ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
СРЕДИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ ГВИНЕЯ-БИСАУ
М. Кассама, слушатель факультета подготовки иностранных специалистов, Республика Гвинея-Бисау
Научный руководитель: С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-1-48-50
Аннотация. Статья посвящена особенностям организации антикоррупционной борьбы с лицами, находящимися на государственной службе в Республике Гвинея-Бисау. Выявляя опасный характер коррупционного поведения отдельных представителей отмеченной корпорации служащих, автор обращает внимание на анализ триады воззрений, раскрывающих природу возникновения и устойчивости коррупции, в их числе: во-первых, пер-соналистические; во-вторых, персоналистические; в-третьих, системные. По мнению автора, проведенный им анализ данной триады и сформулированные выводы позволят наиболее предметно подойти к решению проблемы минимизации высокого уровня коррупции в Республике Гвинея-Бисау.
Ключевые слова: коррупция, природа коррупции, государство, государственная служба, общество, ветви власти, Республика Гвинея-Бисау.
Для современного общества Республики Гвинея-Бисау, продвигающегося по пути укрепления своей государственности и построения подлинно правового государства, проблема коррупции среди государственных служащих является: во-первых, предметом широких дискуссий среди различных слоев населения; во-вторых, воспринимается как преграда для ожидаемого восприятия власти и ее служащих в качестве надежного проводника, обеспечивающего выход нашей страны на дорогу благополучия и процветания общества. При этом особый акцент в проводимых среди народа обсуждениях делается на необходимости обеспечения чистоты помыслов и поступков лиц, проходящих службу в органах законодательной и судебной власти, аудиторских судов и иных учреждений, включая полицию.
К сожалению, коррупция является неизбежным атрибутом любого общества во всем в мире, однако степень ее восприятия характеризуется разными показателями, в том числе «индексом восприятия коррупции». В этом смысле Гвинея-Бисау не является исключением. Она считается одной из самых коррумпированных стран мира, занимая 22-ю позицию (между Кам-
боджей и Эритреей) в рейтинге «Индекса восприятия коррупции за 2023 год», ежегодно публикуемого в докладе неправительственной организацией «Transparency International» [1], - в классификации из 180 стран. В 2023 г. наша страна стала 40-й (самой коррумпированной) страной среди 49 стран Африки к югу от Сахары [2].
При объяснении природы коррупции отдельные зарубежные ученые выделяют три основания/объяснения для ее типологии: 1) персоналистические объяснения;
2) институциональные разоблачения;
3) системные объяснения [3, p. 150-151]. По нашему представлению, отмеченная точка зрения допустима для рассмотрения применительно к теме настоящей работы.
Более подробное содержание каждого из отмеченных оснований/объяснений может быть представлено следующим образом:
1. В персоналистических объяснениях коррупция - это сценарий злодеяний плохих людей, исходящих от их личностных качеств и хрупкости человеческой природы. Согласно данной точке зрения, основная причина коррупции связана с природной тягой человека к обогащению и рационального взгляда на окружающую его
действительность. Руководствуясь логикой этой позиции, можно заключить следующее: доступ государственного служащего к ресурсам страны и фактор обладания им власти над людьми и их жизненной ситуацией, есть подлинный источник коррупции.
2. В институциональных объяснениях -трансверсальная коррупция суть коррупция как порождение административных проблем, имеющих две стороны: а) генезис первого блока проблем тождественен понятию «подстрекаемый» (лат. «instigo»): коррумпированные чиновники/лидеры воспроизводят коррупцию внутри своего ведомства и на межведомственном уровне. В данном случае чиновник и поражаемая им коррупция уподобляются «лернейской гидре», имеющей много глав; б) причина появления второго блока проблем обусловлена несовершенством национального антикоррупционного законодательства, способствующего наличию «узких мест» и «лакун», созданных законами и постановлениями, переводящими бюрократию в режим упрощенного доступа к ресурсам государства и материальным ценностям рядовых граждан или их полномочиям, используя которые корыстолюбивый государственный служащий «решает свои проблемы» на коррупционной основе.
3. В системных объяснениях - коррупция возникает из-за взаимного влияния между правительством и общественностью, таким образом, образуя неотъемлемую часть политической системы среди спектра других влияний.
Подводя итог изложенному, представляется необходимым сформулировать следующие выводы:
Во-первых, в целях преодоления опасных для общества различных проявлений
государственной службе, необходимо форсировать принятие более действенных законоположений, позволяющих обеспечить: 1) эффективный контроль за работой каждого чиновника и соблюдение им нормативных установлений антикоррупционного законодательства; 2) неотвратимость применения к каждому коррупционеру действующих в Республике Гвинея-Бисау норм закона и иных правовых актов, что несомненно позволит укрепить национальный корпус государственных служащих кадрами, для которых честное служение своей стране станет принципом их поведения и смыслом пребывания на занимаемой должности.
Во-вторых, эффективным направлением противодействия коррупции выступает фактор тщательного отбора претендентов для занятия должностей государственных служащих. При этом в процесс решения указанной задачи должны быть вовлечены представители различных служб и ведомств: от квалифицированных специалистов рекрутинговых подразделений до представителей правоохранительных органов.
В-третьих, мощным ресурсом противодействия коррупции является вовлечение в процесс очищения государственных служащих от нечистоплотных лиц широких слоев населения и наделение контрольной функцией за указанными служащими организаций гражданского общества.
В-четвертых, важное значение для формирования эффективной системы противодействия коррупции среди государственных служащих имеют обобщение и учет приемлемого для гвинейской нации и менталитета народных масс опыта отдельных стран, демонстрирующих высокие показатели в решении сложной задачи борьбы с коррупцией.
коррупции среди лиц, находящихся на
Библиографический список
1. Índice de Perce9ao da Corrupto 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://transparencia.pt/indice-de-percecao-da-corrupcao-2023/ (дата обращения: 24.06.2024).
2. Mbinza P. Como se posicionam os PALOP no Índice de Percep9ao da Corrup9ao. 1 Fevereiro, 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbesafricalusofona.com/guine-equatorial-continua-a-ser-o-pais-lusofono-mais-corrupto-transparencia-internacional/ (дата обращения: 25.06.2024).
3. Silva Cá C.G., Lima A.O., Sousa A.M. O controle externo e o combate á corrupto na Gestao Pública de Guiné-Bissau // Rev. Controle, Fortaleza. - 2019. - V. 17 (1). - Pp. 143-169.
SELECTED ASPECTS OF THE PROBLEM FIELD OF THE FIGHT WITH CORRUPTION AMONG CIVIL SERVANTS OF THE REPUBLIC
OF GUINEA-BISSAU
M. Kassama, Student of the Faculty of Training Foreign Specialists, Republic of Guinea-Bissau Supervisor: S.Y. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article is devoted to the peculiarities of organizing the anti-corruption fight against persons in public service in the Republic of Guinea-Bissau. Revealing the dangerous nature of the corrupt behavior of individual representatives of the noted corporation of employees, the author draws attention to the analysis of the triad of views that reveal the nature of the emergence and sustainability of corruption, including: firstly, personalistic; secondly, personal-istic; thirdly, systemic. According to the author, his analysis of this triad and the conclusions formulated will allow the most substantive approach to solving the problem of minimizing the high level of corruption in the Republic of Guinea-Bissau.
Keywords: corruption, nature of corruption, state, civil service, society, branches of government, Republic of Guinea-Bissau.