
Таким образом, руководя дознанием по уголовному делу, прокурор в полном объеме отвечает за его качество, в том числе за соблюдение разумных сроков, в связи с чем он не заинтересован в использовании своих полномочий для процессуального давления на органы дознания путем возвращения уголовного дела на доследование.
Хочется отметить, что законодательство четко определяет предмет прокурорского надзора в отношении органов дознания, что задает строгие рамки вмешательства прокурора в процессуальную деятельность дознания.
Уголовно-процессуальная деятельность в определенной степени нуждается в оптимизации, о чем свидетельствуют проблемы правоприменения и пробелы в законодательстве. Однако при реформировании уголовного процесса фундаментальное значение имеет сохранение сформированных и проверенных практикой стандартов расследования.
1 Гатауллин 3. Уголовное преследование как функция прокурора // Законность. 2010. № 2. С. 9.
2 Основные показатели деятельности прокуратуры за 2017 — 2018 гг. // http://crimestat.ru/
Библиографический список
1. уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Гатауллин 3. Уголовное преследование как функция прокурора // Законность. 2010. № 2.
3. Новикова А.А. Соотношение прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальной деятельностью органов дознания // Символ науки. 2018. № 1-2.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019