Научная статья на тему 'Отдельные аспекты производства по делам об административных правонарушениях в отношении неустановленного лица'

Отдельные аспекты производства по делам об административных правонарушениях в отношении неустановленного лица Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4534
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ / НЕУСТАНОВЛЕННОЕ ЛИЦО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА / PROCEEDINGS IN THE CASE OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE / UNIDENTIFIED PERSON / ADMINISTRATIVE INVESTIGATION / STAGES OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлова Евгения Васильевна

В статье рассматриваются отдельные аспекты, связанные с производством по делам об административных правонарушениях в отношении неустановленного лица. На основе проведенного исследования установлены и обобщены отдельные проблемные возбуждения дела об административном правонарушении в отношении таких категорий лиц, а также высказываются предложения по внесению изменений в КоАП РФ, в том числе на основе выявленных проблем в правоприменительной практике.The article deals with certain aspects related to the proceedings in cases of administrative offenses against an unidentified person. On the basis of the conducted research, certain problematic cases of an administrative offense against an unidentified person are identified and summarized, and suggestions are made to improve the effectiveness of the legal institution under consideration, including on the basis of the identified problems in law enforcement practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты производства по делам об административных правонарушениях в отношении неустановленного лица»

Административное право; административный процесс

УДК 342; 351.81+37.01 ББК 67; П 12

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10252

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ НЕУСТАНОВЛЕННОГО ЛИЦА

Евгения Васильевна ПАВЛОВА, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук, доцент E-mail: pavlova.evgenia.78@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты, связанные с производством по делам об административных правонарушениях в отношении неустановленного лица. На основе проведенного исследования установлены и обобщены отдельные проблемные возбуждения дела об административном правонарушении в отношении таких категорий лиц, а также высказываются предложения по внесению изменений в КоАП РФ, в том числе на основе выявленных проблем в правоприменительной практике.

Ключевые слова: производство по делу об административном правонарушении, неустановленное лицо, административное расследование, стадии производства.

Annotation. The article deals with certain aspects related to the proceedings in cases of administrative offenses against an unidentified person. On the basis of the conducted research, certain problematic cases of an administrative offense against an unidentified person are identified and summarized, and suggestions are made to improve the effectiveness of the legal institution under consideration, including on the basis of the identified problems in law enforcement practice.

Keywords: proceedings in the case of an administrative offense, unidentified person, administrative investigation, stages of production.

В современный период динамичного развития общества значительное внимание уделяется, в том числе, правовому регулированию возникающих общественных отношений, которые отражают тенденции поступательного изменения положения России на международной арене.

Российская Федерация — государство, оказывающее влияние на мировую политику, в первую очередь обеспечивает безопасность своих граждан, в том числе продуманной политикой предупреждения и пресечения противоправных проявлений внутри страны.

Административные правонарушения остаются самыми распространенными деликтами, которые выявляются и пресекаются государственными органами и их должностными лицами, но основной массив работы в указанном направлении осуществляется сотрудниками органов внутренних дел (полиции).

Согласно статистическим данным, представленным ГИАЦ МВД России, в 2018 г. должностными лицами ОВД выявлено более 7,8 млн административных правонарушений (без учета административной практики по линии подразделений по обеспечению безопасности

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

дорожного движения и миграции). В том числе выявлено:

■ по ст. 6.1.1 КоАП РФ — 248 257 административных правонарушений,

■ по ст. 7.27 — 159 197,

■ по ст. 20.1 — 870 362,

■ по ст. 20.20 — 1 655 863,

■ по ст. 20.21 — 1 427 3941.

Привлечение к административной ответственности лиц, совершивших противоправные деяния, в первую очередь преследует цель предупреждения совершения новых правонарушений, а также наступления иных негативных последствий. Однако достаточное количество административных правонарушений продолжает быть латентным ввиду наличия объективных и субъективных факторов, к которым следует отнести и несовершенство административно-процессуального законодательства.

Следует отметить, что буквальное трактование отдельных положений КоАП РФ (статей 28.1, 28,2 28,7 и т.д.)2 не позволяет в полном объеме осуществлять правоприменителям реализацию принципа неотвратимости административной ответственности в том случае, когда административное правонарушение совершается неустановленным лицом.

Кроме того, актуальность изучения обозначенной проблемы обусловлена динамичными изменениями в административном и административно-процессуальном законодательстве.

Так, 4 апреля 2019 г. подписано распоряжение Правительства Российской Федерации № 631-р, в соответствии с которым образована Межведомственная рабочая группа по подготовке проекта КоАП РФ. В результате деятельности указанной группы разработана Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Во введении указанной Концепции отражено, что с момента принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принят 621 федеральный закон, данные законы внесли почти 5 тыс. поправок в рассматриваемый кодифицированный акт3.

Следует учесть, что указанные преобразования направлены, в том числе, на устранение существующих пробелов как в законодательной, так и в правоприменительной деятельности. Одним из таких казусов является то обстоятельство, что административные правонарушения могут совершаться неизвестными лицами, а производство по таким категориям дел не предусмотрено.

Данные обстоятельства предопределяют необходимость всестороннего изучения правовых и организационных основ производства по делам об административных правонарушениях в отношении неустановленного лица.

Производство по делам об административных правонарушениях наиболее ярко выделяется среди всех других видов административно-юрисдикционных производств, так как данная процессуальная деятельность сложна по своему содержанию, характеру решаемых вопросов, субъектам, выступающим в данном процессе. Этому правовому институту значительное внимание уделяют и ученые-административисты, и правоприменители4.

Следует учесть, что с момента принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 2001 г. произошли существенные изменения, нашедшие свое отражение во вносимых поправках в закон; вместе с тем отдельные положения так и остались неурегулированными; это касается, в том числе, и процедуры осуществления производства по делам об административных правонарушениях в отношении неизвестного или неочевидного лица.

Обоснование того факта, что законодатель не предусмотрел производство в отношении такой категории лиц, есть. На момент принятия Кодекса было незначительное количество составов, которые могли быть совершены неустановленным лицом; как правило, административные правонарушения носят очевидный характер, выявляются должностными лицами государственных органов.

Однако на сегодняшний момент целый ряд составов административных правонарушений могут быть совершены неустановленным лицом. К таковым следует, например, отнести ст. 5.14 «Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму», ст. 6.1.1. «Побои», ст. 7.27 «Мелкое хищение» и многие другие.

Перечисленные составы, как правило, являются материальными, поскольку предусматривают наступление вреда в результате таких действий либо бездействия, либо содержат такие противоправные деяния, которые значительным образом подрывают основы деятельности государства. Указанное умозаключение указывает на такое обстоятельство, при котором правоприменители достаточно часто сталкиваются с необходимостью принятия процессуального либо иного решения по факту совершения админист-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

ративного правонарушения неустановленным лицом.

Законодатель предусматривает конкретные поводы для возбуждения дела об административном правонарушении, и практически в каждом из поводов указано на наличие события административного правонарушения, а не на лицо, его совершившее. Целесообразно отразить, что законодатель в действующей редакции КоАП РФ предусматривает возможность возбуждения дела об административном правонарушении по факту его совершения, т.е. в отношении неустановленного лица.

Следует отметить, что при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неустановленного лица в обязательном порядке требуется проведение административного расследования ввиду необходимости осуществления комплекса мероприятий, направленных на установление лица, совершившего противоправное деяние.

Однако прямого указания в КоАП РФ на осуществление производства по делу об административном правонарушении в отношении неустановленного лица нет.

В связи с этим считаем возможным внести изменения в ст. 28.7 КоАП РФ. А именно, дополнить данную статью после слов «а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 настоящего Кодекса» следующими словами: «и совершения правонарушений неустановленным лицом».

Дальнейшее производство по делу об административном правонарушении, а также проведение административного расследования осуществляется в общем порядке. Соответственно, такие изменения не повлекут за собой необходимости наделения сотрудников органов внутренних дел (полиции) дополнительными обязанностями по осуществлению розыскных мероприятий. По итогам административного расследования, в случае установления лица, совершив-

шего административное правонарушение, должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении, а в случае отсутствия возможности выявления такого лица выносится постановление о прекращении производства по делу.

Таким образом, законодательное регулирование производства по делам об административных правонарушениях в отношении неустановленного лица в настоящее время позволяет осуществлять данный вид производства. Однако при внесении указанных изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правоприменительная практика станет единообразной и исключит необоснованные отказы в возбуждении дела по факту совершенного правонарушения в случаях, когда лицо, его совершившее, неизвестно.

1 Состояние преступности в России за январь — декабрь 2018 г.: Статист. Сб. / ФКУ ГИАЦ МВД России. М., 2019. Доступ из ИМТС ОВД.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. (в ред. от 27.12.2019 г. № 443-Ф3) // http://www.consultant.ru (Дата обращения: 10.02.2020)

3 Концепция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Распоряжение Правительства РФ от 18.06.2019 г. № 1317 // http://www. consultant.ru (Дата обращения: 10.02.2020)

4 См.: Прохорова О.В. Возобновление производства по делу об административном правонарушении по новым и вновь возникшим обстоятельствам //Административное право и процесс. 2014. № 1. С. 53—56; Прокопенко А.О. Административное расследование в производстве по делам об административных правонарушениях. // Студенческий. 2019. № 37-5(81). С. 46—49; Салищева Н.Г., Якимов А.Ю. Структура производства по делам об административных правонарушениях (стадии пересмотра дела и исполнения решения по делу) // Административное право и процесс. 2016. № 6. С. 44—53.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.